Законодательство
Московской области

Балашихинский р-н
Бронницы
Волоколамский р-н
Воскресенский р-н
Дзержинский
Дмитровский р-н
Долгопрудный
Домодедовский р-н
Дубна
Егорьевский р-н
Жуковский
Зарайский р-н
Звенигород
Ивантеевка
Истринский р-н
Каширский р-н
Климовск
Клинский р-н
Коломенский р-н
Королев
Красноармейск
Красногорский р-н
Краснознаменск
Ленинский р-н
Лобня
Лотошинский р-н
Луховицкий р-н
Лыткарино
Люберецкий р-н
Можайский р-н
Московская область
Мытищинский р-н
Наро-Фоминский р-н
Ногинский р-н
Одинцовский р-н
Озерский р-н
Орехово-Зуевский р-н
Павлово-Посадский р-н
Подольский р-н
Протвино
Пушкинский р-н
Пущино
Раменский р-н
Реутов
Рошаль
Рузский р-н
Сергиево-Посадский р-н
Серебряно-Прудский р-н
Серпуховский р-н
Солнечногорский р-н
Ступинский р-н
Талдомский р-н
Троицк
Фрязино
Химкинский р-н
Чеховский р-н
Шатурский р-н
Шаховской р-н
Щелковский р-н
Щербинка
Электросталь

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








ПИСЬМО УМНС РФ по Московской области от 30.01.2004 № 07-40/17/Б662
"ОБЗОР ПЕРЕПИСКИ ПО ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА II ПОЛУГОДИЕ 2003 Г."

Официальная публикация в СМИ:
"Вестник московского бухгалтера", № 6, (16 - 22 февраля), 2004






УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПИСЬМО
от 30 января 2004 г. № 07-40/17/Б662

ОБЗОР ПЕРЕПИСКИ ПО ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА II ПОЛУГОДИЕ 2003 Г.

Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московской области направляет для сведения и руководства в работе обзор переписки за второе полугодие 2003 года по лицензированию отдельных видов деятельности.

Вопрос 1: Чем регламентируется порядок лицензирования деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов? Достаточно ли для признания объекта пожароопасным осуществление на этом объекте использования (производства, хранения и переработки) легковоспламеняющихся, горючих и трудногорючих жидкостей? Могут ли налоговые органы проверять наличие лицензий?

Ответ: В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" за рассмотрение лицензирующим органом заявления и предоставление лицензии взимается лицензионный сбор в установленном порядке. Суммы указанных сборов зачисляются в соответствующие бюджеты.
Согласно статьям 13, 14, 15 главы 2 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) федеральные, региональные и местные лицензионные сборы входят в систему налогов и сборов Российской Федерации.
Главной задачей налоговых органов в соответствии со статьей 6 главы 2 Федерального закона от 21.03.91 № 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) является контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 4 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
В соответствии с руководящим документом РД 153-39.2-080-01 "Правила технической эксплуатации автозаправочных станций", принятым и введенным в действие приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 01.07.2001 № 229, и согласно письму Министерства юстиции Российской Федерации от 16.10.2001 № 07/10035-ЮД, не нуждающемуся в государственной регистрации, автозаправочные станции предназначены для приема, хранения и выдачи автомобильного топлива, масел, смазок, запасных частей и специальных жидкостей для транспортных средств и их обслуживания, а также оказания услуг владельцам и пассажирам транспортных средств.
Согласно Федеральному закону от 21.07.97 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (с изменениями и дополнениями) к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.
Объекты, на которых используются (производятся, хранятся, перерабатываются) легковоспламеняющиеся, горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы (в том числе пыль и волокна), вещества и материалы, способные гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха и друг с другом, являются пожароопасными производственными объектами (Положение о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.2002 № 595).
В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" эксплуатация пожароопасных объектов является лицензируемым видом деятельности.
Таким образом, на основании действующего законодательства Российской Федерации автозаправочные станции, а также объекты, имеющие в своем составе мазутохранилища, относятся к категории пожароопасных производственных объектов. Для осуществления деятельности по их эксплуатации требуется соблюдение лицензионного законодательства Российской Федерации, в данном случае - Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.2002 № 595. При этом необходимо учитывать, что лицензии на осуществление деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, выданные в установленном порядке до принятия постановления Правительства Российской Федерации № 595, действуют до окончания указанного в них срока.

Вопрос 2: Существует ли перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности?

Ответ: Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется на основании статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Действие данного Закона не распространяется на следующие виды деятельности:
- деятельность кредитных организаций;
- деятельность, связанная с защитой государственной тайны;
- деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- деятельность в области связи;
- биржевая деятельность;
- деятельность в области таможенного дела;
- нотариальная деятельность;
- страховая деятельность;
- деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг;
- осуществление внешнеэкономических операций;
- осуществление международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров;
- приобретение оружия и патронов к нему;
- использование результатов интеллектуальной деятельности;
- использование орбитально-частотных ресурсов и радиочастот для осуществления телевизионного вещания и радиочастот для осуществления телевизионного вещания и радиовещания (в том числе вещания дополнительной информации);
- использование природных ресурсов, в том числе недр, лесного фонда, объектов растительного и животного мира;
- деятельность, работы и услуги в области использования атомной энергии;
- образовательная деятельность.
Лицензирование данных видов деятельности устанавливается действующим законодательством и другими нормативными актами.
Лицензирование купли-продажи драгоценных металлов, камней и изделий из них, торговля легковыми автомобилями иностранного производства, предоставление площадей в аренду для мелкооптовой и розничной торговли, в том числе и рыночной, риелторской, лизинговой деятельности, лицензирование платных юридических услуг действующим законодательством не предусмотрено.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2002 № 135 "О лицензировании отдельных видов деятельности" определен перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, а именно:
- Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) - осуществляет лицензирование негосударственной (частной) охранной деятельности и негосударственной (частной) сыскной деятельности (адрес: 119049, г. Москва, ул. Житная, д. 16);
- Центральный банк Российской Федерации (ЦБ России) - осуществляет лицензирование профессиональной деятельности кредитных организаций (адрес: 107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12);
- Министерство Российской Федерации по связи и информации (Минсвязи России) - осуществляет лицензирование деятельности в области связи (электрическая (электросвязь) и почтовая связь) (адрес: 105064, г. Москва, ул. Казакова, д. 18);
- Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и спорту (Госкомспорт России) - осуществляет лицензирование организации и содержания тотализаторов и игорных заведений (адрес: 125375, г. Москва, ул. Тверская, д. 7);
- Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) - осуществляет лицензирование аудиторской и страховой деятельности (адрес: 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9);
- Министерство имущественных отношений Российской Федерации (Минимущество России) - осуществляет лицензирование консультационных услуг по оценке (как объектов недвижимости, так и иных объектов, включая инвестиционные проекты)(адрес: 101990, г. Москва, ГСП, Никольский пер., д. 9);
- Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России) - осуществляет лицензирование деятельности инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов (адрес: 119991, г. Москва, ГСП, Ленинский проспект, д. 9);
- Управление организации лекарственной помощи Министерства здравоохранения Московской области - осуществляет лицензирование на территории Московской области фармацевтической деятельности (адрес: 123056, г. Москва, Электрический пер., д. 8, стр. 1).

Вопрос 3: Нужна ли лицензия на осуществление работ по ремонту авиационной техники?

Ответ: В соответствии с разъяснением Российского авиационно-космического агентства от 03.11.2003 № 350/60 Российское авиационно-космическое агентство, осуществляя лицензирование организаций в области авиационной техники, действует в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и на основании постановлений Правительства Российской Федерации от 11.02.2002 № 135, от 27.05.2002 № 346.
Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", вступивший в силу 10.02.2002, предусматривает обязательное лицензирование ремонта авиационной техники двойного назначения.
В соответствии с Федеральным законом от 08.01.98 № 10-ФЗ "О государственном регулировании развития авиации" к авиационной технике относятся: летательные аппараты, их бортовое оборудование и агрегаты, двигатели, авиационное вооружение, авиационные средства спасения, тренажеры, наземные средства управления воздушным движением, навигации, посадки и связи, а также средства наземного обслуживания летательных аппаратов.
Действовавший до 10.02.2002 Федеральный закон от 25.09.98 № 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и постановления Правительства Российской Федерации от 11.04.2000 № 326, от 19.03.2001 № 205 лицензирование деятельности по ремонту авиационной техники не предусматривали.

Вопрос 4: В каких случаях деятельность котельных может рассматриваться как опасный объект, на который нужна лицензия?

Ответ: В соответствии с разъяснениями Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям по Московской области от 01.10.2003 № 4647/3 котельную как опасный объект следует рассматривать в двух случаях:
1. Котельная использует в производственной деятельности жидкое топливо - нефтепродукты (мазут, дизельное топливо).
На основании Федерального закона Российской Федерации от 21.07.97 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (приложение 1, п. 1, абзац "в") к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых используются, хранятся, транспортируются опасные вещества: горючие вещества - жидкости, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.
В данном случае котельная относится к пожароопасному производственному объекту. На основании постановления Правительства Российской Федерации от 04.08.2002 № 595 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов" (п. 1, подп. 2) под пожароопасными производственными объектами понимаются объекты, на которых используются, хранятся легковоспламеняющиеся, горючие и трудногорючие жидкости, способные гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха и друг с другом.
В соответствии с вышеизложенным деятельность по эксплуатации котельных, использующих, хранящих и транспортирующих жидкие нефтепродукты (мазут, дизельное топливо), подлежит лицензированию. Лицензирование деятельности по эксплуатации котельных как пожароопасных производственных объектов осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
2. Котельная использует оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 градусов.
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.97 № 116-ФЗ (приложение 1, п. 2; ст. 6, п. 1) "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" деятельность по эксплуатации опасного производственного объекта может осуществляться на основании лицензии, выданной федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным по выдаче лицензий в области промышленной безопасности, или его территориальным органом в соответствии с законодательством Российской Федерации, то есть органами Гостехнадзора России.
Таким образом, в обоих случаях деятельность по эксплуатации котельных как опасного производственного объекта осуществляется на основании соответствующей лицензии, выданной специально уполномоченными (лицензирующими) органами.

Вопрос 5: Нужна ли лицензия на деятельность по разработке проектно-сметной документации, а также на осуществление функций генподрядчика по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автодорог?

Ответ: Положениями статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлен исчерпывающий перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия.
Регламентация лицензирования конкретных видов деятельности осуществляется в соответствии с требованиями постановлений Правительства Российской Федерации от 11.02.2002 № 135 "О лицензировании отдельных видов деятельности" и от 21.03.2002 № 174 "О лицензировании деятельности в области проектирования и строительства".
В соответствии с указанными законодательными актами Российской Федерации лицензированию подлежат следующие виды деятельности:
- проектирование зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом;
- строительство зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом;
- инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом.
В действующих в настоящее время государственных стандартах отсутствует упоминание об автомобильных дорогах и сооружениях на них в качестве сооружений I или II уровней ответственности с государственным стандартом.
По этому вопросу также отсутствуют нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, прошедшие в установленном порядке в соответствии с требованиями Указа Президента Российской Федерации от 23.05.96 № 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" соответствующую регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации.
Основание: письмо Государственной службы дорожного хозяйства (Росавтодор) Министерства транспорта Российской Федерации от 05.09.2003 № ГСДХ-24/3878-ис.

Вопрос 6: Какой существует порядок списания лицензиатом расходов по приобретению лицензий?

Ответ: Лицензия - это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
На основании пункта 47 главы 25, пункта 1 статьи 264 Кодекса, Методических рекомендаций по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Кодекса, утвержденных приказом МНС России от 26.02.2002 № БГ-3-02/98, расходы на приобретение лицензий на осуществление отдельных видов деятельности в соответствии с требованиями Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", формирующие расходы будущих периодов, относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией. Порядок признания расходов при методе исчисления установлен статьей 272 Кодекса, при кассовом методе - статьей 273 Кодекса.
Поскольку расходы на приобретение лицензии на какой-либо вид деятельности относятся ко всему сроку действия этой лицензии, то в соответствии с пунктом 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н (с изменениями и дополнениями), такие расходы отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей "Расходы будущих периодов" и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.), в течение периода, к которому они относятся.
Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 № 34н, для обобщения информации о расходах, произведенных в данном отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, предназначен счет 97 "Расходы будущих периодов".
Таким образом, если налогоплательщик расходы по приобретению лицензий учитывает в составе расходов, переносимых на будущее, то указанные расходы будут уменьшать налоговую базу равными долями в течение срока, на который выдана лицензия.
При этом следует иметь в виду, что помимо оплаты лицензионных сборов за рассмотрение лицензирующим органом заявления и предоставление лицензии к затратам на приобретение лицензий могут быть отнесены и иные расходы, произведенные налогоплательщиком, которые являются необходимым условием для получения лицензии.
Пунктом 55 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н (с изменениями и дополнениями), определено, что лицензии на осуществление отдельных видов деятельности не относятся к нематериальным активам.
Расходы организации по приобретению лицензии являются расходами, непосредственно связанными с производством продукции (работ, услуг), и, следовательно, они должны относиться на себестоимость продукции (работ, услуг) в составе управленческих расходов.

Заместитель
руководителя Управления
Министерства РФ по налогам и сборам
по Московской области
Б.А. Курочкин


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru