Законодательство
Московской области

Балашихинский р-н
Бронницы
Волоколамский р-н
Воскресенский р-н
Дзержинский
Дмитровский р-н
Долгопрудный
Домодедовский р-н
Дубна
Егорьевский р-н
Жуковский
Зарайский р-н
Звенигород
Ивантеевка
Истринский р-н
Каширский р-н
Климовск
Клинский р-н
Коломенский р-н
Королев
Красноармейск
Красногорский р-н
Краснознаменск
Ленинский р-н
Лобня
Лотошинский р-н
Луховицкий р-н
Лыткарино
Люберецкий р-н
Можайский р-н
Московская область
Мытищинский р-н
Наро-Фоминский р-н
Ногинский р-н
Одинцовский р-н
Озерский р-н
Орехово-Зуевский р-н
Павлово-Посадский р-н
Подольский р-н
Протвино
Пушкинский р-н
Пущино
Раменский р-н
Реутов
Рошаль
Рузский р-н
Сергиево-Посадский р-н
Серебряно-Прудский р-н
Серпуховский р-н
Солнечногорский р-н
Ступинский р-н
Талдомский р-н
Троицк
Фрязино
Химкинский р-н
Чеховский р-н
Шатурский р-н
Шаховской р-н
Щелковский р-н
Щербинка
Электросталь

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








ПИСЬМО УФНС РФ по МО от 23.11.2004 № 04-27/189
"РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ВОПРОСАМ, СВЯЗАННЫМ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПОЛОЖЕНИЙ ГЛАВЫ 26.2 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА"

Официальная публикация в СМИ:
"Вестник московского бухгалтера", № 46 (6 - 12 декабря), 2004






УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПИСЬМО
от 23 ноября 2004 г. № 04-27/189

РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ВОПРОСАМ, СВЯЗАННЫМ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПОЛОЖЕНИЙ
ГЛАВЫ 26.2 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА

Управление ФНС России по Московской области направляет для руководства и использования в работе разъяснения по отдельным вопросам, связанным с применением положений главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

Вопрос 1: У организации, переведенной на упрощенную систему налогообложения и применяющей объект налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, в III квартале выручка превысила 15000000 рублей. Сумма уплаченного налога за полугодие меньше суммы минимального налога за тот же период. Начиная с III квартала организация переведена на общеустановленный режим налогообложения. Следует ли в данном случае исчислить минимальный налог и за какой период? Какие меры ответственности следует применять к налогоплательщику в случае несвоевременного сообщения об утрате права применения упрощенной системы налогообложения?

Ответ: В соответствии со статьей 346.18 НК РФ налогоплательщик, который применяет в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивает минимальный налог в порядке, предусмотренном главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Сумма минимального налога исчисляется в размере 1 процента налоговой базы, которой являются доходы, определяемые в соответствии со статьей 346.15 НК РФ. Минимальный налог уплачивается в случае, если сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога.
Согласно пункту 4 статьи 346.21 НК РФ налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму квартального авансового платежа по налогу исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее уплаченных сумм квартальных авансовых платежей по налогу.
Таким образом, при переходе организации, применяющей упрощенную систему налогообложения и выбравшей в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, на общий режим налогообложения, налогоплательщик обязан исчислить и уплатить минимальный налог за последний период применения упрощенной системы налогообложения в случае, если сумма исчисленного в общем порядке за этот же период единого налога меньше суммы минимального налога.
В соответствии с пунктом 5 статьи 346.13 НК РФ налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на общий режим налогообложения в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода, в котором его доход превысил ограничения, установленные пунктом 4 настоящей статьи.
Приказом МНС России от 19.09.2002 № ВГ-3-22/495 "Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения" установлена форма № 26.2-5 "Сообщение об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения" (приложение 5 к приказу).
Пунктом 1 статьи 126 НК РФ определено, что непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.

Вопрос 2: Организация переведена на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2003 года и в апреле 2003 года приобрела основное средство. С учетом положений статьи 346.16 НК РФ стоимость основного средства в полном объеме была отнесена на расходы, что снизило доходы организации во II квартале 2003 года и тем самым налогооблагаемую базу по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. С 1 января 2004 года организация перешла на общий режим налогообложения. В связи с изложенным просим дать разъяснения относительно порядка налогового и бухгалтерского учета основных средств, приобретенных в 2003 году в условиях применения упрощенной системы налогообложения, после перехода на обычный режим.

Ответ: Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 346.16 главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы на приобретение основных средств (с учетом положений п. 3 настоящей статьи).
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо допущена опечатка: Федеральный Закон "О бухгалтерском учете" № 129-ФЗ принят 21.11.1996, а не 26.11.1996.
   ------------------------------------------------------------------

В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 26.11.96 № 129-ФЗ (с изменениями и дополнениями) организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, за исключением бухгалтерского учета основных средств и нематериальных активов, который ведется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.
Таким образом, организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, стоимость приобретенного в период применения упрощенной системы налогообложения основного средства для целей налогового учета должна учесть в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по единому налогу, а для целей бухгалтерского учета отразить данное основное средство на счете 01 "Основные средства" и начислять амортизацию по правилам бухгалтерского учета.
В соответствии с пунктом 3 статьи 346.25 НК РФ при переходе с упрощенной системы налогообложения на общий режим в налоговом учете на дату указанного перехода отражается остаточная стоимость основных средств, определяемая исходя из их первоначальной стоимости за вычетом сумм амортизации, исчисленной за период применения упрощенной системы налогообложения в порядке, предусмотренном главой 25 НК РФ.
При этом суммы расходов на приобретение основных средств, принятых при исчислении налоговой базы за этот период в соответствии с главой 26.2 НК РФ, если они превысили суммы амортизации, исчисленные в соответствии с главой 25 НК РФ, не уменьшают остаточную стоимость основных средств на дату перехода налогоплательщика на общий режим налогообложения, а полученная разница признается доходом при переходе на общий режим налогообложения.

Вопрос 3: Каков порядок возврата уплаченных по итогам отчетных периодов авансовых платежей по единому налогу налогоплательщикам, выбравшим в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, и уплатившим минимальный налог по результатам года?

Ответ: В соответствии с пунктом 4 статьи 346.21 главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму квартального авансового платежа по налогу исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных с нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно I квартала, полугодия, 9 месяцев с учетом ранее уплаченных сумм квартальных авансовых платежей по налогу.
Согласно статье 346.18 НК РФ налогоплательщик, который применяет в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам налогового периода является плательщиком минимального налога в случае, если сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога.
Таким образом, минимальный налог является самостоятельным платежом, начисление и уплата которого отражается на отдельном лицевом счете.
Учитывая вышеизложенное, у налогоплательщика, уплатившего по итогам отчетных периодов авансовые платежи по единому налогу, а по итогам налогового периода ставшего плательщиком минимального налога, в лицевом счете по единому налогу образуется переплата в сумме уплаченных авансовых платежей по этому налогу.
Порядок проведения возврата (зачета) налоговыми органами излишне уплаченных сумм налогов и других обязательных платежей из бюджетной системы РФ определен нормами положений статьи 78 части первой НК РФ.
В соответствии с пунктом 5 названной статьи по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.
Пунктом 7 названной статьи установлено, что излишне уплаченная сумма налога подлежит возврату налогоплательщику, но при условии отсутствия у последнего недоимки по уплате других налогов и сборов, задолженности по пеням, присужденным штрафам перед тем уровнем бюджета, по которому произошла переплата.
Когда налогоплательщик по итогам налогового периода является плательщиком минимального налога, то в налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, подаваемой по окончании года, по КБК 1030110 "Единый налог, распределяемый по уровням бюджетной системы РФ" исчисленная сумма будет к уменьшению на сумму квартальных авансовых платежей, а по КБК 1030120 "Единый минимальный налог, зачисляемый в бюджеты государственных внебюджетных фондов" - исчисленная сумма к уплате.
В соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах налогоплательщики самостоятельно исполняют обязанность по уплате налогов в конкретный уровень бюджета только по тем налогам, по которым налоговым законодательством установлены ставки.
С учетом изложенного налоговый орган на основании письменного заявления налогоплательщика может принять решение о направлении излишне уплаченной суммы налога по КБК 1030110 "Единый налог, распределяемый по уровням бюджетной системы РФ" в имеющуюся недоимку по КБК 1030120 "Единый минимальный налог, зачисляемый в бюджеты государственных внебюджетных фондов" при условии отсутствия у данного налогоплательщика задолженности по иным налогам, подлежащим зачислению в бюджет субъекта РФ.
По налогам и сборам, по которым в соответствии с законодательством установлены нормативы отчислений, распределение доходов по уровням бюджетной системы осуществляют органы федерального казначейства. То есть при принятии налогоплательщиком решения о направлении излишне уплаченной суммы налога на погашение задолженности по другому налогу, который в соответствии с законодательством органами казначейства распределится по установленным нормативам между уровнями бюджетной системы, решение принимается на полную сумму (в пределах имеющейся переплаты) числящейся задолженности в целом по налогу.

Вопрос 4: Организация применяет упрощенную систему налогообложения. Объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов. Материалы для производства продукции закупаются организацией у поставщиков, которые являются плательщиками НДС, и соответственно поставщики выставляют счет-фактуру. Как следует отразить НДС в учете у организации, применяющей упрощенную систему налогообложения? Должен ли НДС включаться в стоимость материалов?

Ответ: В соответствии с пунктом 2 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и пунктом 3 статьи 273 Кодекса расходы по приобретению сырья и материалов, относящихся к материальным расходам, учитываются в составе расходов в момент списания оплаченного сырья и материалов в производство.
Учитывая, что стоимость товарно-материальных ценностей, включаемых в материальные расходы, согласно пункту 2 статьи 254 Кодекса, определяется исходя из цен их приобретения (без учета сумм налогов, подлежащих вычету либо включаемых в расходы в соответствии с Кодексом), включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с приобретением товарно-материальных ценностей, суммы налога на добавленную стоимость по приобретенному сырью и материалам включаются в состав расходов, принимаемых в уменьшение доходов, в момент списания оплаченного сырья и материалов в производство.
Одновременно с этим сообщаем, что в соответствии с подпунктом 23 пункта 1 статьи 346.16 Кодекса налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, в состав расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения, включают расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (уменьшенные на величину расходов, указанных в подп. 8 настоящего пункта). Данные расходы согласно пункту 2 статьи 346.16 Кодекса принимаются применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций статьей 268 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 268 Кодекса налогоплательщик при реализации товаров вправе уменьшить доходы от таких операций на стоимость реализованных товаров в установленном данной статьей порядке.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо допущена опечатка: имеется в виду подпункты 8 и 11 пункта 1 статьи 346.16, а не статьи 346.11 Налогового кодекса РФ.
   ------------------------------------------------------------------

Исходя из этого, а также принимая во внимание кассовый метод признания доходов и расходов, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, вправе включить расходы по оплате стоимости товаров в состав расходов, принимаемых в уменьшение доходов, только в момент получения доходов от реализации данных товаров. Сумма налога на добавленную стоимость по приобретаемым товарам (работам, услугам) и суммы таможенных платежей, уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и не подлежащие возврату налогоплательщику в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации, предусмотренные подпунктами 8 и 11 пункта 1 статьи 346.11 Кодекса, включаются в состав расходов, принимаемых в уменьшение доходов, в момент получения доходов от реализации данных товаров.

Вопрос 5: Некоммерческая организация подала заявление на применение упрощенной системы налогообложения. Учредителями этой организации являются физические лица и юридическое лицо.
Уставного капитала у данной организации нет. Как в данном случае определить долю участия юридического лица при решении вопроса о возможности применения данной некоммерческой организацией упрощенной системы налогообложения?

Ответ: В соответствии с подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12 главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" части второй Налогового кодекса РФ не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов.
При рассмотрении вопроса о применении упрощенной системы налогообложения некоммерческой организацией необходимо учитывать следующее.
Согласно разъяснениям Министерства РФ по налогам и сборам в случае отсутствия у некоммерческой организации уставного капитала при определении понятия "доля непосредственного участия других организаций" в целях применения положений главы 26.2 части второй Налогового кодекса РФ следует руководствоваться нормами гражданского законодательства РФ. В соответствии со статьей 48 Гражданского кодекса РФ участием в организации признается участие в учреждении (создании) организации ее учредителей и участников.
Поскольку в подпункте 14 пункта 3 статьи 346.12 главы 26.2 части второй Налогового кодекса РФ не указано, что под непосредственным участием в организации других организаций понимается только участие учредителей и участников, которые имеют в отношении этой организации имущественные права, то в данном случае под непосредственным участием в организации других организаций понимается любое участие учредителей и участников (организаций) независимо от того, имеют они имущественные права в отношении данной организации или не имеют их.
Исходя из вышеизложенного, если при учреждении (создании) некоммерческих организаций доля учредителей (участников, собственников), являющихся юридическими лицами, составляет более 25 процентов, то такие некоммерческие организации не вправе применять упрощенную систему налогообложения.

Вопрос 6: Организация состоит на учете в МРИ № 2. Имеет обособленное подразделение в г. Мытищи. Может ли такая организация применять упрощенную систему налогообложения? Если да, то должна ли она уплачивать единый налог также и по месту нахождения обособленного подразделения?

Ответ: В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации, имеющие филиалы и представительства, не вправе применять упрощенную систему налогообложения.
При этом необходимо учитывать, что в статье 11 Кодекса предусмотрено, что понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 11 Кодекса обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места.
В связи с тем что НК РФ не разделяет понятие "филиал юридического лица" и "обособленное подразделение юридического лица", необходимо руководствоваться положениями Гражданского кодекса РФ.
При этом следует учитывать, что в соответствии со статьей 55 Гражданского кодекса Российской Федерации представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.
Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
Представительства и филиалы наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.
Таким образом, право перехода на упрощенную систему не предоставляется организациям, которые имеют обособленные подразделения, являющиеся филиалами и представительствами и указанные в качестве таковых в учредительных документах создавших их организаций. Организации, имеющие иные обособленные подразделения, вправе применять упрощенную систему налогообложения на общих основаниях.
Согласно статье 346.21 Кодекса уплата единого налога и квартальных авансовых платежей по единому налогу производится по месту нахождения организации, таким образом, налог по месту нахождения обособленных подразделений организаций не уплачивается.

Вопрос 7: Восстанавливают ли организации и предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, суммы НДС, предъявленные ранее к вычету по приобретенным основным средствам и нематериальным активам по состоянию на 1 января 2002 года?

Ответ: На основании подпункта 1 пункта 2 статьи 171 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налогоплательщиками по товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость.
Согласно пункту 2 статьи 346.11 главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Кодекса организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, налогоплательщиками налога на добавленную стоимость не являются и, соответственно, осуществляемые ими операции налогом на добавленную стоимость не облагаются.
Таким образом, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные по товарам (работам, услугам), использованным организациями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг), не облагаемых налогом на добавленную стоимость, вычету не подлежат.
Учитывая изложенное, суммы налога на добавленную стоимость, ранее принятые к вычету по товарам (работам, услугам), используемым в производственной деятельности после перехода организации на упрощенную систему налогообложения, необходимо восстановить и возвратить в бюджет. При этом исчисление суммы налога, подлежащей восстановлению по амортизируемому имуществу, производится с учетом остаточной стоимости такого имущества, сформированной по данным бухгалтерского учета.
Следует отметить, что восстановление указанных сумм налога на добавленную стоимость необходимо осуществлять в последнем налоговом периоде перед переходом организации на упрощенную систему налогообложения.

Вопрос 8: Должны ли организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, представлять в налоговые органы форму № 1 "Бухгалтерский баланс" и форму № 2 "Отчет о прибыли и убытках"?

Ответ: В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, за исключением бухгалтерского учета основных средств и нематериальных активов.
Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании вышеизложенного организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не представляют в налоговые органы форму № 1 "Бухгалтерский баланс" и форму № 2 "Отчет о прибыли и убытках".

Вопрос 9: В соответствии со статьей 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы в виде сумм налогов и сборов, уплаченных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Может ли организация, перешедшая на упрощенную систему налогообложения и применяющая в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на расходы, включать в расходы сумму уплаченного в бюджет единого налога (например, при расчете налога за полугодие - сумму налога, уплаченного в бюджет за I квартал)?

Ответ: В состав расходов, уменьшающих объект налогообложения в упрощенной системе, включаются суммы налогов и сборов, уплачиваемые в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах (подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
Однако здесь необходимо учитывать следующее. Применение упрощенной системы предусматривает замену уплаты пяти основных налогов уплатой единого налога.
Уплата иных налогов для субъектов упрощенной системы сохраняется в общем порядке, поэтому в соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ в состав расходов могут включаться только те налоги, уплата которых сохраняется в упрощенной системе помимо уплаты единого налога, то есть суммы уплаченного единого налога не должны учитываться в составе расходов.

Вопрос 10: С 2002 года у организации в учете отражена дебиторская задолженность за отгруженную продукцию. Организация с должниками договорилась о том, что они погасят ее материалами. Как это повлияет на расчет единого налога при условии, что организация перешла на упрощенную систему налогообложения?

Ответ: Если организация до перехода на упрощенную систему налогообложения для целей налогообложения прибыли применяла метод начисления, то сумма отгруженной продукции должна была быть учтена организацией в составе выручки на дату отгрузки продукции и, соответственно, стоимость материалов, полученных в счет оплаты этой продукции после перехода на упрощенную систему, не должна включаться в состав доходов в упрощенной системе.
Если организация до перехода на упрощенную систему налогообложения применяла кассовый метод и, соответственно, не учитывала в составе выручки сумму отгруженной, но неоплаченной продукции, то стоимость материалов, полученных в счет оплаты этой продукции после перехода на упрощенную систему налогообложения, должна быть учтена в составе доходов от реализации в упрощенной системе.

Вопрос 11: Организация применяет упрощенную систему налогообложения и платит единый налог с доходов. Часть принадлежащего здания организация сдает в аренду. Ежемесячно арендаторы кроме арендной платы возмещают организации стоимость коммунальных услуг. Эти деньги организация соответственно перечисляет Мосэнерго и другим коммунальным службам. Нужно ли полученные деньги включать в доходы, облагаемые единым налогом?

Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 346.15 главы 26.2 НК РФ организация при применении упрощенной системы налогообложения в состав доходов, учитываемых при определении объекта налогообложения по единому налогу, должна включать доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемых в соответствии со статьей 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ.
Согласно статье 249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, и выручка от реализации имущественных прав. При этом выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральных формах.
Размер арендных платежей и порядок их перечисления устанавливаются договором, заключенным в порядке, установленном гражданским законодательством (ст. 606-625 ГК РФ).
Согласно статье 614 Гражданского кодекса РФ арендная плата может устанавливаться как в виде определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно, так и в виде предоставления арендатором определенных услуг.
Исходя из этого, у организаций-арендодателей в составе доходов от сдачи имущества в аренду при определении объекта налогообложения по единому налогу, уплачиваемому при применении упрощенной системы налогообложения, должна учитываться вся сумма поступлений от сдачи имущества в аренду, то есть в том числе и сумма возмещения арендаторами коммунальных услуг.

Вопрос 12: Основным видом деятельности организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, является сдача имущества в аренду. Объект налогообложения - доходы. Арендатор за свой счет сделал ремонт в помещении организации на сумму 100000 рублей. Организация зачла эту сумму в счет арендной платы, то есть фактически денег от арендатора не получила. Нужно ли эту сумму включать в состав доходов организации и на какую дату?

Ответ: В соответствии со статьей 614 Гражданского кодекса РФ условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. При этом арендная плата может устанавливаться как в виде определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно, так и в виде возложения на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение арендованного имущества.
Таким образом, если выполнение арендатором ремонтных работ в арендованном помещении предусмотрено договором аренды, то стоимость таких работ должна учитываться у арендодателя в составе доходов от сдачи имущества в аренду.
Согласно статье 346.17 главы 26.2 НК РФ датой получения доходов в упрощенной системе признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (кассовый метод). В данном случае доход от сдачи имущества в аренду (арендная плата) получен организацией не в виде перечисления арендатором денежных средств на расчетный счет или в кассу, а в виде выполнения для организации работ по ремонту помещения. Таким образом, стоимость выполненных для организации арендатором работ по ремонту помещения в сумме 100000 рублей должна быть учтена в составе доходов на дату подписания акта о выполнении ремонтных работ.

Заместитель
руководителя Управления
Федеральной налоговой службы РФ
по Московской области
И.А. Сорокина


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru