Законодательство
Московской области

Балашихинский р-н
Бронницы
Волоколамский р-н
Воскресенский р-н
Дзержинский
Дмитровский р-н
Долгопрудный
Домодедовский р-н
Дубна
Егорьевский р-н
Жуковский
Зарайский р-н
Звенигород
Ивантеевка
Истринский р-н
Каширский р-н
Климовск
Клинский р-н
Коломенский р-н
Королев
Красноармейск
Красногорский р-н
Краснознаменск
Ленинский р-н
Лобня
Лотошинский р-н
Луховицкий р-н
Лыткарино
Люберецкий р-н
Можайский р-н
Московская область
Мытищинский р-н
Наро-Фоминский р-н
Ногинский р-н
Одинцовский р-н
Озерский р-н
Орехово-Зуевский р-н
Павлово-Посадский р-н
Подольский р-н
Протвино
Пушкинский р-н
Пущино
Раменский р-н
Реутов
Рошаль
Рузский р-н
Сергиево-Посадский р-н
Серебряно-Прудский р-н
Серпуховский р-н
Солнечногорский р-н
Ступинский р-н
Талдомский р-н
Троицк
Фрязино
Химкинский р-н
Чеховский р-н
Шатурский р-н
Шаховской р-н
Щелковский р-н
Щербинка
Электросталь

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








РЕШЕНИЕ Мособлдумы от 18.06.2003 № 9/61
"О ПРОЕКТЕ ЗАКОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗЕМЕЛЬ НА ТЕРРИТОРИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Снят с контроля в связи с выполнением (решение Московской областной Думы от 15.03.2006 № 9/171).



МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ
от 18 июня 2003 г. № 9/61

О ПРОЕКТЕ ЗАКОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ
ЗЕМЕЛЬ НА ТЕРРИТОРИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"

Рассмотрев проект закона Московской области "Об использовании земель на территории Московской области", Московская областная Дума решила:
1. Одобрить проект закона Московской области "Об использовании земель на территории Московской области" (прилагается).
2. Создать на паритетных началах из представителей Московской областной Думы и Губернатора Московской области рабочую группу для доработки проекта закона Московской области "Об использовании земель на территории Московской области".
3. Включить в состав рабочей группы от Московской областной Думы:

Баранова В.М. - депутата от избирательного округа № 11

Горового А.А. - депутата от избирательного округа № 17

Грудинина П.Н. - депутата от избирательного округа № 2

Дупака В.Я. - депутата от избирательного округа № 35

Игнатову М.В. - депутата от избирательного округа № 7

Шарова А.Н. - депутата от избирательного округа № 23

4. Предложить Губернатору Московской области Громову Б.В. направить своих представителей в состав рабочей группы.
5. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на Председателя Московской областной Думы Аксакова В.Е.

Председатель
Московской областной Думы
В.Е. Аксаков





Приложение
к решению
Московской областной Думы
от 18 июня 2003 г. № 9/61

Проект

ЗАКОН
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗЕМЕЛЬ НА ТЕРРИТОРИИ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья 1. Земельное законодательство Московской области

1. Земельное законодательство Московской области регулирует отношения по использованию и охране земель в Московской области (земельные отношения).
2. Земельное законодательство Московской области состоит из настоящего Закона, иных законов Московской области и нормативных правовых актов Правительства Московской области.
3. Земельные отношения, которые согласно Земельному кодексу Российской Федерации или федеральным законам могут регулироваться законодательством, нормативными правовыми актами или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, подлежат регулированию законами Московской области или в соответствии с ними.
4. Правительство Московской области вправе принимать нормативные правовые акты по вопросам использования и охраны земель на территории Московской области только на основании и во исполнение Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов, настоящего Закона и иных законов Московской области.
5. Полномочия органов местного самоуправления в Московской области по вопросам, отнесенным согласно Земельному кодексу Российской Федерации или федеральным законам к ведению Московской области как субъекта Российской Федерации, устанавливаются настоящим Законом, другими законами Московской области или в соответствии с ними.
6. В случае противоречия настоящему Закону норм земельного права, содержащихся в других нормативных правовых актах Московской области или органов местного самоуправления, действует настоящий Закон.

Статья 2. Полномочия Московской областной Думы в области земельных отношений

Законами Московской области:
а) утверждаются программы использования и охраны земель в Московской области;
б) устанавливаются категории работников организаций, имеющих право на получение служебных наделов, а также условия предоставления служебных наделов;
в) определяются случаи предоставления земельных участков в собственность граждан и юридических лиц бесплатно;
г) устанавливаются предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства;
д) устанавливаются максимальные размеры земельных участков из земель, находящихся в собственности Московской области, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства;
е) определяется порядок установления и отмены органами государственной власти Московской области и органами местного самоуправления публичных сервитутов;
ж) определяются случаи изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных нужд Московской области или муниципальных нужд, а также порядок принятия решений об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных нужд Московской области или муниципальных нужд;
з) устанавливается перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, использование которых для других целей не допускается;
и) устанавливается порядок проведения землеустройства;
к) устанавливается порядок утверждения и изменения черты городских и сельских поселений;
л) устанавливается порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального значения;
м) устанавливается порядок установления или изменении границ территорий с особым правовым режимом использования;
н) регулируются иные отношения, не отнесенные законодательством Российской Федерации к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.

Статья 3. Полномочия Правительства Московской области по использованию и охране земель

1. Правительство Московской области принимает следующие решения:
а) об отнесении земель к категориям, перевод их из одной категории в другую в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации;
б) об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных нужд Московской области или муниципальных нужд;
в) об осуществлении преимущественного права субъекта Российской Федерации на покупку земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или об отказе от этого права;
г) об установлении и об отмене публичных сервитутов;
д) о проведении торгов (конкурсов, аукционов) по продаже находящихся в государственной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, если иное не установлено законодательством Российской Федерации;
е) о предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и статьей 5 настоящего Закона;
ж) об утверждении или изменении черты городских и сельских поселений;
з) об установлении или изменении границ территорий с особым правовым режимом использования;
и) о согласовании перечней земельных участков, находящихся на территории Московской области, на которые у Российской Федерации, Московской области и муниципальных образований возникает право собственности в порядке разграничения государственной собственности на землю;
к) принимает иные решения в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и иными законами Московской области.
2. Правительство Московской области вправе делегировать свои полномочия в области земельных отношений иным исполнительным органам государственной власти Московской области, а также органам местного самоуправления в том случае, если это предусмотрено настоящим Законом и иными законами Московской области.

Статья 4. Полномочия центрального исполнительного органа государственной власти Московской области в области земельных отношений

Центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, уполномоченный Правительством Московской области (далее - уполномоченный орган), вправе осуществлять следующие полномочия в области земельных отношений:
а) заключает на основании соответствующих решений Правительства Московской области договоры аренды земельных участков и договоры купли-продажи земельных участков или долей в праве общей собственности на земельные участки;
б) осуществляет действия, необходимые для государственной регистрации:
публичных сервитутов, установленных Правительством Московской области, а также их отмены;
решений Правительства Московской области об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных нужд Московской области;
права собственности Московской области на земельные участки или на долю в общей собственности на земельные участки, в том числе изъятые путем выкупа для государственных нужд Московской области;
прекращения права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения или права безвозмездного срочного пользования земельными участками на основании судебных решений;
в) осуществляет действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации для прекращения права на земельные участки или права на доли в праве общей собственности на земельные участки на основании судебных решений, в том числе в связи с ненадлежащим использованием земельных участков;
г) осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Законом, иными законами Московской области.

Статья 5. Полномочия исполнительных органов государственной власти Московской области и органов местного самоуправления в области земельных отношений до разграничения в Московской области государственной собственности на землю

1. До разграничения в Московской области государственной собственности на землю земельные участки, находящиеся в государственной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам на основании решений глав (глав администраций) соответствующих муниципальных образований в случаях, если:
а) площадь предоставляемого земельного участка не превышает предельный (максимальный) размер, установленный для соответствующего муниципального образования в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи;
б) предоставление земельного участка не связано с переводом земель из одной категории в другую;
в) земельный участок не предназначен для размещения органа государственной власти или государственного органа Московской области, федерального органа государственной власти, учреждения или унитарного предприятия, учредителем которого является Российская Федерация, или Московская область, или иной субъект Российской Федерации (независимо от размера земельного участка).
2. Предельные (максимальные) размеры земельных участков, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на основании решений глав муниципальных образований (предельные размеры земельных участков), устанавливаются Правительством Московской области в отношении каждого муниципального образования.
При этом предельный размер земельного участка не может превышать трех гектаров.
3. Глава муниципального образования вправе принимать решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) по продаже находящихся в государственной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, если они отвечают требованиям, установленным подпунктом "а" пункта 1 настоящей статьи.
4. В случаях, когда в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи глава муниципального образования не вправе принимать решения о предоставлении земельных участков, эти решения, а также решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков принимает Правительство Московской области.
5. Материалы о прекращении права на земельный участок ввиду его ненадлежащего использования направляются органом, вынесшим предупреждение о допущенных земельных правонарушениях, главе муниципального образования, если площадь земельного участка не превышает предельного размера земельных участков, установленного для соответствующего муниципального образования, а также если земельный участок не предназначен для сельскохозяйственного производства.
В указанных случаях органы местного самоуправления направляют в суд заявления о прекращении прав на земельные участки, а также обеспечивают государственную регистрацию прекращения прав на эти земельные участки.
В остальных случаях действия, предусмотренные настоящим пунктом, осуществляет уполномоченный орган.
6. При предоставлении земельных участков на основании решений глав муниципальных образований не допускается деление земельного участка на части с целью предоставления одному и тому же физическому или юридическому лицу земельных участков, общая площадь которых превышает предельные размеры, установленные Правительством Московской области для соответствующего муниципального образования.
7. В случае нарушения органами местного самоуправления требований настоящей статьи действия, предусмотренные настоящей статьей, на территории соответствующего муниципального образования осуществляют Правительство Московской области и уполномоченный орган.

Статья 6. Порядок бесплатного приобретения в собственность граждан земельных участков, принадлежащих им на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения

1. Для бесплатного приобретения в собственность земельного участка, принадлежащего гражданину на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, гражданин направляет в соответствующий орган следующие документы (подлинники или надлежащим образом заверенные копии):
а) заявление о бесплатном приобретении в собственность земельного участка.
Форма заявления устанавливается Правительством Московской области;
б) кадастровую карту (план) земельного участка;
в) документы, удостоверяющие в соответствии с законодательством Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок;
г) документы, подтверждающие внесение заявителем сборов за бесплатное приобретение в собственность земельного участка, предусмотренных федеральными законами.
Обязанность доказать свое право на бесплатное приобретение в собственность земельного участка возлагается на заявителя.
2. В течение двух недель со дня подачи заявления принимается решение о бесплатном приобретении в собственность земельного участка или решение об отказе заявителю в этом.
Решение об отказе в бесплатном приобретении в собственность земельного участка может быть принято в случаях, если:
а) заявителем представлены не все документы, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи;
б) представленные документы не соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;
в) в представленных документах содержится неполная или недостоверная информация;
г) заявитель привлечен к административной ответственности, ему вынесено предупреждение о допущенном земельном правонарушении и на момент подачи заявления правонарушение не было устранено;
д) суд принял к рассмотрению заявление о принудительном прекращении у заявителя права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на земельный участок или решение суда об этом принято, но еще не вступило в силу;
е) вступило в силу решение суда о принудительном прекращении у заявителя права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на земельный участок;
ж) заявителем уже было реализовано право бесплатного приобретения в собственность иного земельного участка, принадлежавшего ему на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, независимо от места нахождения этого земельного участка;
з) принято решение о реквизиции земельного участка или об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
3. Обязанность доказать наличие оснований, предусмотренных подпунктами "г"-"з" пункта 2 настоящей статьи, возлагается на орган, рассматривающий заявление.
4. Гражданин, в отношении которого принято решение об отказе в бесплатном приобретении в собственность земельного участка, вправе вновь подать заявление после прекращения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения об отказе, за исключением отказа по основаниям, предусмотренным подпунктами "е"-"з" пункта 2 настоящей статьи.
5. Если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, решение о бесплатном приобретении в собственность земельного участка, принадлежавшего гражданину на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, является основанием для регистрации заявителем права собственности на этот участок.
6. Правила, установленные настоящей статьей, применяются при передаче в собственность граждан земельных участков, находящихся в их фактическом пользовании, которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, если на них расположены жилые дома, приобретенные до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 года № 1305-1 "О собственности в СССР".
При этом вместо документов, предусмотренных подпунктом "в" пункта 1 настоящей статьи, заявитель представляет документы, удостоверяющие право собственности на жилой дом, расположенный на земельном участке, а также то, что это право возникло до указанной в настоящем пункте даты.
В случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка заявитель вправе представить проект границ земельного участка, утвержденный органом местного самоуправления.
Решение о бесплатном приобретении в собственность земельного участка и проект границ земельного участка являются основанием для государственного кадастрового учета земельного участка и установления границ земельного участка на местности за счет заявителя.

Статья 7. Предоставление исполнительными органами государственной власти Московской области земельных участков для строительства на торгах

1. Правительство Московской области принимает решения о проведении торгов по продаже находящихся в государственной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков (далее - торги) по представлению уполномоченного органа, иных центральных исполнительных органов государственной власти Московской области или глав муниципальных образований Московской области.
Торги проводятся с целью:
а) получения доходов в бюджет;
б) реализации государственных программ Московской области или местных программ, предусматривающих строительство соответствующих объектов за счет внебюджетных источников финансирования (частных инвестиций);
в) осуществления застройки за счет внебюджетных источников финансирования в соответствии с градостроительной документацией о градостроительном планировании развития соответствующей территории Московской области.
2. Правительство Московской области определяет:
а) форму торгов и форму подачи предложений о цене земельного участка или о размере арендной платы;
б) срок проведения торгов;
в) предмет торгов, включая сведения о местоположении (адрес), площади, границах, обременениях, кадастровом номере, целевом назначении и разрешенном использовании земельного участка;
г) начальную цену земельного участка или начальный размер арендной платы;
д) "шаг аукциона" в случае проведения аукциона, открытого по форме подачи предложений по цене или арендной плате;
е) размер задатка;
ж) существенные условия договора купли-продажи или аренды земельного участка;
з) условия конкурса, сроки их исполнения;
и) организатора торгов.
Одновременно с принятием решения о проведении торгов может быть принято решение об установлении публичного сервитута в отношении земельного участка.
Порядок подготовки решения о проведении торгов устанавливает Правительство Московской области.
3. Начальная цена земельного участка и начальный размер арендной платы определяются на основании отчета независимого оценщика.
Оценка земельных участков осуществляется оценщиками, прошедшими конкурсный отбор в порядке, устанавливаемом Правительством Московской области.
4. Задаток определяется в размере не менее 20 процентов начальной цены земельного участка или начального размера арендной платы за год, но не более 50 процентов этих показателей.
5. Организаторами торгов могут быть Фонд имущества Московской области, уполномоченный орган и иные центральные исполнительные органы государственной власти Московской области, являющиеся государственными заказчиками соответствующих государственных программ Московской области.
Организатор торгов:
а) определяет место, даты и время начала и окончания приема заявок об участии в торгах, определения участников торгов, подведения итогов торгов;
б) организует подготовку и публикацию извещений о проведении торгов, об отказе от их проведения, а также информации о результатах торгов;
в) предоставляет заинтересованным лицам необходимые материалы и документы о торгах;
г) принимает заявки, документы и предложения от претендентов, регистрирует, обеспечивает сохранность документов и предложений, а также конфиденциальность сведений о претендентах и участниках торгов;
д) организует осмотр земельных участков на местности;
е) проверяет правильность оформления заявок и документов, представленных претендентами;
ж) принимает решение о признании претендентов участниками торгов или об отказе в допуске к участию в торгах и уведомляет претендентов о принятом решении;
з) определяет победителя торгов и оформляет протокол о результатах торгов, а также иные протоколы, предусмотренные порядком проведения торгов.
На основании договора организатор торгов вправе передавать осуществление полномочий, предусмотренных подпунктами "б"-"е" настоящего пункта, организации, специализирующейся на проведении торгов.
6. Независимо от того, кто является организатором торгов, уполномоченный орган осуществляет подготовку проектов границ земельных участков, являющихся предметом торгов, их кадастровый учет, а также готовит и заключает договоры купли-продажи или аренды земельных участков.
7. Условия конкурса должны соответствовать мероприятиям утвержденных государственных программ Московской области, в том числе условиями конкурса может предусматриваться:
а) проведение реставрационных, ремонтных и иных работ в отношении коммунальных, инженерных объектов или транспортной инфраструктуры;
б) реализация мероприятий по охране окружающей среды;
в) реализация мероприятий по охране земель.
Условия конкурса могут предусматривать обязанность победителя торгов заключить государственный контракт на поставку продукции, выполнение работ или оказание услуг для государственных нужд Московской области за счет средств областного бюджета.
Условия конкурса должны иметь отношение только к земельному участку, являющемуся предметом конкурса.
Условия конкурса не подлежат изменению после публикации извещения о проведении конкурса.
Затраты, необходимые для исполнения условий конкурса, должны быть обоснованы и не могут превышать 20 процентов начальной цены земельного участка или начального размера годовой арендной платы, кроме затрат, связанных с исполнением государственного контракта.
Срок исполнения условий конкурса не может быть более чем один год.
Выполнение условий конкурса подтверждается актом, подписываемым сторонами договора.
Все условия конкурса реализуются за счет победителя конкурса на безвозмездной и безвозвратной основе, кроме исполнения государственного контракта на поставку продукции, выполнение работ или оказание услуг для государственных нужд Московской области.
8. Публикация извещений о проведении торгов, об отказе от их проведения, а также публикация информации о результатах торгов обязательна в средствах массовой информации, в которых официально публикуются законы Московской области, а также в средствах массовой информации, учредителем которых является Правительство Московской области или Московская областная регистрационная палата.
Указанная информация подлежит размещению на сайтах Правительства Московской области в электронных средствах массовой информации.
9. Финансирование расходов, связанных с организацией и проведением торгов, осуществляется за счет средств областного бюджета.
Если иное не установлено законодательством Российской Федерации, средства, поступившие от продажи конкурсной и иной документации, суммы задатков, не подлежащие возврату, зачисляются в областной бюджет.
Денежные средства, полученные от покупателей или арендаторов земельных участков, за вычетом расходов на проведение торгов подлежат перечислению в федеральный, областной и местные бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 8. Существенные условия договоров купли-продажи и аренды земельных участков, заключаемых уполномоченным органом с покупателями и арендаторами земельных участков

1. Договор купли-продажи земельного участка независимо от оснований его заключения должен содержать следующие условия:
а) сведения о сторонах договора;
б) сведения о земельном участке: местоположение, площадь, обременения, кадастровый номер, категория земель, разрешенное использование.
Кадастровая карта (план) земельного участка является неотъемлемой частью договора;
в) цена земельного участка.
Цена земельного участка определяется в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи;
г) порядок оплаты цены земельного участка.
Оплата цены земельного участка может производиться единовременно или в рассрочку. Срок рассрочки не может быть более чем один год.
На сумму денежных средств, по уплате которой предоставляется рассрочка, производится начисление процентов исходя из ставки, равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на дату заключения договора.
В случае единовременной оплаты денежные средства должны быть перечислены в соответствующий бюджет не позднее 5 банковских дней со дня заключения договора;
д) условия конкурса, формы и сроки их исполнения, порядок подтверждения исполнения условий конкурса, порядок осуществления контроля за исполнением условий конкурса;
е) сведения об обременениях земельного участка, в том числе о публичных сервитутах;
ж) договор должен предусматривать возможность регистрации перехода права собственности на земельный участок только после полной оплаты приобретателем его цены и исполнения условий конкурса.
С момента заключения (подписания) договора купли-продажи и до перехода права собственности на земельный участок к приобретателю он вправе использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием, в том числе осуществлять строительные работы. В случае расторжения договора купли-продажи по вине приобретателя затраты, связанные с использование земельного участка, возмещению не подлежат.
Затраты, связанные с регистрацией перехода права собственности на земельный участок, возлагаются договором на приобретателя земельного участка;
з) ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора.
Договор должен предусматривать уплату приобретателем земельного участка неустойки в следующих случаях:
за несвоевременное перечисление денежных средств за каждый день просрочки в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день выполнения денежного обязательства, от неуплаченной суммы;
за неисполнение или ненадлежащее исполнение других условий договора - в размере 5 процентов от цены земельного участка по договору.
Уплата неустойки не освобождает от исполнения обязательств по договору купли-продажи;
и) порядок расторжения договора.
Договор купли-продажи может быть расторгнут в судебном порядке по требованию одной из сторон договора.
В случае расторжения договора в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением его условий, в том числе условий конкурса, взыскивается неустойка в размере, равном цене земельного участка, а также убытки в части, не покрытой неустойкой.
В случае расторжения договора стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими до момента расторжения договора.
Договор купли-продажи земельного участка может содержать иные необходимые условия.
2. При заключении договоров купли-продажи земельных участков, находящихся в государственной собственности, цена земельного участка устанавливается в размере:
а) предложенном победителем торгов в случае проведения торгов;
б) десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка на начало календарного года, в котором заключается договор купли-продажи земельного участка, если на земельном участке расположено здание, строение или сооружение, находящееся в собственности приобретателя земельного участка, в том числе находившееся ранее в государственной или муниципальной собственности (приватизированное), а также здание, строение или сооружение, в отношении которого принято решение о приватизации (кроме случая, предусмотренного подпунктом "в" настоящей статьи);
в) трехкратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка на начало календарного года, в котором заключается договор купли-продажи земельного участка, если земельный участок входит в состав имущественного комплекса унитарного предприятия, в отношении которого принято решение о приватизации, в том числе путем преобразования унитарного предприятия в акционерное общество;
г) равном рыночной стоимости земельного участка, на котором не расположены здания, строения или сооружения, если договор купли-продажи этого земельного участка заключается на основании решения соответствующего органа.
Рыночная стоимость земельных участков определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Оценка земельных участков по договорам, заключаемым уполномоченным органом, осуществляется оценщиками, прошедшими конкурсный отбор в порядке, устанавливаемом Правительством Московской области.
3. Договор аренды земельного участка независимо от оснований его заключения должен содержать следующие условия:
а) сведения о сторонах договора;
б) сведения о земельном участке: местоположение, площадь, обременения, кадастровый номер, категория земель.
Кадастровая карта (план) земельного участка является неотъемлемой частью договора;
в) срок договора аренды.
Срок аренды устанавливается на основании решения о предоставлении земельного участка в аренду или решения о проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Срок договора аренды не может превышать максимального (предельного) срока, установленного законодательством Российской Федерации и пунктом 5 статьи 13 настоящего Закона, а также срока, установленного договором аренды расположенного на земельном участке объекта недвижимого имущества, находящегося в собственности Московской области.
Если арендатором земельного участка является унитарное предприятие Московской области, созданное на неопределенный срок, срок аренды земельного участка договором не определяется;
г) разрешенное использование земельного участка.
Условия использования земельного участка должны соответствовать условиям, установленным законодательством Российской Федерации и законами Московской области.
Если иное не установлено решением о предоставлении земельного участка в аренду или решением о проведении торгов, договором аренды не допускается устанавливать более длительный срок неиспользования земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, чем предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации;
д) порядок определения размера арендной платы.
Договор аренды должен устанавливать порядок определения размера арендной платы в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
Договором аренды должна быть предусмотрена возможность изменения порядка определения размера арендной платы в связи с внесением изменений и дополнений в настоящий Закон.
Договором предусматривается обязанность арендодателя в течение пяти рабочих дней со дня вступления в силу соответствующего нормативного правового акта направить арендатору изменения к договору аренды, касающиеся изменения порядка определения размера арендной платы, и/или уведомить арендатора об изменении значения показателей, используемых при определении размера арендной платы.
Ответственность за правильное определение размера арендной платы возлагается на арендатора.
Определение размера арендной платы с применением новых значений показателей осуществляется с 1 числа месяца, следующего за месяцем вступления в силу соответствующего нормативного правового акта, если иное не установлено настоящим Законом или самим актом.
Применение нового порядка определения размера арендной платы осуществляется с 1 января года, следующего за годом вступления в силу закона Московской области, устанавливающего этот порядок;
е) порядок, условия и сроки внесения арендной платы.
Договором аренды предусматривается внесение арендатором арендной платы с первого по десятое число каждого последующего месяца.
Договором должно быть предусмотрено, что в случае направления арендатору письменного предупреждения в связи с неисполнением им обязательства по внесению арендной платы он обязан внести арендную плату в течение трех рабочих дней со дня получения предупреждения;
ж) сведения об обременениях земельного участка, в том числе о публичных сервитутах;
з) условия использования арендуемого имущества.
Арендатор вправе сдавать земельный участок или его часть в субаренду, а также передавать свои права и обязанности по договору третьим лицам с согласия уполномоченного органа при заключении договора аренды на срок до пяти лет.
Договором определяется порядок получения согласия уполномоченного органа на совершение указанных действий.
При этом с момента возникновения прав третьего лица на земельный участок для расчета арендной платы применяется то значение коэффициента Кд, которое соответствует условиям использования земельного участка этим лицом, но не менее ранее установленного значения.
Если срок договора аренды более пяти лет, арендатор обязан в течение трех рабочих дней уведомить в письменной форме уполномоченный орган о сдаче земельного участка или его части в субаренду, а также о передаче своих прав и обязанностей по договору третьему лицу;
и) условия конкурса, формы и сроки их исполнения, порядок подтверждения исполнения условий конкурса, порядок осуществления контроля за исполнением условий конкурса;
к) на арендатора возлагаются расходы, связанные с государственной регистрацией договора аренды и изменений к нему, а также расходы, связанные с использованием и охраной земельного участка.
В случае расторжения договора, а также после истечения срока аренды произведенные арендатором расходы не подлежат возмещению;
л) ответственность арендатора за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств.
Договор аренды должен предусматривать уплату арендатором неустойки в следующих случаях:
за нарушение срока внесения арендной платы, в том числе в связи с неправильным исчислением арендной платы, в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки от неуплаченной суммы;
за неисполнение или ненадлежащее исполнение арендатором других условий договора - в размере 5 процентов от суммы арендной платы за месяц.
Арендатор не может быть освобожден от исполнения обязательств по договору аренды в случае уплаты неустойки за неисполнение или ненадлежащее исполнение этих обязательств;
м) порядок контроля со стороны уполномоченного органа за соблюдением арендатором условий договора аренды.
Помимо условий, предусмотренных настоящим пунктом, договор аренды может содержать другие условия, предусмотренные законодательством Российской Федерации или законами Московской области.
4. Если иное не установлено законодательством Российской Федерации, договор аренды земельного участка, заключаемый уполномоченным органом, должен устанавливать один из следующих порядков определения размера арендной платы (Апл):
а) в случае проведения торгов на право заключения договора аренды

Апл = Апоб x Кинф,

где:
Апоб - арендная плата, предложенная победителем торгов;
Кинф - индекс инфляции (индекс-дефлятор), применяемый при составлении проекта областного бюджета на соответствующий финансовый год.

Кинф применяется при определении размера арендной платы начиная с 1 января года, следующего за годом, в котором был заключен договор аренды;
б) в остальных случаях

Апл = Ба x S,

где:
Ба - базовый размер арендной платы;
S - площадь арендуемого земельного участка.

Ба = Сзн x Кд,

где:
Сзн - ставка земельного налога;
Кд - коэффициент, учитывающий категорию землепользователя.

Применяются следующие значения Кд:
Кд = 6, если на земельном участке арендатор осуществляет банковскую, биржевую, лизинговую, нотариальную (кроме государственных), рекламную, аудиторскую или охранную деятельность, а также страхование, обмен валюты или если земельный участок предназначен для размещения арендатором ночного клуба, казино, гостиницы, мотеля, кемпингов;

Кд = 4,2, если на земельном участке размещены ресторан, бар, зал игровых автоматов, дискотека, торговые помещения, склад, терминал, автосервис, платная автостоянка, автозаправочная станция;

Кд = 1,5, если на земельном участке расположены объекты промышленного производства, транспорта;

Кд = 1,2, если арендаторами являются:
субъекты малого предпринимательства (кроме субъектов, осуществляющих производство подакцизных товаров или торгово-посредническую деятельность);
учреждения образования, культуры, кроме учреждений, имеющих право на постоянное бессрочное пользование земельным участком;
организации федеральной почтовой связи, не являющиеся учреждениями;
организации с численностью работающих инвалидов не менее 50 процентов от среднесписочной численности работающих, если их доля в фонде оплаты труда составляет не менее 25 процентов;
фермеры;

Кд = 1,2, если арендатор на земельном участке осуществляет:
реализацию товаров, оказание услуг или выполнение работ на льготных условиях инвалидам, пенсионерам, участникам Великой Отечественной войны, многодетным семьям;
ремонт и эксплуатацию государственного и/или муниципального жилого фонда;
реализацию товаров, выполнение работ или оказание услуг жителям сельской местности и военных городков;
организацию досуга детей и подростков;
сенокошение и выпас скота.
В остальных случаях Кд принимается равным 2.
5. Цена земельного участка и арендная плата определяются договорами без учета налога на добавленную стоимость и иных обязательных платежей.
6. Правительство Московской области утверждает примерные формы договоров купли-продажи и аренды земельных участков.
7. Контроль за исполнением условий договоров купли-продажи и аренды земельных участков осуществляют уполномоченный орган и центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, исполняющий областной бюджет.
8. До разграничения в Московской области государственной собственности не землю требования настоящей статьи обязательны в отношении договоров, заключаемых органами местного самоуправления.

Статья 9. Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных нужд Московской области или муниципальных нужд

1. Решения об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных нужд Московской области или муниципальных нужд могут быть приняты в случае отсутствия других вариантов размещения следующих объектов:
а) предназначенных для органов государственной власти Московской области или органов местного самоуправления;
б) предназначенных для учреждений или унитарных предприятий, учредителем которых является Московская область или муниципальное образование;
в) строительство которых осуществляется за счет средств областного и/или местного бюджета, в том числе целевых бюджетных фондов, территориального дорожного фонда (помимо объектов, перечисленных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта);
г) возведение которых предусмотрено за счет внебюджетных источников финансирования государственными программами Московской области, местными программами или градостроительной документацией о градостроительном планировании развития соответствующей территории Московской области.
Указанные решения могут быть приняты также с целью объявления земель особо охраняемыми природными территориями.
2. Правительство Московской области принимает решения об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных нужд Московской области, если расходы, связанные с изъятием земельных участков, предусмотрены законом Московской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Если расходы, связанные с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных нужд Московской области, не предусмотрены в областном бюджете или они предусмотрены в меньшем объеме, чем необходимо, проект постановления Правительства Московской области об изъятии земельного участка для государственных нужд Московской области вместе с проектом закона Московской области о внесении соответствующих изменений в областной бюджет вносится в Московскую областную Думу Губернатором Московской области.
Постановление об изъятии земельного участка может быть принято Правительством Московской области только после вступления в силу закона о внесении соответствующих изменений в областной бюджет.
3. Решения об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд могут быть приняты Правительством Московской области по представлению глав соответствующих муниципальных образований, если расходы, связанные с изъятием земельных участков, предусмотрены в полном объеме в местных бюджетах.
4. Если возмещение убытков в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд Московской области или муниципальных нужд осуществляется лицом, в пользу которого изымается земельный участок, Правительство Московской области принимает решение об изъятии земельного участка с согласия Московской областной Думы.
Согласие Думы считается полученным, если проект постановления Правительства Московской области об этом будет одобрен более половиной от установленного числа депутатов.
Согласие Думы оформляется решением, проект которого вносится в Думу Губернатором Московской области вместе с проектом постановления Правительства Московской области об изъятии земельного участка и пояснительной запиской с обоснованием этого изъятия.
5. Расходы, необходимые для изъятия, в том числе путем выкупа, земельного участка для государственных нужд Московской области, утверждаются в составе областного бюджета на соответствующий финансовый год отдельной статьей.
При этом законом об областном бюджете в отношении каждого земельного участка (с указанием его местонахождения, площади, сведений о правообладателе) устанавливается, для какой цели планируется его изъятие и планируемые расходы.
6. В постановлении Правительства Московской области об изъятии, в том числе путем выкупа, земельного участка (земельных участков) для государственных нужд Московской области или муниципальных нужд должны содержаться следующие сведения:
а) об изымаемом земельном участке: местонахождение, кадастровый номер, площадь, категория земель, разрешенное использование, обременения;
б) о собственнике, землепользователе, землевладельце или арендаторе изымаемого земельного участка;
в) о цели изъятия, в том числе сведения о лицах, в интересах которых предполагается изъятие;
г) условия изъятия, в том числе выкупа, земельного участка: размер выкупной цены или подлежащих возмещению убытков, срок изъятия, источник финансирования расходов, связанных с изъятием, либо сведения о земельном участке, который предоставляется взамен изымаемого.
Размеры выкупной цены или подлежащих возмещению убытков определяются на основании отчетов независимых оценщиков, а также расчетов собственников, землепользователей, землевладельцев или арендаторов изымаемых земельных участков.
Отбор оценщиков осуществляется на конкурсной основе в порядке, установленном Правительством Московской области.
7. Собственники, землевладельцы, землепользователи или арендаторы (правообладатели) земельных участков, которые предполагается изъять для государственных нужд Московской области или муниципальных нужд, и их представители вправе присутствовать при обсуждении и принятии решений, связанных с изъятием земельных участков, и давать необходимые пояснения, знакомиться со всеми документами и материалами, а также представлять необходимые документы и материалы, в том числе сведения о рыночной стоимости земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, расчет подлежащих возмещению убытков.
Органы государственной власти Московской области и органы местного самоуправления обязаны заблаговременно в письменной форме до принятия соответствующих решений сообщить указанным лицам о дате и месте их рассмотрения.
8. Проекты правовых актов о предварительном согласовании мест размещения объектов, о резервировании земельных участков и проекты правовых актов об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных нужд Московской области и муниципальных нужд могут быть рассмотрены органами государственной власти Московской области и органами местного самоуправления только при наличии на них подписей правообладателей изымаемых земельных участков или их представителей.
Подписи указанных лиц являются доказательством того, что они ознакомлены с этим проектами.
В случае несогласия указанных лиц с решениями об изъятии земельных участков или с условиями изъятия земельных участков они вправе письменно изложить свое мнение, которое приобщается к рассматриваемым материалам.
9. Правовой акт об изъятии, в том числе путем выкупа земельного участка для государственных нужд Московской области или муниципальных нужд, передается или направляется с уведомлением правообладателю изымаемого земельного участка в течение 3 рабочих дней со дня принятия.
10. Уполномоченный орган или орган местного самоуправления обеспечивает государственную регистрацию принятых решений об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных нужд Московской области или муниципальных нужд, а также извещает в письменной форме правообладателей этих участков о произведенной регистрации с указанием ее даты.
Уполномоченный орган или орган местного самоуправления заключает с правообладателями изымаемых земельных участков соглашения о выкупной цене или о возмещении убытков либо заключает соглашения о предоставлении взамен изымаемых других земельных участков.
11. Соглашения могут предусматривать срок изъятия более короткий, чем установлено решениями об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных нужд Московской области или муниципальных нужд.
Соглашения не могут предусматривать размеры выкупной цены или возмещаемых убытков большие, чем определены решениями об изъятии, в том числе путем выкупа земельных участков для государственных нужд Московской области или муниципальных нужд.
12. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, уполномоченный орган или орган местного самоуправления предъявляет в суд иски об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных нужд Московской области или муниципальных нужд.
13. Государственная регистрация перехода права собственности или прекращения иных прав на земельные участки, изымаемые, в том числе путем выкупа, для государственных нужд Московской области или муниципальных нужд, осуществляется уполномоченным органом или органом местного самоуправления после окончания расчетов с правообладателями изымаемых земельных участков.
Окончание расчетов подтверждается актом, форма которого устанавливается Правительством Московской области.
Указанные органы письменно извещают правообладателей изымаемых земельных участков о произведенной регистрации с указанием ее даты.

Статья 10. Порядок установления на территории Московской области публичных сервитутов Правительством Московской области и органами местного самоуправления

1. Публичные сервитуты могут устанавливаться одновременно с принятием решения о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное срочное пользование, а также в отношении земельного участка, уже предоставленного в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование или пожизненное наследуемое владение, независимо от того, какой орган принимал решение о его предоставлении и когда оно было принято.
2. Публичные сервитуты устанавливаются Правительством Московской области по представлению органов государственной власти Московской области или глав муниципальных образований.
Главы муниципальных образований вправе устанавливать публичные сервитуты по представлению органов местного самоуправления, а также по инициативе заинтересованных физических и юридических лиц (в интересах населения).
3. Представление или заявление с просьбой об установлении публичного сервитута должно содержать следующие сведения:
а) о земельном участке, в отношении которого предполагается установить публичный сервитут: местонахождение, кадастровый номер, площадь, категория земель, разрешенное использование, обременения;
б) о собственнике, землепользователе, землевладельце земельного участка;
в) цель установления публичного сервитута (содержание публичного сервитута) и обоснование необходимости его установления;
г) предлагаемый срок действия публичного сервитута;
д) в отношении какой части земельного участка будет действовать публичный сервитут (сфера действия публичного сервитута);
е) о лицах, в интересах которых устанавливается публичный сервитут (перечень или категория лиц).
4. Заявление об установлении публичного сервитута должно быть подписано руководителем(ями) юридического(их) лица (лиц) либо заинтересованными физическими лицами с указанием фамилии, имени, отчества, паспортных данных каждого.
К заявлению могут быть приложены материалы о результатах предварительного согласования установления публичного сервитута с собственником, землепользователем или землевладельцем земельного участка, а также расчет возможных убытков, связанных с установлением публичного сервитута.
5. В течение двух рабочих дней со дня регистрации представления или заявления об установлении публичного сервитута собственнику, землепользователю и землевладельцу земельного участка направляется письменное извещение.
6. Решение об установлении публичного сервитута или об отказе должно быть принято в течение трех месяцев со дня регистрации заявления или представления.
Решения об отказе в установлении публичного сервитута могут быть приняты в случаях, если:
а) установление публичного сервитута приведет к невозможности использования земельного участка и при этом не может быть принято решение об изъятии, в том числе путем выкупа, земельного участка или не может быть предоставлен равноценный земельной участок с возмещением убытков его правообладателю;
б) цель, для достижения которой предполагалось установить публичный сервитут, может быть достигнута другим способом;
в) не представлено достаточное обоснование необходимости установления публичного сервитута;
г) публичный сервитут не соответствует правовому режиму использования земельного участка.
7. Решение об установлении публичного сервитута должно содержать следующие сведения:
а) о земельном участке, в отношении которого установлен публичный сервитут: местонахождение, кадастровый номер;
б) о собственнике, землепользователе или землевладельце соответствующего земельного участка: полное наименование юридического лица, данные государственной регистрации, фамилия, имя, отчество физического лица, его паспортные данные;
в) содержание публичного сервитута и сфера его действия, в том числе сведения о части земельного участка, который должен быть обособлен (обозначен), если это возможно, для осуществления заинтересованными лицами права ограниченного пользования земельным участком;
г) срок действия публичного сервитута;
д) условия установления публичного сервитута: установление платы за публичный сервитут, предоставление другого равноценного земельного участка, изъятие, в том числе путем выкупа, земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
8. Уполномоченный орган, а также орган местного самоуправления, уполномоченный главой муниципального образования, обеспечивают государственную регистрацию публичного сервитута.
Сведения о публичном сервитуте в течение 10 рабочих дней со дня государственной регистрации публикуются Московской областной регистрационной палатой в изданиях, учредителем которых она является.
9. Копия правового акта об установлении публичного сервитута в течение трех дней со дня принятия (издания) направляется правообладателю земельного участка, в отношении которого он был установлен.
Правообладатель земельного участка, обремененного публичным сервитутом, извещается в письменной форме уполномоченным органом или органом местного самоуправления о государственной регистрации публичного сервитута с указанием ее даты.
10. Правообладатель земельного участка, обремененного публичным сервитутом, вправе направить в орган или должностному лицу, принявшему решение о его установлении, заявление об отмене публичного сервитута или об установлении соразмерной платы.
Заявление должно быть рассмотрено в течение двух месяцев со дня его регистрации.
11. Лица, заинтересованные в установлении или отмене публичных сервитутов, а также их представители до принятия соответствующего решения имеют право знакомиться со всеми материалами по вопросу установления или отмены публичных сервитутов, а также письменно давать необходимые разъяснения и заявлять о своем согласии или несогласии с введением подобного ограничения, а также присутствовать при обсуждении этих вопросов и принятии решений.
Правительство Московской области или глава муниципального образования своевременно извещают в письменной форме соответствующих лиц о месте и времени рассмотрения вопросов по поводу установления или отмены публичных сервитутов, а также обеспечивают возможность своевременного ознакомления с необходимыми материалами.
12. Финансирование расходов, связанных с установлением и отменой публичных сервитутов, в том числе расходов, связанных с внесением изменений в кадастровую карту (план) земельного участка, с возмещением убытков правообладателю земельного участка, осуществляется соответственно за счет средств областного или местного бюджета.
За счет правообладателя земельного участка, обремененного публичным сервитутом, осуществляются расходы, связанные с его отменой, если решение об этом принято по инициативе этого лица.

Статья 11. Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения в Московской области

1. Приобретение в собственность земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности (приватизация), осуществляется с момента, устанавливаемого специальным законом Московской области, если иное не установлено Земельным кодексом.
Проект закона Московской области о начале приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения вносит в Московскую областную Думу Губернатор Московской области.
2. Не допускается выдел земельного участка в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок из состава искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий, если размер выделяемого в натуре (на местности) земельного участка меньше ____ га.
3. В случае отсутствия лица, изъявившего желание приобрести земельный участок или долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, когда собственник обязан в силу Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" произвести их отчуждение, Правительство Московской области принимает решение о приобретении в собственность Московской области земельного участка или доли по начальной цене предмета торгов либо делегирует право принять такое решение главе соответствующего муниципального образования.
Указанное решение должно быть принято в течение месяца со дня получения от организатора торгов извещения о том, что торги по продаже земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок признаны несостоявшимися.
4. При продаже земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с нарушением преимущественного права покупки субъекта Российской Федерации Московская областная регистрационная палата извещает об этом Правительство Московской области в письменной форме в течение 3 рабочих дней с момента государственной регистрации перехода права собственности на такой земельный участок или права собственности на долю в праве общей собственности на земельный участок.
Правительство Московской области в течение месяца со дня получения извещения принимает решение об обращении в суд с требованием о переводе на него прав и обязанностей покупателя, или об отказе от такого права, или делегирует право принять такое решение главе соответствующего муниципального образования.
5. Правительство Московской области принимает решения о выделе неиспользуемой в течение двух лет части находящегося в долевой собственности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и о направлении в суд заявления о признании права собственности Московской области на такой земельный участок либо делегирует главе соответствующего муниципального образования принять подобные решения.

Статья 12. Публикация сообщений участниками долевой собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения

1. Участники долевой собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся на территории Московской области (участники долевой собственности), вправе опубликовать сообщения о продаже своей доли или сообщения о намерении выделить земельный участок в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, а также сообщения о предстоящем собрании участников долевой собственности в средствах массовой информации, учредителями которых являются:
а) Московская областная Дума и/или Правительство Московской области;
б) Московская областная регистрационная палата.
2. Средства массовой информации, определенные пунктом 1 настоящей статьи, обязаны опубликовать сообщение участника долевой собственности в ближайшем номере, но не позднее 5 рабочих дней со дня его получения.
3. Стоимость публикации сообщения не может быть больше стоимости публикации обычного объявления.
4. Сообщение участников долевой собственности может быть опубликовано в средствах массовой информации, не указанных в настоящей статье. В этом случае срок и стоимость публикации определяется соглашением сторон.

Статья 13. Условия предоставления гражданам земельных участков для сенокошения и выпаса скота из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности

1. Свободные земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться гражданам для сенокошения и/или выпаса скота только на основании договора аренды, если иное не установлено пунктами 6 и 7 настоящей статьи.
2. Земельные участки для сенокошения и/или выпаса скота могут предоставляться в аренду одному или нескольким гражданам (аренда с множественностью лиц на стороне арендатора).
Размеры земельных участков, предоставляемых для сенокошения и выпаса скота, определяются в соответствии с нормами, устанавливаемыми Правительством Московской области.
Указанные нормы устанавливаются в зависимости от поголовья стада и вида животных.
3. Договор аренды земельных участков, предназначенных для сенокошения и/или выпаса скота, должен устанавливать запрет на совершение арендатором следующих действий:
а) посадка плодово-ягодных и иных сельскохозяйственных культур;
б) возведение капитальных жилых строений (зданий), а также иных жилых строений с правом регистрации проживания в них;
в) вспашка земель, осушение или мелиорация земель.
4. Договор аренды может предусматривать возможность возведения на земельном участке, предназначенном для сенокошения и/или выпаса скота, временных строений (сооружений), которые при прекращении (расторжении) договора аренды подлежат сносу арендаторами за их счет без возмещения им затрат, связанных с их возведением и сносом.
5. Договор аренды земельного участка, предназначенного для сенокошения и/или выпаса скота, может быть заключен на срок, не превышающий 3 лет.
6. Выпас скота разрешается на свободных государственных или муниципальных землях без оформления договора аренды в случае, если осуществляется выпас не более пяти животных.
Заключение договора аренды не требуется, если свободный земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, используется для заготовки не более одной тонны сена в год.
7. Для сенокошения и выпаса скота гражданам может быть предоставлено право ограниченного пользования чужим земельным участком в порядке, предусмотренном статьей 10 настоящего Закона.

Статья 14. Заключительные и переходные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.
2. Внести в Закон Московской области № 52/98-ОЗ "О плате за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах" (с учетом изменений и дополнений, внесенных Законами Московской области № 45/2001-ОЗ и № 51/2002-ОЗ) следующие дополнения:
пункт 3 статьи 4 дополнить подпунктами "з", "и" следующего содержания:
"з) собственники, землепользователи и землевладельцы земельных участков за предоставление информации о зарегистрированных публичных сервитутах, если они установлены актами органов государственной власти или органов местного самоуправления;
и) собственники, землепользователи и землевладельцы земельных участков, изымаемых, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд, за предоставление информации о регистрации решений соответствующих органов об изъятии и о регистрации прекращения их прав на земельные участки в связи с изъятием".
3. С момента вступления в силу настоящего Закона считать утратившими силу:
Закон Московской области № 23/96-ОЗ "О распоряжении земельными участками, находящимися в государственной собственности и используемыми для ведения предпринимательской деятельности на территории Московской области";
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон МО № 23/96-ОЗ называется "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной собственности, для осуществления предпринимательской и некоммерческой деятельности на территории Московской области".
   ------------------------------------------------------------------

Закон Московской области № 108/2000-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О распоряжении земельными участками, находящимися в государственной собственности и используемыми для ведения предпринимательской деятельности на территории Московской области";
Закон Московской области № 151/2001-ОЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Московской области "О распоряжении земельными участками, находящимися в государственной собственности и используемыми для ведения предпринимательской деятельности на территории Московской области";
Закон Московской области № 217/2001-ОЗ "О цене земли при продаже земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений на территории Московской области".


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru