Законодательство
Московской области

Балашихинский р-н
Бронницы
Волоколамский р-н
Воскресенский р-н
Дзержинский
Дмитровский р-н
Долгопрудный
Домодедовский р-н
Дубна
Егорьевский р-н
Жуковский
Зарайский р-н
Звенигород
Ивантеевка
Истринский р-н
Каширский р-н
Климовск
Клинский р-н
Коломенский р-н
Королев
Красноармейск
Красногорский р-н
Краснознаменск
Ленинский р-н
Лобня
Лотошинский р-н
Луховицкий р-н
Лыткарино
Люберецкий р-н
Можайский р-н
Московская область
Мытищинский р-н
Наро-Фоминский р-н
Ногинский р-н
Одинцовский р-н
Озерский р-н
Орехово-Зуевский р-н
Павлово-Посадский р-н
Подольский р-н
Протвино
Пушкинский р-н
Пущино
Раменский р-н
Реутов
Рошаль
Рузский р-н
Сергиево-Посадский р-н
Серебряно-Прудский р-н
Серпуховский р-н
Солнечногорский р-н
Ступинский р-н
Талдомский р-н
Троицк
Фрязино
Химкинский р-н
Чеховский р-н
Шатурский р-н
Шаховской р-н
Щелковский р-н
Щербинка
Электросталь

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








РЕШЕНИЕ Мособлдумы от 09.07.2003 № 11/64
"О ПРОЕКТЕ ЗАКОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "О ПОГРЕБЕНИИ И ПОХОРОННОМ ДЕЛЕ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Снят с контроля в связи с выполнением (решение Московской областной Думы от 15.03.2006 № 9/171).
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Московской областной Думой принят Закон Московской области от 25.06.2004 № 83/2004-ОЗ "О погребении и похоронном деле в Московской области"



МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ
от 9 июля 2003 г. № 11/64

О ПРОЕКТЕ ЗАКОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "О ПОГРЕБЕНИИ
И ПОХОРОННОМ ДЕЛЕ"

Рассмотрев проект закона Московской области "О погребении и похоронном деле", Московская областная Дума решила:
1. Одобрить проект закона Московской области "О погребении и похоронном деле" (прилагается).
2. Направить проект закона Московской области "О погребении и похоронном деле" в комитеты, Контрольно-счетную палату, Государственно-правовое управление Московской областной Думы, Губернатору Московской области Громову Б.В., Главному государственному санитарному врачу по Московской области Коваленко Э.Б., в Прокуратуру Московской области, главам муниципальных образований Московской области для подготовки замечаний и предложений и направления их в Комитет по проблемам народно-хозяйственного комплекса и развитию инфраструктуры Московской областной Думы в срок до 20 августа 2003 года.
3. Поручить Комитету по проблемам народно-хозяйственного комплекса и развитию инфраструктуры Московской областной Думы обобщить замечания и предложения, поступившие от комитетов, Контрольно-счетной палаты, Государственно-правового управления Московской областной Думы, Губернатора Московской области Громова Б.В., Главного государственного санитарного врача по Московской области Коваленко Э.Б., Прокуратуры Московской области, глав муниципальных образований Московской области, а также поступившие в ходе обсуждения проекта закона на заседании Московской областной Думы, и внести доработанный проект закона в установленном порядке на рассмотрение Московской областной Думы.
4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на заместителя Председателя Московской областной Думы Куликова В.П.

Председатель
Московской областной Думы
В.Е. Аксаков





Проект

ЗАКОН
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

О ПОГРЕБЕНИИ И ПОХОРОННОМ ДЕЛЕ

Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О погребении и похоронном деле", иными федеральными нормативными правовыми актами в сфере погребения и похоронного дела, Уставом Московской области устанавливает особенности правового регулирования отношений, связанных с погребением, и устанавливает систему организации похоронного дела на территории Московской области.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия и их определения, используемые в настоящем Законе

В целях настоящего Закона используются следующие понятия и их определения:
Кладбище - градостроительный комплекс или объект, на территории которого выделены участки земли (территории) для погребения тел (останков) умерших (или погибших, далее - умерших), праха умерших.
Колумбарий (стена скорби) - место захоронения (хранилище) урн с прахом (пеплом после сожжения (кремации) тел (останков) умерших), создаваемое на специально выделенных участках земли в соответствии с положениями федерального законодательства. Допускается размещение колумбариев (стен скорби) за пределами территорий кладбищ, на обособленных участках земли с соблюдением санитарных и экологических требований. Колумбарий (стена скорби) по вертикали делится на ярусы, ярусы делятся на ниши, закрываемые мемориальными плитами.
Надмогильные сооружения (надгробия) - памятные сооружения, устанавливаемые на могилах (памятники, памятные знаки, скульптура, мемориальные плиты, стелы, обелиски, кресты и т.п.), на которых указываются фамилия, имя, отчество захороненного, даты его рождения и смерти, а также могут быть помещены изображения трудовых, боевых и религиозных символов, а также эпитафия - траурная надпись в форме литературного произведения, как правило, символического содержания.
Ритуальные услуги - услуги, связанные с погребением умершего, созданием или эксплуатацией объектов похоронного назначения (кладбища, крематории, колумбарии, граверные мастерские и т.д), оказываемые на безвозмездной или возмездной основе, перечень которых определяется Общероссийским классификатором услуг населению и Общероссийским классификатором видов экономической деятельности.
Родственная могила - могила, в которой захоронен родственник умершего.
Санитарно-защитная зона - зона, являющаяся санитарно-защитным барьером между территорией места погребения и территорией жилой застройки. Указанная зона является обязательным элементом любого объекта, который является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека. Ширина санитарно-защитной зоны утверждается в установленном федеральным законодательством порядке при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным и эпидемиологическим нормам и правилам.
Участок захоронения - участок земли, выделенный в установленном порядке для устройства могил(ы) или иных видов погребений.
Термины "Предметы ритуала" и "Похоронные принадлежности" равнозначны. К ним относятся: гробы, венки, вазоны, гирлянды, цветы, ленты, покрывала, подушки, саваны, тапочки, нарукавные повязки, подушечки для наград, фото на керамике, траурные портреты и иные предметы, используемые при организации и проведении погребения умершего.

Статья 2. Законодательство Московской области о погребении и похоронном деле

1. Правовое регулирование отношений в сфере погребения и похоронного дела на территории Московской области осуществляется в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Московской области.
2. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области в сфере погребения и похоронного дела не должны противоречить настоящему Закону и принимаемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Московской области.
3. В случае противоречия нормативного правового акта органа местного самоуправления муниципального образования Московской области настоящему Закону применяется настоящий Закон.

Глава 2. КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
В СФЕРЕ ПОГРЕБЕНИЯ И ПОХОРОННОГО ДЕЛА

Статья 3. Компетенция Московской областной Думы в сфере погребения и похоронного дела

К ведению Московской областной Думы в сфере погребения и похоронного дела относятся:
1. Определение государственной политики Московской области в сфере погребения и похоронного дела.
2. Осуществление законодательного регулирования отношений в сфере погребения и похоронного дела.
3. Рассмотрение предложений по совершенствованию федерального законодательства и законодательства Московской области в сфере погребения и похоронного дела.
4. Утверждение государственных программ и планов социально-экономического развития Московской области в сфере погребения и похоронного дела, внесенных в установленном порядке Губернатором Московской области.
5. Установление за счет средств областного бюджета гарантированного перечня услуг по погребению, предоставляемого на безвозмездной основе, сверх гарантированного перечня услуг по погребению, установленного федеральным законом.
6. Участие в работе конкурсной комиссии по отбору юридических лиц для участия в реализации государственных программ и планов социально-экономического развития Московской области в сфере погребения и похоронного дела.
7. Контроль за соблюдением и исполнением законов Московской области в сфере погребения и похоронного дела.
8. Осуществление иных полномочий, установленных федеральным законодательством и законодательством Московской области в сфере погребения и похоронного дела.

Статья 4. Компетенция исполнительных органов государственной власти Московской области в сфере погребения и похоронного дела

К ведению исполнительных органов государственной власти Московской области в сфере погребения и похоронного дела относятся:
1. Формирование и осуществление государственной политики Московской области в сфере погребения и похоронного дела.
2. Разработка предложений по совершенствованию федерального законодательства и законодательства Московской области в сфере погребения и похоронного дела.
3. Разработка и реализация государственных программ и планов социально-экономического развития Московской области в сфере погребения и похоронного дела, в том числе организация и проведение конкурсов по отбору юридических лиц для участия в реализации указанных государственных программ и планов социально-экономического развития Московской области.
4. Организация похоронного дела в Московской области.
5. Установление требований к организациям похоронного обслуживания, в том числе специализированным службам по вопросам похоронного дела, осуществляющим свою деятельность на территории Московской области.
6. Установление санитарных и экологических требований к содержанию мест погребения, расположенных на территории Московской области.
7. Установление требований к установке надмогильных сооружений (надгробий) на основе положений настоящего Закона.
8. Установление правил посещения кладбищ, находящихся в государственной собственности Московской области на основе положений настоящего Закона.
9. Определение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению.
10. Установление требований к качеству услуг, входящих в гарантированный перечень услуг по погребению.
11. Установление требований к качеству ритуальных услуг, не относящихся к гарантированному перечню услуг по погребению.
12. Государственное регулирование цен и тарифов на ритуальные услуги.
13. Установление размера бесплатно предоставляемого участка земли для погребения умершего на кладбищах, расположенных на территории Московской области.
14. Установление в соответствии с требованиями настоящего Закона размера участков земли на общественных кладбищах для создания семейных (родовых) захоронений, порядка их предоставления и размера платы за их предоставление.
15. Создание, перенос и закрытие мест погребения, находящихся в государственной собственности Московской области.
16. Содержание, эксплуатация, ремонт, охрана мест погребения, находящихся в государственной собственности Московской области.
17. Установление порядка деятельности крематориев, находящихся в государственной собственности Московской области.
18. Формирование и ведение реестра кладбищ, расположенных на территории Московской области.
19. Создание, реорганизация или ликвидация областных специализированных служб по вопросам похоронного дела.
20. Назначение на должность руководителя областной специализированной службы по вопросам похоронного дела, заключение, изменение и прекращение с ним трудового договора в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами.
21. Содействие лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение тела (останков) или праха умершего на территории Московской области в соответствии с волеизъявлением умершего и оплатить связанные с погребением расходы, в случае смерти за пределами Московской области или на территории иностранного государства.
22. Осуществление наряду с другими уполномоченными на то органами контроля за соблюдением и исполнением законодательства Московской области в сфере погребения и похоронного дела.
23. Осуществление иных полномочий, установленных федеральным законодательством и законодательством Московской области в сфере погребения и похоронного дела.

Статья 5. Компетенция органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области в сфере погребения и похоронного дела

К ведению органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области в сфере погребения и похоронного дела относятся:
1. Формирование и осуществление политики муниципальных образований Московской области в сфере погребения и похоронного дела в пределах их компетенции.
2. Разработка предложений по совершенствованию законодательства Московской области в сфере погребения и похоронного дела.
3. Организация похоронного дела в муниципальном образовании Московской области в пределах своей компетенции.
4. Разработка, утверждение и реализация программ и планов социально-экономического развития муниципальных образований Московской области в сфере погребения и похоронного дела.
5. Содействие лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение тела (останков) или праха умершего на территории соответствующего муниципального образования Московской области в соответствии с волеизъявлением умершего и оплатить связанные с погребением расходы, в случае смерти за пределами Московской области или на территории иностранного государства.
6. Формирование и ведение реестра кладбищ, находящихся на территории соответствующих муниципальных образований Московской области.
7. Принятие в муниципальную собственность бесхозяйных кладбищ, расположенных на территории соответствующих муниципальных образований Московской области.
8. Создание, перенос и закрытие мест погребения, расположенных на территории муниципальных образований Московской области.
9. Содержание, эксплуатация, ремонт, охрана мест погребения, находящихся в собственности муниципальных образований Московской области.
10. Создание, реорганизация или ликвидация муниципальных специализированных служб по вопросам похоронного дела, установление порядка их деятельности.
11. Назначение на должность руководителей муниципальных специализированных служб по вопросам похоронного дела, заключение, изменение и прекращение с ними трудовых договоров в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами.
12. Осуществление контроля за соблюдением и исполнением правовых актов муниципального образования Московской области в сфере погребения и похоронного дела.
13. Осуществление иных полномочий, установленных федеральным законодательством и законодательством Московской области в сфере погребения и похоронного дела.

Глава 3. ГАРАНТИИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОГРЕБЕНИЯ

Статья 6. Право лица на достойное отношение к его телу после смерти

1. На территории Московской области каждому гарантируется право на достойное отношение к его телу после смерти в соответствии с его волеизъявлением, если не возникли обстоятельства, при которых исполнение волеизъявления умершего невозможно, либо если иное не установлено федеральным законодательством и законодательством Московской области.
2. Волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти может выражаться в письменной форме или в устной форме в присутствии свидетелей и касаться пожеланий о согласии либо несогласии:
- быть подвергнутым патолого-анатомическому вскрытию (за исключением случаев, когда патолого-анатомическое вскрытие или судебно-медицинская экспертиза (исследование) проводятся независимо от волеизъявления лица в соответствии с федеральным законодательством);
- на изъятие органов и (или) тканей из его тела после смерти.
Каждый вправе выразить пожелание:
- быть погребенным на том или ином месте, по тем или иным обычаям или традициям, рядом с теми или иными ранее умершими;
- быть подвергнутым кремации;
- о доверии конкретному лицу исполнить волеизъявление.
3. Рекомендуемая форма письменного волеизъявления лица (письменного извещения супруга, близких родственников, иных родственников, законных представителей умершего или иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего) о достойном отношении к его телу после смерти устанавливается Правительством Московской области.
4. Свидетели устного волеизъявления умершего должны письменно подтвердить волю своего доверителя представителю специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Рекомендуемая форма свидетельского волеизъявления (свидетельского извещения) о достойном отношении к телу доверителя после его смерти устанавливается Правительством Московской области.
5. Ранее выраженное волеизъявление может быть изменено выразившим его лицом. Более позднее волеизъявление отменяет предыдущее.
6. Волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти, выраженное в письменной форме или устной форме в присутствии свидетелей, обладает приоритетом по отношению к волеизъявлению супруга, близких родственников, иных родственников, законных представителей умершего или иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего.

Статья 7. Исполнители волеизъявления умершего, их права и обязанности

1. Исполнителями волеизъявления умершего являются лица, указанные в его волеизъявлении, при их согласии взять на себя обязанность исполнить волеизъявление умершего.
2. В случае отсутствия волеизъявления умершего, либо если в волеизъявлении умершего не оговорено конкретное лицо, которому поручается осуществить пожелание умершего, или в случаях его отказа от исполнения воли умершего право на совершение действий, указанных в пункте 2 статьи 6 настоящего Закона, в порядке очередности имеют: оставшиеся в живых супруг, дети; родители (если они сохраняют родительские права), усыновленные; усыновители, родные братья и сестры (по взаимному согласию); внуки (по взаимному согласию), дедушка и бабушка; иные родственники, законные представители умершего.
3. В случае мотивированного отказа лиц, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, волеизъявление умершего может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего.
4. При отсутствии лиц, указанных в пунктах 1-3 настоящей статьи, исполнение волеизъявления умершего осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.
5. Лицо, осуществляющее погребение умершего, выполняет весь процесс погребения от оформления документов, необходимых для погребения, до захоронения включительно.
6. Лицу, осуществляющему погребение умершего, предоставляется первоочередное право быть ответственным за могилу (нишу в колумбарии) с выдачей соответствующего удостоверения о захоронении либо удостоверения о захоронении урны с прахом.
Право быть ответственным за могилу включает в себя возможность быть в дальнейшем похороненным на данном участке захоронения, а также право давать согласие производить погребение на указанном участке захоронения родственников или близких умершего.
Ответственное за могилу лицо вправе передать право ответственности за могилу (нишу в колумбарии) и соответственно удостоверение о захоронении (удостоверение о захоронении урны с прахом) иному лицу, готовому принять на себя такую ответственность в установленном Правительством Московской области порядке.
7. Ответственное за могилу (нишу в колумбарии) лицо поддерживает чистоту и порядок на месте захоронения, проводит своевременно ремонт надмогильных сооружений и уход за могилой (нишей в колумбарии).
Указанные мероприятия могут осуществляться лицом, взявшим на себя ответственность за могилу, непосредственно либо по его поручению на договорной основе организациями похоронного обслуживания, иными юридическими и физическими лицами.

Статья 8. Исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха

1. На территории Московской области каждому человеку после его смерти гарантируется предоставление бесплатно земельного участка для погребения его тела (останков) или праха, а также погребение с учетом его волеизъявления.
Участки земли, выделенные для устройства могил, не могут быть принудительно изъяты, в том числе при наличии на указанных участках земли неблагоустроенных могил. Повторные захоронения на указанных участках захоронения производятся в соответствии с положениями пунктов 14 и 15 статьи 21 настоящего Закона.
2. Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территории кладбища для погребения умершего устанавливается Правительством Московской области таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом участке земли супруга умершего или близкого родственника.
3. Исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения, рядом с ранее умершими гарантируется при наличии на указанном месте погребения свободного участка земли или могилы ранее умершего близкого родственника либо ранее умершего супруга.
В иных случаях возможность исполнения пожелания умершего быть погребенным на указанном им месте погребения определяется специализированной службой по вопросам похоронного дела с учетом места его смерти, наличия на указанном им месте погребения свободного участка земли, а также с учетом заслуг умершего перед обществом и государством.
4. Погребение на участках кладбищ почетных захоронений осуществляется на основании распоряжения Губернатора Московской области, главы муниципального образования Московской области в зависимости от принадлежности мест погребения, на основании ходатайства заинтересованных лиц или организаций, при обосновании и подтверждении заслуг умершего перед Российской Федерацией, Московской областью, соответствующим муниципальным образованием, а также при отсутствии противоречий с волеизъявлением умершего.
5. Погребение на участках родовых (семейных) захоронений осуществляется в порядке, установленном Правительством Московской области в соответствии с положениями настоящего Закона.
6. В случаях когда волеизъявление предусматривает погребение путем предания тела огню с последующим развеиванием праха, в том числе с воздушных судов, то такие действия должны быть согласованы в установленном порядке с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора и охраны окружающей среды.
7. Не допускается погребение в одном гробу или урне тел (останков) или праха нескольких умерших.
8. Гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, не проживающим на территории Московской области, гарантируется погребение их после смерти на территории Московской области в соответствии с их волеизъявлением на основе федерального законодательства и законодательства Московской области в сфере погребения и похоронного дела.

Статья 9. Гарантии лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего

1. В соответствии с федеральным законодательством о погребении и похоронном деле лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется:
- бесплатное оформление и выдача всех документов, необходимых для погребения умершего, в течение суток с момента установления причины смерти умершего;
- в случаях, если для установления причины смерти возникли основания для помещения тела умершего в морг (патолого-анатомическое бюро или отделение медицинских учреждений здравоохранения) для патолого-анатомического вскрытия (исследования) или судебно-медицинской экспертизы (исследования), выдача тела умершего по требованию лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, не может быть задержана на срок более двух суток с момента установления причины смерти;
- предоставление возможности нахождения тела умершего в морге бесплатно до семи суток с момента установления причины смерти в случае, если супруг, близкие родственники, иные родственники, законный представитель умершего или иное лицо, взявшее на себя обязанность осуществить погребение умершего, извещены о смерти, но существуют обстоятельства, затрудняющие осуществление ими погребение, либо в случае, если поиск указанных лиц затруднен, этот срок может быть увеличен до четырнадцати дней;
- оказание на безвозмездной основе гарантированного перечня услуг по погребению или выплата социального пособия на погребение.
2. Лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего и получившим в полном или по желанию не в полном объеме на безвозмездной основе услуги в пределах гарантированного перечня услуг по погребению, социальное пособие на погребение не выплачивается.
3. За неоказание лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, на безвозмездной основе услуг, предусмотренных гарантированным перечнем услуг по погребению, либо в случае оказания указанных услуг в объеме меньшем, чем это предусмотрено федеральным законом (за исключением случаев, указанных в пункте 2 настоящей статьи), а также за невыплату социального пособия на погребение либо выплату данного социального пособия в неполном объеме виновные должностные лица несут ответственность в соответствии с административным законодательством Российской Федерации.

Статья 10. Гарантированный перечень услуг по погребению

1. Лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на территории Московской области на безвозмездной основе следующего гарантируемого перечня услуг по погребению:
1) оформление документов, необходимых для погребения, в том числе:
- оформление медицинского свидетельства о смерти;
- оформление гербового свидетельства о смерти в органах ЗАГСа;
- оформление справки о смерти для выплаты социального пособия на погребение в органах ЗАГСа;
- оформление заказа (счет-заказа) на приобретение и доставку предметов ритуала, на услуги грузового и катафального транспорта, на услуги по кремации и захоронению;
2) предоставление и доставка гроба и других предметов ритуала, необходимых для погребения:
- гроб, обитый тканью;
- покрывало;
- покрывало-накидка с нанесением ритуальной символики;
- подушка;
- тапочки похоронные;
- доставка предметов ритуала (в морг или домой) в один адрес, включая погрузо-разгрузочные работы;
3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий):
- предоставление катафального транспорта для перевозки гроба с телом (останками) умершего к месту захоронения (или кремации) на автокатафалке, включая погрузо-разгрузочные работы и перемещение тела (останков) умершего до места захоронения (кремации).
В случаях перевозки гроба с телом (останками) умершего до места захоронения из морга по желанию лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, могут быть предоставлены транспортные услуги по доставке тела (останков) умершего на автокатафалке сначала к месту его проживания для траурной церемонии прощания, а затем к месту захоронения (кремации);
4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом):
- расчистка и разметка места для рытья могилы;
- рытье могилы и комплекс работ по захоронению и установке надмогильного холма на вновь отведенном участке захоронения, родственном участке захоронения или участке семейных (родовых) захоронений;
- установка регистрационного знака (таблички) с надписью (фамилия, имя, отчество погребенного; даты его рождения и смерти);
- услуги по кремации (включая предоставление ритуального зала для прощания) и выдача урны с прахом;
- захоронение урны с прахом в землю (нишу колумбария) с установкой регистрационного знака.
2. Стоимость работ и услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, устанавливается Правительством Московской области по согласованию с Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Московской области и Московским областным региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации и не может превышать установленной федеральным законом суммы в размере 1000 рублей.
В случае если стоимость гарантированного перечня услуг по погребению превышает 1000 рублей, Губернатор Московской области определяет порядок возмещения специализированным службам по вопросам похоронного дела стоимости указанных услуг в части, превышающей 1000 рублей за счет средств областного бюджета.
Органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области вправе самостоятельно принимать решения об увеличении размера стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантируемому перечню услуг по погребению, за счет средств местных бюджетов.
3. Качество работ и услуг, входящих в гарантированный перечень услуг по погребению, должно соответствовать требованиям, устанавливаемым Правительством Московской области.
4. Лицо, взявшее на себя обязанность осуществить погребение, вправе оформить заказ как на весь гарантируемый перечень услуг по погребению, так и на его часть, а остальные работы и услуги - по ценам и тарифам, определяемым в соответствии со статьей 11 настоящего Закона.
5. Услуги по погребению, указанные в пункте 1 настоящей статьи, оказываются только специализированными службами по вопросам похоронного дела на основании подлинного гербового свидетельства о смерти, выданного органами ЗАГСа, а при захоронении урны с прахом - на основании подлинного гербового свидетельства о смерти и справки о кремации.
6. Гарантированный перечень услуг по погребению с указанием стоимости каждой из услуг должен находиться в доступном для посетителей месте специализированных служб по вопросам похоронного дела, органов ЗАГСа, отделений Пенсионного фонда Российской Федерации по Московской области, органов социальной защиты населения.
7. Лица, осуществляющие первичную регистрацию факта смерти и оформление медицинского свидетельства о смерти на территории Московской области, обязаны обеспечить информирование лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего, о порядке и стоимости предоставления гарантированного перечня услуг по погребению.
8. В органах ЗАГСа, где производится государственная регистрация смерти гражданина, должна быть вывешена информация с адресами и телефонами специализированных служб по вопросам похоронного дела, расположенных на территории соответствующих муниципальных образований Московской области, уполномоченного Правительством Московской области центрального исполнительного органа государственной власти Московской области и соответствующих органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области сфере погребения и похоронного дела.

Статья 11. Услуги, связанные с захоронением, не относящиеся к гарантированному перечню услуг по погребению

1. По желанию лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение, соответствующими организациями в установленном порядке могут быть оказаны иные услуги, связанные с захоронением умершего (ритуальные услуги, услуги патолого-анатомических бюро, услуги розничной торговли по продаже похоронных принадлежностей и т.д.), не относящиеся к гарантированному перечню услуг по погребению, в том числе:
- услуги парикмахера, косметолога, бальзамировщика или санитара по уходу за трупом, туалет трупа;
- по подаче объявлений, некролога, составлению текстов траурной речи, оповещению родственников;
- по прокату зала и его оформлению для проведения гражданской панихиды (за исключением случаев предоставления согласно гарантированному перечню услуг по погребению ритуального зала для прощания с последующей кремацией), обряда поминания;
- услуги по музыкальному сопровождению;
- услуги организатора ритуала по похоронам;
- изготовление надгробных сооружений, в том числе временных, из различных материалов;
- транспортные услуги;
- услуги по установке, снятию, окраске надмогильных сооружений;
- изготовление оград.
2. Услуги, связанные с захоронением, не относящиеся к гарантированному перечню услуг по погребению, оплачиваются за счет средств лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего, и возмещению не подлежат.
3. Цены и тарифы на ритуальные услуги подлежат государственному регулированию уполномоченным Правительством Московской области центральным исполнительным органом государственной власти в сфере экономики.
Требования к их качеству устанавливаются Правительством Московской области.
4. Услуги, связанные с захоронением, не относящиеся к гарантированному перечню услуг по погребению, установленному пунктом 1 статьи 10 настоящего Закона, а также к ритуальным услугам - услуги патолого-анатомических бюро, услуги розничной торговли по реализации похоронных принадлежностей и т.д. подлежат регистрации, носящей уведомительный характер, в уполномоченном Правительством Московской области центральном исполнительном органе государственной власти Московской области в сфере экономики.
5. Предметы и вещества, используемые при погребении (гробы, урны, венки, бальзамирующие вещества), допускаются к использованию при наличии сертификата, подтверждающего их санитарно-гигиеническую и экологическую безопасность.

Статья 12. Порядок возмещения специализированным службам по вопросам похоронного дела стоимости услуг согласно гарантируемому перечню услуг по погребению

1. При оказании специализированными службами по вопросам похоронного дела на безвозмездной основе гарантированного перечня услуг по погребению указанным службам возмещается стоимость данного перечня услуг по погребению в зависимости от категории лиц умерших за счет средств Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Московской области, Московского областного отделения Фонда социального страхования, федерального бюджета или областного бюджета.
2. Возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению производится в десятидневный срок со дня получения от специализированной службы по вопросам похоронного дела соответствующего счета и подлинной справки о смерти, выдаваемой органами ЗАГСа для выплаты социального пособия на погребение.
При возмещении указанных расходов за счет средств Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Московской области дополнительно специализированными службами по вопросам похоронного дела необходимо представить копию заявления лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, о том, что умерший не работал на день смерти.

Статья 13. Социальное пособие на погребение

1. В случаях если работы и услуги, входящие в гарантированный перечень услуг по погребению, оплачивались полностью за счет средств лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего, то указанным лицам в обязательном порядке выплачивается социальное пособие на погребение.
2. Размер указанного пособия равен стоимости гарантированного перечня услуг по погребению и не может превышать установленную федеральным законом сумму в размере 1000 рублей.
Губернатор Московской области вправе за счет средств областного бюджета увеличить размер социального пособия на погребение, установленного федеральным законом.
Органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области вправе принять решения об увеличении размера социального пособия на погребение, установленного федеральным законом, за счет средств местного бюджета.
3. Социальное пособие на погребение выплачивается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня смерти гражданина.
4. Выплата социального пособия на погребение производится в день обращения за указанным пособием на основании подлинной справки о смерти, выдаваемой органами ЗАГСа.

Статья 14. Гарантии погребения умерших, личность которых не установлена, или в случае отсутствия лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение

1. При отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при отказе (невозможности) ими осуществить погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего, погребение граждан, умерших в доме, на улице или в ином месте, после установления органами внутренних дел их личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в течение трех суток с момента установления причины смерти, если иное не установлено федеральным законодательством.
2. Погребение неопознанных трупов (умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные федеральным законодательством сроки) осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела с согласия указанных органов после проведения органами внутренних дел всех необходимых мероприятий для возможной последующей идентификации личности умершего (фотографирование, дактилоскопирование).
3. На территории Московской области создаются специализированные участки на общественных кладбищах для погребения невостребованных тел (останков) умерших и неопознанных трупов.
4. Кремация неопознанных трупов не допускается.
5. К услугам по погребению невостребованных тел (останков) умерших, а также неопознанных трупов относятся:
- оформление документов, необходимых для погребения;
- облачение тела;
- предоставление гроба;
- перевозка умершего на кладбище (крематорий);
- погребение.
6. Порядок организации погребения невостребованных тел (останков) умерших и неопознанных трупов, стоимость услуг по их погребению, требования к качеству указанных услуг, а также порядок возмещения расходов по их погребению специализированным службам по вопросам похоронного дела устанавливаются Правительством Московской области в соответствии с федеральным законодательством о погребении и похоронном деле и настоящим Законом.

Статья 15. Гарантии погребения иных категорий умерших

1. Погребение военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших при прохождении военной службы (военных сборов, службы) или умерших в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания в мирное время, участников войны осуществляется в соответствии с требованиями федерального законодательства о погребении и похоронном деле.
2. Погребение лиц, за исключением лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в отношении которых федеральным законодательством установлен особый порядок погребения, осуществляется в соответствии с требованиями указанного федерального законодательства.
3. Законами Московской области могут определяться дополнительно иные категории лиц, кроме указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, погребение которых осуществляться в особом порядке, установленном Правительством Московской области.
Погребение данных лиц осуществляется за счет средств областного бюджета. Стоимость услуг по погребению устанавливается Правительством Московской области.

Глава 4. ПОХОРОННОЕ ДЕЛО В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья 16. Организация похоронного дела

1. Гарантии осуществления погребения в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом реализуются путем организации в Московской области похоронного дела.
2. Организация похоронного дела в Московской области осуществляется Правительством Московской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области в пределах своей компетенции.
В этих целях, учитывая социальную значимость данного вида деятельности, Правительством Московской области на основе федерального законодательства и настоящего Закона устанавливаются общие принципы организации похоронного дела в Московской области, требования к организациям похоронного обслуживания, в том числе к специализированным службам по вопросам похоронного дела, порядок оказания гарантированного перечня услуг по погребению и т.п.
3. Имущество, находящееся в государственной собственности Московской области и используемое в целях погребения и похоронного дела, не подлежит приватизации, не может быть отдано в залог, внесено в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ или товариществ.
Указанное имущество может передаваться в оперативное управление либо хозяйственное ведение, безвозмездное пользование или аренду юридическим лицам в соответствии с гражданским и земельным законодательством, а также федеральным законодательством и законодательством Московской области в сфере погребения и похоронного дела.
4. Погребение умерших и оказание услуг по погребению на территории Московской области осуществляются только специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми в установленном порядке исполнительными органами государственной власти Московской области или органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области.
Порядок их деятельности устанавливается соответственно Правительством Московской области или органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области в соответствии с требованиями гражданского законодательства, федерального законодательства о погребении и похоронном деле и настоящего Закона.

Статья 17. Специализированные службы по вопросам похоронного дела

1. Специализированные службы по вопросам похоронного дела оказывают следующие услуги:
- услуги приемщика заказов службы по организации похорон (в том числе агентские услуги приемщика заказа по организации похорон) и заключению договора на организацию похорон, оформлению документов, связанных с захоронением;
- услуги организатора ритуала по похоронам (организация выноса знаков отличия умершего, венков, гроба, организация похоронной процессии, ее сопровождение, встреча и размещение родственников и знакомых у гроба, установление порядка произнесение речей, приглашение на обряд поминания и проведение этого обряда и прочие);
- услуги по отводу участка захоронения;
- услуги по захоронению (рытье могилы, музыкальное сопровождение, опускание гроба в могилу, засыпка могилы и прочие);
- услуги по кремации;
- услуги по перезахоронению;
- услуги по эксгумации;
- услуги по транспортировке тел (останков) умерших;
- услуги по изготовлению цинковых гробов и их опайке.
2. Специализированные службы по вопросам похоронного дела вправе оказывать иные услуги, связанные с захоронением, не относящиеся к услугам патолого-анатомических бюро, а также к услугам по погребению, указанным в пункте 1 настоящей статьи, и гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 10 настоящего Закона.
3. Специализированные службы по вопросам похоронного дела создаются исполнительными органами государственной власти Московской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области в форме государственных или муниципальных унитарных предприятий.
4. В своей деятельности специализированные службы по вопросам похоронного дела руководствуются федеральным законодательством в сфере погребения и похоронного дела, правилами бытового обслуживания населения в Российской Федерации, иными федеральными нормативными правовыми актами, настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Московской области.
5. Специализированные службы по вопросам похоронного дела:
- несут ответственность в пределах своей компетенции за устройство и содержание мест погребения, осуществление установленных федеральным законодательством и настоящим Законом гарантий по погребению;
- обеспечивают в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Московской области формирование и сохранность архивного фонда документов по приему и исполнению заказов на услуги по погребению, в том числе по гарантированному перечню услуг по погребению;
- могут наделяться финансовыми ресурсами для пополнения оборотных средств на возвратной основе в размере, необходимом для оказания гарантированного перечня услуг по погребению, указанного в пункте 1 статьи 10, в течение месяца за счет средств соответственно областного или местного бюджетов;
- назначают администрацию кладбища, которая действует в пределах полномочий, установленных федеральным законодательством и законодательством Московской области в сфере погребения и похоронного дела;
- вправе заключать договоры с юридическими и физическими лицами на проведение отдельных работ по устройству, содержанию и эксплуатации мест погребений;
- обязаны иметь образцы (модели) предметов похоронных принадлежностей, относящихся к гарантированному перечню услуг по погребению;
- обязаны заключать договоры на организацию погребения при предъявлении лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение, паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, а в случае, если обязанность по организации погребения взяло на себя юридическое лицо, - при наличии гарантийного письма и соответствующей доверенности от заказчика;
- обязаны производить погребение умершего только при наличии подлинника гербового свидетельства о смерти, выданного органами ЗАГСа, а захоронение урны с прахом - на основании подлинника гербового свидетельства о смерти и справки о кремации;
- обязаны производить захоронение на родственном участке захоронения, участке семейных (родовых) захоронений только на основании письменного согласия лица, ответственного за могилу, при предъявлении им удостоверения о захоронении, паспорта или иного документа, удостоверяющего личность;
- обязаны производить перезахоронение тела (останков) умерших только на основании решения соответствующих органов исполнительной власти и заключения органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора об отсутствии особо опасных инфекционных заболеваний;
- обязаны обеспечить наличие катафалок-тележек (катафалок-носилок, катафалок-санок) для перевозки и переноса гробов по территории кладбища к подготовленной для погребения могиле, а также катафалок-носилок для переноса урн с прахом;
- обязаны обеспечить круглосуточный режим работы справочно-информационной службы;
- осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Московской области в сфере погребения и похоронного дела.

Статья 18. Организации похоронного обслуживания

1. Услуги, связанные с захоронением, не относящиеся к услугам по погребению, указанным в пункте 1 статьи 17, по гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 10 настоящего Закона, а также к услугам патолого-анатомических бюро, вправе оказывать как специализированные службы по вопросам похоронного дела, так и иные организации похоронного обслуживания, не имеющие статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела, к которым относятся зарегистрированные в установленном порядке юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица.
К указанным услугам относятся услуги по изготовлению гробов (кроме цинковых) и других предметов похоронных принадлежностей, услуги по розничной продаже предметов похоронных принадлежностей, изготовление надгробных сооружений, оград и т.п.
В этих целях специализированными службами по вопросам похоронного дела, иными организациями похоронного обслуживания создаются в установленном порядке салоны-магазины похоронных принадлежностей, граверные мастерские и иные объекты для оказания данных услуг.
2. Требования к организациям похоронного обслуживания, в том числе к их размещению, устанавливаются Правительством Московской области в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом.
3. Специализированные службы по вопросам похоронного дела, иные организации похоронного обслуживания должны иметь вывеску со следующей обязательной информацией: фирменное наименование организации, указание на место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы.
В помещении каждого объекта специализированной службы по вопросам похоронного дела, иной организации похоронного обслуживания, где производится прием заказов на оказание услуг, должна находиться в доступном для обозрения месте следующая обязательная информация:
- Федеральный закон "О погребении и похоронном деле";
- Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей";
- Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации;
- настоящий Закон Московской области;
- гарантированный перечень услуг по погребению;
- сведения о порядке предоставления гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной или возмездной основе;
- список (с адресами и телефонами) специализированных служб по вопросам похоронного дела, расположенных на территории соответствующего муниципального образования;
- прейскуранты (выписки из прейскурантов) цен и тарифов на оказываемые ритуальные услуги, услуги розничной торговли по продаже похоронных принадлежностей и т.п.;
- образцы (модели) изготавливаемых и реализуемых предметов ритуала, альбомы, каталоги с образцами (моделями) предметов ритуала и т.п.;
- образцы договоров (квитанций, иных документов) об оказании услуг;
- перечень категорий граждан, имеющих право на получение льгот в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Московской области;
- оформленная в установленном порядке книга отзывов и предложений.
4. Информация о специализированной службе по вопросам похоронного дела, иной организации похоронного обслуживания обязана предоставляться в наглядной и доступной форме также в случаях, когда оказание услуг осуществляется вне постоянного места нахождения объекта похоронного обслуживания - передвижными приемными пунктами, агентами, выездными бригадами и т.п.
5. Заключение договора об оказании услуг оформляется с соблюдением требований, установленных гражданским законодательством. Договор, исполняемый в присутствии потребителя, может оформляться также путем выдачи кассового чека.
6. Предметы ритуала, изготавливаемые и реализуемые специализированными службами по вопросам похоронного дела, а также иными организациями похоронного обслуживания, должны соответствовать обязательным требованиям к качеству изделия, иметь сертификат (декларацию соответствия) на используемые сырье и материалы.
7. Организации похоронного обслуживания вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.

Статья 19. Источники финансирования похоронного дела

1. Источниками финансирования похоронного дела являются:
- средства федерального бюджета, областного бюджета, местных бюджетов;
- внебюджетные фонды, а также целевые фонды, предназначенные для похоронного дела;
- собственные средства специализированных служб по вопросам похоронного дела, направляемые на содержание мест погребения в соответствии с договорами, заключаемыми в установленном порядке с исполнительными органами государственной власти Московской области или органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области;
- иные источники, не запрещенные федеральным законодательством и законодательством Московской области.
2. В целях развития похоронного дела в Московской области, дополнительного финансирования расходов на строительство, реконструкцию и модернизацию объектов похоронного дела, расположенных на территории Московской области, оказания им финансовой помощи в Московской области может быть создан областной целевой бюджетный фонд развития похоронного дела и благоустройства объектов похоронного назначения.
Правовой статус указанного фонда, порядок его образования и управления, источники формирования, условия использования и контроля за использованием средств фонда устанавливаются в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Московской области.

Глава 5. МЕСТА ПОГРЕБЕНИЯ

Статья 20. Организация мест погребения

1. Предложения по созданию мест погребения в Московской области вносятся:
- министерствами, иными федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрены военная служба, служба в органах внутренних дел, Государственная противопожарная служба, для создания воинских кладбищ или воинских участков на общественных кладбищах;
- массовыми религиозными объединениями, уставы которых предусматривают осуществление религиозных обрядов, для создания вероисповедальных кладбищ или вероисповедальных участков на общественных кладбищах;
- собраниями (сходами) граждан, проживающих в сельских поселениях (села, деревни, хутора и т.п.), если это предусмотрено уставом муниципального образования.
2. Решение о создании мест погребения принимается Правительством Московской области или органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области, на территории которых они создаются.
3. Места погребения могут быть:
- по принадлежности - государственные, муниципальные;
- по обычаям - общественные, вероисповедальные, воинские;
- по типам погребений - традиционные, с захоронениями после кремации, смешанных способов погребения;
- по историческому и культурному значению - историко-мемориальные.
4. В зависимости от принадлежности мест погребения порядок деятельности общественных и воинских кладбищ, расположенных на территории Московской области, определяется Правительством Московской области или органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области на основе положений федерального законодательства в сфере погребения и похоронного дела и настоящего Закона.
Деятельность общественных кладбищ на территориях сельских поселений может осуществляться гражданами самостоятельно в порядке, установленном органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области в соответствии с положениями федерального законодательства и законодательства Московской области в сфере погребения и похоронного дела.
5. Порядок деятельности вероисповедальных кладбищ определяется органами местного самоуправления, на территории которых расположены указанные кладбища, по согласованию с соответствующими религиозными объединениями и с соблюдением федерального законодательства и законодательства Московской области в сфере погребения и похоронного дела.
Деятельность вероисповедальных кладбищ на территориях сельских поселений может осуществляться гражданами самостоятельно в порядке, установленном органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области в соответствии с положениями федерального законодательства и законодательства Московской области в сфере погребения и похоронного дела.

Статья 21. Требования размещению, расширению, реконструкции и переносу мест погребения

1. Размещение, расширение и реконструкция мест погребения осуществляется в соответствии с действующей градостроительной документацией (генеральными планами городов и других поселений, проектами детальной планировки территорий и др.), на основе соблюдения земельного и лесного законодательства, законодательства об охране окружающей среды, санитарных и экологических требований к размещению мест погребения, установленных федеральным законодательством и законодательством Московской области.
2. Создание новых мест погребения, расширение и реконструкция действующих мест погребения возможны при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертиз.
3. Устройство и освоение территории мест погребения и строительство на них зданий и сооружений должны осуществляться в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, по утвержденному проекту и соответствовать требованиям, в том числе санитарным правилам и нормам, установленным федеральным законодательством и законодательством Московской области.
4. При решении градостроительных задач по созданию, развитию и реконструкции мест погребения следует принимать в расчетах кладбищенский период (время разложения и минерализации тела умершего) не менее 20 лет для погребения умерших в гробах, а среднее количество захоронений на одном месте - не менее двух, ориентируясь на создание семейных (родовых) захоронений.
5. Проектирование и размещение мест захоронения различного типа в зависимости от вероисповедания и обычаев целесообразно производить на обособленных специализированных участках кладбища с учетом требований и традиций религиозных организаций и конфессий.
6. Ввод в эксплуатацию места погребения осуществляется в установленном порядке при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.
7. Размер земельного участка для создания мест погребения определяется с учетом количества жителей города или иного поселения, перспективного роста численности населения и коэффициента смертности в данном поселении, а также с учетом срока эксплуатации кладбища для захоронений не менее чем в два кладбищенских периода - 40 лет и иных особенностей погребения. При этом следует отводить земельные участки с площадью не менее 0,5 га и не более 40 га.
8. На территориях санитарно-защитных зон мест погребения не разрешается строительство зданий и сооружений, не связанных с обслуживанием указанных объектов, за исключением культовых и обрядовых объектов.
9. На общественных кладбищах при первичном захоронении на основании письменного заявления лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение, могут предоставляться участки земли для создания семейных (родовых) захоронений.
Размер земельных участков для создания семейных (родовых) захоронений устанавливается Правительством Московской области таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом участке земли дополнительно не более трех членов семьи или иных родственников.
Порядок создания семейных (родовых) захоронений, основания для отказа в предоставлении участка для создания семейных (родовых) захоронений, осуществление погребения на указанном участке, содержание и уход за участками семейных (родовых) захоронений устанавливаются Правительством Московской области в соответствии с положениями настоящего Закона.
10. На территории мест погребения в целях увековечивания памяти умерших граждан, имеющих заслуги перед Российской Федерацией, Московской областью, соответствующим муниципальным образованием, могут быть предусмотрены места почетных захоронений - участок площадью не менее 5 квадратных метров, расположенный вдоль главной аллеи и имеющий удобные подходы и хороший обзор. Решение об отводе участков для создания почетных захоронений в зависимости от принадлежности мест погребения принимается Правительством Московской области или органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области.
11. Ширину разрывов между участками захоронений следует принимать не менее 0,5 м.
12. Не допускается устройство захоронений в разрывах между участками захоронений, на обочинах дорог и в пределах санитарно-защитных зон.
13. Повторное погребение в родственную могилу разрешается только при истечении полного периода минерализации тела (останков) умершего, устанавливаемого органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора, но не ранее чем через 15 лет с момента предыдущего захоронения. Захоронение урны с прахом в родственную могилу разрешается независимо от времени предыдущего захоронения.
14. Вопрос об использовании закрытого кладбища для вторичного погребения по истечении двадцатилетнего срока может быть решен в соответствии с федеральным законодательством и санитарно-эпидемиологическим заключением.
15. Использование территории мест погребения разрешается по истечении двадцати лет с момента их переноса. Территория места погребения в этих случаях может использоваться только под зеленые насаждения. Строительство зданий и сооружений на указанной территории запрещается.

Статья 22. Требования к содержанию мест погребения

1. Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и эпидемиологическими требованиями, а также правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми Правительством Московской области на основе федерального законодательства и настоящего Закона.
2. При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию мест погребения Правительство Московской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую природную среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.
3. Санитарно-эпидемиологический надзор и экологический контроль за состоянием мест погребения на территории Московской области осуществляется соответствующими федеральными исполнительными органами государственной власти, а также уполномоченным Правительством Московской области центральным исполнительным органом государственной власти Московской области в сфере экологии и природопользования.
4. Ответственность за организацию похоронного обслуживания на территории кладбищ, благоустройство и санитарно-эпидемиологическое состояние территории кладбищ возлагается на администрацию кладбища (специализированную службу по вопросам похоронного дела в случаях отсутствия назначенной в установленном порядке администрации кладбища), которая обязана обеспечить:
а) своевременную подготовку могил для погребения, захоронение в могилы, подготовку и установку регистрационных знаков.
В случае извлечения в установленном порядке тела (останков) умершего для перезахоронения могила должна быть в установленном порядке продезинфицирована дезсредствами, разрешенными к применению, засыпана и спланирована;
б) внесение соответствующих отметок на разбивочном чертеже кладбища (его кварталов, участков) о произведенных погребениях;
в) наличие навесов для защиты могилы, подготовленной к погребению, от дождя и снега;
г) оказание услуг по уходу за могилой;
д) оказание услуг по установке надмогильных сооружений, по уходу за ними, по принятию надмогильных сооружений на сохранность, по сохранности принятых по договору надмогильных сооружений;
е) предоставление гражданам напрокат на безвозмездной основе инвентаря для ухода за могилой (лопаты, грабли, ведра и т.п.);
ж) установку указателей расположения на территории кладбища зданий, сооружений, пункта выдачи инвентаря, общественных туалетов и т.п.;
з) установку на территории кладбища стенда для помещения объявлений и распоряжений администрации кладбища, правил посещения кладбищ и т.п.;
и) установку на территории кладбища общественных туалетов, стационарных и нестационарных скамеек для отдыха посетителей, поливочного водопровода (при отсутствии централизованного водоснабжения - накопительных баков для воды с кранами), мусоросборников и урн для мусора;
к) содержание в исправном состоянии зданий, инженерного оборудования на территории кладбища, в том числе поливочного водопровода (при отсутствии централизованного водоснабжения - накопительных баков для воды с кранами), общественных туалетов, освещения, а также ограды кладбища, дорог, площадок и их своевременный ремонт;
л) исправность и сохранность землеройной техники, транспортных средств, механизмов, инвентаря;
м) уход за зелеными насаждениями на всей территории кладбища (кроме расположенных на могилах), их полив, обновление;
н) вывоз с территории кладбища засохших цветов, венков;
о) систематическую уборку всей территории кладбища и своевременный вывоз мусора;
п) содержание в надлежащем состоянии братских могил, памятников и могил, находящихся под охраной государства;
р) соблюдение установленных норм и правил погребения;
с) соблюдение установленной нормы отвода земельного участка для устройства участка захоронения и правил подготовки могил для погребения;
т) соблюдение правил пожарной безопасности.
5. Ритуальные услуги, указанные в подпунктах "г" и "д" пункта 4 настоящей статьи, оказываются на возмездной основе. Порядок их оказания устанавливается Правительством Московской области в соответствии с положениями гражданского законодательства.
6. Администрация кладбища (специализированная служба по вопросам похоронного дела в случаях отсутствия назначенной в установленном порядке администрации кладбища) не вправе понуждать супруга, родственников, законных представителей умершего или иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего, к заключению с администрацией кладбища (специализированной службой по вопросам похоронного дела) договора на оказание услуг по изготовлению памятников, оград или иных предметов ритуала.

Статья 23. Надмогильные сооружения (надгробия)

1. Установка надмогильных сооружений (надгробий) на кладбищах допускается только в границах отведенных земельных участков захоронений.
Устанавливаемые надгробные сооружения не должны иметь частей, выступающих за границы участков захоронений или нависающих над ними.
При установке надгробий следует предусматривать возможность последующих захоронений на родственном участке захоронения или участке родового (семейного) захоронения.
Надгробия, установленные за пределами участка захоронения, подлежат сносу в порядке, устанавливаемом Правительством Московской области.
2. Надмогильные сооружения устанавливаются, реконструируются, снимаются или заменяются только по согласованию с администрацией кладбища, а при отсутствии назначенной в установленном порядке администрации кладбища - по согласованию с соответствующей специализированной службой по вопросам похоронного дела.
3. Надмогильные сооружения устанавливаются при предъявлении лицом, ответственным за могилу (или по его письменному поручению иным лицом), соответствующего документа от изготовителя надгробия и удостоверения о захоронении.
4. В книге регистрации установки надмогильных сооружений регистрируется установка надгробия в порядке, установленном пунктом 10 статьи 26 настоящего Закона.
Данные об установке надгробия в обязательном порядке вносятся также в удостоверение о захоронении.
5. По желанию собственника надмогильного сооружения между администрацией кладбища (специализированной службой по вопросам похоронного дела) и указанным собственником может быть заключен договор о принятии надгробия на сохранность.
6. Надписи на надмогильных сооружениях должны соответствовать сведениям о действительно захороненных в данном месте умерших.

Статья 24. Правила посещения кладбищ

1. Правила посещения кладбищ в зависимости от их принадлежности устанавливаются Правительством Московской области или органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области на основе положений настоящей статьи.
2. На территории кладбищ посетители должны соблюдать общественный порядок и тишину.
На территории кладбищ посетителям запрещается:
а) устанавливать, переделывать, заменять и снимать надмогильные сооружения без согласования с администрацией кладбища, а при отсутствии назначенной в установленном порядке администрации кладбища - по согласованию с соответствующей специализированной службой по вопросам похоронного дела;
б) уничтожать или повреждать надмогильные сооружения, инженерное оборудование кладбища, инвентарь, засорять территорию кладбища;
в) ломать зеленые насаждения, рвать цветы;
г) водить собак, пасти домашних животных, ловить птиц;
д) разводить костры, добывать песок и глину, резать дерн;
е) ездить на велосипедах, мопедах, мотороллерах, мотоциклах, лыжах и т.п.;
ж) находиться на территории мест погребений после их закрытия;
з) производить раскопку грунта, оставлять запасы строительных и других материалов.
3. Торговля цветами (искусственными, живыми), предметами ритуала, материалами по благоустройству могил осуществляется только в местах, отведенных для этих целей администрацией кладбища (при отсутствии назначенной в установленном порядке администрации кладбища - специализированной службой по вопросам похоронного дела).
4. Лица, виновные в уничтожении, повреждении или осквернении мест погребения (кладбищ), надмогильных сооружений или осквернении могил, надмогильных сооружений или кладбищенских зданий, предназначенных для церемоний в связи с погребением, а также нарушающие чистоту и порядок на территории мест погребения (кладбищ), несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами Московской области.

Статья 25. Правила движения транспортных средств на территории кладбищ

1. Катафальное транспортное средство, а также сопровождающий его транспорт, образующий похоронную процессию (автобусы, легковые машины и т.д.), имеют право беспрепятственного проезда на территорию кладбища.
2. Катафальные транспортные средства должны иметь соответствующие пропуска установленного образца, выдаваемые специализированными службами по вопросам похоронного дела. Форма пропуска устанавливается Правительством Московской области или органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области в зависимости от принадлежности мест погребений.
3. На территории кладбищ допускается с разрешения администрации кладбища (при отсутствии назначенной в установленном порядке администрации кладбища - специализированной службой по вопросам похоронного дела) движение транспортных средств в пределах схем движений и стоянок транспортных средств, утвержденных соответствующими специализированными службами по вопросам похоронного дела.

Статья 26. Требования к регистрации захоронений, установки надгробий

1. В целях упорядочения организации похоронного дела в Московской области Правительство Московской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области в зависимости от принадлежности мест погребения определяют органы, уполномоченные вести в установленном порядке книги регистрации захоронений, захоронений урн с прахом, установки надмогильных сооружений (надгробий), а также осуществлять выдачу лицам, ответственным за захоронение (нишу в колумбарии), удостоверений о захоронении, в том числе захоронении урн с прахом.
Порядок ведения указанных книг и выдачи удостоверений о захоронении, в том числе захоронении урн с прахом, определяется соответственно Правительством Московской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области с соблюдением положений настоящего Закона.
Требования к оформлению указанных книг и удостоверений устанавливаются Правительством Московской области в соответствии с федеральным законодательством.
2. Книги регистрации захоронений, захоронений урн с прахом, установки надмогильных сооружений (надгробий) являются документами строгой отчетности и подлежат постоянному хранению в архиве соответствующих специализированных служб по вопросам похоронного дела.
3. Регистрация захоронений осуществляется только при наличии подлинника гербового свидетельства о смерти, а регистрация захоронения урны с прахом - подлинника гербового свидетельства о смерти и справки о кремации.
4. При регистрации захоронений, в том числе захоронений урн с прахом, оформляются соответствующие удостоверение о захоронении или удостоверение о захоронении урны с прахом, которые выдаются ответственному за захоронение (нишу колумбария) лицу.
5. В книге регистрации захоронений регистрируется каждое захоронение с указанием фамилии, имени, отчества захороненного, номера квартала, сектора, могилы, даты захоронения, а также фамилии, имени и отчества лица, которому выдано удостоверение о захоронении.
6. В книгу регистрации захоронений урн с прахом вносятся сведения о захоронении каждой урны с прахом, содержащие фамилию, имя, отчество умершего, дату смерти, дату и место кремации, дату захоронения, номера квартала, сектора и могилы, куда захоронен прах (или номера яруса и ниши колумбарной стены), фамилию, имя и отчество лица, которому выдано удостоверение о захоронении урны с прахом.
7. В удостоверении о захоронении указываются: название города, где осуществляется захоронение; наименование органа, выдавшего данное удостоверение; фамилия, имя, отчество лица, которому выдано удостоверение о захоронении; регистрация захоронения кого (фамилия, имя, отчество) произведена; дата захоронения; название кладбища, номера квартала, сектора, могилы и даты захоронения; дата регистрации захоронения. Приведенные данные заверяются подписью ответственного должностного лица и печатью.
8. В удостоверении о захоронении урны с прахом указываются: название города, где осуществляется захоронение; наименование органа, выдавшего данное удостоверение; фамилия, имя, отчество лица, которому выдано удостоверение о захоронении праха; регистрация захоронения урны с прахом кого (фамилия, имя, отчество) произведена; дата захоронения урны с прахом; название кладбища, номера квартала, сектора, могилы и дата захоронения урны с прахом, данные о справке о кремации, регистрационный номер кремации. В случае помещения урны с прахом в колумбарий в удостоверении производятся данные о регистрации установки урны с прахом в колумбарий с указанием его номера, номера яруса и ниши; дата регистрации захоронения с прахом. Приведенные данные заверяются подписью ответственного должностного лица и печатью.
9. В удостоверения о захоронениях вносятся в установленном порядке дополнительные данные об установке и регистрации надмогильных сооружений, о повторных захоронениях в данную могилу гроба или урны с прахом, о дополнительных надписях на надгробии о повторных захоронениях. В удостоверение о захоронении урны с прахом - данные об установке и регистрации надгробия (мемориальных плит) в колумбариях.
10. Книга регистрации установки надгробий содержит регистрационный номер, фамилию, имя и отчество захороненного, данные о документе изготовителя надгробия, дату установки надгробия, номера квартала (сектора) и могилы (колумбария, его яруса и ниши), данные о материале и размерах надгробия, фамилию, имя, отчество и адрес лица, ответственного за могилу (нишу колумбария).
Данные об установке надгробия в обязательном порядке вносятся в удостоверение о захоронении или удостоверение о захоронении урны с прахом.

Статья 27. Крематории

1. Для предания тел (останков) умерших огню (кремации) с соблюдением того или иного обряда погребения на отведенных участках земли сооружаются крематории. Крематории могут находиться как в ведении исполнительных органов государственной власти Московской области, так и в ведении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области.
2. Порядок их деятельности в зависимости от принадлежности определяется Правительством Московской области или органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области.

Глава 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 28. Ответственность за нарушение настоящего Закона

Лица, признанные в установленном порядке виновными в нарушении настоящего Закона, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами Московской области.

Статья 29. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
2. Губернатору Московской области, Правительству Московской области в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона принять нормативные правовые акты, предусмотренные настоящим Законом.
3. Органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области в течение девяти месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона принять нормативные правовые акты, предусмотренные настоящим Законом.

Статья 30. О приведении нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом

1. Губернатору Московской области, Правительству Московской области привести свои нормативные правовые акты в сфере погребения и похоронного дела в соответствие с настоящим Законом в трехмесячный срок со дня вступления его в силу.
2. Органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области привести свои нормативные правовые акты в сфере погребения и похоронного дела в соответствие с настоящим Законом в трехмесячный срок со дня вступления его в силу.
3. Нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Московской области, а также органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области в сфере погребения и похоронного дела, принятые до вступления в силу настоящего Закона, действуют в части, не противоречащей настоящему Закону.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru