Законодательство
Московской области

Балашихинский р-н
Бронницы
Волоколамский р-н
Воскресенский р-н
Дзержинский
Дмитровский р-н
Долгопрудный
Домодедовский р-н
Дубна
Егорьевский р-н
Жуковский
Зарайский р-н
Звенигород
Ивантеевка
Истринский р-н
Каширский р-н
Климовск
Клинский р-н
Коломенский р-н
Королев
Красноармейск
Красногорский р-н
Краснознаменск
Ленинский р-н
Лобня
Лотошинский р-н
Луховицкий р-н
Лыткарино
Люберецкий р-н
Можайский р-н
Московская область
Мытищинский р-н
Наро-Фоминский р-н
Ногинский р-н
Одинцовский р-н
Озерский р-н
Орехово-Зуевский р-н
Павлово-Посадский р-н
Подольский р-н
Протвино
Пушкинский р-н
Пущино
Раменский р-н
Реутов
Рошаль
Рузский р-н
Сергиево-Посадский р-н
Серебряно-Прудский р-н
Серпуховский р-н
Солнечногорский р-н
Ступинский р-н
Талдомский р-н
Троицк
Фрязино
Химкинский р-н
Чеховский р-н
Шатурский р-н
Шаховской р-н
Щелковский р-н
Щербинка
Электросталь

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








ПИСЬМО УМНС РФ по Московской области от 03.04.2003 № 08-12/Б/Н
"О НАПРАВЛЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЙ МНС РОССИИ"
(вместе с "ОБЗОРОМ ОТВЕТОВ НА НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ В ПЕРЕПИСКЕ ВОПРОСЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ГЛАВ 26.2 И 26.3 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ")

Официальная публикация в СМИ:
"Вестник московского бухгалтера", № 19, (19 - 25 мая), 2003,
"Вестник московского бухгалтера", № 20, (26 мая - 1 июня), 2003






УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПИСЬМО
от 3 апреля 2003 г. № 08-12/б/н

О НАПРАВЛЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЙ МНС РОССИИ

Управление МНС России по Московской области направляет для использования в работе обзор ответов на наиболее часто встречающиеся в переписке вопросы по применению глав 26.2 и 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации, подготовленный Управлением налогообложения малого бизнеса МНС России.

Заместитель
руководителя Управления
Министерства РФ по налогам и сборам
по Московской области
Б.А. Курочкин





Приложение
к письму Управления Министерства РФ
по налогам и сборам
по Московской области
от 3 апреля 2003 г. № 08-12/б/н

ОБЗОР ОТВЕТОВ НА НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ
В ПЕРЕПИСКЕ ВОПРОСЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ГЛАВ 26.2 И 26.3
НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Вопрос 1: Налогоплательщик, осуществляющий розничную торговлю, арендовал в одном магазине два места для ведения торговли (площадью каждого до 150 квадратных метров), расположенных в разных частях торгового зала магазина на разных этажах магазина).
При этом на каждое место им был заключен самостоятельный договор аренды.
В каком порядке следует учитывать арендованную налогоплательщиком торговую площадь для целей применения единого налога на вмененный доход - отдельно по каждому арендованному им торговому месту либо по совокупности всех арендованных торговых площадей?

Ответ: В соответствии со статьей 346.26 главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности вводится в действие на территории субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и распространяется на налогоплательщиков, осуществляющих виды предпринимательской деятельности, предусмотренные пунктом 2 данной статьи Кодекса, в том числе и розничную торговлю, осуществляемую через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 квадратных метров, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, как имеющие, так и не имеющие стационарной торговой площади вне зависимости от того, принадлежат ли данные торговые структуры субъектам предпринимательской деятельности на праве собственности либо используются в их деятельности на основании договора аренды.
Площадь помещений и открытых площадок, фактически используемых налогоплательщиком в качестве торгового зала в объекте организации торговли, определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов, имеющихся у налогоплательщика на указанный объект (технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) и т.п.).
Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
При этом следует иметь в виду, что договор аренды является одним из видов гражданско-правовых обязательств (сделок), порядок и условия заключения которых регулируются нормами гражданского законодательства, которое в соответствии со статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Физические и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Ограничения гражданских прав допустимы только на основании федерального законодательства и только в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Таким образом, при заключении договора аренды стороны вправе самостоятельно определять объект и условия договора, в том числе и размер арендуемой площади, за которую арендатор вносит арендную плату и которая подлежит учету при исчислении единого налога на вмененный доход.
Исходя из этого наличие у налогоплательщика нескольких договоров аренды торговых площадей в одном объекте стационарной торговой сети, имеющем торговый зал, является основанием для учета таких площадей в целях применения единого налога на вмененный доход отдельно по каждому арендованному им месту (объекту) организации торговли. Суммарный учет торговых площадей в этом случае не производится.

Вопрос 2: Индивидуальный предприниматель осуществляет два вида деятельности - розничная торговля и оптовая торговля.
В соответствии с законом субъекта Российской Федерации по предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли предприниматель подлежит переводу на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Имеет ли право индивидуальный предприниматель применять по предпринимательской деятельности в сфере оптовой торговли упрощенную систему налогообложения, предусмотренную главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации?

Ответ: Согласно подпункту 12 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с главой 26.3 Кодекса, не вправе применять упрощенную систему налогообложения.
Таким образом, при осуществлении с 01.01.2003 на территории субъектов Российской Федерации видов предпринимательской деятельности, подлежащих переводу в соответствии с законами этих субъектов Российской Федерации на уплату единого налога на вмененный доход, налогоплательщики утрачивают право на применение упрощенной системы налогообложения как в отношении переведенных на уплату единого налога на вмененный доход видов предпринимательской деятельности (в случае осуществления их на территории субъекта Российской Федерации, на которой единый налог на вмененный доход не введен), так и в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности, не подлежащих налогообложению единым налогом на вмененный доход.

Вопрос 3: Какие услуги общественного питания подлежат переводу на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, предусмотренную главой 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации?
Подпадают ли под действие единого налога на вмененный доход услуги по изготовлению и реализации кур гриль, оказываемые налогоплательщиком в нестационарной торговой палатке?

Ответ: В соответствии со статьей 346.26 главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности вводится в действие с 01.01.2003 на территории субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и распространяется на налогоплательщиков, осуществляющих виды предпринимательской деятельности, предусмотренные пунктом 2 данной статьи Кодекса, в том числе и по оказанию услуг общественного питания, осуществляемых при использовании зала площадью не более 150 квадратных метров.
Согласно статье 346.29 Кодекса физическим показателем, характеризующим данный вид деятельности, является площадь зала обслуживания посетителей (в квадратных метрах).
Таким образом, в целях исчисления единого налога на вмененный доход в отношении результатов предпринимательской деятельности по оказанию услуг общественного питания с применением физического показателя базовой доходности "площадь зала обслуживания посетителей" (в квадратных метрах) к услугам общественного питания следует относить услуги питания ресторанов, кафе, столовых, закусочных, баров, предприятий (объектов общественного питания) других типов, имеющих залы обслуживания посетителей, а также услуги по организации досуга (музыкального обслуживания, проведения концертов, программ варьете и видеопрограмм, предоставление газет, журналов, настольных игр, игровых автоматов, бильярда), оказываемые предприятиями общественного питания в залах обслуживания посетителей.
Услуги общественного питания (например, изготовление и реализация кур гриль), оказываемые налогоплательщиками через точки общественного питания, не имеющие залов обслуживания посетителей (отсутствие условий для потребления на месте изготовленной кулинарной продукции), не подлежат переводу на уплату единого налога на вмененный доход.
Налогообложение результатов такой деятельности осуществляется в общеустановленном порядке либо по желанию налогоплательщика в порядке и на условиях, предусмотренных главой 26.2 Кодекса.

Вопрос 4: Площади каких помещений магазина включаются в физический показатель "площадь торгового зала" для целей исчисления единого налога на вмененный доход, установленного главой 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации?
Обязан ли налогоплательщик, осуществляющий розничную торговлю через сеть розничных магазинов, в целях применения единого налога на вмененный доход соблюдать установленные главой 26.3 Налогового кодекса ограничения площади торгового зала по каждому входящему в такую сеть магазину либо данное ограничение должно им соблюдаться в отношении общей площади торговых залов всех его магазинов? Если ограничение площади торгового зала распространяется на каждый магазин, то вправе ли в этом случае налогоплательщик перейти на уплату единого налога на вмененный доход только по тем магазинам, в которых площадь торгового зала соответствует установленному ограничению либо фактически используется им в пределах данного ограничения?

Ответ: В соответствии со статьей 346.26 главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности вводится в действие на территории субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и распространяется на налогоплательщиков, осуществляющих виды предпринимательской деятельности, предусмотренные пунктом 2 данной статьи Кодекса, в том числе и розничную торговлю, осуществляемую через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 квадратных метров, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, как имеющие, так и не имеющие стационарной торговой площади.
При исчислении суммы единого налога на вмененный доход по указанному виду предпринимательской деятельности в качестве физического показателя базовой доходности используется площадь торгового зала в квадратных метрах (в отношении магазинов и павильонов) или торговое место (в отношений иных объектов торговли) (статья 346.29 Кодекса).
Согласно статье 346.27 Кодекса под площадью торгового зала понимается площадь всех помещений и открытых площадок, используемых налогоплательщиком для осуществления торговли, определяемая на основе инвентаризационных и правоустанавливающих документов, а под торговым местом - место, используемое для совершения сделок купли-продажи.
Таким образом, при исчислении суммы единого налога на вмененный доход налогоплательщиком, осуществляющим розничную торговлю через магазин, в площадь торгового зала включается площадь всех помещений такого магазина и прилегающих к нему открытых площадок, фактически используемых им для осуществления розничной торговли товарами (обслуживания покупателей).
При этом в целях применения единого налога на вмененный доход площадь указанных помещений и открытых площадок в одном объекте организации торговли не должна превышать 150 квадратных метров.
Налогоплательщики, превысившие данное ограничение хотя бы по одному объекту организации торговли, не подлежат переводу на уплату единого налога на вмененный доход в отношении остальных объектов организации торговли, имеющих торговые залы площадью не более 150 квадратных метров.
Площадь помещений и открытых площадок, фактически используемых налогоплательщиком в качестве торгового зала в объекте организации торговли, определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов, имеющихся у налогоплательщика на указанный объект (технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) и т.п.).
Использование налогоплательщиком под торговый зал части торговой площади (до 150 квадратных метров) от указанной в инвентаризационных и правоустанавливающих документах не может служить основанием для применения таким налогоплательщиком системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Вопрос 5: Подлежит ли переводу на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности налогоплательщик, осуществляющий розничную торговлю, если кроме магазина с площадью торгового зала более 150 квадратных метров он имеет ларьки? Если не подлежит, то вправе ли он применять упрощенную систему налогообложения, предусмотренную главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации?
В каком порядке налогоплательщикам следует определять физический показатель "количество работников" для целей исчисления единого налога на вмененный доход?

Ответ: В соответствии со статьей 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться в отношении видов предпринимательской деятельности, предусмотренных пунктом 2 данной статьи Кодекса, в том числе и в отношении предпринимательской деятельности, связанной с розничной торговлей, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 квадратных метров, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, как имеющие, так и не имеющие торговой площади.
Согласно статье 346.28 Кодекса налогоплательщиками единого налога на вмененный доход признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории субъекта Российской Федерации, в котором введен единый налог, виды предпринимательской деятельности, предусмотренные пунктом 2 статьи 346.26 Кодекса.
Таким образом, основным условием, необходимым для перевода налогоплательщиков на уплату единого налога на вмененный доход, является осуществление такими налогоплательщиками видов предпринимательской деятельности, определенных главой 26.3 Кодекса.
Однако при этом следует иметь в виду, что в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности, подпадающих под действие единого налога на вмененный доход, законодателем установлены дополнительные условия и ограничения (по площади торгового зала, площади зала обслуживания посетителей, количеству используемых автотранспортных средств), соблюдение которых для налогоплательщиков в целях применения единого налога является обязательным.
При несоблюдении таких условий и ограничений налогоплательщики, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, предусмотренные статьей 346.26 Кодекса, не подлежат налогообложению единым налогом на вмененный доход.
Перевод налогоплательщиков на уплату единого налога на вмененный доход по отдельным объектам организации торговли (общественного питания), соответствующим установленным ограничениям площади торгового зала (зала обслуживания посетителей), либо только по объектам иных типов (при одновременном осуществлении деятельности через объекты организации торговли (общественного питания) различных типов) главой 26.3 Кодекса не предусмотрен.
Уплата налогов такими налогоплательщиками осуществляется в соответствии с общим режимом налогообложения либо по их желанию в порядке и на условиях, предусмотренных главой 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Кодекса.
Что касается вопроса о порядке определения налогоплательщиками единого налога на вмененный доход физического показателя - "количество работников", то при решении данного вопроса следует иметь в виду, что под количеством работников в целях исчисления единого налога на вмененный доход понимается среднесписочная за налоговый период численность работающих (с учетом всех работников, в том числе работающих по совместительству) в сфере деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход.
Среднесписочная численность работников определяется налогоплательщиком за каждый налоговый период в порядке, предусмотренном Инструкцией по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения, утвержденной постановлением Госкомстата России от 07.12.98 № 121.

Вопрос 6: Вправе ли субъект Российской Федерации, вводя систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в отношении такого вида предпринимательской деятельности, как оказание бытовых услуг, установить закрытый перечень видов бытовых услуг, подлежащих налогообложению единым налогом, или перечень бытовых услуг должен быть открытым и включать в себя все виды бытовых услуг, классифицированных Общероссийским классификатором услуг населению?

Ответ: Согласно статье 346.26 главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и может применяться по решению субъекта Российской Федерации в отношений видов предпринимательской деятельности, перечисленных в пункте 2 указанной статьи Кодекса, в том числе и в отношении предпринимательской деятельности по оказанию бытовых услуг.
В соответствии со статьей 346.27 Кодекса под бытовыми услугами понимаются платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов), классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению.
Таким образом, действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход распространяется на все виды бытовых услуг, классифицированных Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 в группе 01 "Бытовые услуги", за исключением услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств, выделенных в целях применения единого налога на вмененный доход в самостоятельный вид предпринимательской деятельности, и услуг ломбардов.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 346.26 Кодекса законами субъектов Российской Федерации определяются виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится единый налог, в пределах перечня, установленного пунктом 2 указанной статьи Кодекса.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание предоставленные субъектам Российской Федерации полномочия по установлению и введению единого налога на вмененный доход, законодательные представительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации не вправе устанавливать закрытые перечни бытовых услуг, подлежащих налогообложению единым налогом на вмененный доход, а также иные не предусмотренные главой 26.3 Кодекса условия и ограничения, ущемляющие законные права налогоплательщиков.

Вопрос 7: Индивидуальный предприниматель осуществляет торговлю товарами в помещении, имеющем торговый зал площадью 30 квадратных метров, а также поставляет на личном автотранспорте товар магазинам для дальнейшей реализации населению.
Реализация товара через торговый зал им осуществляется как населению, так и организациям за наличный расчет.
Подлежит ли переводу на уплату единого налога на вмененный доход осуществляемая им деятельность по реализации товаров за наличный расчет организациям, а также по поставке товаров магазинам для дальнейшей реализации населению?

Ответ: В соответствии со статьей 346.26 главы 26.3 Кодекса система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности вводится в действие на территории субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и распространяется на налогоплательщиков, осуществляющих виды предпринимательской деятельности, предусмотренные пунктом 2 данной статьи Кодекса, в том числе и розничную торговлю, осуществляемую через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 квадратных метров, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, как имеющие, так и не имеющие стационарной торговой площади.
Согласно статье 346.27 розничной торговлей признается торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет.
Стационарная торговая сеть - это торговая сеть, расположенная в специально оборудованных и предназначенных для ведения торговли зданиях (их частях) и строениях. Стационарную торговую сеть образуют строительные системы, прочно связанные фундаментом с земельным участком и подсоединенные к инженерным коммуникациям. К данной категории торговых объектов относятся магазины, павильоны и киоски.
К нестационарной торговой сети относится торговая сеть, функционирующая на принципах развозной и разносной торговли, а также иные объекты организации торговли, не относимые к стационарной торговой сети.
Под площадью торгового зала понимается площадь всех помещений и открытых площадок, используемых налогоплательщиками для торговли, определяемая на основе инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
Торговое место - это место, используемое для совершения сделок купли-продажи.
Таким образом, в целях применения положений главы 26.3 Кодекса налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность, связанную с торговлей товарами и оказанием услуг покупателям за наличный расчет на основе договоров розничной купли-продажи (параграф 2 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации) через объекты стационарной торговой сети, как имеющие, так и не имеющие торговые залы (магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 квадратных метров, киоски и т.п.), а также через объекты нестационарной торговой сети (торговля с лотков, корзин, тележек, автомобилей и т.п.), независимо от целей дальнейшего использования покупателями приобретенных у них товаров признаются розничными продавцами и подлежат в установленном порядке переводу на уплату единого налога на вмененный доход.
Торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет, осуществляемые налогоплательщиками на основе договоров поставки (параграф 3 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации), в том числе и с использованием принадлежащих им автотранспортных средств, относятся к предпринимательской деятельности в сфере оптовой торговли, результаты от занятия которой подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.

Вопрос 8: Согласно закону субъекта Российской Федерации с 01.01.2003 предпринимательская деятельность, связанная с розничной торговлей товарами, подлежит переводу на уплату единого налога на вмененный доход. Попадают ли под действие данного закона налогоплательщики, осуществляющие розничную торговлю товарами с использованием одновременно наличной и безналичной форм расчетов с покупателями?

Ответ: В соответствии со статьей 346.26 главы 26.3 Кодекса система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности вводится в действие на территории субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и распространяется на налогоплательщиков, осуществляющих виды предпринимательской деятельности, предусмотренные пунктом 2 данной статьи Кодекса, в том числе и розничную торговлю, осуществляемую через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 квадратных метров, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, как имеющие, так и не имеющие стационарной торговой площади.
Согласно статье 346.27 Кодекса розничная торговля - это торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет.
При этом в целях применения единого налога на вмененный доход под наличным расчетом следует понимать расчет наличными деньгами (статьи 140, 861 ГК РФ), а под безналичным расчетом - расчет платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчет по инкассо, а также расчет в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота (статьи 861, 862 ГК РФ).
Исходя из этого предпринимательская деятельность, связанная с розничной торговлей товарами, осуществляемой налогоплательщиками с использованием безналичной формы расчетов, не подпадает под действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Налогоплательщики, осуществляющие розничную торговлю товарами и оказание услуг покупателям как за наличный расчет, так и по безналичному расчету, привлекаются к уплате единого налога на вмененный доход только в отношении результатов розничной торговли за наличный расчет, доходы, полученные такими налогоплательщиками от осуществления розничной торговли по безналичному расчету, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке на основе данных раздельного учета доходов и расходов.

Вопрос 9: Учитываются ли при определении объекта налогообложения организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, суммы полученных авансов?

Ответ: В соответствии со статьей 346.15 Кодекса доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества, имущественных прав и внереализационные доходы, учитываемые при налогообложении, определяются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии со статьями 249 и 250 Кодекса. При определении объекта налогообложения организациями не учитываются доходы, предусмотренные статьей 251 Кодекса.
Одновременно с этим следует иметь в виду, что в тех случаях, когда в статьях главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса есть ссылки на другие статьи главы 25 Кодекса, то они должны применяться налогоплательщиком только в том случае, если они не противоречат другим положениям главы 26.2 Кодекса. В частности, ссылка в пункте 2 статьи 249 Кодекса, касающаяся методов признания в целях налогообложения поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права для налогоплательщиков, перешедших на упрощенную систему налогообложения, применяется только в части статьи 273 ("Порядок определения доходов и расходов при кассовом методе") Кодекса.
С учетом положений статьи 273 Кодекса статьей 346.17 Кодекса установлено, что датой получения доходов признается день поступления средств на счетах в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав.
При этом подпунктом 1 пункта 1 статьи 251 Кодекса предусмотрено, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав, работ или услуг, которые получены от других лиц в порядке предварительной оплаты товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, определяющими доходы и расходы по методу начисления.
Таким образом, полученная предварительная оплата (авансы) в счет отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) у организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, включается в состав объекта налогообложения в отчетном (налоговом) периоде их получения.

Вопрос 10: В каком порядке и по какой форме обязаны вести учет доходов и расходов, а также показателей, необходимых для исчисления единого налога на вмененный доход, индивидуальные предприниматели, переведенные с 01.01.2003 на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности?

Ответ: В соответствии с пунктом 6 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при осуществлении налогоплательщиками нескольких видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом на вмененный доход в соответствии с главой 26.3 Кодекса, учет показателей, необходимых налогоплательщикам для исчисления налога, ведется отдельно по каждому виду деятельности.
При этом согласно статье 346.29 Кодекса к показателям, необходимым для исчисления единого налога на вмененный доход, относятся физические показатели базовой доходности, кадастровая стоимость земли по месту осуществления налогоплательщиками предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, а также максимальная кадастровая стоимость земли.
Учитывая, что главой 26.3 Кодекса на налоговые органы не возложена обязанность по разработке порядка и формы ведения учета показателей, необходимых для исчисления единого налога на вмененный доход, налогоплательщики, перешедшие на уплату единого налога, вправе вести учет таких показателей по произвольной форме.
Что касается учета доходов и расходов, а также хозяйственных операций по предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход, следует отметить, что главой 26.3 Кодекса обязанности по ведению налогоплательщиками единого налога такого учета не предусмотрено.
Такая обязанность возникает у налогоплательщиков единого налога на вмененный доход только в случаях, предусмотренных пунктом 7 статьи 346.26 Кодекса, и только в отношении доходов, полученных ими от видов деятельности, не облагаемых единым налогом на вмененный доход. Учет доходов и расходов от таких видов деятельности осуществляется налогоплательщиками в общеустановленном порядке.

Вопрос 11: Обязан ли индивидуальный предприниматель, перешедший с 01.01.2003 на упрощенную систему налогообложения, выдавать юридическим лицам счета-фактуры, а также выделять в выдаваемых им накладных налог с продаж?

Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 Кодекса.
Согласно статье 346.11 Кодекса применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных индивидуальными предпринимателями от осуществления предпринимательской деятельности), налога на добавленную стоимость, налога с продаж, налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого индивидуальными предпринимателями для осуществления предпринимательской деятельности) и единого социального налога с доходов, полученных индивидуальными предпринимателями от осуществления предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисленных ими в пользу физических лиц, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период.
Таким образом, индивидуальные предприниматели, перешедшие с 01.01.2003 на упрощенную систему налогообложения, не являются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость и налога с продаж, и, следовательно, на них не распространяются положения глав 21 и 27 Кодекса.

Вопрос 12: Является ли выбранный индивидуальным предпринимателем, перешедшим на упрощенную систему налогообложения, объект налогообложения единым по всем осуществляемым им видам предпринимательской деятельности либо он устанавливается в отношении каждого вида такой деятельности?
Обязан ли индивидуальный предприниматель при применении упрощенной системы налогообложения соблюдать установленное ограничение по полученным доходам в отношении каждого осуществляемого им вида предпринимательской деятельности, либо данное ограничение распространяется на общие результаты деятельности?

Ответ: В соответствии со статьей 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения признаются доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов. Выбор объекта налогообложения осуществляется самими налогоплательщиками.
При этом согласно пункту 3 статьи 346.11 Кодекса индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, уплачивают единый налог, исчисляемый ими по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период.
Таким образом, при применении индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения объектом налогообложения единым налогом для них является выбранный на добровольной основе тот или иной (из указанных выше) объект налогообложения, исчисляемый по результатам их хозяйственной деятельности за налоговый период, в соответствии с положениями главы 26.2 Кодекса.
В аналогичном порядке (т.е. по результатам хозяйственной деятельности) за отчетный (налоговый) период индивидуальными предпринимателями исчисляются и доходы в целях соблюдения ограничения по их предельному размеру, установленного пунктом 4 статьи 346.13 Кодекса.

Вопрос 13: В каком порядке и по какой форме обязаны вести налоговый учет налогоплательщики, перешедшие с 01.01.2003 на упрощенную систему налогообложения?
Вправе ли налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, вести книгу учета доходов и расходов в электронном виде?

Ответ: В соответствии со статьей 346.24 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании книги учета доходов и расходов.
Форма книги учета доходов и расходов и порядок отражения в ней хозяйственных операций организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, утверждается Министерством Российской Федерации по налогам и сборам по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
В настоящее время Министерством Российской Федерации по налогам и сборам форма книги учета доходов и расходов и порядок отражения в ней хозяйственных операций утверждены и согласованы с Министерством финансов Российской Федерации (приказ МНС России от 28.10.2002 № БГ-3-22/606, зарегистрирован в Минюсте России от 28.11.2002 № 3969).
В соответствии с пунктом 14 Общих требований к порядку отражения в книге учета доходов и расходов хозяйственных операций допускается ведение такой книги в электронном виде, но с обязательным выведением ее на бумажные носители по окончании отчетного (налогового) периода.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: пункт 1.4 Общих требований Порядка отражения в книге учета доходов и расходов хозяйственных операций, а не пункт 14 Общих требований к порядку отражения в книге учета доходов и расходов хозяйственных операций.
   ------------------------------------------------------------------


Вопрос 14: Вправе ли индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в этом качестве в 2002 году и перешедший на применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, предусмотренной Федеральным законом от 29.12.95 № 222-ФЗ, сохранить право на ее применение в течение первых четырех лет его деятельности в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 14.06.95 № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" в связи с тем, что с введением в действие с 01.01.2003 главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации для него создаются менее благоприятные условия в налогообложении? Если не вправе, то как в этом случае следует понимать разъяснения Конституционного Суда Российской Федерации по данному вопросу, изложенные им в Определении от 07.02.2002 № 37-0?
Ответ: Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 14.06.95 № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" порядок налогообложения, освобождения субъектов малого предпринимательства от уплаты налогов, отсрочки и рассрочки их уплаты устанавливается в соответствии с налоговым законодательством.
В случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты малого предпринимательства подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 № 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" с 01.01.2003 на территории Российской Федерации вводится в действие глава 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), а также признается утратившим силу Федеральный закон от 29.12.95 № 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (далее - Федеральный закон № 222-ФЗ).
Таким образом, с 01.01.2003 упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого бизнеса, предусмотренная Федеральным законом № 222-ФЗ, на территории Российской Федерации не применяется.
Предусмотренная главой 26.2 Кодекса упрощенная система налогообложения не только не ухудшает положение индивидуальных предпринимателей, применяющих в настоящее время упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, но и в ряде случаев создает для них более благоприятные условия в налогообложении.
Так, при применении с 01.01.2003 упрощенной системы налогообложения, предусмотренной главой 26.2 Кодекса, индивидуальные предприниматели будут освобождаться от уплаты налога на доходы физических лиц (в части доходов, полученных от предпринимательской деятельности), налога на добавленную стоимость, налога с продаж, налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого в предпринимательской деятельности), единого социального налога с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисленных ими в пользу физических лиц.
При применении упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной Федеральным законом № 222-ФЗ, индивидуальные предприниматели освобождались от уплаты только налога на доходы физических лиц в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, указанной в патенте.
Кроме того, в отличие от действовавшей до 01.01.2003 упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, индивидуальным предпринимателям, изъявившим желание перейти с 01.01.2003 на упрощенную систему налогообложения, предусмотренную главой 26.2 Кодекса, предоставляется право выбора объекта налогообложения (доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов), следовательно, того или иного порядка ведения учета результатов их хозяйственной деятельности, а также право в зависимости от выбранного ими объекта налогообложения уменьшить (но не более чем на 50 процентов) общую сумму исчисленного ими по результатам хозяйственной деятельности единого налога на сумму исчисленных и уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование либо включить ее в состав расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы.
Таким образом, введение в действие с 01.01.2003 главы 26.2 Кодекса позволит создать для субъектов малого предпринимательства как раз те условия в налогообложении (снижение налоговой нагрузки, значительное упрощение процедуры ведения учета доходов и расходов, сокращение объема представляемой налоговой отчетности), которые являются для них наиболее благоприятными по сравнению с действующими в настоящее время условиями.
Что касается Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 07.02.2002 № 37-0, то в данном Определении Конституционный Суд Российской Федерации не делает каких-либо выводов о неправомерности распространения на субъектов малого предпринимательства в течение первых четырех лет их деятельности положений законодательства о налогах и сборах, предусматривающих изменение действующего порядка налогообложения, а лишь указывает на право таких налогоплательщиков в случае, если они полагают, что изменившееся законодательство о налогах и сборах создает менее благоприятные условия по сравнению с ранее действовавшими, обратиться в арбитражный суд, к компетенции которого относится выбор в каждом конкретном случае подлежащих применению норм права.

Вопрос 15: Индивидуальный предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность в сфере оказания ремонтно-строительных услуг, являлся в 2002 году налогоплательщиком единого налога на вмененный доход. С введением в действие с 01.01.2003 главы 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" Налогового кодекса Российской Федерации и утратой силы Федерального закона от 31.07.98 № 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" осуществляемая им предпринимательская деятельность не подпадает под действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, введенной с 01.01.2003 на территории субъекта Российской Федерации.
В каком порядке будет осуществляться налогообложение индивидуального предпринимателя в 2003 году?

Ответ: Согласно статье 3 Федерального закона от 31.07.98 № 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (далее - Федеральный закон № 148-ФЗ) (утратил силу с 01.01.2003) налогоплательщиком единого налога на вмененный доход являются индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по оказанию ремонтно-строительных услуг (строительство завершенных зданий и сооружений или их частей, оборудование зданий, подготовка строительного участка и иные услуги по ремонту и строительству зданий и сооружений или их частей, благоустройство территории).
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 № 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" с 01.01.2003 на территории Российской Федерации вводится в действие глава 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), а также признается утратившим силу Федеральный закон № 148-ФЗ.
Согласно статье 346.26 главы 26.3 Кодекса система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и может применяться по решению субъекта Российской Федерации в отношении шести видов предпринимательской деятельности, перечисленных в пункте 2 данной статьи Кодекса.
Предпринимательская деятельность по оказанию предпринимателями ремонтно-строительных услуг, предусмотренная статьей 3 Федерального закона № 148-ФЗ, в данный перечень не включена.
Вместе с тем, в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 346.26 Кодекса система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности распространяется на налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в сфере оказания бытовых услуг.
При этом под бытовыми услугами понимаются платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов), классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению (статья 346.27 Кодекса).
Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93, утвержденным постановлением Госстандарта России от 28.06.93 № 163 (далее - Классификатор), к бытовым услугам (группа 01) отнесены услуги по ремонту и строительству жилья и других построек (код подгруппы 016000).
Таким образом, со дня введения на территории субъекта Российской Федерации системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в отношении предпринимательской деятельности по оказанию бытовых услуг налогоплательщики, занимающиеся оказанием ремонтно-строительных услуг, подлежат переводу на уплату единого налога на вмененный доход только в части тех оказываемых ими услуг, которые классифицированы Классификатором по коду подгруппы 016000.
Налогообложение результатов предпринимательской деятельности по оказанию иных ремонтно-строительных услуг осуществляется указанными налогоплательщиками в общеустановленном порядке.

Вопрос 16: Налогоплательщик осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли через сеть розничных магазинов. Площадь торгового зала одного из магазинов составляет 185 квадратных метров. Площадь торговых залов остальных магазинов не превышает 150 квадратных метров в каждом. Подлежит ли в этом случае налогоплательщик переводу на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, предусмотренную главой 26.3 Налогового кодекса в отношении розничной торговли, осуществляемой им через магазины с площадью торгового зала до 150 квадратных метров?
Если не подлежит, то вправе ли он применять упрощенную систему налогообложения, предусмотренную главой 26.2 Налогового кодекса?

Ответ: В соответствии со статьей 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности вводится в действие на территории субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и распространяется на налогоплательщиков, осуществляющих виды предпринимательской деятельности, предусмотренные пунктом 2 данной статьи Кодекса, в том числе и розничную торговлю, осуществляемую через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 квадратных метров, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, как имеющие, так и не имеющие стационарной торговой площади.
Как следует из приведенной выше нормы, законодатель связывает возникновение у налогоплательщиков обязанности по уплате единого налога на вмененный доход не только с видом осуществляемой ими предпринимательской деятельности, но и с некоторыми другими условиями, предусмотренными данной статьей Кодекса.
Так, по предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли через магазины (стационарную торговую сеть) таким условием является осуществление розничной торговли в торговом зале площадью, не превышающей 150 квадратных метров.
При несоблюдении данного условия налогоплательщики, осуществляющие розничную торговлю через магазины, не подлежат переводу на уплату единого налога на вмененный доход.
Перевод указанных налогоплательщиков на уплату единого налога на вмененный доход только в части розничной торговли, осуществляемой ими через магазины, имеющие торговые залы площадью не более 150 квадратных метров (при одновременном осуществлении такой торговли через магазины, в которых площадь торгового зала превышает установленные ограничения), главой 26.3 Кодекса не предусмотрен.
Учитывая данное обстоятельство, налогообложение таких налогоплательщиков осуществляется в общеустановленном порядке или по их желанию в порядке и на условиях, предусмотренных главой 26.2 Кодекса.

Вопрос 17: Попадает ли под действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности предпринимательская деятельность в сфере розничной торговли продукцией собственного производства?

Ответ: Предпринимательская деятельность в сфере розничной торговли связана с предоставлением услуг и работами по продаже (перепродаже без видоизменения) новых и бывших в употреблении товаров, приобретенных продавцом для дальнейшей реализации в целях осуществления своей деятельности либо полученных иным не запрещенным действующим законодательством Российской Федерации способом.
К товарам, реализуемым через розничную торговую сеть, относится также и продукция собственного производства.
Однако следует иметь в виду, что деятельность в сфере производства готовой продукции является самостоятельным видом предпринимательской деятельности, направленным на извлечение доходов от реализации изготовленной продукции как через розничную, так и через оптовую торговую сеть.
При этом реализация продукции собственного производства через розничную сеть является одним из способов извлечения субъектами предпринимательской деятельности доходов от осуществления деятельности в сфере производства готовой продукции.
Учитывая, что данный вид деятельности не подпадает под действие главы 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), доходы, извлекаемые субъектами предпринимательской деятельности от реализации продукции собственного производства через принадлежащие им розничные магазины, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке либо по их желанию в порядке, предусмотренном главой 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Кодекса (если указанные субъекты предпринимательской деятельности не переведены на уплату единого налога на вмененный доход по иным осуществляемым ими видам предпринимательской деятельности).
В случае если субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие деятельность в сфере производства продукции, реализуют через принадлежащие им розничные магазины помимо продукции собственного производства и приобретенные товары, доходы, извлекаемые ими от реализации приобретенных товаров, подлежат в установленном порядке налогообложению единым налогом на вмененный доход по деятельности в сфере розничной торговли.
В этих целях указанные налогоплательщики обязаны вести раздельный учет расходов и доходов по каждому осуществляемому ими виду предпринимательской деятельности.

Вопрос 18: Вправе ли организация, получившая уведомление налогового органа о применении упрощенной системы налогообложения с 01.01.2003, отказаться от ее применения до 15.01.2003?

Ответ: Согласно пункту 3 статьи 346.13 главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на общий режим налогообложения, если иное не установлено статьей 346.13 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.19 Кодекса налоговым периодом по упрощенной системе налогообложения признается календарный год.
В связи с этим организации, которые начали применять упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003 при соблюдении всех условий, предусмотренных статьями 346.12 и 346.13 Кодекса, не вправе до окончания налогового периода перейти на общий режим налогообложения.
Установленный пунктом 6 статьи 346.13 Кодекса срок уведомления налогового органа о переходе на общий режим налогообложения (15 января года, в котором налогоплательщик предполагает перейти на общий режим налогообложения) распространяется только на тех налогоплательщиков, которые уже применяли упрощенную систему налогообложения не менее чем один налоговый период.
Исходя из этого организация, получившая уведомление налогового органа о возможности применения упрощенной системы налогообложения с 01.01.2003, вправе отказаться от применения упрощенной системы налогообложения только до начала налогового периода, то есть до 01.01.2003.

Вопрос 19: В связи с принятием Федерального закона от 31.12.2002 № 191-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" и включением в состав расходов, учитываемых при расчете единого налога, покупной стоимости товаров вправе ли налогоплательщики изменить ранее избранный ими объект налогообложения?
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 31.12.2002 № 191-ФЗ имеет название "О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации".
   ------------------------------------------------------------------


Ответ: Согласно пункту 1 статьи 346.13 Кодекса выбор объекта налогообложения осуществляется налогоплательщиком до начала налогового периода, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения. В случае изменения избранного объекта налогообложения после подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения.
Исходя из этого после подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003 налогоплательщик может изменить ранее выбранный объект налогообложения только до 20 декабря 2002 года (при уведомлении налогового органа). После 20 декабря 2002 года налогоплательщик не вправе изменить ранее выбранный им объект налогообложения.

Вопрос 20: В соответствии с пунктом 2 статьи 346.12 Кодекса организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации, определяемый в соответствии со статьей 249 Кодекса, не превысил 11 млн. рублей (без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж). В каком порядке применяется данное ограничение для организаций, которые на момент подачи заявления на упрощенную систему налогообложения не проработали полных девяти месяцев, так как в качестве юридических лиц они зарегистрированы позже 1 января года, в котором ими подано это заявление?

Ответ: Согласно пункту 2 статьи 346.12 Кодекса организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации, определяемый в соответствии со статьей 249 Кодекса, не превысил 11 млн. рублей (без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж). При этом не предусмотрено каких-либо особенностей в исчислении вышеуказанного ограничения по доходам от реализации, если организация осуществляет деятельность менее девяти месяцев в году.
В связи с этим у организаций, осуществляющих деятельность менее девяти месяцев в году, в котором ими подано заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы от реализации, полученные в период с момента государственной регистрации до окончания 9 месяцев этого года, не должны превышать 11 млн. рублей.

Вопрос 21: Вправе ли в 2003 году применять упрощенную систему налогообложения организации и индивидуальные предприниматели, созданные (зарегистрированные) в период с 1 по 31 декабря 2002 года?

Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 346.13 Кодекса вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговом органе. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно статьям 1 и 8 Федерального закона от 24.07.2002 № 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" глава 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Кодекса вступила в силу только с 01.01.2003.
В связи с этим организации и индивидуальные предприниматели, вновь созданные (вновь зарегистрированные) в период с 1 по 31 декабря 2002 года, не могут применять упрощенную систему налогообложения, предусмотренную главой 26.2 Кодекса, в текущем календарном году (2002 году), и, следовательно, вышеуказанный порядок перехода на упрощенную систему налогообложения на них не распространяется. Переход вновь созданных (вновь зарегистрированных) в течение декабря 2002 года организаций и индивидуальных предпринимателей на упрощенную систему налогообложения может быть осуществлен в общеустановленном порядке с 01.01.2004.

Вопрос 22: Вправе ли применять упрощенную систему налогообложения территориальные торгово-промышленные палаты и некоммерческие организации?

Ответ: Подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12 Кодекса предусмотрено, что не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов.
При определении понятия "доля непосредственного участия других организаций" в целях применения законодательства об упрощенной системе налогообложения следует руководствоваться нормами гражданского законодательства Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) под участием в организации понимается участие в образовании имущества организации ее учредителей (участников).
Согласно положениям подпунктов 2 и 3 статьи 48 ГК РФ в связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь имущественные права в отношении данного юридического лица, а могут и не иметь таких прав.
Учитывая, что в подпункте 14 пункта 3 статьи 346.12 Кодекса не указано, что под непосредственным участием в организации других организаций понимается только участие учредителей и участников, которые имеют в отношении этой организации имущественные права, то в данном случае под непосредственным участием в организации других организаций понимается любое участие учредителей и участников-организаций независимо от того, имеют они имущественные права в отношении данной организации или не имеют их.
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 07.07.93 № 5340-1 "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" торгово-промышленная палата является негосударственной некоммерческой организацией, объединяющей российские предприятия и российских предпринимателей.
Источниками формирования имущества торгово-промышленных палат согласно пункту 3 статьи 13 вышеуказанного Закона Российской Федерации являются, в частности, вступительные и членские взносы.
Исходя из этого, в случае если вступительные и членские взносы организаций - членов территориальных торгово-промышленных палат будут составлять более 25 процентов в общей сумме вступительных и членских взносов, то данные территориальные торгово-промышленные палаты не вправе с 01.01.2003 применять упрощенную систему налогообложения, предусмотренную главой 26.2 Кодекса.
Если вступительные и членские взносы организаций - членов территориальных торгово-промышленных палат будут составлять не более 25 процентов в общей сумме вступительных и членских взносов, то данные территориальные торгово-промышленные палаты при соблюдении иных условий, предусмотренных в статье 346.12 Кодекса, вправе с 01.01.2003 применять упрощенную систему налогообложения, предусмотренную главой 26.2 Кодекса.
Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом (пункт 3 статьи 50 ГК РФ).
Учредителями (участниками, собственниками) вышеуказанных организаций согласно соответствующим положениям об этих организациях (статья 6 Федерального закона от 19.05.95 № 82-ФЗ "Об общественных объединениях", статьи 8 и 9 Федерального закона от 26.09.97 № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", статья 4 Федерального закона от 07.08.2001 № 117-ФЗ "О кредитных потребительских кооперативах граждан" и т.д.) могут быть юридические лица, относящиеся согласно пункту 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации к организациям, и (или) физические лица.
Исходя из этого, если при учреждении (создании) некоммерческих организаций, в том числе общественных организаций, доля учредителей (участников, собственников), являющихся юридическими лицами, будет составлять более 25 процентов, то такие некоммерческие организации не вправе с 01.01.2003 применять упрощенную систему налогообложения, предусмотренную главой 26.2 Кодекса.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru