Законодательство
Московской области

Балашихинский р-н
Бронницы
Волоколамский р-н
Воскресенский р-н
Дзержинский
Дмитровский р-н
Долгопрудный
Домодедовский р-н
Дубна
Егорьевский р-н
Жуковский
Зарайский р-н
Звенигород
Ивантеевка
Истринский р-н
Каширский р-н
Климовск
Клинский р-н
Коломенский р-н
Королев
Красноармейск
Красногорский р-н
Краснознаменск
Ленинский р-н
Лобня
Лотошинский р-н
Луховицкий р-н
Лыткарино
Люберецкий р-н
Можайский р-н
Московская область
Мытищинский р-н
Наро-Фоминский р-н
Ногинский р-н
Одинцовский р-н
Озерский р-н
Орехово-Зуевский р-н
Павлово-Посадский р-н
Подольский р-н
Протвино
Пушкинский р-н
Пущино
Раменский р-н
Реутов
Рошаль
Рузский р-н
Сергиево-Посадский р-н
Серебряно-Прудский р-н
Серпуховский р-н
Солнечногорский р-н
Ступинский р-н
Талдомский р-н
Троицк
Фрязино
Химкинский р-н
Чеховский р-н
Шатурский р-н
Шаховской р-н
Щелковский р-н
Щербинка
Электросталь

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








РЕШЕНИЕ Мособлдумы от 12.02.2003 № 14/46
"ОБ ОТЧЕТЕ О РАБОТЕ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ В 2002 ГОДУ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ
от 12 февраля 2003 г. № 14/46

ОБ ОТЧЕТЕ О РАБОТЕ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ В 2002 ГОДУ

Рассмотрев отчет о работе Контрольно-счетной палаты в 2002 году, Московская областная Дума решила:
Принять к сведению отчет о работе Контрольно-счетной палаты в 2002 году (приложение).

Председатель
Московской областной Думы
В.Е. Аксаков





Приложение
к решению
Московской областной Думы
от 12 февраля 2003 г. № 14/46

ОТЧЕТ
О РАБОТЕ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ В 2002 ГОДУ

Контрольно-счетная палата Московской областной Думы (далее - КСП) является структурным подразделением Московской областной Думы, осуществляющим финансовый контроль за исполнением областного бюджета, расходованием средств областных целевых бюджетных и внебюджетных фондов Московской области. Кроме того, КСП контролирует законность и эффективность управления и распоряжения собственностью Московской области. Свои контрольные функции КСП реализует на основании Положения о Контрольно-счетной палате Московской областной Думы, утвержденного решением Московской областной Думы от 29.06.94 № 9/22.
По мере становления рыночных отношений в субъектах Российской Федерации система финансового контроля выступает важнейшим инструментом государственной экономической политики. Ведомственный внутренний контроль, осуществляемый контрольными органами исполнительной государственной власти, не всегда обеспечивает полноту, объективность и независимость контрольных мероприятий, необходимые для принятия решения законодательным органом государственной власти. Внешний контроль за финансовой деятельностью органов исполнительной власти, проводимый КСП, дает представительной власти Московской области более объективную информацию, позволяющую пресечь незаконные действия, изменить законодательно выявленные в ходе проверок недоработки в нормативной правовой базе.
В 2002 году КСП состояла из председателя КСП, руководителя аппарата и 8 сотрудников. Руководил деятельностью КСП (с марта 2002 года) председатель КСП депутат Московской областной Думы Ставинский А.И. председатель КСП представлял на заседаниях Московской областной Думы материалы проверок и предложения КСП в проект решения Московской областной Думы по этим проверкам.
В отчетном году КСП поддерживала ранее установленные деловые контакты со Счетной палатой Российской Федерации, Контрольно-счетной палатой г. Москвы, руководством Главного контрольно-ревизионного управления Московской области и Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Московской области, Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московской области и взаимодействовала с ними при решении своих задач.
В 2002 году КСП проводились контрольные мероприятия в соответствии с ежеквартальными планами работ, утвержденными решениями Московской областной Думы. Планы работ формировались на основании предложений комитетов, отдельных депутатов Московской областной Думы, а также по фактам проведенных КСП проверок. По результатам проведенных проверок КСП оформляла справки для информирования депутатов Московской областной Думы и для принятия соответствующих решений Московской областной Думой.
В течение 2002 года КСП проводила проверки, которыми было охвачено более 30 организаций Московской области. Материалы проверок и предложения по устранению выявленных недостатков доводились до комитетов Московской областной Думы и выносились на заседания Московской областной Думы для принятия соответствующих решений. Всего было проведено 11 проверок. Кроме того, КСП анализировала текущее исполнение областного бюджета по ежемесячным отчетам Министерства финансов Московской области, проводила экспертизу проектов законов и других нормативных правовых документов, предлагаемых для рассмотрения Московской областной Думе, а также ежеквартально разрабатывала аналитические материалы по исполнению областного бюджета Московской области.
В 2002 году КСП осуществляла контрольные мероприятия по трем направлениям, а именно:
- контроль поступления и расходования средств областного бюджета;
- контроль поступления и расходования средств государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов;
- текущий контроль исполнения областного бюджета.

Контроль поступления и расходования средств
областного бюджета

По данному направлению КСП провела 8 плановых проверок, охвативших более 20 организаций. Сумма бюджетных средств, учтенных в ходе проведения этих проверок, составила более 500,0 млн. рублей, из которых более 35,0 млн. рублей были отнесены к нерациональным (неэффективным) расходам, а к потерям и нецелевому использованию бюджетных средств - около 10,0 млн. рублей. Проверками выявлены недостатки, а в отдельных случаях и нарушения, допущенные организациями Московской области при формировании доходов и расходовании средств областного бюджета. Основные сведения по проведенным в 2002 году проверкам приводятся ниже.

1. О поступлении и расходовании денежных средств,
полученных за счет доходов от предпринимательской и иной
приносящей доход деятельности в Министерстве образования
Московской области в 2001 году

Проверка проводилась в Министерстве образования Московской области (далее - Минобразование) и в двух государственных образовательных учреждениях начального профессионального образования (лицеях).
Проверкой установлено, что бюджетное финансирование является основой государственных гарантий получения образования гражданами Российской Федерации. Финансирование государственных учреждений Московской области осуществляется на основе нормативов, ежегодно устанавливаемых областными законами. Несмотря на законодательно установленную приоритетность сферы образования, финансирование образовательных учреждений из областного бюджета в течение последних пяти лет производилось не в полном объеме. В период с 1997 по 2001 годы из областного бюджета финансировались в основном текущие расходы образовательных учреждений по защищенным статьям. В 2001 году Минобразование получило из областного бюджета 1073,2 млн. рублей, или 89,9% от плана. Неполное бюджетное финансирование образовательных учреждений частично компенсировалось привлечением ими дополнительных внебюджетных средств, в том числе полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (далее - внебюджетные источники).
Право получения образовательными учреждениями доходов из внебюджетных источников установлено Законом Российской Федерации "Об образовании", согласно которому учреждения образования вправе привлекать дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юридических лиц. При этом привлечение образовательными учреждениями дополнительных средств не влечет за собой снижение нормативов и абсолютных размеров их финансирования за счет средств областного бюджета. В результатах проверки отмечается, что в 2001 году доходы из внебюджетных источников составили 259,9 млн. рублей, или 204,0% от плана, что обусловлено заинтересованностью учебных заведений в осуществлении предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
КСП провела проверку поступления и использования средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в лицеях № 124 и 107.
Учредителями лицея № 124 и лицея № 107 являлось Минобразование. В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" отношения между учредителем и образовательным учреждением должны регулироваться договором, определяющим условия передачи учреждениям областного имущества, порядок распределения прибыли и другие вопросы. Однако Минобразование недостаточно занималось учредительской деятельностью и не заключало договоров с подведомственными учреждениями о предпринимательской деятельности.
В материалах проверки отмечено о неэффективном использовании денежных средств на нужды образовательных учреждений в размере около 1,1 млн. рублей (лицей № 124). В выводах по результатам проверки были отмечены и другие нарушения в финансовой деятельности лицея № 124, в том числе несоблюдение бюджетной дисциплины при использовании средств областного бюджета, неэффективное управление областной собственностью и нарушения в порядке получения и распределения средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Московская областная Дума решила (решение от 26.06.2002 № 25/23) принять к сведению информацию о результатах проверки и направить материалы проверки Губернатору Московской области.

2. Об использовании денежных средств, выделенных
из областного бюджета 2001 года Управлению государственной
и муниципальной службы Московской области

Проверкой установлено, что Управление государственной и муниципальной службы Московской области (далее - Управление) образовано на основании Закона Московской области "О государственной службе Московской области" и в соответствии с постановлением Губернатора Московской области от 24.07.1997 № 189-ПГ "Об Управлении государственной службы Московской области". Управление осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением об Управлении государственной и муниципальной службы Московской области. Управление является государственным органом, входит в систему органов государственной власти Московской области и является юридическим лицом.
В выводах по результатам проверки было отмечено, что некоторые из задач, выполняемых Управлением, не прописаны в Положении об Управлении. В связи с этим Положение об Управлении необходимо доработать на предмет учета всех функций, которые были предписаны Управлению постановлениями Губернатора Московской области.
Финансирование общих расходов Управления в 2001 году произведено из областного бюджета в объеме 97665,6 тыс. рублей, в том числе по защищенным статьям - 94608,0 тыс. рублей, что составило 61,8% и 61,3% от запланированного соответственно. Задолженность областного бюджета Управлению за 2001 год, возникшая в результате неполного финансирования Министерством финансов Московской области защищенных статей расходов, составила 58569,5 тыс. рублей.
Расходы на содержание Управления в 2001 году профинансированы из областного бюджета в объеме 8904,1 тыс. рублей, или на 90,9% от назначенного объема ассигнований. Фактические (оформленные) материальные расходы Управления превысили расходы, установленные сметой, на 1185,1 тыс. рублей, что приводит к дополнительным финансовым обязательствам областного бюджета на 2002 год. Основную часть превышения материальных расходов составляют затраты Управления на транспортные услуги.
Московская областная Дума решила (решение от 11.07.2002 № 27/26) принять к сведению информацию о результатах проверки и направить материалы проверки Губернатору Московской области.

3. Об использовании денежных средств, выделенных
из областного бюджета 2001 года Управлению Федеральной
службы налоговой полиции Российской Федерации
по Московской области

Проверка проводилась в Управлении Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Московской области (далее - Управление).
Проверкой установлено, что в 2001 году за счет средств резервного фонда Губернатора Московской области Управлению была оказана финансовая помощь в размере 875,1 тыс. рублей на непредвиденные расходы и 4000,0 тыс. рублей на приобретение автомобильной техники. Из областного бюджета было выделено 4666,7 тыс. рублей в качестве вознаграждения за получение дополнительных налоговых платежей в 2001 году. Таким образом, общая сумма ассигнований из областного бюджета в 2001 году составила 9541,8 тыс. рублей.
Управление использовало вышеуказанные средства по целевому назначению. На сумму 9098,3 тыс. рублей была приобретена автомобильная техника. На средства в сумме 443,5 тыс. рублей Управление произвело расходы, связанные с установкой сигнализации на закупленные автомобили, их регистрацией и техническим осмотром. Приобретенная за счет средств областного бюджета автомобильная техника была поставлена на баланс Управления и является федеральной собственностью.
Московская областная Дума решила (решение от 18.09.2002 № 11/29) принять к сведению информацию о результатах проверки.

4. Об использовании денежных средств, выделенных
из областного бюджета 2001 года Главному управлению
по надзору за техническим состоянием самоходных машин
и других видов техники Московской области

Проверка проводилась в Главном управлении по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Московской области (далее - Гостехнадзор Московской области) и Министерстве финансов Московской области.
Проверкой установлено, что в соответствии с Положением о государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (утверждено постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 13.12.93 № 1291) в систему органов Государственного технического надзора входят:
- Главная государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (Главгостехнадзор России);
- государственные инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с соответствующими инспекциями городов и районов.
Основной задачей Гостехнадзора Московской области является осуществление государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники на территории Московской области.
Финансирование деятельности Гостехнадзора Московской области осуществлялось за счет средств областного бюджета.
До 04.11.2000 функции и права, возложенные на Гостехнадзор Московской области, исполнялись Министерством сельского хозяйства и продовольствия Московской области. При формировании Гостехнадзора Московской области и выводе его из состава Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области Министерством имущественных отношений Московской области не было принято должных мер к передаче в полном объеме инвентаря и автомобилей, что привело к значительным дополнительным затратам средств областного бюджета (более 7,0 млн. рублей).
Проверка показала, что Гостехнадзору Московской области (согласно бюджетной росписи на 2001 год) было предусмотрено выделить 37514,7 тыс. рублей, в том числе на оплату труда (с начислениями) - 17039,7 тыс. рублей и на другие расходы - 20475,0 тыс. рублей. Фактически Гостехнадзор Московской области был профинансирован в 2001 году в объеме 32273,2 тыс. рублей, что составило 86,0% от запланированного на год, в том числе по оплате труда - 97,7%, другим расходам - 76,3%. Выделенные бюджетные средства использованы в основном по целевому назначению на обустройство, оснащение оборудованием и содержание центрального аппарата Гостехнадзора Московской области.
В ходе проверки были выявлены нарушения в системе оплаты труда. При установлении окладов заместителям руководителей в 18 случаях были завышены должностные оклады. В результате только по должностным окладам переплата ежемесячно составляла свыше 800 рублей. Кроме того, имелись многочисленные случаи выплат разовых премий, не предусмотренных Положением о премировании. Одной из причин выплат таких премий послужило необоснованное завышение Министерством финансов Московской области фонда оплаты по труду при пересчете его с января 2001 года для Гостехнадзора Московской области (общая сумма нерациональных расходов - около 1,0 млн. рублей).
Допускались случаи неэффективного использования средств на оплату переговоров отдельными должностными лицами по телефонам сотовой связи, нарушение штатной дисциплины, а также завышение базовых норм расхода топлива на отдельные автомобили, в результате только за октябрь месяц излишне списано бензина более чем на 3,0 тыс. рублей (общая сумма неэффективных расходов - более 150,0 тыс. рублей).
Московская областная Дума решила (решение от 18.09.2002 № 10/29) принять к сведению результаты проверки, направить материалы проверки Губернатору и Прокурору Московской области.

5. Об использовании денежных средств, выделенных
из областного бюджета 2001 года Энергетической комиссии
Московской области

Проверка проводилась в Министерстве финансов Московской области и Энергетической комиссии Московской области (далее - Комиссия).
Проверкой установлено, что Комиссия в качестве государственного органа Московской области сформирована в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 13.06.2000 № 46/11.
Деятельность Комиссии в 2001 году осуществлялась по следующим направлениям:
- регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию на территории Московской области;
- выработка нормативных документов в свете принятой тарифной политики;
- проведение мероприятий, направленных на развитие и внедрение энергосберегающих технологий;
- развитие технической и информационных баз Комиссии.
В соответствии со статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы на содержание Комиссии в 2001 году как государственного органа Московской области производились исключительно из областного бюджета по утвержденной смете расходов с последующей компенсацией этих расходов из средств, поступивших от ОАО "МОСЭНЕРГО".
Областным бюджетом 2001 года на содержание Комиссии было предусмотрено 14377,5 тыс. рублей, в том числе 4213,4 тыс. рублей по защищенным и 10164,1 тыс. рублей по незащищенным статьям расходов.
ОАО "МОСЭНЕРГО" перечислило в 2001 году в областной бюджет 16000,0 тыс. рублей. Министерство финансов Московской области под поступившие средства установило Комиссии объем лимитов бюджетных обязательств в размере 14575,3 тыс. рублей. Комиссия в 2001 году израсходовала 10324,3 тыс. рублей. Оставшаяся сумма денежных средств от перечисленных ОАО "МОСЭНЕРГО" на содержание Комиссии в 2001 году была использована Министерством финансов Московской области на другие цели (всего 5675,7 тыс. рублей).
На своевременность и полноту финансирования Комиссии в 2001 году значительно повлияло неисполнение Комиссией постановления Правительства Московской области от 13.06.2000 № 46/11 в установленный срок. Этим постановлением предписывалось Комиссии в течение месяца разработать и представить в Правительство Московской области предложения о порядке формирования расходов на содержание Комиссии. В результате из запланированных Комиссии на 2001 год 14575,3 тыс. рублей только в декабре 2001 года на лицевой счет Комиссии поступила сумма в размере 8891,1 тыс. рублей, которая до конца года не была полностью реализована. В итоге 4251,0 тыс. рублей было возвращено в областной бюджет.
В материалах проверки отмечалось, что значительную сумму расходов Комиссии в 2001 году составляли затраты (около 40%) на проведение аудиторских проверок в энергоснабжающих организациях - всего 4144,7 тыс. рублей. По мнению КСП, эти средства были использованы недостаточно эффективно. Так, при формировании сводной сметы расходов энергоснабжающих организаций Комиссией не были учтены выводы аудиторских проверок при определении базовой себестоимости услуг по передаче электроэнергии и другим вопросам, что привело в конечном итоге к росту себестоимости электрической и тепловой энергии.
В выводах по результатам проверки отмечено, что средства, выделенные из областного бюджета 2001 года Комиссии, израсходованы по назначению в соответствии с утвержденной сметой расходов. Комиссией в 2001 году проделана определенная работа по регулированию тарифов на электрическую и тепловую энергию на территории Московской области, созданию нормативной правовой базы для повышения эффективности работы Комиссии, а также формированию технической и информационной базы. Однако из-за недостаточного финансирования и несвоевременного поступления денежных средств из бюджета не был реализован ряд запланированных мероприятий, направленных на развитие и внедрение энергосберегающих технологий.
Московская областная Дума решила (решение от 30.10.2002 № 16/35) принять к сведению результаты проверки, просить Губернатора Московской области при уточнении областного бюджета на 2002 год предусмотреть увеличение расходов на содержание Энергетической комиссии Московской области на сумму 4251,0 тыс. рублей, которые не были использованы в 2001 году.

6. О поступлении в областной бюджет 2001 года единого
налога на вмененный доход для определенных видов
деятельности в Московской области

Проверка проводилась в Министерстве финансов Московской области, Управлении Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московской области (УМНС РФ по Московской области), а также в трех инспекциях Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (ИМНС РФ) (по городам Балашиха, Красногорск, Мытищи Московской области).
Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности (далее - единый налог) для организаций и индивидуальных предпринимателей был введен вместо уплаты ряда налоговых платежей, а именно: налога на добавленную стоимость, налога с продаж, налога на доходы физических лиц, единого социального налога, налога на прибыль организаций и налога на имущество.
Проверка показала, что налоговыми органами Московской области принимались определенные меры для перевода на уплату единого налога с 1 июля 2001 года организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере розничной торговли через киоски и нестационарную (передвижную) торговую сеть, в том числе и на рынках. По состоянию на 01.01.2002 в Московской области уплату единого налога по данным УМНС РФ по Московской области осуществляли 1000 налогоплательщиков - юридических лиц (организаций) и 6000 налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей. В то же время из материалов проверки следует, что налоговые службы Московской области не в полной мере владели информацией о налогоплательщиках и объемах возможных поступлений в доход областного бюджета в 2001 году.
В выводах по результатам проверки отмечалось, что поступление платежей в областной бюджет 2001 года единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности в Московской области составляло 59830,0 тыс. рублей, или 121,1% к плану.
Социальная напряженность, сопровождавшая введение единого налога на вмененный доход, отсутствие необходимой информации о налогоплательщиках негативно отразились на исполнении плановых показателей по отдельным районам Московской области. Вместе с тем налоговое администрирование и проводимые ИМНС РФ проверки организации торговли на рынках в отдельных городах и районах оказали влияние на перевыполнение плановых назначений.
Московская областная Дума решила (решение от 13.11.2002 № 17/36) принять к сведению информацию о результатах проверки.

7. Об использовании денежных средств, выделенных
из областного бюджета 2001 года Государственному
образовательному учреждению Московской области
"Международный университет природы,
общества и человека "Дубна"

Проверка проводилась в Государственном образовательном учреждении Московской области "Международный университет природы, общества и человека "Дубна" (далее - Университет) и Министерстве финансов Московской области.
Проверкой установлено, что Университет создан в соответствии с распоряжением Главы Администрации Московской области от 27.09.94 № 905-Р "О создании государственного высшего учебного заведения "Международный университет природы, общества и человека "Дубна". Этим же распоряжением утвержден Устав Университета. Университет является высшим учебным заведением Московской области, реализующим образовательные программы по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов с высшим образованием по широкому спектру направлений подготовки (специальностей).
Источниками финансирования деятельности Университета в 2001 году являлись:
- средства областного бюджета;
- средства муниципальных бюджетов (по месту расположения Университета и его филиалов);
- средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также добровольных пожертвований юридических и физических лиц.
В выводах отмечалось, что финансирование расходов на содержание Университета из областного бюджета в 2001 году произведено в размере 35724,9 тыс. рублей, или 96,8 процентов от уточненного плана.
Расходы бюджетных средств по статьям сметы в основном соответствовали уточненным показателям. Вместе с тем допущено расходование бюджетных средств не по целевому назначению в сумме 166,2 тыс. рублей. Значительная сумма средств числилась в дебиторской задолженности. По состоянию на 01.01.2002 она составила сумму 4034,7 тыс. рублей.
Проверка показала, что Министерство финансов Московской области не обеспечило финансирование мероприятий программы развития Университета на 2001-2005 годы. Кроме того, Правительство Московской области не использовало в полном объеме научный и технический потенциал Университета для разработки проектов программ и решения других вопросов социально-экономического развития Московской области.
Московская областная Дума решила (решение от 15.01.2003 № 9/42) принять к сведению информацию о результатах проверки и направить материалы проверки Губернатору Московской области.

8. Об исполнении сметы по статьям расходов на обеспечение
деятельности депутатов и содержание Московской областной
Думы за I квартал 2002 года

Законом Московской области "Об областном бюджете на 2002 год" на содержание Московской областной Думы было предусмотрено 239853,4 тыс. рублей.
Проверка показала, что за первые 3 месяца 2002 года из областного бюджета на обеспечение деятельности депутатов и содержание Московской областной Думы профинансировано 24207,2 тыс. рублей, или 10,1% от утвержденных на год ассигнований.
В выводах по результатам проверки отмечалось, что по состоянию на 01.04.2002 6688,7 тыс. рублей числилось по учету в дебиторской задолженности за оплаченное, но не полученное в срок или не оформленное установленным порядком жилье.
По некоторым переданным в качестве подарков материальным средствам длительное время (три и более месяцев) отдельными депутатами не представлялись оформленные установленным порядком оправдательные документы.
Материалы проверки доложены руководству Московской областной Думы. По результатам проверки были разработаны нормативные документы, регламентирующие порядок расходования средств и отчетности по ним со стороны депутатов и работников аппарата Московской областной Думы.

Контроль поступления и расходования средств
государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов

По данному направлению работ в 2002 году проведено 3 проверки, которыми были охвачены около 10 организаций. Сумма средств фондов, учтенных в ходе проверок, составила около 600,0 млн. рублей, из которых более 30,0 млн. рублей отнесены к нерациональным (неэффективным) расходам, а к потерям и нецелевому использованию средств фондов - около 2,6 млн. рублей. Проверками выявлены недостатки, а в отдельных случаях нарушения при формировании и расходовании средств целевых бюджетных и внебюджетных фондов. Краткие сведения по этим проверкам приведены ниже.

1. О поступлении и расходовании денежных средств
Московского областного экологического фонда за 2001 год

Проверка проводилась в Министерстве экологии и природопользования Московской области (далее - Минэкологии Московской области), которое постановлением Правительства Московской области от 15.03.2001 № 68/9 наделено правами распорядителя средств Московского областного экологического фонда (далее - Экофонд), а также в Министерстве финансов Московской области (далее - Минфин Московской области) и в трех организациях, осуществляющих выполнение мероприятий, предусмотренных областной целевой программой "Экология Подмосковья на 2001-2002 годы".
Проверкой установлено, что формирование и расходование средств Экофонда регламентировалось Законами Московской области "Об областном бюджете на 2001 год", "О бюджете Московского областного экологического фонда на 2001 год", "Об областной целевой программе "Экология Подмосковья на 2001-2002 годы", а также Положением о Московском областном экологическом фонде, утвержденным решением Московской областной Думы.
В выводах по результатам проверки отмечалось, что Минэкологии Московской области в 2001 году не обеспечило своевременное принятие и реализацию бюджета Экофонда в результате недофинансирования Минфином Московской области природоохранных мероприятий и в целом программы "Экология Подмосковья на 2001-2002 годы", что явилось одной из причин неполного освоения средств: из запланированных расходов в объеме 82645,6 тыс. рублей выполнено работ на 50383,7 тыс. рублей, или 60,9% от запланированного на год, а оплачено только 25084,2 тыс. рублей, или 49,5% от выполненных работ по договорам.
Не был отработан механизм взаимодействия с территориальными органами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам в вопросе учета и уплаты платежей за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов.
Минэкологии Московской области не приняло действенных мер по выполнению постановления Правительства Московской области от 15.03.2001 № 68/9 о передаче финансовой документации и основных средств Московского областного экологического фонда от Департамента природных ресурсов Министерству экологии и природопользования Московской области; а также по своевременной реализации выполненных по Программе научно-исследовательских работ прикладного характера, в том числе по результатам проведенной экспертизы проекта строительства Южной водопроводной системы.
Утвержденный в Московской области механизм зачисления платежей за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов в бюджеты муниципальных образований не обеспечивал их целевого расходования в муниципальных образованиях Московской области. В связи с этим Минэкологии Московской области необходимо при формировании программы "Экология Подмосковья" учитывать размер зачисленных платежей в бюджеты муниципальных образований.
Московская областная Дума решила (решение от 30.10.2002 № 8/35) принять к сведению информацию о результатах проверки и направить материалы проверки Губернатору Московской области.

2. О проверке в Министерстве здравоохранения Московской
области и Московском областном фонде обязательного
медицинского страхования расходования денежных средств
на закупки лекарственных препаратов и санитарного
транспорта для лечебных учреждений Московской
области в 2001 году

Проверка проводилась в Министерстве финансов Московской области, Министерстве здравоохранения Московской области (далее - Минздрав), Московском областном фонде обязательного медицинского страхования (далее - Фонд).
Проверка показала, что закупка продукции и оказание услуг для нужд государственных лечебных учреждений осуществлялись конкурсной комиссией при Минздравоохранения за счет средств областного бюджета и средств бюджета Фонда. Приобретение лекарственных препаратов и санитарного транспорта для лечебных учреждений Московской области в 2001 году производилось как с использованием конкурсных торгов, так и без торгов.
Объем финансирования Минздрава на приобретение медикаментов, перевязочных средств и прочих лечебных расходов составил 457816,9 тыс. рублей. Фактически из областного бюджета на приобретение медикаментов, перевязочных средств и прочие лечебные расходы было выделено 396101,0 тыс. рублей, т.е. 86,5% от плана. По состоянию на 01.04.2002 кредиторская задолженность за Минздравом, подлежащая погашению за счет средств областного бюджета, составила 22300,0 тыс. рублей.
В бюджете Фонда 2001 года на финансирование отдельных мероприятий по здравоохранению была предусмотрена сумма 48000,0 тыс. рублей. За счет средств Фонда в проверяемом периоде осуществлялось финансирование закупок базовых лекарственных средств, используемых при лечении социально значимых заболеваний, приобретение санитарного автотранспорта для государственных учреждений здравоохранения Московской области, а также выполнялись областные целевые программы в сфере здравоохранения. Кассовые расходы на эти мероприятия составили 46544,4 тыс. рублей.
Проверкой установлено, что расходы на указанные мероприятия были предусмотрены Законом Московской области "О бюджете Московского областного фонда обязательного медицинского страхования на 2001 год", хотя они должны были быть произведены за счет средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований Московской области. В связи с этим на закупку медикаментов за счет средств Фонда было израсходовано 30550,1 тыс. рублей и на приобретение санитарного автотранспорта - 13933,6 тыс. рублей. Из общего количества приобретенного санитарного автотранспорта 20 машин были переданы для обслуживания лечебно-профилактических медицинских учреждений, не входящих в систему обязательного медицинского страхования. В результате этого нецелевые расходы за счет средств бюджета Фонда составили 2592,0 тыс. рублей.
Московская областная Дума решила (решение от 10.07.2002 № 10/25) принять к сведению информацию по результатам проверки, направить Губернатору Московской области материалы проверки, а также включить в состав конкурсной комиссии Московской области по размещению заказа на закупку продукции, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд представителя Московской областной Думы. Кроме того, этим же решением Московской областной Думы предложено Губернатору Московской области предусмотреть в областном бюджете на 2003 год финансирование расходов на закупку базовых медикаментов, применяемых для лечения социально значимых заболеваний, а также приобретение санитарного автотранспорта для государственных учреждений здравоохранения Московской области, финансируемых из областного бюджета.

3. О проверке использования денежных средств областного
целевого бюджетного фонда "Правопорядок" за 2001 год

Проверка проводилась в Министерстве финансов Московской области, Финансово-экономическом управлении аппарата Правительства Московской области, Прокуратуре Московской области, Главном управлении внутренних дел Московской области, Управлении судебного Департамента при Верховном суде Российской Федерации в Московской области, Управлении исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области, в администрации Чеховского района и в некоммерческой организации "Центр медицинской реабилитации им. М.А. Лиходея" Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане.
Проверкой установлено, что в соответствии с Законом Московской области "Об областном целевом бюджетном фонде "Правопорядок" и целевых бюджетных фондах "Правопорядок" в муниципальных образованиях Московской области" областной фонд "Правопорядок" и местные фонды "Правопорядок" образуются с целью укрепления материально-технического и социального обеспечения правоохранительных органов Московской области, а также для материального стимулирования деятельности лиц, занимающихся поддержанием правопорядка на территории Московской области, и оказания социальной помощи сотрудникам правоохранительных органов и их семьям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Поступление средств в областной целевой бюджетный фонд "Правопорядок" и их расходы учитывались соответственно в составе доходов и расходов областного бюджета Московской области.
В выводах по результатам проверки отмечалось, что в 2001 году доходная часть фонда "Правопорядок" составила 38818,0 тыс. рублей, или 123,2% от запланированного. Согласно распоряжениям Губернатора Московской области в 2001 году для улучшения материально-технического обеспечения правоохранительных органов Московской области, а также для материального стимулирования деятельности лиц, занятых в сфере поддержания правопорядка на территории Московской области, и на оказание социальной помощи сотрудникам правоохранительных органов и их семьям из областного целевого бюджетного фонда "Правопорядок" было выделено 36873,7 тыс. рублей (всего 38 получателей), или 92,6% от полученных доходов.
Проверкой установлено, что расходование денежных средств из целевого бюджетного фонда "Правопорядок" в ряде случаев осуществлялось с отступлениями от требований Бюджетного кодекса Российской Федерации. Так, ряд организаций, относящихся к судебной системе, Министерству обороны Российской Федерации, а также отдельные подразделения милиции, получившие в 2001 году средства из областного целевого бюджетного фонда, должны финансироваться из федерального бюджета, что свидетельствует о недостаточном контроле со стороны Министерства финансов Московской области. Отдельные организации, получившие денежные средства из целевого бюджетного фонда "Правопорядок" в 2001 году, не имели отношения к обеспечению правоохранительной деятельности в Московской области.
Некоторые организации по итогам 2001 года не представляли в установленном порядке отчеты об использовании выделенных им денежных средств.
Материалы проверки на заседании Московской областной Думы в 2002 году не были рассмотрены, а были перенесены для рассмотрения в 2003 году.
По результатам работы КСП Московская областная Дума рассмотрела 15 вопросов, в т.ч. по 6 проверкам, которые проводились в 2001 году. Эти 6 проверок были посвящены следующим вопросам:
- "Об использовании денежных средств, выделенных из областного бюджета 2000 года Комитету по поддержке и развитию малого предпринимательства Московской области";
- "О поступлении платежей в областной бюджет за добычу полезных ископаемых в 2000 году";
- "О поступлении платежей за пользование водными объектами в областной бюджет за 2000 год";
- "Об использовании денежных средств, выделенных из областного бюджета 2000 года для выполнения Государственной программы Московской области "Дети Подмосковья" на 1998-2000 годы";
- "Об использовании денежных средств, выделенных из областного бюджета 2000 года для выполнения Государственной программы Московской области по усилению борьбы с преступностью на 1998-2000 годы";
- "Об использовании денежных средств, выделенных из областного бюджета 2000 года для выполнения областной целевой программы "Информатизация Московской области на 1997-2000 годы".
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: следует читать "для выполнения Государственной программы Московской области "Информатизация Московской области на 1997 - 2000 годы", а не "для выполнения областной целевой программы "Информатизация Московской области на 1997 - 2000 годы".
   ------------------------------------------------------------------

Этими проверками было охвачено более 20 организаций. Сумма бюджетных средств, учтенная проверяющими, составляла более 300,0 млн. рублей, из которых к нерациональным (неэффективным) расходам было отнесено около 15,0 млн. рублей, а к потерям и нецелевому использованию бюджетных средств - около 1,0 млн. рублей.

Текущий контроль исполнения областного бюджета

Текущий контроль осуществлялся на основании обработки данных об исполнении областного бюджета, приведенных в отчетах Министерства финансов Московской области, а также информации отчетов о поступлении налоговых платежей и других доходов в бюджетную систему Российской Федерации, подготовленных Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (УМНС РФ) по Московской области. Данные по исполнению основных показателей областного бюджета, а также налоговым и другим обязательным платежам в бюджеты разного уровня КСП ежемесячно обобщала и заводила в свою базу данных.
Анализ информации отчетов УМНС РФ по Московской области проводился также с целью получения более полных сведений о поступлениях налоговых и других обязательных платежей в доходы областного бюджета, оценки возможностей хозяйствующих субъектов, отдельных отраслей промышленности и Московской области в целом по платежам в бюджеты разного уровня. Кроме того анализировалась эффективность принятых нормативных правовых актов, которыми утверждались нормативы по обязательным платежам в бюджеты.
В течение отчетного периода КСП осуществляла обобщение данных по ежеквартальному исполнению основных показателей доходов и расходов областного бюджета, ежеквартальным зачислениям платежей в бюджетную систему Российской Федерации организациями Московской области. Подготовленный на основании этой работы аналитический материал доводился до каждого комитета Московской областной Думы.
По итогам 2002 года была подготовлена аналитическая справка "Предварительные итоги исполнения областного бюджета за 2002 год", которая доводилась до комитетов Думы. В справке отмечалось, что областной бюджет 2002 года исполнен на уровне бюджета 2001 года. Всего поступило в областной бюджет (без учета доходов целевых бюджетных фондов) 24,9 млрд. рублей, исполнение составило 101,7% от плана. Налоговые доходы областного бюджета 2002 года составили 19,1 млрд. рублей (исполнены на 107,0% от годового задания). В 2001 году они составляли 16,2 млрд. рублей. В справке отмечалось также, что в доходе областного бюджета 2002 года с большим отставанием от годового задания были исполнены неналоговые доходы (643,0%), по которым было получено около 1,1 млрд. рублей. Данное положение объясняется, главным образом, недостаточно эффективным использованием государственной собственности Московской области. Московская область за аренду государственного имущества получила в доход консолидированного бюджета в 10 раз меньше средств, чем бюджет г. Москвы.
Как отмечалось в справке, по сборам налогов и других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации в Московской области наметился спад. Суммарные сборы обязательных платежей сократились в 2002 году и составили 78,8 млрд. рублей (в 2001 году составляли 80,2 млрд. рублей). Если учесть инфляцию 2002 года (по данным Госкомстата - 15,1%), то суммарные поступления в 2002 году будут еще меньше - 68,5 млрд. рублей. В справке отмечалось, что за счет сокращения платежей в федеральный бюджет (в 2002 году перечислено 30,0 млрд. рублей, в 2001 году - 39,3 млрд. рублей) несколько увеличились поступления в бюджетную систему Московской области (в 2001 году было зачислено 41,0 млрд. рублей, в 2002 году - 48,8 млрд. рублей). При этом долги Московской области федеральному бюджету составили в 2002 году более 12,0 млрд. рублей. В справке также говорилось о необходимости поиска новых подходов по стимулированию экономической активности и росту поступлений обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации.
По расходной части областного бюджета было отмечено в аналитической справке, что в 2002 году расходы исполнены на 100,4% от бюджетного задания. Было израсходовано около 27,3 млрд. рублей. При этом 2002 год был закончен с дефицитом в размере более 2,3 млрд. рублей. Дефицит бюджетных средств образовался в основном за счет увеличения расходов областного бюджета по оказанию финансовой помощи местным бюджетам, а также невозвращения кредитов и бюджетных ссуд в областной бюджет.
За отчетный период КСП проводилась большая работа по экспертизе проектов законов и других нормативных правовых актов. Среди них следует отметить:
1) по проектам нормативных правовых актов, внесенных Губернатором Московской области в Московскую областную Думу:
- послание Губернатора Московской области "Об областном бюджете на 2003 год" - подготовка заключения на проект закона об областном бюджете на 2003 год;
- послание Губернатора Московской области "Об исполнении областного бюджета за 2001 год" - подготовка заключения о внешней проверке исполнения областного бюджета за 2001 год;
2) по проектам законов Московской области:
- "О внесении изменений и дополнений в Закон Московской области "Об областном бюджете на 2002 год";
- "Об основных принципах формирования проекта областного бюджета на 2003 год";
- "О внесении изменений и дополнений в Закон Московской области "О бюджете территориального дорожного фонда Московской области на 2002 год";
- "О бюджете территориального дорожного фонда Московской области на 2003 год";
- "Об исполнении бюджета территориального дорожного фонда Московской области за 2001 год";
- "О внесении изменений и дополнений в Закон Московской области "О льготном налогообложении в Московской области";
- "Об исполнении бюджета Московского областного фонда обязательного медицинского страхования за 2001 год";
3) по иным правовым актам:
- "О смете расходов на обеспечение деятельности депутатов и содержание Московской областной Думы на 2003 год";
- "Декларация Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации".
Всего по запросам комитетов и депутатов Московской областной Думы были подготовлены заключения и даны ответы по более чем 60 нормативным правовым актам.
С целью обеспечения гласности работы КСП в 2002 году были опубликованы две статьи-интервью председателя Контрольно-счетной палаты Ставинского А.И. в газете "Подмосковье".
По результатам работы Контрольно-счетной палаты в 2002 году можно сделать следующие выводы:
- денежные средства областного бюджета использовались в основном по целевому назначению;
- в отдельных случаях допускались нерациональные расходы и использование средств областного бюджета не по целевому назначению;
- недостаточно эффективно использовались государственная собственность Московской области, управление которой требует совершенствования;
- уровень исполнения плана поступлений по неналоговым доходам в областной бюджет 2002 года был самый низкий.
Материалы всех проверок Контрольно-счетной палаты доводились до депутатов Московской областной Думы и руководства проверяемых организаций с указанием причин нарушений и порядка устранения выявленных недостатков. По проблемным вопросам, выявленным в результате проверок и полученным на основании анализа исполнения областного бюджета, были подготовлены соответствующие предложения по внесению уточнений в нормативные правовые акты Московской области.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru