Законодательство
Московской области

Балашихинский р-н
Бронницы
Волоколамский р-н
Воскресенский р-н
Дзержинский
Дмитровский р-н
Долгопрудный
Домодедовский р-н
Дубна
Егорьевский р-н
Жуковский
Зарайский р-н
Звенигород
Ивантеевка
Истринский р-н
Каширский р-н
Климовск
Клинский р-н
Коломенский р-н
Королев
Красноармейск
Красногорский р-н
Краснознаменск
Ленинский р-н
Лобня
Лотошинский р-н
Луховицкий р-н
Лыткарино
Люберецкий р-н
Можайский р-н
Московская область
Мытищинский р-н
Наро-Фоминский р-н
Ногинский р-н
Одинцовский р-н
Озерский р-н
Орехово-Зуевский р-н
Павлово-Посадский р-н
Подольский р-н
Протвино
Пушкинский р-н
Пущино
Раменский р-н
Реутов
Рошаль
Рузский р-н
Сергиево-Посадский р-н
Серебряно-Прудский р-н
Серпуховский р-н
Солнечногорский р-н
Ступинский р-н
Талдомский р-н
Троицк
Фрязино
Химкинский р-н
Чеховский р-н
Шатурский р-н
Шаховской р-н
Щелковский р-н
Щербинка
Электросталь

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








ПИСЬМО УМНС РФ по Московской области от 22.05.2003 № 06-20/8726/К
"О ПРОВЕДЕНИИ АНАЛИЗА ПРИМЕНЕНИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ АКЦИЗОВ НА НЕФТЕПРОДУКТЫ НАЛОГОВЫХ ВЫЧЕТОВ И ПРАВИЛЬНОСТИ ПРОСТАВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ ОТМЕТОК НА РЕЕСТРАХ СЧЕТОВ-ФАКТУР, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ АКЦИЗОВ, СОВЕРШАЮЩИМИ ОПЕРАЦИИ С НЕФТЕПРОДУКТАМИ"
(извлечения)
(вместе с "МЕТОДИЧЕСКИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АНАЛИЗА ПРИМЕНЕНИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ АКЦИЗОВ НА НЕФТЕПРОДУКТЫ НАЛОГОВЫХ ВЫЧЕТОВ И ПРАВИЛЬНОСТИ ПРОСТАВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ ОТМЕТОК НА РЕЕСТРАХ СЧЕТОВ-ФАКТУР, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ АКЦИЗОВ, СОВЕРШАЮЩИМИ ОПЕРАЦИИ С НЕФТЕПРОДУКТАМИ")

Официальная публикация в СМИ:
"Вестник московского бухгалтера", № 23-24, (16 - 29 июня), 2003






УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПИСЬМО
от 22 мая 2003 г. № 06-20/8726/К

О ПРОВЕДЕНИИ АНАЛИЗА ПРИМЕНЕНИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ
АКЦИЗОВ НА НЕФТЕПРОДУКТЫ НАЛОГОВЫХ ВЫЧЕТОВ И ПРАВИЛЬНОСТИ
ПРОСТАВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ ОТМЕТОК НА РЕЕСТРАХ
СЧЕТОВ-ФАКТУР, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ АКЦИЗОВ,
СОВЕРШАЮЩИМИ ОПЕРАЦИИ С НЕФТЕПРОДУКТАМИ

(Извлечения)

Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московской области в соответствии с письмом МНС России от 13.05.2003 № 03-4-11/1469/43-Р970 направляет Методические рекомендации по проведению анализа применения налогоплательщиками акцизов на нефтепродукты налоговых вычетов и правильности проставления налоговыми органами отметок на реестрах счетов-фактур, представляемых налогоплательщиками акцизов, совершающими операции с нефтепродуктами.

Заместитель
руководителя Управления
Министерства РФ по налогам и сборам
по Московской области
Б.П. Чаплыгин





Приложение
к письму Управления Министерства РФ
по налогам и сборам
по Московской области
от 22 мая 2003 г. № 06-20/8726/К
<...>

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АНАЛИЗА
ПРИМЕНЕНИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ АКЦИЗОВ НА НЕФТЕПРОДУКТЫ
НАЛОГОВЫХ ВЫЧЕТОВ И ПРАВИЛЬНОСТИ ПРОСТАВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫМИ
ОРГАНАМИ ОТМЕТОК НА РЕЕСТРАХ СЧЕТОВ-ФАКТУР, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ
НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ АКЦИЗОВ, СОВЕРШАЮЩИМИ
ОПЕРАЦИИ С НЕФТЕПРОДУКТАМИ

Целью проведения настоящего анализа является изучение практики применения положений главы 22 "Акцизы" Налогового кодекса Российской Федерации с учетом дополнений и изменений, внесенных Федеральным законом от 24.07.2002 № 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" и Федеральным законом от 31.12.2002 № 191-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации", в части порядка уплаты акцизов на нефтепродукты и применения налоговых вычетов по операциям, совершаемым с нефтепродуктами.
В ходе проведения указанного анализа следует руководствоваться нормами главы 22 "Акцизы" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), приказом МНС России от 31.01.2003 № БГ-3-03/38 "О порядке проставления налоговыми органами отметок на реестрах счетов-фактур, представляемых налогоплательщиками, совершающими операции с нефтепродуктами", а также приказом МНС России от 17.12.2002 № БГ-3-03/716 "Об утверждении декларации по акцизам и Инструкции по заполнению декларации по акцизам" с учетом внесенных в него изменений и дополнений.
Анализ вышеуказанных вопросов проводится по данным за период январь-апрель 2003 года.
I. При проведении анализа необходимо иметь в виду следующее.
1.1. В соответствии с пунктом 8 статьи 200 Налогового кодекса суммы акциза, начисленные при получении (или оприходовании) нефтепродуктов лицом, имеющим свидетельство на производство и (или) на оптовую реализацию и (или) на оптово-розничную реализацию, при их реализации (передаче) другому лицу, имеющему свидетельство, подлежат вычетам.
Суммы акциза, начисленные лицом, имеющим свидетельство на розничную реализацию нефтепродуктов, в части сумм акциза, начисленных при получении нефтепродуктов, направляемых на реализацию в розницу (т.е. на отпуск посредством топливораздаточных колонок), вычетам не подлежат.
1.2. Согласно пункту 8 статьи 201 Налогового кодекса указанные налоговые вычеты производятся при представлении в налоговый орган налогоплательщиком - поставщиком нефтепродуктов копии договора с имеющим свидетельство покупателем (получателем) этих нефтепродуктов и реестров счетов-фактур, выставленных этим поставщиком покупателю (получателю), с отметкой налогового органа, в котором состоит на учете данный покупатель (получатель) нефтепродуктов.
1.3. Указанная отметка проставляется налоговым органом в случае соответствия сведений, указанных в налоговой декларации налогоплательщика-покупателя, имеющего свидетельство, сведениям, содержащимся в представленных им реестрах счетов-фактур.
Приказ МНС России от 31.01.2003 № БГ-3-03/38 "О порядке проставления налоговыми органами отметок на реестрах счетов-фактур, представляемых налогоплательщиками, совершающими операции с нефтепродуктами" зарегистрирован в Минюсте России 12.02.2003 № 4208.
Согласно указанному порядку обязанность проставления отметок на реестрах счетов-фактур, выставленных продавцами нефтепродуктов, имеющими свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, покупателям (получателям) нефтепродуктов, имеющим указанное свидетельство, возложена на налоговые органы, в которые этими покупателями (получателями) представляются декларации по акцизам.
1.4. Если реестры счетов-фактур с отметкой налогового органа поставщику (продавцу) нефтепродуктов покупателем не представлены, у поставщика отсутствует возможность подтвердить свое право на налоговые вычеты, установленные пунктом 8 статьи 200 Налогового кодекса. В этом случае сумма акциза, начисленная им на объем полученных нефтепродуктов, подлежит уплате в бюджет в общеустановленном порядке.
При этом следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 20 Порядка выдачи свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, утвержденного приказом МНС России от 06.02.2003 № БГ-3-03/52, зарегистрированного в Минюсте России 12.02.2003 № 4213, непредставление покупателем (получателем) нефтепродуктов реестров счетов-фактур в течение трех последовательных налоговых периодов является основанием для приостановления действия свидетельства данного покупателя.
1.5. Согласно изложенному порядку каждый имеющий свидетельство продавец нефтепродуктов, осуществляющий деятельность по их производству, оптовой или оптово-розничной реализации, при условии подтверждения факта начисления акциза покупателем (получателем) этих нефтепродуктов (также имеющим свидетельство) имеет право уменьшить сумму акциза, начисленную им по полученным (приобретенным, оприходованным и т.д.) нефтепродуктам, на сумму акциза, начисленную их покупателем (получателем). При этом согласно подпункту 3 пункта 4 статьи 199 Налогового кодекса сумма акциза, исчисленная налогоплательщиком по операциям получения нефтепродуктов, в случае их передачи лицу, имеющему свидетельство, в стоимость передаваемых подакцизных нефтепродуктов не включается.
Результатом данного порядка является то, что имеющие свидетельство покупатели (получатели) нефтепродуктов получают от продавцов, имеющих свидетельство, нефтепродукты по цене без акциза и сами начисляют его в день приобретения их в собственность.
1.6. По цене, включающей акциз, нефтепродукты реализуются (или передаются) в случаях, когда или продавец, или покупатель (получатель), или и тот и другой не имеют свидетельства.
Например:
- при реализации нефтепродуктов, самостоятельно выработанных из собственного сырья, лицами, не имеющими свидетельства;
- при реализации нефтепродуктов лицами, имеющими свидетельство, лицам, его не имеющим;
- при передаче производителем (как имеющим, так и не имеющим свидетельства) нефтепродуктов, выработанных из давальческого сырья, собственнику этого сырья, не имеющему свидетельства.
Также по цене с учетом акциза нефтепродукты реализуются в розницу (в том числе и лицам, имеющим свидетельство), поскольку согласно положениям пункта 8 статьи 200 Налогового кодекса суммы акциза, начисленные лицом, имеющим свидетельство только на розничную реализацию нефтепродуктов, в части сумм акциза, начисленных при получении нефтепродуктов, направляемых на реализацию в розницу (т.е. на отпуск посредством топливораздаточных колонок), вычетам не подлежат.
В этих случаях имеющие свидетельство покупатели (получатели) нефтепродуктов, реализованных (переданных) им по цене с акцизом, не имеют права на уменьшение суммы акциза, начисленной ими по получении (приобретении) нефтепродуктов, на сумму акциза, уплаченную в цене приобретения этих товаров.
1.7. При рассмотрении вопроса о порядке применения налоговых вычетов по операциям, совершаемым с нефтепродуктами, также следует обратить внимание на следующие моменты.
1.7.1. Если лицо, имеющее свидетельство только на розничную реализацию нефтепродуктов, реализует полученные им нефтепродукты оптом другому лицу, имеющему свидетельство, то в соответствии с пунктом 8 статьи 200 Налогового кодекса уменьшение суммы акциза, начисленной при получении нефтепродуктов лицами, имеющими свидетельство только на розничную реализацию нефтепродуктов, даже в случае их реализации (передачи) налогоплательщику, имеющему свидетельство, не предусмотрено.
Исходя из изложенного, если лицо (организация или индивидуальный предприниматель) осуществляет деятельность по оптовой реализации нефтепродуктов, но при этом имеет свидетельство только на розничную реализацию, то в соответствии со статьей 200 Налогового кодекса право на получение налоговых вычетов отсутствует.
1.7.2. Если лицо, имеющее свидетельство, осуществляет реализацию нефтепродуктов через комиссионера, то в данном случае следует руководствоваться следующим.
В связи с тем что передачи права собственности на нефтепродукты комиссионеру не происходит, объекта налогообложения акцизами у него не возникает, и поэтому он не рассматривается как налогоплательщик акцизов по этим нефтепродуктам.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса при получении (оприходовании) нефтепродуктов лицом, имеющим свидетельство (в данном случае - комитентом), у него возникает объект налогообложения акцизами.
При этом согласно пункту 8 статьи 200 Налогового кодекса сумма акциза, начисленная комитентом при получении (оприходовании) нефтепродуктов, в случае их реализации покупателям, имеющим свидетельства, подлежит налоговым вычетам при представлении им в налоговый орган документов, определенных пунктом 8 статьи 201 Налогового кодекса.
Поскольку при реализации нефтепродуктов по договору комиссии счета-фактуры выставляются комиссионером от своего имени, а не от имени комитента, у последнего не будет оснований для осуществления налоговых вычетов по данным счетам-фактурам.
1.7.3. Если имеющие свидетельство лица получили в 2003 году нефтепродукты, отгруженные им до 1 января 2003 года по цене с учетом акциза, то следует иметь в виду, что согласно статье 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 110-ФЗ (в редакции от 31.12.2002) суммы акциза, начисленные налогоплательщиками после 1 января 2003 года при совершении ими операций с нефтепродуктами, признанных с указанной даты объектом налогообложения в соответствии со статьей 182 Налогового кодекса, подлежат уплате за вычетом сумм акциза, уплаченных либо в цене автомобильного бензина, дизельного топлива и моторных масел, отгруженных производителями до указанной даты, либо в цене услуг по производству этих нефтепродуктов из давальческого сырья с учетом акциза.
Таким образом, в рассматриваемом случае речь идет о суммах акциза, начисленных производителями нефтепродуктов в соответствии с порядком, действовавшим до 01.01.2003, по объемам, отгруженным до указанной даты.
Следовательно, право на налоговые вычеты, установленные статьей 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 110-ФЗ, предоставлено только имеющим свидетельство лицам при получении ими в 2003 году нефтепродуктов (в том числе из давальческого сырья), отгруженных (переданных) производителем в 2002 году.
Например:
Автомобильный бензин с октановым числом свыше 80 в объеме 3000 тонн в декабре 2002 года отгружен производителем по цене с учетом акциза в сумме 6216000 руб. (2072 руб. x 3000 т) оплатившей его организации, осуществляющей оптовую реализацию нефтепродуктов.
В случае если данная организация имеет соответствующее свидетельство и получила отгруженный ей бензин в январе 2003 года, то в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса она должна исходя из новых ставок начислить акциз по полученному объему в сумме 9000000 руб. (3000 руб. x 3000 т) и уплатить в бюджет сумму, равную 2784000 руб. (9000000 руб. - 6216000 руб.).
Указанное уменьшение суммы акциза, начисленной по операциям получения нефтепродуктов, на сумму акциза, уплаченного в их цене (или в цене услуг), производится на основании платежных поручений, подтверждающих оплату этих нефтепродуктов по цене, включающей акциз, или оплату услуг по производству нефтепродуктов с учетом акциза.
Вместе с тем, согласно редакции пункта 2 статьи 198 Налогового кодекса, действовавшей до 1 января 2003 года, обязанность выделять в расчетных документах суммы акцизов отдельной строкой возложена только на налогоплательщиков, реализующих произведенные ими подакцизные товары либо передающих эти товары, произведенные ими из давальческого сырья.
Таким образом, в соответствии с порядком, действовавшим в 2002 году, у организаций, реализующих подакцизные товары, но не являющихся их непосредственными производителями, не было оснований для выделения суммы акцизов в расчетных документах и счетах-фактурах.
В то же время, если в расчетных документах, т.е. документах, предъявляемых к оплате (расчету), сумма акциза отдельной строкой не выделялась (т.е. не предъявлялась), то соответственно и в платежных документах (т.е. документах, подтверждающих оплату предъявленных расчетных документов) она также не могла быть выделена отдельной строкой.
Соответственно, у лиц, являющихся с 1 января 2003 года налогоплательщиками акциза по нефтепродуктам, отгруженным им в 2002 году лицами, не являющимися их непосредственными производителями, нет оснований для осуществления налоговых вычетов, предусмотренных статьей 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 110-ФЗ.
Следовательно, в случае если, например, имеющее свидетельство лицо осуществляет в 2003 году реализацию нефтепродуктов, закупленных им у оптовой организации, приобретшей их в 2002 году, суммы акциза, уплаченные в цене этих нефтепродуктов, вычетам не подлежат.
II. В материалах, представляемых в МНС России, необходимо отразить результаты проведенного анализа, а также следующую информацию.
2.1. Количество и характеристика налогоплательщиков, совершающих операции с нефтепродуктами, охваченных настоящей проверкой:
- наименование организации (Ф.И.О. индивидуального предпринимателя) и адрес фактического осуществления деятельности;
- номер свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами;
- вид деятельности, указанный в свидетельстве.
2.2. Количество налогоплательщиков - поставщиков нефтепродуктов (с указанием конкретного наименования налогоплательщика, совершаемой им операции, вида нефтепродуктов и покупателя этих нефтепродуктов), представивших в январе-апреле т.г. документы, подтверждающие их право на вычеты, предусмотренные пунктом 8 статьи 200 Налогового кодекса, в том числе из них:
- количество налогоплательщиков - поставщиков нефтепродуктов (в том числе по наименованиям), представивших налоговую декларацию, отражающую указанные вычеты, в том же налоговом периоде, в котором у данного налогоплательщика возник объект налогообложения акцизами;
- количество налогоплательщиков - поставщиков нефтепродуктов (в том числе по наименованиям), представивших налоговую декларацию, отражающую указанные вычеты, в последующих налоговых периодах. При этом по каждому из указанных налогоплательщиков следует показать временной интервал между начислением и уплатой акцизов и возникновением права на налоговый вычет.
2.4. Сумма акциза, фактически начисленная вышеперечисленными налогоплательщиками - поставщиками нефтепродуктов в январе-апреле т.г. по операциям с нефтепродуктами (в том числе в разрезе указанных налогоплательщиков).
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
   ------------------------------------------------------------------

2.5. Сумма налоговых вычетов, фактически произведенных вышеперечисленным налогоплательщикам - поставщикам нефтепродуктов в январе-апреле т.г. в результате представления ими в соответствии с пунктом 8 статьи 201 Налогового кодекса документов, подтверждающих обоснованность этих вычетов (в том числе в разрезе указанных налогоплательщиков).
2.6. Указать налогоплательщиков - поставщиков нефтепродуктов (в целом и по наименованиям), не подтвердивших свое право на уменьшение суммы акциза, начисленной им по полученным (приобретенным, оприходованным и т.д.) нефтепродуктам, на налоговые вычеты, установленные пунктом 8 статьи 200 Налогового кодекса, в том числе в результате неполучения от имеющих свидетельство покупателей этих нефтепродуктов реестров счетов-фактур с отметкой налогового органа (с указанием этих покупателей).
2.7. Показать количество налогоплательщиков - покупателей нефтепродуктов (с указанием конкретного наименования налогоплательщика, вида полученных им нефтепродуктов и поставщика этих нефтепродуктов), подавших в январе-апреле т.г. в налоговые органы заявление о проставлении отметки на реестрах счетов-фактур, выставленных поставщиками этих нефтепродуктов, в том числе из них:
- количество налогоплательщиков - покупателей нефтепродуктов, получивших отказ в проставлении отметки на реестрах счетов фактур в результате установления несоответствия сведений, указанных в налоговых декларациях данных налогоплательщиков, сведениям, содержащимся в представленных ими реестрах счетов-фактур (с конкретным указанием налогоплательщика и выявленных несоответствий).
2.8. Отразить данные о соблюдении срока проставления налоговым органом отметки на реестрах счетов-фактур, установленного приказом МНС России от 31.01.2003 № БГ-3-03/38. В случае установления фактов нарушения указанного срока указать причины по каждому выявленному факту.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru