Законодательство
Московской области

Балашихинский р-н
Бронницы
Волоколамский р-н
Воскресенский р-н
Дзержинский
Дмитровский р-н
Долгопрудный
Домодедовский р-н
Дубна
Егорьевский р-н
Жуковский
Зарайский р-н
Звенигород
Ивантеевка
Истринский р-н
Каширский р-н
Климовск
Клинский р-н
Коломенский р-н
Королев
Красноармейск
Красногорский р-н
Краснознаменск
Ленинский р-н
Лобня
Лотошинский р-н
Луховицкий р-н
Лыткарино
Люберецкий р-н
Можайский р-н
Московская область
Мытищинский р-н
Наро-Фоминский р-н
Ногинский р-н
Одинцовский р-н
Озерский р-н
Орехово-Зуевский р-н
Павлово-Посадский р-н
Подольский р-н
Протвино
Пушкинский р-н
Пущино
Раменский р-н
Реутов
Рошаль
Рузский р-н
Сергиево-Посадский р-н
Серебряно-Прудский р-н
Серпуховский р-н
Солнечногорский р-н
Ступинский р-н
Талдомский р-н
Троицк
Фрязино
Химкинский р-н
Чеховский р-н
Шатурский р-н
Шаховской р-н
Щелковский р-н
Щербинка
Электросталь

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








РЕШЕНИЕ Мособлсуда от 09.09.2003 № 3-396/03
<ОБ УЧЕТЕ ГРАЖДАН, НУЖДАЮЩИХСЯ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ>
(извлечение)

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Определением Верховного Суда РФ от 24.11.2003 № 4-Г03-33 данное решение отменено в части отказа в удовлетворении требований заявителя о признании недействующим и не подлежащим применению пункта 9.5 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Московской области , в части, обозначенной словами "нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, проживающие и прописанные не менее 5 лет в общежитиях".



МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 9 сентября 2003 года

Дело № 3-396/03

(Извлечение)

Московский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Тарловского Владимира Ивановича о признании недействующим (в части) пункт 9.5 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Московской области, утвержденных решением исполкома Московского областного Совета народных депутатов и президиума Московского областного совета профессиональных союзов от 29.12.84 № 1728/24 (с последующими изменениями и дополнениями) и об обязании Губернатора Московской области внести изменения в указанный пункт Правил,

установил:

Тарловский В.И. обратился в суд с заявлением, в котором просит признать недействующим (в части) пункт 9.5 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Московской области, утвержденных решением исполкома Московского областного Совета народных депутатов и президиума Московского областного совета профессиональных союзов от 29.12.84 № 1728/24 - с последующими изменениями и дополнениями (далее - Правила), а именно то положение, которое обозначено словами: "нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, проживающие и прописанные не менее 5 лет в общежитиях".
Кроме того Тарловский В.И. просит суд обязать Губернатора Московской области внести изменения в указанный пункт Правил.
Заявитель считает, что оспариваемое им положение противоречит пункту 5 ст. 29 ЖК РСФСР.
Тарловский В.И. также ссылается на то, что в результате применения оспариваемой нормы в отношении него были нарушены его законные права и интересы: сначала заявитель был включен в список нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту своей работы - Истринский гидротехнический узел МГП "Мосводоканал" - без учета срока проживания в общежитии, а затем решением профкома от 7 февраля 2003 года исключен из этого списка ссылкой на пункт 9.5 Правил.
В судебном заседании Тарловский В.И. поддержал доводы, изложенные в заявлении.
Заинтересованные лица: правопреемники исполнительного комитета Московского областного Совета народных депутатов - Мособлдума и Правительство Московской области, также Московское областное объединение организаций профсоюзов (МОООП) - правопреемник Московского областного Совета профессиональных союзов - заявление не признали, их представители в суде Генералова А.А. (от Мособлдумы), Богданова Т.И. (от Правительства Московской области), Голубев Н.А. (от МОООП) считают, что оспариваемый Тарловским В.И. пункт 9.5 Правил соответствует федеральному законодательству, в том числе и ст. 29 ЖК РСФСР; представили письменные возражения на заявление (л.д. 22-30).
Выслушав стороны, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Кашариной Г.Б., считающей, что доводы заявителя не обоснованы, суд приходит к выводу, что заявление Тарловского В.И. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Тарловский В.И. оспаривает пункт 9.5 Правил, а именно ту его часть, где указано, что нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, проживающие и прописанные не менее 5 лет в общежитиях.
Заявитель считает, что областной законодатель нарушил положения пункта 5 статьи 29 ЖК РСФСР, согласно которому нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением.
По мнению Тарловского В.И., в Жилищном кодексе РСФСР не содержится указаний относительно срока проживания в общежитии как условия признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий; отсюда заявитель делает вывод, что любой гражданин, проживающий в общежитии, становится нуждающимся в улучшении жилищных условий с момента его прописки в общежитии.
Суд находит доводы заявителя ошибочными по следующим основаниям.
Согласно подпункту "к" пункта 1 ст. 72, пункту 2 ст. 76 Конституции РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статьей 49 ЖК РСФСР предусмотрено, что правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений утверждаются в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР.
Такой порядок установлен постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 года № 335, которым утверждены Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР (далее - Примерные правила).
Подпунктом "а" п. 2 вышеназванного постановления Советам Министров автономных республик, исполнительным комитетам краевых, областных, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов на основании Примерных правил и с учетом местных условий предписывается разработать и по согласованию с советами профессиональных союзов утвердить правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в автономной республике, крае, области, городах Москве и Ленинграде.
Во исполнение названных положений в Московской области были разработаны Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Московской области, утвержденные решением исполкома Московского областного Совета народных депутатов и президиума Московского областного совета профессиональных союзов от 29.12.84 № 1728/24 (с последующими изменениями и дополнениями), пункт 9.5 которых оспариваем Тарловский В.И.
Подпунктом "д" п. 7 Примерных правил предусмотрено, что нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением.
При этом в части 5 п. 7 Примерных правил содержатся указания на то, что в областных Правилах с учетом местных условий устанавливается продолжительность проживания граждан в общежитиях и на условиях поднайма либо найма жилых помещений, а также могут быть предусмотрены дополнительные основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Аналогичные права субъекта РФ в области жилищного законодательства закреплены в статье 13 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" от 24 декабря 1992 года № 4218-1, согласно которой порядок и условия предоставления жилого помещения по договору найма гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, определяют органы государственной власти и управления Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в соответствии с существующей очередью на улучшение жилищных условий.
Таким образом, субъект РФ в соответствии с Жилищным кодексом РСФСР, Законом РФ "Об основах федеральной жилищной политики" и Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР (утвержд. постановлением Совета Министров РСФСР от 31.07.1984 № 335), наделен правом устанавливать срок проживания граждан в общежитиях, а также предусматривать дополнительные основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий.
При таких условиях отсутствуют основания для признания пункта 9.5 Правил не соответствующим федеральному закону: оспариваемые Тарловским В.И. положения были приняты в порядке, установленном Советом Министров РСФСР, в пределах компетенции органов власти Московской области. При этом права заявителя, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, не нарушены.

По указанным причинам не подлежит удовлетворению и требование Тарловского В.И. об обязании Губернатора Московской области внести изменения в указанный пункт Правил.
Кроме того в компетенцию суда не входит возлагать на соответствующие органы какие-либо обязанности, касающиеся законотворчества: например, обязать их внести в текст закона или исключить из него какие-то слова, предложения и т.п. (как просит заявитель).
С учетом изложенного суд

решил:

в удовлетворении заявления Тарловского Владимира Ивановича о признании недействующим пункта 9.5 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Московской области, утвержденных решением исполнительного комитета Московского областного Совета профессиональных союзов народных депутатов и президиума Московского областного совета от 29.12.84 № 1728/24 (с последующими изменениями и дополнениями), в части, обозначенной словами "нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, проживающие и прописанные не менее 5 лет в общежитиях", а также в удовлетворении требования Тарловского В.И. об обязании Губернатора Московской области внести изменения в указанный пункт Правил - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РФ через Мособлсуд в течение 10 дней.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru