Законодательство
Московской области

Балашихинский р-н
Бронницы
Волоколамский р-н
Воскресенский р-н
Дзержинский
Дмитровский р-н
Долгопрудный
Домодедовский р-н
Дубна
Егорьевский р-н
Жуковский
Зарайский р-н
Звенигород
Ивантеевка
Истринский р-н
Каширский р-н
Климовск
Клинский р-н
Коломенский р-н
Королев
Красноармейск
Красногорский р-н
Краснознаменск
Ленинский р-н
Лобня
Лотошинский р-н
Луховицкий р-н
Лыткарино
Люберецкий р-н
Можайский р-н
Московская область
Мытищинский р-н
Наро-Фоминский р-н
Ногинский р-н
Одинцовский р-н
Озерский р-н
Орехово-Зуевский р-н
Павлово-Посадский р-н
Подольский р-н
Протвино
Пушкинский р-н
Пущино
Раменский р-н
Реутов
Рошаль
Рузский р-н
Сергиево-Посадский р-н
Серебряно-Прудский р-н
Серпуховский р-н
Солнечногорский р-н
Ступинский р-н
Талдомский р-н
Троицк
Фрязино
Химкинский р-н
Чеховский р-н
Шатурский р-н
Шаховской р-н
Щелковский р-н
Щербинка
Электросталь

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








ПИСЬМО УМНС РФ по Московской области от 25.03.2004 № 08-03/б-н
"ВОПРОСЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ"
(извлечения)

Официальная публикация в СМИ:
"Вестник московского бухгалтера", № 16, (26 апреля - 2 мая), 2004 (начало),
"Вестник московского бухгалтера", № 17-18, (3- 16 мая), 2004 (окончание)






УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПИСЬМО
от 25 марта 2004 г. № 08-03/б-н

ВОПРОСЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

(Извлечения)

Управление МНС России по Московской области направляет для использования в практической работе вопросы по налогообложению доходов физических лиц, доведенные Департаментом налогообложения доходов и имущества физических лиц на Республиканском совещании 17-19 марта 2004 года.
Доведите данные материалы до работников инспекции.

Заместитель
руководителя Управления
Министерства РФ по налогам и сборам
по Московской области
Б.П. Чаплыгин





Приложение
к письму Управления Министерства РФ
по налогам и сборам
по Московской области
от 25 марта 2004 г. № 08-03/б-н

(Извлечения)

Раздел I. РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ВОПРОСАМ
НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НАЛОГОМ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ
ЛИЦ, УДЕРЖИВАЕМЫМ У ИСТОЧНИКА ВЫПЛАТЫ ДОХОДОВ

1.1. Налогообложение доходов, полученных
физическими лицами от совершения операций
купли-продажи ценных бумаг

<...>

Вопрос 3: Акционерное общество в соответствии со статьей 28 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" увеличило за счет прибыли уставный капитал и по решению общего собрания распределило безвозмездно среди своих акционеров дополнительные акции. В случае если прибыль образовалась не в результате переоценки основных средств, а за счет других источников акционерного общества - эмитента (ранее полученного эмитентом эмиссионного дохода, остатков фондов специального назначения (фонда накопления, фонда потребления и т.д.), нераспределенной прибыли по итогам предыдущего года), то следует ли доход от дополнительно полученных акций включать в налогооблагаемую базу акционеров общества в целях исчисления налога на доходы физических лиц?

Ответ: В соответствии со статьей 210 Налогового кодекса РФ при определении налогооблагаемой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме. При этом датой фактического получения дохода является день выплаты дохода либо передачи дохода в натуральной форме.
Согласно подпункту 19 статьи 217 Налогового кодекса РФ дополнительно полученные акции, распределенные между акционерами пропорционально их доле и видам акций, либо в виде разницы между новой и первоначальной стоимостью акций или их имущественной доли в уставном капитале, освобождаются от налогообложения только в случае, если это увеличение произошло в результате переоценки основных фондов (средств) общества.
Из содержания данного вопроса следует, что акционерное общество увеличило уставный капитал путем выпуска за счет нераспределенной прибыли дополнительных акций. В результате каждый акционер получит дополнительное количество акций.
Следовательно, суммы оплаты стоимости акций (бесплатно распределенных в пользу физических лиц) за счет других источников, в частности, за счет прибыли, являются доходом физических лиц - акционеров, полученным в натуральной форме и подлежащим налогообложению в соответствии со статьей 211 Налогового кодекса РФ по ставке 13 процентов для физических лиц, являющихся резидентами Российской Федерации, по ставке 30 процентов - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обязательств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика. Невозможностью удержать налог, в частности, признаются случаи, когда заведомо известно, что период, в течение которого может быть удержана сумма начисленного налога, превысит 12 месяцев.
Следовательно, акционерное общество, разместившее дополнительные акции среди своих акционеров, обязано исчислить налог на доходы физических лиц, а при невозможности удержать исчисленную сумму налога письменно сообщить об этом в налоговый орган по месту своего учета.
<...>

1.2. Особенности определения налоговой базы
по договорам страхования

Вопрос 9: Организация заключила со страховой компанией договор добровольного страхования своих работников. Застрахованными лицами по такому договору являются как работники организаций, так и члены их семей, включая несовершеннолетних детей. Включаются ли в налогооблагаемую базу в целях исчисления налога на доходы физических лиц суммы страховых взносов по договорам добровольного медицинского страхования, уплаченные организацией за членов семьи своих работников?

Ответ: В соответствии с пунктом 3 статьи 213 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы учитываются суммы страховых взносов, если указанные суммы вносятся за физических лиц из средств работодателей, за исключением случаев:
- если страхование физических лиц производится работодателями по договорам обязательного страхования, а также по договорам добровольного страхования, предусматривающим возмещение вреда жизни и здоровью застрахованных физических лиц и (или) медицинских расходов застрахованных физических лиц;
- если работодатели заключают договоры добровольного пенсионного страхования (договоры негосударственного пенсионного обеспечения) при условии, что общая сумма платежей (взносов) не превысит 5000 рублей в год на одного работника (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 № 163-ФЗ).
Статьей 11 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
Работодателем согласно статье 20 Трудового кодекса Российской Федерации является физическое лицо либо юридическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работником. Юридические и физические лица, не признаваемые в установленном порядке работодателями, являющиеся источником выплаты дохода физическим лицам, не вправе воспользоваться вышеуказанной льготой.
Следовательно, суммы страховых взносов по договору медицинского добровольного страхования, внесенные организацией за застрахованных физических лиц - своих работников, не учитываются при определении их налогооблагаемой базы по налогу на доходы физических лиц. Страховые взносы, уплаченные организацией по договору добровольного медицинского страхования за лиц, не состоящих в трудовых отношениях с работодателем, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.

Вопрос 10: Подлежат ли обложению налогом на доходы физических лиц суммы страховых выплат, предусмотренных договорами добровольного страхования жизни при наступлении страхового случая (смерти), если получателем является выгодоприобретатель, указанный в договоре?

Ответ: При определении налогооблагаемой базы согласно пункту 1 статьи 213 Налогового кодекса РФ с 1 января 2003 года не учитываются доходы, полученные в виде страховых выплат в связи с наступлением соответствующих страховых случаев, в частности, по договорам добровольного долгосрочного страхования жизни, заключенным на срок не менее пяти лет и в течение этих пяти лет не предусматривающим страховых выплат, в том числе в виде рент и (или) аннуитетов (за исключением страховой выплаты, предусмотренной в случае наступления смерти застрахованного лица), в пользу застрахованного лица.
В соответствии с пунктом 2 статьи 934 Гражданского кодекса Российской Федерации договор личного страхования считается заключенным в пользу застрахованного лица, если в договоре не названо в качестве выгодоприобретателя другое лицо.
При наступлении страхового случая - смерти застрахованного по договору добровольного страхования жизни лица - сумма страховой выплаты, полученная физическим лицом - выгодоприобретателем, указанным в договоре, подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке по ставке 13 процентов.

1.3. Налогообложение выплат, осуществляемых
в пользу физических лиц негосударственными
пенсионными фондами по договорам пенсионного
обеспечения, и пенсионных взносов, уплачиваемых
работодателями за своих работников

Вопрос 11: Будут ли с 1 января 2004 года облагаться налогом на доходы физических лиц негосударственные пенсии, выплачиваемые негосударственными пенсионными фондами по договорам негосударственного пенсионного обеспечения физическим лицам при наступлении у них пенсионных оснований в соответствии с законодательством Российской Федерации? В случае досрочного расторжения договоров негосударственного пенсионного обеспечения в каком порядке будет производиться налогообложение выкупной суммы, выплачиваемой фондом физическим лицам? Включаются ли в налоговую базу суммы пенсионных взносов по таким договорам, заключенным работодателями после 1 января 2004 года, если да, то в каком размере?

Ответ: В соответствии с пунктом 2 статьи 213 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы, полученные в виде выплат по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным с негосударственными пенсионными фондами, в случае, если такие выплаты осуществляются при наступлении пенсионных оснований в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Действие пункта 6 статьи 213 Налогового кодекса РФ, предусматривающего налогообложение пенсий, выплачиваемых физическим лицам по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с негосударственными пенсионными фондами, приостановлено с 1 января по 31 декабря 2004 года статьей 144 Федерального закона от 23.12.2003 № 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" (согласно приложению 20 к настоящему Федеральному закону), то есть режим налогообложения пенсионных взносов и выплачиваемых пенсий по договорам негосударственного пенсионного обеспечения в текущем году не изменится.
Следовательно, в 2004 году выплаты пенсий по договорам добровольного пенсионного обеспечения, если они выплачиваются при наступлении у физического лица пенсионных оснований в соответствии с законодательством Российской Федерации, в частности, при увольнении на пенсию работника в возрасте 60 лет, при определении налоговой базы в целях исчисления налога на доходы физических лиц не учитываются на основании пункта 2 статьи 213 Налогового кодекса РФ.
При досрочной выплате пенсий по другим основаниям, не предусмотренным пенсионным законодательством, физическим лицам - участникам фонда, в частности, работникам, не достигшим пенсионного возраста и увольняющимся с предприятия по сокращению штата, имеющим право на негосударственную пенсию по договору добровольного пенсионного обеспечения, суммы таких выплат подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в полном объеме.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 75-ФЗ от 07.05.98 "О негосударственных пенсионных фондах" выкупная сумма - денежные средства, выплачиваемые фондом вкладчику или участнику либо переводимые в другой фонд при расторжении пенсионного договора.
Согласно положениям пункта 3 статьи 213 Налогового кодекса РФ в случае досрочного расторжения договоров добровольного пенсионного обеспечения, заключенных с российскими негосударственными пенсионными фондами, до истечения пятилетнего срока их действия и возврата физическим лицам денежной (выкупной) суммы, подлежащей в соответствии с законодательством Российской Федерации о негосударственных пенсионных фондах и условиями договора выплате при досрочном расторжении договора пенсионного обеспечения, полученный доход за вычетом суммы внесенных физическим лицом взносов учитывается при определении налоговой базы и подлежит налогообложению у источника выплаты.
Следовательно, выкупные суммы, выплачиваемые негосударственным пенсионным фондом физическим лицам при досрочном расторжении договоров добровольного пенсионного обеспечения, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в указанном выше порядке.
В соответствии с пунктом 3 статьи 213 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы учитываются суммы пенсионных взносов, если эти суммы вносятся за физических лиц из средств организаций или иных работодателей. Исключение составляют, в частности, случаи заключения договоров добровольного пенсионного обеспечения при условии, что общая сумма пенсионных взносов не превысит в 2004 году 5000 рублей на одного работника в год (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом № 163-ФЗ от 08.12.2003).
Следовательно, организация, перечисляющая с 1 января 2004 года за своих сотрудников взносы на счет негосударственного пенсионного фонда согласно заключенному договору, должна будет удержать налог на доходы физических лиц на дату перечисления таких взносов с суммы, превышающей 5000 рублей в год за одного работника. Исчисление, удержание и перечисление налога на доходы физических лиц производятся организацией в порядке, предусмотренном статьей 226 Налогового кодекса РФ.

Вопрос 12: Организация в июне 1999 года заключила договор с негосударственным пенсионным фондом о дополнительном пенсионном обеспечении своих сотрудников, которое предусмотрено коллективным договором организации. В апреле 2003 года договор был расторгнут в связи с изменением собственника фонда. Фонд перечислил денежные средства в сумме 930000 рублей на счет организации, которые ранее находились на именных пенсионных счетах сотрудников - участников фонда и представляли собой индивидуальные пенсионные накопления. Подлежат ли налогообложению суммы, выплаченные организацией физическим лицам, если ранее при перечислении взносов за счет средств организации в фонд налог на доходы физических лиц удерживался из зарплаты сотрудников и перечислялся в бюджет полностью?

Ответ: В соответствии со статьями 16 и 18 Федерального закона от 07.05.98 № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (далее - Закон № 75-ФЗ) собственное имущество фонда подразделяется на имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда, а также пенсионные резервы и пенсионные накопления, которые формируются, в частности, за счет пенсионных взносов.
Следовательно, с момента поступления пенсионных взносов в фонд эти средства являются собственностью фонда, а не их участников.
В соответствии со статьей 3 Закона № 75-ФЗ выкупная сумма - денежные средства, выплачиваемые фондом вкладчику или участнику либо переводимые в другой фонд при расторжении пенсионного договора.
Из содержания вопроса следует, что в связи с расторжением договора о дополнительном пенсионном обеспечении негосударственный пенсионный фонд перечислил на счет организации 930000 рублей, то есть денежные средства не были непосредственно получены физическими лицами.
Кроме того, в абзаце 2 пункта 2 статьи 213 Налогового кодекса РФ имеется указание на то, что эта норма распространяется только на случаи, если взносы вносятся самими физическими лицами. Оснований для распространения данного порядка на договоры негосударственного пенсионного обеспечения, взносы по которым за физических лиц вносятся из средств организаций, не имеется.
Следовательно, в случае досрочного расторжения договора дополнительного пенсионного обеспечения и возврата физическим лицам выкупной суммы вся денежная сумма без ее уменьшения на суммы взносов, уплаченных организацией, подлежит обложению налогом на доходы физических лиц у источника выплаты в полном объеме по ставке 13 процентов.

1.4. Налогообложение компенсационных выплат,
предусмотренных Трудовым кодексом
Российской Федерации

Вопрос 13: Какие нормы суточных при служебных командировках не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц?

Ответ: В соответствии с пунктом 3 статьи 217 Налогового кодекса РФ освобождены от обложения налогом на доходы физических лиц все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.
При оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы в доход, подлежащий налогообложению, не включаются, в частности, суточные, выплачиваемые в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством.
Положения статьи 168 Трудового кодекса Российской Федерации, вступившего в силу 01.02.2002, не устанавливают норм компенсационных выплат в возмещение командировочных расходов, а лишь предоставляют организации право самостоятельно определять в коллективном договоре или локальном нормативном акте порядок и размер возмещения затрат, связанных со служебной командировкой.
Установленные в коллективном договоре или локальном нормативном акте каждой конкретной организации размеры возмещения затрат, связанных со служебной командировкой, носят индивидуальный характер и не могут рассматриваться в качестве норм компенсационных выплат, о которых идет речь в пункте 3 статьи 217 Налогового кодекса РФ.
При этом установление специальных норм только для обложения налогом на доходы физических лиц статьей 217 Налогового кодекса РФ не предусмотрено.
Размеры возмещения суточных для организаций, которые уплачивают налог на прибыль, установлены постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 № 93 "Об установлении норм расходов организаций на выплату суточных или полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией". Этими же нормами следует руководствоваться организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения в соответствии с главой 26.2 Налогового кодекса РФ, а также иным коммерческим организациям.
Размеры суточных за каждый день нахождения в заграничной командировке, включаемые в расходы при исчислении налога на прибыль, установлены в приложении к постановлению Правительства РФ от 08.02.2002 № 93.
Для организаций, финансируемых из бюджета, нормы возмещения расходов, связанных со служебными командировками, установлены постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 № 729 "О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета".
Исходя из изложенного, суммы суточных, выплаченных сверх нормы, установленной вышеуказанными постановлениями Правительства Российской Федерации, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.
<...>

Вопрос 16: Организация произвела денежную компенсационную выплату в размере 12 месячных окладов генеральному директору за досрочное прекращение им своих полномочий в качестве генерального директора по инициативе организации. Правомерно ли относить в целях обложения налогом на доходы физических лиц такие выплаты к компенсационным в соответствии с пунктом 3 статьи 217 Налогового кодекса РФ?

Ответ: В соответствии с пунктом 3 статьи 217 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации компенсационных выплат, связанных, в частности, с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск.
Статьей 164 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) установлено, что компенсацией признаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.
Особый порядок выплаты компенсаций при расторжении трудового договора по инициативе работодателя установлен Трудовым кодексом для некоторых категорий работников. В частности, согласно статье 279 Трудового кодекса в случае расторжения трудового договора с руководителем организации до истечения срока его действия по решению уполномоченного органа юридического лица либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа) при отсутствии виновных действий (бездействия) руководителя ему выплачивается компенсация за досрочное расторжение с ним трудового договора в размере, определяемом трудовым договором.
Следовательно, денежная компенсация в размере 12 месячных окладов, выплаченная генеральному директору в связи с досрочным расторжением трудового договора, не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц на основании пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса РФ.
<...>

Вопрос 18: Удерживается ли налог на доходы физических лиц с компенсации, выплачиваемой работодателями работникам организации за несвоевременную выплату им заработной платы, рассчитанной исходя из процента, равного 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации?

Ответ: Согласно пункту 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации компенсационных выплат, связанных, в частности, с увольнением работников.
В соответствии со статьей 236 Трудового кодекса при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсацией) в размере не ниже 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Конкретный размер выплачиваемой работнику денежной компенсации определяется коллективным договором или трудовым договором.
Следовательно, если денежная компенсация выплачивается работникам организации в пределах размера, равного 1/300 ставки рефинансирования Банка России, она не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц на основании пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса РФ.

Вопрос 19: Подлежат ли обложению налогом на доходы физических лиц стоимость проезда к месту проведения научных семинаров и конференций и обратно, а также стоимость проживания в гостинице, возмещаемая организаторами участникам - приглашенным молодым ученым при направлении их в командировки для участия в таких мероприятиях?

Ответ: В соответствии с пунктом 3 статьи 217 Налогового кодекса РФ при оплате налогоплательщику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы в доход, подлежащий налогообложению, не включаются, в частности, фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, а также расходы по найму жилого помещения. Аналогичный порядок налогообложения применяется к выплатам, производимым лицам, находящимся во властном или административном подчинении организации, а также членам совета директоров или любого аналогичного органа этой компании.
Следовательно, законодательством закреплено, что при оплате расходов на командировки не облагаются налогом фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, расходы по найму жилого помещения, возмещаемые как работникам организации, в штате которой они состоят, так и лицам, находящимся во властном или административном подчинении организации.
При этом следует иметь в виду, что административное управление (подчинение) осуществляется на основе приказов, распоряжений, выпускаемых администрацией, а властное управление - на основе приказов, решений собственников или учредителей.
Основанием для возмещения таких расходов могут являться: приказ администрации о направлении ученых в командировку, командировочное удостоверение с отметками о прибытии, документы, подтверждающие фактические произведенные транспортные расходы и расходы по найму жилого помещения.
В таком случае могут быть применены положения пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса РФ и компенсация расходов, непосредственно связанных с участием ученых в работе научных конференций, при их документальном подтверждении не включается в налоговую базу в целях исчисления налога на доходы физических лиц.
<...>

Вопрос 23: Организации, не относящиеся к бюджетным, оплачивают своим работникам, пользующимся общественным транспортом для выполнения своих служебных обязанностей, стоимость проездных билетов на основании приказа руководителя и заявления работника с приложением проездных билетов.
Подлежит ли обложению налогом на доходы физических лиц стоимость проездных билетов, оплаченная организацией, не являющейся бюджетной, своим работникам, пользующимся общественным транспортом для выполнения своих служебных обязанностей?

Ответ: В соответствии с пунктом 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных законодательством Российской Федерации компенсационных выплат, связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Как следует из текста приведенной нормы Налогового кодекса, основаниями для освобождения от обложения налогом на доходы физических лиц тех или иных выплат физическому лицу являются компенсационный характер таких выплат и наличие соответствующего нормативного акта, предусматривающего такие выплаты.
Согласно статье 164 Трудового кодекса под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.
Постановление Совета Министров РСФСР от 04.05.63 № 521 "Об упорядочении использования предприятиями, организациями и учреждениями средств на приобретение билетов для проезда на городском пассажирском транспорте" не отвечает реалиям настоящего времени, поскольку не полностью охватывает перечень работников, у которых выполнение служебных обязанностей носит разъездной характер. Поэтому руководители хозяйствующих субъектов вправе своим приказом расширить круг должностей, установленный вышеназванным постановлением, включив в него других работников, работа которых носит разъездной характер, если эти работники не обеспечиваются специальным транспортом для выполнения своих служебных обязанностей.
Оплату проездных билетов в такой ситуации следует рассматривать как компенсационную выплату исходя из определения компенсации, приведенного в статье 164 Трудового кодекса, и общего смысла трудового законодательства.
Так, согласно статье 22 Трудового кодекса работодатель обязан обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей. Поэтому работодатель обязан обеспечить работника, чья работа носит разъездной характер, соответствующим транспортом или предоставить ему право пользоваться общественным транспортом (оплатить за счет своих средств проезд работника).
Как следует из данного запроса, правомерность возмещения работникам понесенных расходов в связи с разъездным характером работ организация подтверждает трудовыми и гражданско-правовыми договорами, заключенными с работниками, приказами руководителя, должностными инструкциями, схемой расположения участков, закрепленных за работниками.
В таком случае стоимость проездных билетов, оплаченная коммерческой организацией в соответствии с распоряжением руководителя организации работнику, чья работа носит разъездной характер, если этот работник не обеспечивается специальным транспортом для выполнения своих служебных обязанностей, не облагается налогом на доходы физических лиц на основании документов, подтверждающих служебные поездки (маршрутный лист, билеты и т.д.), согласно пункту 3 статьи 217 Налогового кодекса РФ.
<...>

1.5. Основания для предоставления стандартных
налоговых вычетов

Вопрос 25: Имеет ли налогоплательщик право на стандартный налоговый вычет, который предоставляется на основании письменного заявления и документов, подтверждающих право на такой вычет, если до настоящего времени заявления в бухгалтерию организации на предоставление вычета от него не поступило?

Ответ: Стандартные налоговые вычеты, предусмотренные статьей 218 Налогового кодекса РФ, предоставляются налогоплательщику на основании письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты, за каждый месяц налогового периода, в течение которого между работодателем и работником заключен трудовой договор. Заявление подается при поступлении на работу и действительно до того момента, пока работник не уволится из данной организации или не отзовет такое заявление. Следовательно, при подаче письменного заявления от работника и документов, подтверждающих право на получение стандартных налоговых вычетов, бухгалтер организации вправе предоставить ему полагающийся стандартный налоговый вычет за весь период работы в организации, но не более чем за три предшествующих года.

Вопрос 26: При выплате единовременного дохода в конце года физическому лицу, не работавшему в нашей организации и не имеющему в течение года других источников дохода и написавшему заявление на получение стандартных налоговых вычетов, возможно ли предоставление таких налоговых вычетов за весь календарный год, то есть с января по месяц выплаты дохода включительно?

Ответ: В соответствии с пунктом 3 статьи 218 Налогового кодекса РФ стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику в полагающихся размерах за каждый месяц налогового периода, в течение которого между работодателем и работником заключен трудовой договор. Следовательно, в данном случае стандартные налоговые вычеты предоставляются за месяц, в котором получен доход.
<...>

Вопрос 28: Имеет ли право на получение стандартного налогового вычета разведенный отец ребенка, если да, то в каком размере и на основании каких документов?

Ответ: В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 218 Налогового кодекса РФ стандартный налоговый вычет в размере 300 рублей предоставляется на каждого ребенка родителям, на обеспечении которых находится ребенок. В соответствии со статьей 80 Семейного кодекса Российской Федерации родители вправе заключить соглашение о содержании своих несовершеннолетних детей (соглашение об уплате алиментов). Соглашение об уплате алиментов заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению согласно статье 100 Семейного кодекса Российской Федерации. Нотариально удостоверенное соглашение об уплате алиментов имеет силу исполнительного листа.
Таким образом, одним из оснований для предоставления стандартного налогового вычета родителям, которые имеют расходы на обеспечение детей, является соглашение об уплате алиментов. При этом не имеет значения, проживает родитель совместно с ребенком или отдельно от него, поскольку основным фактором является осуществление расходов на содержание ребенка.
Вдовам (вдовцам), одиноким родителям, опекунам или попечителям указанный вычет предоставляется в двойном размере, то есть 600 рублей. Для целей налогообложения под одиноким родителем понимается один из родителей, не состоящий в зарегистрированном браке. Льгота предоставляется одинокому родителю при условии, если он принимает участие в содержании ребенка, а последнее признается только при наличии исполнительного листа или нотариально заверенного соглашения об уплате алиментов.
Следовательно, отец ребенка, не состоящий в зарегистрированном браке, вправе воспользоваться стандартным налоговым вычетом в двойном размере на основании письменного заявления, документов, подтверждающих степень родства, и соглашения об уплате алиментов, оформленного в вышеуказанном порядке.
<...>

1.6. Порядок уплаты и перечисления налога
на доходы физических лиц за работников
обособленных подразделений

Вопрос 30: В каком порядке должно производиться перечисление налога на доходы физических лиц за работников обособленных подразделений: в бюджеты администраций, на территории которых фактически находятся эти подразделения, либо по месту постановки на учет обособленных подразделений?

Ответ: В соответствии с пунктом 4 статьи 58 Налогового кодекса РФ конкретный порядок уплаты федеральных налогов устанавливается в соответствии с данной статьей Налогового кодекса РФ применительно к каждому налогу.
В соответствии с пунктом 2 статьи 83 Налогового кодекса РФ постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика организации и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми Кодекс связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога.
Пунктом 7 статьи 226 Налогового кодекса РФ на налоговых агентов, имеющих обособленные подразделения, возлагается обязанность перечисления исчисленных и удержанных сумм налога на доходы физических лиц как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Сумма налога на доходы физических лиц, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.
Пункт 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ определяет три существенных условия, наличие которых приводит к образованию обособленного подразделения: территориальная обособленность; наличие оборудованных рабочих мест; осуществление деятельности через обособленное подразделение. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Только при наличии этих условий можно говорить о создании обособленного подразделения и, следовательно, об обязанности платить налог на доходы физических лиц по месту его нахождения.

1.7. Порядок представления сведений и налоговых
деклараций (формы № 2-НДФЛ и 3-НДФЛ)

Вопрос 31: В январе 2004 года вышел приказ о повышении заработной платы сотрудников организации с декабря 2003 года. Будет ли сумма перерасчета декабрьской заработной платы увеличивать доход, полученный налогоплательщиком в 2003 году? Если да, то как поступить тем налогоплательщикам, которые уже сдали налоговые декларации формы № 3-НДФЛ в налоговые органы на основании старых сведений?

Ответ: В соответствии со статьей 223 Налогового кодекса РФ дата фактического получения дохода определяется как день выплаты дохода, в том числе перечисления на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счет третьих лиц - при получении доходов в денежной форме. В связи с этим при выплате заработной платы, начисленной за декабрь 2003 года, в 2004 году такие суммы включаются в налоговую базу текущего года.
Сведения о доходах физических лиц, которым налоговым агентом были произведены перерасчеты заработной платы и соответственно налога на доходы физических лиц, за предшествующие годы в связи с уточнением их налоговых обязательств представляются в виде новой справки взамен ранее представленной. При оформлении новой справки следует проставить ее новый номер и новую дату составления. Следовательно, на основании новой справки следует внести соответствующие исправления в налоговую декларацию.

Вопрос 32: Организация арендует для проживания командированных сотрудников квартиру у физического лица. Следует ли организации подавать сведения по форме № 2-НДФЛ на арендодателя о выплаченном ему доходе, и кто является плательщиком налога на доходы: организация или физическое лицо?

Ответ: Статьей 226 Налогового кодекса РФ предусмотрены особенности исчисления налога на доходы физических лиц налоговыми агентами с выплаченных доходов, за исключением тех случаев, когда налогоплательщик, хотя и получивший доход от налогового агента, обязан самостоятельно исчислить и уплатить налог с такого дохода (ст. 227 и 228 Налогового кодекса РФ). Освобождение налогового агента от обязанности исчислять налог с выплаченного дохода не освобождает его от обязанности вести учет таких доходов и представлять сведения в налоговые органы.
Следовательно, в данном случае организация обязана сообщить о доходах, полученных физическим лицом - арендодателем по договору найма квартиры, в налоговый орган по месту своего учета не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Порядок уплаты налога на доходы физических лиц зависит от того, как заключен договор аренды. Если квартиру снимает организация, то она и удержит налог на доходы физических лиц с сумм, причитающихся арендодателю (п. 1 ст. 226 Налогового кодекса РФ). Если же договор аренды заключен напрямую с сотрудником, то владелец квартиры должен сам заплатить налог на доходы физических лиц в бюджет (подп. 1 п. 1 ст. 228 Налогового кодекса РФ).
<...>

Раздел II. ИСЧИСЛЕНИЕ И УПЛАТА НАЛОГА
НА ДОХОДЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ

Вопрос 1: Индивидуальный предприниматель в 2003 году выкупил по договору купли-продажи земельный участок, на котором расположены торговый павильон и складское помещение, используемые для предпринимательской деятельности. Согласно представленному налогоплательщиком свидетельству о государственной регистрации права земельный участок находится в постоянном (бессрочном) пользовании гражданина. Относятся ли у индивидуального предпринимателя затраты по приобретению такого земельного участка к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на доходы физических лиц?

Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 221 НК РФ индивидуальным предпринимателям профессиональные налоговые вычеты предоставляются в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиками самостоятельно в порядке определения расходов для целей налогообложения, установленном главой 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ. Индивидуальные предприниматели ведут учет доходов и расходов и хозяйственных операций в соответствии с Порядком учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей (далее - Порядок учета), утвержденным совместным приказом Минфина России и МНС России от 13.08.2002 № 86н/БГ-3-04/430.
Пунктом 30 Порядка учета установлено, что к амортизируемому имуществу относятся принадлежащие индивидуальному предпринимателю на праве собственности имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, непосредственно используемые им для осуществления предпринимательской деятельности, стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10000 рублей.
При этом пунктом 31 Порядка учета определено, что не подлежат амортизации земля и иные объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы). Следовательно, налогоплательщик не вправе погашать стоимость приобретенного в собственность земельного участка путем начисления амортизации.
Поскольку земля, являясь уникальным природным ресурсом, не относится при этом к материальным ресурсам, стоимость которых включается в расходы того отчетного налогового периода, в котором фактически были получены доходы от реализации приобретенных товаров, выполнения работ или оказания услуг с использованием этих материальных ресурсов, индивидуальный предприниматель не вправе списывать затраты на приобретение земельного участка единовременно.
Кроме того, в процессе осуществления деятельности индивидуальный предприниматель не использует земельный участок в качестве предметов или средств труда.
Таким образом, принимать к учету в составе расходов индивидуального предпринимателя, уменьшающих его налоговую базу по налогу на доходы физических лиц, затраты на приобретение в собственность земельного участка, на котором расположены строения, используемые для осуществления предпринимательской деятельности, неправомерно.
<...>

Вопрос 5: Правомерно ли принимать к учету в составе расходов индивидуального предпринимателя затраты, произведенные им в связи с приобретением квартиры на первом этаже жилого дома, ее переоборудованием под косметический салон и переводом в нежилое помещение?

Ответ: Статьей 221 главы 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ определено, что предприниматели без образования юридического лица и частнопрактикующие нотариусы при исчислении налоговой базы по доходам, полученным ими от осуществления деятельности, вправе получить профессиональные налоговые вычеты в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением такого вида доходов.
При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиками самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой 25 Налогового кодекса РФ "Налог на прибыль организаций". Расходы, непосредственно связанные с извлечением доходов от осуществления деятельности, подразделяются на материальные расходы, расходы на оплату труда, амортизационные отчисления и прочие расходы.
Согласно пункту 30 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденного совместным приказом Минфина России и МНС России от 13 августа 2002 г. № 86н/БГ-3-04/430, у индивидуальных предпринимателей к амортизируемому имуществу относятся принадлежащие им на праве собственности имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, непосредственно используемые ими для осуществления деятельности. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10000 рублей.
К основным средствам условно относится часть имущества вышеназванных налогоплательщиков, непосредственно используемая ими в качестве средств труда в процессе осуществления разрешенных им видов деятельности. Первоначальная стоимость амортизируемых основных средств, приобретенных за плату для осуществления деятельности, в том числе и нежилых помещений, используемых под офис, определяется как указанная в платежных документах сумма расходов на их приобретение в соответствии с договором купли-продажи, доведение их до состояния, в котором они пригодны для использования, за исключением суммы НДС и сумм налогов, учитываемых налогоплательщиками в составе расходов в соответствии с НК РФ.
Таким образом, после перевода приобретенной квартиры в нежилое помещение и получения нового свидетельства о регистрации, удостоверяющего право собственности индивидуального предпринимателя на нежилое помещение, и постановки этого помещения на учет в качестве объекта амортизируемого имущества индивидуальный предприниматель при условии осуществления в нем деятельности вправе учитывать в составе своих расходов суммы возмещения первоначальной стоимости этого помещения, исчисленные путем начисления амортизации в порядке, установленном разделом X Порядка учета.
Следовательно, если налогоплательщик не пользовался имущественным налоговым вычетом в связи с покупкой квартиры до ее перевода в нежилое помещение, то при соблюдении вышеуказанных условий суммы начисленной амортизации, исходя из первоначальной стоимости имущества (сумма расходов, указанная в платежном документе), подлежат учету в составе профессиональных налоговых вычетов индивидуального предпринимателя, предусмотренных статьей 221 НК РФ.

Вопрос 6: Я являюсь индивидуальным предпринимателем и осуществляю торгово-закупочную деятельность. В 2003 году у меня создалась такая ситуация: мною в указанном налоговом периоде была получена и реализована партия товара, которую поставщик по предварительной договоренности отправил мне без оплаты и дал согласие на отсрочку платежа. Оплата за реализованный товар была получена мною полностью в этом же налоговом периоде, а оплата поставщику произведена в 2004 году, то есть в следующем налоговом периоде.
В каком налоговом периоде мне следует учесть в составе расходов оплаченную поставщику сумму стоимости полученной от него в 2003 году партии товара?

Ответ: В соответствии со статьей 209 главы 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, объектом налогообложения по налогу на доходы физических лиц признаются доходы, полученные налогоплательщиками в налоговом периоде, которым согласно статье 216 НК РФ признается календарный год.
Пунктом 2 статьи 54 НК РФ установлено, что индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Минфином России и МНС России.
Учет доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуальными предпринимателями осуществляется в соответствии с Порядком учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденным совместным приказом Минфина России и МНС России от 13.08.2002 № 86н/БГ-3-04/430.
Пунктом 4 Порядка учета установлено, что учет доходов и расходов и хозяйственных операций ведется индивидуальным предпринимателем путем фиксирования в Книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя (далее - Книга учета) операций о полученных доходах и произведенных расходах в момент их совершения на основе первичных документов позиционным способом.
Книга учета представляет собой основной сводный учетный документ, в котором указывается личное имущество индивидуального предпринимателя, используемое им при осуществлении деятельности в качестве основных средств, материальных ресурсов и нематериальных активов, а также отражаются финансовые результаты всех операций, произведенных индивидуальным предпринимателем в налоговом периоде. При этом налоговая база для исчисления налога на доходы, полученные от занятия предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, определяется на основании данных Книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций как денежное выражение таких доходов, уменьшенных на сумму полагающихся налогоплательщику налоговых вычетов, установленных статьями 218-221 НК РФ. Согласно пункту 13 Порядка учета доходы и расходы отражаются в Книге учета кассовым методом, то есть после фактического получения дохода и совершения расхода.
В соответствии с пунктом 1 статьи 221 НК РФ налогоплательщики, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, при исчислении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов от осуществляемой ими деятельности.
Такие вычеты предоставляются индивидуальным предпринимателям на основании их письменного заявления при подаче ими в налоговый орган налоговой декларации по налогу на доходы по окончании отчетного налогового периода.
В данном случае, когда индивидуальный предприниматель получает доходы от реализации полученных им по договору товаров в отчетном налоговом периоде, а оплату стоимости этого товара поставщику производит в следующем налоговом периоде, у него возникает проблема с ведением учета расходов, поскольку налогоплательщик не имеет возможности подтвердить документально те расходы, которые он должен нести в целях выполнения условий договора товарного кредита, в связи с тем, что передача товара одной стороной и фактическая оплата за поставленный товар другой стороной происходили в разные налоговые периоды.
Таким образом, доходы, полученные индивидуальным предпринимателем в 2003 году от реализации товаров, полученных по договору товарного кредита, подлежат отражению в доходной части приложения В декларации по налогу на доходы физических лиц за 2003 год. При этом расходы налогоплательщика по оплате поставщику стоимости реализованных им в 2003 году товаров, напротив, не подлежат отражению в расходной части приложения В декларации по налогу на доходы за 2003 год, поскольку такие расходы фактически произведены в 2004 году, то есть в другом налоговом периоде. Следовательно, расходы налогоплательщика по оплате товара поставщику могут быть приняты к учету только после их фактического совершения - при определении налоговой базы по налогу на доходы по доходам, полученным индивидуальным предпринимателем от осуществления торгово-закупочной деятельности в очередном налоговом периоде, то есть в 2004 году.
В случае отсутствия у индивидуального предпринимателя по каким-либо причинам доходов от предпринимательской деятельности в 2004 году произведенные им по договору товарного кредита расходы будут являться убытком предпринимателя, который в последующих налоговых периодах учету не подлежит.
С учетом изложенного сроки выполнения сторонами своих обязательств по договорам реализации товаров, выполнения работ или оказания услуг, где одной из сторон является индивидуальный предприниматель, целесообразно ограничивать рамками одного календарного года с тем, чтобы полученные предпринимателем доходы от реализации товаров, выполненная работа или оказание услуг и понесенные в связи с этим расходы относились к одному налоговому периоду, а не к разным налоговым периодам.
<...>

Вопрос 10: Я владею на праве собственности нежилым помещением, которое имеет несколько обособленных торговых залов. В январе 2003 года я заключила в качестве физического лица договоры аренды на сдачу некоторых торговых залов. В сентябре 2003 года я получила свидетельство о государственной регистрации в качестве предпринимателя без образования юридического лица. В моем свидетельстве указан один вид деятельности - розничная торговля.
В связи с необходимостью продления заключенных ранее, а также намерением заключить новые договоры аренды на 2004 год прошу дать разъяснение, вправе ли я продлить ранее заключенные и заключить новые договоры аренды в качестве физического лица, или мне теперь следует продлевать и заключать договоры аренды в качестве индивидуального предпринимателя.

Ответ: Согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли (дохода) от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Статьей 4 Закона РСФСР от 07.12.91 № 2000-1 "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации" установлено, что физические лица вправе осуществлять только те виды деятельности, которые указаны в свидетельстве о регистрации предпринимателя.
С 1 января 2003 года введен в действие принятый постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 6 ноября 2001 г. № 454-ст Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД), предназначенный для классификации и кодирования видов экономической деятельности и информации о них.
Объектами классификации в ОКВЭД являются виды экономической деятельности. Экономическая деятельность имеет место тогда, когда ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье, материалы, энергия, информационные ресурсы) объединяются в производственный процесс, имеющий целью производство продукции (оказание услуг). Экономическая деятельность характеризуется затратами на производство, процессом производства и выпуском продукции (оказанием услуг).
В случаях сдачи нежилого помещения в аренду собственник этого помещения и арендатор являются сторонами договора гражданско-правового характера - договора аренды помещения, заключаемого в соответствии с правовыми нормами, изложенными в параграфе 4 главы 34 ГК РФ. При этом в соответствии со статьей 608 ГК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику, который может являться как физическим, так и юридическим лицом.
При этом юридическое лицо в отличие от физического лица имеет обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам именно этим имуществом, в то время как имущество гражданина юридически не разграничено даже в случае, если он является индивидуальным предпринимателем, поскольку он использует свое имущество не только для занятия предпринимательской деятельностью, но и в качестве собственно личного имущества, необходимого для осуществления неотчуждаемых прав и свобод.
Кроме того, арендодатель получает обусловленный договором аренды доход в виде арендной платы, поименованный в статье 208 НК РФ и являющийся объектом налогообложения по налогу на доходы по ставке 13 процентов, но при этом не осуществляет на свой риск какой-либо экономической деятельности, поскольку именно арендатор осуществляет деятельность с использованием арендованного имущества. Согласно статье 606 ГК РФ плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью.
Исходя из вышеизложенного, собственник недвижимого имущества вправе реализовать свое законное право на распоряжение принадлежащим ему имуществом путем заключения договоров на сдачу этого имущества в аренду в качестве физического лица.
Учитывая, что в свидетельстве о государственной регистрации в качестве предпринимателя без образования юридического лица такой вид экономической деятельности, как "Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг", у собственника нежилого помещения не значится, он не вправе заключать договоры на сдачу принадлежащего ему недвижимого имущества в аренду в качестве индивидуального предпринимателя.
<...>

Вопрос 14: Российская организация привлекает физических лиц - иностранных граждан на работу. При этом указанная организация оплачивает государственную пошлину за разрешение на получение права на осуществление этими физическими лицами трудовой деятельности в Российской Федерации. Являются ли суммы такой оплаты доходом названных физических лиц в целях налогообложения налогом на доходы?

Ответ: Правовое положение иностранных граждан на территории Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ).
Для использования на территории Российской Федерации труда иностранных работников работодателю одновременно с приглашением на въезд в Российскую Федерацию иностранного работника необходимо получить разрешение:
- на привлечение и использование иностранных работников;
- на работу для каждого иностранного работника.
Размер государственной пошлины установлен Законом Российской Федерации от 09.12.91 № 2005-1 "О государственной пошлине":
- за выдачу разрешения на привлечение и использование иностранных работников - 3000 рублей (за каждого привлекаемого иностранного работника);
- за выдачу разрешения на работу иностранному гражданину - 1000 рублей.
Объектом налогообложения налогом на доходы физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, согласно статьям 209 и 210 НК РФ являются все доходы, полученные от источников в Российской Федерации как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у них возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.
В связи с тем, что обязанность оплачивать государственную пошлину за выдачу разрешения на привлечение и использование иностранных работников и за выдачу разрешения на работу иностранному гражданину возлагается на работодателя, то у иностранных граждан, осуществляющих в установленном порядке трудовую деятельность на территории Российской Федерации, сумма государственной пошлины не является объектом налогообложения налогом на доходы.
<...>

Вопрос 17: Индивидуальный предприниматель при осуществлении торгово-закупочной деятельности (оптовая торговля) использует личный автомобиль для реализации приобретенных товаров, что подтверждается путевыми листами, накладными, платежными документами.
Относится в данном случае личный автомобиль к основным средствам?
Вправе ли индивидуальный предприниматель при реализации покупных товаров уменьшить полученные доходы на сумму расходов, связанных с транспортировкой имущества, в частности на расходы по приобретению ГСМ и на ремонт личного автомобиля?

Ответ: В соответствии со статьей 221 НК РФ налогоплательщики, указанные в пункте 1 статьи 227 НК РФ, в частности, физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность, имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ.
Пунктом 2 статьи 54 НК РФ установлено, что индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Минфином России и МНС России. Учет доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуальными предпринимателями осуществляется в соответствии с Порядком учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденным совместным приказом Минфина России и МНС России от 13.08.2002 № 86н/БГ-3-04/430.
Согласно пункту 24 Порядка учета к основным средствам относится часть имущества, используемого в качестве средств труда для изготовления и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг).
У индивидуального предпринимателя, имеющего свидетельство о государственной регистрации на осуществление транспортных перевозок и получающего доходы непосредственно от использования автомобиля, которым предприниматель владеет на правах личной собственности, автомобиль рассматривается в качестве основного средства, а затраты на его содержание включаются в состав расходов как непосредственно связанные с получением доходов от оказания транспортных услуг.
У индивидуального предпринимателя, осуществляющего виды деятельности, не относящиеся к грузовым или пассажирским перевозкам, например, осуществляющего торгово-закупочную деятельность (оптовая торговля), автомобиль не может использоваться в качестве средств труда для реализации товаров, следовательно, он не относится к основным средствам. Затраты на приобретение, содержание, эксплуатацию и ремонт автомобиля не могут включаться в состав расходов предпринимателя, связанных с получением доходов от осуществления торгово-закупочной деятельности.
С точки зрения гражданского права транспортное средство, находящееся в личной собственности физического лица, является материально-вещественной ценностью, действующей в натуральной форме в течение длительного времени, и суть этой ценности не меняется в зависимости от изменения статуса самого физического лица.
В соответствии со статьей 268 НК РФ при реализации покупных товаров индивидуальный предприниматель вправе уменьшить доходы от таких операций на стоимость приобретения данных товаров. При реализации имущества, указанного в названной статье, индивидуальный предприниматель также вправе уменьшить доходы от таких операций на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией, в частности на расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке реализуемого имущества.
Учитывая изложенное, расходы, связанные с транспортировкой имущества, в том числе с использованием личного автомобиля, при наличии журнала регистрации путевых листов, самих путевых листов, оформленных в соответствии с приказом Минтранса России от 30.06.2000 № 68 "О введении путевой документации для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте", чеков контрольно-кассовых машин и отчета о расходе топлива и смазочных материалов уменьшают доходы, полученные от реализации покупных товаров.
<...>

Раздел III. ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ
И ИМУЩЕСТВЕННЫХ НАЛОГОВЫХ ВЫЧЕТОВ

<...>

Вопрос 13: Я приобрела квартиру в 2003 году. В то же время я зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, и применяю упрощенную систему налогообложения. Эта система предусматривает замену уплаты НДФЛ единым налогом. Скажите, могу ли я получить имущественный вычет, если других доходов у меня нет?

Ответ: Пунктом 2 статьи 220 НК РФ предусмотрено, что имущественный налоговый вычет предоставляется на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче им налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13 процентов главы 23 "Налог на доходы физических лиц".
В соответствии с главой 26.2 "Упрощенная система налогообложения" не предусмотрено предоставление налоговых вычетов налогоплательщикам, являющимся покупателями или застройщиками жилья.
Таким образом, если Вы являетесь плательщиком по упрощенной системе налогообложения и доходов, подлежащих налогообложению налогом на доходы, Вы не получали, то оснований для предоставления имущественного налогового вычета по покупке Вами квартиры нет.
<...>

Вопрос 15: Я являюсь предпринимателем и уплачиваю ЕНВД, дополнительно еще есть доходы в организации, и организация удерживала НДФЛ с выплаченного мне дохода. Мною были оплачены в этот налоговый период услуги по лечению. Имею ли я право получить социальный налоговый вычет по доходам, полученным в организации?

Ответ: Подпунктом 3 пункта 1 статьи 219 НК РФ предусмотрено, что социальный налоговый вычет в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за услуги по лечению, предоставленные ему медицинскими учреждениями Российской Федерации, предоставляется на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче налоговой декларации в налоговый орган налогоплательщиком по окончании налогового периода для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13 процентов.
В соответствии с главой 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" не предусмотрено предоставление налоговых вычетов по суммам, уплаченным налогоплательщиком за услуги по лечению.
Таким образом, Вы вправе получить социальные налоговые вычеты на основании письменного заявления при подаче налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода по доходам, с которых удерживался в течение налогового периода организацией налог на доходы физических лиц.
Для получения социального налогового вычета по оплате медицинских услуг Вам следует предоставить в налоговый орган по месту жительства налоговую декларацию, заявление о предоставлении социального налогового вычета, справку об оплате медицинских услуг по форме, утвержденной приказом МНС России от 25.07.2001 № 289/БГ-3-04/256, копии платежных документов, подтверждающих внесение налогоплательщиком денежных средств медицинским учреждениям Российской Федерации, справки о доходах и удержанном налоге на доходы физических лиц по форме 2-НДФЛ.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 219 НК РФ общая сумма социального налогового вычета по расходам по оплате медицинских услуг не может превышать по доходам 2003 года 38000 рублей.

Вопрос 16: Каким документом установлено, что необходимо подавать сведения по НДФЛ на нотариусов, которым организация заплатила за оформление документов?

Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 24 НК РФ (далее - Кодекс) налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов.
Согласно пункту 2 статьи 230 Кодекса налоговыми агентами не представляются сведения о выплаченных доходах индивидуальным предпринимателям за приобретенные у них товары, продукцию или выполненные работы (оказанные услуги) в том случае, если эти индивидуальные предприниматели предъявили налоговому агенту документы, подтверждающие их государственную регистрацию в качестве предпринимателей без образования юридического лица и постановку на учет в налоговых органах.
Нотариусы не проходят государственную регистрацию в качестве предпринимателя без образования юридического лица, следовательно, они не имеют документов, подтверждающих их государственную регистрацию в этом качестве. В связи с этим организации обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета сведения о выплаченных нотариусам в налоговом периоде доходах не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
<...>


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru