Законодательство
Московской области

Балашихинский р-н
Бронницы
Волоколамский р-н
Воскресенский р-н
Дзержинский
Дмитровский р-н
Долгопрудный
Домодедовский р-н
Дубна
Егорьевский р-н
Жуковский
Зарайский р-н
Звенигород
Ивантеевка
Истринский р-н
Каширский р-н
Климовск
Клинский р-н
Коломенский р-н
Королев
Красноармейск
Красногорский р-н
Краснознаменск
Ленинский р-н
Лобня
Лотошинский р-н
Луховицкий р-н
Лыткарино
Люберецкий р-н
Можайский р-н
Московская область
Мытищинский р-н
Наро-Фоминский р-н
Ногинский р-н
Одинцовский р-н
Озерский р-н
Орехово-Зуевский р-н
Павлово-Посадский р-н
Подольский р-н
Протвино
Пушкинский р-н
Пущино
Раменский р-н
Реутов
Рошаль
Рузский р-н
Сергиево-Посадский р-н
Серебряно-Прудский р-н
Серпуховский р-н
Солнечногорский р-н
Ступинский р-н
Талдомский р-н
Троицк
Фрязино
Химкинский р-н
Чеховский р-н
Шатурский р-н
Шаховской р-н
Щелковский р-н
Щербинка
Электросталь

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








ПИСЬМО УМНС РФ по Московской области от 11.03.2004 № 04-27/1405/Б240
"О РАЗЪЯСНЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ГЛАВЫ 26.2 "УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ" НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Официальная публикация в СМИ:
"Вестник московского бухгалтера", № 11 (22 - 28 марта), 2004 (начало),
"Вестник московского бухгалтера", № 11 (29 марта - 4 апреля), 2004
(окончание)






УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПИСЬМО
от 11 марта 2004 г. № 04-27/1405/Б240

О РАЗЪЯСНЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ГЛАВЫ 26.2 "УПРОЩЕННАЯ
СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ" НАЛОГОВОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московской области сообщает, что в связи с возникающими вопросами по применению отдельных положений главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) Министерство Российской Федерации по налогам и сборам разъясняет следующее.
1. В соответствии с Кодексом упрощенная система налогообложения является специальным налоговым режимом и применяется налогоплательщиками на добровольной основе.
Пунктами 2 и 3 статьи 346.11 Кодекса установлены виды налогов, от уплаты которых освобождаются организации и индивидуальные предприниматели при применении упрощенной системы налогообложения.
Вместе с тем для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохранена обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 346.11 Кодекса налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от обязанностей налоговых агентов, установленных статьей 24 Кодекса, а также от обязанностей по ведению кассовых операций в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением Совета директоров Центробанка России от 22.09.93 № 40, и обязанностей, установленных Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
2. Пунктом 2 статьи 346.12 Кодекса для организаций, изъявивших желание перейти на упрощенную систему налогообложения, установлено ограничение по размеру полученного ими дохода от реализации по итогам 9 месяцев того года, в котором ими подано заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения.
Для индивидуальных предпринимателей ограничение по доходам, полученным от предпринимательской деятельности, для перехода на упрощенную систему налогообложения не установлено.
В связи с этим при соблюдении иных условий и ограничений, установленных статьями 346.12 и 346.13 главы 26.2 Кодекса, индивидуальные предприниматели вправе перейти на упрощенную систему налогообложения независимо от размера полученных ими доходов от предпринимательской деятельности за указанный период.
При применении подпункта 1 пункта 3 статьи 346.12 Кодекса следует учитывать, что в соответствии со статьей 55 Гражданского кодекса Российской Федерации представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.
Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
Представительства и филиалы наделяются имуществом создавшего их юридического лица и действуют на основании утвержденных им положений.
Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.
Согласно статье 11 Кодекса обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (на срок более одного месяца).
Таким образом, право перехода на упрощенную систему налогообложения не предоставляется только тем организациям, которые имеют обособленные подразделения, являющиеся филиалами и представительствами и указанные в качестве таковых в учредительных документах создавших их организаций. Организации, имеющие иные обособленные подразделения, вправе применять упрощенную систему налогообложения на общих основаниях.
При применении подпункта 8 пункта 3 статьи 346.12 Кодекса следует иметь в виду, что к подакцизным товарам относятся товары, перечисленные в пункте 1 статьи 181 Кодекса.
К полезным ископаемым относится продукция горно-добывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено пунктом 3 статьи 337 Кодекса), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье, первая по своему качеству соответствующая Государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельно добытого полезного ископаемого - стандарту организации (предприятия).
К общераспространенным полезным ископаемым относятся полезные ископаемые, включенные в региональные перечни общераспространенных полезных ископаемых, определяемые органами государственной власти Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования (МПР России) совместно с субъектами Российской Федерации (ст. 3 Закона Российской Федерации от 21.02.92 № 2395-1 "О недрах").
Подпунктом 11 пункта 3 статьи 346.12 Кодекса предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции, не вправе применять упрощенную систему налогообложения.
При применении данного положения следует иметь в виду, что на основании статьи 2 Федерального закона от 30.12.95 № 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" соглашение о разделе продукции является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения в соответствии с положениями Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции".
При применении подпункта 13 пункта 3 статьи 346.12 Кодекса следует иметь в виду, что налогоплательщики, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в соответствии с главой 26.1 Кодекса, не вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности.
В соответствии с подпунктом 15 пункта 3 статьи 346.12 Кодекса не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек.
В целях применения данного положения под средней численностью работников за налоговый (отчетный) период следует понимать среднюю численность работников, определяемую налогоплательщиком по состоянию на 1 октября года, в котором им подано заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, в соответствии с Порядком заполнения сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения, утвержденным постановлением Госкомстата России от 04.08.2003 № 72, действовавшим до 27.11.2003 (отменен постановлением Госкомстата России от 27.11.2003 № 104), и с Порядком заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения, утвержденным постановлением Госкомстата России от 01.12.2003 № 105 (введен в действие с 01.01.2004).
При применении подпункта 16 пункта 3 статьи 346.12 Кодекса следует иметь в виду, что остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов определяется налогоплательщиком по состоянию на 1-е число месяца, в котором им подано заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения.
3. При применении положений пункта 1 статьи 346.13 Кодекса следует иметь в виду, что переход налогоплательщиков на упрощенную систему налогообложения осуществляется в заявительном порядке.
В период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, с которого налогоплательщик изъявил желание применять упрощенную систему налогообложения, им подается в налоговый орган по месту своего нахождения (по месту жительства) заявление по рекомендуемой форме № 26.2-1, утвержденной приказом МНС России от 19.09.2002 № ВГ-3-22/495 (далее - заявление по форме № 26.2-1).
По результатам рассмотрения поданных налогоплательщиками заявлений по форме № 26.2-1 налоговый орган в месячный срок со дня их поступления (подп. 8.1.5 п. 8.1 Типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утвержденной приказом Федеральной архивной службы России от 27.11.2000 № 68) в письменной форме уведомляет налогоплательщиков о возможности либо о невозможности применения упрощенной системы налогообложения (формы уведомлений № 26.2-2 и 26.2-3, утвержденные приказом МНС России от 19.09.2002 № ВГ-3-22/495).
При применении пункта 4 статьи 346.13 Кодекса следует иметь в виду, что в составе доходов у налогоплательщиков должны учитываться доходы, предусмотренные статьей 346.15 Кодекса.
Об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения налогоплательщик обязан в письменной форме (рекомендованная форма сообщения № 26.2-5, утвержденная приказом МНС России от 19.09.2002 № ВГ-3-22/495) сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода, в котором его доход превысил установленное пунктом 4 статьи 346.13 Кодекса ограничение.
О переходе на общий режим налогообложения в соответствии с положениями пункта 6 статьи 346.13 Кодекса налогоплательщики уведомляют налоговый орган в письменной форме (рекомендованная форма уведомления № 26.2-4, утвержденная приказом МНС России от 19.09.2002 № ВГ-3-22/495).
4. При применении пункта 2 статьи 346.15 Кодекса следует иметь в виду, что в составе доходов от предпринимательской деятельности налогоплательщики - индивидуальные предприниматели учитывают все поступления как в денежной, так и в натуральной форме от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества, используемого в процессе осуществления предпринимательской деятельности, стоимость такого имущества, полученного на безвозмездной основе, а также иные доходы от предпринимательской деятельности, аналогичные доходам, установленным статьей 250 Кодекса.
При применении подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 346.16 Кодекса следует иметь в виду, что состав основных средств и нематериальных активов, а также их оценка определяются налогоплательщиками в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.
5. При применении пункта 2 статьи 346.17 Кодекса следует иметь в виду, что понесенные налогоплательщиком затраты (за исключением расходов по приобретению основных средств) учитываются в составе расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы, применительно к порядку, предусмотренному подпунктом 1 пункта 3 статьи 273 Кодекса.
6. Пунктом 6 статьи 346.18 Кодекса предусмотрена уплата налогоплательщиками, выбравшими в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, минимального налога в размере 1 процента налоговой базы, которой являются доходы, определяемые в соответствии со статьей 346.15 Кодекса.
Минимальный налог уплачивается налогоплательщиками по итогам налогового периода.
Уплата минимального налога осуществляется только в тех случаях, когда сумма исчисленного в установленном порядке единого налога по итогам налогового периода оказывается меньше суммы исчисленного минимального налога либо когда отсутствует налоговая база для исчисления единого налога по итогам налогового периода (налогоплательщиком получены убытки).

Пример 1.
По итогам налогового периода налогоплательщиком получены доходы в сумме 480000 руб., а также понесены расходы в сумме 475000 руб.
Сумма единого налога за налоговый период составит (480000 руб. - 475000 руб.) x 15/100 = 750 руб.
Сумма минимального налога составит 480000 руб. x 1/100 = 4800 руб.
Учитывая, что сумма исчисленного за налоговый период в общем порядке единого налога оказалась меньше суммы исчисленного минимального налога, налогоплательщик осуществляет уплату минимального налога в сумме 4800 руб.

Пример 2.
Налогоплательщиком по итогам налогового периода получены доходы в сумме 500000 руб., а также понесены расходы в сумме 620000 руб.
Таким образом, по итогам налогового периода налогоплательщиком получены убытки в сумме 120000 руб. (500000 - 620000).
Налоговая база для исчисления единого налога в данном случае отсутствует.
В этой связи налогоплательщик обязан исчислить и уплатить минимальный налог.
Сумма минимального налога в этом случае составит 500000 руб. x 1/100 = 5000 руб.
Налогоплательщики, уплатившие за налоговый период минимальный налог, вправе в следующие налоговые периоды включить сумму разницы между уплаченной суммой минимального налога и суммой исчисленного в общем порядке единого налога в расходы при исчислении налоговой базы за последующие налоговые периоды либо увеличить сумму полученных убытков, переносимых на будущие налоговые периоды.

Пример 3.
Налогоплательщиком по итогам налогового периода получены доходы в сумме 775000 руб., расходы составили 740000 руб.
Сумма единого налога за налоговый период составила (775000 руб. - 740000 руб.) x 15/100 = 5250 руб.
Сумма минимального налога за налоговый период составила 775000 руб. x 1/100 = 7750 руб.
Учитывая, что сумма исчисленного минимального налога превышает сумму исчисленного в общем порядке единого налога, налогоплательщик осуществляет уплату минимального налога в сумме 7750 руб.
Разница между суммой уплаченного минимального налога и суммой исчисленного в общем порядке единого налога составила 2500 руб. (7750 руб. - 5250 руб.).
Данная сумма разницы подлежит включению налогоплательщиком в расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы по единому налогу за следующий налоговый период.

Пример 4.
Налогоплательщиком по итогам налогового периода получены доходы в сумме 670000 руб., расходы за указанный налоговый период составили 820000 руб.
Таким образом, по итогам налогового периода налогоплательщиком получены убытки в сумме 150000 руб. (670000 - 820000).
Налоговая база для исчисления единого налога в данном случае отсутствует.
Сумма подлежащего уплате минимального налога составляет 670000 руб. x 1/100 = 6700 руб.
В связи с отсутствием налоговой базы для исчисления единого налога сумма разницы между уплаченной суммой минимального налога и суммой исчисленного в общем порядке единого налога составляет 6700 руб. (6700 - 0).
Данная сумма разницы подлежит включению налогоплательщиком в состав убытков, переносимых на следующие налоговые периоды, в порядке, предусмотренном пунктом 7 статьи 346.18 Кодекса.

7. Пунктом 7 статьи 346.18 Кодекса предусмотрено, что налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе уменьшить исчисленную налоговую базу за налоговый период на сумму убытка или части убытка, полученного ими по итогам предыдущих налоговых периодов применения упрощенной системы налогообложения, но не более чем на 30 процентов. При этом оставшаяся часть убытка может быть перенесена налогоплательщиками на следующие налоговые периоды, но не более чем на 10 налоговых периодов.

Пример 5.
Налогоплательщиком по итогам налогового периода получены доходы в сумме 1250000 руб., расходы составили 1410000 руб.
Таким образом, по итогам налогового периода налогоплательщиком получены убытки в сумме 160000 руб.
Сумма подлежащего уплате минимального налога составляет 12500 руб. (1250000 руб. x 1/100).
В связи с отсутствием налоговой базы для исчисления единого налога сумма разницы между исчисленной и уплаченной суммой минимального налога и суммой исчисленного в общем порядке единого налога составляет 12500 руб. (12500 - 0).
Итого за истекший налоговый период сумма полученного налогоплательщиком убытка составила 172500 руб. (160000 + 12500).
По итогам следующего налогового периода налогоплательщиком получены доходы в сумме 1500000 руб., а расходы составили 990000 руб.
Налоговая база по единому налогу за налоговый период составляет 510000 руб. (1500000 - 990000).
Сумма единого налога от исчисленной налоговой базы составляет 76500 руб. (510000 руб. x 15/100).
Сумма минимального налога составляет 15000 руб. (1500000 руб. x 1/100).
Учитывая, что сумма исчисленного в общем порядке единого налога превышает сумму исчисленного минимального налога, налогоплательщик осуществляет уплату единого налога.
Сумма убытка, уменьшающая налоговую базу за налоговый период, составляет 153000 руб. (510000 руб. x 30/100 < 172500 руб.).
Сумма единого налога, подлежащая уплате за налоговый период, составляет 53550 руб. (510000 руб. - 153000 руб. x 15/100).
Оставшаяся часть неучтенного убытка в сумме 19500 руб. (172500 руб. - 153000 руб.) учитывается налогоплательщиком при исчислении налоговой базы за следующие налоговые периоды.

8. Пунктом 3 статьи 346.21 Кодекса предусмотрено, что налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшают сумму единого налога (квартального авансового платежа по единому налогу), исчисленного ими за налоговый (отчетный) период, на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за этот же период времени, в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма единого налога (квартального авансового платежа по единому налогу) не может быть уменьшена более чем на 50 процентов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
При применении данного положения следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 31.12.2002 № 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан" гражданам, работающим по трудовым договорам, заключенным с организациями или индивидуальными предпринимателями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения либо являющимися плательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности или единого сельскохозяйственного налога (далее - работодатели), пособие по временной нетрудоспособности (за исключением пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием) выплачивается за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, поступающих от единого сельскохозяйственного налога, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единого налога для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, - в части суммы пособия, не превышающей за полный календарный месяц одного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, и средств работодателей - в части суммы пособия, превышающей один минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом.
Таким образом, в целях исчисления единого налога под суммой выплаченных пособий по временной нетрудоспособности следует понимать сумму средств, израсходованную налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода на выплату своим работникам пособий по временной нетрудоспособности в сумме, превышающей за полный календарный месяц один минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством Российской Федерации.

Пример 6.
Налогоплательщиком по итогам отчетного периода исчислен квартальный авансовый платеж по единому налогу в сумме 8000 руб. За этот же отчетный период сумма уплаченных им страховых взносов на обязательное пенсионное страхование работников составила 4800 руб., а сумма выплаченных своим работникам пособий по временной нетрудоспособности - 4000 руб., в том числе пособий, выплаченных за счет собственных средств, - 2200 руб.
В этом случае налогоплательщик вправе уменьшить сумму исчисленного им за отчетный период квартального авансового платежа по единому налогу лишь на 4000 руб. уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (8000 руб. x 50/100 < 4800 руб.) и на всю сумму выплаченных за счет собственных средств пособий по временной нетрудоспособности.
Общая сумма платежей за отчетный период составит 6600 руб., в том числе:
- сумма квартального авансового платежа по единому налогу - 1800 руб. (8000 - 4000 - 2200);
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - 4800 руб.

Пример 7.
Налогоплательщиком по итогам отчетного периода исчислен квартальный авансовый платеж по единому налогу в сумме 9000 руб.
За этот же отчетный период сумма уплаченных им по всем основаниям страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составила 4200 руб., а сумма выплаченных своим работникам пособий по временной нетрудоспособности - 5500 руб., в том числе пособий, выплаченных за счет собственных средств, - 3100 руб.
В этом случае налогоплательщик вправе уменьшить сумму исчисленного им квартального авансового платежа по единому налогу на всю сумму уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 4200 руб. (9000 руб. x 50/100 > 4200 руб.), а также на всю сумму выплаченных за счет собственных средств пособий по временной нетрудоспособности.
Общая сумма платежей за отчетный период составит 5900 руб., в том числе:
- сумма квартального авансового платежа по единому налогу - 1700 руб. (9000 - 4200 - 3100);
- сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 4200 руб.

Заместитель руководителя
Управления Министерства РФ
по налогам и сборам
по Московской области
И.А. Сорокина


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru