Законодательство
Московской области

Балашихинский р-н
Бронницы
Волоколамский р-н
Воскресенский р-н
Дзержинский
Дмитровский р-н
Долгопрудный
Домодедовский р-н
Дубна
Егорьевский р-н
Жуковский
Зарайский р-н
Звенигород
Ивантеевка
Истринский р-н
Каширский р-н
Климовск
Клинский р-н
Коломенский р-н
Королев
Красноармейск
Красногорский р-н
Краснознаменск
Ленинский р-н
Лобня
Лотошинский р-н
Луховицкий р-н
Лыткарино
Люберецкий р-н
Можайский р-н
Московская область
Мытищинский р-н
Наро-Фоминский р-н
Ногинский р-н
Одинцовский р-н
Озерский р-н
Орехово-Зуевский р-н
Павлово-Посадский р-н
Подольский р-н
Протвино
Пушкинский р-н
Пущино
Раменский р-н
Реутов
Рошаль
Рузский р-н
Сергиево-Посадский р-н
Серебряно-Прудский р-н
Серпуховский р-н
Солнечногорский р-н
Ступинский р-н
Талдомский р-н
Троицк
Фрязино
Химкинский р-н
Чеховский р-н
Шатурский р-н
Шаховской р-н
Щелковский р-н
Щербинка
Электросталь

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








ЗАКОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ от 23.07.2003 № 96/2003-ОЗ
(ред. от 27.12.2008)
"ОБ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ"
(принят постановлением Мособлдумы от 02.07.2003 № 2/63-П)
(с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2009)

Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в изданиях:
"Ежедневные Новости. Подмосковье", № 141, 05.08.2003,
"Вестник Московской областной Думы", № 12, декабрь, 2003.



Изменения, внесенные пунктами 2 и 3 статьи 1 Закона МО от 27.12.2008 № 238/2008-ОЗ, вступили в силу с 1 января 2009 года.



23 июля 2003 года № 96/2003-ОЗ

   ------------------------------------------------------------------


Принят
постановлением
Московской областной Думы
от 2 июля 2003 г. № 2/63-П

ЗАКОН
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ

(в ред. Законов МО от 11.01.2007 № 2/2007-ОЗ,
от 05.06.2007 № 76/2007-ОЗ, от 03.04.2008 № 36/2008-ОЗ,
от 27.12.2008 № 238/2008-ОЗ)

Настоящий Закон регулирует отношения в области организации, охраны, использования особо охраняемых природных территорий областного и местного значения в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, экологического воспитания и просвещения населения.

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
особо охраняемая природная территория областного или местного значения - участок земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, который изъят решением органа государственной власти или решением органа местного самоуправления муниципального образования Московской области частично или полностью из хозяйственного использования и для которого установлен режим особой охраны;
режим особой охраны - система ограничений, устанавливаемых в границах особо охраняемых природных территорий и их охранных зон, в отношении хозяйственной и иной деятельности, если она противоречит целям организации особо охраняемой природной территории;
охранная зона особо охраняемой природной территории - участок земли и водного пространства, прилегающий к особо охраняемой природной территории, предназначенный для ее защиты от загрязнения и другого негативного воздействия;
схема развития и размещения особо охраняемых природных территорий - утверждаемая Правительством Московской области или органом местного самоуправления муниципального образования Московской области документация (план) по организации, размещению и развитию особо охраняемых природных территорий в Московской области, включающая графический и текстовый материал;
резервируемые земли - земли, на которых предполагается организация особо охраняемой природной территории;
комплексное экологическое обследование территории - сбор, изучение и обобщение информации о природных и природно-антропогенных комплексах и объектах в местах предполагаемой организации особо охраняемой природной территории, об их природоохранном, научном, эстетическом, рекреационном, оздоровительном значении с целью последующей разработки документации, обосновывающей необходимость организации особо охраняемой природной территории;
положение (паспорт) особо охраняемой природной территории областного или местного значения - правовой акт, утверждаемый соответственно Правительством Московской области или органом местного самоуправления муниципального образования Московской области, содержащий сведения о наименовании, местонахождении, площади, границах, режиме особой охраны конкретной особо охраняемой природной территории, природных объектах, находящихся в ее границах, функциональных зонах, иную информацию.

Статья 2. Общие положения

1. Отнесение особо охраняемых природных территорий в Московской области к землям особо охраняемых природных территорий осуществляется в соответствии с федеральными законами, настоящим Законом и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области.
2. Земельные участки в составе особо охраняемых природных территорий областного и местного значения, а также здания, сооружения и помещения, находящиеся в оперативном управлении государственных или муниципальных природоохранных учреждений особо охраняемых природных территорий, приватизации не подлежат.
3. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.
4. Особо охраняемые природные территории областного и местного значения могут организовываться как с изъятием земельных участков у собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, так и без такового.
5. Для охраны и обеспечения функционирования особо охраняемых природных территорий могут создаваться государственные и муниципальные природоохранные учреждения.
6. В границах особо охраняемых природных территорий областного и местного значения в соответствии с их категорией, положением (паспортом) и функциональным зонированием могут выделяться земельные участки с объектами инфраструктуры или без таковых, предназначенные для сдачи в аренду гражданам и юридическим лицам в целях организации регулируемого туризма и отдыха, иной деятельности, не противоречащей режиму особо охраны и целям особо охраняемой природной территории.
7. Размещение объектов, обеспечивающих функционирование особо охраняемых природных территорий, осуществляется на специально выделенных участках, не включающих особо ценные экологические системы и объекты.
8. Строительство, реконструкция, капитальный ремонт особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности на землях особо охраняемых природных территорий областного и местного значения допускаются в случаях, установленных законодательством Российской Федерации и постановлениями Правительства Московской области.
(п. 8 в ред. Закона МО от 27.12.2008 № 238/2008-ОЗ)
9. Земельные участки в границах особо охраняемых природных территорий предоставляются в аренду в порядке, предусмотренном земельным законодательством.
10. Ограничения прав землевладельцев, землепользователей, собственников и арендаторов земельных участков в связи с соблюдением режима особо охраны особо охраняемых природных территорий областного или местного значения устанавливаются решением Правительства Московской области или органа местного самоуправления муниципального образования Московской области по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами.
Государственная регистрация ограничений (обременений), установленных решением Правительства Московской области или органа местного самоуправления муниципального образования Московской области в связи с соблюдением режима особой охраны особо охраняемых природных территорий, осуществляется в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
11. Особо охраняемые природные территории областного и местного значения и их охранные зоны обозначаются на местности специальными информационными знаками.
12. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(п. 12 введен Законом МО от 03.04.2008 № 36/2008-ОЗ)

Статья 3. Категории особо охраняемых природных территорий Московской области

1. В Московской области могут организовываться следующие категории особо охраняемых природных территорий областного значения:
а) природные парки;
б) государственные природные заказники;
в) памятники природы;
г) дендрологические парки и ботанические сады;
д) лечебно-оздоровительные местности и курорты;
е) природные микрозаповедники;
ж) особо охраняемые водные объекты;
з) прибрежные рекреационные зоны;
и) особо охраняемые геологические объекты;
к) утратил силу. - Закон МО от 05.06.2007 № 76/2007-ОЗ;
л) природно-исторические комплексы.
2. В Московской области могут организовываться следующие категории особо охраняемых природных территорий местного значения:
а) лечебно-оздоровительные местности и курорты;
б) особо охраняемые водные объекты;
в) утратил силу. - Закон МО от 05.06.2007 № 76/2007-ОЗ.
3. Правительство Московской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области могут устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий.

Статья 4. Зонирование особо охраняемых природных территорий

С учетом категории особо охраняемой природной территории, режима особой охраны в границах особо охраняемых природных территорий областного или местного значения могут устанавливаться различные функциональные зоны, сведения о которых указываются в положении (паспорте) особо охраняемой природной территории.

Статья 5. Полномочия Московской областной Думы в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий

Московская областная Дума:
принимает законы, регулирующие отношения в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий областного и местного значения;
абзац утратил силу с 1 января 2009 года. - Закон МО от 27.12.2008 № 238/2008-ОЗ;
абзац утратил силу. - Закон МО от 11.01.2007 № 2/2007-ОЗ.

Статья 6. Полномочия Правительства Московской области в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий

(в ред. Закона МО от 11.01.2007 № 2/2007-ОЗ)

Правительство Московской области:
обеспечивает разработку схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Московской области и утверждает ее;
утверждает положения (паспорта) особо охраняемых природных территорий областного значения;
принимает решения о резервировании земель с целью последующей организации особо охраняемых природных территорий областного значения;
принимает решения об организации, реорганизации, упразднении особо охраняемых природных территорий областного значения;
устанавливает особенности организации, реорганизации и упразднения отдельных категорий особо охраняемых природных территорий областного значения;
принимает решения о создании, реорганизации, ликвидации природоохранных учреждений особо охраняемых природных территорий областного значения;
принимает решения об организации, изменении границ и (или) режима охранных зон особо охраняемых природных территорий областного значения;
определяет порядок организации, изменения границ и (или) режима охранной зоны особо охраняемой природной территории областного значения;
организует ведение кадастра особо охраняемых природных территорий областного значения на основании сведений государственного земельного кадастра;
совместно с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды вносит в Правительство Российской Федерации представления об образовании на территории Московской области национальных парков;
осуществляет межрегиональное сотрудничество по вопросам особо охраняемых природных территорий Московской области;
определяет центральный исполнительный орган государственной власти Московской области в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий (далее - уполномоченный орган);
принимает решение о разработке долгосрочных целевых программ в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий и утверждает их;
(в ред. Закона МО от 27.12.2008 № 238/2008-ОЗ)
осуществляет иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.

Статья 7. Полномочия уполномоченного органа
(в ред. Закона МО от 11.01.2007 № 2/2007-ОЗ)

Уполномоченный орган:
(в ред. Закона МО от 11.01.2007 № 2/2007-ОЗ)
осуществляет подготовку материалов и вносит в Правительство Московской области обоснованные предложения об организации, изменении категории, режима, границ и упразднении особо охраняемых природных территорий в Московской области;
вносит в Правительство Московской области предложения о создании, реорганизации, ликвидации природоохранных учреждений особо охраняемых природных территорий областного значения;
вносит в Правительство Московской области предложения об организации охранных зон особо охраняемых природных территорий;
вносит в Правительство Московской области предложения о резервировании земель с целью последующей организации особо охраняемых природных территорий;
оказывает содействие органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области в подготовке материалов, обосновывающих организацию особо охраняемой природной территории местного значения;
разрабатывает положения (паспорта) особо охраняемых природных территорий областного значения;
осуществляет государственное управление и государственный контроль в сфере организации и функционирования особо охраняемых природных территорий областного значения;
(в ред. Закона МО от 11.01.2007 № 2/2007-ОЗ)
разрабатывает и обеспечивает реализацию схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Московской области;
взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области по вопросам организации особо охраняемых природных территорий, государственного управления и государственного контроля, ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий Московской области, иным вопросам функционирования особо охраняемых природных территорий;
(в ред. Закона МО от 11.01.2007 № 2/2007-ОЗ)
обеспечивает проведение комплексного экологического обследования территории и решает вопрос о разработке материалов по организации особо охраняемой природной территории;
осуществляет сбор, обобщение и хранение информации об особо охраняемых природных территориях областного и местного значения;
определяет порядок и сроки проведения инвентаризации особо охраняемых природных территорий областного значения;
(абзац введен Законом МО от 11.01.2007 № 2/2007-ОЗ)
обеспечивает проведение инвентаризации особо охраняемых природных территорий областного значения и утверждает ее результаты;
(абзац введен Законом МО от 11.01.2007 № 2/2007-ОЗ)
вносит изменения в положения (паспорта) особо охраняемых природных территорий областного значения в случаях, установленных Правительством Московской области;
(абзац введен Законом МО от 11.01.2007 № 2/2007-ОЗ)
осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Московской области.
(абзац введен Законом МО от 05.06.2007 № 76/2007-ОЗ)

Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области в сфере организации и использования особо охраняемых природных территорий

Органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области:
разрабатывают и утверждают схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий местного значения;
участвуют в разработке схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий областного значения;
рассматривают и согласовывают решения об организации особо охраняемых природных территорий областного значения, а также их охранных зон или округов в границах муниципального образования;
рассматривают и согласовывают решения о резервировании земель для последующей организации в границах муниципального образования особо охраняемых природных территорий областного значения;
принимают решения об организации или упразднении особо охраняемых природных территорий местного значения, а также их охранных зон;
(в ред. Закона МО от 27.12.2008 № 238/2008-ОЗ)
разрабатывают и утверждают положения (паспорта) особо охраняемых природных территорий местного значения;
ведут государственный кадастр особо охраняемых природных территорий местного значения;
организуют охрану особо охраняемых природных территорий местного значения;
осуществляют иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.

Статья 9. Планирование развития особо охраняемых природных территорий

1. Правительство Московской области обеспечивает разработку схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Московской области.
Порядок разработки, согласования и утверждения схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Московской области устанавливается Правительством Московской области в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Московской области.
2. Особо охраняемые природные территории, их охранные зоны, а также участки, зарезервированные в целях последующей организации особо охраняемых природных территорий, учитываются при разработке территориальных комплексных схем охраны природы, землеустроительной, градостроительной, лесоустроительной и иной документации.

Статья 10. Организация особо охраняемых природных территорий

1. Особо охраняемые природные территории областного значения организуются на основании утвержденной Правительством Московской области схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий Московской области, а также по предложениям органов государственной власти Московской области, федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, юридических лиц, граждан и общественных объединений.
(в ред. Закона МО от 11.01.2007 № 2/2007-ОЗ)
Особенности порядка образования отдельных категорий особо охраняемых природных территорий устанавливаются законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Московской области.
2. Предложения об организации особо охраняемых природных территорий областного значения с указанием особо ценных экологических систем и объектов, ради сохранения которых создается особо охраняемая природная территория, предполагаемых границ и площади, направляются на рассмотрение уполномоченному органу.
(в ред. Закона МО от 11.01.2007 № 2/2007-ОЗ)
Уполномоченный орган обеспечивает проведение комплексного экологического обследования территории для решения вопроса об организации особо охраняемой природной территории.
(в ред. Закона МО от 11.01.2007 № 2/2007-ОЗ)
3. Уполномоченный орган организует подготовку таких материалов, как:
(в ред. Закона МО от 11.01.2007 № 2/2007-ОЗ)
пояснительная записка о необходимости образования особо охраняемой природной территории;
материалы комплексного экологического обследования участков территории, обосновывающие придание этой территории статуса особо охраняемой природной территории областного значения;
(в ред. Закона МО от 03.04.2008 № 36/2008-ОЗ)
проект положения (паспорта) особо охраняемой природной территории;
графические материалы предполагаемой особо охраняемой природной территории (а при необходимости и ее охранной зоны) с указанием границ;
схема территории с данными по категориям земель, формам собственности, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков;
экономическое обоснование организации особо охраняемой природной территории с указанием необходимых затрат, в том числе компенсации убытков, возникающих в связи с изъятием земель и (или) ограничением хозяйственной деятельности в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области;
анализ альтернативных вариантов сохранения объектов природы, находящихся на проектируемой особо охраняемой природной территории;
абзац утратил силу. - Закон МО от 11.01.2007 № 2/2007-ОЗ;
согласование с федеральными органами исполнительной власти, центральными исполнительными органами государственной власти Московской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и государственными органами Московской области, перечень которых устанавливается Правительством Московской области.
(в ред. Закона МО от 11.01.2007 № 2/2007-ОЗ)
4. Материалы комплексного экологического обследования участков территории, обосновывающие придание этой территории статуса особо охраняемой природной территории областного значения, подлежат государственной экологической экспертизе.
(п. 4 в ред. Закона МО от 03.04.2008 № 36/2008-ОЗ)
5. На основании положительного заключения государственной экологической экспертизы Правительство Московской области принимает решение об организации особо охраняемой природной территории областного значения.

Статья 11. Охранные зоны особо охраняемых природных территорий

1. В целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.
Организация охранной зоны для уже существующей особо охраняемой природной территории осуществляется на основании схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Московской области, результатов инвентаризации особо охраняемых природных территорий областного значения, а также по предложениям органов государственной власти Московской области, федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, юридических лиц, граждан и общественных объединений.
Охранные зоны особо охраняемых природных территорий устанавливаются без изъятия земельных участков у собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей, арендаторов.
(п. 1 в ред. Закона МО от 11.01.2007 № 2/2007-ОЗ)
2. В границах охранной зоны особо охраняемой природной территории могут вводиться ограничения хозяйственной и иной деятельности на:
работы, ведущие к изменению гидрологического режима территории;
изыскательские работы и разработку полезных ископаемых;
применение агрохимикатов и пестицидов в сельскохозяйственных целях;
строительство зданий, сооружений, дорог, размещение промышленных и сельскохозяйственных предприятий;
рубки главного пользования;
неорганизованную рекреационную деятельность, устройство стоянок автотранспорта, разведение костров за пределами обозначенных мест и площадок;
охоту, иные виды пользования животным миром;
размещение отходов производства и потребления;
выпас скота;
иные виды деятельности, которые могут повлечь нарушение режима особо охраняемой природной территории.
Соблюдение установленного режима хозяйственной и иной деятельности обязательно для граждан и юридических лиц.
3. Режим охранной зоны конкретной особо охраняемой природной территории областного значения, включая ограничения хозяйственной и иной деятельности, границы охранной зоны особо охраняемой природной территории областного значения устанавливаются с учетом категории, местонахождения особо охраняемой природной территории Правительством Московской области.
Режим охранной зоны конкретной особо охраняемой природной территории местного значения, включая ограничения хозяйственной и иной деятельности, границы охранной зоны особо охраняемой природной территории местного значения устанавливаются с учетом категории, местонахождения особо охраняемой природной территории органом местного самоуправления муниципального образования Московской области.
4. Установление на местности границ охранных зон особо охраняемых природных территорий областного и местного значения производится в порядке, определенном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
5. Компенсация убытков собственникам земельных участков, землевладельцам, землепользователям и арендаторам, возникающих в связи с ограничением их хозяйственной деятельности, осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Статья 12. Финансирование особо охраняемых природных территорий

1. Финансирование расходов на содержание особо охраняемых природных территорий областного значения осуществляется за счет средств бюджета Московской области (далее - областного бюджета) и других, не запрещенных законодательством источников.
(в ред. Закона МО от 11.01.2007 № 2/2007-ОЗ)
2. Природоохранные учреждения особо охраняемых природных территорий распоряжаются в установленном порядке следующими средствами, полученными:
от научной, рекреационной, рекламной, издательской деятельности;
от использования символики особо охраняемых природных территорий;
в порядке безвозмездной помощи и благотворительных взносов;
из других источников финансирования, не запрещенных законодательством.
3. Финансирование расходов на содержание особо охраняемых природных территорий местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов и других источников, не запрещенных законодательством.
4. Утратил силу. - Закон МО от 27.12.2008 № 238/2008-ОЗ.

Статья 13. Резервирование земель в целях организации особо охраняемых природных территорий и увеличения их территории

1. На основании схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Московской области или территориальной схемы охраны природы и в соответствии со схемами территориального планирования Московской области Правительство Московской области принимает решение о резервировании земель или земельных участков, которые предполагается отнести к землям особо охраняемой природной территории областного значения.
(п. 1 в ред. Закона МО от 11.01.2007 № 2/2007-ОЗ)
2. В решении о резервировании земель указываются границы резервируемого участка, сроки резервирования, план мероприятий по организации особо охраняемой природной территории.
3. Резервирование земельных участков осуществляется как с введением ограничений хозяйственной и иной деятельности в их границах, так и без введения ограничений. В случае ограничения хозяйственной и иной деятельности в решении о резервировании указываются перечень ограничений и условия компенсации убытков собственникам земельных участков, землевладельцам, землепользователям и арендаторам.
4. Утратил силу. - Закон МО от 11.01.2007 № 2/2007-ОЗ.
5. Уполномоченный орган в течение трех месяцев с даты вступления решения о резервировании земель в силу доводит до сведения собственников, арендаторов земельных участков, землепользователей, землевладельцев информацию о целях, сроках, условиях резервирования и последующего изъятия земель, в том числе путем выкупа, о порядке и условиях возмещения убытков.
(в ред. Закона МО от 11.01.2007 № 2/2007-ОЗ)
6. Зарезервированные земельные участки, находящиеся в собственности граждан и юридических лиц, подлежат изъятию (выкупу) по истечении срока, на который они были зарезервированы, но не ранее одного года с момента получения извещения.
7. Изъятие зарезервированного земельного участка, в том числе путем выкупа, определение выкупной цены земельного участка, прекращение права собственности, права аренды, права владения или пользования земельным участком при его изъятии осуществляются в порядке, установленном гражданским и земельным законодательством Российской Федерации.

Статья 14. Упразднение особо охраняемых природных территорий в Московской области
(в ред. Закона МО от 11.01.2007 № 2/2007-ОЗ)

1. Особо охраняемая природная территория может быть упразднена в случае необратимого разрушения природных комплексов и (или) объектов, в целях охраны которых она организована.
2. Упразднение особо охраняемой природной территории по другим основаниям не допускается.
3. Решение об упразднении особо охраняемой природной территории областного значения принимается Правительством Московской области на основании материалов комплексного экологического обследования особо охраняемой природной территории областного значения, которые подлежат государственной экологической экспертизе.
Если законодательством об особо охраняемых природных территориях предусмотрено принятие решения об образовании особо охраняемой природной территории областного значения по представлению или по согласованию с федеральными органами исполнительной власти и (или) органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области, то решение об упразднении особо охраняемой природной территории областного значения принимается по согласованию с указанными органами.
(п. 3 в ред. Закона МО от 03.04.2008 № 36/2008-ОЗ)

Статья 14.1. Реорганизация особо охраняемых природных территорий

(введена Законом МО от 11.01.2007 № 2/2007-ОЗ)

1. Реорганизацией особо охраняемых природных территорий является изменение их границ, режима, категории, значения.
2. Реорганизация особо охраняемых природных территорий областного значения осуществляется на основании утвержденной Правительством Московской области схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Московской области, результатов инвентаризации особо охраняемых природных территорий областного значения, а также по предложениям органов государственной власти Московской области, федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, юридических лиц, граждан и общественных объединений.
3. Предложения о реорганизации особо охраняемых природных территорий областного значения с обоснованием необходимости реорганизации направляются на рассмотрение уполномоченному органу.
4. Решение о реорганизации особо охраняемой природной территории областного значения принимается с учетом особенностей реорганизации отдельных категорий особо охраняемых природных территорий областного значения.

Статья 15. Природные парки

1. Природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении уполномоченного органа территории которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.
(в ред. Закона МО от 11.01.2007 № 2/2007-ОЗ)
Решение об образовании природных парков принимает Правительство Московской области по представлению федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
(абзац введен Законом МО от 11.01.2007 № 2/2007-ОЗ)
2. Природные парки располагаются на землях, предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, в отдельных случаях - на землях иных пользователей, а также собственников.
3. На природные парки Московской области возлагаются следующие задачи:
сохранение природной среды, природных ландшафтов, растительного и животного мира;
создание условий для отдыха и сохранения рекреационных ресурсов;
разработка и внедрение эффективных методов охраны природы и поддержание экологического баланса в условиях рекреационного использования территорий.
4. Природные парки являются юридическими лицами, которые не имеют в качестве цели своей деятельности извлечения прибыли, то есть являются некоммерческими организациями и создаются в форме финансируемого за счет областного бюджета природоохранного учреждения.
Конкретные особенности, зонирование и режим каждого природного парка определяются положением об этом природном парке, утверждаемым Правительством Московской области по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды и соответствующим органом местного самоуправления муниципального образования Московской области.
(в ред. Закона МО от 11.01.2007 № 2/2007-ОЗ)
5. На территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков.
6. Исключен. - Закон МО от 03.04.2008 № 36/2008-ОЗ.
7. Создание природных парков, связанное с изъятием земельных участков или водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, осуществляется Правительством Московской области по согласованию с Правительством Российской Федерации.
(п. 7 введен Законом МО от 11.01.2007 № 2/2007-ОЗ)

Статья 16. Государственные природные заказники

1. Государственными природными заказниками Московской области являются особо охраняемые природные территории областного значения, имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов и их компонентов и поддержания экологического баланса.
2. Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у землепользователей, землевладельцев, арендаторов и собственников земельных участков.
3. Государственные природные заказники Московской области образуются Правительством Московской области по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области.
4. Для обеспечения функционирования государственных природных заказников могут создаваться природоохранные учреждения, находящиеся в ведении уполномоченного органа.
(в ред. Закона МО от 11.01.2007 № 2/2007-ОЗ)
5. Землевладельцы, землепользователи, арендаторы и собственники земельных участков, расположенных в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный режим особой охраны.

Статья 17. Памятники природы

1. Памятники природы - это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношении природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения, нуждающиеся в особой охране для сохранения их естественного состояния.
Памятниками природы Московской области могут быть объявлены:
эталонные участки нетронутой природы;
места произрастания и обитания ценных, реликтовых, малочисленных редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе на границах их ареалов;
участки леса, особо ценные по своим характеристикам (породный состав, продуктивность, генетические качества, строение насаждений и т.п.), а также образцы выдающихся достижений лесохозяйственной науки и практики;
природные объекты, играющие важную роль в поддержании гидрологического режима;
уникальные формы рельефа и связанные с ними ландшафты;
местонахождения редких или особо ценных палеонтологических объектов;
отдельные объекты живой и неживой природы (места гнездования птиц, деревья-долгожители, имеющие историко-мемориальное значение, растения причудливых форм, единичные экземпляры экзотов и реликтов, холмы, ледники, валуны, водопады, скалы, проявления карста, пещеры, гроты и т.п.).
2. Природные объекты и комплексы Московской области могут быть объявлены памятниками природы областного значения, а занимаемые ими территории - особо охраняемыми природными территориями областного значения по решению Правительства Московской области.
(в ред. Закона МО от 11.01.2007 № 2/2007-ОЗ)
3. Земельные участки, занятые природными объектами и комплексами, объявленными памятниками природы, могут быть изъяты у собственников этих участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов.
В случае необходимости изъятия земельных участков или водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы осуществляется постановлением Правительства Московской области.
(в ред. Закона МО от 11.01.2007 № 2/2007-ОЗ)
4. В случае объявления природного объекта и комплекса памятником природы без изъятия земель у собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов, на землях которых находятся памятники природы, они принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятника природы.
5. Границы и режим особой охраны территории памятника природы устанавливаются Правительством Московской области с учетом особенностей природного объекта или природного комплекса, признанного памятником природы, его местонахождения и допустимого использования.
6. Передача памятников природы Московской области и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляется уполномоченным органом.
(п. 6 введен Законом МО от 05.06.2007 № 76/2007-ОЗ)

Статья 18. Дендрологические парки и ботанические сады

1. Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями.
Территории дендрологических парков и ботанических садов областного значения предназначаются для создания специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществления научной, учебной и просветительской деятельности.
2. Дендрологические парки и ботанические сады располагаются на землях, предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование.
3. На территориях дендрологических парков и ботанических садов запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущая за собой нарушение сохранности флористических объектов.

Статья 19. Лечебно-оздоровительные местности и курорты

1. Территории, обладающие природными лечебными ресурсами (минеральными водами, лечебными грязями, лечебным климатом) и пригодные или используемые для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения, могут быть отнесены к лечебно-оздоровительным местностям или курортам областного либо местного значения.
2. Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом областного значения постановлением Правительства Московской области по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения по решению органа местного самоуправления муниципального образования Московской области, согласованному с Правительством Московской области.
3. В границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов запрещается (ограничивается) деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами.
4. В целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной или горно-санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности или курорта.
5. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей или курортов областного либо местного значения устанавливаются Правительством Московской области.
Запрещение или ограничение хозяйственной деятельности в округах санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.
6. Природные лечебные ресурсы могут предоставляться юридическим и физическим лицам для лечения и профилактики заболеваний на основании лицензий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Статья 20. Природные микрозаповедники

1. Природными микрозаповедниками являются небольшие по площади (не более 50 гектаров) особо охраняемые природные территории, предназначенные для охраны компактных мест произрастания, обитания, размножения редких и исчезающих видов растений и животных в целях восстановления их численности.
2. Организация микрозаповедника осуществляется с изъятием земельных участков у собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей, арендаторов.
3. На территории микрозаповедников запрещается хозяйственная или иная деятельность, несовместимая с режимом особой охраны микрозаповедника, включая распашку земель, применение агрохимикатов и химических средств борьбы с вредителями леса, геологоразведочные работы, действия, изменяющие гидрологический режим.
(в ред. Закона МО от 03.04.2008 № 36/2008-ОЗ)

Статья 21. Особо охраняемые водные объекты

1. Особо охраняемыми водными объектами являются природные водные экосистемы, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.
К особо охраняемым водным объектам областного значения могут быть отнесены:
водно-болотные угодья;
реки и озера (их части), представляющие собой уникальные природные ландшафты;
зоны охраны истока или устья рек;
родники;
болота, являющиеся местом произрастания и обитания ценных реликтовых угодий;
иные водные объекты, рассматриваемые в неразрывной связи с лесами, животным миром и другими природными ресурсами, подлежащими особой охране.
2. Особо охраняемый водный объект может быть самостоятельной особо охраняемой природной территорией либо являться частью особо охраняемой природной территории.
3. Особо охраняемые водные объекты местного значения организуются по решениям органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, принимаемым в отношении прудов, обводненных карьеров, находящихся в муниципальной собственности.
(в ред. Закона МО от 05.06.2007 № 76/2007-ОЗ)
4. Особо охраняемые водные объекты могут полностью или частично изыматься из хозяйственного и иного использования на основании решения Правительства Московской области по представлению федерального органа исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда и федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
(в ред. Закона МО от 11.01.2007 № 2/2007-ОЗ)

Статья 22. Прибрежные рекреационные зоны

1. Прибрежными рекреационными зонами являются природные комплексы берегов водных объектов, используемые или потенциально пригодные для пикниковой, пляжной, туристической и иной нестационарной и полустационарной рекреации и нуждающиеся в особом режиме охраны окружающей среды и регулировании антропогенной нагрузки.
2. Прибрежные рекреационные зоны объявляются особо охраняемыми природными территориями областного значения Правительством Московской области по согласованию со специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда и органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области, на территории которых они расположены, с целью сохранения биологического и ландшафтного разнообразия прибрежных природных комплексов, реализации эффективных методов охраны природы и поддержания экологического баланса, упорядочения рекреационного использования территорий и прилегающих акваторий.
К прибрежным рекреационным зонам могут быть отнесены:
водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы водных объектов;
живописные берега водохранилищ и прудов;
участки леса вдоль берегов водных объектов.
3. Организация прибрежных рекреационных зон может осуществляться как с изъятием земельных участков у собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, так и без изъятия.
Право прохода, проезда граждан по земельным участкам, включенным в состав прибрежных рекреационных зон, обеспечивается путем установления публичного сервитута. Государственная регистрация ограничений (обременений), установленных в публичных интересах решением Правительства Московской области, осуществляется в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
4. Режим особой охраны прибрежных рекреационных зон определяется с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области для водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, и иных законодательно установленных ограничений.

Статья 23. Особо охраняемые геологические объекты

1. Участки недр, имеющие особое научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение, могут быть отнесены к особо охраняемым геологическим объектам.
2. В случае обнаружения редких геологических и минералогических образований, метеоритов, палеонтологических, археологических и других объектов, представляющих интерес для науки или культуры, пользователи недр обязаны незамедлительно приостановить работы и сообщить об этом органам, предоставившим лицензию, и уполномоченному органу.
(в ред. Закона МО от 11.01.2007 № 2/2007-ОЗ)
3. Особо охраняемые геологические объекты областного значения выделяются по решению Правительства Московской области, согласованному с федеральными органами исполнительной власти.
(в ред. Закона МО от 11.01.2007 № 2/2007-ОЗ)

Статьи 24 - 25. Утратили силу. - Закон МО от 05.06.2007 № 76/2007-ОЗ.

Статья 26. Природно-исторические комплексы

1. Природно-историческими комплексами являются территории, имеющие природоохранное, научное, историко-культурное, рекреационное и эстетическое значение и содержащие комплексы и объекты природного и антропогенного происхождения.
2. Природно-исторические комплексы областного значения образуются Правительством Московской области по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области.
3. Организация природно-исторических комплексов может осуществляться как с изъятием земельных участков у собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, так и без изъятия.
4. Земли в границах природно-исторических комплексов могут быть ограничены в использовании в соответствии с режимами особой охраны.
5. Собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков в границах природно-исторических комплексов обязаны соблюдать требования установленного режима особой охраны.

Статья 27. Охрана особо охраняемых природных территорий в Московской области

1. Организация охраны особо охраняемых природных территорий областного значения осуществляется в порядке, определяемом Правительством Московской области.
2. В случаях и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации, охрана природных комплексов и объектов в составе особо охраняемых природных территорий осуществляется федеральными органами исполнительной власти.
(в ред. Закона МО от 11.01.2007 № 2/2007-ОЗ)
3. Органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области могут осуществлять охрану особо охраняемых природных территорий местного значения через специально созданные для этой цели структурные подразделения, наделенные соответствующими полномочиями.
4. Граждане и юридические лица, включая общественные и религиозные объединения, вправе оказывать содействие органам государственной власти Московской области в осуществлении мероприятий по охране особо охраняемых природных территорий областного значения.
(п. 4 в ред. Закона МО от 11.01.2007 № 2/2007-ОЗ)

Статья 28. Вступление настоящего Закона в силу

1. Настоящий Закон вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.
2. С момента вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу:
Закон Московской области № 12/97-ОЗ "О природных парках Московской области";
решение Московской областной Думы от 02.03.1994 № 5/9 "Об утверждении порядка объявления государственных природных заказников местного (областного) значения и порядка объявления природных объектов памятниками природы местного (областного) значения в Московской области".

Губернатор Московской области
Б.В. Громов
23 июля 2003 года
№ 96/2003-ОЗ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru