Законодательство
Московской области

Балашихинский р-н
Бронницы
Волоколамский р-н
Воскресенский р-н
Дзержинский
Дмитровский р-н
Долгопрудный
Домодедовский р-н
Дубна
Егорьевский р-н
Жуковский
Зарайский р-н
Звенигород
Ивантеевка
Истринский р-н
Каширский р-н
Климовск
Клинский р-н
Коломенский р-н
Королев
Красноармейск
Красногорский р-н
Краснознаменск
Ленинский р-н
Лобня
Лотошинский р-н
Луховицкий р-н
Лыткарино
Люберецкий р-н
Можайский р-н
Московская область
Мытищинский р-н
Наро-Фоминский р-н
Ногинский р-н
Одинцовский р-н
Озерский р-н
Орехово-Зуевский р-н
Павлово-Посадский р-н
Подольский р-н
Протвино
Пушкинский р-н
Пущино
Раменский р-н
Реутов
Рошаль
Рузский р-н
Сергиево-Посадский р-н
Серебряно-Прудский р-н
Серпуховский р-н
Солнечногорский р-н
Ступинский р-н
Талдомский р-н
Троицк
Фрязино
Химкинский р-н
Чеховский р-н
Шатурский р-н
Шаховской р-н
Щелковский р-н
Щербинка
Электросталь

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








ПИСЬМО УМНС РФ по Московской области от 25.11.2003 № 05-15/Я515
<О ЕДИНОМ СОЦИАЛЬНОМ НАЛОГЕ И СТРАХОВЫХ ВЗНОСАХ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ>

Официальная публикация в СМИ:
"Вестник московского бухгалтера", № 47, (8 - 14 декабря), 2003






УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПИСЬМО
от 25 ноября 2003 г. № 05-15/Я515

Управление МНС России по Московской области направляет для использования в контрольной работе по единому социальному налогу ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы при администрировании единого социального налога.

Заместитель
руководителя Управления
Министерства РФ по налогам и сборам
по Московской области
Б.П. Чаплыгин





Приложение
к письму Управления Министерства РФ
по налогам и сборам
по Московской области
от 25 ноября 2003 г. № 05-15/Я515

НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ ВОПРОСЫ
ПРИ АДМИНИСТРИРОВАНИИ ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА

Вопрос: Подлежит ли обложению ЕСН оплата дополнительного отпуска работнику - участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС?

Ответ: Разъяснения по этому поводу есть в Методических рекомендациях по порядку исчисления и уплаты единого социального налога (ЕСН).
Дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 14 календарных дней для данной категории граждан предусмотрен статьей 14 Закона Российской Федерации от 15.05.91 № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Эта гарантия не является компенсационной выплатой, законом она предусмотрена как льгота.
Поэтому суммы оплаты дополнительного отпуска для участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС подлежат обложению ЕСН, то есть в данном случае действие подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не распространяется на указанную выплату.

Вопрос: Предприниматель не представил расчеты по авансовым платежам по ЕСН по срокам 20 апреля, 20 июля, 20 октября 2003 года, на текущий момент расчеты не представлены. Должна ли налоговая инспекция налагать штрафные санкции на основании пункта 1 статьи 126 Кодекса?
Или предпринимателем представлен расчет за I квартал 2003 года, за следующие отчетные периоды расчеты им не представлены. Каким образом привлекать предпринимателя к налоговой ответственности?

Ответ: Момент совершения налогового нарушения будет установлен налоговым органом только в момент представления налогоплательщиком указанной отчетности. Поэтому для привлечения налогоплательщика к ответственности, предусмотренной статьей 126 Кодекса, сначала необходимо истребовать у налогоплательщика документы в соответствии со статьей 93 Кодекса. При представлении (также при непредставлении в пятидневный срок) расчетов у налогового органа будут все основания для привлечения налогоплательщика к ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 126 Кодекса.
Одновременно следует учитывать, что необходимость представлять расчеты по авансовым платежам по ЕСН для лиц, производящих выплаты физическим лицам, предусмотрена только для тех предпринимателей, которые имеют работников. Поэтому для уменьшения объема документооборота целесообразно иметь сведения по предпринимателям, зарегистрировавшим трудовые договоры с работниками в администрации города (района).

Вопрос: Какие меры ответственности необходимо применять к налогоплательщикам за непредставление в установленный срок расчетов по авансовым платежам по единому социальному налогу (деклараций) и по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование исходя из имеющейся судебной практики?

Ответ: Пунктом 15 информационного письма Пленума ВАС от 17.03.2003 № 71 определено, что непредставление расчетов по авансовым платежам по ЕСН не может повлечь применение ответственности, предусмотренной статьей 119 Кодекса. За непредставление расчетов по авансовым платежам налогоплательщики должны привлекаться к ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 126 Кодекса.
В случае несвоевременного представления декларации по ЕСН за налоговый период применяются нормы ответственности, предусмотренные статьей 119 Кодекса.
В отношении расчетов по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (далее - расчеты по ОПС) следует отметить, что в случае если расчеты по ОПС не представлены, то налоговый орган вправе их истребовать у налогоплательщика в соответствии со статьей 93 Кодекса, и при нарушении налогоплательщиком пятидневного срока представления истребованных документов налоговый орган вправе применить к налогоплательщику ответственность, предусмотренную пунктом 1 статьи 126 Кодекса.

Вопрос: Предусмотрена ли ответственность по статье 119 Кодекса за непредставление декларации по обязательному пенсионному страхованию?

Ответ: Декларация по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование не является налоговой декларацией, поэтому в данном случае статья 119 Кодекса не применяется.

Вопрос: Облагается ли ЕСН оплата лечения и путевок в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения для адвокатов и членов их семьи за счет средств коллегии адвокатов?

Ответ: В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 235 Кодекса (в ред. Федерального закона от 31.12.2001 № 198-ФЗ) налогоплательщиками признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты.
Согласно пункту 2 статьи 236 Кодекса указанные категории налогоплательщиков уплачивают ЕСН со своих доходов и объектом налогообложения для них признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
Таким образом, адвокаты являются самостоятельными плательщиками ЕСН с доходов, полученных от своей деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее - Закон № 63-ФЗ) адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, физическим и юридическим лицам (далее - доверители) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.
Следовательно, получение дохода адвокатами в виде оплаты стоимости путевок в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения за счет средств коллегии нельзя отнести к доходу, полученному от профессиональной деятельности.
В отношении коллегии адвокатов следует отметить следующее.
Согласно пункту 2 статьи 22 Закона № 63-ФЗ коллегия адвокатов
является некоммерческой организацией, основанной на членстве и действующей на основании устава, утверждаемого ее учредителями, и заключаемого ими учредительного договора.
В соответствии с пунктом 9 статьи 22 Закона № 63-ФЗ коллегия адвокатов является юридическим лицом.
На основании пункта 1 статьи 236 Кодекса объектом обложения ЕСН признаются выплаты и вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.
В отношении тех сумм, которые не предполагают со стороны их получателей выполнение каких-либо работ или оказание услуг для организации, объект обложения ЕСН не формируется.
В соответствии с пунктом 6 статьи 244 Кодекса исчисление и уплата авансовых платежей по налогу с доходов адвокатов осуществляется коллегиями адвокатов (их учреждениями) в порядке, предусмотренном статьей 243 Кодекса.
Учитывая изложенное, коллегии адвокатов (их учреждения) являются налоговыми агентами и не являются работодателями для адвокатов.
Следовательно, суммы оплаты стоимости путевок в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения для адвокатов и членов их семей, не связанных с организацией трудовым, гражданско-правовым, авторским договорами, не являются объектом обложения ЕСН у налогоплательщика - коллегии адвокатов.
Также указанные суммы не являются объектом налогообложения у налогоплательщиков-адвокатов, так как эти суммы нельзя отнести к доходу от профессиональной деятельности.

Вопрос: В 2001 году организация оплатила стоимость квартиры работнику за счет прибыли. Подлежит ли обложению ЕСН данная сумма?

Ответ: ЕСН начисляется на сумму материальной выгоды в 2001 году вне зависимости от источников, из которых произведена оплата товаров, работ, услуг или прав сторонним лицам в интересах работника. То есть положения пункта 4 статьи 236 Кодекса по отношению к материальной выгоде, полученной работником за счет средств работодателя, применяться не должны.
Следовательно, в соответствии с пунктом 4 статьи 237 Кодекса стоимость квартиры, оплаченной работодателем за счет любых источников в интересах работника (или членов его семьи), как материальная выгода, полученная работником, в 2001 году должна облагаться ЕСН.

Вопрос: Следует ли облагать ЕСН суммы оплат за стоянки служебных автомобилей на платных автостоянках?

Ответ: В данной ситуации возникает вопрос о подотчетных суммах. Если авансовые отчеты работником оформлены в установленный срок с приложением подтверждающих документов, то эти суммы ЕСН облагаться не будут. Если подотчетное лицо должным образом не отчиталось, то дальше ситуацию следует расценивать в соответствии с пунктом 3 статьи 236 Кодекса, то есть, если подотчетные суммы списаны на расходы, не уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, то эти суммы не подлежат налогообложению (если налогоплательщик формирует объект налогообложения по налогу на прибыль).

Вопрос: Облагается ли ЕСН оплата коммунальных услуг за учителей, врачей, библиотекарей, работающих в сельской местности, но проживающих в городе?

Ответ: В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади.
Как следует из текста статьи 55 Закона от 10.07.92 № 3266-1 "Об образовании", не предусмотрено право на бесплатную жилую площадь для педагогических работников, проживающих в городе. Следовательно, сумма оплаты коммунальных услуг за учителей подлежит включению в налоговую базу по ЕСН.
В соответствии со статьей 55 "Основ законодательства Российской Федерации о культуре" от 09.10.92 № 3612-1 специалистам организаций культуры, расположенных в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа, предоставляются льготы, предусмотренные для работников агропромышленного комплекса, перечнем которых льготы по коммунальным услугам не предусмотрены.
Следовательно, суммы компенсаций по оплате коммунальных услуг для работников культуры и здравоохранения подлежат включению в налоговую базу по ЕСН.
Указанный порядок налогообложения по ЕСН должен применяться с учетом того, что объект налогообложения формируется только в отношении работников.

Вопрос: Включаются ли выплаты работникам образовательных учреждений не из числа педагогических работников и совместно проживающим с ними членам их семей в связи с предоставлением льготы по оплате жилищных и коммунальных услуг в размере 50 процентов на основании статьи 19 Закона Московской области от 10.06.2001 № 107/2001-ОЗ "Об образовании"?

Ответ: Указанная льгота в отношении работников образовательных учреждений не из числа педагогических работников и совместно проживающих с ними членов их семей, работающих в сельской местности, Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 "Об образовании" не предусмотрена, поэтому компенсации, предоставляемые для них согласно законодательству Московской области, не являются компенсациями в пределах норм, установленных законодательством Российской Федерации. Оплата коммунальных услуг в размере 50 процентов подлежит включению в объект налогообложения по ЕСН.

Вопрос: Начисляется ли ЕСН на сумму стоимости обучения на курсах повышения квалификации?

Ответ: Не подлежат налогообложению компенсационные выплаты, связанные с повышением профессионального уровня работников в соответствии со статьями 196, 197 Трудового кодекса Российской Федерации.
При этом необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель.
Повышение квалификации специалистов организуется в целях обновления их теоретических и практических знаний. Оно осуществляется на основе договоров, заключаемых образовательными учреждениями, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности, с организациями всех форм собственности.

Вопрос: Облагаются ли ЕСН суммы, перечисляемые по договорам добровольного медицинского страхования?

Ответ: При применении подпункта 7 пункта 1 статьи 238 Кодекса следует учитывать, что налогоплательщики при исчислении налога не учитывают сумму взносов, перечисляемых страховой организации по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее 1 года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц.
Следует иметь в виду, что если налогоплательщик производит оплату медицинского обслуживания физических лиц - работников напрямую лечебному учреждению, то стоимость такой оплаты подлежит налогообложению в общеустановленном порядке вне зависимости от срока действия договора.

Вопрос: Облагаются ли ЕСН отчисления в негосударственные пенсионные фонды?

Ответ: В соответствии с пунктом 16 статьи 255 Кодекса к расходам на оплату труда относятся суммы страховых взносов по пенсионному страхованию и (или) негосударственному пенсионному обеспечению. Совокупная сумма платежей (взносов) работодателей, выплачиваемая по договорам долгосрочного страхования жизни работников, пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения работников, учитывается в целях налогообложения в размере, не превышающем 12 процентов от суммы расходов на оплату труда.
Пунктом 7 статьи 270 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде взносов на негосударственное пенсионное обеспечение, кроме взносов, указанных в статье 255 Кодекса.
Таким образом, сумма платежей налогоплательщика-работодателя, выплачиваемая по договору негосударственного пенсионного обеспечения своих работников и отнесенная к расходам для целей налогообложения налогом на прибыль, учитывается при расчете налоговой базы по единому социальному налогу, а остальная часть расходов включается в состав расходов, не уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, и не подлежит налогообложению единым социальным налогом.

Вопрос: Облагаются ли ЕСН суточные сверх норм?

Ответ: Если налогоплательщиком суточные сверх норм отнесены к расходам, не уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, то такие суммы не включаются в объект налогообложения по ЕСН в соответствии с пунктом 3 статьи 236 Кодекса.

Вопрос: Облагаются ли ЕСН именные премии, выплаченные по решению органов местного самоуправления?

Ответ: Объект налогообложения формируется только в отношении работников. Если именные премии выплачиваются не работникам, то такие выплаты не подлежат налогообложению. В случае если именные премии перечисляются на расчетный счет организации, организация производит начисление и выплату премий конкретным работникам, то такие суммы подлежат включению в объект налогообложения по ЕСН.

Вопрос: К какой категории плательщиков относится Управление Пенсионного фонда и имеет ли оно льготу на основании пункта 2 статьи 238 Кодекса в части выплат материальной помощи?

Ответ: Управление Пенсионного фонда является внебюджетным фондом. Таким образом, действие пункта 2 статьи 238 Кодекса на материальную помощь, выплачиваемую Управлением Пенсионного фонда, не распространяется.

Вопрос: Московская общественная организация целенаправленно выделяет денежные средства на оказание материальной помощи пенсионерам - сотрудникам музея. Деньги поступают на расчетный счет и выплачиваются пенсионерам через кассу музея.

Ответ: В данной ситуации пенсионеры - работающие, начисление и выплату материальной помощи производит работодатель. Поэтому эти суммы согласно пункту 1 статьи 236 Кодекса подлежат включению в объект налогообложения.

Вопрос: Включаются ли в налогооблагаемую базу суммы доплат к пенсии государственных служащих неработающих пенсионеров?

Ответ: Не включаются, так как объект налогообложения формируется в соответствии со статьей 236 Кодекса только в отношении работников.

Вопрос: Организация оплатила с расчетного счета путевку на санаторно-курортное лечение своему работнику. Работник обязался погасить стоимость путевки за счет будущей зарплаты. Будет ли облагаться ЕСН данная сумма?

Ответ: Сумма оплаты стоимости путевки на санаторно-курортное лечение не может быть отнесена в расходы на оплату труда в соответствии со статьей 255 Кодекса. Такие суммы подлежат отнесению к расходам, не учитываемым в целях налогообложения прибыли в соответствии с пунктом 29 статьи 270 Кодекса, и не подлежат включению в объект налогообложения по ЕСН для организаций, формирующих объект налогообложения по прибыли.

Вопрос: Облагаются ли ЕСН региональные доплаты работникам Московской железной дороги, если эти суммы выплат относят на себестоимость, не уменьшая налогооблагаемой базы при исчислении налога на прибыль, выплачивают из фонда заработной платы, но не включают в расчет среднего заработка, однако учитывают при исчислении алиментов и для определения НДФЛ?

Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 236 Кодекса объектом налогообложения для налогоплательщиков - лиц, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Абзацем вторым пункта 1 статьи 237 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в статье 238 Кодекса) вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты.
Пунктом 3 статьи 236 Кодекса определено, что указанные в пункте 1 статьи 236 Кодекса выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
В соответствии со статьей 255 главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда - это система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
Пунктом 5.2 Методических рекомендаций по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса РФ, утвержденных приказом МНС России от 20.12.2002 № БГ-3-02/729, разъяснено, что расходы на оплату труда должны учитываться для целей налогообложения прибыли только в том случае, если нормы коллективного договора, правил внутреннего трудового распорядка организации, положений о премировании и (или) других локальных нормативных актов, принятых организацией, отражены в конкретном трудовом договоре, заключаемом между работодателем и работником. При этом в трудовом договоре допускаются (кроме существенных условий трудового договора) ссылки на нормы коллективного договора, правила внутреннего трудового распорядка организации, положения о премировании и (или) других локальных нормативных актов без конкретной их расшифровки в трудовом договоре.
Вместе с тем ряд расходов, осуществляемых в пользу работника и предусмотренных в трудовых или коллективных договорах, не может быть учтен в целях налогообложения прибыли. Это касается расходов, предусмотренных, в частности, в пунктах 21-29 статьи 270 главы 25 Налогового кодекса РФ.
Исходя из вышеизложенного относящиеся к стимулирующим начислениям суммы доплат, производимых работникам на основании трудовых или коллективных договоров либо на основании иных локальных нормативных актов, принятых организацией, при наличии ссылки на них в трудовых или коллективных договорах, учитываются для целей налогообложения прибыли в составе расходов на оплату труда.
Таким образом, суммы доплат на основании приказа начальника Московской железной дороги № Н-283 от 28.10.2002 "О введении региональной доплаты" являются расходами, уменьшающими налоговую базу по налогу на прибыль организаций, и подлежат налогообложению ЕСН в общеустановленном порядке.

Вопрос: Облагается ли ЕСН в 2002 году сумма денежных средств, затраченная организацией для приобретения подарков и путевок для своих сотрудников при отсутствии чистой прибыли, затраты на приобретение подарков и путевок отнесены на счет 91 "Прочие доходы и расходы"?

Ответ: В соответствии с пунктом 3 статьи 236 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Выплатами, уменьшающими налоговую базу по налогу на прибыль организаций, признаются выплаты, включение которых в состав расходов при определении налоговой базы предусмотрено главой 25 Кодекса.
В статье 270 Кодекса указаны расходы, не учитываемые в целях налогообложения налогом на прибыль. Так, в пункте 29 вышеназванной статьи при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы на оплату путевок на лечение или отдых, экскурсии или путешествия, занятия в спортивных секциях, кружках или клубах, посещения культурно-зрелищных или физкультурных (спортивных) мероприятий, подписки, не относящейся к подписке на нормативно-техническую и иную используемую в производственных целях литературу, и на оплату товаров для личного потребления работников, а также другие аналогичные расходы, произведенные в пользу работников.
Также при рассмотрении иных расходов, прямо не поименованных в статье 270 Кодекса, следует принимать во внимание, что для целей налогообложения прибыли учитываются только обоснованные и документально подтвержденные расходы, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Таким образом, все понесенные организацией расходы в пользу работника следует рассматривать с учетом связи этих расходов с деятельностью, направленной на получение прибыли.
Согласно пункту 12 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.99 № 33н, перечисление средств (взносов, выплат и т.д.), связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий являются внереализационными расходами, для учета которых Инструкцией по применению Плана счетов предназначен счет 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 91-2 "Прочие расходы".
Таким образом, расходы, произведенные организацией в пользу работника в виде оплаты стоимости путевки или приобретения подарков, отражаются в бухгалтерском учете по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 91-2 "Прочие расходы".
Данные расходы не учитываются для целей налогообложения прибыли (п. 29 ст. 270 Кодекса).
Поскольку расходы по оплате стоимости путевок, а также расходы, связанные с приобретением подарков, не учитываются в целях налогообложения прибыли, следовательно, стоимость путевок и подарков не признается объектом налогообложения по единому социальному налогу (п. 3 ст. 236 Кодекса), а также объектом обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование (п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").

Вопрос: Администрация района просит разъяснить порядок начисления ЕСН на следующие выплаты лицам, не являющимся работниками администрации района и не связанным с ними трудовым договором:
- ежемесячная компенсация расходов депутатам Совета депутатов района, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе;
- ежемесячное денежное вознаграждение гражданам района, имеющим звание "Почетный гражданин района" (преимущественно лица пенсионного возраста).

Ответ: Пунктом 1 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что объектом налогообложения единым социальным налогом (далее - ЕСН) в 2001 году признавались выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), либо авторским или лицензионным договором.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 238 Кодекса не подлежат налогообложению ЕСН все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона Московской области от 23.11.98 № 51/98-ОЗ "О статусе депутата представительного органа местного самоуправления и выборного должностного лица местного самоуправления в Московской области" расходы, связанные с участием депутата, осуществляющего свои полномочия на непостоянной основе, в мероприятиях, присутствие на которых в соответствии с законами Московской области, уставом, иными нормативными правовыми актами муниципального образования является обязательным, компенсируются за счет средств местного бюджета. Размеры указанных компенсаций определяются представительным органом.
Таким образом, если компенсация расходов депутату, осуществляющему свои полномочия на непостоянной основе, выплачена в пределах норм, установленных нормативными правовыми актами муниципального образования, то данные выплаты не облагались ЕСН в 2001 году, а в случае превышения - ЕСН облагалась разница.
С введением в действие Федерального закона от 31.12.2001 № 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон № 198-ФЗ) из объекта налогообложения исключены выплаты в пользу лиц, не связанных с организацией трудовыми, гражданско-правовыми и авторскими договорами.
Так как депутаты, осуществляющие свои полномочия на непостоянной основе, не состоят в трудовых отношениях с муниципальными образованиями, выплаты, производимые за счет средств местного бюджета в их пользу, не являются объектом налогообложения ЕСН с 2002 года.
Выплаты, производимые администрацией района Московской области гражданам, имеющим звание "Почетный гражданин района", согласно пункту 1 статьи 236 Кодекса в 2001 году признавались объектом налогообложения по ЕСН.
С 2002 года такие выплаты не признаются объектом налогообложения по ЕСН, так как физические лица, получающие ежемесячное денежное вознаграждение, не состоят с администрацией района в трудовых отношениях.

Вопрос: Облагается ли единым социальным налогом компенсация работникам предприятия за несвоевременную выплату заработной платы?

Ответ: Статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) установлена обязанность работодателя при нарушении установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Конкретный размер выплачиваемой работнику денежной компенсации определяется коллективным договором.
Проценты (денежная компенсация), начисленные на задержанную заработную плату, относятся к компенсационным выплатам, связанным с возмещением иных расходов и в пределах норм, установленных статьей 236 ТК РФ, не подлежат налогообложению единым социальным налогом.
Сумма, превышающая указанную норму, подлежит налогообложению с учетом применения пункта 3 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации.

Вопрос: Индивидуальный предприниматель без образования юридического лица применяет специальный режим налогообложения - ЕНВД, произвел уплату страховых взносов в начале года за год в сумме 1800 рублей, а к уменьшению в I квартале указал 450 рублей, можно ли включить оставшуюся сумму в декларацию по ЕНВД пропорционально в последующих кварталах?

Ответ: В соответствии с пунктом 2 статьи 346.32 главы 26.3 НК РФ сумма ЕНВД, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму фактически уплаченных страховых взносов в виде фиксированных платежей индивидуальными предпринимателями за свое страхование.
При этом сумма ЕНВД не может быть уменьшена более чем на 50 процентов. Если сумма фактически уплаченных страховых взносов больше 50 процентов, то принимается к уменьшению не более 50 процентов. Кроме того, в следующем отчетном периоде налогоплательщик уже не вправе уменьшить сумму ЕНВД на оставшуюся фактически уплаченную сумму страховых взносов.
Таким образом, чтобы уменьшить сумму ЕНВД на полностью уплаченные страховые взносы в виде фиксированного платежа, их следует платить равномерно в течение года.

Вопрос: Индивидуальный предприниматель, вставший на учет в качестве налогоплательщика ЕНВД в нескольких районах, уменьшает налоговую базу на сумму страховых взносов, уплаченных за свое страхование, а также за работников. В каком налоговом органе правомерно уменьшить ЕНВД на сумму ЕСН: по месту жительства или по месту осуществления деятельности?

Ответ: Налоговая декларация по ЕНВД представляется по каждому месту постановки на учет (место осуществления деятельности).
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.32 главы 26.3 НК РФ сумма ЕНВД, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации, уплаченных за этот же период времени при выплате налогоплательщиками вознаграждений своим работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается ЕНВД, а также на сумму фактически уплаченных страховых взносов в виде фиксированных платежей индивидуальными предпринимателями за свое страхование. При этом сумма ЕНВД не может быть уменьшена более чем на 50 процентов.
Основанием для включения в налоговую декларацию по ЕНВД данных об исчисленных и уплаченных суммах страховых взносов на обязательное пенсионное страхование является составленный налогоплательщиком по произвольной форме расчет, а также копии платежных документов, подтверждающих уплату общей суммы исчисленных за отчетный (налоговый) период страховых взносов, заверенные налоговым органом по месту постановки на учет (месту нахождения) налогоплательщика.
Сумма исчисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование распределяется по каждому месту осуществления предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя, использующего в своей деятельности труд наемных работников.
Суммы страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование, учитываются индивидуальными предпринимателями при исчислении ЕНВД по одному из мест осуществления деятельности (по их выбору) на основании копий платежных документов, заверенных налоговым органом по месту их жительства. При этом в целях исключения случаев повторного зачета указанных сумм страховых взносов по другим местам осуществления деятельности налоговым органом, получившим налоговую декларацию, в которую включена такая сумма страховых взносов, на подлиннике представленного налогоплательщиком платежного документа проставляется отметка о зачете данной суммы страховых взносов.
Приказом МНС России от 26.12.2002 № БГ-3-05/747 "Об утверждении формы декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, и Инструкции по ее заполнению" утверждена форма декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам: организаций; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, которая представляется предпринимателем-работодателем в налоговый орган по месту жительства за год не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом.
Расчетным периодом по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование является календарный год.

Вопрос: Включаются ли дивиденды в налоговую базу по ЕСН и на обязательное пенсионное страхование?

Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 236 главы 24 НК РФ объектом налогообложения для налогоплательщиков признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Указанные в пункте 1 статьи 236 НК РФ выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Статья 270 главы 25 НК РФ регламентирует расходы, не учитываемые в целях налогообложения налога на прибыль.
Таким образом (п. 1 ст. 270), суммы начисленных налогоплательщиком дивидендов и других сумм распределяемого дохода не учитываются при определении объекта налогообложения ЕСН.

Вопрос: Каков порядок налогообложения единым социальным налогом иностранных граждан и лиц без гражданства с 01.01.2003.

Ответ: Согласно статье 8 Федерального закона от 31.12.2001 № 198-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" с 1 января 2003 года утратила силу норма пункта 2 статьи 239 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в соответствии с которой освобождаются от уплаты налога налогоплательщики, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 Кодекса, с подлежащих налогообложению выплат и иных вознаграждений, выплачиваемых в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства в случае, если такие иностранные граждане и лица без гражданства в соответствии с законодательством Российской Федерации или с условиями договора с работодателем не обладают правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь, осуществляемую соответственно за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, фондов обязательного медицинского страхования - в части, зачисляемой в тот фонд, на выплаты из которого данный иностранный гражданин или лицо без гражданства не обладает правом.
Таким образом, с 1 января 2003 года особых норм, определяющих порядок налогообложения единым социальным налогом выплат, производимых в пользу иностранных граждан, в Кодексе не содержится, то есть налогообложение данной категории граждан должно производиться в общеустановленном порядке независимо от статуса пребывания этих граждан на территории Российской Федерации.
Учитывая изложенное, следует иметь в виду следующее. Письмом Пенсионного фонда Российской Федерации от 24.03.2003 № ЛЧ-09-19 в адрес МНС России разъяснено следующее.
Иностранные граждане, осуществляющие на территории Российской Федерации трудовую деятельность, в соответствии с действующим российским законодательством могут обладать правом на обязательное пенсионное страхование. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" под иностранными гражданами или лицами без гражданства, постоянно проживающими на территории Российской Федерации, понимаются лица, получившие вид на жительство.
Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации на ином законном основании, считаются временно пребывающими в Российской Федерации.
С установлением у иностранного гражданина статуса постоянно проживающего на территории Российской Федерации в соответствии с нормами Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ на работодателя распространяется обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за данную категорию работников.
На основании вышеизложенного работодатели, производящие выплаты и иные вознаграждения в пользу иностранных граждан, временно проживающих на территории Российской Федерации, уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за указанную категорию граждан не осуществляют и в связи с отсутствием права на применение в соответствии со статьей 243 Налогового кодекса Российской Федерации налогового вычета должны уплачивать единый социальный налог в части, зачисляемой в федеральный бюджет, в размере 28 процентов.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru