Законодательство
Московской области

Балашихинский р-н
Бронницы
Волоколамский р-н
Воскресенский р-н
Дзержинский
Дмитровский р-н
Долгопрудный
Домодедовский р-н
Дубна
Егорьевский р-н
Жуковский
Зарайский р-н
Звенигород
Ивантеевка
Истринский р-н
Каширский р-н
Климовск
Клинский р-н
Коломенский р-н
Королев
Красноармейск
Красногорский р-н
Краснознаменск
Ленинский р-н
Лобня
Лотошинский р-н
Луховицкий р-н
Лыткарино
Люберецкий р-н
Можайский р-н
Московская область
Мытищинский р-н
Наро-Фоминский р-н
Ногинский р-н
Одинцовский р-н
Озерский р-н
Орехово-Зуевский р-н
Павлово-Посадский р-н
Подольский р-н
Протвино
Пушкинский р-н
Пущино
Раменский р-н
Реутов
Рошаль
Рузский р-н
Сергиево-Посадский р-н
Серебряно-Прудский р-н
Серпуховский р-н
Солнечногорский р-н
Ступинский р-н
Талдомский р-н
Троицк
Фрязино
Химкинский р-н
Чеховский р-н
Шатурский р-н
Шаховской р-н
Щелковский р-н
Щербинка
Электросталь

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








РЕШЕНИЕ Мособлсуда от 20.12.2005 № 3-319/05
<ОБ ОТКАЗЕ В ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ ПУНКТОВ 3 И 4 ПРИЛОЖЕНИЯ № 1 К ПРЕЙСКУРАНТУ № 130-01-МО-2005, УТВЕРЖДЕННОМУ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 17.12.2004 № 773/47>
(извлечение)

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Определением Верховного Суда РФ от 15.03.2006 № 4-Г06-3 данное решение оставлено без изменения.



МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 декабря 2005 года

Дело № 3-319/05

(Извлечение)

Московский областной суд, рассмотрев дело № 3-319/05 по заявлению прокурора Московской области о признании недействующими пунктов 3, 4 приложения № 1 "Порядок расчетов с населением Московской области за природный газ" к Прейскуранту, утвержденному постановлением Правительства Московской области от 17.12.2004 № 773/47 "Об утверждении цен на природный газ, реализуемый населению Московской области"

установил:

пунктом 1 постановления Правительства Московской области от 17 декабря 2004 г. № 773/47 " Об утверждении цен на природный газ, реализуемый населению Московской области" утверждено приложение - Прейскурант № 130-01-МО-2005 "Размер платы за пользование природным газом, реализуемым в Московской области населению, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья, при расчетах без счетчиков (с учетом налога на добавленную стоимость)". Прейскурант введен в действие с 1 января 2005 года.
В приложении № 1 к Прейскуранту определен порядок расчетов с населением Московской области за природный газ.
В пункте 3 этого приложения к Прейскуранту определено, что при наличии установленных и подключенных бытовых газовых плит и проточных водонагревателей в жилых домах (помещениях) независимо от форм собственности в случае отсутствия в них постоянно проживающих граждан расчеты за пользование газом производятся согласно действующим тарифам исходя из среднестатистического количества членов семьи в Московской области (2,7 чел.). В п. 4 этого же приложения определено, что при установке у одного потребителя двух и более бытовых газовых плит и проточных водонагревателей расчеты за каждый дополнительно установленный газовый прибор производятся согласно действующим тарифам исходя из среднестатистического количества членов семьи в Московской области (2,7 чел.).
Прокурор Московской области обратился в суд с заявлением, в котором просит о признании недействующими пунктов 3, 4 приложения № 1 "Порядок расчетов с населением Московской области за природный газ" к Прейскуранту, утвержденному постановлением Правительства Московской области от 17.12.2004 № 773/47 "Об утверждении цен на природный газ, реализуемый населению Московской области" (далее по тексту - пп. 3, 4 приложения к Прейскуранту).
В обоснование этого требования указывается, что оспариваемые положения противоречат п. 2 ст. 307 Гражданского кодекса РФ - обязательства возникают у сторон в силу договора, вследствие причинения вреда или иных оснований, указанных в ГК РФ; ст. 1 Закона РФ "О защите прав потребителей"; ст. 153 Жилищного кодекса РФ - обязательства по оплате коммунальных услуг возникают из договора; в силу ст. 421 ГК понуждение к заключению договора не допускается, и в силу п. 3 ст. 308 ГК РФ обязательства не создают обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (третьих лиц). Пунктами 3 и 4 приложения к Прейскуранту на граждан, не являющихся потребителями и соответственно стороной договорных правоотношений по поставке газа для бытовых нужд, в императивном порядке возлагается обязательство осуществлять платежи за услуги, которые они не потребляют, в связи с чем грубо нарушаются их права. В п. 4 определена обязанность потребителя осуществлять платежи за услуги, исходя из количества газовых приборов, что не предусмотрено Прейскурантом.
Выслушав И., поддержавшего доводы прокурора Московской области в полном объеме, представителя Правительства Московской области - Б., и представителя Государственного унитарного предприятия газового хозяйства Московской области (ГУП МО "Мособлгаз") - С., которые возражали против предъявленного прокурором заявления, суд считает, что заявленные требования о признании недействующими пунктов 3 и 4 приложения № 1 к Прейскуранту, удовлетворению не подлежат.
Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. № 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" определено, что порядок государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, и услуги, цены на которые подлежат государственному регулированию, в частности, газ природный, реализуемый населению, устанавливает Правительство Российской Федерации.
Основные принципы формирования цен на газ установлены постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2000 года № 1021 (в редакции от 22.05.2002) "О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации". В п. 10 этого постановления установлено, что регулирование розничных цен на газ, реализуемый населению, тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной энергетической комиссией РФ по согласованию с Министерством экономического развития и торговли РФ.
Оспариваемый Прейскурант разработан в соответствии с постановлением Федеральной энергетической комиссии от 23 ноября 2004 года № 194-э/12 " Об утверждении Методических указаний по регулированию розничных цен на природный газ, реализуемый населению" и постановлением ФЭК РФ от 03.12.2004 № 229-э/15 "Об оптовых ценах на газ, добываемый ОАО "ГАЗПРОМ" и его аффилированными лицами, реализуемый потребителям Российской Федерации". В Методических указаниях предусмотрено, что установленные розничные цены применяются на объемы газа, реализуемые для личного потребления физическими лицами, а также для потребления ЖСК, кондоминиумами, кроме объемов газа используемого для централизованного отопления. При установлении розничных цен на газ, реализуемый населению, указываются нормы потребления газа по отдельным направлениям его использования и размер месячного платежа за газ, исходя из действующих норм его потребления.
Постановлением Правительства РФ № 239 от 7 марта 1995 г. (последн. ред. от 12.07.2005) "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" определено, что государственное регулирование цен на природный газ, реализуемый населению и жилищно-строительным кооперативам осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Поэтому, соответственно в Московской области цены на природный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, устанавливаются Правительством Московской области.
Распоряжением Губернатора Московской области от 1 июля 1999 г. № 543-РГ "Об утверждении норм расхода природного газа" утверждены нормы расхода природного газа, используемого населением в бытовых газовых приборах при газоснабжении без счетчиков. В этом распоряжении определено, что при установке бытовых газовых плит и проточных водонагревателей в жилых домах ДСК, а также в домах других населенных пунктов, где владельцы не прописаны, нормы расхода определяются в целом на домовладение, исходя из среднестатистического количества членов семьи в Московской области (2,7 чел. - по данным, представленным Московским областным комитетом государственной статистики). При установке у одного потребителя двух или более газовых приборов одного вида пользования норма расхода на каждый дополнительный прибор такая же, как и на основной. При представлении в трест газового хозяйства справок администрации муниципального образования о количестве проживающих в домовладении норма расхода принимается на 1 человека (п. 1 примечания в приложении к этому распоряжению Губернатора). Указанное распоряжение Губернатора об утверждении норм расхода природного газа прокурором не оспаривается.
Постановление Правительства Московской области от 17.12.2004 № 773/47 "Об утверждении цен на природный газ, реализуемый населению Московской области", Прейскурант № 130-01-МО-2005 и приложение к нему № 1 разработаны в соответствии с указанными нормативными актами.
В большинстве случаев право собственности на жилое помещение, где установлено газовое оборудование, оформляется на одного члена семьи, при этом пользуются газом все члены семьи и проживающие временно или постоянно в жилых помещениях другие лица. Кроме того, гражданин зарегистрирован, как правило, в месте преимущественного проживания (ст. 20 ГК РФ). Однако он вправе иметь в собственности ряд других жилых помещений, в которых постоянно не проживает, но пользуется ими сам или с его разрешения временно проживающие лица. Установленные и подключенные к распределительной системе газовые приборы используются потребителями газа до момента, когда они не сообщат в газовое хозяйство о расторжении договора поставки газа, и не потребуют отключения сети (ст. 210 ГК РФ).
Размер платы за газ, в частности зависит от типа газовых приборов, вида пользования газом, а также количества человек проживающих в квартире. Основным принципом для расчетов с населением за пользование природным газом без счетчиков остается определение среднемесячного платежа исходя не из фактического потребления газа, а на основе среднестатистических данных о норме потребления газа, установленных на одного человека, единицу площади и домовладение, (квартиру) в целом.
Оспариваемые прокурором положения пп. 3 и 4 приложения № 1 к Прейскуранту № 130-01-МО-2005 устанавливают порядок оплаты за природный газ в тех случаях, когда в жилом помещении установлены и подключены бытовые газовые плиты, водонагреватели, счетчиков нет, граждане постоянно в квартире (в доме) не проживают. Эти положения не противоречат какому-либо федеральному закону, нормативному акту, не нарушают имущественные права граждан Московской области, пользующихся природным газом.
Не нарушаются в данном случае и требования ст. 421 ГК РФ, где указано, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Статьей 157 Жилищного кодекса РФ установлено, что размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативного потребления коммунальных услуг. Согласно п. 11 ст. 155 Жилищного кодекса РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за отдельные виды коммунальных услуг, при временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом Правительством РФ.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление Правительства Московской области от 17.12.2004 "Об утверждении цен на природный газ, реализуемый населению Московской области" имеет номер 773/47, а не 3773/47.
   ------------------------------------------------------------------

Таким образом, потребителю дано право выбора трех вариантов действия:
1) оплачивать потребление газа по счетчику в соответствии с п. 2 постановления Правительства Московской области от 17.12.2004 № 3773/47 по 1109 рублей за 1000 куб. метров потребленного природного газа;
2) оплачивать потребление газа в порядке установленном пунктами 3, 4 приложения № 1 "Порядок расчетов с населением Московской области за природный газ" к Прейскуранту, утвержденному постановлением Правительства Московской области от 17.12.2004 № 773/47 "Об утверждении цен на природный газ, реализуемый населению Московской области". Этот порядок установлен для всех без исключения потребителей, не пользующихся счетчиками.
3) в соответствии с п. 2.12 Правил пользования газом в быту (утв. приказом № 86-П от 26 апреля 1990 г. "Росстройгазификация") ставить в известность предприятие газового хозяйства о выезде проживающих из квартиры на срок более 1 месяца. В последнем случае прерывается действие договора поставки бытового газа, заключаемого на неопределенный срок в момент подключения газовых приборов по заявлению пользователя. Именно в момент подключения газовых приборов в квартире (в доме), на потребителя возлагаются обязанности по внесению платы за коммунальные услуги, как это требует положение ст. 153 ЖК РФ. Наниматель жилого помещения, собственник, арендатор вправе потребовать расторжения договора поставки газа, приняв меры к отключению газовых приборов.
Обжалуемый Прейскурант не определяет оснований и момента возникновения обязательств по оплате услуг по газоснабжению, не регулирует примерную форму или условия публичного договора. Статьей 540 ГК РФ установлено, что в случае, когда абонентом выступает физическое лицо, договор газоснабжения считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
При вынесении настоящего решения судом учитывается, что п. 3 приложения № 1 "Порядок расчетов с населением Московской области за природный газ" к Прейскуранту, утвержденному постановлением Правительства Московской области от 17.12.2004 № 773/47 "Об утверждении цен на природный газ, реализуемый населению Московской области" (л.д. 9) является по содержанию идентичным пункту 3 приложения к Прейскуранту № 130-01-МО-2004, утвержденному постановлением Правительства Московской области от 06.01.2004 № 2/49 "Об утверждении цен на природный газ, реализуемый населению Московской области", которое в настоящее время не действует, но положения которого были предметом рассмотрения суда, отказавшего в признании указанного пункта 3 недействующим (л.д. 16-25).
Приведенные в заявлении прокурора доводы не подтверждают, того, что оспариваемые положения пп. 3 и 4 приложения к Прейскуранту грубо нарушают права граждан, не являющихся, по его мнению, потребителями газа и не состоящих в договорных отношениях по поставке газа.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 253 Гражданского процессуального кодекса РФ

решил:

отказать прокурору Московской области в удовлетворении заявления о признании недействующими пункты 3, 4 приложения № 1 "Порядок расчетов с населением Московской области за природный газ" к Прейскуранту № 130-01-МО-2005 "Размер платы за пользование природным газом, реализуемым в Московской области населению и товариществам собственников жилья при расчетах без счетчиков (с учетом налогов на добавленную стоимость)", утвержденному постановлением Правительства Московской области от 17.12.2004 № 773/47 "Об утверждении цен на природный газ, реализуемый населению Московской области".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в 10 дней.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru