Законодательство
Московской области

Балашихинский р-н
Бронницы
Волоколамский р-н
Воскресенский р-н
Дзержинский
Дмитровский р-н
Долгопрудный
Домодедовский р-н
Дубна
Егорьевский р-н
Жуковский
Зарайский р-н
Звенигород
Ивантеевка
Истринский р-н
Каширский р-н
Климовск
Клинский р-н
Коломенский р-н
Королев
Красноармейск
Красногорский р-н
Краснознаменск
Ленинский р-н
Лобня
Лотошинский р-н
Луховицкий р-н
Лыткарино
Люберецкий р-н
Можайский р-н
Московская область
Мытищинский р-н
Наро-Фоминский р-н
Ногинский р-н
Одинцовский р-н
Озерский р-н
Орехово-Зуевский р-н
Павлово-Посадский р-н
Подольский р-н
Протвино
Пушкинский р-н
Пущино
Раменский р-н
Реутов
Рошаль
Рузский р-н
Сергиево-Посадский р-н
Серебряно-Прудский р-н
Серпуховский р-н
Солнечногорский р-н
Ступинский р-н
Талдомский р-н
Троицк
Фрязино
Химкинский р-н
Чеховский р-н
Шатурский р-н
Шаховской р-н
Щелковский р-н
Щербинка
Электросталь

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








РЕШЕНИЕ Совета депутатов г. Серпухова МО от 24.09.2003 № 363/51
"О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА СЕРПУХОВА НА 2004 Г."

Официальная публикация в СМИ:
"Информационный вестник Администрации и Совета депутатов г.
Серпухова", сентябрь 2003






СОВЕТ ДЕПУТАТОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ГОРОД СЕРПУХОВ" МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 24 сентября 2003 г. № 363/51

О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА
СЕРПУХОВА НА 2004 Г.

В соответствии со статьей 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на основании Устава города Серпухова Совет депутатов города Серпухова решил:
1. Принять к сведению прогноз социально-экономического развития города Серпухова на 2004 год (прилагается).
2. Учесть данные прогноза социально-экономического развития города Серпухова на 2004 год при рассмотрении основных характеристик проекта городского бюджета на 2004 год.
3. Контроль за выполнением данного решения возложить на комиссию по бюджету, финансам и налогам и комиссию по социально-экономическому развитию города.

Председатель Совета депутатов
Р.В. Горбунов





Приложение
к решению Совета депутатов
муниципального образования
"Город Серпухов"
Московской области
от 24 сентября 2003 г. № 363/51

ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ГОРОДА СЕРПУХОВА НА 2004 ГОД

Экономика и финансы

Основой социально-экономического развития Серпухова является крупная и средняя промышленность, именно состояние и развитие которой определяет доходы городского бюджета.
Объемы производства выросли в первом квартале 2003 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 13,2%. Рост объемов производства в основном произошел за счет увеличения цен. В сопоставимых ценах имеет место снижение на 6,4%. Две трети предприятий г. Серпухова увеличили объемы производства. Значительное увеличение объемов имело место на ОАО "Сона" - на 223%, ЗАО "Урожай" - на 213%, ЗАО "Лазеравиа" - на 75%, ОАО "СЭМЗ" и ОАО "Серпуховская бумажная фабрика" - на 70%. Наибольшее снижение объемов промышленного производства было допущено ОАО "Автозаправочная техника" - до 49%, ЗАО АК СМЗ - до 39%, ОАО "БРАШ" - до 69%, ОАО "Серпуховхлебопродукты" - до 45%, ГП "Типография" - до 36%.
На снижение объемов производства и в целом на экономику предприятий г. Серпухова повлияли резкий рост тарифов на электроэнергию, природный газ, увеличение ставок арендной платы за землю. Увеличение цен на энергоносители, ставок арендной платы за землю привело к тому, что рост затрат предприятий в зависимости от энергоемкости выпускаемой продукции и размера земельного участка составил от 24 до 73%. Соответственно увеличилась и себестоимость изделий, выпускаемых предприятиями. Увеличение доли затрат на энергоносители в структуре себестоимости изделия составило от 1 до 14%. В силу этих же причин произошло повышение цен на покупные материалы и комплектующие, что также отразилось на себестоимости продукции. В этих условиях предприятия встают перед выбором: либо увеличивать объем производства, проводить модернизацию производства с целью уменьшения себестоимости и повышения качества продукции, осваивать новые виды продукции, расширять рынки сбыта, либо сокращать расходы на социальные нужды.
Указанная ситуация впрямую отразилась на состоянии городских финансов. В первом полугодии 2003 г. значительно снизились поступления по налогу на прибыль. Объем платежей по налогу на прибыль составил 57,6 млн. руб., или 48% к уровню аналогичного периода прошлого года. В местный бюджет поступления составили 35,4 млн. руб.
В 2004 г. продолжится процесс реструктуризации долгов предприятий. По данным налоговой инспекции реструктуризацию продолжит 21 предприятие города. В местный бюджет предполагается поступление средств в сумме 481 тыс. руб.
Рабочие встречи с руководителями предприятий города выявили круг проблем:
1. По-прежнему высоким остается износ основных фондов предприятий - около 60% при уровне рентабельности менее 10% (в среднем по всем предприятиям промышленности).
2. Отсутствие квалифицированных кадров рабочих и технических специалистов.
3. Неразвитая внутренняя кооперация.
4. Наличие свободных мощностей и площадей.
5. Рост тарифов на электроэнергию, газ.
6. Отсутствие возможности быстрого и значительного повышения заработной платы.
7. Активного участия в общественной жизни города.
Несмотря на существующие трудности, почти все промышленные предприятия планируют наращивать объемы производства в предстоящем 2004 году за счет:
- расширения видов выпускаемой продукции;
- эффективного использования основных фондов предприятия;
- налаживания стабильного процесса производства продукции;
- использования наукоемких технологий;
- ввода новых производственных мощностей;
- привлечения инвестиций.
Другой важнейшей составляющей экономики и финансов города являются предприятия среднего и малого бизнеса, в основном обеспечивающие развитие потребительского рынка.
По данным официальной статистики на 1 января 2003 года в городе зарегистрировано 364 малых предприятия. Количество предприятий снизилось на 8% по сравнению с предыдущим годом, а число работающих увеличилось на 7,5% и составило 4,3 тыс. человек. В дальнейшем рост количества предприятий прогнозируется не более чем на 2%, а увеличение занятых на предприятии не более чем на 5%. Настоящее положение связано с процессом укрупнения существующих предприятий. Объем продукции, выпускаемой малыми предприятиями в 2002 году, составил 622 млн. руб., или 10,5% к общему объему производства. К концу 2003 года предполагается рост объемов до 724 млн. руб.
Рост товарооборота и объема оказанных населению платных услуг в течение 2002 года и текущем году составил:
- по товарообороту 111,1% (2002 г.) и 116,4% (2003 г.);
- по платным услугам 102,1% (2002 г.) и 105% (2003 г.).
К концу 2004 года предполагается достичь объема розничного товарооборота в размере 1793 млн. руб., прежде всего за счет развития сети оптовой и стационарной торговли.
В прогнозируемом периоде планируется увеличить объем платных услуг населению на 169,9 млн. рублей за счет расширения видов этих услуг в сферах бытового обслуживания и общественного питания населения, культуры, туристско-экскурсионной, физической культуры и спорта, медицинских услуг.
Рост энергоносителей в I квартале 2003 г. повлиял и на рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Доля населения в оплате жилищно-коммунальных услуг в 2003 г. останется на уровне прошлого года (81%). Одной из приоритетных задач в 2003 г. является обеспечение жителей водой и теплом. Но снижение объемов поступлений в местный бюджет, большая степень износа городских коммуникаций, задолженность по платежам не позволят выполнить эти задачи в полном объеме в текущем году. Для решения поставленных задач необходимо привлечение инвестиций из различных финансовых источников. В 2004 г. будет продолжаться реализация Программы модернизации жилищно-коммунального хозяйства г. Серпухова на основе энергосберегающих технологий, оборудования и материалов на 2003-2010 годы.
Основную долю в доходах населения Серпухова составляет заработная плата. В течение 2002 года она выросла на 43,3% и составила 4058 руб. В первом квартале 2003 года рост среднемесячной заработной платы составил 33% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, но ее абсолютное значение - 4535 руб. по-прежнему ниже среднего по Московской области на 29%. Доля работающего населения с размером заработной платы ниже прожиточного минимума составляет около 7%.
Наметилась тенденция к снижению темпов прироста заработной платы по городу: 2000 г. - 50,1%, 2001 г. - 49,8%, 2002 г. - 43,3%. Наибольший темп роста заработной платы отмечен в отрасли транспорта и связи - 176%, наименьший - в организациях науки (114,7%) и строительства (115,7%). В бюджетных отраслях экономики темпы роста зарплаты составили: здравоохранение - 160%, культура - 138%, образование - 141%. Неравномерность роста объясняется различиями в системе доплат и надбавок, установленных ведомственными документами.
На прогнозируемый период в целях увеличения платежеспособного спроса населения планируется продолжить политику, направленную на создание условий для сохранения и увеличения рабочих мест, создание условий для предпринимательской деятельности, для повышения заработной платы населения и возврата высококвалифицированных кадров на предприятия города.
Как известно, доходы территории напрямую связаны с состоянием экономики и формируются за счет налоговых поступлений от предприятий всех форм собственности, неналоговых доходов, в которые входят средства целевых бюджетных фондов, единого социального налога, доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, субвенций и субсидий, получаемых из бюджетов других уровней, а также инвестиционных вложений.
По прогнозу на 2004 год доходы территории - 3327 млн. рублей (без учета инвестиций предприятий города). Рост по сравнению с текущим годом составит 8%. Как и в предыдущие годы, в прогнозируемом периоде основным источником доходной части территории станут прибыль предприятий и организаций (17,7% всех доходов), налоговые платежи предприятий в бюджеты всех уровней (32,4% всех доходов), средства единого социального налога (27,9%) и амортизационные отчисления (8,2%).
В структуре сводного финансового баланса г. Серпухова учитываются средства, перечисляемые и получаемые из федерального и областного бюджетов, взаимоотношения с целевыми бюджетными фондами. Сальдо финансовых взаимоотношений с другими уровнями власти имеет плюсовое значение и должно составить по прогнозу 258 млн. руб.
В 2004 г. рост по прибыли прогнозируется не более 9%, по налоговым доходам - не более 14% (в основном за счет акцизов), по единому социальному налогу - 16%.
Указанный прогноз основывается на продолжении финансовой политики, проводимой в течение последних двух лет и направленной на:
- изменение порядка взаиморасчетов между местным, федеральным и областным бюджетами;
- принятие участия в областных и федеральных программах развития;
- привлечение целевого финансирования для решения насущных для города проблем.
Достичь прогнозных показателей 2004 года планируется через:
1. Создание условий для поддержания действующих производств и привлечения новых предприятий на территорию города. В прогнозируемом периоде будет продолжена работа по стимулированию предприятий, внедряющих новые технологии, создающих высокооплачиваемые рабочие места (в том числе для трудоустройства молодежи), привлекающих инвестиции на развитие и модернизацию производства, способствующие развитию персонала на своих предприятиях.
Темп роста объема промышленной продукции в 2004 году составит 104,4% к уровню 2003 года. К концу 2003 года предприятия города получат прибыли в сумме 538,5 млн. рублей, а в 2004 году - 589,1 млн. рублей.
2. Развитие непроизводственной сферы экономики. Учитывая, что профильные предприятия стационарной торговли составляют реальную конкуренцию рынку, планируются строительство крупных торговых центров за счет средств инвесторов, развитие сети оптовой торговли и дополнительных видов услуг в сфере бытового обслуживания населения. Оборот розничной торговли и общественного питания к уровню 2003 года вырастет на 12,5%.
Предполагается продолжение работы по развитию индустрии туризма, как одной из ведущих отраслей экономики города. Здесь и строительство торгово-развлекательного комплекса с гостиницей на Привокзальной площади, и реставрационно-восстановительные работы на Соборной горе в зоне Кремля, и создание Музея истории края, и развитие народных ремесел.
3. Развитие отраслей экономики.
Создание условий для развития существующих и привлечение новых предприятий строительной индустрии.
Подошло к завершающей стадии строительство предприятия ООО "Флайдерер-Чудово", являющегося дочерним предприятием немецкого концерна.
Одним из источников наполнения доходов территории и в том числе местного бюджета, позволяющим реализовать намеченные проекты, является инвестиционная политика, проводимая администрацией города и городскими предприятиями в соответствии со стратегическими направлениями развития Серпухова.
Объемы инвестиций на 2004 г. предусматриваются в сумме 3079 млн. руб., что в 3 раза больше ожидаемой величины за 2003 год.
Инвестиционные вложения в 2004 году ожидаются из следующих источников:
- федеральный бюджет - 179,7 млн. руб.
Планируются реконструкция мемориала на Соборной горе, восстановительные работы в женском Владычном монастыре, строительство металлических хранилищ для в/ч 42708, реализация программы "Переселение граждан из ветхого жилого фонда в Московской области на 2001-2010 гг.";
- областной бюджет - 287,6 млн. руб., включая субвенции областного бюджета в сумме 82,02 млн. руб.
Планируются укрепление берега у моста р. Нары в районе очистных сооружений АО СКЗ "Труд", реконструкция моста через р. Нару по ул. Володарского, реконструкция стадиона "Труд", реконструкция средней школы № 1, строительство 2-й очереди полигона ТБО, строительство 2-й очереди медсанчасти № 8, реализация программы "Переселение граждан из ветхого жилого фонда в Московской области на 2001-2010 гг.";
- местный бюджет - 27,8 млн. руб.
Предусматриваются строительство коммунальной инфраструктуры (напорно-самотечный коллектор на ул. Чкаловской, Весенней и Горького, подстанция ПС 110 х 10 "Дворики", магистральная теплотрасса по ул. Новой, котельные межшкольного комбината и по ул. Фестивальной), реализация программы "Переселение граждан из ветхого жилого фонда в Московской области на 2001-2010 гг.";
- прочие источники - 2519 млн. руб.
Из общей суммы средств 1605 млн. руб. это иностранные инвестиции на строительство 3-й очереди на ЗАО "Сертов". Кроме того, предусматриваются приобретение оборудования на крупных промышленных предприятиях, жилищное строительство, строительство торгово-развлекательного комплекса на Привокзальной площади, строительство магазинов, строительство бассейна к школе № 15, строительство крытого стадиона "Старт".
На 2004 год прогнозируется строительство индивидуальных коттеджей общей площадью 2500 кв. м на средства населения общей суммой 65 млн. руб.
Ввод в действие новых основных фондов в 2004 г. предполагается на сумму 3101,9 млн. руб. Это ввод в эксплуатацию 3-й очереди на ЗАО "Сертов", металлических хранилищ (в/ч 42708) и жилого фонда общей площадью 58,15 тыс. кв. м.

Развитие отраслей социальной сферы

Перспективы развития отраслей социальной сферы тесно взаимоувязаны с изменениями численности и структуры населения города. По предварительным данным переписи населения 2002 г. численность населения составляет 130,6 тыс. чел. Прогнозные показатели по оценке численности населения имеют преимущественно пессимистический характер: в 2003 г. численность постоянного населения снизится до 128,4 тыс. чел., а в 2004 г. - до 126,2 тыс. чел.
Процессы, происходящие в естественном и миграционном движении населения города, приводят к изменению его возрастной структуры: происходит дальнейшее снижение численности и доли детей и подростков - с 20,4 тыс. чел. в 2002 году до 19,7 тыс. чел. в прогнозируемом 2004 году. Меняются тенденции изменения численности граждан старше трудоспособного возраста. Если до 2002 г. число граждан росло ежегодно примерно на 1,5%, то к 2004 г. прогнозируется снижение с 32,2 тыс. чел. (в 2002 г.) до 31,2 тыс. чел.
Для преодоления сложившейся неблагоприятной демографической ситуации в предстоящем 2004 году будут продолжены:
- реализация целенаправленной молодежной политики, в основу которой будет положено создание условий для закрепления молодежи в городе. А именно: предоставление возможности в получении высокооплачиваемой работы, жилья (программа ипотечного кредитования), обеспечение досуга, развитие молодежного самоуправления и другие мероприятия, изложенные в программе "Молодежь Серпухова 2002-2005 годов";
- поддержка семьи. За каждого третьего и последующего новорожденного ребенка в семье - целевой вклад из бюджета и содействие в улучшении жилищных условий.
Оценить и спрогнозировать состояние дел в социальной сфере возможно по данным официальной статистической отчетности при помощи существующих нормативов обеспеченности населения общей площадью жилых домов, другими социально-культурными учреждениями.
Одной из приоритетных задач текущего года является обеспечение безопасности жителей города Серпухова. Основным мероприятием является улучшение работы всех подразделений УВД, в особенности участковых уполномоченных и патрульно-постовой службы.
В здравоохранении обеспеченность населения больничными койками в текущем году ожидается на уровне 105 коек на 10 тыс. жителей, а в 2004 - 107 коек. Оба показателя ниже установленного норматива примерно в 1,3 раза. Без изменений на низком уровне на протяжении нескольких лет остается амбулаторно-поликлиническое обслуживание населения. Количество посещений поликлиник серпуховичами при расчете на 10 тыс. жителей в смену превышает установленный норматив в 1,9 раза. Показатель обеспеченности врачами населения также ниже норматива. При нормативе 41 врач на 10 тыс. жителей в 2002 году обеспеченность врачами составила 35,7. В прогнозируемом периоде этот показатель увеличится до 36,9. Одна из причин перегруженности учреждений здравоохранения заключается в том, что ими обслуживается городское и сельское население. Другая - в низкой пропускной способности больниц и поликлиник, обусловленной значительным износом зданий, помещений и оборудования.
Одной из основных проблем здравоохранения города является значительный износ зданий и оборудования. По данным статистики износ зданий ЦРБ составляет 60%, а 68% всего имеющегося оборудования имеет 100-процентный износ.
Политика в области здравоохранения в 2004 году будет направлена на решение наиболее острых проблем: качественное улучшение помощи горожанам, совершенствование экстренной помощи, борьба с социально значимыми заболеваниями:
1. Продолжены реализации программ "О мерах по предупреждению распространения на территории Серпуховского региона заболевания, вызванного вирусом иммунодефицита, на 2002-2004 гг.", "Неотложные меры по борьбе с туберкулезом в Московской области", "Неотложные меры по противодействию распространению наркомании и незаконному обороту наркотических средств в г. Серпухове и Серпуховском регионе на 2002-2004 гг.", "Развитие дерматовенерологической службы с целью усиления борьбы с инфекциями, передаваемыми половым путем".
2. Совершенствование материальной базы отрасли. В течение 2004 года планируется продолжение ремонтных и восстановительных работ на объектах здравоохранения, будет продолжено строительство второй очереди медсанчасти № 8, закуплено оборудование для учреждений здравоохранения.
3. Расширение платных услуг здравоохранения.
Образование. Система образования характеризуется двумя основными показателями: обеспеченность дошкольными образовательными учреждениями (ДОУ) и количество обучающихся в первую смену.
Численность школьников в 2004 г. по прогнозу составит 12659 чел., что ниже уровня 2002 г. на 1350 чел., т.к. обучаться будут дети, родившиеся в 1987-1997 годы, когда рождаемость ежегодно снижалась на 6-14% (1987 г. - родилось 2001 чел., 1997 г. - 903 чел.).
Для города показатель обеспеченности ДОУ превышает нормативный показатель на протяжении последних 5 лет. Обеспеченность дошкольными образовательными учреждениями достигнет в 2004 году 719 мест на 1000 детей дошкольного возраста. Наблюдается улучшение показателя по сравнению с 2001-2002 гг. в связи с некоторым увеличением рождаемости в эти годы.
В 2002 г. в общеобразовательных школах города в первую смену учились 76% всех учащихся при нормативе 100%. К 2004 году данный показатель увеличится до 86%. Актуальность проблемы второй смены в настоящее время невелика, т.к. прием учащихся в первые классы за последние пять лет резко сократился по тем же причинам, что и набор детей в дошкольные учреждения.
Для улучшения качества образовательных услуг в 2004 году планируется:
- продолжение работ по строительству пристройки-бассейна в школе № 15 (мкрн. "Ивановские дворики");
- продолжение работ по реконструкции школы № 12 на 625 мест;
- пристройка спортивного сооружения к средней школе № 6.
Остается проблема низкого уровня обеспечения образовательных учреждений наглядными пособиями, оборудованием для кабинетов, спортивным инвентарем, видео- и аудиотехникой.
В 2003-2004 гг. продолжит осуществляться городская целевая программа "Развитие народного образования г. Серпухова". Мероприятиями программы предусмотрено:
- реализация проекта "Здоровьесберегающие технологии" в школах № 15 и 1, ДОУ № 17;
- реализация инновационных образовательных программ в школах № 2, 5, 7, 13, 16, школе-саду "Радость";
- развитие кадетского движения в школах № 1, 9, 15;
- развитие системы дополнительного образования детей. Реализация программ "Наследие славной земли Серпуховской", "Туризм - школа лидеров" на базе Дома детства и юношества;
- развитие психолого-социальной поддержки и т.д.
Культура и искусство. В прогнозе социально-экономического развития на 2003 год данная отрасль характеризуется показателями обеспеченности библиотеками и клубными учреждениями. В прогнозируемом периоде они соответственно составят 0,7 учреждения на 10 тыс. жителей и 0,48 учреждения на 10 тыс. жителей. В настоящий момент разработана программа "Содействие развитию центральной библиотечной системы".
Важнейшей задачей отрасли в 2004 году остается сохранение и развитие культурно-исторического наследия города.
В 2004 году будут проводиться восстановительные работы в женском Владычном монастыре, реконструкция мемориала на Соборной горе. На проведение работ предполагается освоить 8 млн. руб. из средств федерального бюджета.
В 2002 г. проведен комплекс ремонтно-строительных работ в здании Городского театра, по благоустройству прилегающей территории. Проводятся работы по восстановлению парка им. О. Степанова как традиционного места отдыха серпуховичей. В 2003 году планируется закончить работы по реконструкции и восстановлению парка, его инфраструктуры, возрождение традиционных русских игр и забав за счет инвестиционных вложений.
Основными задачами развития физической культуры и спорта в 2003 году будут:
1. Содействие перспективным спортсменам и физкультурному активу:
- выплата стипендий главы города;
- оказание материальной помощи при подготовке к участию в соревнованиях.
2. Организация внешкольной спортивной работы:
- реконструкция и оснащение спортивных залов общеобразовательных школ;
- комплексное тестирование учащихся в возрасте от 7 до 17 лет и возрождение системы нормативов по аналогии с существовавшей ранее системой ГТО;
- организация смотров-конкурсов на лучший спортивный класс, лучшего преподавателя по физическому воспитанию учащихся;
- продолжение практики бесплатного проезда в общественном транспорте для детей в возрасте до 15 лет к месту занятий;
- программа комплексного обучения школьников 4-х классов плаванию.
3. Закрепление традиций по проведению Спартакиады трудящихся г. Серпухова.
4. Создание ДЮСШ при спорткомитете администрации города:
- мероприятия по спортивно-оздоровительной подготовке сборных команд города;
- открытие спортивных секций (легкая атлетика, лыжный спорт, бокс, баскетбол, настольный теннис, гиревой спорт, АРБ).
5. Проведение и участие в соревнованиях на федеральном, областном уровнях.
6. Программа комплексного восстановления муниципального стадиона "Старт".
Всего предполагается освоить средств из разных источников финансирования на сумму 9544 тыс. руб.
В 2004 году предполагается:
1. Спартакиада трудящихся г. Серпухова должна стать самым массовым видом спортивных соревнований. В этих целях предполагается организовать все спортивные состязания в рамках спартакиады и охватить порядка 30 крупных и средних предприятий города.
2. Продолжится реализация Программы обучения плаванию школьников 4-х классов. Предполагается охватить около 750 учащихся.
3. Частично решить проблему по оснащению школ города спортивным инвентарем. Предполагается укомплектовать 4 школы необходимым спортинвентарем.
4. Будет продолжена реконструкция стадиона "Труд" и начато строительство крытого стадиона "Старт".
5. Для приобщения жителей города к регулярным занятиям физической культурой предполагается провести реконструкцию дворовых спортивно-игровых площадок на сумму 1,6 млн. руб.
В прогнозируемом периоде продолжится практика бесплатного проезда в общественном транспорте для детей в возрасте до 15 лет к месту занятий, что способствует повышению массовости в занятиях физической культурой, спортом, в занятиях и кружках учреждений культуры.
В городе функционирует комплексная муниципальная система социальной защиты населения, которая включает в себя ряд социальных учреждений, решающих вопросы оказания социальной помощи на дому (в том числе срочной социальной помощи), социальной медицинской помощи (так называемые "социальные койки"), решающих проблемы "социального сиротства", реабилитации инвалидов и другой комплекс проблем социального характера.
В 2003 г. в рамках комплексной программы социально-экономического развития города Серпухова проводятся мероприятия:
- по поддержке семьи при рождении второго, третьего и последующего ребенка;
- оздоровительная кампания;
- адресная социальная помощь малообеспеченным гражданам города;
- сохранение льгот по коммунальным платежам многодетным семьям на период обучения детей в сузах, вузах.
Всего в текущем году предполагалось освоить 3,3 млн. руб. на функционирование системы социальной защиты.
В области социальной защиты населения города в 2004 году основной акцент будет сделан на:
1. Социальную поддержку инвалидов и пенсионеров, ветеранов ВОВ. Расширение муниципального учреждения "Центр социального обслуживания" с открытием в нем новых подразделений: отделения милосердия для престарелых и инвалидов, отделения временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов, кризисного отделения помощи женщинам.
2. Работу с детьми-сиротами. Оказание поддержки детям-сиротам, выпускникам государственных учреждений в ремонте закрепленной за ними жилой площади и ликвидации задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг.
3. Поддержку материнства. В предстоящем году предполагается на базе Центра социального обслуживания населения открыть отделение по поддержке женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Жилищное и коммунальное строительство. В течение первого квартала 2003 года по г. Серпухову введено 1824 кв. м индивидуального жилья. Общая сумма инвестиций за этот же период составила 58,8 млн. руб.
На 2003 год запланировано строительство 11 новых жилых домов в разных микрорайонах города Серпухова, коттеджного поселка по ул. Чернышевского, реконструкция шести зданий под жилые дома: по ул. Крюкова, Красный Текстильщик (два здания), Текстильной и Кожевенной.
Для организации православной гимназии в Веденском владычном монастыре в 2004 году планируется отселение из охранной зоны жителей города Серпухова. На проведение работ из областного бюджета предполагается получить 14,8 млн. руб.
В 2004 году планируется строительство индивидуального жилья на 2500 кв. м.
В прогнозе социально-экономического развития города на 2004 год планируется ввод в эксплуатацию жилых домов в объеме 58,2 тыс. кв. м общей площади, что выше ожидаемой величины по итогам 2002 года в 3,8 раза. В связи с этим фактическая обеспеченность населения общей площадью составит 21,2 кв. м на человека (при нормативе 20 кв. м на человека).
Сохраняется проблема финансирования сноса ветхого жилья и расселения проживающих в нем жителей. В 2002 году на эти цели предполагалось выделить 17,5 млн. руб. Реально было выделено 4,8 млн. руб. В 2004 г. на реализацию программы необходимо получение средств в сумме 22,63 млн. руб. Большую часть (43,3%) планируется получить из областного бюджета.
Для решения основных задач по обеспечению жителей водой и теплом в области коммунального строительства на 2004 год планируются работы по:
- строительству магистральных теплотрасс, реконструкции и строительству котельных;
- привлечению средств на строительство водозаборного узла;
- завершению строительства 2-й очереди полигона ТБО;
- реконструкции плотины на р. Наре;
- укреплению берега р. Нары в районе кожевенного завода "Труд";
- рекультивации карьера в д. В. Шахово.
Всего в прогнозируемом периоде предполагается освоить средств на коммунальное строительство в размере 211 млн. руб.
В 2002 году начат второй этап разработки Генерального плана развития города Серпухова, который планируется завершить в 2004 году.
Таким образом, типичными проблемами в решении вопросов социальной сферы по-прежнему остаются недостаточное выделение средств на строительство, реконструкцию, ремонт и материально-техническое оснащение учреждений социальной сферы.
Расходная часть финансового баланса города Серпухова на 2003 год сформирована в объеме 5890,6 млн. рублей, что превышает доходы территории на 44,7 млн. рублей. Дефицит финансовых ресурсов будет гаситься за счет получения кредитов, предоставления муниципальных гарантий предприятиям ЖКХ, поступлений от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности, а также за счет увеличения поступлений от налогоплательщиков г. Серпухова, в частности, благодаря проведению инвестиционной политики администрации города, направленной на поддержку местных товаропроизводителей, модернизацию производств, внедрение наукоемких технологий, развитие кооперационных связей, повышение заработной платы, на комплексное решение вопросов по благоустройству города.
В 2004 году структура расходов территории будет представлена следующим образом:
- расходы предприятий за счет прибыли и амортизации составят 12,2%;
- затраты на инвестиции за счет всех источников финансирования - 53,3%;
- расходы на социально-культурные мероприятия, финансируемые за счет бюджета и внебюджетных фондов, - 28,3%;
- расходы за счет средств бюджета на финансирование отраслей - 6,3%;
- расходы на содержание органов государственной власти, местного самоуправления, правоохранительных органов и органов судебной власти - 1,3%.
Бюджетная политика в области расходов в прогнозируемом периоде будет направлена на решение стратегических задач при одновременном сокращении заведомо неэффективных расходов. Это включает в себя:
1. Продолжение практики размещения муниципальных заказов на
конкурсной основе, совершенствование работы службы заказчика при проведении капитальных ремонтов муниципальных учреждений.
2. Осуществление контроля за рациональным использованием бюджетных средств, в том числе при помощи отраслевых наблюдательных советов.
3. Внедрение технологий по энергосбережению и перевод муниципальных предприятий ЖКХ на безубыточную деятельность, ликвидацию убыточных муниципальных предприятий.
4. Привлечение инвестиций и других внебюджетных источников финансирования для решения проблем материально-технического обеспечения муниципальных предприятий и учреждений.

ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГНОЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ Г. СЕРПУХОВА НА 2004 Г.

   ----T-----------------------------------T-----------T--------T--------T--------¬

¦№ ¦Показатели ¦Единица ¦2002 г.,¦2003 г.,¦2004 г.,¦
¦п/п¦ ¦измерения ¦факт ¦оценка ¦прогноз ¦
+---+-----------------------------------+-----------+--------+--------+--------+
¦ ¦Промышленность ¦
+---+-----------------------------------T-----------T--------T--------T--------+
¦1. ¦Объем промышленной продукции ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в оптовых ценах (без НДС и акциза):¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- в действующих ценах ¦млн. руб. ¦ 5887,1 ¦ 6312,8 ¦ 6946,5 ¦
¦ ¦- в % к предыдущему году ¦% ¦ 107,5 ¦ 104,1 ¦ 104,4 ¦
¦ ¦(в сопоставимых ценах) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------------+-----------+--------+--------+--------+
¦ ¦Производство важнейших видов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦продукции в натуральном выражении: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------------+-----------+--------+--------+--------+
¦ ¦1. Автомобили легковые ¦штук ¦19435 ¦20000 ¦20000 ¦
+---+-----------------------------------+-----------+--------+--------+--------+
¦ ¦2. Ацетатная нить ¦тонн ¦ 9606 ¦ 9834 ¦10000 ¦
+---+-----------------------------------+-----------+--------+--------+--------+
¦ ¦3. Напильники ¦тыс. шт. ¦ 701 ¦ 600 ¦ 660 ¦
+---+-----------------------------------+-----------+--------+--------+--------+
¦ ¦4. Ткани хлопчатобумажные готовые ¦млн. пог. м¦ 23 ¦ 25 ¦ 29 ¦
+---+-----------------------------------+-----------+--------+--------+--------+
¦ ¦5. Хлебобулочные изделия ¦тонн ¦21381 ¦22320 ¦22370 ¦
+---+-----------------------------------+-----------+--------+--------+--------+
¦ ¦6. Колбасные изделия ¦тонн ¦ 510 ¦ 600 ¦ 700 ¦
+---+-----------------------------------+-----------+--------+--------+--------+
¦ ¦7. Мясные консервы ¦тыс. усл. ¦ 3060 ¦ 6500 ¦10000 ¦
¦ ¦ ¦банок ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------------+-----------+--------+--------+--------+
¦ ¦8. Ликероводочные изделия ¦тыс. дал. ¦ 260 ¦ 473 ¦ 900 ¦
+---+-----------------------------------+-----------+--------+--------+--------+
¦ ¦9. Вата медицинская ¦тонн ¦ 429 ¦ 182 ¦ 500 ¦
+---+-----------------------------------+-----------+--------+--------+--------+
¦ ¦10. Электропылесос ЭП "Т" ¦штук ¦80790 ¦80000 ¦90000 ¦
+---+-----------------------------------+-----------+--------+--------+--------+
¦ ¦11. Электромясорубка ЭМШ "Ф" ¦штук ¦ 6250 ¦ 8350 ¦10000 ¦
+---+-----------------------------------+-----------+--------+--------+--------+
¦ ¦12. Мед. стоматологич. наконечники ¦штук ¦31946 ¦38430 ¦38400 ¦
+---+-----------------------------------+-----------+--------+--------+--------+
¦ ¦13. Продукты быстрого приготовления¦тонн ¦19715 ¦20300 ¦20900 ¦
+---+-----------------------------------+-----------+--------+--------+--------+
¦ ¦14. Эл. двигатели малой мощности ¦тыс. штук ¦ 65 ¦ 67 ¦ 70 ¦
+---+-----------------------------------+-----------+--------+--------+--------+
¦ ¦Малое предпринимательство ¦
+---+-----------------------------------T-----------T--------T--------T--------+
¦2. ¦Количество малых предприятий - ¦единиц ¦ 364 ¦ 370 ¦ 372 ¦
¦ ¦всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦В т.ч.: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- промышленность ¦-"- ¦ 94 ¦ 94 ¦ 94 ¦
¦ ¦- строительство ¦-"- ¦ 45 ¦ 45 ¦ 45 ¦
¦ ¦- торговля и общ. питание ¦-"- ¦ 126 ¦ 124 ¦ 123 ¦
+---+-----------------------------------+-----------+--------+--------+--------+
¦3. ¦Объем произведенной продукции - ¦млн. руб. ¦ 622,0 ¦ 723,9 ¦ 786,8 ¦
¦ ¦всего (в действующих ценах) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦В т.ч.: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- промышленность ¦-"- ¦ 277,5 ¦ 317,7 ¦ 343,5 ¦
¦ ¦- строительство ¦-"- ¦ 87,5 ¦ 97,1 ¦ 105,8 ¦
¦ ¦- торговля и общ. питание ¦-"- ¦ 162,0 ¦ 176,2 ¦ 188,1 ¦
+---+-----------------------------------+-----------+--------+--------+--------+
¦ ¦Инвестиции ¦
+---+-----------------------------------T-----------T--------T--------T--------+
¦4. ¦Объем инвестиций в основной ¦млн. руб. ¦ 1176,1 ¦ 946,7 ¦ 3079 ¦
¦ ¦капитал за счет всех источников ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦финансирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------------+-----------+--------+--------+--------+
¦ ¦а) в т.ч. по отраслям: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------------+-----------+--------+--------+--------+
¦ ¦- промышленность ¦-"- ¦ 258,2 ¦ 137,7 ¦ 1695,5 ¦
+---+-----------------------------------+-----------+--------+--------+--------+
¦ ¦- ЖКХ ¦-"- ¦ 382,8 ¦ 524,7 ¦ 793,2 ¦
+---+-----------------------------------+-----------+--------+--------+--------+
¦ ¦- здравоохранение ¦-"- ¦ 9,1 ¦ 9,1 ¦ 156,7 ¦
+---+-----------------------------------+-----------+--------+--------+--------+
¦ ¦- образование ¦-"- ¦ 6 ¦ 12 ¦ 50 ¦
+---+-----------------------------------+-----------+--------+--------+--------+
¦ ¦- культура ¦-"- ¦ 2,4 ¦ 2 ¦ 8 ¦
+---+-----------------------------------+-----------+--------+--------+--------+
¦ ¦- прочие ¦-"- ¦ 517,7 ¦ 261,2 ¦ 375,6 ¦
+---+-----------------------------------+-----------+--------+--------+--------+
¦ ¦б) в т.ч. по источникам: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------------+-----------+--------+--------+--------+
¦ ¦- собственных средств предприятий ¦-"- ¦ 914 ¦ 688,4 ¦ 2519 ¦
+---+-----------------------------------+-----------+--------+--------+--------+
¦ ¦- средств населения на индив. ¦-"- ¦ 83,2 ¦ 42,7 ¦ 65 ¦
¦ ¦строительство ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------------+-----------+--------+--------+--------+
¦ ¦- средств федерального бюджета ¦-"- ¦ 129,8 ¦ 105,4 ¦ 179,7 ¦
+---+-----------------------------------+-----------+--------+--------+--------+
¦ ¦- средств областного бюджета ¦-"- ¦ 15,4 ¦ 92,6 ¦ 287,6 ¦
+---+-----------------------------------+-----------+--------+--------+--------+
¦ ¦- средств городского бюджета ¦-"- ¦ 33,7 ¦ 17,6 ¦ 27,8 ¦
+---+-----------------------------------+-----------+--------+--------+--------+
¦ ¦Демография и труд ¦
+---+-----------------------------------T-----------T--------T--------T--------+
¦5. ¦Численность населения ¦тыс. чел. ¦ 130,6 ¦ 128,4 ¦ 126,2 ¦
+---+-----------------------------------+-----------+--------+--------+--------+
¦6. ¦Среднегодовая численность лиц, ¦-"- ¦ 0,46¦ 0,5 ¦ 0,5 ¦
¦ ¦имеющих статус безработного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------------+-----------+--------+--------+--------+
¦7. ¦Уровень безработицы ¦% ¦ 0,6 ¦ 0,65¦ 0,66¦
+---+-----------------------------------+-----------+--------+--------+--------+
¦8. ¦Фонд заработной платы - всего ¦млн. руб. ¦ 1828 ¦ 2377,1 ¦ 2971,4 ¦
+---+-----------------------------------+-----------+--------+--------+--------+
¦ ¦Потребительский рынок ¦
+---+-----------------------------------T-----------T--------T--------T--------+
¦9. ¦Оборот розничной торговли (во всех ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦каналах реализации): ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------------+-----------+--------+--------+--------+
¦ ¦- в действующих ценах каждого года ¦млн. руб. ¦ 1482 ¦ 1793 ¦ 2161 ¦
+---+-----------------------------------+-----------+--------+--------+--------+
¦10.¦Объем платных услуг населению - ¦млн. руб. ¦ 458 ¦ 620 ¦ 789,9 ¦
¦ ¦в действующих ценах ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------------+-----------+--------+--------+--------+
¦ ¦Развитие отраслей социальной сферы ¦
+---+-----------------------------------T-----------T--------T--------T--------+
¦11.¦Ввод в эксплуатацию жилых домов ¦тыс. кв. м ¦ 15,4 ¦ 46,9 ¦ 58,2 ¦
¦ ¦за счет всех источников ¦общ. площ. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦финансирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------------+-----------+--------+--------+--------+
¦12.¦Доля платежей населения в покрытии ¦% ¦ 82 ¦ 82 ¦ 90 ¦
¦ ¦затрат на все виды ЖК услуг ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------------+-----------+--------+--------+--------+
¦ ¦Обеспеченность: ¦
+---+-----------------------------------T-----------T--------T--------T--------+
¦13.¦- больничными койками ¦коек на 10 ¦ 103,3 ¦ 105,0 ¦ 106,9 ¦
¦ ¦(норматив - 134,7 на 10 тыс. жит.) ¦тыс. жит. ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------------+-----------+--------+--------+--------+
¦14.¦- амбулаторно-поликлиническими ¦посещений ¦ 319,5 ¦ 325,0 ¦ 330,7 ¦
¦ ¦учреждениями здравоохранения ¦в смену ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(норматив - 181,5 посещ. в смену ¦на 10 тыс. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦на 10 тыс. жит.) ¦жит. ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------------+-----------+--------+--------+--------+
¦15.¦- врачами (норматив - 41 врач на 10¦чел. на 10 ¦ 35,7 ¦ 36,3 ¦ 36,9 ¦
¦ ¦тыс. жит.) ¦тыс. жит. ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------------+-----------+--------+--------+--------+
¦16.¦- средним медицинским персоналом ¦чел. на 10 ¦ 105,4 ¦ 107,2 ¦ 109,1 ¦
¦ ¦(норматив - 114,3 на 10 тыс. жит.) ¦тыс. жит. ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------------+-----------+--------+--------+--------+
¦17.¦- общедоступными библиотеками ¦учрежд. ¦ 0,7 ¦ 0,7 ¦ 0,7 ¦
¦ ¦ ¦на 10 тыс. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦чел. ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------------+-----------+--------+--------+--------+
¦18.¦- клубными учреждениями ¦-"- ¦ 0,46¦ 0,47¦ 0,48¦
+---+-----------------------------------+-----------+--------+--------+--------+
¦19.¦- дошкольными образовательными ¦мест на 1 ¦ 784 ¦ 757 ¦ 719 ¦
¦ ¦учреждениями (норматив - 650 мест ¦тыс. детей ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦на 1 тыс. детей дошкольного ¦дошк. возр.¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦возраста) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------------+-----------+--------+--------+--------+
¦20.¦Количество обучающихся в первую ¦% к общ. ¦ 76 ¦ 79 ¦ 86 ¦
¦ ¦смену в дневных учреждениях ¦числу ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦общего образования (норматив - ¦обучающихся¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦100%) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------------+-----------+--------+--------+--------+
¦ ¦Финансы ¦
+---+-----------------------------------T-----------T--------T--------T--------+
¦21.¦Доходы по городу - всего ¦млн. руб. ¦ 2928,5 ¦ 3053,4 ¦ 5845,9 ¦
+---+-----------------------------------+-----------+--------+--------+--------+
¦ ¦- прибыль ¦-"- ¦ 368,9 ¦ 538,5 ¦ 589,1 ¦
+---+-----------------------------------+-----------+--------+--------+--------+
¦ ¦- амортизационные поступления ¦-"- ¦ 213,2 ¦ 240,9 ¦ 274,6 ¦
+---+-----------------------------------+-----------+--------+--------+--------+
¦ ¦- НДС ¦-"- ¦ 325,7 ¦ 372,9 ¦ 401,2 ¦
+---+-----------------------------------+-----------+--------+--------+--------+
¦ ¦- акцизы ¦-"- ¦ 57,4 ¦ 34,9 ¦ 174,7 ¦
+---+-----------------------------------+-----------+--------+--------+--------+
¦ ¦- налог на доходы физических лиц ¦-"- ¦ 275,1 ¦ 359,5 ¦ 386,3 ¦
+---+-----------------------------------+-----------+--------+--------+--------+
¦ ¦- налог с продаж ¦-"- ¦ 66,3 ¦ 88,0 ¦ - ¦
+---+-----------------------------------+-----------+--------+--------+--------+
¦ ¦- налог на имущество ¦-"- ¦ 62,6 ¦ 73,8 ¦ 80,2 ¦
+---+-----------------------------------+-----------+--------+--------+--------+
¦ ¦- прочие налоговые поступления ¦-"- ¦ 147,7 ¦ 50,8 ¦ 37,7 ¦
+---+-----------------------------------+-----------+--------+--------+--------+
¦ ¦- неналоговые доходы ¦-"- ¦ 63,5 ¦ 130,0 ¦ 121,1 ¦
+---+-----------------------------------+-----------+--------+--------+--------+
¦ ¦- доходы от предпринимательской ¦-"- ¦ 10,0 ¦ 8,4 ¦ 8,0 ¦
¦ ¦деятельности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------------+-----------+--------+--------+--------+
¦ ¦- средства целевых бюджетных фондов¦-"- ¦ 100,4 ¦ 70,0 ¦ 35,5 ¦
+---+-----------------------------------+-----------+--------+--------+--------+
¦ ¦- средства единого социального ¦-"- ¦ 656,9 ¦ 798,4 ¦ 929,5 ¦
¦ ¦налога ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------------+-----------+--------+--------+--------+
¦ ¦- прочие доходы ¦-"- ¦ 21,1 ¦ 26,0 ¦ 30,9 ¦
+---+-----------------------------------+-----------+--------+--------+--------+
¦ ¦- прочие инвестиции (предприятий) ¦-"- ¦ 914,0 ¦ 688,4 ¦ 2519,0 ¦
+---+-----------------------------------+-----------+--------+--------+--------+
¦ ¦Сальдо финансовых взаимоотношений ¦-"- ¦ -354,3 ¦ -427,2 ¦ 258,1 ¦
¦ ¦с другими уровнями власти ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------------+-----------+--------+--------+--------+
¦ ¦В т.ч.: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------------+-----------+--------+--------+--------+
¦ ¦- средства перечисляемые - всего ¦-"- ¦ 798,7 ¦ 862,8 ¦ 955,6 ¦
+---+-----------------------------------+-----------+--------+--------+--------+
¦ ¦- средства получаемые - всего ¦-"- ¦ 444,4 ¦ 435,6 ¦ 1213,7 ¦
+---+-----------------------------------+-----------+--------+--------+--------+
¦22.¦Расходы - всего ¦-"- ¦ 2971,3 ¦ 3145,8 ¦ 5890,7 ¦
+---+-----------------------------------+-----------+--------+--------+--------+
¦23.¦Превышение доходов над расходами ¦-"- ¦ -42,7 ¦ -92,4 ¦ -44,7 ¦
¦ ¦(+), дефицит средств (-) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---+-----------------------------------+-----------+--------+--------+---------



   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru