Законодательство
Московской области

Балашихинский р-н
Бронницы
Волоколамский р-н
Воскресенский р-н
Дзержинский
Дмитровский р-н
Долгопрудный
Домодедовский р-н
Дубна
Егорьевский р-н
Жуковский
Зарайский р-н
Звенигород
Ивантеевка
Истринский р-н
Каширский р-н
Климовск
Клинский р-н
Коломенский р-н
Королев
Красноармейск
Красногорский р-н
Краснознаменск
Ленинский р-н
Лобня
Лотошинский р-н
Луховицкий р-н
Лыткарино
Люберецкий р-н
Можайский р-н
Московская область
Мытищинский р-н
Наро-Фоминский р-н
Ногинский р-н
Одинцовский р-н
Озерский р-н
Орехово-Зуевский р-н
Павлово-Посадский р-н
Подольский р-н
Протвино
Пушкинский р-н
Пущино
Раменский р-н
Реутов
Рошаль
Рузский р-н
Сергиево-Посадский р-н
Серебряно-Прудский р-н
Серпуховский р-н
Солнечногорский р-н
Ступинский р-н
Талдомский р-н
Троицк
Фрязино
Химкинский р-н
Чеховский р-н
Шатурский р-н
Шаховской р-н
Щелковский р-н
Щербинка
Электросталь

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








ЗАКОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ от 01.06.1994 № 3/94-ОЗ
(ред. от 17.05.2007)
"О МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЕ"
(принят решением Мособлдумы от 11.05.1994 № 5/16 с учетом замечания, принятого решением Мособлдумы от 01.06.1994 № 4/19)

Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в издании
"Вестник Московской областной Думы", № 8, август, 1994.



Изменения, внесенные Законом МО от 17.05.2007 № 61/2007-ОЗ, вступили в силу на следующий день после его официального опубликования.



1 июня 1994 года № 3/94-ОЗ

   ------------------------------------------------------------------


Принят
решением
Московской областной Думы
от 11 мая 1994 года № 5/16
с учетом замечания,
принятого решением
Московской областной Думы
от 1 июня 1994 года № 4/19

ЗАКОН
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

О МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЕ

(в ред. Законов МО от 20.09.1994 № 11/94-ОЗ,
от 11.11.1994 № 18/94-ОЗ, от 17.02.1995 № 5/95-ОЗ,
от 02.02.1996 № 5/96-ОЗ, от 28.01.1997 № 7/97-ОЗ,
от 13.03.2000 № 14/2000-ОЗ, от 06.05.2002 № 37/2002-ОЗ,
от 11.02.2004 № 27/2004-ОЗ, от 23.12.2006 № 247/2006-ОЗ,
от 06.04.2007 № 44/2007-ОЗ, от 17.05.2007 № 61/2007-ОЗ)

I. Общие положения

Статья 1. Московская областная Дума

(в ред. Закона МО от 06.05.2002 № 37/2002-ОЗ)

1. Московская областная Дума является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти Московской области.
В настоящем Законе названия "Московская областная Дума", "областная Дума" и "Дума" используются в одном значении.
(абзац введен Законом МО от 23.12.2006 № 247/2006-ОЗ)
2. Московская областная Дума обладает правами юридического лица и имеет гербовую печать.
3. Московская областная Дума самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности.
4. Расходы на обеспечение деятельности Московской областной Думы предусматриваются в бюджете Московской области (далее - областной бюджет) отдельно от других расходов в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
(в ред. Законов МО от 11.02.2004 № 27/2004-ОЗ, от 23.12.2006 № 247/2006-ОЗ)
5. Московская областная Дума является правомочной, если в ее состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов.

Статья 2. Правовая основа деятельности Московской областной Думы

(в ред. Закона МО от 11.02.2004 № 27/2004-ОЗ)

Образование, формирование, деятельность Московской областной Думы, ее полномочия и ответственность, порядок взаимодействия с федеральными органами государственной власти, исполнительными органами государственной власти Московской области основываются на Конституции Российской Федерации и регулируются федеральными конституционными законами, федеральными законами, Уставом Московской области, законами Московской области и иными нормативными правовыми актами Московской области.
(в ред. Закона МО от 23.12.2006 № 247/2006-ОЗ)

Статья 3. Исключена. - Закон МО от 06.05.2002 № 37/2002-ОЗ.

II. Структура и организационные основы деятельности
Московской областной Думы

Статья 4. Состав и порядок формирования Московской областной Думы

(в ред. Закона МО от 06.05.2002 № 37/2002-ОЗ)

   ------------------------------------------------------------------

Действие пункта 1 не распространяется на правоотношения, возникшие в связи с проведением дополнительных выборов депутатов Московской областной Думы, назначенных в случаях досрочного прекращения полномочий депутатов Московской областной Думы, избранных в период с 16 декабря 2001 года по 16 декабря 2006 года (Закон МО от 11.02.2004 № 27/2004-ОЗ).
   ------------------------------------------------------------------

1. Московская областная Дума состоит из пятидесяти депутатов, избираемых населением области на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании на пять лет. Депутаты Московской областной Думы избираются по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями.
(п. 1 в ред. Закона МО от 23.12.2006 № 247/2006-ОЗ)
2. Депутатом Московской областной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший ко дню выборов 21 года и обладающий в соответствии с федеральным законом избирательным правом.
Порядок организации и проведения выборов депутатов Московской областной Думы устанавливается законами Московской области.
(в ред. Закона МО от 23.12.2006 № 247/2006-ОЗ)
3. В течение срока своих полномочий депутат Московской областной Думы не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности Московской области или замещать должности государственной гражданской службы Московской области, а также занимать выборные муниципальные должности и замещать должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральным законом.
(в ред. Законов МО от 11.02.2004 № 27/2004-ОЗ, от 23.12.2006 № 247/2006-ОЗ)
Депутат Московской областной Думы не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
(абзац введен Законом МО от 17.05.2007 № 61/2007-ОЗ)
4. Статус депутата Московской областной Думы определяется федеральными законами, Уставом Московской области, Законом Московской области "О статусе депутата Московской областной Думы", иными законами Московской области.
5. Депутаты Московской областной Думы осуществляют депутатскую деятельность как на профессиональной постоянной основе (замещают государственную должность Московской области), так и на непостоянной основе (совмещают депутатскую деятельность с выполнением трудовых обязанностей по месту основной работы).
(в ред. Законов МО от 11.02.2004 № 27/2004-ОЗ, от 23.12.2006 № 247/2006-ОЗ)
Число депутатов, осуществляющих депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, устанавливается законом Московской области.
(в ред. Закона МО от 11.02.2004 № 27/2004-ОЗ)
Депутат Московской областной Думы, работающий на профессиональной постоянной основе, не может заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
(в ред. Законов МО от 11.02.2004 № 27/2004-ОЗ, от 17.05.2007 № 61/2007-ОЗ)
Для депутата Московской областной Думы, совмещающего депутатскую деятельность с выполнением трудовых обязанностей по основному месту работы, ограничения, социальные гарантии устанавливаются федеральными законами и законами Московской области.
(в ред. Закона МО от 23.12.2006 № 247/2006-ОЗ)
Условия осуществления депутатом депутатской деятельности (на профессиональной постоянной основе, или на профессиональной основе в определенный период, или без отрыва от основной деятельности) устанавливаются законом Московской области.
(абзац введен Законом МО от 11.02.2004 № 27/2004-ОЗ)

Статья 5. Заседание Московской областной Думы

(в ред. Закона МО от 06.04.2007 № 44/2007-ОЗ)

1. Основной формой работы Московской областной Думы является заседание Думы. Заседание Думы правомочно, если на нем присутствует более половины от установленного числа депутатов Думы.
2. Порядок созыва и проведения заседания Московской областной Думы определяется Регламентом Думы.

Статья 6. Порядок подготовки, внесения и рассмотрения вопросов на заседаниях Думы

Порядок подготовки, внесения и рассмотрения вопросов на заседании Думы, порядок образования и избрания органов Думы, заслушивания отчетов об их работе и отчетов о деятельности исполнительных органов государственной власти Московской области, в соответствии с законодательством Московской области, заслушивание докладов Уполномоченного по правам человека в Московской области, рассмотрения депутатских запросов, проектов решений Думы, голосования, другие вопросы организации работы Думы и ее органов, а также ответственность депутатов за систематическое неучастие в работе заседаний Думы и ее органов без уважительных причин определяются Регламентом Думы.
(в ред. Закона МО от 06.05.2002 № 37/2002-ОЗ)

Статья 7. Порядок проведения заседаний Московской областной Думы

Первое заседание Московской областной Думы созывается в третью среду, являющуюся рабочим днем, после избрания в Думу не менее двух третей (34 депутата) от числа депутатов, установленного для Думы. Первое заседание вновь избранной Московской областной Думы может быть созвано Губернатором Московской области ранее указанного срока.
(в ред. Закона МО от 11.02.2004 № 27/2004-ОЗ)
Первое заседание Московской областной Думы открывает старейший по возрасту депутат, а далее ведет председатель Избирательной комиссии Московской области до избрания Председателя Думы.
(в ред. Закона МО от 11.02.2004 № 27/2004-ОЗ)
Абзац исключен. - Закон МО от 06.04.2007 № 44/2007-ОЗ.

Статья 8. Порядок принятия Московской областной Думой нормативных правовых актов

(в ред. Закона МО от 06.05.2002 № 37/2002-ОЗ)

1. Порядок принятия Московской областной Думой Устава Московской области, поправок к нему, законов Московской области, а также постановлений Московской областной Думы устанавливается федеральными законами, Уставом Московской области, законами Московской области.
2. Проект закона Московской области рассматривается Московской областной Думой не менее чем в двух чтениях. Решение о принятии либо отклонении проекта закона, а также о принятии закона оформляется постановлением Московской областной Думы.
3. Законопроекты, внесенные в Московскую областную Думу Губернатором Московской области, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке.

Статья 9. Председатель Московской областной Думы

(в ред. Закона МО от 06.04.2007 № 44/2007-ОЗ)

1. Председатель Думы избирается на заседании Думы на срок полномочий Думы тайным голосованием с использованием бюллетеней. Дума может принять решение о проведении открытого голосования.
2. Кандидатуру на должность Председателя Думы выдвигает избирательное объединение, получившее наибольшее число депутатских мандатов при их распределении по результатам выборов депутатов Думы.
3. Порядок обсуждения кандидатуры на должность Председателя Думы и проведения голосования определяется Регламентом Думы.
4. Кандидат считается избранным на должность Председателя Думы, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов Думы. Решение об избрании Председателя Думы оформляется постановлением Думы без дополнительного голосования.
5. Председатель Думы может быть освобожден от занимаемой должности до окончания срока полномочий Думы в случае:
а) его отставки по собственному желанию;
б) его смерти;
в) признания его судом недееспособным или ограниченно недееспособным, безвестно отсутствующим или объявления его умершим;
г) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
д) утраты им гражданства Российской Федерации, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего его право на постоянное проживание на территории иностранного государства;
е) прекращения его членства в политической партии, в составе единого списка кандидатов которой он был избран депутатом Думы;
ж) недоверия, выраженного ему фракцией, членом которой он является, в случае установленного судом нарушения Устава и законодательства Московской области, ненадлежащего исполнения обязанностей Председателя Думы, установленных законодательством.
6. Отставка от должности Председателя Думы по собственному желанию принимается Думой на основании письменного заявления Председателя Думы открытым голосованием большинством голосов от установленного числа депутатов Думы. В случае непринятия Думой отставки, Председатель Думы вправе прекратить свои полномочия по истечении 14 рабочих дней со дня подачи заявления об отставке.
7. В случаях, предусмотренных подпунктами "б"-"е" пункта 5 настоящей статьи, прекращение полномочий Председателя Думы оформляется постановлением Думы без голосования после информационного сообщения, сделанного на заседании Думы на основании соответствующих официальных документов.
8. В случае, предусмотренном подпунктом "ж" пункта 5 настоящей статьи, Председатель Думы освобождается от занимаемой должности тайным голосованием по предложению фракции, членом которой он является. Решение об освобождении Председателя Думы от должности принимается большинством голосов от установленного числа депутатов Думы. Решение об освобождении оформляется постановлением Думы без дополнительного голосования.
9. Председатель Московской областной Думы:
а) созывает заседания Думы, доводит до сведения депутатов время и место их проведения, а также проект повестки дня;
б) осуществляет руководство подготовкой заседаний Думы и вопросов, вносимых на рассмотрение Думы;
в) ведет заседания Думы, ведает внутренним распорядком в соответствии с Регламентом Думы;
г) подписывает решения Думы, протоколы заседаний Думы, другие документы Думы;
д) осуществляет общее руководство работой аппарата Думы;
е) назначает на должность и освобождает от должности руководителя аппарата Думы, руководителей структурных подразделений аппарата Думы, кроме случаев, предусмотренных решениями Думы;
ж) представляет на утверждение Думы руководителя аппарата Думы, а также руководителей самостоятельных структурных подразделений аппарата Думы по согласованию с Советом Думы в соответствии с Положением об аппарате Думы;
з) осуществляет полномочия нанимателя в отношении государственных гражданских служащих Московской области, работников аппарата Думы в соответствии с законодательством;
и) оказывает содействие депутатам Думы в осуществлении ими своих полномочий, организует обеспечение их необходимой информацией;
к) дает поручения органам Думы во исполнение решений Думы;
л) принимает меры по обеспечению гласности и учету общественного мнения в работе Думы;
м) обеспечивает в соответствии с решениями Думы обсуждение гражданами проектов важнейших решений Думы, а также вопросов областного и государственного значения, организует в Думе прием граждан, рассмотрение их обращений, заявлений и жалоб;
н) открывает и закрывает расчетные и текущие счета Думы в банках и является распорядителем по этим счетам;
о) является распорядителем кредитов по расходам, предусмотренным областным бюджетом на подготовку и проведение заседаний Думы, работу ее органов, депутатов Думы, содержание аппарата Думы и по другим расходам, связанным с деятельностью Думы;
п) от имени Думы подписывает исковые заявления, направляемые в суд;
р) решает иные вопросы, решение которых возложено на него законодательством Российской Федерации, законами Московской области, постановлениями и решениями Московской областной Думы.
10. Деятельность Председателя Думы обеспечивается секретариатом Председателя Думы.
11. В первой декаде каждого квартала Председатель Думы или по его поручению один из его заместителей представляет Думе доклады о деятельности Думы за истекший квартал и о проекте примерного плана законопроектной работы Думы на очередной квартал. По указанным докладам Дума может принимать постановления.
12. По вопросам своей компетенции Председатель Думы издает распоряжения.

Статья 10. Первый заместитель, заместитель Председателя Думы

(в ред. Закона МО от 06.04.2007 № 44/2007-ОЗ)

1. Дума принимает решение о числе первых заместителей, заместителей Председателя Думы.
2. Первый заместитель, заместитель Председателя Думы избирается (освобождается от должности) по основаниям и в порядке, установленном для избрания (освобождения от должности) Председателя Думы.
3. Кандидатуры, выдвинутые на должность первого заместителя, заместителя Председателя Думы, могут быть предварительно рассмотрены фракциями и Советом Думы в целях утверждения списка кандидатов. В этом случае Дума может провести открытое голосование по списку в целом.
4. Первый заместитель, заместитель Председателя Думы замещает Председателя Думы в его отсутствие, по поручению Председателя Думы ведет заседание Думы, координирует деятельность комитетов, комиссий и рабочих групп Думы, выполняет другие функции в соответствии с распределением обязанностей между первым заместителем, заместителями Председателя Думы.
5. Распоряжение о распределении обязанностей между первым заместителем, заместителями Председателя Думы издается Председателем Думы по согласованию с Советом Думы.
6. Деятельность первого заместителя, заместителей Председателя Думы обеспечивается их секретариатами.

Статья 11. Органы Думы

(в ред. Закона МО от 06.04.2007 № 44/2007-ОЗ)

1. Дума в целях обеспечения выполнения своих полномочий формирует постоянные и временные органы Думы. Постоянными органами Думы являются Совет Думы, комитеты Думы, Контрольно-счетная палата Думы. К временным органам Думы относятся комиссии и рабочие группы.
2. Постоянные органы Думы формируются и осуществляют свою деятельность в соответствии с Регламентом Думы и Положениями об этих органах, утверждаемыми постановлениями Думы.
3. Председатели комитетов и Контрольно-счетной палаты избираются Думой открытым голосованием большинством голосов от установленного числа депутатов Думы в порядке, предусмотренном для избрания заместителей Председателя Думы.
Голосование может проводиться по единому списку кандидатур, который может быть предварительно рассмотрен фракциями и Советом Думы.
Решение об избрании оформляется постановлением Думы без дополнительного голосования.
4. Решение об освобождении председателей комитетов и Контрольно-счетной палаты Думы от должности принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов Думы. Решения об освобождении оформляются постановлениями Думы.
5. Временные органы Думы образуются решениями Думы, которые определяют цели, состав и срок их деятельности.
Председатели временных органов избираются этими органами в соответствии с рекомендациями, которые могут быть даны Думой при принятии решения об образовании органа.

   ------------------------------------------------------------------

Изменения, внесенные Законом МО от 23.12.2006 № 247/2006-ОЗ в статью 12, вступают в силу со дня официального опубликования результатов выборов депутатов Московской областной Думы, назначенных на 11 марта 2007 года.
   ------------------------------------------------------------------

Статья 12. Фракции в Московской областной Думе

(в ред. Закона МО от 23.12.2006 № 247/2006-ОЗ)

1. Фракцией является объединение депутатов Московской областной Думы, избранных в составе списка кандидатов, который был допущен к распределению депутатских мандатов в Московской областной Думе. Во фракцию входят все депутаты Московской областной Думы, избранные в составе соответствующего списка кандидатов. Фракции в Московской областной Думе регистрируются в соответствии с Регламентом Московской областной Думы.
2. Депутат Московской областной Думы, входящий во фракцию, может быть членом только той политической партии, в составе списка кандидатов которой он был избран депутатом Московской областной Думы.
Несоблюдение указанных требований влечет за собой досрочное прекращение депутатских полномочий.
3. Деятельность фракции в Московской областной Думе организуется ею в соответствии с федеральными законами, законами Московской области и Регламентом Московской областной Думы.
4. Фракция в Московской областной Думе в порядке, установленном Московской областной Думой, определяет для каждого депутата, входящего в соответствующую фракцию, территорию Московской области, на которой депутат будет вести работу с избирателями Московской области.

Статья 13. Аппарат Московской областной Думы

(в ред. Закона МО от 06.04.2007 № 44/2007-ОЗ)

1. Правовое, организационное, информационно-аналитическое, финансовое, материально-техническое и социально-бытовое обеспечение деятельности Думы, депутатов Думы, Председателя Думы, его первого заместителя, заместителей, органов Думы, фракций осуществляет аппарат Думы, который формируется в соответствии с законодательством о государственной гражданской службе.
2. Аппарат Думы осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением об аппарате Думы, структурой и штатным расписанием аппарата Думы, которые утверждаются постановлением Думы.
3. Контроль за деятельностью аппарата Думы осуществляется Советом Думы.

Статья 14. Исключена. - Закон МО от 06.05.2002 № 37/2002-ОЗ.

III. Полномочия Московской областной Думы

Статья 15. Полномочия по организационным вопросам и осуществлению контрольных функций

К ведению Московской областной Думы относится:
1) избрание и освобождение от должности Председателя Думы и его заместителей;
2) образование и упразднение органов Думы, создаваемых для предварительной подготовки и рассмотрения проектов решений, выполнения контрольных функций. Изменение их состава, заслушивание отчетов и информации об их работе;
3) принятие Регламента Думы, Положений об органах Думы, внесение в них изменений и дополнений;
(в ред. Закона МО от 11.02.2004 № 27/2004-ОЗ)
4) досрочное прекращение полномочий депутатов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Московской области;
5) установление по представлению Губернатора Московской области системы исполнительных органов государственной власти Московской области, структуры Правительства Московской области и порядка его формирования;
(в ред. Законов МО от 11.02.2004 № 27/2004-ОЗ, от 23.12.2006 № 247/2006-ОЗ)
6) исключен. - Закон МО от 11.02.2004 № 27/2004-ОЗ;
7) принятие решений по представлениям и протестам Прокурора Московской области на нормативно-правовые акты Московской области и правовые акты Московской областной Думы;
(в ред. Законов МО от 06.05.2002 № 37/2002-ОЗ, от 23.12.2006 № 247/2006-ОЗ)
8) отмена несоответствующих законодательству Российской Федерации и решениям Думы актов Председателя Думы;
9) утверждение структуры, штатов и фонда оплаты труда аппарата Думы;
10) утверждение общей суммы расходов Думы на проведение ее заседаний, заседаний органов Думы, слушаний и других организационных мероприятий, расходов на деятельность депутатов Думы, установление условий оплаты их труда, а также расходов, связанных с привлечением специалистов для подготовки и экспертизы нормативных актов;
11) принятие решений об обращении в Конституционный суд Российской Федерации, а также в другие суды с исками к органам государственной власти, органам местного самоуправления, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям, физическим лицам;
12) внесение на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации проектов актов, принятие которых находится в компетенции Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
12.1) принятие решения о наделении гражданина Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации полномочиями Губернатора Московской области;
(п. 12.1 введен Законом МО от 23.12.2006 № 247/2006-ОЗ)
13) согласование назначения прокурора Московской области по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.
(п. 13 введен Законом МО 20.09.1994 № 11/94-ОЗ)
14) согласование назначения на должности первых заместителей Председателя Правительства Московской области, заместителей Председателя Правительства Московской области и министров Правительства Московской области в порядке и сроки, установленные законом Московской области;
(п. 14 введен Законом МО от 13.03.2000 № 14/2000-ОЗ; в ред. Закона МО от 06.05.2002 № 37/2002-ОЗ)
15) назначение и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека в Московской области;
(п. 15 введен Законом МО от 06.05.2002 № 37/2002-ОЗ)
16) заслушивание докладов Уполномоченного по правам человека в Московской области.
(п. 16 введен Законом МО от 06.05.2002 № 37/2002-ОЗ)

Статья 16. Полномочия по социально-экономическому развитию области

К ведению Московской областной Думы относится:
1) утверждение областного бюджета, изменений и дополнений, вносимых в него, и отчета о его исполнении;
2) утверждение программ и планов социально-экономического развития области;
3) установление в соответствии с законодательством Российской Федерации областных налогов, сборов и утверждение порядка установления тарифов на оплату услуг организаций, находящихся в собственности области;
(в ред. Закона МО от 23.12.2006 № 247/2006-ОЗ)
4) утверждение ставок платежей в областной бюджет предприятий, находящихся в собственности области;
(в ред. Закона МО от 23.12.2006 № 247/2006-ОЗ)
5) установление порядка предоставления льгот и преимуществ, в том числе налоговых, по платежам в областной бюджет;
6) утверждение договоров Московской области, за исключением проектов договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Московской области;
(п. 6 в ред. Закона МО от 11.02.2004 № 27/2004-ОЗ)
7) установление порядка управления и распоряжения собственностью Московской области, в том числе долями (паями, акциями) в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и организаций иных организационно-правовых форм;
(п. 7 в ред. Закона МО от 23.12.2006 № 247/2006-ОЗ)
8) установление порядка предоставления земельных участков на территории Московской области в соответствии с действующим законодательством;
(п. 8 в ред. Закона МО от 06.05.2002 № 37/2002-ОЗ)
9) исключен. - Закон МО от 23.12.2006 № 247/2006-ОЗ;
10) установление в соответствии с федеральным законодательством порядка использования природных ресурсов, охраны природы;
(п. 10 в ред. Закона МО от 23.12.2006 № 247/2006-ОЗ)
11) решение вопросов административно-территориального устройства области в соответствии с законодательством Российской Федерации;
12) согласование проектов договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Московской области;
(п. 12 в ред. Закона МО от 11.02.2004 № 27/2004-ОЗ)
13) установление бюджетной системы и порядка организации бюджетного процесса в Московской области;
(п. 13 в ред. Закона МО от 23.12.2006 № 247/2006-ОЗ)
14) установление порядка предоставления ссуд (кредитов) и финансовых гарантий за счет средств областного бюджета;
15) утверждение порядка выпуска и принятие решений о выпуске областных займов;
16) исключен. - Закон МО от 06.05.2002 № 37/2002-ОЗ.

Статья 17. Полномочия по обеспечению прав и законных интересов местного самоуправления и граждан

К ведению Московской областной Думы относится:
1) принятие законов Московской области, устанавливающих административную ответственность за невыполнение или нарушение нормативных правовых актов Московской области, если административная ответственность за такие правонарушения не установлена федеральным законом;
(п. 1 в ред. Закона МО от 06.05.2002 № 37/2002-ОЗ)
2) назначение референдума Московской области в случаях, предусмотренных законом Московской области;
(в ред. Закона МО от 23.12.2006 № 247/2006-ОЗ)
3) наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Московской области;
(п. 3 в ред. Закона МО от 11.02.2004 № 27/2004-ОЗ)
4) назначение выборов в областную Думу;
5) исключен. - Закон МО от 11.02.2004 № 27/2004-ОЗ;
6) создание по предложению Уполномоченного по правам человека в Московской области комиссии Московской областной Думы по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан.
(п. 6 введен Законом МО от 06.05.2002 № 37/2002-ОЗ)

Статья 18. Вопросы, рассматриваемые Московской областной Думой по представлению Губернатора Московской области или при наличии заключения Губернатора Московской области
(в ред. Закона МО от 06.05.2002 № 37/2002-ОЗ)

1. Московская областная Дума рассматривает и утверждает областной бюджет и отчет о его исполнении по представлению Губернатора Московской области.
(в ред. Закона МО от 06.05.2002 № 37/2002-ОЗ)
2. Московская областная Дума по представлению Губернатора Московской области или при наличии заключения Губернатора Московской области рассматривает проекты законов Московской области, иных нормативных правовых актов Московской области по вопросам:
(в ред. Закона МО от 06.05.2002 № 37/2002-ОЗ)
1) связанным с необходимостью внесения изменений в областной бюджет;
2) утверждения программ и планов социально-экономического развития области;
3) налогов, сборов, тарифов, ставок платежей, установление которых отнесено действующим законодательством к компетенции Думы;
(в ред. Закона МО от 23.12.2006 № 247/2006-ОЗ)
4) установления порядка предоставления земельных участков под объекты федерального, межрегионального и областного значения в соответствии с действующим законодательством;
5) исключен. - Закон МО от 06.05.2002 № 37/2002-ОЗ;
6) утверждения договоров о сотрудничестве с другими регионами Российской Федерации и государствами соглашений об участии области в ассоциациях;
7) управления и распоряжения областной собственностью;
(в ред. Закона МО от 23.12.2006 № 247/2006-ОЗ)
8) установления порядка предоставления льгот и преимуществ, в том числе налоговых, по платежам в областной бюджет;
9) решения вопросов административно-территориального устройства области в соответствии с законодательством Российской Федерации;
10) установления порядка предоставления ссуд (кредитов) и финансовых гарантий за счет средств областного бюджета;
11) исключен. - Закон МО от 23.12.2006 № 247/2006-ОЗ;
12) согласования назначения на должности первых заместителей Председателя Правительства Московской области, заместителей Председателя Правительства Московской области и министров Правительства Московской области.
(п. 12 введен Законом МО от 13.03.2000 № 14/2000-ОЗ; в ред. Закона МО от 06.05.2002 № 37/2002-ОЗ)
Губернатор Московской области представляет заключение по проекту в двадцатидневный срок. В случае непредставления заключения в установленный срок Дума вправе приступить к рассмотрению проекта и принять решение.
(в ред. Законов МО от 06.05.2002 № 37/2002-ОЗ, от 11.02.2004 № 27/2004-ОЗ)
По итогам рассмотрения кандидатуры для назначения на должности первого заместителя Председателя Правительства Московской области, заместителей Председателя Правительства Московской области и министров Правительства Московской области Московская областная Дума оформляет постановление о согласовании кандидатуры или решение о ее отклонении.
(часть третья введена Законом МО от 13.03.2000 № 14/2000-ОЗ)

Статья 19. Другие полномочия Московской областной Думы

Московская областная Дума в пределах своей компетенции осуществляет другие полномочия, отнесенные федеральными законами к ведению законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
(в ред. Закона МО от 06.05.2002 № 37/2002-ОЗ)

Статья 20. Право законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации

(в ред. Закона МО от 23.12.2006 № 247/2006-ОЗ)

В соответствии с Конституцией Российской Федерации Московская областная Дума обладает правом законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Статья 21. Право обжалования актов высших органов государственной власти Российской Федерации и актов Губернатора Московской области
(в ред. Закона МО от 06.05.2002 № 37/2002-ОЗ)

Московская областная Дума вправе обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации и другие суды Российской Федерации по вопросам обжалования актов, принятых высшими органами государственной власти и управления Российской Федерации и Губернатором Московской области.
(в ред. Закона МО от 06.05.2002 № 37/2002-ОЗ)

Статья 22. Осуществление контрольных функций

Московская областная Дума осуществляет контроль:
- за исполнением принятых ею правовых актов;
- за исполнением областного бюджета;
- за распоряжением имуществом, относящимся к собственности Московской области и федеральной собственности, переданной в хозяйственное ведение области.

Статья 23. Выражение недоверия Губернатору Московской области, Вице-губернатору Московской области и руководителям исполнительных органов государственной власти Московской области

(в ред. Закона МО от 06.05.2002 № 37/2002-ОЗ)

1. Московская областная Дума вправе выразить недоверие Губернатору Московской области в случае:
а) издания им актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, Уставу Московской области и законам Московской области, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а Губернатор Московской области не устранит указанные противоречия в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения;
б) установленного соответствующим судом иного грубого нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава Московской области и законов Московской области, если оно повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан;
в) ненадлежащего исполнения Губернатором Московской области своих обязанностей.
Постановление Московской областной Думы о выражении недоверия Губернатору Московской области принимается двумя третями от установленного числа депутатов Московской областной Думы по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов Московской областной Думы и направляется на рассмотрение Президента Российской Федерации для решения вопроса об отрешении Губернатора Московской области от должности.
Решение Президента Российской Федерации об отрешении Губернатора Московской области от должности влечет за собой отставку Правительства Московской области.
(п. 1 в ред. Закона МО от 23.12.2006 № 247/2006-ОЗ)
2. Московская областная Дума может выразить недоверие Вице-губернатору Московской области.
Постановление Московской областной Думы о выражении недоверия Вице-губернатору Московской области принимается Московской областной Думой большинством голосов не менее двух третей от установленного числа депутатов.
(в ред. Закона МО от 23.12.2006 № 247/2006-ОЗ)
Московская областная Дума не вправе принять решение о выражении недоверия Вице-губернатору Московской области при исполнении им полномочий Губернатора Московской области в случае досрочного прекращения полномочий Губернатора Московской области.
3. Московская областная Дума вправе выразить недоверие руководителям исполнительных органов государственной власти Московской области, в назначении которых на должность принимала участие Московская областная Дума.
Постановление Московской областной Думы о выражении недоверия руководителям исполнительных органов государственной власти Московской области принимается не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов Московской областной Думы по инициативе не менее чем одной трети от установленного числа депутатов Московской областной Думы.

IV. Гарантии законности в деятельности
Московской областной Думы

Статья 24. Обязательность нормативных правовых актов Московской областной Думы
(в ред. Закона МО от 06.05.2002 № 37/2002-ОЗ)

Нормативные правовые акты Московской областной Думы, принятые в пределах ее полномочий, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории области органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами.
(в ред. Закона МО от 06.05.2002 № 37/2002-ОЗ)
Московская областная Дума вправе в установленном законом порядке вносить представления о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц за невыполнение ими нормативных правовых актов Думы. Представление подписывается Председателем Думы и должно быть рассмотрено соответствующим органом не позднее 15 дней со дня его получения.
(в ред. Закона МО от 06.05.2002 № 37/2002-ОЗ)
Невыполнение или нарушение нормативных правовых актов Московской областной Думы, принятых в пределах ее полномочий, влечет ответственность, установленную законодательством.
(в ред. Закона МО от 06.05.2002 № 37/2002-ОЗ)

Статья 25. Ответственность Московской областной Думы, ее органов и должностных лиц

Московская областная Дума несет ответственность за принятые ею решения и акты в установленном законом порядке.

Статья 26. Досрочное прекращение полномочий Московской областной Думы

(в ред. Закона МО от 06.05.2002 № 37/2002-ОЗ)

Полномочия Московской областной Думы могут быть прекращены досрочно в случае:
а) принятия Московской областной Думой решения о самороспуске в порядке, установленном настоящей статьей;
б) роспуска Московской областной Думы Губернатором Московской области в случаях и порядке, установленных Уставом Московской области;
в) вступления в силу решения Московского областного суда о неправомочности данного состава депутатов Московской областной Думы, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;
г) в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.
Решение Московской областной Думы о самороспуске принимается большинством голосов не менее двух третей от установленного числа депутатов.

V. Заключительные положения.

Исключены. - Закон МО от 06.05.2002 № 37/2002-ОЗ.

Глава Администрации
Московской области
А.С. Тяжлов
1 июня 1994 года
№ 3/94-ОЗ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru