Законодательство
Московской области

Балашихинский р-н
Бронницы
Волоколамский р-н
Воскресенский р-н
Дзержинский
Дмитровский р-н
Долгопрудный
Домодедовский р-н
Дубна
Егорьевский р-н
Жуковский
Зарайский р-н
Звенигород
Ивантеевка
Истринский р-н
Каширский р-н
Климовск
Клинский р-н
Коломенский р-н
Королев
Красноармейск
Красногорский р-н
Краснознаменск
Ленинский р-н
Лобня
Лотошинский р-н
Луховицкий р-н
Лыткарино
Люберецкий р-н
Можайский р-н
Московская область
Мытищинский р-н
Наро-Фоминский р-н
Ногинский р-н
Одинцовский р-н
Озерский р-н
Орехово-Зуевский р-н
Павлово-Посадский р-н
Подольский р-н
Протвино
Пушкинский р-н
Пущино
Раменский р-н
Реутов
Рошаль
Рузский р-н
Сергиево-Посадский р-н
Серебряно-Прудский р-н
Серпуховский р-н
Солнечногорский р-н
Ступинский р-н
Талдомский р-н
Троицк
Фрязино
Химкинский р-н
Чеховский р-н
Шатурский р-н
Шаховской р-н
Щелковский р-н
Щербинка
Электросталь

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








РЕШЕНИЕ Совета депутатов Каширского района МО от 19.06.2003 № 108
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВНЕБЮДЖЕТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОЦИАЛЬНОЕ ЖИЛЬЕ" КАШИРСКОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2003-2010 ГГ."

Официальная публикация в СМИ:
"Каширские известия", № 92-95, 12.07.2003 (без приложения)






СОВЕТ ДЕПУТАТОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"КАШИРСКИЙ РАЙОН" МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 19 июня 2003 г. № 108

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВНЕБЮДЖЕТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"СОЦИАЛЬНОЕ ЖИЛЬЕ" КАШИРСКОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2003-2010 ГГ.

Рассмотрев представленную администрацией Каширского района муниципальную внебюджетную целевую программу "Социальное жилье" Каширского района Московской области на 2003-2010 гг., Совет депутатов муниципального образования "Каширский район" Московской области решил:
1. Утвердить муниципальную внебюджетную целевую программу "Социальное жилье" Каширского района Московской области на 2003-2010 гг. (приложение).
2. Опубликовать настоящее решение в газете "Каширские известия" (без приложения).

Глава муниципального образования
"Каширский район"
Е.Ф. Пузряков
19.06.2003





Приложение
к решению Совета депутатов
муниципального образования
"Каширский район"
Московской области
от 19 июня 2003 г. № 108

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ВНЕБЮДЖЕТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ
ПРОГРАММА "СОЦИАЛЬНОЕ ЖИЛЬЕ" КАШИРСКОГО РАЙОНА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2003-2010 ГГ.

Программа по улучшению жилищных условий населения района,
в т.ч. граждан, уволенных с военной службы и избравших
Каширский район Московской области постоянным
местом проживания

I. Предисловие к программе "Социальное жилье"

Опыт российской истории говорит о том, что армия является самым твердым оплотом российской государственности. Еще Александр III сказал, что у России есть только два верных союзника - это ее армия и флот.
Произошедшие за последние десятилетия изменения как в мировом сообществе, так и в России повлияли на характер приоритетов военных угроз мировой и региональной безопасности.
Гарантом национальной безопасности России является, как известно, система национальной обороны, существенной составляющей которой является военная организация государства.
Если взять за точку отсчета начала преобразований в военном строительстве 7 мая 1992 года - дату официального образования Российской армии, то можно сказать, что за прошедшее 10-летие проблема взаимоотношений армии и общества приобрела первостепенное значение как для становления молодой российской демократии, так и для становления самой Российской армии.
Крупномасштабное сокращение численности личного состава, низкая социальная защищенность военнослужащих, прежде всего отсутствие жилья и нормальных условий жизнедеятельности, предопределили массовый исход из армии наиболее перспективных офицеров, в том числе и молодых, которые, не видя своей профессиональной востребованности, а значит и смысла в дальнейшей службе, увольнялись в запас.
Исторически сложилось так, что слава России связана с ее армией. Вспомним, что реформы Петра I начинались с армии и осуществлялись с ее помощью. Армия давала России новые кадры государственного управления. Отечественная наука, культура, географические открытия создавались во многом людьми военными. Именно армия создавала Российскую империю, защищала ее. Практически каждая российская семья как в прошлом, так и в настоящем связана с армией, потому что в ней служили или служат их родные и близкие. Поэтому положение армии в России уникально. Армию в России всегда любили, уважали и ценили. В настоящее время в силу ряда объективных и субъективных причин отношение общества к армии изменяется не в лучшую сторону.
Армия постепенно превращается в объект постоянной тревоги общества, ей не доверяют, ее начинают бояться. Служба в армии перестает быть гражданским долгом для многих молодых россиян.
Военная реформа, о необходимости которой так много говорилось, не оправдывает ожиданий общества. Понимание того, что только успешное реформирование военной организации государства может создать реальную военную силу, способную гарантированно обеспечить суверенитет страны и ее национальную безопасность, а также защиту демократических преобразований общества, обязует изменить отношение к армии.
Необходимо осознать, что во имя создания боеспособной армии нужно идти на определенные затраты, прежде всего материальные, без чего дальнейшее движение по пути военных реформ невозможно. Также крайне необходимо формирование доброжелательного отношения к армии как со стороны государства и общества, так и со стороны самой армии. Приоритетом военной реформы и основной насущной задачей государства должно стать сохранение ее профессиональной основы - офицеров и прапорщиков. Для этого необходимо принимать меры по созданию экономических условий престижности военной службы, в том числе гарантированному обеспечению служебным жильем во время действительной военной службы и постоянным, собственным жильем во время службы в запасе (резерве). Собственность в виде жилья, земельного надела, средств производства и т.п. позволит не только "привязать" офицера к службе, но и создать основу для формирования столь необходимого России среднего класса. Нужно добиться коренного изменения нерационального отношения государства к огромному творческому, интеллектуальному, организационному и кадровому потенциалу офицеров запаса. Это активы государства, и такое расточительство непозволительно стране с рыночной экономикой. Надо отметить, что наши западные партнеры ФРГ и США уже давно это поняли. В этих странах существует стройная система взаимоотношений государство - армия - офицер запаса, обеспечивающая комплексное решение многих важных государственных задач.
В России такую систему предстоит создать. Реальным шагом в этом направлении является представляемая внебюджетная целевая программа "Социальное жилье", суть которой сводится к тому, что объединение государственного административного ресурса с организационными и финансовыми возможностями негосударственных организаций и предприятий различных форм собственности позволит на внебюджетной основе значительно увеличить объемы и темпы жилищного строительства для военнослужащих. Это эффективный, не имеющий российских аналогов вариант комплексного решения актуальных взаимообусловленных проблем обеспечения жильем и работой военнослужащих, увольняемых и уволенных с военной службы. Программа разработана авторским коллективом, в котором представлены специалисты различных отраслей науки и практической деятельности, занимающиеся проблемами обеспечения жизнедеятельности человечества в современных условиях. При разработке Программы учтены российские реалии, прежде всего имеющийся дефицит бюджетного финансирования строительства жилья для военнослужащих. Разработчики Программы учли также мировой и российский опыт ипотечного жилищного кредитования и предлагают свой вариант использования ипотечных механизмов для ускорения решения жилищной проблемы российских военнослужащих.
Выражаю большую надежду на понимание важности этого почина и всестороннюю поддержку со стороны органов государственной законодательной и исполнительной власти всех уровней.

Заместитель Председателя
Комитета Государственной Думы
по обороне генерал-полковник
Э. Воробьев



II. Паспорт Каширской муниципальной внебюджетной целевой
программы "Социальное жилье"

Наименование Программы - муниципальная внебюджетная целевая
программа "Социальное жилье"

Основание для разработки - Федеральная внебюджетная целевая
и утверждения Программы программа "Социальное жилье";
- постановление главы Каширского
района Московской области № ______
от "_____" _____________ 2003 г.

Основные разработчики - администрация Каширского района
Программы Московской области;
- Некоммерческая организация "Фонд
ипотечного жилищного кредитования
военнослужащих" (далее - фонд
"Военная ипотека"), г. Москва

Сроки разработки - апрель 2003 г.

Дата утверждения - постановление ____________________
(органа
__________________________________
законодательной власти)
от "___" ______ 2003 г. № ________

Цели и задачи Программы - ускорение сроков обеспечения
жильем граждан, уволенных с
военной службы, и членов их семей,
избравших Каширский район
Московской области местом
постоянного жительства;
- активизация экономики района за
счет привлечения внебюджетных
ресурсов для строительства
социального жилья на
муниципальных землях и создание
рабочих мест на основе наукоемких
технологий

Сроки реализации - 2003-2010 гг.
Программы I этап - 2003-2004 гг.
II этап - 2005-2007 гг.
III этап - 2008-2010 гг.

Система организации - реализуется в виде ряда
исполнения Программы инвестиционных проектов по
строительству социального жилья
под контролем и с участием
муниципальных органов
законодательной и исполнительной
власти Каширского района
Московской области

Исполнители Программы 1. Органы исполнительной власти
Каширского района Московской
области, в чьих интересах
реализуется Программа.
2. Фонд "Военная ипотека",
г. Москва.
3. Федеральная ассоциация
производителей жилья для
государственных нужд НП
"Социальное жилье".
4. Предприятия и организации,
отобранные по конкурсу в
соответствии со стандартами,
разработанными координаторами
Программы

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
"Социальное жилье"

Реализация Программы должна обеспечить:
- улучшение жилищных условий населения района, в первую очередь военнослужащих и членов их семей, за счет строительства для них порядка 10000 квартир;
- доступность приобретения жилья большинству населения района за счет того, что стоимость стандартной квартиры, соответствующей социальным нормам, будет равна госсубсидии на ее приобретение (стоимости ГЖС);
- сокращение сроков получения жилья до 7-8 месяцев с момента получения ГЖС для военнослужащих и 1-1,5 лет для других категорий граждан;
- создание возможностей гражданам для улучшения жилищных условий за счет предоставления ипотечного жилищного кредита;
- оказание содействия органам муниципальной власти в решении проблем социально-политического, экономического характера, влияющих на обеспечение безопасности подведомственных территорий, в том числе и в особый период, а также в улучшении демографической ситуации в районе за счет массового строительства жилья типа "офицерские поселения" с предоставлением рабочих мест для их жителей - военнослужащих, уволенных в запас, и членов их семей;
- снижение социальной напряженности в обществе, прежде всего в среде кадровых военнослужащих, продолжающих службу в силовых структурах РФ, войсковые части которых дислоцируются на территории района, за счет строительства жилья для них;
- оказание содействия органам управления муниципальных образований в решении задачи экономического развития Каширского административного района за счет строительства жилья для переселяемых в район военнослужащих запаса и членов их семей, обеспечение этого трудового ресурса рабочими местами за счет использования внебюджетных средств.

III. Основные определения и понятия, используемые в Программе

1. Владелец ГЖС - участник программы "Государственные жилищные сертификаты", получивший на руки именной документ (сертификат), гарантирующий ему выплату госсубсидии в указанном размере в случае покупки им жилья.
2. Граждане - граждане, изъявившие желание получить жилье и подтвердившие его вступлением в товарищество собственников жилья (ТСЖ) в рамках программы "Социальное жилье".
3. Домовладелец - собственник помещения в комплексе недвижимого имущества - кондоминиуме, он же участник долевой собственности на общее имущество.
4. Доля участия - установленная доля домовладельца в праве общей долевой собственности на общее имущество, определяет его долю в общем объеме обязательных платежей на содержание и ремонт общего имущества, в других общих расходах, а также в общем случае долю голосов на общем собрании домовладельцев и членов товарищества собственников жилья.
5. Жилой фонд социального использования - совокупность всех жилых помещений, включая жилые дома, квартиры и иные жилые помещения, заселенных на условиях договора найма и предоставляемых в пределах нормы жилой площади, жилые помещения в коммунальных квартирах, специализированные дома и жилые помещения в них.
6. Жилищная облигация - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее обладателя на получение от эмитента облигации ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или жилья как эквивалента этой стоимости в предусмотренный в облигации срок.
7. Заемщики - граждане, обратившиеся за получением ипотечного жилищного кредита и добровольно предоставившие уже имеющееся у них в собственности жилье или приобретаемое на средства кредита жилье в залог.
8. Застройщик - любое юридическое или физическое лицо, включая органы государственной исполнительной власти и местного самоуправления, или группа лиц, действующих совместно, которые приобретают, строят или реконструируют недвижимое имущество с целью создания кондоминиума и передачи прав собственности на помещения в нем различным домовладельцам.
9. Залог - юридически оформленное материальное обеспечение получаемого кредита, гарантирующее кредитору (залогодержателю) получение удовлетворения из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит это имущество (кредитополучателю - залогодателю).
10. Закладная - ценная именная бумага, удостоверяющая законное право ее владельца на получение исполнения по денежному обязательству, обеспеченному ипотекой имущества, указанного в договоре об ипотеке, без предоставления других доказательств существования этого обстоятельства, а также право залога на указанное в договоре об ипотеке имущество.
11. Инновационный актив - имеющиеся в распоряжении участников Программы "Социальное жилье" новейшие разработки в области строительных технологий, производства строительных материалов, методов и способов управления производственными процессами, финансами и т.п., применение которых позволит снизить затраты на строительство социального жилья.
12. Ипотека - залог недвижимого имущества.
13. Ипотечное жилищное кредитование - выдача кредита на строительство или покупку жилья под залог недвижимости.
14. Инвесторы - физические и юридические лица, объединения юридических лиц, в т.ч. и не имеющие статуса юридического лица, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности и некоммерческие организации, осуществляющие капитальные вложения на территории РФ с использованием собственных и (или) привлеченных средств в соответствии с законодательством РФ.
15. Кондоминиум - единый комплекс недвижимого имущества, включающий земельный участок в установленных границах и расположенные на нем жилое здание, иные объекты недвижимости, в котором отдельные части, предназначенные для жилых или иных целей (помещения), находятся в собственности граждан, юридических лиц, Российской Федерации, муниципальных образований (домовладельцев) - частной, государственной, муниципальной и иной формах собственности, а остальные части (общее имущество) находятся в их общей долевой собственности.
16. Кредиторы - физические и (или) юридические лица, в том числе банки и другие финансовые кредитные учреждения, выдающие ипотечные кредиты заемщикам на основании оценки их кредитоспособности и осуществляющие последующее обслуживание кредитов.
17. Кредитный потребительский кооператив граждан - кооператив, созданный гражданами, добровольно объединившимися для удовлетворения потребностей в финансовой взаимопомощи.
18. Муниципальное образование - городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
19. Операторы первичного ипотечного рынка - юридические лица, осуществляющие выкуп кредитов у кредиторов, аккумулирующие закладные в "пул" и продающие их оператору вторичного ипотечного рынка.
20. Операторы вторичного ипотечного рынка - юридические лица, осуществляющие выкуп закладных у оператора первичного ипотечного рынка.
21. Программа ГЖС - федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 20.01.1998 № 71 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 315).
22. Программа "Социальное жилье" - федеральная внебюджетная целевая программа, разработанная Фондом ипотечного жилищного кредитования военнослужащих, предназначенная для организации системы массового строительства качественного недорогого жилья с использованием механизма ипотечного кредитования в целях максимального удовлетворения потребностей населения России, в первую очередь военнослужащих и членов их семей, с использованием ГЖС.
23. Продавцы жилья - физические и (или) юридические лица, продающие собственное жилье заемщикам.
24. Режим наибольшего благоприятствования - обеспечение органами государственной и муниципальной власти благоприятных условий деятельности инвесторов на подведомственной территории по строительству социального жилья путем оказания административной поддержки, обеспечивающей сокращение сроков строительства жилья, (устранение бюрократических проволочек, связанных с согласованиями, утверждением и т.п.), предоставление в рамках действующего законодательства льгот по уплате налогов, таможенных и иных сборов. Предоставление гарантий по возврату инвестиций. Предоставление возможности получения "социальных заказов" в сферах, полезных для хозяйства конкретной административной территории.
25. Сертификат - Государственный жилищный сертификат - именной документ, удостоверяющий право на получение безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения.
26. Социальное жилье - жилье для государственных нужд, предоставляемое гражданам в собственность по обязательствам государства перед ними в соответствии с установленными социальными нормами и стандартами.
27. Социальная норма площади жилья - размер площади жилья, приходящийся на одного человека, в пределах которой осуществляется предоставление компенсаций (субсидий) по оплате жилья и коммунальных услуг.
28. Социальный заказ - сформулированное, законодательно обоснованное, административно обеспеченное задание на строительство социального жилья.
29. Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые гражданам в качестве помощи для строительства жилья или его покупки.
30. Территориальное общественное самоуправление - самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (микрорайонов, кварталов, улиц и др.) для осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления.
31. Товарищество собственников жилья - некоммерческая организация, форма объединения домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в кондоминиуме, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом.
32. Технология опережающего финансирования строительства жилья - использование долговых обязательств государства перед гражданами для финансирования строительства жилья (внутренний долг государства, реализуемый через получение инвестором налогового кредита).
33. Участники Программы "Социальное жилье" - квалифицированные фондом "Военная ипотека" юридические лица - инвесторы, строительные организации, страховые компании, оценочные агентства, банки и другие кредитные организации, принимающие участие в реализации Программы.
34. Устойчивое развитие поселений и территорий - развитие территорий и поселений при осуществлении градостроительной деятельности в целях обеспечения благоприятных условий проживания населения, в т.ч. и будущего поколения.
35. Фонд финансовой взаимопомощи - денежные средства, используемые кредитным потребительским кооперативом граждан (КПК) для предоставления займов своим членам, формируется за счет собственных средств КПК и личных сбережений его членов.
36. Хозяйствующие субъекты - российские и иностранные коммерческие организации и их объединения, а также индивидуальные предприниматели.

IV. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее
решения программным методом

4.1. Существующая ситуация.
Происшедшие за последнее десятилетие изменения в политической системе и экономике России коренным образом повлияли на состояние Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Продолжающаяся военная реформа предусматривает дальнейшее сокращение их численного состава. Массовое увольнение в запас кадровых военных, имеющих, как правило, специальное военное образование, породило острую социальную проблему, связанную с их адаптацией к новым условиям жизни и деятельности. Основными вопросами социальной адаптации военнослужащих, увольняемых и уволенных в запас, являются:
- обеспечение жильем;
- трудоустройство, в т.ч. членов их семей.
Органы власти Каширского района Московской области, учитывая сложившуюся трудную ситуацию с обеспечением жильем военнослужащих и во исполнение Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ, гл. II, ст. 15, п. 12, имеют административную возможность участия в реализации федеральной внебюджетной программы "Социальное жилье" на территории Каширского района в формате муниципальной целевой программы, сочетающей интересы как военнослужащих, так и коренного населения, без ущерба для экономики района.
4.2. Маркетинговые исследования проблемы.
Официальная позиция органов федеральной власти.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
   ------------------------------------------------------------------

1. Президент Российской Федерации В.В. Путин на совещании членов Совета Безопасности 11 мая 2001 года определил конкретную задачу:
"Государство обязано решать социальные проблемы военнослужащих - людей, которые всю свою жизнь посвятили стране.
Все действия в области военных преобразований нужно предпринимать, решая неотложные проблемы, имеющиеся в сфере материального обеспечения и социальных проблем военнослужащих, с этого нужно начинать.
Это острая проблема, но она не решается должным образом... нужно искать дополнительные источники для строительства, в том числе внебюджетные".
Несмотря на то что реализуемая программа потребует несколько десятков миллиардов рублей, "откладывать нельзя", и Правительство должно решать "перезревшие проблемы армии".
2. Заместитель Председателя Правительства России Матвиенко В.И., из письма-приветствия участникам третьего международного форума-выставки "Обеспечение жильем военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы", проходившего 30 октября - 3 ноября 2002 г.:
"Положение с жилищным обеспечением военнослужащих нельзя назвать благополучным. В настоящее время в федеральных органах власти, в которых законом предусмотрена военная служба, количество военнослужащих, нуждающихся в жилье для постоянного проживания, достигает 148 тыс. семей. Кроме того, более 160 тыс. семей граждан, ранее уволенных с военной службы, ожидают получение жилья по избранному месту жительства. Все это не может не вызывать озабоченности у Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ. Принимая во внимание, что задание федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты" реализовано не полностью, Правительством РФ разрабатываются новые подходы в решении жилищной проблемы".
3. Министр обороны РФ Иванов С.Б., из обращения к участникам международного форума-выставки "Бывшим военнослужащим, сотрудникам правоохранительных органов - социальную поддержку":
"Проведение государственной политики в области военного строительства предполагает решение целого ряда задач, имеющих социальную направленность. Особое место среди них занимают вопросы жилищного обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей".
Губернатор Московской области генерал-полковник Громов Б.В., хорошо знающий проблему жилья для военнослужащих и ее социально-политическое значение, активно содействует ее решению. Руководство области уделяет особое внимание повышению жизненного уровня и обеспечению социальной защищенности населения. В 2002 г. была принята областная целевая программа "Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в Московской области на 2002-2005 гг.", но, к сожалению, масштабы жилищной проблемы таковы, что бюджетных средств для ее решения, в т.ч. и в Московской области, не хватает.
4. Комитет Государственной Думы РФ по обороне констатирует, что практика реализации программ обеспечения жильем военнослужащих в условиях проводимых социально-экономических преобразований показала необходимость изменения концепции обеспечения жильем военнослужащих и поиска новых конкретных механизмов ее реализации.
Позиция руководителя государства, мнение членов Правительства, Комитета Государственной Думы РФ по обороне, Правительства Московской области позволяют сделать следующие выводы:
- проблема обеспечения жильем военнослужащих существует, и она должна решаться в приоритетном порядке;
- для увеличения объемов и темпов строительства социального жилья у государства нет достаточных сил и средств;
- необходимы новые подходы и механизмы для решения этой проблемы в сжатые сроки, прежде всего на внебюджетной основе;
- необходима внебюджетная программа, способная объединить административные возможности органов власти и финансовые внебюджетные возможности субъектов хозяйственной деятельности для комплексного решения проблем жилья и работы населения Каширского района Московской области.

V. Концепция Программы "Социальное жилье" - Кашира

5.1. Краткое описание Программы.
5.1.1. Программа "Социальное жилье" - Кашира является итогом совместной работы администрации района и руководства фонда "Военная ипотека". Опыт по адаптации военнослужащих к условиям гражданской жизни лег в основу Программы. Она отражает объективную потребность и возможность района в решении жилищной проблемы уволенных в запас военнослужащих.
5.1.2. Программа "Социальное жилье" - Кашира является частью федеральной программы, т.к. практически во всех субъектах Российской Федерации проблема обеспечения жильем военнослужащих существует, и она будет решаться в т.ч. и в формате данной муниципальной Программы.
5.1.3. Программа адаптирована к местным условиям, учитывает специфику района, его потребности и возможности.
5.1.4. Для обеспечения участия в Программе всех структур, заинтересованных в решении жилищной проблемы военнослужащих, прежде всего федеральных органов исполнительной власти, органов военного управления и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ее содержание разработано с учетом Федеральных законов "Об обороне", "О статусе военнослужащих", "О воинской обязанности и военной службе", "О ветеранах", а также государственных программ: "Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002-2010 гг.", "Государственные жилищные сертификаты", "Свой дом", "Обеспечение жильем молодых семей", "Социальная адаптация военнослужащих, подлежащих увольнению из рядов Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, членов их семей на 2002-2005 гг.". В Программе учтены позиция Президента России - Верховного Главнокомандующего ВС РФ В.В. Путина, заключающаяся в его словах о необходимости решения жилищной проблемы военнослужащих в приоритетном порядке с использованием дополнительных, в т.ч. внебюджетных, источников а также мнения, выводы и постановления руководителей органов государственной власти, в т.ч. Комитета Государственной Думы РФ по обороне, Министра обороны РФ, Министра труда и социальной политики РФ.
5.1.5. Программа предусматривает решение жилищной проблемы военнослужащих, уволенных из Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, избравших Каширский район Московской области местом постоянного проживания, за счет внебюджетных сил и средств при целенаправленной поддержке органов власти района.
5.1.6. Решение о количестве строящегося жилья в Каширском районе будет приниматься с учетом следующих параметров:
- потребности рынка труда района (населенного пункта);
- потребности экономики района в создании новых рабочих мест (при условии их инвестирования и обеспечения платежеспособного сбыта производимой продукции).
5.1.7. Жилье будет строиться на привлеченные внебюджетные средства с последующим рефинансированием через ГЖС.
5.1.8. В местах компактного проживания семей военнослужащих запаса (кондоминиумах) предусматривается обязательное создание рабочих мест (малых предприятий) в сфере бытового обслуживания, торговли, производства и переработки сельхозпродукции, других отраслей промышленности с учетом возможностей и потребностей региона и района проживания.
5.1.9. Состав будущих жильцов кондоминиумов подбирается путем анкетирования из числа участников программы "ГЖС", изъявивших желание жить в Каширском районе и трудиться по предложенной профессии.
5.2. Принципиальные положения, явившиеся основой Программы.
Программа "Социальное жилье" - Кашира основывается на следующих принципиальных положениях:
5.2.1. Неисполненные государственные обязательства перед военнослужащими по обеспечению их жильем являются внутренним политическим, экономическим и социальным долгом государства.
5.2.2. Государство подтверждает свои обязательства перед военнослужащими, но не имеет достаточных сил и средств для их выполнения.
5.2.3. Государственной программы по строительству жилья для военнослужащих нет, а строить жилье для государственных нужд необходимо.
5.2.4. Государственные внебюджетные активы, которые могут и должны использоваться для строительства социального жилья, привлекаются недостаточно, т.к. нет централизованного управления этими процессами.
5.2.5. Органы власти района заинтересованы в подъеме экономики руководимого района за счет привлечения инвестиций в производство, сферу обслуживания и другие отрасли хозяйственной деятельности с использованием трудоспособного, высококвалифицированного, дисциплинированного контингента из числа военнослужащих запаса и членов их семей.
5.2.6. Основополагающим принципом Программы "Социальное жилье" - Кашира является принцип "Жилье + работа", т.к. нельзя вести массовую застройку территорий, не решив проблему занятости жителей, так же как и невозможно создавать новые рабочие места для военнослужащих запаса и членов их семей без учета обеспеченности жильем.
5.2.7. Социальное жилье должно строиться массово, системно, с учетом концепции устойчивого развития поселений и территорий Каширского района и опорой в первую очередь на производственные возможности местной строительной индустрии.
5.2.8. Для строительства социального жилья необходима некоммерческая земля, прежде всего федеральная, находящаяся в бессрочном и бесплатном пользовании Министерства обороны РФ и других силовых структур, а также земля, выделяемая военнослужащим в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" из реестра муниципальных земель Каширского района.
5.3. Резюме концепции.
5.3.1. При оптимизации затрат на строительство социального жилья за счет выделения некоммерческой земли и применения современных строительных технологий и материалов стоимость жилья будет доступной военнослужащим в соответствии с установленными социальными нормативами.
5.3.2. Возможности бюджетного рефинансирования социального жилья и получения ипотечного кредита на срок 10-20 лет под 10-12% годовых в рублевом эквиваленте позволят семьям военнослужащих стать собственниками качественного, достойного жилья не только по социальным нормам, но и в соответствии со своими возможностями.
5.3.3. Новые рабочие места, создаваемые в районе непосредственно для строительства жилья и обеспечивающей его инфраструктуры, а также открытие новых производственных предприятий увеличат финансовые поступления в местный и региональный бюджеты.
5.3.4. Военнослужащие запаса и члены их семей, получившие возможность жить и работать в избранном ими месте, благодаря поддержке региональной и местной власти, будут ее активным административным ресурсом.

VI. Основные цели и задачи Программы
"Социальное жилье" - Кашира

6.1. Основной целью Программы "Социальное жилье" - Кашира является ускорение решения проблемы обеспечения жильем семей граждан, уволенных с военной службы и избравших Каширский район Московской области местом постоянного проживания, за счет массового строительства недорогого социального, но доброкачественного жилья, позволяющего максимально реализовать конституционное право граждан на жилище, подтвержденное государственным обязательством в виде ГЖС.
6.2. Задачи, решаемые Программой "Социальное жилье" - Кашира.
6.2.1. Консолидация административных и экономических ресурсов государства (федеральных органов законодательной и исполнительной власти) и ресурсов Каширского района Московской области с целью решения государственной задачи по обеспечению жильем военнослужащих, уволенных с действительной военной службы и избравших район местом постоянного проживания.
6.2.2. Строительство жилья для указанной категории граждан по ипотечной схеме на территории Каширского района.
6.2.3. Привлечение в экономику Каширского района значительных оборотных средств в виде инвестиций от финансовых институтов как российских, так и зарубежных, путем создания для них режима наибольшего благоприятствования в рамках действующего российского законодательства при условии вложения их финансов в строительство жилья по ипотечной схеме.
6.2.4. Активизация и интенсификация работы хозяйствующих субъектов в районе (производители стройматериалов, строители и др.), которые будут привлечены в качестве субподрядчиков для строительства жилья по Программе "Социальное жилье" - Кашира, и как следствие, увеличение количества рабочих мест и повышение налогооблагаемой базы, а значит и пополнение бюджета района.
6.2.5. Увеличение численности работоспособного населения района за счет офицеров запаса и членов их семей, переселяемых для постоянного проживания в соответствии с Программой "Социальное жилье" - Кашира.
6.2.6. Строительство жилья в сельской местности для переселенцев в комплексе с предприятиями по переработке и производству сельскохозяйственной продукции для трудоустройства военнослужащих и членов их семей, изъявивших желание работать в сельском хозяйстве.
6.2.7. Увеличение финансовых поступлений в бюджет района в виде налогов, взимаемых с участников Программы "Социальное жилье" - Кашира (строители, банки, страховые компании, оценщики, риелторы, инвесторы, покупатели квартир).
6.2.8. Создание системы, обеспечивающей возможность улучшения жилищных условий населения района путем участия в ипотеке (получение нового жилья с частичным погашением полученного ипотечного кредита путем передачи в Фонд имеющегося жилья).
6.2.9. Реализация кредитно-финансовых механизмов приобретения гражданами жилья.
6.2.10. Увеличение объемов строительства жилья за счет привлечения внебюджетных источников финансирования строительства социального жилья.
6.2.11. Участие в устойчивом развитии поселений и территорий района.

VII. Основные принципы и положения Программы
"Социальное жилье"

7.1. Основные принципы реализации Программы.
7.1.1. Открытость, прозрачность, гласность, доступность Программы для всех ее участников.
7.1.2. Управляемость и строгая отчетность.
7.1.3. Ответственность каждого участника перед государством и другими участниками Программы "Социальное жилье".
7.1.4. Законность осуществления деятельности в строгом соответствии с действующей нормативно-правовой базой РФ.
7.1.5. Строгое распределение функциональных обязанностей всех участников Программы "Социальное жилье" на договорной основе.
7.1.6. Гарантии исполнения договорных обязательств через страхование ответственности по договору и другие виды страхования.
7.1.7. Создание условий, позволяющих участникам Программы "Социальное жилье" максимально реализовать свой потенциал, проявить инициативу.
7.2. Основные положения Программы.
7.2.1. Одним из основных положений Программы является то, что ее участники (заемщики) будут иметь право выбора типа, вида, качества и размера жилплощади, получаемой в кредит, исходя из своих финансовых возможностей. Кроме того, заемщики могут участвовать в инвестировании строительства по своему выбору через накопительное страхование, через членство в ссудосберегательных кассах, жилищно-строительных кооперативах (ЖСК), товариществах собственников жилья (кондоминиумах), обществах взаимного кредитования и других небанковских кредитных организациях, но в рамках Программы, используя возможности, предоставляемые ею, позволяющие заемщикам аккумулировать денежные средства для целевого использования в строительстве и покупке жилья по своему решению.
7.2.2. Программа также основывается на положении о минимизации рисков, связанных с ипотечным кредитованием в рамках Программы для всех ее участников, за счет использования инструмента страхования. Предусмотрено страхование предмета залога (приобретаемого жилья), страхование жизни и трудоспособности заемщиков, страхование ответственности, страхование строительно-монтажных работ и сопутствующих рисков финансовых институтов, структур, инвесторов и других организаций, действующих в рамках Программы и аккредитованных фондом "Военная ипотека".
7.2.3. Участие в Программе "Социальное жилье" - Кашира для всех ее участников, в т.ч. заемщиков добровольное на договорной основе. Участником (заемщиком) может быть любой гражданин России, прежде всего житель Каширского района, квалифицированный фондом "Военная ипотека" по специально разработанным стандартам.
7.2.4. Основной замысел Программы состоит в строительстве жилья для военнослужащих под государственные обязательства о предоставлении безвозмездной финансовой помощи на покупку или строительство жилья военнослужащим в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
7.2.5. Снижения себестоимости строительства жилья по Программе, а значит увеличения объема строительства жилья предполагается достичь за счет безвозмездного выделения земли, а также освобождения от всех налогов и сборов как социально значимого (необходима соответствующая нормативно-правовая база).
7.2.6. Кредит в рамках Программы заемщику предоставляется для приобретения жилья, соответствующего требованиям заемщика и стандартам фонда "Военная ипотека".
7.2.7. До момента полной выплаты задолженности по кредиту заемщик имеет право использовать жилье (квартиру) для проживания, но не имеет права ее завещать, закладывать, сдавать в аренду или наем, передавать в качестве взноса в товарищества, общества и т.п. без предварительного письменного согласия кредитора (залогодержателя).
7.2.8. Все совершеннолетние собственники приобретаемой квартиры должны выступать созаемщиками по кредиту.
7.2.9. Все совершеннолетние лица, проживающие в приобретаемой квартире и не являющиеся ее собственниками, выступают поручителями по кредиту.
7.2.10. Все собственники квартиры и члены их семей в обязательном порядке подписывают нотариально заверенное обязательство об освобождении квартиры в случае наложения на нее взыскания в соответствии с условиями кредитного договора о приобретении квартиры на средства кредита.
7.2.11. Фонд "Военная ипотека" в рамках Программы "Социальное жилье" - Кашира планирует создание специального жилого фонда социального использования для заемщиков, нарушивших финансовые условия договоров ипотечного кредитования (для временного проживания заемщиков на период покупки (предоставления) им квартиры меньшей площади в соответствии с их финансовыми возможностями).

VIII. Обеспечение реализации Программы "Социальное жилье"

8.1. Идеологическое обеспечение Программы.
Идеологическими основами Программы "Социальное жилье" - Кашира являются:
- во-первых, установленные законодательством РФ обязательства государства по обеспечению жильем военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, механизмы и порядок реализации этих обязательств, а также ответственность органов власти всех уровней за неисполнение закона;
- во-вторых, установленное законодательством РФ приоритетное значение роли военной организации и человеческого фактора как ее основной движущей силы в обеспечении обороны и безопасности государства.
Все вышеизложенное сформулировано в соответствующих государственных актах (см. приложение № 1).
8.2. Финансово-экономическое обеспечение.
8.2.1. Экономический базис Программы "Социальное жилье" - Кашира.
Основной составляющей экономического базиса Программы "Социальное жилье" - Кашира является законное право военнослужащих, в т.ч. уволенных в запас, на получение земельных наделов для индивидуального жилищного строительства и безвозмездной субсидии на приобретение или строительство жилья. Это право установлено Федеральным законом "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 № 76-ФЗ (см. приложение № 1).
Кроме того, значимой экономической составляющей обеспечения Программы является также установленное Федеральным законом № 76-ФЗ право военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, на приобретение высвобождаемого военного имущества, а также получение освобождения от уплаты земельного налога, налогов на физических лиц, местных налогов и сборов (см. приложение № 1).
Также составляющими экономического базиса Программы являются:
- наличие федеральных земель, находящихся в оперативном управлении (бессрочном и бесплатном пользовании) у Министерства обороны РФ и других силовых структур, на которых можно и нужно строить жилье для военнослужащих, уходящих в запас, т.к. эта земля некоммерческая и не повысит себестоимость строительства жилья, возводимого на ней;
- наличие высвобождаемых из хозяйственного оборота Министерства обороны РФ и других силовых структур жилых и нежилых зданий, которые можно и нужно использовать для решения жилищной проблемы военнослужащих, увольняемых в запас или отселяемых из закрытых военных городков. Возможно использование этого фонда и в качестве временного переселенческого жилья;
- наличие у Министерства обороны и других силовых структур материальных активов в виде высвобождаемого имущества, в т.ч. подлежащего реализации, утилизации и т.п., что может быть использовано для финансирования строительства жилья в виде долевого участия, рефинансирования, залогового обязательства и другого финансового инструмента, способного обеспечить снижение себестоимости возводимого для военнослужащих жилья.
8.2.2. Финансовое обеспечение Программы.
Источники финансирования.
Основной источник финансирования Программы "Социальное жилье" - Кашира - внебюджетный, в том числе:
- заемные средства (кредитные) российских банков на срок до 2 лет;
- заемные средства зарубежных небанковских кредитных организаций на срок до 5 лет под 10-12% годовых в валюте;
- привлеченные инвестиционные средства отечественных инвесторов;
- привлеченные инвестиционные средства зарубежных инвесторов;
- средства граждан - участников Программы, организовывающих кредитные потребительские кооперативы, жилищные кооперативы или аккумулирующих средства с использованием системы накопительного страхования жизни;
- собственные средства фонда "Военная ипотека" и партнеров - членов Федеральной ассоциации производителей жилья для государственных нужд.
В последующем по мере совершенствования системы внебюджетного финансирования предусматривается привлечение государства к финансированию Программы через использование т.н. "квазибюджетных" средств. Прежде всего это средства, полученные от утилизации вооружения, военной техники и боеприпасов, использования высвобождаемого военного имущества. Другим источником "квазибюджетного" финансирования Программы может быть реструктуризация внутренних государственных долговых обязательств через использование метода опережающего финансирования.
Рефинансирование Программы.
Условием устойчивого функционирования и развития системы ипотечного жилищного кредитования в рамках Программы "Социальное жилье" - Кашира является обеспечение ее рентабельности. Для этого разработана система рефинансирования, которая предусматривает:
- продажу построенного социального жилья владельцам ГЖС;
- выдачу владельцам ГЖС ипотечного кредита жилой площадью, превышающей социальную норму площади жилья;
- замещение "дорогих" финансовых ресурсов, привлеченных для реализации Программы "Социальное жилье" - Кашира, более "дешевыми", обеспечивая тем самым увеличение объемов и темпов строительства социального жилья и дальнейшее кредитование;
- замещение "длинных" денег "короткими" за счет продажи закладных оператору вторичного ипотечного рынка России - ОАО "Ипотечное жилищное агентство".
Финансовое резюме Программы.
Размер госсубсидий на приобретение жилья (ГЖС) в настоящее время способен обеспечивать рефинансирование строительства социального жилья при условии, если так называемые "технические условия" (технические условия на присоединение строящихся жилых объектов к наружным инженерным сетям) не будут превышать 6-8% (в настоящее время они составляют от 16 до 40% себестоимости жилья), а норма прибыли строителей социального жилья не превысит 10%.
Наличие бюджетного обеспечения (ГЖС) и возможность получения ипотечного кредита на срок 10-15 лет под 10-12% годовых (в валюте) позволит владельцам ГЖС в короткие сроки стать собственниками достойного современного жилья.
8.3. Организационное обеспечение Программы "Социальное жилье" - Кашира будет осуществляться в рамках федеральной внебюджетной целевой программы "Социальное жилье" и заключается в проведении комплекса мероприятий по следующим направлениям:
- информационно-аналитическое обеспечение;
- организационно-административное обеспечение;
- социальная защита;
- обеспечение страховой защиты;
- материально-техническое обеспечение.
8.3.1. Информационно-аналитическое обеспечение Программы.
Заключается в том, что граждане-участники Программы "Социальное жилье" должны иметь возможность получения полной и достоверной информации, прежде всего об имеющихся у них правах и обязанностях, о ходе реализации их прав на жилье, о возможностях получения гражданской профессии, о порядке трудоустройства и других вопросах, без выяснения которых невозможно принятие решения о целесообразности вступления в коллектив участников Программы "Социальное жилье" и реализации своих планов.
Для решения этих и других задач в рамках Программы "Социальное жилье" создается информационно-аналитический центр, основными направлениями работы которого будут являться:
- информирование военнослужащих через СМИ;
- персональная переписка с гражданами, сбор и анализ полученной от них информации;
- поддержание контактов и связей с партнерами фонда и участниками Программы;
- сбор и анализ информации о ходе реализации Программы;
- мониторинг рынка жилья в России;
- организация и проведение рекламной кампании;
- мероприятия, обеспечивающие полноту и качество решения программных задач.
8.3.2. Организационно-административное обеспечение Программы.
Организационно-административное обеспечение заключается в том, что через фонд "Военная ипотека" создается разветвленная сеть консультационных пунктов по территориально-производственному принципу, т.е. в каждом субъекте федерации при военных комиссариатах и в каждом силовом ведомстве по решению его руководства создаются названные пункты для первичных консультаций военнослужащих о порядке и возможности реализации права на жилье, в т.ч. и через участие в Программе "Социальное жилье".
Для более полного использования возможностей, предоставляемых гражданам - участникам Программы "Социальное жилье", в их интересах создается сеть организаций - товариществ собственников жилья (ТСЖ), жилищно-строительных кооперативов (ЖСК), ссудосберегательных касс, где участники Программы "Социальное жилье" сами смогут организовать работу и контролировать с большей эффективностью реализацию принятых решений по строительству жилья.
Для централизации процессов, связанных со строительством нового жилья или подбором жилья на вторичном рынке России в зависимости от заказа, сделанного участниками Программы "Социальное жилье", создается Центральное жилищное агентство в г. Москве в рамках Программы, что даст возможность оперативно решать вопросы по всем субъектам федерации.
Планируется тесное взаимодействие с создаваемыми биржами:
а) недвижимости;
б) ипотечных ценных бумаг;
в) финансовых услуг.
Организуется тесное взаимодействие с органами государственной законодательной и исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях с целью координации деятельности и повышения ее эффективности в решении программных задач.
Учреждение федеральной ассоциации производителей жилья для государственных нужд НП "Социальное жилье" как управляющей компании Программы.
Планирование реализации Программы "Социальное жилье" по регионам в соответствии с утвержденными схемами работы.
8.3.3. Страховая защита участников Программы.
Защита имущественных интересов всех участников Программы обеспечивается страхованием. Страхование должно быть комплексным, соответствовать срокам реализации Программы, включать наибольший перечень видов страхования, обеспечивающих страховую защиту участникам Программы от максимально возможного набора рисков.
Риски кредиторов в системе ипотечного жилищного кредитования не возникают из их обязанностей, а полностью связаны с внешними рисками - форс-мажорными обстоятельствами и нарушениями заемщиками своих обязательств в связи с их жизненными обстоятельствами. С целью минимизации рисков в рамках Программы предполагается введение принципа страхования рисков кредитора.
Страховая защита предполагает следующий перечень видов и рисков:
- страхование строительно-монтажных рисков;
- страхование предмета ипотеки;
- страхование жизни заемщика;
- страхование заемщика от несчастного случая;
- иные риски (за исключением финансовых), возникающие при реализации Программы.
При этом по имущественным видам страхования должны покрываться риски гибели, пропажи, повреждения застрахованного имущества в результате следующих причин: пожар, залив, взрыв, падение посторонних предметов, противоправные действия третьих лиц, стихийные бедствия, а также иные в зависимости от специфики региона и объекта. Страхование жизни и здоровья предполагает защиту материального положения заемщика и его семьи по следующим событиям: смерть, временная потеря трудоспособности, полная потеря трудоспособности, инвалидность, а также иные факторы, способные повлиять на материальное положение и тем самым поставить под угрозу исполнение его обязательств перед кредитором.
Ипотечный кредит выдается только при условии согласия заемщика застраховать свои риски (жизнь, здоровье, предмет ипотеки) на всю сумму и срок ипотечного кредита с процентами по нему. Таким образом обеспечивается возврат ипотечного кредита в точном соответствии с процедурой, установленной договором ипотеки (закладной), при любых обстоятельствах.
Это страхование производится по следующей схеме:
Кредитор не пользуется предоставленным ему по Закону "Об ипотеке (залоге недвижимости)" правом требовать страхование заемщиком заложенного имущества от утраты и повреждения.
Страхование риска кредитора объявляется обязательным условием для получения каждого ипотечного кредита и производится с согласия заемщика.
Риск кредитора страхуется одновременно с заключением договора ипотеки (закладной).
Риск кредитора страхуется в пользу ипотечного банка (оператора первичного рынка ипотечных ценных бумаг).
Договор страхования риска кредитора заключается на всю сумму ипотечного кредита (с процентами).
Договор страхования риска кредитора действует до момента полного возврата кредитору всей суммы кредита (с процентами) независимо от того, переходило ли право собственности на заложенное имущество к иному лицу или нет.
Страховые взносы заемщика включаются в сумму основного долга по ипотечному кредиту и перечисляются ипотечным банком страховой компании по поручению заемщика.
Кредитор не дает заемщику разрешение на отчуждение находящегося под залогом жилья без согласия соответствующей страховой компании.
Страховым случаем является нарушение сроков, порядка или условий возврата ипотечного кредита, установленных договором ипотеки (закладной).
При наступлении страхового случая кредитор передает страховой компании право обращения взыскания на имущество, заложенное заемщиком по ипотеке.
При наступлении страхового случая страховая компания выплачивает ипотечному банку страховую премию не единовременно в полном объеме, а в том же порядке, в каком заемщик должен был бы производить возврат ипотечного кредита вплоть до прекращения страхового случая, например, до возникновения добросовестного заемщика по этой ипотеке.
Риск кредитора страхуется исключительно в одной из страховых компаний, выбранных по результатам конкурса.
Обязательными условиями конкурса по выбору страховой компании для участия в системе ипотечного жилищного кредитования являются:
Перестрахование рисков кредитора в первоклассной международно признанной страховой компании.
Депонирование страховой компанией в ипотечном банке под низкий процент (не более 3,5% годовых) своих страховых резервов в объеме не меньшем, чем сумма страховых взносов по всем застрахованным этой компанией рискам кредитора.
Установление страховой компанией фиксированной максимальной величины страхового тарифа, при которой риск кредитора по договору ипотечного кредитования должен страховаться в безусловном порядке вне зависимости от обстоятельств заемщика и без предъявления им каких-либо документов, кроме удостоверения личности (страховая компания разрабатывает порядок снижения страхового тарифа для заемщиков, которые представят ей документально подтвержденную информацию об обстоятельствах, уменьшающих риск кредитора).
8.3.4. Социальная защита участников Программы.
Для социальной защиты интересов военнослужащих и членов их семей в рамках Программы "Социальное жилье" предусмотреть:
- предоставление рабочих мест для жителей "офицерских поселений";
- участие в трудоустройстве жителей домов, построенных в индустриальных центрах;
- создание специального фонда для защиты семьи добросовестного заемщика в случае его смерти путем погашения задолженности по ипотечному кредиту.
В системе ипотечного жилищного кредитования в случае систематического нарушения заемщиком условий платежей по договору ипотеки кредитор потребует от должника немедленного возврата непогашенной части кредита с процентами. Если это требование не будет выполнено, кредитор передает соответствующей страховой компании право обращения взыскания на имущество должника, а страховая компания начинает осуществлять установленные договором ипотеки (закладной) платежи вместо неисправного должника.
В системе ипотечного жилищного кредитования устанавливается единый порядок действий страховой компании в отношении неисправного должника, защищающий его от произвола страхователя:
- страховая компания обязана исследовать причину нарушения заемщиком обязательств по платежам и выяснить, произошло ли это нарушение по злому умыслу должника или явилось следствием несчастного стечения обстоятельств;
- если страховая компания сочтет нарушение неумышленным, она обязана принять меры по возмещению своих издержек за счет специально созданного социального фонда;
- если у страховой компании есть основание считать нарушение умышленным, она обязана до обращения в суд предложить неисправному должнику выплатить ей издержки в полном объеме либо немедленно, либо из средств, полученных этим должником от самостоятельной продажи заложенного жилья по рыночной стоимости с осуществлением платежей через ипотечный банк. В последнем случае она предложит должнику оказать содействие в продаже этого жилья на максимально выгодных для него условиях путем привлечения аккредитованных в системе профессиональных риелторов и оценщиков;
- в случае отказа или уклонения недобросовестного должника от сотрудничества страховая компания обращается с соответствующим иском в суд.
8.3.5. Материально-техническое обеспечение Программы.
В основе материально-технического обеспечения лежит принцип снижения себестоимости производимой конечной продукции (жилья) за счет оптимизации затрат на всех стадиях его производства. Это возможно, если все участники процесса строительства будут соблюдать разработанные в рамках Программы "Социальное жилье" нормы и стандарты, основанные на использовании новейших разработок, ноу-хау в области архитектуры, строительных технологий и материалов, а также нового принципа управления производственными процессами (метод Леонтьева-Руткевича).
Важнейшим фактором снижения себестоимости жилья являются стоимость земли и технические условия присоединения к коммуникациям.
В рамках Программы "Социальное жилье" земля не должна быть коммерческой, а технические условия (ТУ) не должны превышать 6-8% себестоимости жилья.
При строительстве "офицерских поселений" предусматривать создание автономной системы энергоснабжения, водоснабжения, телефонизации, обеспечения экологической безопасности зданий по методу доктора технических наук В. Шубина (см. приложение № 4 <*>), а также утилизации бытовых и других отходов человеческой деятельности, что не только значительно снизит затраты на содержание и эксплуатацию жилья, но и повысит качество жизни его владельцев.
8.4. Нормативно-правовое обеспечение Программы.
Нормативно-правовая база, обеспечивающая реализацию Программы "Социальное жилье", обусловлена наличием целого ряда законодательных актов, позволяющих в полном объеме выполнить программные цели и задачи:
- Закон РФ "О статусе военнослужащих", утвержден Президентом РФ 22.01.93, в редакции от 27.05.98 № 76-ФЗ;
- Федеральный закон "О некоммерческих организациях" принят Государственной Думой РФ 08.12.95, № 7-ФЗ;
- приказ Минобороны РФ № 150 от 21.04.97 "О порядке оказания безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья и выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим";
- письмо Госналогслужбы РФ № ЮУ-06/111н от 19.10.94 "О порядке применения соглашения о предоставлении гранта по программе обеспечения жильем увольняемых в запас или отставку военнослужащих";
- постановление Правительства РФ № 604 от 26.06.95 "О порядке оказания безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья и выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащими и гражданами, уволенными с военной службы";
- Указ Президента РФ от 29.01.98 № 102 "О президентской программе "Государственные жилищные сертификаты";
- информационный бюллетень Генерального управляющего президентской программой "Государственные жилищные сертификаты" (Итоги реализации программы ГЖС за 1997-2000 гг.);
- Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" от 16.07.98 № 102-ФЗ;
- постановление Правительства РФ от 11.01.2000 № 28 "О мерах по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации";
- Федеральный закон "Об ипотечных ценных бумагах";
- постановление Правительства РФ от 19.03.2002 № 168 "О совершенствовании деятельности по реализации федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты";
- директива первого заместителя Министра обороны РФ - начальника Генерального штаба от 08.01.2002 № 314/8/33 "Об упорядочении учета рационального использования земель и объектов недвижимости, предоставленных Министерством обороны РФ и пригодных под жилую застройку";
- решение Комитета по обороне Государственной Думы РФ от 18.06.2002 "Состояние и проблемы обеспечения жильем военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей";
- Федеральный закон "Об обороне";
- Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе";
- Федеральный закон "О ветеранах";
- Федеральная целевая программа "Жилище" на 2000-2010 гг.;
- государственная программа "Свой дом";
- государственная программа "Социальная адаптация военнослужащих, подлежащих увольнению из Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, членов их семей на 2002-2010 гг.";

IX. Организационная схема реализации Программы
"Социальное жилье"

9.1. Организационно-финансовая схема инвестирования средств в строительство социального жилья.

   ------------------¬            1           
   ----------¬

¦Правительство РФ +-------------------------->¦Инвесторы¦
L------------------ L----------

¦ /\
2¦ ¦3
\/ ¦
   --------------------------¬          
   ----------------------------¬      12

¦Агентство по ипотечному ¦ 9 ¦Фонд ипотечного жилищного ¦ ---------¬
¦жилищному кредитованию РФ¦<----------->¦кредитования военнослужащих¦ 13 ¦
L--------------------------
   ----->¦"заказчик-застройщик"      ¦ <----¬    ¦

/\ ¦ L---------------------------- ¦ \/
¦ 11 ¦ ¦ /\ /\
   --------------¬

¦11
   ----------------          7¦     4¦      8¦         ¦Строительные ¦

\/ \/ \/ \/ ¦ ¦ организации ¦
   -------------------¬        10        
   ---------------------¬      L--------------

¦Страховая компания+-------------------->¦Заемщик - покупатель¦
L-------------------
   ---->¦      жилья         ¦

   ------------    L---------------------

   -----------6                      /\

¦ 5¦
   ---------------------¬                            ¦

¦Риелторская компания¦
   --------------------¬

L--------------------- ¦Оценочная компания ¦
L--------------------


1. Гарантии по ГЖС. Гарантии по ипотечным ценным бумагам.
2. Размещение финансов.
3. Размещение ипотечных ценных бумаг.
4. Купля-продажа жилья.
5. Оценка рыночной стоимости жилья.
6. Проведение сделки купли-продажи жилья.
7. Выдача ипотечного кредита.
8. Залог жилья.
9. Рефинансирование - купля-продажа закладных.
10. Страхование жилья и жизни, рисков заемщика.
11. Страхование рисков кредитора (ипотеки).
12. Финансирование строительства жилья.
13. Принятие построенного жилья на баланс заказчика.

9.2. Организационно-территориальная схема реализации Программы "Социальное жилье".

   ---------------------------------¬

¦Федеральная внебюджетная целевая¦
¦ программа "Социальное жилье", ¦
¦ г. Москва ¦
L------T--------------------------

¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
\/ ¦ \/
   -----------------------------¬      ¦  -----------------------------¬

¦ Региональная ¦ ¦ ¦Корпоративно-ведомственная ¦
¦программа "Социальное жилье"¦ ¦ ¦программа "Социальное жилье"¦
L----------------------------- ¦ L-----------------------------

\/
   -----------------------------¬

¦ Муниципальная ¦
¦программа "Социальное жилье"¦
L-----------------------------


Примечания:
1. Для реализации программ "Социальное жилье" в регионах (районах) РФ целесообразно создавать совместные (Центр + регион) программы "Социальное жилье" с учетом возможностей и потребностей конкретного региона.
2. Региональные (районные) ассоциации производителей социального жилья необходимы для координации работ с целью оптимизации затрат на его строительство за счет производственной кооперации организаций по территориальному принципу.

X. Масштабы, сроки и этапы реализации Программы
"Социальное жилье" - Кашира

10.1. Объемы и темпы строительства социального жилья в Каширском районе зависят от следующих факторов:
- размера и качества выделяемых под строительство земельных участков;
- сроков оформления соответствующей разрешительной документации на строительство;
- качества менеджмента объединенной дирекции Программы "Социальное жилье" - Кашира.
Сроки реализации Программы будут зависеть от следующих факторов:
- количества военнослужащих, желающих и готовых реализовать свое право на жилье через участие в Программе;
- возможностей бюджета по субсидированию граждан, имеющих право на получение жилья от государства (количество выданных ГЖС);
- возможности использования "квазибюджетных средств" для финансирования строительства социального жилья;
- активности органов государственной (федеральной, региональной) и местной власти, их заинтересованности в увеличении объемов и темпов строительства социального жилья в интересах конкретных министерств, ведомств, субъектов федерации, органов муниципальной власти и государства в целом.
10.2. Реализация Программы спланирована на 3 этапа.
I этап - 2003-2004 гг.
Реализация пилотных проектов:
- подбор участников - исполнителей Программы (инвесторы, строители, риелторы, оценщики, страховщики и др.);
- определение дополнительных источников бюджетного и внебюджетного финансирования Программы;
- оформление землеотвода под строительство социального жилья в районе;
- строительство жилья в формате пилотных проектов.
II этап - 2005-2007 гг.
Развертывание строительства социального жилья и создания рабочих мест по Программе "Социальное жилье" - Кашира.
III этап - 2008-2010 гг.
Полномасштабное строительство социального жилья и производственных мощностей с выходом на запланированные объемы.

XI. Резюме Программы "Социальное жилье" - Кашира

В Программе представлен алгоритм кардинального решения жилищной проблемы населения района, прежде всего военнослужащих, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Реализация предлагаемой системы массового строительства социального жилья с использованием механизма ипотечного кредитования позволит решить проблему обеспечения жильем в короткие сроки всех граждан, имеющих право на получение государственного жилья в Каширском районе.
Комплексный подход к решению жилищной проблемы обеспечит экономический подъем района, так как будут построены жилые комплексы для компактного размещения приехавших на постоянное жительство и каждый житель такого комплекса будет трудоустроен за счет вновь созданных рабочих мест и модернизации имеющихся. Это возможно, так как трудовой ресурс в лице офицеров запаса и членов их семей при условии их подготовки по востребованным экономикой района специальностям может дать значительную прибавку к объему товарного производства ликвидной продукции, а значит будет увеличена налогооблагаемая база, вырастет доход населения, укрепится национальная валюта и т.д., что в целом и означает улучшение качества жизни населения Каширского района и в конечном итоге всей страны.
Программа рассчитывает на активное участие в ней самих жителей района, в чьих интересах она и реализуется.
Программа рассчитана на активную административную и иную конструктивную поддержку органов государственной и муниципальной власти.
Программа рассчитывает на политическую поддержку всех прогрессивных партий и движений России, в программе которых предусматривается практическая деятельность по улучшению социально-политической ситуации в стране, укреплению обороноспособности, повышению уровня национальной безопасности государства и качества жизни россиян.

   -----------------------------------

<*> Не приводится.





Приложение № 1
к Программе

ВЫДЕРЖКИ ИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНИНА,
ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПО ЗАЩИТЕ ОТЕЧЕСТВА

Конституция Российской Федерации

Раздел I, гл. II, ст. 59 гласит:
"1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации".
Глава IV, ст. 87:
"Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами Российской Федерации".
Глава VI, ст. 114:
"Правительство Российской Федерации:
- осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации".

Военная доктрина Российской Федерации определяет (утверждена Указом Президента РФ от 21 апреля 2000 г. № 706):
Раздел I, п. 7: "Обеспечение военной безопасности Российской Федерации является важнейшим направлением деятельности государства".
П. 8: "Военная безопасность Российской Федерации обеспечивается всей совокупностью имеющихся в ее распоряжении сил, средств и ресурсов".
Раздел I, п. 11: "Целям обеспечения военной безопасности Российской Федерации служит военная организация государства".
П. 14: "Основными принципами развития военной организации государства являются:
<...>
- реализация прав и свобод военнослужащих, обеспечение их социальной защищенности, достойного социального статуса и уровня жизни".
П. 16: "Основные направления развития военной организации государства:
<...>
- реализация государственной политики по укреплению престижа военной службы".
Раздел III. Военно-экономические основы.
П. 2: "Основные задачи военно-экономического обеспечения:
<...>
- повышение уровня социального обеспечения военнослужащих".
П. 3: "Приоритетные задачи военно-экономического обеспечения:
<...>
- повышение уровня жизни, реализация установленных федеральным законодательством социальных гарантий военнослужащим и членам их семей".

Федеральным законом "Об обороне" от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ устанавливается:
Раздел I ст. 1, п. 12: "Имущество Вооруженных сил Российской Федерации, других воинских, военных формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления".
Ст. 2. Организация обороны включает:
П. 10: "Оперативное оборудование территории Российской Федерации в целях обороны".
Ст. 6. Полномочия Правительства РФ в области обороны.
П. 15: "Организует разработку Федеральной государственной программы оперативного оборудования РФ в целях обороны и проводит мероприятия по реализации этой программы".
Ст. 9. Права и обязанности граждан РФ в области обороны. Граждане Российской Федерации:
П. 3: "Могут создавать организации и общественные объединения, содействующие укреплению обороны".
Ст. 14. Основные функции Министерства обороны Российской Федерации.
П. 10: "Обеспечивает социальную защиту военнослужащих... граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей".

Федеральный закон "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ:
Гл. I, ст. 3, п. 3: "Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает:
- реализацию их прав, льгот, гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления;
- охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе".
Гл. II, ст. 6, п. 3: "Военнослужащие при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации...".
Гл. I, ст. 3, п. 4: "Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий... реализации прав военнослужащих... могут также содействовать общественные объединения".
Гл. II, ст. 15, п. 12: "Военнослужащим... и гражданам, уволенным с военной службы... органы местного самоуправления обязаны в первоочередном порядке предоставлять право на вступление в жилищно-строительные кооперативы либо выделять земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов".
Гл. II, ст. 17, п. 2: Военнослужащим... бесплатно по месту военной службы предоставляются в собственность или пожизненное наследуемое владение земельные участки по их желанию для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства или индивидуального (коллективного) садоводства.
Военнослужащим... за 3 года до увольнения с военной службы по возрасту, а также гражданам, уволенным с военной службы... по месту военной службы или избранному месту жительства бесплатно предоставляются в собственность земельные участки по их желанию для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, личного хозяйства, крестьянского (фермерского) хозяйства или индивидуального (коллективного) садоводства.
Земельные участки предоставляются органами государственной власти и органами местного самоуправления в порядке, определенном федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности:
для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства или индивидуального (коллективного) садоводства - по нормам, установленным органами местного самоуправления, но не менее 0,1 га в городах и поселках городского типа и не менее 0,25 га в сельской местности;
для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства после увольнения с воинской службы - по нормам, установленным законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации".
Право военнослужащих на получение госсубсидий для покупки или строительства жилья определено п. 7 ст. 15 гл. II настоящего Закона.
"Военнослужащим... вступившим в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо осуществляющим строительство (покупку) индивидуальных жилых домов (квартир) в пределах социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, с учетом дополнительной общей площади жилого помещения... предоставляются субсидии в виде безвозмездной финансовой помощи при общей продолжительности военной службы в размере:
- 10-25 лет не менее 75%;
- 25 лет и более 100% стоимости жилых помещений, принадлежащих ЖСК, или строительства (покупки) индивидуальных жилых домов (квартир).
В тех же размерах оказывается безвозмездная финансовая помощь... гражданам, уволенным с военной службы... не имеющим жилых помещений для постоянного проживания или нуждающимся в улучшении жилищных условий и осуществляющим строительство (покупку) индивидуальных жилых домов (квартир)".
Гл. II, ст. 17, п. 3: "Военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, имеют право на приобретение высвобождаемого военного имущества по сложившимся ценам с учетом износа и предоставленных налоговым законодательством Российской Федерации льгот".
Гл. II, ст. 17, п. 4: "Граждане, уволенные с военной службы... имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более, освобождаются от уплаты земельного налога и налогов на имущество физических лиц".
Гл. II, ст. 17, п. 5: "Военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы... и члены их семей могут освобождаться органами местного самоуправления полностью или частично от уплаты местных налогов и сборов".





Приложение № 2
к Программе

ОБОСНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ ФОРМЫ НП
"СОЦИАЛЬНОЕ ЖИЛЬЕ"

Федеральный закон № 7-ФЗ от 08.12.1995 "О некоммерческих организациях";
Гражданский кодекс РФ ст. 48-65, ст. 116-123 ГК РФ.
Комментарии к статье 2 главы I Федерального закона "О некоммерческих организациях" гласят:
"Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая прибыль между участниками.
Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных... управленческих целей, защиты прав и интересов граждан... а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ".
Наиболее приемлемой формой некоммерческой организации для осуществления деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных п. 2 ст. 2 вышеуказанного Закона № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", является некоммерческое партнерство (далее - НП).
Комментарии к статье 8 главы II Федерального закона "О некоммерческих организациях".
Преимущества некоммерческого партнерства:
Организация основывается на членстве.
Учреждается гражданами и (или) юридическими лицами.
Учреждается для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение общих целей.
Члены некоммерческого партнерства (НП) не отвечают по его обязательствам, а некоммерческое партнерство не отвечает по обязательствам всех своих членов.
Некоммерческое партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано, полученная прибыль не распределяется между членами НП, а полностью обращается на обеспечение уставной деятельности.
Члены некоммерческого партнерства вправе:
- участвовать в управлении делами НП;
- по своему усмотрению выходить из НП.
Законом не установлено никаких ограничений для членства в партнерстве, т.е. учредителями могут выступать в т.ч. органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия.
Состав некоммерческого партнерства может быть расширен за счет принимаемых новых членов в любое время по решению его руководящего органа.
Комментарий к главе VI Федерального закона "О некоммерческих организациях" "Экономическая поддержка некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления".
Ст. 1: органы государственной власти в пределах своей компетенции могут (т.е. обладают полномочиями!) оказывать некоммерческим организациям экономическую поддержку в различных формах, в том числе:
- предоставление в соответствии с законодательством льгот по уплате налогов, таможенных и иных сборов и платежей;
- предоставление некоммерческим организациям иных льгот, в т.ч. полное или частичное освобождение от платы за пользование государственным имуществом;
- поручение исполнения государственного социального заказа.

Примечания:
1. К числу органов государственной власти относятся прежде всего федеральные органы исполнительной власти - Правительство РФ, министерства, государственные комитеты, службы, агентства.
В их число входят и органы государственной власти субъектов РФ.
2. Экономическая поддержка некоммерческих организаций со стороны указанных органов рассчитана на создание благоприятных финансовых, имущественных и иных условий для достижения этими организациями уставных целей.
3. Указанные органы государственной власти обладают полномочиями решать вопросы экономической поддержки некоммерческих организаций, т.е. они вправе и обязаны принимать соответствующие меры. Уклонение от их осуществления следует рассматривать как управленческое бездействие.





Приложение № 3
к Программе

СТРАХОВАЯ МОДЕЛЬ ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА
ЖИЛЬЯ ДЛЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

1. Фонд ИЖКВ подписывает агентский договор со страховой компанией на предмет подготовки вариантов строительства нового жилья, а также подбора участников Программы ГЖС, желающих приобрести соответствующее жилье.
2. Страховая компания заключает инвестиционный договор с девелопером, осуществляющим строительство заказанного ФИЖКВ жилья, и финансирует строительство.
3. Девелопер строит по заказу Фонда ИЖКВ жилье и по окончании работ оформляет построенное жилье в собственность.
4. Фонд проводит андеррайтинг потенциальных покупателей строящегося жилья, готовит кредитные дела и передает страховой компании. Решает вопросы по оценке покупаемого жилья, обеспечивает юридическое сопровождение сделки.
5. Участники программы ГЖС, отобранные Фондом ИЖКВ для заселения в строящееся жилье, заключают с Фондом предварительный договор купли-продажи выбранного жилья и приобретают в СК полис накопительного страхования жизни в размере, равном разности стоимости квартиры и стоимости ГЖС (не более 30% стоимости квартиры).
6. Девелопер продает построенное жилье в соответствии с ранее заключенными предварительными договорами купли-продажи жилья между Фондом ИЖКВ и владельцами ГЖС. Владелец ГЖС становится собственником жилья на условиях рассрочки части платежа (Сж - ст. ГЖС + D), D = < 30% Сж (в рассрочку от 1 до 15-20 лет). Покупатель жилья вписывает девелопера выгодоприобретателем по накопительному полису СК.
7. Покупатель жилья, получающий рассрочку платежа, оформляет в СК все обязательные виды ипотечного страхования и оформляет в установленном порядке залог купленного жилья в качестве обеспечения своего долга перед девелопером.
8. Владелец жилья, находящегося в ипотеке, выплачивает девелоперу ежемесячные взносы (в соответствии с графиком) и платежи в СК по заключенным видам ипотечного страхования.
9. Девелопер рассчитывается со СК по инвестиционному договору.
10. СК осуществляет выплату по полису накопительного страхования владельцу жилья, который за счет этого полностью рассчитывается с девелопером.
11. Девелопер возвращает залог владельцу жилья.
12. Девелопер формирует пул закладных и продает их оператору вторичного рынка, возвращая средства, использованные для строительства жилья, и рассчитывается со СК по инвестиционному договору.
13. Оператор вторичного рынка под имеющийся пул закладных выкупает собственные ценные бумаги (жилищные облигации) для привлечения средств инвесторов, а также оплачивает эти ценные бумаги, предъявленные к погашению.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru