Законодательство
Московской области

Балашихинский р-н
Бронницы
Волоколамский р-н
Воскресенский р-н
Дзержинский
Дмитровский р-н
Долгопрудный
Домодедовский р-н
Дубна
Егорьевский р-н
Жуковский
Зарайский р-н
Звенигород
Ивантеевка
Истринский р-н
Каширский р-н
Климовск
Клинский р-н
Коломенский р-н
Королев
Красноармейск
Красногорский р-н
Краснознаменск
Ленинский р-н
Лобня
Лотошинский р-н
Луховицкий р-н
Лыткарино
Люберецкий р-н
Можайский р-н
Московская область
Мытищинский р-н
Наро-Фоминский р-н
Ногинский р-н
Одинцовский р-н
Озерский р-н
Орехово-Зуевский р-н
Павлово-Посадский р-н
Подольский р-н
Протвино
Пушкинский р-н
Пущино
Раменский р-н
Реутов
Рошаль
Рузский р-н
Сергиево-Посадский р-н
Серебряно-Прудский р-н
Серпуховский р-н
Солнечногорский р-н
Ступинский р-н
Талдомский р-н
Троицк
Фрязино
Химкинский р-н
Чеховский р-н
Шатурский р-н
Шаховской р-н
Щелковский р-н
Щербинка
Электросталь

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








ПИСЬМО УМНС РФ по Московской области от 10.12.2003 № 07-48/АБ342@
"ОБЗОР ПЕРЕПИСКИ ПО ТРАНСПОРТНОМУ НАЛОГУ"

Официальная публикация в СМИ:
"Налоговые известия Московского региона", № 2, 2004






УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПИСЬМО
от 10 декабря 2003 г. № 07-48/АБ342@

ОБЗОР ПЕРЕПИСКИ ПО ТРАНСПОРТНОМУ НАЛОГУ

Управление МНС России по Московской области, проанализировав переписку по транспортному налогу, для сведения и руководства в работе сообщает следующее.

Вопрос № 1: Какая методика расчета транспортного налога в том случае, если автомобиль будет приобретен или продан в течение года?

Ответ: Согласно пункту 3 статьи 362 главы 28 "Транспортный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.
Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщить в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации.
Поэтому, если автомобиль продается по договору купли-продажи в течение налогового периода, то собственник этого транспортного средства будет уплачивать налог исходя из количества месяцев владения этим транспортным средством в течение налогового периода. Например: гражданином приобретен автомобиль, который зарегистрирован в органах Госавтоинспекции 10 мая 2003 года. В связи с продажей этого автомобиля гражданин снял его с учета в органах Госавтоинспекции 29 июля 2003 года. Расчет налога в данном случае будет произведен налоговым органом с учетом коэффициента, равного 3/12, так как автомобиль находился в собственности гражданина 3 месяца (с мая по июль).

Вопрос № 2: Как быть с уплатой транспортного налога по автомобилю, являющемуся общим совместным имуществом супругов, право собственности каждого из них удостоверяется в долях, но в ГИБДД автомобиль зарегистрирован на жену?

Ответ: Пунктом 1 статьи 9 Кодекса установлено, что участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются организации и физические лица, признаваемые налогоплательщиками или плательщиками сборов.
Пунктом 1 статьи 362 Кодекса определено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 357 главы 28 "Транспортный налог" Кодекса налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства.
Исходя из вышеизложенного, поскольку автомобиль зарегистрирован на жену, то она и признается налогоплательщиком транспортного налога. В связи с этим транспортный налог должен быть исчислен налоговыми органами в полном объеме и указан в налоговом уведомлении, направленном в адрес супруги.

Вопрос № 3: Как производится администрирование транспортного налога по крупнейшим налогоплательщикам?

Ответ: Обязанность по постановке на налоговый учет транспортных средств, зарегистрированных за организациями, состоящими на учете в межрайонной инспекции МНС России по крупнейшим налогоплательщикам Московской области, контролю за правильностью исчисления и полнотой уплаты транспортного налога возложена на межрайонную инспекцию МНС России по крупнейшим налогоплательщикам Московской области.
В соответствии с решением Коллегии МНС России от 14.08.2002 (протокол 10) "Об основных направлениях администрирования крупнейших налогоплательщиков на среднесрочный период" администрирование крупнейших налогоплательщиков, поставленных на учет в межрегиональные инспекции МНС России по крупнейшим налогоплательщикам, должно осуществляться по всем видам налогов.
По региональным налогам межрайонная инспекция МНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Московской области должна осуществлять контроль за уплатой указанных налогов в части, подлежащей уплате по месту нахождения организации (государственной регистрации юридического лица). В части налогов, подлежащих уплате по месту нахождения обособленных подразделений, контроль за уплатой налогов должен осуществлять налоговый орган, в котором организация состоит на учете по месту нахождения обособленных подразделений.
При решении данного вопроса по транспортному налогу следует руководствоваться также статьей 83 Кодекса, пунктом 39 Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" Кодекса.

Вопрос № 4: Можно ли расширить перечень транспортных средств, используемых в сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции?

Ответ: Согласно статье 358 главы 28 "Транспортный налог" Кодекса объектом налогообложения признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Перечень транспортных средств, зарегистрированных на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемых при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции, не являющихся объектом налогообложения, определен в подпункте 5 пункта 2 указанной статьи. Данный перечень транспортных средств является полным и расширительному толкованию не подлежит.

Вопрос № 5: Какие особенности по налогообложению транспортным налогом воздушных судов, зарегистрированных на образовательные учреждения?

Ответ: В соответствии со статьей 357 главы 28 "Транспортный налог" части второй Кодекса налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Кодекса.
Государственная регистрация гражданских воздушных судов в Российской Федерации регулируется Воздушным кодексом Российской Федерации (статья 33) и Правилами государственной регистрации гражданских воздушных судов в Российской Федерации, утвержденными приказом Минтранса России от 12.10.95 № ДВ-110.
Таким образом, воздушные транспортные средства, зарегистрированные в соответствии с действующими Правилами, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.
Каких-либо льгот по уплате транспортного налога в отношении государственных образовательных учреждений по воздушным судам, которые не эксплуатируются из-за отсутствия летной годности, вышеназванным Законом не установлено.
В соответствии со статьей 358 главы 28 части второй Кодекса законодательным (представительным) органам власти субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать налоговые льготы и основания для их применения.

Вопрос № 6: Какой существует порядок определения показателя "валовая вместимость" по несамоходным (буксируемым) судам?

Ответ: По сообщению Государственной службы речного флота Минтранса России (письмо от 04.06.2003 № 3-1-13/471) в свидетельстве о годности к плаванию для несамоходных буксируемых судов внутреннего плавания (форма РР-1.17), выдаваемом Российским Речным Регистром, указываются как валовая вместимость, так и грузоподъемность.
В случае отсутствия в регистровых документах судна значения "валовая вместимость" следует обращаться к судовладельцам с предложением определить данный показатель расчетным путем в порядке, определенном в приложении 1 к Положению о классификации судов Правил Российского Речного Регистра, изд. 2002 г., утвержденных приказом Минтранса России от 01.11.2002 № 136, зарегистрированных в Минюсте России 19.11.2002 (регистрационный № 3932).

Вопрос № 7: Разъясните порядок уплаты транспортного налога по воздушным судам?

Ответ: Статьей 357 главы 28 "Транспортный налог" Кодекса установлено, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358.
Государственная регистрация гражданских воздушных судов Российской Федерации является документальным подтверждением распространения юрисдикции Российской Федерации на данный экземпляр воздушного судна с вытекающими из этого обязательствами собственника, эксплуатанта и государства. При этом определено, что воздушные суда подлежат государственной регистрации на эксплуатанта (лицо, представляющее документы для занесения воздушного судна в Государственный реестр гражданских судов Российской Федерации) (пункты 2.2, 7.1 и 7.2 Правил государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 12.10.95 № ДВ-110).
Таким образом, в отношении воздушных судов именно эксплуатанты будут являться налогоплательщиками транспортного налога.
Согласно письму Государственной службы гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации от 03.04.2003 № КР28/150ГА в отношении воздушных судов с реактивными двигателями для перевода реактивной тяги двигателя (в кгс) в мощность (в лошадиных силах) турбовинтовых двигателей и тяги (в кгс) турбореактивных двигателей применяется следующая формула: № = 0,75 х Р, где № - мощность (в лошадиных силах), а Р - тяга (в кгс), полученная при неизменной взлетной массе воздушного судна в стартовых условиях. Величина тяги турбоактивных двигателей, установленных на воздушном судне, определяется на основе показателей, указанных в карте данных сертификата типа двигателей или в паспорте воздушного судна.
При этом обращаем внимание, что согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 358 Кодекса не являются объектом налогообложения по транспортному налогу пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда при условии, что они находятся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок.

Вопрос № 8: Разъясните порядок отнесения транспортных средств к той или иной категории.

Ответ: При рассмотрении вопросов, касающихся порядка определения категории транспортных средств, следует руководствоваться пунктом 5 приложения 6 к Конвенции о дорожном движении (Вена, 08.11.68), ратифицированной указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.74 № 5938-VIII, Классификацией автотранспортных средств, правилами Европейской экономической комиссии ООН, приложением 3 к Положению о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств, утвержденному приказом МВД России, ГТК России и Госстандарта России от 30.06.97 № 399/388/195, а также п. 22 Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Кодекса.

Вопрос № 9: Поясните особенности налогообложения транспортных средств, переданных по доверенности.

Ответ: В соответствии со статьей 357 Кодекса налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Налогоплательщиком по транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования Федерального закона от 24.07.2002 № 110-ФЗ, являлось лицо, указанное в доверенности.
При определении налогоплательщика по транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими третьим лицам на основании доверенности, следует руководствоваться пунктом 7 Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Кодекса, доведенных до управлений МНС России по субъектам Российской Федерации письмом МНС России от 26.04.2003 № НА-6-21/490, согласно которому физическое лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство, должно доказать факт передачи транспортного средства третьему лицу.
При этом после истечения срока действия указанной доверенности (выданной до момента официального опубликования Федерального закона от 24.07.2002 № 110-ФЗ) обязанности по уплате транспортного налога возлагались на лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство.

Вопрос № 10: Как определить налоговую базу по водным транспортным средствам?

Ответ: Налоговая база по водным транспортным средствам согласно статье 359 Кодекса определяется как мощность двигателя водного транспортного средства в лошадиных силах.
Мощность двигателя определяется исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство и указывается в регистрационных документах.
В случае если за физическим лицом зарегистрирована одна моторная лодка и несколько лодочных моторов с разной мощностью двигателя, то для определения налоговой базы владелец транспортного средства должен документально подтвердить, что на данное транспортное средство невозможно установить и использовать одновременно более одного мотора. Если такие подтверждения налогоплательщиком будут представлены, то налоговая база по данной моторной лодке должна определяться по данным технической документации, в которой указана мощность двигателя, в противном случае база определяется как сумма мощностей этих двигателей.
При отсутствии данных о мощности двигателя в технической документации на транспортное средство для определения мощности двигателя к рассмотрению может быть принято экспертное заключение, представленное налогоплательщиком, либо результаты экспертизы, проведенной в соответствии со статьей 95 Кодекса.

Вопрос № 11: Кто должен заниматься взысканием налога по транспортному средству, переданному по доверенности?

Ответ: Взыскание (принудительное взыскание) транспортного налога в случае неуплаты или неполной его уплаты в установленный срок лицом, указанным в доверенности, производится в порядке, предусмотренном Кодексом, во взаимодействии с налоговой инспекцией по месту нахождения (жительства) указанного лица.

Вопрос № 12: Какой существует порядок уплаты транспортного налога по транспортным средствам, поставленным на временный учет?

Ответ: В соответствии со статьей 357 главы 28 "Транспортный налог" Кодекса налогоплательщиками по транспортному налогу признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Согласно статье 363 Кодекса транспортный налог уплачивается налогоплательщиками (постановка на учет по месту нахождения транспортных средств которых осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 83 Кодекса) по месту нахождения транспортных средств. В частности, транспортный налог по автомототранспортным средствам, зарегистрированным в подразделениях Госавтоинспекции МВД России, уплачивается по месту государственной регистрации транспортных средств.
В случае если транспортные средства, в отношении которых осуществлена государственная регистрация и получен соответствующий документ о государственной регистрации, поставлены на временный учет в других органах, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, уплата налога по месту их временного нахождения не производится.
Указанная позиция отражена в пункте 40 Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Кодекса, утвержденных приказом МНС России от 09.04.2003 № БГ-3-21/177.

Вопрос № 13: Какой существует порядок уплаты транспортного налога по транспортным средствам, переданным в лизинг и поставленным на временный учет?

Ответ: Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденными приказом МВД России от 27.01.2003 № 59, установлено, что регистрация транспортных средств за лизингодателем производится регистрационным подразделением по месту нахождения лизингодателя на общих основаниях. Транспортные средства, переданные лизингодателем лизингополучателю во временное владение и (или) пользование на основании договора лизинга (аренды), предусматривающего регистрацию транспортных средств за лизингополучателем, временно регистрируются в регистрационном подразделении за лизингополучателем на срок действия договора по месту нахождения лизингополучателя или его филиала (представительства).
В случае если транспортные средства, в отношении которых организацией осуществлена государственная регистрация и получен соответствующий документ о государственной регистрации, поставлены на временный учет соответствующими органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, во избежание двойного налогообложения уплата налога по месту их временного нахождения не производится.
Таким образом, налогоплательщиком транспортного налога по транспортным средствам (автомобилям), переданным по договору лизинга (аренды), будет являться лицо (организация), на которое зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения, и которое должно уплачивать транспортный налог по месту нахождения автомототранспортных средств (месту государственной регистрации транспортных средств).

Вопрос № 14: Что является объектом налогообложения весельных и моторных лодок?

Ответ: Согласно пункту 2 статьи 358 Кодекса не признаются объектом налогообложения весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил.
Таким образом, весельные лодки не подлежат налогообложению, и представление каких-либо документов по ним не требуется.
Что касается моторных лодок, то для целей непризнания их объектом налогообложения необходимо наличие технической документации на транспортное средство, в котором проставлена мощность двигателя.

Вопрос № 15: Является ли объектом налогообложения водный велосипед "Янтарь-2"?

Ответ: Согласно статье 358 главы 28 "Транспортный налог" Кодекса объектом налогообложения признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если водный велосипед "Янтарь-2" зарегистрирован в установленном порядке в Государственном реестре, то он подлежит налогообложению, в противном случае указанное транспортное средство не может быть признано объектом налогообложения транспортным налогом.

Вопрос № 16: Облагаются ли транспортным налогом подразделения Государственной противопожарной службы МЧС России?

Ответ: В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 358 Кодекса не являются объектом налогообложения транспортным налогом транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба.
Служба в воинских подразделениях Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий статьей 2 Федерального закона от 28.03.98 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" отнесена к военной службе.
Следовательно, транспортные средства воинских подразделений Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий не являются объектом налогообложения транспортным налогом в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 358 Кодекса.

Вопрос № 17: Являются ли объектом налогообложения транспортные средства, находящиеся в неисправном состоянии?

Ответ: Транспортные средства, зарегистрированные в общеустановленном порядке в Госавтоинспекции и находящиеся в неисправном состоянии или не используемые в дорожном движении, являются объектом налогообложения транспортным налогом.
В случае снятия указанных транспортных средств с государственной регистрации, в том числе в результате утилизации, согласно статье 357 Кодекса эти транспортные средства не подлежат налогообложению транспортным налогом.

Вопрос № 18: Объясните порядок налогообложения транспортных средств, зарегистрированных на лиц, выехавших на постоянное место жительства за пределы России?

Ответ: В соответствии со статьей 357 Кодекса налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (ст. 362 Кодекса).
Вопросы прекращения обязанности по уплате налогоплательщиком налогов урегулированы статьей 44 Кодекса, в частности, пунктом 3 установлено, что обязанность по уплате налога прекращается с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате данного налога и сбора.
Прекращение обязанности физических лиц, выехавших на постоянное место жительства за пределы России, по уплате транспортного налога связано в первую очередь со снятием транспортного средства с регистрационного учета. Снятие транспортного средства с регистрационного учета осуществляется в соответствии с пунктом 89 Порядка регистрации транспортных средств, утвержденного приказом МВД России от 27.01.2003 № 59 (далее - Порядок).
Согласно п. 55 указанного Порядка снятие с регистрационного учета транспортных средств до окончания проверок, осуществляемых в установленном порядке органами внутренних дел, не производится.
Поэтому при установлении случаев выезда граждан, на которых зарегистрированы транспортные средства, на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации налоговым органам для принятия решения необходимо обратиться в подразделение Госавтоинспекции МВД России.

Вопрос № 19: Как начислить транспортный налог в случае приобретения инвалидами легковых автомобилей через органы социальной защиты населения?

Ответ: С 1 января 2003 года вступила в силу глава 28 "Транспортный налог" раздела IX "Региональные налоги и сборы" Кодекса.
Пунктом 2 статьи 358 Кодекса определено, что не являются объектом налогообложения транспортным налогом автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные, приобретенные через органы социальной защиты населения.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 24.11.95 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" право на обеспечение автотранспортным средством имеют инвалиды, имеющие соответствующие медицинские показания.
Для непризнания легкового автомобиля объектом налогообложения по транспортному налогу налогоплательщик представляет в налоговый орган документы, подтверждающие получение (приобретение) указанного легкового автомобиля через органы социальной защиты населения.
В соответствии с Инструкцией о порядке продажи инвалидам легковых автомобилей, утвержденной постановлением Совета Министров Российской Федерации от 22 февраля 1993 г. № 156, письмом Минсоцзащиты России и Минфина России от 23 марта 1993 г. № 1-707018/28 при наличии у инвалида соответствующих медицинских показаний на обеспечение специальными транспортными средствами и отсутствии противопоказаний, препятствующих доступу к управлению ими, существует возможность покупки автомобиля с ручным и обычным управлением с зачетом стоимости специально модифицированных автомобилей.
Разрешение на приобретение инвалидами легковых автомобилей с зачетом стоимости полагающегося бесплатно автомобиля с ручным управлением или мотоколяски выдается министерствами социальной защиты населения республик в составе Российской Федерации, комитетами, департаментами, главными управлениями и отделами социальной защиты населения краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга по заявлениям инвалидов.
Таким образом, легковые автомобили, приобретенные инвалидами за счет собственных средств и переоборудованные ими для использования в соответствии с медицинскими показаниями, не подлежат налогообложению транспортным налогом при условии наличия вышеуказанного разрешения органов социальной защиты населения и документов, подтверждающих возмещение данными органами расходов в размере фактической стоимости приобретенного автомобиля, но не выше стоимости полагающегося бесплатно автомобиля.

Заместитель руководителя
советник налоговой службы
Российской Федерации II ранга
Б.А. Курочкин


   ------------------------------------------------------------------


--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru