Законодательство
Московской области

Балашихинский р-н
Бронницы
Волоколамский р-н
Воскресенский р-н
Дзержинский
Дмитровский р-н
Долгопрудный
Домодедовский р-н
Дубна
Егорьевский р-н
Жуковский
Зарайский р-н
Звенигород
Ивантеевка
Истринский р-н
Каширский р-н
Климовск
Клинский р-н
Коломенский р-н
Королев
Красноармейск
Красногорский р-н
Краснознаменск
Ленинский р-н
Лобня
Лотошинский р-н
Луховицкий р-н
Лыткарино
Люберецкий р-н
Можайский р-н
Московская область
Мытищинский р-н
Наро-Фоминский р-н
Ногинский р-н
Одинцовский р-н
Озерский р-н
Орехово-Зуевский р-н
Павлово-Посадский р-н
Подольский р-н
Протвино
Пушкинский р-н
Пущино
Раменский р-н
Реутов
Рошаль
Рузский р-н
Сергиево-Посадский р-н
Серебряно-Прудский р-н
Серпуховский р-н
Солнечногорский р-н
Ступинский р-н
Талдомский р-н
Троицк
Фрязино
Химкинский р-н
Чеховский р-н
Шатурский р-н
Шаховской р-н
Щелковский р-н
Щербинка
Электросталь

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








ОПРЕДЕЛЕНИЕ Верховного Суда РФ от 19.10.2005 № 4-Г05-28
<О ЗАКОННОСТИ РЕШЕНИЯ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 07.07.2005>
(извлечение)

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 октября 2005 г. № 4-Г05-28

(Извлечение)

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела в судебном заседании 19 октября 2005 г. гражданское дело по заявлению П., К., С., Г., И., Л., Н. о признании недействующим Закона Московской области № 70/2005-ОЗ от 28 февраля 2005 г. "О статусе и границах Красногорского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований" по кассационной жалобе П., К., С., Г., И., Л., Н. на решение Московского областного суда от 7 июля 2005 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М., объяснения П., К., С., Г., И., Л., поддержавших доводы кассационных жалоб, возражения на кассационную жалобу представителей Губернатора Московской области Ю., Московской областной Думы Л., администрации Красногорского района В., Совета депутатов Красногорского района Д., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Т., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

жители деревень Гольево и Ивановское Красногорского района Московской области П., К., С., Г., И., Л., Н. обратились в суд с заявлением о признании недействующим Закона Московской области № 70/2005-ОЗ от 28 февраля 2005 г. "О статусе и границах Красногорского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований", которым муниципальное образование "Красногорский район" Московской области наделено статусом муниципального района и утверждена граница этого района в виде картографического описания. В составе Красногорского муниципального района образованы новые муниципальные образования: городское поселение Красногорск; городское поселение Нахабино; сельское поселение Ильинское; сельское поселение Отрадненское. Административным центром Красногорского муниципального района является город Красногорск.
Согласно статье 2 Закона Московской области № 70/2005-ОЗ от 28 февраля 2005 г. "О статусе и границах Красногорского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований" к населенным пунктам Красногорского района Московской области, находящимся в границе городского поселения Красногорск, относятся город Красногорск и деревни Воронковского сельского округа Гольево и Ивановское.
В обоснование требований заявители указывали, что оспариваемым Законом два сельских населенных пункта - деревня Гольево с количеством жителей 317 человек и деревня Ивановское с количеством жителей 243 человека, входящие в состав Воронковского сельского округа Красногорского района Московской области, включены в состав вновь образованного муниципального образования "Городское поселение Красногорск". Данные действия были произведены без учета мнения жителей данных деревень, которые на сельском сходе высказались против включения своих населенных пунктов в "Городское поселение Красногорск". Совет территориального общественного самоуправления Воронковского сельского округа Красногорского района Московской области также возражал против включения указанных деревень в состав вновь образованного муниципального образования "Городское поселение Красногорск".
По мнению заявителей оспариваемый Закон нарушает право на выбор места жительства; право граждан на осуществление местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций; право на участие в обсуждении общих вопросов местного самоуправления, затрагивающих права и свободы граждан; на учет мнения при изменении границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление; право на принятие местным сообществом решений, затрагивающих права и свободы граждан; право на коллективные обращения в органы местного самоуправления; избирательные права граждан.
Судом вынесено приведенное выше решение, об отмене которого просят в кассационной жалобе П., К., С., Г., И., Л., Н. Полагают, что суд неправильно применил нормы материального и процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены решения по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Отказывая в удовлетворении требований заявителей, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый ими Закон не противоречит действующему федеральному законодательству.
Согласно статье 131 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.
Статьей 1 Федерального закона № 154-ФЗ от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что муниципальное образование - городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная настоящим Федеральным законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
Статьей 10 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с последующими изменениями) предусмотрено, что местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11-13 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 85 указанного Федерального закона в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 1 марта 2005 г. устанавливают границы муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района.
На основании абзаца 1 части 3 статьи 84 данного Федерального закона изменение границ и преобразование существующих муниципальных образований допускается исключительно в порядке и по основаниям, установленным статьями 84 и 85, с соблюдением требований статей 12 и 13 настоящего Федерального закона.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: деревни Гольево и Ивановское состоят в Воронковском сельском округе.
   ------------------------------------------------------------------

Судом установлено, что жители деревень Гольево и Ивановское всегда осуществляли местное самоуправление в муниципальном образовании "Красногорский район" Московской области. Деревни Гольево и Ивановское Воронцовского сельского округа никогда не были муниципальными образованиями.
Абзацем 2 части 3 указанной статьи Федерального закона предусмотрено, что наделение законом субъекта Российской Федерации городских, сельских населенных пунктов, расположенных в границах района, являющегося муниципальным образованием на день вступления в силу настоящей главы, статусом городских, сельских поселений в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 85 настоящего Федерального закона не является изменением границ, преобразованием указанного района.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что наделение муниципального образования "Красногорский район" статусом муниципального района не изменило его границы и не требовало согласия населения.
Кроме того, в судебном заседании подтверждено, что территории деревень Гольево и Ивановское предусмотрены как территории развития г. Красногорска, что следует из выкипировки из Генерального плана г. Красногорска до 2010 г., утвержденного в ноябре 1996 г., и пояснительной записки к нему.
Не установлено судом и нарушения прав заявителей на выбор места жительства, на осуществление местного самоуправления, на участие в обсуждении общих вопросов местного самоуправления, на коллективные обращения в органы местного самоуправления, избирательных прав граждан, поскольку объем прав, которые имели жители, проживающие в муниципальном образовании "Красногорский район", не претерпел изменений с образованием "Красногорского муниципального района".
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что наделение муниципального образования "Красногорский район" статусом муниципального района произведено в соответствии с требованиями Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г.
Ошибочен довод кассационной жалобы о том, что пункт 5 части 1 статьи 11 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. в данном деле неприменим, поскольку положения этой нормы применяются в переходный период при реализации статей 84 и 85 Федерального закона при наделении соответствующих муниципальных образований статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района.
Нельзя согласиться с доводами кассационной жалобы о том, что при разрешении дела суду следовало исходить из положений абзацев 3-6 части 3 статьи 85 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г., так как эти положения применяются когда город (поселок), который должен быть наделен статусом городского поселения, не имеет утвержденного в установленном порядке генерального плана либо его сложившаяся территория выходит за пределы городской черты, а также, если между городом (поселком) и другими муниципальными образованиями имеются не разрешенные в судебном порядке споры по территориям.
В данном деле таких обстоятельств не имеется.
Не могут служить поводом к отмене решения суда доводы кассационной жалобы о том, что решение Совета депутатов муниципального образования "Красногорский район" Московской области не имеет юридической силы, Закон Московской области № 57/2004-ОЗ от 23 апреля 2004 г. "О порядке установления границ муниципального образования Московской области и наделения их статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района" утратил силу с 1 января 2005 г. до принятия вышеупомянутого решения Совета депутатов района, поскольку не имеют правового значения для разрешения настоящего дела в связи с тем, что при принятии оспариваемого Закона области не требовалось выяснения мнения населения.
Доводы кассационной жалобы, направленные к иному толкованию норм материального права, примененных судом при разрешении данного дела, ошибочны и не могут служить поводом к отмене решения суда.
Руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Московского областного суда от 7 июля 2005 г. оставить без изменения, кассационную жалобу П., К., С., Г., И., Л., Н. - без удовлетворения.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru