Законодательство
Московской области

Балашихинский р-н
Бронницы
Волоколамский р-н
Воскресенский р-н
Дзержинский
Дмитровский р-н
Долгопрудный
Домодедовский р-н
Дубна
Егорьевский р-н
Жуковский
Зарайский р-н
Звенигород
Ивантеевка
Истринский р-н
Каширский р-н
Климовск
Клинский р-н
Коломенский р-н
Королев
Красноармейск
Красногорский р-н
Краснознаменск
Ленинский р-н
Лобня
Лотошинский р-н
Луховицкий р-н
Лыткарино
Люберецкий р-н
Можайский р-н
Московская область
Мытищинский р-н
Наро-Фоминский р-н
Ногинский р-н
Одинцовский р-н
Озерский р-н
Орехово-Зуевский р-н
Павлово-Посадский р-н
Подольский р-н
Протвино
Пушкинский р-н
Пущино
Раменский р-н
Реутов
Рошаль
Рузский р-н
Сергиево-Посадский р-н
Серебряно-Прудский р-н
Серпуховский р-н
Солнечногорский р-н
Ступинский р-н
Талдомский р-н
Троицк
Фрязино
Химкинский р-н
Чеховский р-н
Шатурский р-н
Шаховской р-н
Щелковский р-н
Щербинка
Электросталь

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








ЗАКОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ от 21.01.2005 № 26/2005-ОЗ
(ред. от 27.12.2008)
"ОБ ОБЪЕКТАХ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ) В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
(принят постановлением Мособлдумы от 22.12.2004 № 22/122-П)

Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в изданиях:
"Ежедневные Новости. Подмосковье", № 23, 09.02.2005,
"Вестник Московской областной Думы", № 5, май, 2005.



Изменения, внесенные Законом МО от 27.12.2008 № 237/2008-ОЗ, вступили в силу с 1 января 2009 года.



21 января 2005 года № 26/2005-ОЗ

   ------------------------------------------------------------------


Принят
постановлением
Московской областной Думы
от 22 декабря 2004 г. № 22/122-П

ЗАКОН
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБ ОБЪЕКТАХ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
(ПАМЯТНИКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ)
В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(в ред. Законов МО от 13.05.2006 № 74/2006-ОЗ,
от 19.06.2007 № 90/2007-ОЗ, от 12.03.2008 № 21/2008-ОЗ,
от 07.11.2008 № 170/2008-ОЗ, от 27.12.2008 № 237/2008-ОЗ)

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

Настоящий Закон регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия регионального (областного) значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, а также, в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, объектов культурного наследия федерального значения в Московской области.

Статья 2. Правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия регионального (областного) значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения в Московской области

Правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия регионального (областного) значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения в Московской области осуществляется в соответствии с федеральными законами и настоящим Законом.

Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ
ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Статья 3. Полномочия Правительства Московской области

Правительство Московской области:
1) определяет центральный исполнительный орган государственной власти Московской области в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (далее - областной орган охраны объектов культурного наследия) и наделяет его специальными полномочиями;
2) принимает решение об отнесении выявленных объектов культурного наследия к объектам культурного наследия регионального (областного) значения, о включении в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр) объектов культурного наследия регионального (областного) значения;
(в ред. Закона МО от 19.06.2007 № 90/2007-ОЗ)
3) принимает решение об отнесении выявленных объектов культурного наследия к объектам культурного наследия местного (муниципального) значения, о включении в реестр объектов культурного наследия местного (муниципального) значения по согласованию с органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области;
(в ред. Закона МО от 19.06.2007 № 90/2007-ОЗ)
4) принимает решение об изменении категории объекта культурного наследия регионального (областного) значения;
5) принимает решение о воссоздании утраченного объекта культурного наследия в Московской области за счет средств областного бюджета;
5.1) согласовывает представление федерального органа охраны объектов культурного наследия о воссоздании утраченного объекта культурного наследия за счет средств федерального бюджета;
(п. 5.1 введен Законом МО от 07.11.2008 № 170/2008-ОЗ)
6) обеспечивает сохранение, популяризацию и государственную охрану объектов культурного наследия регионального (областного) значения и организует их использование;
(п. 6 в ред. Закона МО от 07.11.2008 № 170/2008-ОЗ)
7) формирует перечень не подлежащих отчуждению объектов культурного наследия, находящихся в собственности Московской области;
8) утверждает границы зон охраны, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон объектов культурного наследия федерального значения по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (далее - федеральный орган охраны объектов культурного наследия);
9) утверждает границы зон охраны, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон объектов культурного наследия регионального (областного) значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения;
10) принимает решение об отнесении достопримечательного места к историко-культурному заповеднику регионального (областного) значения;
11) утверждает положение об историко-культурном заповеднике регионального (областного) значения;
12) согласовывает представление федерального органа охраны объектов культурного наследия об организации историко-культурного заповедника федерального значения, его границы и режим содержания;
13) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Московской области.

Статья 4. Полномочия областного органа охраны объектов культурного наследия

Областной орган охраны объектов культурного наследия:
1) осуществляет государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия;
2) осуществляет работы по выявлению и учету объектов, представляющих собой историко-культурную ценность и рекомендуемых для включения в реестр;
3) осуществляет в установленном порядке ведение государственных списков недвижимых памятников истории и культуры, Списка выявленных объектов культурного наследия, иных информационных ресурсов и систем, необходимых для обеспечения охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия, оказывает соответствующие информационные услуги;
(в ред. Законов МО от 19.06.2007 № 90/2007-ОЗ, от 12.03.2008 № 21/2008-ОЗ)
4) выдает паспорт объекта культурного наследия регионального (областного) значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения собственнику данного объекта;
5) определяет порядок использования объектов культурного наследия регионального (областного) значения и местного (муниципального) значения и их территорий в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
6) согласовывает проекты проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории объектов культурного наследия регионального (областного) значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, а также выявленных объектов культурного наследия и в зонах их охраны;
7) выдает письменные разрешения и задания на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия регионального (областного) значения, местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия, а также согласовывает проектную документацию на проведение указанных работ;
8) выдает предписания о приостановлении земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия или нарушить его целостность и сохранность;
9) выдает предписания о приостановлении земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ в случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия;
(в ред. Закона МО от 19.06.2007 № 90/2007-ОЗ)
9.1) определяет и устанавливает в пределах своей компетенции границы и режимы использования территорий объектов культурного наследия регионального (областного) значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия;
(п. 9.1 введен Законом МО от 19.06.2007 № 90/2007-ОЗ)
10) вносит в Правительство Московской области предложение об отнесении достопримечательного места к историко-культурному заповеднику регионального (областного) значения;
11) определяет границы (по согласованию с органами местного самоуправления) и разрабатывает положения об историко-культурных заповедниках регионального (областного) значения;
12) согласовывает соответствующим органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области порядок организации, границы и режим содержания историко-культурных заповедников местного (муниципального) значения;
13) организует разработку проектов зон охраны, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объектов культурного наследия регионального (областного) значения и местного (муниципального) значения, а также объектов культурного наследия федерального значения по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия;
14) вносит предложения в Правительство Московской области об установлении зон охраны, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон объектов культурного наследия федерального значения (по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия), регионального (областного) значения и местного (муниципального) значения;
15) проводит обследование объектов культурного наследия, включая обследование их технического состояния, содержания и использования;
16) обращается в суд в случаях нарушения Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и законов Московской области об охране и использовании объектов культурного наследия;
(п. 16 в ред. Закона МО от 07.11.2008 № 170/2008-ОЗ)
17) обращается в суд с иском об изъятии у собственника бесхозяйственно содержимого объекта культурного наследия регионального (областного) значения, включенного в реестр, а также выявленного объекта культурного наследия, либо земельного участка или участка водного объекта, в пределах которых располагается объект археологического наследия;
(в ред. Закона МО от 13.05.2006 № 74/2006-ОЗ)
18) согласовывает условия доступа граждан к объекту культурного наследия регионального (областного) значения, устанавливаемые собственником объекта культурного наследия;
19) вносит предложения по ограничению или запрещению движения транспортных средств на территориях объектов культурного наследия и в зонах их охраны;
20) организует проведение государственной историко-культурной экспертизы в порядке, установленном законодательством;
21) устанавливает порядок оплаты государственной историко-культурной экспертизы, организация проведения которой отнесена к его компетенции федеральным законодательством и законодательством Московской области;
(п. 21 в ред. Закона МО от 19.06.2007 № 90/2007-ОЗ)
22) согласовывает в пределах своей компетенции проекты решений федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Московской области и органов местного самоуправления в Московской области об отводе земель и изменении их правового режима, в том числе, в части отнесения расположенных на территории Московской области земельных участков (земель) в границах территорий объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия к землям историко-культурного назначения либо к земельным участкам, имеющим особое историко-культурное значение;
(п. 22 в ред. Закона МО от 19.06.2007 № 90/2007-ОЗ)
22.1) осуществляет мероприятия по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в собственности Московской области, и государственную охрану объектов культурного наследия регионального (областного) значения;
(п. 22.1 введен Законом МО от 13.05.2006 № 74/2006-ОЗ)
22.2) в установленном порядке определяет условия охранных обязательств в отношении объектов культурного наследия регионального (областного) значения, выявленных объектов культурного наследия при их приватизации;
(п. 22.2 введен Законом МО от 13.05.2006 № 74/2006-ОЗ)
22.3) вносит предложения об условиях охранных обязательств в отношении объектов культурного наследия федерального значения, находящихся на территории Московской области, при их приватизации;
(п. 22.3 введен Законом МО от 13.05.2006 № 74/2006-ОЗ)
22.4) оформляет с собственниками и пользователями объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия охранные обязательства собственников и пользователей объектов культурного наследия, в установленном порядке согласовывает условия и порядок использования объектов культурного наследия, предоставляемых в аренду, в безвозмездное пользование, по инвестиционному договору на воссоздание объекта культурного наследия;
(п. 22.4 в ред. Закона МО от 07.11.2008 № 170/2008-ОЗ)
22.5) рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами Московской области;
(п. 22.5 введен Законом МО от 13.05.2006 № 74/2006-ОЗ, в ред. Закона МО от 07.11.2008 № 170/2008-ОЗ)
22.6) вносит предложения по перечням объектов культурного наследия, необходимых для исполнения полномочий Московской области и подлежащих оформлению в собственность Московской области;
(п. 22.6 введен Законом МО от 19.06.2007 № 90/2007-ОЗ)
22.7) вносит предложения по перечням не подлежащих отчуждению объектов культурного наследия, находящихся в собственности Московской области;
(п. 22.7 введен Законом МО от 19.06.2007 № 90/2007-ОЗ)
22.8) согласовывает перечни объектов культурного наследия, рекомендуемых для отчуждения из собственности Московской области;
(п. 22.8 введен Законом МО от 19.06.2007 № 90/2007-ОЗ)
22.9) в установленном порядке согласовывает проекты решений о предоставлении земельных участков, изменении правового режима земельных участков, связанных с объектами культурного наследия;
(п. 22.9 в ред. Закона МО от 07.11.2008 № 170/2008-ОЗ)
23) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Московской области.

Глава 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ ОБЪЕКТОВ
КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ И ОБЪЕКТОВ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИХ
СОБОЙ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНУЮ ЦЕННОСТЬ

Статья 5. Государственный учет объектов культурного наследия

(в ред. Закона МО от 19.06.2007 № 90/2007-ОЗ)

1. Государственному учету подлежат все объекты культурного наследия, находящиеся на территории Московской области, а также выявленные объекты культурного наследия и иные объекты, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры (далее - объекты, представляющие собой историко-культурную ценность).
2. Государственный учет объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия, объектов, представляющих собой историко-культурную ценность, осуществляет областной орган охраны объектов культурного наследия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Московской области.

Статья 6. Порядок проведения работ по выявлению и учету объектов, представляющих собой историко-культурную ценность

1. Областной орган охраны объектов культурного наследия осуществляет работы по выявлению и учету объектов, представляющих собой историко-культурную ценность, расположенных на территории Московской области. Указанные работы осуществляются в соответствии с областными программами по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия, а также на основании обращений органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, рекомендаций физических и юридических лиц.
2. В целях обоснования включения объекта культурного наследия в реестр, определения его категории историко-культурного значения областной орган охраны объектов культурного наследия организует проведение государственной историко-культурной экспертизы.
3. Со дня поступления в областной орган охраны объектов культурного наследия документов, указанных в пункте 2 статьи 8 настоящего Закона, объект, представляющий собой историко-культурную ценность, относится к выявленным объектам культурного наследия и до принятия решения о включении его в реестр либо об отказе включить его в реестр подлежит государственной охране.
4. Областной орган охраны объектов культурного наследия ведет Список выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Московской области.
5. Порядок формирования Списка выявленных объектов культурного наследия, принятия решения о включении выявленного объекта культурного наследия в Список определяются областным органом охраны объектов культурного наследия.
6. Областной орган охраны объектов культурного наследия в течение семи дней письменно уведомляет собственника или пользователя выявленного объекта культурного наследия о дате поступления в областной орган охраны объектов культурного наследия документов, указанных в пункте 2 статьи 8 настоящего Закона.
7. В случае заключения государственной историко-культурной экспертизы об отнесении объекта, представляющего собой историко-культурную ценность, к категории федерального значения, областной орган охраны объектов культурного наследия в течение 30 дней со дня получения заключения государственной историко-культурной экспертизы направляет документы, указанные в пункте 2 статьи 8 настоящего Закона, в федеральный орган охраны объектов культурного наследия.
8. В случае выявления на территории Московской области объектов археологического наследия областной орган охраны объектов культурного наследия в течение 10 дней со дня обнаружения направляет сведения об указанных объектах в федеральный орган охраны объектов культурного наследия для проведения государственной историко-культурной экспертизы и собственнику земельного участка и (или) пользователю земельным участком, на котором (или в котором) обнаружен объект археологического наследия.

Статья 7. Определение границ территории выявленного объекта культурного наследия, рекомендуемого для включения в реестр как объекта культурного наследия регионального (областного) значения или местного (муниципального) значения

Областной орган охраны объектов культурного наследия организует проведение работ по определению границ территории выявленного объекта культурного наследия, рекомендуемого для включения в реестр как объекта культурного наследия регионального (областного) значения или местного (муниципального) значения.

Статья 8. Порядок принятия решения о включении в реестр объекта культурного наследия регионального (областного) значения или местного (муниципального) значения

1. Решение о включении объектов культурного наследия регионального (областного) значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения в реестр принимается Правительством Московской области по представлению областного органа охраны объектов культурного наследия.
2. Для принятия решения о включении объекта культурного наследия в реестр областной орган охраны объектов культурного наследия представляет в Правительство Московской области следующие документы:
заявление о включении выявленного объекта культурного наследия в реестр;
заключение государственной историко-культурной экспертизы;
сведения о наименовании объекта;
сведения о времени возникновения или дате создания объекта, дате основных изменений (перестроек) данного объекта и (или) дате связанного с ним исторического события;
сведения о местонахождении объекта;
сведения о категории историко-культурного значения объекта;
сведения о виде объекта;
описание особенностей объекта, являющихся основаниями для включения его в реестр и подлежащих обязательному сохранению (далее - предмет охраны);
описание границ территории объекта;
фотографическое изображение объекта;
сведения о собственнике объекта культурного наследия и пользователе объектом культурного наследия;
сведения о собственнике земельного участка, землевладельце, землепользователе или арендаторе земельного участка, а также о правовом режиме использования земельного участка, на котором расположен объект культурного наследия.
3. Решение о включении объекта культурного наследия регионального (областного) значения или местного (муниципального) значения в реестр либо об отказе включить такой объект в реестр должно быть принято Правительством Московской области в срок не более одного года со дня поступления в областной орган охраны объектов культурного наследия документов, указанных в пункте 2 настоящей статьи.
4. Областной орган охраны объектов культурного наследия уведомляет собственника или пользователя выявленного объекта культурного наследия регионального (областного) значения или местного (муниципального) значения и собственника, пользователя, владельца или арендатора земельного участка, на котором указанный объект расположен, о решении Правительства Московской области о включении данного объекта культурного наследия в реестр либо об отказе включить данный объект в реестр в течение 30 дней со дня принятия решения Правительством Московской области.

Статья 9. Порядок изменения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия

Изменение категории историко-культурного значения объекта культурного наследия регионального (областного) значения осуществляется Правительством Московской области по представлению областного органа охраны объектов культурного наследия на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы, по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области.
Объект культурного наследия, признанный не отвечающим требованиям, предъявляемым к объектам культурного наследия регионального (областного) значения, учитывается в реестре как объект культурного наследия местного (муниципального) значения с согласия органа местного самоуправления муниципального образования Московской области, на территории которого находится данный объект культурного наследия.
Решение об изменении категории объекта культурного наследия регионального (областного) значения на категорию объекта культурного наследия местного (муниципального) значения либо об изменении категории объекта культурного наследия местного (муниципального) значения на категорию объекта культурного наследия регионального (областного) значения принимается в порядке, установленном статьей 8 настоящего Закона.
В случае, если объект культурного наследия признан в установленном порядке не отвечающим требованиям, предъявляемым к объектам культурного наследия федерального значения, Правительство Московской области принимает решение об отнесении данного объекта к объектам культурного наследия регионального (областного) значения или местного (муниципального) значения с согласия органа местного самоуправления муниципального образования Московской области, на территории которого находится данный объект культурного наследия.
В случае полной физической утраты либо утраты историко-культурного значения объекта культурного наследия регионального (областного) значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения Правительство Московской области на основании представления областного органа охраны объектов культурного наследия принимает решение об обращении в Правительство Российской Федерации об исключении указанных объектов из реестра.

Глава 4. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Статья 10. Организация проведения историко-культурной экспертизы

1. Организация проведения государственной историко-культурной экспертизы по вопросам, отнесенным к компетенции субъектов Российской Федерации, осуществляется областным органом охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством.
2. Порядок определения размера оплаты государственной историко-культурной экспертизы в отношении объектов культурного наследия регионального (областного) значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия, объектов, представляющих собой историко-культурную ценность, объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, а также земельных участков, подлежащих хозяйственному освоению, устанавливается Правительством Московской области по представлению областного органа охраны объектов культурного наследия.
3. В случае несогласия с заключением государственной историко-культурной экспертизы областной орган охраны объектов культурного наследия по собственной инициативе или по заявлению заинтересованного лица вправе назначить повторную экспертизу в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Глава 5. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОХРАНА ОБЪЕКТОВ
КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья 11. Порядок утверждения зон охраны объектов культурного наследия

1. Границы зон охраны объекта культурного наследия в Московской области (за исключением границ зон охраны особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации и объекта культурного наследия, включенного в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются Правительством Московской области на основании проекта зон охраны объектов культурного наследия (в отношении объектов культурного наследия федерального значения - также на основании согласования федерального органа охраны объектов культурного наследия) по представлению областного органа охраны объектов культурного наследия.
2. Проект зон охраны объекта культурного наследия регионального (областного) значения, объекта культурного наследия местного (муниципального) значения и выявленного объекта культурного наследия, а также предлагаемые к утверждению границы его зон охраны, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон согласовываются с областным органом архитектуры и градостроительства и органом местного самоуправления муниципального образования Московской области, на территории которого находится данный объект культурного наследия, в срок не более 30 дней.
3. Историко-культурный опорный план и предложения по установлению границ зон охраны объектов культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон являются составной частью градостроительной документации и оформляется специальным разделом проекта.

Статья 12. Порядок проведения работ по сохранению объектов культурного наследия

1. Работы по сохранению объектов культурного наследия регионального (областного) значения, а также выявленных объектов культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных областным органом охраны объектов культурного наследия.
2. Задания на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия регионального (областного) значения составляются физическими лицами и юридическими лицами, имеющими право на проведение данных работ в соответствии с законодательством, и выдаются областным органом охраны объектов культурного наследия. Задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия составляется с учетом мнения собственника объекта культурного наследия или пользователя объектом культурного наследия.
3. Разрешения на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия регионального (областного) значения выдаются областным органом охраны объектов культурного наследия при наличии у соответствующего физического или юридического лица права на проведение данных работ в соответствии с законодательством.

Статья 13. Особенности проектирования и проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории объекта культурного наследия регионального (областного) значения, объекта культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленного объекта культурного наследия и в зонах охраны объектов культурного наследия

(в ред. Закона МО от 19.06.2007 № 90/2007-ОЗ)

Проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ осуществляется:
на территории памятника или ансамбля регионального (областного) значения либо местного (муниципального) значения - по согласованию с областным органом охраны объектов культурного наследия в целях сохранения памятника или ансамбля и (или) его территории, а также реализации хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы его повреждения, разрушения или уничтожения;
на территории достопримечательного места регионального (областного) значения либо местного (муниципального) значения, выявленного объекта культурного наследия - по согласованию с областным органом охраны объектов культурного наследия;
в зонах охраны объектов культурного наследия - в соответствии с установленными режимами использования земель и градостроительными регламентами в границах данных зон.

Статья 14. Порядок согласования документов территориального планирования, документации по планировке территории и архитектурно-строительной проектной документации, разрабатываемой для исторических поселений Московской области

(в ред. Закона МО от 19.06.2007 № 90/2007-ОЗ)

1. Историческим поселением Московской области в целях настоящего Закона является городское или сельское поселение, в границах которого расположены объекты культурного наследия: памятники, ансамбли, достопримечательные места, а также иные культурные ценности, созданные в прошлом, представляющие собой археологическую, историческую, архитектурную, градостроительную, эстетическую, научную или социально-культурную ценность.
2. Документы территориального планирования, документация по планировке территории, архитектурно-строительная проектная документация, разрабатываемая для исторических поселений Московской области, и градостроительные регламенты, устанавливаемые в пределах территорий зон охраны объектов культурного наследия, включаемые в правила землепользования и застройки муниципальных образований, подлежат согласованию с областным органом охраны объектов культурного наследия.
3. Для согласования документации, указанной в части 2 настоящей статьи, в границах территории ее разработки в областной орган охраны объектов культурного наследия в установленном порядке представляются:
историко-культурный опорный план с обозначением всех градостроительных элементов и сооружений на земельных участках, представляющих собой историко-культурную ценность, как сохранившихся, так и утраченных, характеризующих этапы развития данного поселения;
карта (схема) с установленными и планируемыми границами территорий объектов культурного наследия, зон охраны объектов культурного наследия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон;
иные документы в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Московской области.
4. Областной орган охраны объектов культурного наследия вправе отказать в согласовании документации, указанной в части 2 настоящей статьи, в случае:
наличия в данной документации нарушений требований охраны, сохранения, использования или популяризации объектов культурного наследия, определенных в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Московской области об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры);
непредставления документов, указанных в части 3 настоящей статьи, либо их несоответствия установленным требованиям.
Отказ в согласовании оформляется в виде официального заключения областного органа охраны объектов культурного наследия.
5. При разработке проекта правил землепользования и застройки исторического поселения Московской области в состав соответствующей комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки в обязательном порядке включается уполномоченный представитель областного органа охраны объектов культурного наследия.

Статья 15. Информационные надписи и обозначения на объектах культурного наследия

1. На объектах культурного наследия регионального (областного) значения, включенных в реестр, должны быть установлены информационные надписи и обозначения, образцы и тексты которых утверждаются областным органом охраны объектов культурного наследия.
1.1. Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия возлагается на собственников объектов.
(часть 1.1 введена Законом МО от 13.05.2006 № 74/2006-ОЗ)
2. Установка информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия регионального (областного) значения осуществляется за счет средств областного бюджета, физических или юридических лиц, в пользовании или собственности которых находятся объекты культурного наследия.
3. Разрешение на установку информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия регионального (областного) значения выдается областным органом охраны объектов культурного наследия.
4. Установка информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия местного (муниципального) значения осуществляется в порядке, установленном муниципальным правовым актом.

Глава 5.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ПОПУЛЯРИЗАЦИИ
ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОБСТВЕННОСТИ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(введена Законом МО от 19.06.2007 № 90/2007-ОЗ)

Статья 15.1. Организация использования объекта культурного наследия, находящегося в собственности Московской области

(в ред. Закона МО от 07.11.2008 № 170/2008-ОЗ)

1. Организация использования объекта культурного наследия, находящегося в собственности Московской области, осуществляется Правительством Московской области, центральным исполнительным органом государственной власти Московской области в сфере управления и распоряжения собственностью Московской области (далее - областной орган по управлению имуществом) и областным органом охраны объектов культурного наследия в пределах предоставленных им полномочий.
2. Организация использования объекта культурного наследия, находящегося в собственности Московской области, в целях настоящего Закона включает в себя:
1) установление ограничений (обременений) при использовании объекта культурного наследия;
2) закрепление объекта культурного наследия на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
3) передачу объекта культурного наследия в аренду, в безвозмездное пользование с учетом его состояния и обеспечения сохранности;
4) привлечение средств на воссоздание объекта культурного наследия, приспособление его к современному использованию и регенерацию его исторической и природной среды;
5) проведение оценки объекта культурного наследия;
6) страхование объекта культурного наследия;
7) определение размера и стоимости ущерба, причиненного объекту культурного наследия;
8) согласование предоставления земельного участка, изменение правового режима использования земельного участка, связанного с объектом культурного наследия;
9) решение иных вопросов, необходимых для обеспечения сохранности и организации эффективного использования объектов культурного наследия, находящихся в собственности Московской области.
3. Организация использования объекта культурного наследия может осуществляться с участием, при необходимости, иных государственных органов и учреждений Московской области.
4. Организация использования объекта культурного наследия религиозного назначения, находящегося в собственности Московской области, осуществляется в соответствии с требованиями федерального законодательства, настоящего Закона и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Московской области.

Статья 15.2. Особенности закрепления объекта культурного наследия, находящегося в собственности Московской области, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления

(в ред. Закона МО от 07.11.2008 № 170/2008-ОЗ)

1. Закрепление объекта культурного наследия, находящегося в собственности Московской области, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления осуществляется областным органом по управлению имуществом по согласованию с областным органом охраны объектов культурного наследия.
2. Обязательным условием закрепления объекта культурного наследия на праве хозяйственного ведения или оперативного управления является охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия, оформленное областным органом охраны объектов культурного наследия в отношении объекта культурного наследия федерального и регионального (областного) значения, а в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - местной администрацией муниципального образования Московской области.
3. Охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия подлежит представлению правообладателем в установленном порядке для государственной регистрации ограничений (обременений) соответствующего права пользования объектом культурного наследия при государственной регистрации данного права.

Статья 15.3. Передача в аренду объекта культурного наследия, находящегося в собственности Московской области

(в ред. Закона МО от 07.11.2008 № 170/2008-ОЗ)

1. Объект культурного наследия, находящийся в собственности Московской области, может передаваться в аренду путем заключения договора аренды объекта культурного наследия:
по результатам проведения областным органом по управлению имуществом торгов на право аренды объекта культурного наследия с обязательным участием областного органа охраны объектов культурного наследия;
в случаях, установленных федеральным законодательством или законодательством Московской области, на основании решения Правительства Московской области о передаче объекта культурного наследия в аренду, принимаемого по представлению областного органа по управлению имуществом, согласованному с областным органом охраны объектов культурного наследия.
2. Договор аренды объекта культурного наследия, находящегося в собственности Московской области, заключается с участием областного органа охраны объектов культурного наследия:
органом государственной власти Московской области, уполномоченным на то Правительством Московской области;
государственными унитарными предприятиями Московской области;
автономными учреждениями Московской области.
3. Обязательным условием заключения договора аренды объекта культурного наследия является охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия.
4. Передача объекта культурного наследия, находящегося в собственности Московской области, в аренду без согласования с областным органом охраны объектов культурного наследия и оформления охранного обязательства пользователя объекта культурного наследия не допускается.

Статья 15.4. Передача в безвозмездное пользование объекта культурного наследия, находящегося в собственности Московской области

(в ред. Закона МО от 07.11.2008 № 170/2008-ОЗ)

1. Объект культурного наследия, находящийся в собственности Московской области, может передаваться в безвозмездное пользование путем заключения договора безвозмездного пользования объектом культурного наследия:
религиозным организациям - в порядке и на условиях, предусмотренных федеральным законодательством, законами Московской области, регулирующими порядок передачи собственности религиозным организациям и настоящим Законом;
иным некоммерческим организациям - в случаях, установленных законодательством, на основании решения Правительства Московской области.
2. Договор безвозмездного пользования объектом культурного наследия заключается органом государственной власти Московской области, уполномоченным на то Правительством Московской области, с участием областного органа охраны объектов культурного наследия.
3. Обязательным условием заключения договора безвозмездного пользования объектом культурного наследия является охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия.
4. Передача объекта культурного наследия, находящегося в собственности Московской области, в безвозмездное пользование без согласования с областным органом охраны объектов культурного наследия и оформления охранного обязательства пользователя объектом культурного наследия не допускается.

Статья 15.5. Воссоздание объекта культурного наследия, находящегося в собственности Московской области

(в ред. Закона МО от 07.11.2008 № 170/2008-ОЗ)

1. Воссоздание объекта культурного наследия, находящегося в собственности Московской области, осуществляется с учетом требований, установленных законодательством Московской области и настоящим Законом.
2. Воссоздание объекта культурного наследия, находящегося в собственности Московской области, осуществляется посредством его реставрации в исключительных случаях при особой исторической, архитектурной, научной, художественной, градостроительной, эстетической или иной значимости указанного объекта и при наличии достаточных научных данных, необходимых для его воссоздания.
3. Воссоздание объекта культурного наследия, находящегося в собственности Московской области, может осуществляться:
за счет средств бюджета Московской области на основании решения Правительства Московской области по представлению областного органа охраны объектов культурного наследия, основанному на заключении государственной историко-культурной экспертизы, а в случае воссоздания объекта культурного наследия религиозного назначения - с учетом мнения религиозных организаций;
за счет средств физического или юридического лица на основании инвестиционного договора на воссоздание объекта культурного наследия, заключаемого по результатам проведения областным органом по управлению имуществом с участием областного органа охраны объектов культурного наследия торгов на право заключения инвестиционного договора на воссоздание объекта культурного наследия.
4. Воссоздание объекта культурного наследия за счет средств бюджета Московской области реализуется в рамках долгосрочных целевых программ сохранения объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в Московской области.
5. Инвестиционный договор на воссоздание объекта культурного наследия заключается областным органом по управлению имуществом с участием областного органа охраны объектов культурного наследия, а также с участием, при необходимости, иных исполнительных органов государственной власти Московской области, соответствующих органов местного самоуправления, физических и юридических лиц.

Статья 15.6. Организация проведения оценки и страхования объектов культурного наследия, находящихся в собственности Московской области, определения размера и стоимости причиненного им ущерба

1. Оценка объектов культурного наследия, находящихся в собственности Московской области, проводится с учетом их историко-культурных особенностей в случаях и в порядке, определенных законодательством Российской Федерации, в том числе, для целей страхования данных объектов, передачи их в пользование, отчуждения, определения размера и стоимости нанесенного им ущерба.
Областной орган охраны объектов культурного наследия организует работы по оценке и переоценке объектов культурного наследия, находящихся в собственности Московской области.
2. Организация страхования объектов культурного наследия, находящихся в собственности Московской области, и ответственности их пользователей осуществляется областным органом охраны объектов культурного наследия в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом с учетом сведений о восстановительной (реставрационной) стоимости данных объектов, полученной путем проведения оценки, предусмотренной частью 1 настоящей статьи.
3. Организация определения размера и стоимости ущерба, причиненного объекту культурного наследия, находящемуся в собственности Московской области, осуществляется:
в отношении застрахованного объекта культурного наследия - страховщиком по согласованию с областным органом охраны объектов культурного наследия, если иное не предусмотрено договором страхования данного объекта;
в иных случаях - областным органом охраны объектов культурного наследия, если иное не определено федеральным законодательством, законодательством Московской области, договором или охранным обязательством.

Статья 15.7. Популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности Московской области

1. Популяризация объектов культурного наследия (далее - популяризация) представляет собой мероприятия, направленные на обеспечение общественной доступности и восприятия объектов культурного наследия, духовно-нравственное и эстетическое воспитание физических лиц, повышение их образовательного уровня и организацию досуга, а также иные мероприятия, способствующие реализации государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия.
2. Популяризация в целях настоящего Закона включает в себя:
обеспечение доступа к объектам культурного наследия;
освещение вопросов государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия в средствах массовой информации, в том числе выпуск тематических научно-информационных, научно-популярных, информационно-справочных и рекламных изданий, создание теле- и радиопередач, кино- и видеофильмов;
подготовку и проведение научно-практических конференций, симпозиумов, семинаров, тематических выставок и презентаций по вопросам государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия;
проведение мероприятий Московской области, посвященных международным дням исторического и культурного наследия;
иные мероприятия, отнесенные к популяризации федеральным законодательством и законодательством Московской области.

Глава 6. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ЗАПОВЕДНИКИ

Статья 16. Порядок организации и содержания историко-культурного заповедника регионального (областного) значения

1. Решение об отнесении достопримечательного места к историко-культурному заповеднику регионального (областного) значения, утверждении порядка организации историко-культурного заповедника областного значения, его границ и режима содержания принимает Правительство Московской области по представлению областного органа охраны объектов культурного наследия на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы.
2. Правительство Московской области утверждает положение об историко-культурном заповеднике регионального (областного) значения.

Глава 7. ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ
ПО СОХРАНЕНИЮ, ПОПУЛЯРИЗАЦИИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ОХРАНЕ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Статья 17. Источники финансирования мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия

1. Мероприятия по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия могут финансироваться за счет средств:
федерального бюджета;
областного бюджета;
местных бюджетов;
внебюджетных поступлений.
2. Порядок финансирования мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия за счет средств, получаемых от использования объектов культурного наследия, находящихся в собственности Московской области, устанавливается нормативными правовыми актами Московской области.

Статья 18. Компенсации и льготы, предоставляемые физическим или юридическим лицам, вложившим свои средства в работы по сохранению объектов культурного наследия

1. Физическое или юридическое лицо, являющееся собственником объекта культурного наследия регионального (областного) или местного (муниципального) значения, а также юридическое лицо, пользующееся объектом культурного наследия, находящимся в собственности Московской области, на основании договора безвозмездного пользования объектом культурного наследия, производящее за счет собственных средств работы по его сохранению, имеет право на компенсацию произведенных им затрат при условии выполнения таких работ в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Московской области.
Размер компенсации определяется в соответствии с законом о бюджете Московской области на соответствующий финансовый год и входит в долгосрочную целевую программу Московской области сохранения объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в Московской области.
(в ред. Закона МО от 27.12.2008 № 237/2008-ОЗ)
Порядок принятия решения о выплате указанной компенсации, правила установления ее размера и порядка выплаты определяются Правительством Московской области.
Физическое или юридическое лицо, владеющее на праве аренды объектом культурного наследия, находящимся в собственности Московской области, вложившее свои средства в работы по сохранению объекта культурного наследия и обеспечившее их выполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры), имеет право на льготную арендную плату либо на уменьшение установленной арендной платы на сумму произведенных затрат или части затрат.
Порядок установления льготной арендной платы и ее размеры в отношении объектов культурного наследия, находящихся в собственности Московской области, определяются Правительством Московской области.
Порядок уменьшения установленной арендной платы на сумму произведенных затрат или части затрат, его размер, а также возможность и порядок зачета иных затрат арендатора на неотъемлемые улучшения объекта культурного наследия, законным образом возникшие при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия и его территории, определяются договором аренды объекта культурного наследия.
(п. 1 в ред. Закона МО от 19.06.2007 № 90/2007-ОЗ)
2. Льготы по налогам и сборам, установление которых отнесено к ведению субъектов Российской Федерации, предоставляются налогоплательщикам, осуществляющим деятельность по сохранению объектов культурного наследия, в соответствии с Законом Московской области "О льготном налогообложении в Московской области".

Глава 8. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОБЪЕКТАХ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Статья 19. Ответственность за нарушение законодательства об объектах культурного наследия

За нарушения требований в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия регионального (областного) значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения должностные лица, физические лица и юридические лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законами Московской области.
(в ред. Законов МО от 19.06.2007 № 90/2007-ОЗ, от 07.11.2008 № 170/2008-ОЗ)

Глава 9. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 20. Переходные положения

(в ред. Закона МО от 19.06.2007 № 90/2007-ОЗ)

1. До оформления прав собственности Московской области на объекты культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, распоряжение объектами культурного наследия, находящимися в государственной собственности и расположенными на территории Московской области, осуществляется Правительством Московской области в пределах его полномочий.
2 - 3. Утратили силу. - Закон МО от 07.11.2008 № 170/2008-ОЗ.
4. До утверждения Правительством Московской области перечня не подлежащих отчуждению объектов культурного наследия, находящихся в собственности Московской области, отчуждение объектов культурного наследия из собственности Московской области не допускается.
(п. 4 в ред. Закона МО от 07.11.2008 № 170/2008-ОЗ)

Статья 21. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.
2. Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившим силу Положение № 2/96-НА "О порядке объявления находящихся на территории Московской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, охраняемыми памятниками истории и культуры Московской области".

И.о. Губернатора Московской области
А.Б. Пантелеев
21 января 2005 года
№ 26/2005-ОЗ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru