Законодательство
Московской области

Балашихинский р-н
Бронницы
Волоколамский р-н
Воскресенский р-н
Дзержинский
Дмитровский р-н
Долгопрудный
Домодедовский р-н
Дубна
Егорьевский р-н
Жуковский
Зарайский р-н
Звенигород
Ивантеевка
Истринский р-н
Каширский р-н
Климовск
Клинский р-н
Коломенский р-н
Королев
Красноармейск
Красногорский р-н
Краснознаменск
Ленинский р-н
Лобня
Лотошинский р-н
Луховицкий р-н
Лыткарино
Люберецкий р-н
Можайский р-н
Московская область
Мытищинский р-н
Наро-Фоминский р-н
Ногинский р-н
Одинцовский р-н
Озерский р-н
Орехово-Зуевский р-н
Павлово-Посадский р-н
Подольский р-н
Протвино
Пушкинский р-н
Пущино
Раменский р-н
Реутов
Рошаль
Рузский р-н
Сергиево-Посадский р-н
Серебряно-Прудский р-н
Серпуховский р-н
Солнечногорский р-н
Ступинский р-н
Талдомский р-н
Троицк
Фрязино
Химкинский р-н
Чеховский р-н
Шатурский р-н
Шаховской р-н
Щелковский р-н
Щербинка
Электросталь

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








РЕШЕНИЕ Совета депутатов г. Котельники МО от 08.06.2005 № 65/11
(ред. от 22.10.2008)
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ "ОЗДОРОВЛЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В ГОРОДЕ КОТЕЛЬНИКИ НА 2005-2010 ГОДЫ"

Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в изданиях:
"Котельники сегодня", № 31, 04.08.2005 (начало),
"Котельники сегодня", № 32, 11.08.2005 (продолжение),
"Котельники сегодня", № 33, 18.08.2005 (продолжение).



Изменения, внесенные решением Совета депутатов городского округа Котельники МО от 22.10.2008 № 385/47, вступили в силу со дня его официального опубликования.



СОВЕТ ДЕПУТАТОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ГОРОД КОТЕЛЬНИКИ" МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 8 июня 2005 г. № 65/11

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ
"ОЗДОРОВЛЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В ГОРОДЕ КОТЕЛЬНИКИ
НА 2005-2010 ГОДЫ"

(в ред. решения Совета депутатов городского округа
Котельники МО от 22.10.2008 № 385/47)

Совет депутатов решил:
1. Утвердить программу "Оздоровление экологической ситуации в городе Котельники на 2005-2010 годы" (приложение).
2. Направить настоящее решение главе города А.Ю. Седзеневскому для подписания и обнародования.

Председатель
Совета депутатов города
А.Д. Ронгинский

Глава города
А.Ю. Седзеневский
10.06.2005





Утверждена
решением Совета депутатов
муниципального образования
"Город Котельники"
Московской области
от 8 июня 2005 г. № 65/11

ПРОГРАММА
"ОЗДОРОВЛЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В ГОРОДЕ КОТЕЛЬНИКИ
НА 2005-2010 ГОДЫ"

(в ред. решения Совета депутатов городского округа
Котельники МО от 22.10.2008 № 385/47)

Разработчик Программы: начальник отдела экологии и природных ресурсов Усов Г.П.

1. Введение

Город Котельники традиционно относится к территориям с напряженной экологической обстановкой. Практически вся территория города находится в зоне негативного экологического влияния ТЭЦ-22, Московского нефтеперерабатывающего завода и МКАД. Непосредственно на самой территории около 40% производственных объектов являются источниками загрязнения атмосферного воздуха. Для оздоровления экологической ситуации на территории муниципального образования "Поселок Котельники" в период с 2001-2005 гг. были разработаны следующие нормативно-правовые акты:
1. Перечень приоритетных природоохранных мероприятий программы муниципального образования "Город Котельники" на период до 2005 г. (от 15.08.2001 № 89/19).
2. Программа оздоровления экологической ситуации в пос. Котельники (от 15.08.2001 № 89/19).
3. "О внесении изменений в местный бюджет поселка Котельники на 2001 год".
4. Положение о целевом бюджетном экологическом фонде администрации пос. Котельники (от 14.11.2001 № 108/22).
5. Порядок согласования (разрешения) вырубки деревьев и кустарников на территории муниципального образования "Поселок Котельники" (от 25.01.2002 № 25-ПГ).
6. Правила организации и обеспечения уборки территорий в муниципальном образовании "Поселок Котельники" (от 15.08.2001 № 90/19).
7. О проведении Дней защиты от экологической опасности в пос. Котельники (от 22.04.2002 № 176-ПГ); приложение к постановлению главы поселка "О проведении Дней защиты от экологической опасности на территории пос. Котельники (за № 176-ПГ от 22.04.2002). Мероприятия, осуществляемые на территории пос. Котельники в рамках Общероссийских дней защиты от экологической опасности.
8. О финансировании природоохранных мероприятий на 2002 год в соответствии с Программой оздоровления экологической ситуации в пос. Котельники (от 05.08.2002 № 390-ПГ).
9. О введении в действие норм накопления твердых бытовых отходов от предприятий и организаций, расположенных на территории муниципального образования "Поселок Котельники" (от 05.11.2002 № 590-ПГ).
10. О проведении инвентаризации предприятий и организаций, расположенных на территории муниципального образования "Поселок Котельники", с целью определения (уточнения) объемов образования ТБО и КГМ, наличия экологических паспортов и договоров на вывоз и утилизацию ТБО и КГМ (от 27.11.2002 № 639-ПГ).
В рамках требований Программы оздоровления экологической ситуации в пос. Котельники администрацией муниципального образования в период с 2001 по 2005 г. выполнены следующие мероприятия.
Проведены общепоселковые собрания и заседание Совета предпринимателей при участии главных специалистов администрации по вопросам уборки и озеленения закрепленных территорий.
Проведена работа с руководителями организаций, предприятий и населением о предстоящей работе по уборке, благоустройству и озеленению территории пос. Котельники.
Определены зоны ответственности на землях, прилегающих к предприятиям и организациям различных форм собственности, с целью уборки мусора на данных территориях.
Организована уборка захламленности санитарно-защитных зон предприятий с их озеленением.
Удалены несанкционированные свалки с последующей рекультивацией очищенных территорий на Малом карьере, с промышленной площадки ОАО "ЛКСМиК" и прибрежной с карьером зоны ГСК 46.
По результатам проверки санитарного и экологического состояния из придорожных зон на автомобильных трассах и железной дороге снесены самозахватные огороды, сараи и голубятни. Освобожденные территории рекультивированы и засеяны газонной травой.
Проведены совещания по организации и обеспечению подготовительных работ для озеленения территории вдоль Дзержинского шоссе поселка Котельники (вырубка кустарниковой поросли, уборка мусора, засыпка заболоченных мест, завоз растительных грунтов), по подбору посадочного материала древесной и кустарниковой растительности (в соответствии со схемой инженерных коммуникаций участка и местного ландшафта).
В соответствии с проектом начаты работы по асфальтированию и озеленению территорий, прилегающих к Дзержинскому шоссе, обустроены автостоянки общей площадью 1335 кв. м, тротуары - 190 кв. м, газоны - 82 кв. м, высажено 42 кустарника.
Высажено свыше 200 саженцев деревьев и 108 декоративных кустарников ("Стальконструкция", "Сталькон", "Комплекс 1", "Русские газоны", "У дороги" и др.).
Для обеспечения реализации целевых программ муниципального образования по обращению с отходами в соответствии с Законом Московской области "Об отходах производства и потребления в Московской области" от 08.11.2001 № 171/2001-ОЗ администрацией пос. Котельники создано специализированное предприятие МУП "Экомбыт-Котельники".
Работа по сбору и переработке металлолома и другого вторичного сырья проводилась регулярно по мере его накопления на территории поселка в соответствии с договорами с Вторметресурсом, ЗАО "Орлан" и ООО "КВТ".
С целью формирования экологического мировоззрения у населения, воспитания осознанного отношения к окружающей среде как основе жизнеобеспечения администрацией регулярно проводились мероприятия природоохранной направленности, например, такие как:
семинары и встречи с учащимися 3 школ пос. Котельники по организации экологического движения "Я и экология", в рамках семинара общеобразовательных учреждений были подготовлены и переданы в администрацию поселка предложения учащихся школ поселка Котельники по экологическому оздоровлению родного края "Как спасти мир, или С чего начать?";
конкурсы рисунка дошкольных учреждений на тему природоохранной направленности;
организован и проведен конкурс жилых микрорайонов на лучший проект благоустройства детской спортивно-игровой площадки. Победителем конкурса по благоустройству и озеленению детской спортивно-игровой площадки оказался дом № 26, мкр. "Силикат";
на территории поселка Котельники 30.05.2002 проведена региональная экологическая конференция на тему "Проблемы нормативно-правовой деятельности муниципальных образований по охране окружающей среды" с участием 89 представителей природоохранных служб 50 муниципальных образований Московской области. Участники конференции осмотрели территорию поселка с посещением 2 предприятий - ООО "Русские газоны" и ЗАО АФ "Белая Дача".
Все проводимые природоохранные мероприятия освещались в местной газете "Котельники сегодня".

О повышении эффективности природоохранной деятельности

Существующая напряженная экологическая обстановка на территории муниципального образования "Город Котельники" во многом обусловлена отсутствием информации о качественном состоянии среды обитания (воздуха, воды и почвы), что исключает возможность оценить вклад каждого источника загрязнения, оценить ущерб и плату за загрязнение с учетом степени вредного влияния на население, осуществить прогноз и разработать эффективные мероприятия. Отсутствует экологически ориентированное функциональное зонирование территории города как инструмента регулирования землепользования и проведения политики экологического оздоровления. Отсутствует комплексная программа с сопредельными территориями, нет должной системы экологического воспитания и образования.
В целях осуществления стабилизации и оздоровления среды обитания жителей города Котельники и на прилегающих территориях в зоне ответственности предусмотрены и проводятся следующие мероприятия:
1. Упорядочена структура администрации с распределением функциональных обязанностей в решении природоохранных проблем.
2. Специалисты отделов администрации в рамках своей компетентности направляют предложения по основным направлениям экологической политики в отдел экологии и природных ресурсов для их последующего анализа и разработки мероприятий по оздоровлению экологической ситуации на территории муниципального образования.
3. Подготовлены и представлены на утверждение Совета депутатов муниципального образования проекты программ "Стратегия оздоровления экологической ситуации в г. Котельники на период 2005-2010 годы", "Чистая вода", "Оздоровление реки Люберки".
Решение всех этих проблем возможно только на основе реализации системного подхода при выполнении природоохранных мероприятий. Тем более, что в мировой практике известны и эффективно применяются для предприятий и территорий принципы создания систем экологического менеджмента (систем управления окружающей средой - в российском трактовании) на основе международных стандартов ИСО серии 14000.
Наличие системы управления окружающей средой может помочь объединению обеспечить уверенность всех заинтересованных сторон (власти, население, природоохранные органы, страховые компании и др.) в том, что:
- существует строгое обязательство со стороны руководства следовать положениям своей политики и добиваться целевых и плановых экологических показателей;
- предупреждающему действию придается большее значение, чем корректирующему;
- могут быть представлены данные, свидетельствующие о разумной осторожности и соответствии регламентам;
- в систему заложен процесс постоянного ее улучшения.
На основании изложенного в настоящей Программе представлена система первоочередных природоохранных мероприятий по улучшению состояния окружающей среды на территории города Котельники.

2. Цель и содержание работ

Основной целью программы "Оздоровление экологической ситуации в городе Котельники" является определение стратегии природоохранной деятельности до 2010 года с учетом перспективного развития народно-хозяйственного комплекса и системной реализации первоочередных природоохранных мероприятий.

Основные задачи работ

Выполнение комплекса научно-технических и организационных мер призвано коренным образом изменить экологическую ситуацию в муниципальном образовании "Город Котельники", для чего представляется необходимым провести на предприятиях и в территориальном образовании в целом:
комплексную оценку исходного состояния окружающей среды (атмосферного воздуха, воды, почвы, природно-территориальных комплексов и экосистем) для последующей оценки эффективности природоохранных мероприятий;
оценку соответствия экологической ситуации требованиям российского природоохранного законодательства и нормативов;
обеспечить разработку, внедрение и последующую сертификацию в авторитетном национальном или международном сертификационном органе систем экологического менеджмента (систем управления окружающей средой) по международным и российским стандартам ИСО 14001-2004 (ГОСТ РИСО 14001-98);
осуществить практические мероприятия по стабилизации и оздоровлению экологической обстановки;
обеспечить регулярное информирование населения и всех заинтересованных сторон по результативности предпринимаемых природоохранных мероприятий.

3. Определить высшими приоритетами
природоохранных мероприятий муниципального образования
"Город Котельники":

- создание и внедрение систем экологического менеджмента на предприятиях и территории в целом;
- предотвращение загрязнения окружающей среды;
- строгое соблюдение требований природоохранного законодательства и нормативов;
- рациональное использование природных ресурсов, сохранение генофонда, а также эталонов живой и неживой природы;
- обеспечение непрерывного улучшения состояния окружающей среды.

Содержание работ

1. Состояние и рекомендации по защите
гидрогеологической среды

Освоение городских территорий сопровождается значительным изменением гидрогеологической обстановки, включая условия питания и разгрузки грунтовых вод, их уровней, температурный и химический режим.
Напор подземных вод полностью сработан, и горизонт частично осушен. Вокруг водозаборов образовались обширные по площади и глубине депрессионные воронки. В связи с этим наращивание водозабора в целом по городу Котельники не рекомендуется. На водозаборных узлах в городе Котельники определяются повышенное содержание железа (до 1,5 мг/л), фтора (до 2,5 мг/л), общей жесткости и загрязнение нефтепродуктами. Грунтовые воды и воды так называемого волжского горизонта практически не защищены от различного вида загрязнения.
По данным ВСЕГИНГЕО, интенсивность загрязнения, рассчитанная по суммам ПДК, составляет 10-15 ПДК. Согласно расчету, с поверхностными стоками ежегодно выносится около 100 тонн взвешенных веществ и 1,5 тонны нефтепродуктов. Загрязняющими объектами являются промышленные предприятия, расположенные на этом участке. Канализационные сети работают с перегрузкой (требуется реконструкция главного коллектора города Котельники). Практически отсутствует дождевая канализация, а там, где она есть, - имеет 90% износа. Существующие на территории некоторых предприятий очистные сооружения не обеспечивают качество нормативных показателей (необходима их реконструкция и модернизация).
Таким образом, из водных проблем выделяются истощение подземных вод с загрязнением грунтовых и подземных вод. При застройке или реконструкции старых районов, как правило, наблюдается изменение питания грунтовых вод, чаще всего его увеличение. Чаще всего этот процесс обуславливают:
- утечки из водонесущих коммуникаций";
- фильтрация из прудов и строительных котлованов;
- поливы зеленых насаждений;
- перераспределение снега при очистке дорог и тротуаров;
- озеленение;
- таяние снега над теплонесущими коммуникациями и подземными сооружениями;
- нивелирование рельефа.
Вследствие совместного проявления указанных факторов процесс изменения питания грунтовых вод приобретает региональный характер. В этих условиях широкое распространение получает процесс подтопления, который оказывает негативное воздействие на окружающую среду (изменяется уровень и гидрохимический состав грунтовых вод, микроклимат и т.п.).
Серьезные экологические изменения, вызванные подтоплением, одновременно приводят к нарушению нормальной эксплуатации зданий и сооружений, затрудняют выполнение строительных работ, ведут к потерям продукции отраслей материального производства.
Анализ существующего состояния геологической среды показал, что подтопление на территории города Котельники является одним из наиболее существенных инженерно-геологических процессов, оказывающих негативное воздействие на функционирование города. Процесс подтопления характерен для северной (мкр. "Белая Дача") и восточной частей города в понижениях рельефа и на поймах ручьев, что обусловлено возрастающей техногенной нагрузкой на геологическую среду.
В связи с этим инженерная защита территории города Котельники от неблагоприятных инженерно-геологических процессов становится частью общей проблемы охраны окружающей среды.
Для защиты территорий от подтопления применяют комплекс мероприятий по предупреждению и борьбе с подтоплением, снижающих воздействие естественных и искусственных факторов подтопления: повышение планировочных отметок, устройство защитной гидроизоляции подземных сооружений, возведение дамб обвалования, устройство дренажей.
Неправильная эксплуатация участков города Котельники в районах мкр. "Белая Дача", Коврового комбината и ЛКСМиК, а также в долине ручья, протекающего в восточной части города, а именно: увеличение инфильтрационного питания в связи с потерями из водонесущих коммуникаций, отсутствие дренажных систем, плохая работа водосточной сети, естественное высокое стояние грунтовых вод на этой территории - влечет за собой интенсивное увлажнение подвальных помещений и нарушение устойчивости зданий и сооружений.
Первостепенные инженерные мероприятия должны быть направлены на регулирование поверхностного стока, ликвидацию подтопления на уже застроенных территориях и защиту грунтовых вод от различного рода загрязнений. Для решения этих проблем необходимо:
- реализовать проект схемы ливневой канализации, выполненный ООО "ВТМ дорпроект";
- обеспечить на участках промзон устройство системы перехвата загрязненного поверхностного стока (строительство локальных систем очистки);
- обеспечить строгое соблюдение зон санитарной охраны ВЗУ в соответствии с действующими нормативами.

2. Состояние и рекомендации по оздоровлению
поверхностных водоемов

Поверхностные водоемы города Котельники представлены мелкими ручьями (бывшее русло речки Люберки) с прудами на них, образованными земляными плотинами, а также выработанными и разрабатываемыми карьерами, которые заполнены грунтовыми водами.
В результате выполненных с 19 апреля до 28 мая (по договору № 15 2001 года) работ по токсикологической оценке вод поверхностных водоемов и почвы на территории муниципального образования "Город Котельники" выявлены территории и поверхностные водоемы с острой и хронической токсичностью, указывающей на наличие в указанных средах химических загрязнений, превышающих предельно допустимые концентрации и представляющих прямую угрозу для здоровья населения.
Комплексный анализ показал, что по гигиенической классификации карьеры можно отнести к водоемам с умеренной степенью загрязнения, а пруды, кроме среднего в мкр. "Белая Дача", - к высокой степени загрязнения. Большой и Малый карьеры города Котельники используются населением для отдыха и купания, что требует повышенного контроля и проведения водоохранных мероприятий. При разработке проекта планировки прибрежных полос необходимо предусмотреть возможность освободить побережья от различного рода строений, очистить от мусорных свалок, сконструировать прибрежные парки и их отдельные зоны.
На базе Томилинского лесопарка и существующих здесь прудов (южная и юго-восточная часть территории) организовать рекреационно-оздоровительную зону. Кроме того, необходимо раскрыть территорию застройки в сторону зеленых массивов и водных пространств. Целью этих мероприятий является улучшение санитарного состояния водоемов, повышение качества воды до показателей, отвечающих требованиям, предъявляемым к водоемам рыбохозяйственного назначения, а также улучшение санитарного состояния среды обитания в целом.
Водоохранные мероприятия будут иметь эффект при одновременном проведении как общегородских мероприятий, так и мероприятий на отдельных промышленных объектах. Основными общегородскими мероприятиями являются:
- дальнейшее развитие и реконструкция систем городской канализации со строительством сетей коллекторов и насосных станций с последующей передачей для очистки на Люберецкую станцию аэрации;
- строительство ливневой канализации и коллекторов;
- строительство очистных сооружений для очистки ливневых стоков от жилой застройки с эффективностью очистки, удовлетворяющей требованиям для сброса стоков в водоемы рыбохозяйственного назначения, обеспечивающие ПДК по взвешенным веществам 3,0 мг/л, по нефтепродуктам - 0,05 мг/л;
- регулярное проведение уборки территории города от мусора и грязи, что обеспечит более эффективную работу очистных сооружений.
На промышленных предприятиях города рекомендуется проведение следующих мероприятий:
- строительство и реконструкция локальных очистных сооружений, сточные воды которых загрязнены специфическими веществами, с применением современных методов очистки перед выпуском в городскую канализацию;
- строительство и реконструкция систем ливневой канализации с очистными сооружениями на ней на территории промышленных предприятий перед сбросом в водосток города;
- дальнейшее развитие систем оборотного и повторного водоснабжения, а также систем промводопровода с целью сокращения потребления свежей воды на производственные нужды и уменьшения сбросов в водоемы (Агрофирма "Белая Дача", АО "Люберецкие ковры" и др.).
Для защиты поверхностных водоемов от дальнейшего загрязнения необходимо проведение следующих архитектурно-планировочных и организационных мероприятий:
- разработка и утверждение границ водоохранных зон на русле речки Люберка (в настоящее время ручье) с прудами и на карьерах с ограничениями хозяйственной деятельности на их территориях;
- благоустройство и озеленение берегов водоемов;
- разработка экологических паспортов с установлением ПДС для предприятий;
- совершенствование систем контроля уровня загрязнения водных объектов по химическим и бактериологическим показателям;
- применение экономических санкций за загрязнение водных объектов.
Программа водоохранных мероприятий позволит значительно уменьшить количество загрязнений, поступающих в водные объекты, и довести качество воды до нормативных показателей.
В настоящее время ВЗУ города не оснащены вообще или используют устаревшие методы водоподготовки; разводящие водные сети требуют замены изношенного оборудования. Поэтому необходимо проведение работ по выбору наиболее эффективного применительно к конкретным условиям каждого ВЗУ метода водоподготовки и модернизация водных коммуникаций для улучшения качества питьевой воды, подаваемой потребителям до норм по ГОСТ 2874-82.

3. Состояние и рекомендации по оздоровлению
атмосферного воздуха

Анализ состояния атмосферного воздуха выявил возможность формирования при неблагоприятных метеорологических условиях (при опасной скорости ветра и интенсивном вертикальном турбулентном обмене) зон сверхнормативных концентраций по 17 ингредиентам, включая суммарную пыль. Учитывая то обстоятельство, что почти вся территория города находится в зоне сверхнормативных концентраций, существующее состояние атмосферного воздуха на рассматриваемой территории можно оценить как неблагоприятное.
Определение объемов выбросов в атмосферный воздух на предприятиях - основных вкладчиках в загрязнение приземного слоя атмосферы проводится путем изучения материалов томов ПДВ, разработанных и согласованных с Федеральной службой экологического, атомного и технологического контроля по центральному региону.
С выбросами предприятий нефтехимического и энергетического направления на территорию города Котельники поступает большое количество углеродистых и сернистых соединений. Источниками техногенного загрязнения являются ТЭЦ-22, МНЗ, ЗАО "Автогарант", ОАО "Люберецкий ГОК", ЗАО АФ "Белая Дача", ООО "Автоуслуга", ООО "Агропласт", ЗАО "Сервис-ковер", ОАО "Док-13", ООО "Фирма ПКБ", Комбинат Первомайский, ООО "Рустик", ЗАО "Стальконструкция", ЗАО "Сталькон", ООО "Крисмар" и др.
Суммарный валовый выброс в атмосферу загрязняющих веществ на 01.01.2000 составлял 28,9 тонны в год по 19 загрязнителям 2, 3 и 4 классов опасности. Регулярно наблюдается загрязнение атмосферы по двуокиси азота на уровне 1,9 ПДК, а при скорости ветра 0-2 метров в сек. - до 3 ПДК. Ежесуточное выпадение пыли составляет от 382 до 1665 кг/м (ГК НИИПИ, титул 3-99/469. Охрана окружающей среды, 2000 г.). Атмосферные осаждения попадают в почву, далее в растения, живые организмы и могут накапливаться там до высоких, опасных для жизни концентраций.
Наибольший вклад в формирование экозависимой патологии вносят окись углерода (36%), сернистый ангидрид (22%), пылевое загрязнение (13,5%). Процент экологически обусловленной патологии составляют: болезни кожи - 38%, органов пищеварения - 29,7%, заболевания почек - 21,9%. У детей идет формирование патологии со стороны почек и подкожной клетчатки, врожденные аномалии развития, болезни нервной системы и органов чувств, органов дыхания (бронхиты, пневмонии), органов кровообращения.
Особую озабоченность у администрации муниципального образования вызывает систематическое скопление большого количества автотранспорта на Дзержинском шоссе в микрорайоне "Ковровый", который является основным источником загрязнения атмосферного воздуха близлежащей жилой зоны. В состав выхлопных газов карбюраторных и дизельных двигателей входит около 200 химических соединений, из которых наиболее токсичны оксиды углерода, азота и углеводороды. Особую опасность представляют полициклические ароматические углеводороды в виде бенз(а)пирена. При сжигании 1 л бензина в воздух поступает 200-400 мг свинца, входящего в состав антидетонационной присадки.
С целью улучшения качества атмосферного воздуха в мкр. "Ковровый" разработаны и реализуются мероприятия, включающие строительство объездной дороги (минуя жилой микрорайон), упорядочение грузопотока и строительство стоянки для крупногабаритного автотранспорта.
Анализ результатов показал, что, несмотря на снижение объемов валовых выбросов, по большинству ингредиентов нормативные значения концентраций достигнуты не будут из-за неэффективности воздухоохранных мероприятий на предприятиях, которые разрабатывались без учета общего уровня загрязнения атмосферы поселка конкретным ингредиентом.
Основное направление по снижению загрязнения атмосферы будет заключаться в проведении экологического аудита и в разработке, совершенствовании и внедрении систем и средств улова и локальной очистки вентвыбросов на предприятиях города в рамках внедряемых систем управления окружающей средой по стандартам ИСО серии 14000.

4. Состояние и рекомендации по оздоровлению почв

Загрязнения почвенного покрова в основном связаны с атмосферными осаждениями и выбросами автотранспорта. На 7% территории города зафиксирован сильный и выше уровень загрязнения почв.
Основными источниками загрязнения почв на территории города Котельники являются ТЭЦ-22, МНЗ, МКАД, Новорязанское шоссе, ОАО "Люберецкий ГОК", ООО "Автоуслуга", ОАО "Док-13" и др., выбрасывающие в атмосферу большое количество минеральной пыли. Другими источниками загрязнения почв через атмосферный воздух являются промышленные предприятия г. Дзержинского и Москвы. С выбросами этих предприятий нефтехимического и энергетического направления на территорию города выбрасывается большое количество углеродистых и сернистых соединений.
В результате почвообразовательных процессов загрязняющие вещества распределяются по почвенному профилю, накапливаются в верхних и нижележащих горизонтах, выщелачиваются и выносятся грунтовыми водами. С атмосферными загрязнениями в почву вносятся сернистая и серная кислоты, которые, соединяясь с основными элементами почвы, образуют сульфаты, в результате чего сокращается запас питательных элементов, увеличиваются кислотность почвы и ее истощение.
С целью стабилизации и оздоровления почв необходимо проведение их регулярного известкования, что будет ограничивать подвижность основных элементов загрязнителей и сделает их недоступными для растений. В твердофазных атмосферных выбросах предприятий строительного комплекса содержатся в цементной пыли щелочные металлы Ca и Mg. В зонах воздействия такой пыли в почвах увеличивается щелочность, при этом снижается поглощающая способность калия, фосфора, микроэлементов, что ведет к поражению растительного покрова.
В поверхностных слоях почвы на расстоянии до 50-100 метров от автотранспортных магистралей и дорог интенсивно накапливаются соли тяжелых металлов, среди которых выявлялись цинк, свинец, никель, хром и другие, относящиеся к 1 и 2 классам опасности, которые в дальнейшем переходят в растения, нарушая их рост и развитие. Значительную опасность представляет накопление токсичных элементов в естественных и культурных растениях, используемых человеком в пищу и на корм скоту.
Исследованиями, проведенными специализированными организациями в восточных и южных регионах г. Москвы, показано содержание в почвах бенз(а)пирена (БП) - полициклического ароматического углеводорода, обладающего высокой токсичной, канцерогенной и мутагенной активностью. Наиболее загрязненные БП почвы находятся вдоль крупных автомагистралей с 16-кратным превышением ПДК. И, что характерно, что там, где имеются зеленые насаждения, содержание БП и других вредных и опасных загрязнений не превышает ПДК.
Сравнение уровней загрязнения снегового покрова и почв позволяет считать, что на большей части территории природные ландшафты в значительной степени справляются с современной техногенной нагрузкой, но в случае ее увеличения территория может оказаться в зоне повышенной экологической опасности.
Учитывая изложенное, при проектировании застройки города Котельники не рекомендуется новое промышленное строительство, которое увеличит техногенный поток, что приведет к нарушению экологического равновесия между количеством поступающих загрязнителей и самоочищающей способностью ландшафтов.

5. Санитарная очистка территории и утилизация
промышленных отходов

Обследование города Котельники выявило удовлетворительную ситуацию в плане санитарной очистки территории от твердых бытовых (ТБО) и промышленных отходов (ПО). С созданием ГУП Экомбыт Котельники налажена централизованная система управления и организации санитарной уборки и очистки. Однако требуется пересмотреть нормативы образования и стоимости ТБО. Часть жилой застройки усадебного типа на правах личной собственности не охвачена организованной очисткой от ТБО.
Для общего улучшения санитарного состояния поселка необходимо в рамках единой системы управления окружающей средой (СУОС) оптимизировать централизованную систему сбора и вывоза и переработки образующихся бытовых отходов, что позволит эффективно функционировать отрасли и использовать ее материально-техническую базу.
Необходимо также постепенно перейти на контейнерную систему сбора отходов, что улучшит условия проживания населения и уменьшит потребность в транспорте, занимающемся вывозом мусора за счет уменьшения времени, затрачиваемого на сбор и сортировку отходов. Для обслуживания жилого фонда поселка потребуется установить 82 контейнера емкостью 0,75-0,8 куб. м, а для вывоза ТБО потребуется 2 мусоровоза вместо 6-7, занятых на сборе и вывозе ТБО сегодня.
Что касается промышленных отходов, то первоочередной задачей является налаживание в рамках СУОС учета образования и использования этих отходов как на самих предприятиях, так и в целом по городу, а также ужесточение контроля со стороны Росприроднадзора по центральному региону совместно с экологической службой администрации за образованием, сбором, хранением и размещением отходов.
В большей степени это относится к образованию токсичных отходов, в частности, к отработанным ртутьсодержащим лампам дневного освещения, применяемым практически на всех предприятиях города, которые относятся к отходам 1-го класса опасности. Уровень их использования составляет всего 40,4%, из чего следует, что неиспользуемые лампы неконтролируемо поступают в окружающую среду, загрязняя ее компоненты ртутью, что должно быть предотвращено.
Представляется целесообразным подключить на конкурсной основе и договорных условиях специализированные организации по внедрению на территории города дифференцированной системы сбора и переработки отходов на месте с получением ценных вторичных продуктов для использования на нужды городского хозяйства и промышленности.
В настоящее время необходимо решать проблему создания городской специализированной структуры (Управления) для решения комплексных проблем ЖКХ, в том числе и по уборке и санитарной очистке территории всего муниципального образования "Город Котельники".

6. Рекомендации по улучшению состояния озеленения

Для города Котельники отмечается низкая обеспеченность жителей города объектами озеленения общего пользования, их недостаточное благоустройство и отсутствие надлежащего ухода за всеми категориями зеленых насаждений.
К большому сожалению, зеленые насаждения промышленных и коммунально-складских объектов занимают очень незначительные площади - порядка 3% при норме 10-15%. При этом основу видового состава составляют быстрорастущие, но недолговечные тополь и клен ясенелистный (жизненный цикл - 30 лет). Гораздо меньше - березы и рябины (жизненный цикл - 60 лет). Кустарниковый ярус представлен слабо, из которого чаще - желтая акация, реже - сирень, жасмин и калина. Для нашей территории представляется целесообразным высаживать до 10% от общего количества деревьев хвойных пород.
Все категории зеленых насаждений города Котельники требуют систематического ухода, который в настоящее время практически не проводится. Здоровые, крепкие растения, получающие полноценный уход, в значительно меньшей степени поражаются болезнями и подвергаются нападению вредителей и, наоборот, неподходящие почвенные условия, недостаток влаги, отсутствие рыхлений, удобрений, подкормок, загущенность или разреженность посадок ухудшают условия жизнедеятельности растений, нарушают нормальное течение физиологических процессов и резко снижают содержание в них защитных механизмов.
К первоочередным мероприятиям относится прореживание загущенных посадок дворовой зелени. Прореживание оптимизирует световой режим во дворах, улучшает условия произрастания как самих деревьев, так и растений, расположенных под пологом. Одним из действенных способов прореживания загущенных зеленых насаждений является обрезка деревьев, за счет которой осуществляется регулирование роста дерева и его омоложение.
Для создания устойчивых к вредителям и болезням насаждений необходимо выводить из их состава тополь бальзамический, подверженный поражению тополевой молью; липу мелколистную, поражаемую тлей, и шире высаживать устойчивые к болезням и вредителям виды и сорта растений, к которым относятся ценные и в эстетическом отношении деревья и кустарники: липа широколистная, липа крымская, клен серебристый, рябина амурская, конский каштан, различные виды боярышников (живут до 300 лет), лох узколистный, белая акация, дуб северный, можжевельник казацкий, ель голубая, лиственница, кизильник блестящий, бирючина, снежноягодник, чубушник, жимолость голубая, бузина красная и многие древесные лианы - девичий виноград, амурский виноград, древогубец и др.
Многие парки и скверы в городе Котельники нуждаются в реконструкции зеленых насаждений (например, сквер в микрорайоне "Ковровый" на южной стороне трассы; сквер напротив входа заводоуправления в мкр. "Силикат"). Практически на всех скверах необходимо создавать газоны и другие элементы микроландшафта, для чего требуется подсев трав и систематический полив и кошение, реализация дизайнерских проектов.
В ряде скверов практически отсутствуют элементы благоустройства: скамейки, урны, фонари и т.д. Установка их значительно повышает эстетический вид и рекреационную емкость скверов. С целью улучшения архитектурно-планировочной организации необходимо разработать проект "Благоустройство и озеленение парка в микрорайоне "Белая Дача". В соответствии с проектом провести надлежащую планировку и благоустройство повышенного уровня, позволяющие увеличить рекреационную емкость этой территории, а также улучшить ее эстетические функции.
Таким образом, на территории города необходимо уделить большое значение совершенствованию архитектурно-планировочной структуры в системе озеленения рассматриваемой территории в целом, развития "зеленых коридоров", состоящих из парков, скверов и лесов лесопарков: часть Томилинского лесопарка, расположенного в южной части города, и Кузьминского лесопарка, расположенного к северо-западу от него.
Рациональная организация озеленения должна строиться на разработке проекта озеленения и благоустройства с учетом микроклиматической и санитарно-гигиенической роли:
- при построении системы озеленения связать воедино лесные массивы с озеленением по территории застройки;
- раскрыть территорию застройки в сторону зеленых массивов и водных пространств;
- озеленить наветренные участки со стороны источников загрязнения, в том числе и магистралей, многорядной посадкой ширококронных и вечнозеленых деревьев с кустарниками, устойчивых к химическим воздействиям;
- не застраивать зоны контакта леса с окружающей селитебной территорией.
Посадки растений должны выполнять прежде всего санитарно-защитные функции, являясь фильтром, индикатором состояния среды обитания и мощным оздоровительным фактором.

7. Комплексная оценка существующего состояния
окружающей среды

Существующая напряженная экологическая обстановка на территории муниципального образования "Город Котельники" во многом обусловлена отсутствием систематической информации о качественном состоянии среды обитания (воздуха, воды и почвы), что исключает возможность оценить вклад каждого источника загрязнения, оценить ущерб и плату за загрязнение с учетом степени вредного влияния на население, осуществить прогноз и разработать эффективные мероприятия.
Отсутствует экологически ориентированное функциональное зонирование территории города как инструмента регулирования землепользования и проведения политики экологического оздоровления. Отсутствует комплексная программа с сопредельными территориями, нет должной системы экологического воспитания и образования.
К основным факторам, отрицательно влияющим на объекты охраны, относятся: стихийно образующиеся несанкционированные свалки, общее замусоривание территории, сельскохозяйственные загрязнения, выбросы автотранспорта, загрязнение нефтепродуктами территории ж.д. транспортом, близость предприятий строительного, нефтехимического и энергетического комплексов и автотранспортных магистралей, отсутствие ливневой канализации и незаконная рубка деревьев.
Оценка существующего состояния атмосферного воздуха города Котельники позволяет отметить, что практически вся территория города находится в зоне влияния ТЭЦ-22, Московского нефтеперерабатывающего завода и МКАД. Непосредственно на самой территории около 40% производственных объектов являются источниками загрязнения воздушного бассейна. Значительный вклад в загрязнение воздушного бассейна по таким вредным веществам, как оксиды азота, оксид углерода вносит автомобильный транспорт.
Проведенная оценка по показателю суммарного загрязнения атмосферы позволила выделить на территории муниципального образования районы с разным уровнем загрязнения от очень сильного до очень слабого.
Акустический режим на территории города формируется под большим числом пространственных источников шума, а также шумом от движения автотранспорта. В связи с этим около 60% жилой территории размещается в зоне шумового дискомфорта: на жилых территориях превышение эквивалентного уровня составляет 10-19 дБА, для находящихся здесь школ и детских дошкольных учреждений - 20-29 дБА.
В целях осуществления стабилизации и оздоровления среды обитания жителей города Котельники и в регионе в целом представляется необходимым выполнить ряд научных, проектных и организационно-технических мероприятий.

8. Система природоохранных мероприятий

С целью стабилизации и оздоровления экологической обстановки на территории города Котельники предлагаются следующие приоритетные природоохранные мероприятия:
1. Выполнить эколого-аналитические и эколого-геохимические исследования по оценке качественного состояния территории с составлением ландшафтных карт города Котельники (ООО "Экорос").
2. Обеспечить разработку, внедрение и последующую сертификацию систем экологического менеджмента (систем управления окружающей средой) по международным и российским стандартам ИСО 14001-2004 (ГОСТ Р ИСО 14001-98) предприятий и территориального объединения в целом.
3. Разработать проектно-сметную документацию на очистку и восстановление русла реки Люберки и прудов в мкр. "Белая Дача" и у профилактория.
4. Разработать проект на реконструкцию городской ливневой канализации с его реализацией до 2006 года.
5. Организовать строительство и ввод в действие локальных очистных сооружений на предприятиях и автотранспортных хозяйствах города.
6. Рассмотреть возможность строительства технологической нитки по дифференцированному сбору и переработке отходов на территории города Котельники.
7. МУЖКП "Котельники" организовать изготовление необходимого количества контейнеров для сбора ТБО и КГМ с обустройством площадок и обеспечением уборки в соответствии с Правилами санитарной уборки и очистки...
8. Организовать экологическую паспортизацию прудов и озер, расположенных на территории города:
- разработать водоохранные зоны водных объектов и установить их границы на местности;
- определить сбросы предприятий в водные объекты (ливневые, условно чистые, аварийные);
- установить источники загрязнения поверхностных вод жилищно-коммунальными объектами, а также источники загрязнения сельскохозяйственными организациями.
9. Организовать уборку захламленности и благоустройство мест массового отдыха в лесопарковой зоне Большого и Малого карьеров.
10. Организовать разработку проекта лесовосстановительных и лесозащитных работ на территории города Котельники.
11. Организовать уборку санитарно-защитных зон предприятий с их озеленением.
12. Организовать проведение экологического аудита исходного состояния окружающей среды и оценку соответствия природоохранной деятельности требованиям законодательства и нормативов на предприятиях и организациях города Котельники в 2005-2010 гг.
13. Организовать работу по оценке воздействия загрязнения окружающей природной среды на состояние здоровья населения города Котельники.
14. Подготовить перспективный план природоохранных мероприятий до 2010 года с указанием вида работ, сроков их выполнения и предполагаемых объемов финансирования для утверждения на Совет депутатов города Котельники.
15. Включить в план финансируемых областью программ приоритетные природоохранные мероприятия на период до 2010 года.

ПЕРЕЧЕНЬ
ПРИОРИТЕТНЫХ ПРИРОДООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
НА ПЕРИОД ДО 2010 Г.

(в ред. решения Совета депутатов городского округа
Котельники МО от 22.10.2008 № 385/47)

   ----T----------------------------------------T-------------T--------------¬

¦№ ¦Мероприятие ¦Срок ¦Объем ¦
¦п/п¦ ¦исполнения ¦финансирования¦
¦ ¦ ¦ ¦(тыс. руб.) ¦
+---+----------------------------------------+-------------+--------------+
¦1 ¦Санитарная очистка территории, в т.ч. ¦2009-2010 гг.¦ 3000¦
¦ ¦мест массового посещения жителями г.о. ¦ ¦ ¦
¦ ¦Котельники в Томилинском и Кузьминском ¦ ¦ ¦
¦ ¦лесопарках: ¦ ¦ ¦
¦ +----------------------------------------+-------------+--------------+
¦ ¦- установка контейнеров для сбора мусора¦2009 г. ¦ 1000¦
¦ +----------------------------------------+-------------+--------------+
¦ ¦- работы по сбору мусора с территории ¦2009-2010 гг.¦ 1000¦
¦ ¦(удаление несанкционированных свалок) ¦ ¦ ¦
¦ +----------------------------------------+-------------+--------------+
¦ ¦- вывоз мусора ¦2009-2010 гг.¦ 1000¦
+---+----------------------------------------+-------------+--------------+
¦2 ¦Организация раздельного сбора мусора от ¦2009-2010 гг.¦ 600¦
¦ ¦населения и предприятий города, в том ¦ ¦ ¦
¦ ¦числе устройство и обслуживание ¦ ¦ ¦
¦ ¦контейнеров для раздельного сбора ¦ ¦ ¦
¦ ¦отходов ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------------------+-------------+--------------+
¦3 ¦Мероприятия по устройству городской ¦2009-2010 гг.¦ 1500¦
¦ ¦ливневой канализации ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------------------+-------------+--------------+
¦4 ¦Ландшафтное проектирование территории ¦2009-2010 гг.¦ 800¦
¦ ¦городского округа (мест общего ¦ ¦ ¦
¦ ¦пользования, территорий образовательных ¦ ¦ ¦
¦ ¦и других социальных объектов) ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------------------+-------------+--------------+
¦4 ¦Инвентаризация зеленых насаждений ¦2009 г. ¦ 3000¦
+---+----------------------------------------+-------------+--------------+
¦5 ¦Посадка зеленых насаждений (закупка, ¦2009 г. ¦ 2000¦
¦ ¦транспортировка, посадка/разбивка, +-------------+--------------+
¦ ¦полив, подкормка удобрениями газонов, ¦2010 г. ¦ 1000¦
¦ ¦кустарников, деревьев) ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------------------+-------------+--------------+
¦6 ¦Проведение исследований воды, воздуха, ¦2009-2010 гг.¦ 100¦
¦ ¦почвы и физических показателей ¦ ¦ ¦
¦ ¦(радиация, шум) на территории ¦ ¦ ¦
¦ ¦г.о. Котельники ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------------------+-------------+--------------+
¦7 ¦Экологическая пропаганда ¦ ¦ 600¦
¦ +----------------------------------------+-------------+--------------+
¦ ¦Изготовление и распространение ¦2009-2010 гг.¦ 200¦
¦ ¦листовок, брошюр, спец. литературы, ¦ ¦ ¦
¦ ¦содержащих информацию по защите ¦ ¦ ¦
¦ ¦окружающей среды ¦ ¦ ¦
¦ +----------------------------------------+-------------+--------------+
¦ ¦Изготовление и содержание стендов, ¦2009-2010 гг.¦ 60¦
¦ ¦содержащих экологическую информацию ¦ ¦ ¦
¦ ¦на территории г.о. Котельники ¦ ¦ ¦
¦ +----------------------------------------+-------------+--------------+
¦ ¦Организация (на базе образовательных ¦2009-2010 гг.¦ 140¦
¦ ¦и спортивных МУ) проката велосипедов/ ¦ ¦ ¦
¦ ¦скутеров ¦ ¦ ¦
¦ +----------------------------------------+-------------+--------------+
¦ ¦Организация, проведение конкурсов, ¦2009-2010 гг.¦ 200¦
¦ ¦соревнований, смотров по направлениям: ¦ ¦ ¦
¦ ¦- лучшее предприятие/организация; ¦ ¦ ¦
¦ ¦- лучший эколог на предприятии; ¦ ¦ ¦
¦ ¦- лучший педагог-эколог; ¦ ¦ ¦
¦ ¦- лучшая команда среди молодежи; ¦ ¦ ¦
¦ ¦- лучший житель, ТОС, др. ¦ ¦ ¦
¦ ¦общественные организации ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------------------+-------------+--------------+
¦8 ¦Мероприятия по экологическому ¦2009-2010 гг.¦ 1400¦
¦ ¦образованию и воспитанию ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------------------+-------------+--------------+
¦9 ¦Установка шлагбаумов, турникетов, ¦2009-2010 гг.¦ 5000¦
¦ ¦ограждений вдоль лесопарков и др. ¦ ¦ ¦
¦ ¦природных территорий ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------------------+-------------+--------------+
¦10 ¦Устройство шумозащитных экранов ¦2009-2010 гг.¦ 1000¦
+---+----------------------------------------+-------------+--------------+
¦11 ¦Организация и проведение семинаров и ¦2009-2010 гг.¦ 150¦
¦ ¦конференций для предприятий г.о. ¦ ¦ ¦
¦ ¦Котельники по вопросам охраны ¦ ¦ ¦
¦ ¦окружающей среды ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------------------+-------------+--------------+
¦12 ¦Очистка пруда в мкр. "Силикат" ¦2009-2010 гг.¦ 7000¦
+---+----------------------------------------+-------------+--------------+
¦13 ¦Разработка проектов образования ¦2009-2010 гг.¦ 500¦
¦ ¦отходов с территории г.о. Котельники ¦ ¦ ¦
¦ ¦ООО "ИноргТехнорм" ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------------------+-------------+--------------+
¦ ¦Итого ¦2009-2010 гг.¦ 27650¦
L---+----------------------------------------+-------------+---------------



   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru