Законодательство
Московской области

Балашихинский р-н
Бронницы
Волоколамский р-н
Воскресенский р-н
Дзержинский
Дмитровский р-н
Долгопрудный
Домодедовский р-н
Дубна
Егорьевский р-н
Жуковский
Зарайский р-н
Звенигород
Ивантеевка
Истринский р-н
Каширский р-н
Климовск
Клинский р-н
Коломенский р-н
Королев
Красноармейск
Красногорский р-н
Краснознаменск
Ленинский р-н
Лобня
Лотошинский р-н
Луховицкий р-н
Лыткарино
Люберецкий р-н
Можайский р-н
Московская область
Мытищинский р-н
Наро-Фоминский р-н
Ногинский р-н
Одинцовский р-н
Озерский р-н
Орехово-Зуевский р-н
Павлово-Посадский р-н
Подольский р-н
Протвино
Пушкинский р-н
Пущино
Раменский р-н
Реутов
Рошаль
Рузский р-н
Сергиево-Посадский р-н
Серебряно-Прудский р-н
Серпуховский р-н
Солнечногорский р-н
Ступинский р-н
Талдомский р-н
Троицк
Фрязино
Химкинский р-н
Чеховский р-н
Шатурский р-н
Шаховской р-н
Щелковский р-н
Щербинка
Электросталь

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








РЕШЕНИЕ Совета депутатов Зарайского района МО от 24.12.2004 № 9/2
"О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РАЙОНА НА 2005 ГОД И НА ПЕРИОД ДО 2007 ГОДА"

Официальная публикация в СМИ:
"За новую жизнь", № 5-6, 20.01.2005






СОВЕТ ДЕПУТАТОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ЗАРАЙСКИЙ РАЙОН" МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 24 декабря 2004 г. № 9/2

О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РАЙОНА
НА 2005 ГОД И НА ПЕРИОД ДО 2007 ГОДА

Рассмотрев прогноз социально-экономического развития муниципального образования "Зарайский район" Московской области на 2005 год и на период до 2007 года, представленный главой Зарайского района Евлановым А.В. в соответствии с Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе муниципального образования "Зарайский район Московской области", утвержденным Советом депутатов Зарайского района Московской области № 26/1 от 27.12.2002, Совет депутатов Зарайского района решил:
1. Принять к сведению прогноз социально-экономического развития муниципального образования "Зарайский район Московской области" на 2005 год и на период до 2007 года (приложение).
2. Опубликовать настоящее решение в районной газете "За новую жизнь".

Глава Зарайского района
А.В. Евланов





Приложение
к решению Совета депутатов
муниципального образования
"Зарайский район"
Московской области
от 24 декабря 2004 г. № 9/2

ПРОГНОЗ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЗАРАЙСКОГО РАЙОНА
НА 2005 ГОД И НА ПЕРИОД ДО 2007 ГОДА

Прогноз социально-экономического развития Зарайского района на 2005 год и на период до 2007 года разработан в соответствии с законодательством Российской Федерации, Московской области, органа местного самоуправления. Правовой основой для его разработки явились:
постановление Правительства Московской области от 31.03.2003 № 170/12 "Об организации и сроках разработки прогноза социально-экономического развития Московской области на 2005 г., проекта закона Московской области "О комплексной программе социально-экономического развития Московской области на 2005 г.", проекта закона Московской области "Об областном бюджете на 2005 год", параметров прогноза социально-экономического развития Московской области до 2007 года и перспективного финансового плана до 2007 г.";
постановление главы Зарайского района Московской области от 28.04.2004 № 191/4 "О разработке прогноза социально-экономического развития Зарайского района на 2005 год и на период до 2007 г.".
Показатели прогноза сформированы на основе предложений предприятий и организаций района, статистической и налоговой отчетности, анализа тенденций развития отраслей экономики и социальной сферы Зарайского района с учетом индексов-дефляторов, рекомендованных Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
При разработке прогноза анализировались факторы, влияющие на динамику процессов, происходящих в сфере производства, потребления, инвестиций, рассматривались возможные условия стабилизации и роста промышленного производства, увеличения объема услуг населению. Изучались варианты повышения эффективности расходования средств районного бюджета и мероприятия по мобилизации всех источников дополнительных доходов бюджета.
Разработка основных параметров развития экономики Зарайского района проведена по двум вариантам:
первый вариант - умеренный - исходит из относительно устойчивой комбинации внешних и внутренних условий социально-экономического развития Зарайского района;
второй вариант основан на сохранении достаточно благоприятных тенденций развития, достигнутых в 2003 г., и предполагает раскрытие потенциальных возможностей развития всех секторов экономики Зарайского района с учетом спроса на внутреннем и внешних рынках и инвестиционных возможностей.
Прогноз разработан в соответствии с методическими рекомендациями по разработке показателей прогнозов социально-экономического развития муниципальных образований Московской области (подготовлены Управлением стратегического планирования развития Московской области) по следующим разделам:
1. Демография и занятость (среднегодовая численность постоянного населения, показатели, характеризующие безработицу).
2. Промышленность (объем промышленной продукции по Зарайскому району, в том числе объем промышленной продукции по крупным и средним предприятиям).
3. Сельское хозяйство (производство продукции сельского хозяйства в стоимостном выражении во всех категориях хозяйств с выделением продукции растениеводства и животноводства; производство сельскохозяйственной продукции по категориям хозяйств; производство основных видов сельскохозяйственной продукции в натуральном выражении).
4. Малое предпринимательство (количество малых предприятий, среднесписочная численность их работников и объем произведенной продукции).
5. Инвестиции в основной капитал (объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования с выделением инвестиций за счет средств районного бюджета, ввод в действие новых основных фондов и ввод в эксплуатацию жилых домов).
6. Потребительский рынок (оборот розничной торговли, объем платных услуг населению, объем платных услуг населению по видам услуг).
7. Эффективность использования муниципальной собственности.
8. Жилищно-коммунальное хозяйство (ввод в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования, площадь жилищного фонда на конец года, полная стоимость предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, уровень возмещения населением затрат за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги, в том числе с учетом льгот).
9. Развитие социальной сферы:
здравоохранение (показатели обеспеченности населения больничными койками, амбулаторно-поликлиническими учреждениями, врачами, средним медицинским персоналом, мощность врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений);
образование (показатели обеспеченности населения дошкольными образовательными учреждениями, доля учащихся, посещающих дневные общеобразовательные учреждения в первую смену);
социальная защита (показатели обеспеченности населения домами-интернатами для престарелых и инвалидов и детей-инвалидов, отделениями социальной помощи на дому, специализированными отделениями социально-медицинского обслуживания на дому).
10. Регулирование цен (тарифов) (средние тарифы на услуги теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, на услуги по содержанию и текущему ремонту жилья, услуги по вывозу твердых бытовых отходов, средняя цена на топливо твердое, топливо печное бытовое, реализуемое населению).
11. Фонд заработной платы.
12. Прибыль.
Зарайский район - муниципальное образование с многоотраслевым промышленным и сельскохозяйственным производством.
Ведущие отрасли экономики: промышленность, сельское хозяйство, ЖКХ, строительство. Объем выпуска продукции, работ и услуг предприятиями района свидетельствует о том, что значительная доля приходится в 2004 году на промышленность - 47,1%, сельское хозяйство - 26,9%, ЖКХ - 11,9% (таблица 1 - не приводится).
В 2004 году изменилась в лучшую сторону ситуация по заработной плате. Среднемесячная зарплата возросла с 3528 руб. в 2003 году до 4626 руб. на конец 2004 года, в т.ч. в организациях бюджетной сферы - с 2827 руб. до 4027 руб., в организациях здравоохранения и физической культуры - с 3287 руб. до 4295 руб., в организациях культуры и искусства - с 1903 руб. до 2355 руб. (таблицы 2, 3 - не приводятся).

Демографические показатели

Социально-экономическое развитие Зарайского района определяется совокупностью внешних и внутренних условий, одним из которых является демографическая ситуация.
В 2004 году население Зарайского района, по оценке, произведенной на основании итогов Всероссийской переписи населения 2002 года, составило 41400 человек.
В результате совокупного действия крайне низкой рождаемости, высокой смертности, неблагоприятного возрастного состава в Зарайском районе продолжается процесс естественной убыли населения.
Вместе с тем в процессах естественного движения населения произошли небольшие изменения. В связи с вступлением в детородный возраст относительно многочисленного поколения 80-х годов рождения в районе отмечается рост числа родившихся.
В отчетном 2004 году сохранились проблемы с обеспечением работодателей рабочей силой. Здесь ситуация усугубляется возросшими требованиями работодателей, особенно в промышленности, к качеству рабочей силы. Одним из негативных моментов на рынке труда является все еще сохраняющаяся трудовая миграция трудоспособного населения. Люди уезжают работать в основном в Москву. Зачастую это высококвалифицированные работники рабочих профессий.

Промышленность

В ближайшие годы промышленность остается ведущей отраслью экономики Зарайского района, которой принадлежит решающая роль в обеспечении прогрессивных структурных сдвигов в экономике, создании социально-экономических предпосылок для преобразований в сфере труда и обслуживания.
В 2002-2003 гг. продолжался рост промышленного производства (соответственно 110,5-104,6 процента). В 2004 году, по оценке, индекс промышленного производства составит 112 процентов.
Прогноз развития отраслей промышленного производства в 2005 году предусматривает увеличение общего объема промышленного производства в целом на 12,1-14,2 процента по сравнению с оценкой 2004 года, в т.ч. в результате прогнозируемого ввода в эксплуатацию заводов по производству алюминиевых профилей и производству изделий из пластмасс.
Рост промышленного производства в целом будет обеспечен развитием таких отраслей промышленности, как легкая, пищевая, строительных материалов и др. Стабильный рост промышленного производства должны обеспечить:
- активизация процессов модернизации и реконструкции действующих промышленных организаций;
- разработка новых видов продукции, технологий, материалов;
- государственная поддержка развития социально значимых и экспортно-ориентированных производств.

Основные цели и задачи в сфере промышленности
на период 2005-2007 гг.

Содействовать сокращению оттока высококвалифицированных специалистов с промышленных предприятий путем роста заработной платы и улучшения условий труда.
Предприятия промышленности ориентировать на саморазвитие, содействовать им в получении лизинговых, товарных и финансовых кредитов, в том числе через предоставление муниципальных гарантий.
Содействовать ликвидации избыточных посреднических структур между производителями и потребителями.
Содействовать развитию в районе системы подготовки специалистов, обеспечивающей воспроизводство инженерно-технических кадров, высококвалифицированных рабочих (газо- и электросварщиков, рабочих строительных специальностей и т.д.).

Сельское хозяйство

Развитие сельского хозяйства Зарайского района складывается под влиянием потребительского рынка г. Москвы и Московской области. Происходит постепенный, хотя и нестабильный, рост сельскохозяйственного производства.
По оценке, в 2004 году объем сельскохозяйственной продукции увеличится по сравнению с 2003 г. на 10% и составит 761,9 млн. руб. Прогнозируемый объем сельскохозяйственной продукции в 2005 году должен составить 840-920,7 млн. руб., что на 0,5-1,32 процента больше оценки 2004 г.
При объемах продукции растениеводства в 2003 г. в 361,4 млн. руб. ожидается их увеличение в 2004 году до 401,4 млн. руб. и прогнозируется в 2005 году ее рост до 445-487,3 млн. руб., что составит 100,3-101,2 процента к уровню 2004 года.
При благоприятных погодных условиях, а также стабильной и системной государственной поддержке сельскохозяйственного производства прогнозируемое увеличение объемов продукции растениеводства обусловлено увеличением производства зерновых и зернобобовых культур на 10,3-11,1 процента.
Увеличение объемов производства растениеводческой продукции возможно за счет повышения урожайности сельскохозяйственных культур путем применения высокоурожайных сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, использования интенсивных ресурсосберегающих технологий, а также за счет расширения посевных площадей.
При объемах продукции животноводства в 2003 году в 326,8 млн. руб. ожидается ее увеличение в 2004 году до 360,5 млн. руб. и прогнозируется в 2005 г. до 395-433,4 млн. руб., что составит соответственно 100,0-101,4 процента к уровню 2004 г.
В прогнозируемом периоде рост производства продукции животноводства может быть обеспечен более полным использованием потенциала сельскохозяйственных предприятий общественного сектора экономики, крестьянских (фермерских) хозяйств и хозяйств населения, укреплением сырьевой базы комбикормовой промышленности, улучшением селекционно-племенной работы, внедрением новых технологий и оборудования.
Следует отметить, что на результаты работы хозяйств района оказывают отрицательное влияние такие причины, как низкие закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, недостаток собственных оборотных средств, высокие цены на минеральные удобрения и горюче-смазочные материалы. Серьезной проблемой на селе является кадровая проблема. В течение последних лет сохранилась тенденция сокращения численности работающих на селе. Главными причинами являются снижение престижности сельского труда, невысокая заработная плата, отсутствие жилья. Для стабильной работы сельскохозяйственных предприятий необходимы:
- государственное дотирование сельскохозяйственной продукции, позволяющее вести расширенное воспроизводство на селе, и создание нормальных условий для работы и проживания;
- перевооружение сельхозпредприятий - лизинг техники и другого оборудования на 7-10 лет;
- жесткий контроль и дифференцированный подход при утверждении государственных цен на энергоносители;
- строительство жилья для обеспечения села кадрами.

Основные цели и задачи в области сельского хозяйства
на период 2005-2007 гг.

- обеспечить производство экологически чистой, конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции;
- сохранить опыт производства продукции высокого качества;
- сохранение и поддержка рабочих мест в сельскохозяйственном производстве и в отраслях, его обеспечивающих, по всей технологической цепочке "поле - прилавок";
- стимулировать специализированные хозяйства по разведению высокопродуктивного скота и производству семян, основные объемы поголовья и посевных площадей;
- создать конкурентную среду на базе сельхозпредприятий, фермерских хозяйств;
- оказывать финансовую поддержку в становлении и развитии предприятий всех форм собственности путем привлечения ресурсов под гарантии администрации района и льготных кредитов;
- повышать плодородие земель, постоянно восстанавливая систему применения минеральных и органических удобрений, внесения торфа, известкования и фосфоритования;
- развивать перерабатывающую промышленность (мини-заводы, мини-производства, мини-пекарни) на базе собственного сырья, расширить ассортимент и качество готовой продукции, увеличить фирменную сеть и рынок сбыта продукции сельскохозяйственных предприятий района;
- обновить в хозяйствах парк сельскохозяйственной техники, используя лизинг, инвестиции;
- организовать специализированное предприятие (на базе РТП) по подготовке специалистов массовых профессий (механизаторы, операторы машинного доения);
- способствовать решению вопроса строительства жилья за счет ипотеки и привлечения долгосрочных кредитов и федеральных жилищных программ;
- разработать меры по развитию агропромышленного комплекса района с целью замещения импорта основных продуктов питания, обеспечения продовольственной независимости территории района.

Инвестиции

Дальнейший экономический рост Зарайского района напрямую зависит от возможностей наращивания инвестиций в эффективные проекты реального сектора экономики.
По оценке, в 2004 году ожидается сокращение инвестиций на 27,0 процента к уровню 2003 года, что составит 271,9 млн. руб. Это связано в основном с сокращением инвестиций в промышленность.
В 2005 году за счет всех источников финансирования планируется освоить 206,9 млн. рублей, в том числе из бюджета РФ - 10 млн. рублей, или 4,8% к общему объему капвложений, областного бюджета - 43,4 млн. рублей, или 21%. В том числе предполагается направить на строительство спортивного комплекса с плавательным бассейном 2,0 млн. рублей, реконструкцию очистных сооружений - 20,0 млн. рублей, жилищное строительство - 110,0 млн. рублей, предполагается ввести 6650 кв. метров жилой площади, в том числе за счет средств индивидуальных застройщиков 1600 кв. метров.

Основные цели и задачи в области строительства
на 2005-2007 гг.

1. Концентрировать средства на строительстве социально значимых приоритетных объектов:
- осуществить реконструкцию городских очистных сооружений;
- завершить строительство полигона твердых бытовых отходов;
- продолжить газификацию сельских населенных пунктов в районе, перевод котельных на использование в виде топлива газа;
- начать строительство физкультурно-оздоровительного центра в г. Зарайске.
2. Осуществлять строительство жилья путем ипотеки, долевого участия граждан и предприятий в строительстве жилья, что позволит обеспечить:
- сокращение очереди на муниципальное жилье;
- создание цивилизованного свободного рынка недвижимости, привлекающего в район частный капитал и высококвалифицированные кадры;
- предотвращение оттока местного капитала;
- адресное обеспечение жильем очередников льготных категорий и работников бюджетных отраслей;
- замену ветхого и аварийного фонда.
3. Обеспечить по мере введения в реализацию основных правовых документов: о жилищных кредитах, жилищных сертификатах, достройке незавершенных жилых домов.
4. Урегулировать правовыми и иными средствами организацию открытых конкурсов и аукционов по предоставлению земельных участков для жилищного строительства; совмещение земельных торгов с инвестиционными конкурсами.
5. В целях развития туристического бизнеса предусмотреть в генеральном плане строительства района:
- строительство пунктов общественного питания (кафе, столовых);
- переоборудование (реконструкцию) действующей гостиницы.

Потребительский рынок

По оценке, оборот розничной торговли в 2004 году в Зарайском районе составит 357,2 млн. руб., или 111,7 процента к уровню 2003 года. По итогам истекшего периода 2004 года отмечена положительная динамика развития рынка - 12,3 процента.
За 9 месяцев 2004 г. открыты 2 торговые точки: магазин "Автозапчасти" площадью 87,1 кв. м и кафе-бар "Изба" площадью 79,6 кв. м. Расширены магазины "Аленка" и "У туи", открыты магазины "Эльдорадо", "Хозяйственные товары", "Хозтовары", "Спектр", "Мебель" и "Автозапчасти".
В 2005 году прогнозируется рост оборота розничной торговли к уровню 2004 года на 6,3-9,2 процента (410,1-417,4 млн. руб.).
Прогнозные расчеты показывают, что в 2005 году ожидается рост объемов платных услуг населению. Прогнозируется прирост в этой сфере на 8,0-11,0 процента. Опережающими темпами будут увеличиваться коммунальные услуги (10,9-34,0 процента).
В структуре платных услуг населению из 47 предприятий и ПБОЮЛ оказывают услуги по ремонту обуви 6 предприятий и частных предпринимателей, ремонту и техническому обслуживанию бытовой, радиоэлектронной аппаратуры - 5, ремонту часов - 2, парикмахерские услуги - 9, прачечные услуги - 1, услуги фото- и кинолаборатории - 6, услуги бани и душевых - 1, ритуальные услуги - 5, ремонт ювелирных изделий - 1, услуги кабельного телевидения - 1, гостиничные услуги - 1, услуги косметолога - 2, ремонт и пошив одежды - 1, услуги автосервиса - 1, услуги автостоянки - 1, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования - 3, ремонт бытовых машин и приборов - 1.

Цели и задачи в сфере потребительского рынка
на 2005-2007 гг.

Из приведенного перечня услуг, потребительского спроса следует, что в районе требуют развития сеть предприятий общественного питания, бытовые услуги, такие как ремонт швейных машин и пылесосов, услуги химчистки, ремонт мебели и жилья, спортивные услуги (спортклубы, фитнес-клубы), туристические услуги, услуги ломбарда, видеотек, проката автомобилей.
Кроме этого, необходимо:
Создать условия для развития в районе сферы бытового обслуживания, ежегодного роста ее товарооборота.
Укрепить и сбалансировать систему обеспечения населения района продуктами питания путем предоставления льгот предприятиям торговли, осуществляющим реализацию социально значимых, но нерентабельных продуктов.
Стимулирование развития собственных перерабатывающих производств.
Считать приоритетным направлением строительство современных стационарных объектов торговли и общественного питания с постепенной ликвидацией до 2007 г. временных торговых точек (палаток, киосков, лотков, фургонов) и приведение действующих торговых точек к современным эстетическим требованиям.
Поддерживать развитие фирменной торговой сети, в том числе местных предприятий.
В целях развития туристического бизнеса организовать:
- стационарную торговлю сувенирами с местной символикой, картинами местных художников и поделками народных умельцев Зарайского района, сеть точек общественного питания, кафе.

Малое предпринимательство

Структура занятости во всех сферах хозяйственной деятельности свидетельствует, что за последние годы сложились целые отрасли, представляемые малым бизнесом. Достаточно широко он представлен в промышленности, торговле, строительстве.
Еще мало освоены малым бизнесом отрасли социальной сферы и бытового обслуживания. В районе в 2004 году работают 55 малых предприятий, в том числе 17 предприятий промышленности, 7 - строительства, 16 - торговли и общественного питания, 2 - в сельском хозяйстве.
Малое предпринимательство обеспечивает занятость 1,0 тыс. чел., в том числе более половины всех работающих занято в промышленности - 0,6 тыс. чел., в торговле и общественном питании - 0,10 тыс. чел.
Кроме этого, в районе на 01.01.2004 работает 800 предпринимателей без образования юридического лица, 80% которых заняты в основном в отрасли торговли и услуг.
Фактически за 9 месяцев 2004 г. произведено продукции и оказано услуг на 100,2 тыс. руб. - это 8,5% от объема всей произведенной продукции и оказанных услуг по району.
В 2005 году прогнозируется рост производства на 11,1% предприятиями малого бизнеса. Удельный вес объемов продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме продукции, выпущенной в 2003 году, составил 12,8%.
Средняя заработная плата на малых предприятиях составила за 9 месяцев 2004 года 2939 руб.
Администрация района оказывает постоянную консультативную помощь, принимает меры по устранению различных административных барьеров, препятствующих эффективному функционированию малого бизнеса. В целях повышения эффективности взаимодействия администрации района и предпринимательства продолжает свою работу Общественный совет по поддержке малого и среднего бизнеса. Основным направлением работы Совета является сбор предложений по проблемам малого и среднего бизнеса.

Основные цели и задачи по поддержке и развитию малого
предпринимательства на 2005-2007 гг.

Признать малое предпринимательство стимулирующим фактором развития свободной конкурентной среды, структурной перестройки местной экономики, источником создания новых рабочих мест, средством быстрой ликвидации дефицита определенных товаров и услуг, основным инструментом массового формирования наиболее социально активного среднего класса среди населения района.
Создать реестр частных предпринимателей без образования юридического лица и малых предприятий района.

Эффективность использования муниципальной собственности
Зарайского района

По оценке, в 2004 году доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, составят 8,91 млн. руб., или 94,5 процента к уровню 2003 года. Такое снижение доходов произойдет за счет сокращения поступления средств от приватизации и продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности.
По прогнозу на 2005 год, ожидается поступление доходов от использования муниципальной собственности в размере 8,94 млн. руб., в том числе от сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности, - 7,1 млн. руб.

Основные цели и задачи в области использования
муниципальной собственности

Работу Комитета по управлению имуществом направить на повышение эффективности использования имущества и недвижимости всех видов собственности с целью систематического поступления денежных средств в бюджет района. Для этого:
1. По результатам инвентаризации земель и имущества всех видов собственности проводить индивидуальную работу с застройщиками (собственниками) по сдаче готовых объектов.
2. Для регулярного и эффективного поступления средств внести изменения в договоры:
- плату за аренду земли вносить поквартально в 1 месяце текущего квартала;
- за аренду помещений - до 5 числа текущего месяца.
3. С аукциона и торгов проводить:
- сдачу в аренду свободных помещений;
- право аренды или продажу участков без застройки;
- продажу помещений, находящихся в ветхом состоянии.
4. С 2006 года перезаключить договоры с предпринимателями города и района, имеющими землю в бессрочном пользовании, на аренду данной земли.
5. Провести продажу земли под объектами, находящимися в частной собственности согласно принятому законодательству.
6. Проводить систематическую работу с населением по приватизации жилого фонда с целью качественного его содержания.
7. Систематизировать работу с предпринимателями в направлении благоустройства города и села.

Жилищно-коммунальное хозяйство

В Зарайском хозяйстве оказывает жилищно-коммунальные услуги муниципальное унитарное предприятие "Единая служба коммунального хозяйства Зарайского района".
На предприятии в 2004 г. работают 1333 человека, средняя заработная плата на конец года составила 4173 руб. в месяц (2003 год - 3486 руб./мес.).
В 2004 г.:
- капитально отремонтировано 18094,5 кв. м кровель, 32 жилых дома на сумму 6969,17 тыс. руб., заменено 11,15 км ветхих теплосетей на сумму 8946,6 тыс. руб., заменено 1,474 км ветхих водопроводных сетей на сумму 1105,91 тыс. руб.;
- проведены проектные работы по реконструкции городских очистных сооружений на сумму 4,0 млн. руб.
В 2005 году планируется провести работы на 10,0 млн. руб. Всего - 145 млн. руб.;
- пробурено 2 новых артскважины;
- в городе и сельской местности заасфальтировано 7866 кв. м тротуаров и внутридомовых проездов на сумму 1,832 млн. руб.
В связи с ростом цен на энергоносители, горюче-смазочные и строительные материалы в 2004 году тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения района пересматривались и утверждались решениями Совета депутатов Зарайского района один раз (в мае).
Полная стоимость предоставляемых жилищно-коммунальных услуг в 2003 г. составила 141,9 млн. руб., в 2004 г. - 167,2 млн. руб., прогноз на 2005 г. - 286 млн. руб.
Уровень возмещения населением затрат на предоставленные жилищно-коммунальные услуги в 2003 г. - 88%, оценка 2004 г. - 88%, прогноз на 2005 г. - 100%.
Предельно допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в процентах от совокупного дохода семьи по социальной норме площади жилья и нормативам потребления жилищно-коммунальных услуг в 2004 г. - 15%, в 2005 году - 15%. Субсидиями в 2003 году пользовалось 32,4% семей, в 2004 г. - 42,8%, прогноз на 2005 г. - 50% семей. Основные цели и задачи в сфере жилищно-коммунального хозяйства на 2005 г.:
- разработка и внедрение механизмов привлечения инвестиций в ЖКХ;
- обеспечить дальнейшее внедрение ресурсосберегающих технологий в жилищной сфере и коммунальном обслуживании;
- повышение надежности и устойчивости систем инженерного обеспечения;
- снижение издержек коммунальных хозяйств района;
- достижение высокой культуры обслуживания.

Развитие отраслей социальной сферы

Прогноз развития отраслей социальной сферы на 2005 год ориентирован на решение проблем функционирования отраслей социальной сферы и создание необходимых условий для удовлетворения минимальных потребностей всех групп населения Зарайского района в социальных услугах при формировании оптимального соотношения платности и бесплатности услуг населению с одновременным обеспечением адресной и дифференцированной поддержки малообеспеченных групп населения.

Здравоохранение

Амбулаторно-поликлиническую помощь населению района оказывает Зарайская ЦРБ, имеющая в своем составе поликлинику на 500 посещений в смену со стоматологическим и педиатрическим отделениями поликлиники, женскую консультацию, 6 врачебных амбулаторий, 21 фельдшерско-акушерский пункт, здравпункты на промышленных предприятиях, отделение скорой медицинской помощи.

Основные задачи в сфере здравоохранения на 2005-2007 гг.

1. С целью диагностических возможностей в амбулаторно-поликлинических условиях приобрести:
- аппарат УЗИ-диагностики для взрослой поликлиники и детского соматического отделения;
- эндоскоп с осветителем.
2. Развитие первичной медицинской помощи, оказываемой врачами общей практики и семейными врачами.
2.1. Капитально отремонтировать амбулатории ц/о АО "Зарайское", Чулки-Соколово, Октябрьское.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
   ------------------------------------------------------------------

2.3. Подготовить врачей по программе ВОП и средних медицинских работников и начать работу семейного врача со второго полугодия 2005 года.
3. Дальнейшее развитие стационарозамещающих технологий - открытие отделения сестринского ухода во взрослой поликлинике, переоборудование части 1 этажа и создание условий для развития амбулаторной хирургии.
4. Для улучшения стоматологической помощи перейти на изготовление индивидуального литья, бюгельных протезов и металлокерамическое протезирование, приобрести литейную установку и подготовить специалиста в первом полугодии 2005 г.
5. Дальнейшее развитие выездных поликлиник для оказания необходимой медицинской помощи жителям села - ежегодно в 2005-2007 гг.
6. Развитие платных услуг в сфере здравоохранения - 2005-2007 годы.

Образование

В 2004 году в Зарайском районе функционируют 50 образовательных учреждений, в том числе 12 средних школ, 1 лицей, 1 гимназия, 1 вечерняя школа, 2 основных школы, 6 начальных школ, 3 начальные школы - детских сада, 20 дошкольных образовательных учреждений, 4 учреждения дополнительного образования.
Район полностью обеспечен дошкольными образовательными учреждениями. Уменьшение обеспеченности детей местами в дошкольных учреждениях в 2004 году объясняется тем, что в ряде учреждений произошло сокращение площади групповых помещений в связи с размещением в них других муниципальных учреждений, сельских администраций, медпунктов, библиотек и др.

Основные цели и задачи в сфере образования на 2005-2007 гг.

Стратегия развития муниципальной системы образования состоит в том, чтобы средствами образования способствовать решению следующих задач:
- реализация Закона Российской Федерации "Об образовании";
- обеспечение гарантий прав граждан на получение знаний по системе непрерывного образования;
- переход на образование по выбору в соответствии со склонностями, способностями, интересами, состоянием здоровья;
- компьютеризация, гуманизация и гуманитаризация образования;
- социальная защита обучающихся, воспитанников и педагогов.
Кроме того, обеспечить реализацию постановления Правительства Российской Федерации "О развитии образования на селе", государственной программы "Дети России".
Оказывать поддержку детям из многодетных и неблагополучных семей, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям с отклонением в развитии, детям-инвалидам, детям с общей школьной дезадаптацией и девиантным поведением, детям села и других территорий с низкой плотностью населения.
Организовать горячее бесплатное питание учащихся общеобразовательных школ.
В развитии системы образования приоритетными направлениями считать:
- обеспечение населению равенства в выборе форм получения образования, в том числе образования без отрыва от производства, семейного образования, самообразования, экстерната;
- переход на вариативность программ, учебников, учебных курсов и профилей получения образования;
- подготовку педагогов к работе с различными категориями детей и взрослых;
- распространение новых форм и методов оценки качества образования по выбору;
- совершенствование традиционных и введение в практику новых педагогических технологий, реализация программ развивающего обучения.
На основе социологического изучения потребностей детей и родителей дифференцированно внедрять платные образовательные услуги.
Создать благоприятные условия для освоения образовательными учреждениями права экономической и юридической самостоятельности, предусмотренного Законом "Об образовании", привлечения внебюджетных средств на программы развития учреждений. Создать условия для перехода школ на обучение в одну смену.
Расширить комплектование художественной литературой школьных и дошкольных библиотек, учебно-справочной и научно-популярной литературой.
В соответствии с областной программой "Развитие культуры и сохранение культурного наследия Московской области":
- продолжать дальнейшее развитие новых и имеющихся видов прикладного и изобразительного искусства, широкую пропаганду уникального культурного достояния путем проведения выставок, открытых уроков, кружков и клубов, проведения конкурсов, смотров, фестивалей народного творчества;
- увеличить количество коллективов художественной самодеятельности;
- с целью восстановления связи поколений, овладения и преумножения духовного наследия предков оказывать поддержку коллективам смешанных возрастных категорий и самобытным коллективам;
- сохранить стабильность контингента в школе искусств.

Социальная защита

Основные цели и задачи в сфере социальной защиты населения
на 2005-2007 годы

1. Реализация социальных льгот и гарантий, предусмотренных действующим законодательством.
2. Оказание адресной социальной помощи, необходимых социальных услуг населению района.
3. Участие в областных целевых программах по социальной защите населения.
4. Создание базы данных всех льготных категорий граждан района.
5. Развитие сети социальных учреждений и укрепление их материально-технической базы.
6. Создание безбарьерной среды инвалидов.
7. Совершенствование системы работы по укреплению семьи и профилактике семейного неблагополучия.
8. Организация отдыха и оздоровления детей и подростков в МУ СРЦ "Осетр".
9. Привлечение денежных средств УП ФР на капитальный ремонт здания по адресу: г. Зарайск, ул. Металлистов, д. 7.
10. Открытие нового социального учреждения для работы с детьми по адресу: г. Зарайск, ул. Мерецкова, д. 1 (февраль 2005 г.).
11. Открытие нового социального учреждения для инвалидов и пенсионеров в д. Алферьево (март 2005 г.).
12. Открытие отделений в РЦ "Надежда":
- стационарное отделение;
- отделение адаптации (2006 г.).
13. Открытие отделения дневного пребывания для граждан пожилого возраста в МУ ЦСО "Рябинушка" (2007 г.).
14. Открытие социальной гостиницы для граждан пожилого возраста и инвалидов (2007 г.).

Охрана окружающей среды

Объем инвестиций, направляемых на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов за счет всех источников финансирования, в 2003 году составил 628,3 млн. рублей, что в сопоставимой оценке на 2,4 процента меньше, чем в 2002 году. По оценке, в 2004 году объем инвестиций достигнет 930,2 млн. руб. (133,3 процента к уровню 2003 года). Такой рост обусловлен увеличением средств областного и местного бюджетов, направляемых на природоохранные мероприятия, а также ожидаемым поступлением средств водоохранного фонда, недоиспользованных в 2003 году.
Прогноз по данному показателю на 2005 год составляет 956,7-970,7 млн. рублей, что примерно на 5 процентов ниже уровня предыдущего года (в сопоставимой оценке).
Прогнозируется рост объема сброса загрязненных сточных вод по сравнению с оценкой 2004 года на 11,2 млн. куб. м, что вызвано ростом водопотребления и соответственно увеличением сброса сточных вод, а также ужесточением требований к качеству очищенных сточных вод.
Объем вредных веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения, в 2005 году предполагается снизить на 200 тонн по сравнению с оценкой 2004 года.
В 2005 году прогнозируется увеличение объема водопотребления по сравнению с оценкой 2004 года на 5,8 процента, связанное с ростом производства и увеличением числа водопользователей.

Территориальная безопасность

Основные цели и задачи по обеспечению территориальной
безопасности, законности и правопорядка на 2005-2007 гг.

Развитие района и повышение качества жизни населения невозможны без решения проблемы безопасности во всей ее полноте (защиты от преступности, болезней, некомпетентных действий хозяйственников, экологических и техногенных катастроф и др.). Принять эффективные и исчерпывающие меры по обеспечению надежной безопасности территории, защите государственных секретов, предупреждению и пресечению коррупции и преступности, других антиобщественных проявлений силами правоохранительных органов, судов, иных органов власти, хозяйствующих субъектов, общественности.
Определить, что главной целью развития системы правоохранительных органов Зарайского района является приведение ее в состояние, позволяющее обеспечить надежную защиту личности, общества и государства от преступных посягательств.
Государственная и муниципальная политика района в сфере обеспечения общественной безопасности, законности и правопорядка включает в себя решение следующих задач:
- реализация долговременной программы по борьбе с преступностью и поддержанию правопорядка в районе;
- последовательная нейтрализация социально-экономических причин преступности;
- повышение уровня правовой культуры населения;
- развитие системы адвокатуры, нотариата, правовой помощи населению;
- осуществление целенаправленной кадровой политики в правоохранительных органах в пределах своих полномочий;
- содействие обеспечению правовой и социальной защиты личного состава правоохранительных органов;
- доведение результатов функционирования правоохранительных органов до социально одобряемого уровня и на этой основе восстановление и поддержание их должного общественного престижа;
- взаимодействие со службами ОВД и другими правоохранительными органами и оказание помощи по внедрению научных рекомендаций;
- содействие предприятиям и гражданам в самоорганизации для защиты от преступных посягательств на их честь, достоинство, личную неприкосновенность и имущество;
- проведение мероприятий по профилактике совершения преступлений несовершеннолетними;
- создание условий по усилению дорожной и пожарной безопасности;
- реализация мер по обеспечению социальной занятости подростков и молодежи, безработных, бездомных, беженцев, переселенцев, ранее судимых и иных лиц, лишенных постоянных доходов и источников существования;
- работа по закреплению кадров участковых инспекторов в сельских округах.

Основные цели и задачи по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций на 2005-2007 гг.

Совершенствовать районную подсистему Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций как составную часть единой государственной системы защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Повышать уровень информирования и степень подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Усовершенствовать системы наблюдения и лабораторного контроля зараженности (загрязненности) объектов окружающей среды, продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды радиоактивными, отравляющими, сильнодействующими ядовитыми веществами и бактериальными средствами.
Обеспечить устойчивость функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в чрезвычайных ситуациях.
Иметь резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Реализация комплекса мероприятий, направленных на снижение количества пожаров и гибели людей при пожарах в городе и на селе, повышение эффективности работы органов пожарного надзора, совершенствования технологий тушения пожаров в населенных пунктах и на объектах экономики.
Организация и выполнение мероприятий, задач по заблаговременной подготовке и обеспечению защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий.

Основные цели и задачи в области спорта на 2005-2007 гг.

- дальнейшее укрепление материально-технической базы для работы с молодежью по месту жительства: открытие двух молодежно-подростковых клубов, реконструкция Зарайского городского стадиона, работа на спортивных площадках в сельской местности;
- привлечение широких слоев населения для занятий физической культурой и спортом (использование СМИ, телевидения, проведение массовых спортивных соревнований в разных возрастных категориях);
- строительство физкультурно-оздоровительного центра в г. Зарайске;
- участие в массовых спортивных акциях (легкоатлетических пробегах, велогонках, туристических слетах, в спортивных соревнованиях, проводимых в Московской области и Российской Федерации);
- создание новых и укрепление действующих спортивных секций;
- расширение сети спортивных федераций с целью привлечения к спорту большого числа населения.

Основные цели и задачи в сфере молодежной политики
на 2005-2007 гг.

- создание устойчивой системы профессиональной ориентации;
- профессиональная начальная подготовка и специализация учащейся молодежи;
- формирование целостной инфраструктуры по обеспечению временной и вторичной занятости молодежи, развитию и поддержке молодежного предпринимательства и самостоятельной занятости;
- поддержка и развитие различных форм художественного и технического творчества молодежи, молодежных и детских объединений;
- координация работы с молодежью независимо от ведомственной принадлежности формирований;
- проведение конкурсов, программ и проектов по молодежной политике;
- открытие двух молодежно-подростковых клубов;
- создание общественных органов молодежи при органах законодательной и исполнительной власти, развитие молодежного парламентаризма.
Прогноз социально-экономического развития Зарайского района на 2005 год содержит прогнозные показатели социально-экономического развития Зарайского района, разработанные экономической службой администрации Зарайского района.
Среди них показатели численности и занятости населения, развития промышленного и сельскохозяйственного производства, прибыли и фонда оплаты труда, эффективности использования муниципальной собственности, оборота розничной торговли и объема платных услуг населению, инвестиций в основной капитал, показатели, связанные с обеспеченностью населения муниципальных образований услугами здравоохранения и образования, прогнозируемым на 2005 год уровнем цен и тарифов и пр.
В целом для прогноза социально-экономического развития Зарайского района остается характерным устойчивое поступательное развитие экономики социальной сферы, позволяющее создать условия для дальнейшего повышения уровня жизни населения Зарайского района.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru