Законодательство
Московской области

Балашихинский р-н
Бронницы
Волоколамский р-н
Воскресенский р-н
Дзержинский
Дмитровский р-н
Долгопрудный
Домодедовский р-н
Дубна
Егорьевский р-н
Жуковский
Зарайский р-н
Звенигород
Ивантеевка
Истринский р-н
Каширский р-н
Климовск
Клинский р-н
Коломенский р-н
Королев
Красноармейск
Красногорский р-н
Краснознаменск
Ленинский р-н
Лобня
Лотошинский р-н
Луховицкий р-н
Лыткарино
Люберецкий р-н
Можайский р-н
Московская область
Мытищинский р-н
Наро-Фоминский р-н
Ногинский р-н
Одинцовский р-н
Озерский р-н
Орехово-Зуевский р-н
Павлово-Посадский р-н
Подольский р-н
Протвино
Пушкинский р-н
Пущино
Раменский р-н
Реутов
Рошаль
Рузский р-н
Сергиево-Посадский р-н
Серебряно-Прудский р-н
Серпуховский р-н
Солнечногорский р-н
Ступинский р-н
Талдомский р-н
Троицк
Фрязино
Химкинский р-н
Чеховский р-н
Шатурский р-н
Шаховской р-н
Щелковский р-н
Щербинка
Электросталь

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








РЕШЕНИЕ Коллегии Министерства здравоохранения МО от 28.06.2002
"ПРОБЛЕМЫ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИТЕЛЕЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
(Протокол от 28.06.2002 № 4/3)

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

ПРОТОКОЛ
от 28 июня 2002 г. № 4/3

ПРОБЛЕМЫ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИТЕЛЕЙ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Коллегия Министерства здравоохранения Московской области отмечает, что в результате выполнения постановления Правительства Московской области от 04.11.2000 № 137/33 "О гарантированном лекарственном обеспечении жителей Московской области" создана нормативная база для введения в Московской области формулярной системы лекарственного обеспечения лечебного процесса, проводимого в условиях ЛПУ стационарного типа, и льготных групп населения при лечении в амбулаторных условиях. Приказами Министерства здравоохранения Московской области в 2001 г. утверждены типовые формуляры лечения основных нозологий в амбулаторных и стационарных условиях, а также методические рекомендации по организации формулярной системы лекарственного обеспечения льготных групп населения.
Финансирование лекарственного обеспечения за счет средств бюджета при лечении в амбулаторных условиях в 2001 г. увеличилось по сравнению с 2000 г. на 23,6% (с 451,7 млн. руб. до 558,4 млн. руб.). Общий расход финансовых средств на выполнение государственных обязательств, относящихся к лекарственному обеспечению лечебного процесса как в амбулаторных условиях, так и в условиях специализированных лечебных учреждений и стационара, возрос с 1,2 млрд. руб. до 1,5 млрд. руб.
С целью организации системы гарантированного лекарственного обеспечения льготных групп населения, имеющих право на лекарственное обеспечение за счет бюджетных средств при лечении в поликлинических условиях в муниципальных образованиях, созданы районные формулярные комиссии, разработавшие территориальные формуляры лечения основных нозологий в амбулаторно - поликлинических условиях. Для гарантированного лекарственного обеспечения больных, находящихся на стационарном лечении, созданы формулярные комиссии ЛПУ стационарного типа, разрабатывающие формуляры лечения основных нозологий в стационарных условиях.
Оптовая и розничная реализация лекарственных средств производится через 2035 торговых точек, в том числе функционирующих от фармацевтических организаций с государственной или муниципальной формой собственности - 1263, от организаций с прочими видами собственности - 772.
Лекарственное обеспечение больных, находящихся на стационарном лечении, осуществляется 65 больничными аптеками, являющимися структурными подразделениями ЛПУ стационарного типа.
Реализация очков и других оптических изделий осуществляется через 37 магазинов "Оптика" (в 2000 г. - 36), из которых муниципальную форму собственности имеют 25 магазинов.
Общий объем товарооборота розничной аптечной сети составил в 2001 г. 2526,6 млн. руб. (2000 г. - 2001,5 млн. руб.). Оптовый товарооборот составил 538,0 млн. руб. (в 2000 г. - 442,4 млн. руб.), в том числе стоимость отпущенных лекарственных препаратов льготным группам населения составила 403,4 млн. руб. (2000 г. - 348,6 млн. руб.). Дополнительно льготным группам населения за счет средств муниципального бюджета были предоставлены лекарственные препараты на 10,2 млн. руб. (2000 г. - 9,1 млн. руб.), а за счет средств областного бюджета, Московского областного фонда ОМС и федерального бюджета - 404,2 млн. руб. (2000 г. - 164,7 млн. руб.).
Средний размер розничной торговой наценки составил 31,6% (2000 г. - 30,8%). Издержки обращения составили 21,2% (2000 г. - 21%). Средний уровень рентабельности остается на прежнем уровне - 1,4%. Дебиторская задолженность бюджета аптечным организациям, участвующим в лекарственном обеспечении льготных групп населения, снизилась в течение 2001 г. с 21,3 млн. руб. до 8,8 млн. руб.
С целью учета выданных лекарственных препаратов и использования финансовых ресурсов, направленных на предоставление отдельным группам граждан, имеющих право на получение лекарственных препаратов за счет бюджетных средств при лечении в амбулаторных условиях, создано единое информационное пространство. С целью беспрепятственного обмена информацией создана единая структура справочников и форматов отчетов, генерируемых программными продуктами, разработанными НТО "ЮНИКО", а также страховой компанией ЗАО "МАКС". Программные продукты установлены в аптечных организациях, участвующих в льготном лекарственном обеспечении, а также в муниципальных органах управления здравоохранением. Сводные отчеты, формируемые на уровне муниципальных образований, интегрируются в Управлении организации лекарственной помощи Министерства здравоохранения Московской области.
В 2001 г. сотрудниками Управления организации лекарственной помощи проводились различные виды проверок фармацевтической деятельности: комплексные, контрольные, целевые. Проверки проводились в 28 районах и городах Московской области. Комплексное обследование деятельности проведено в 40 фармацевтических организациях, проверки выполнения лицензионных условий и требований проведены в 68 фармацевтических организациях.
На основании проведенных проверок приостановлено действие 7 лицензий, вынесено предупреждение руководителям 11 фармацевтических организаций, сделаны замечания по организации работы руководителям 16 фармацевтических организаций.
При контроле качества лекарственных средств лабораторией Центра сертификации было забраковано 5 лекарственных препаратов, а также выявлен один фальсифицированный препарат (Амиксин (тилорон), таблетки 0,125 г № 6). В 2001 г. проведено 50504 исследования на соответствие изготовленных лекарственных препаратов фармакопейным статьям, при этом нарушение фармакопейных статей выявлено в 474 случаях (0,94%). В 2001 г. при проверке продукции в аптечных организациях было выявлено и снято с реализации 16 наименований фальсифицированных лекарственных препаратов.
Вместе с тем в 2001 г. 14 муниципальных образований не обеспечили финансирование лекарственного обеспечения льготных групп населения даже на уровне минимального норматива финансирования.
В большинстве районов централизованно закупленные лекарственные препараты реализуются не через фармацевтические организации, а через лечебные учреждения, не имеющие лицензии на фармацевтическую деятельность. В результате этого нарушается не только законодательство, но и искажается учет лекарственного обеспечения граждан, имеющих право на льготы, что делает невозможным проведение правильного планирования объемов и ассортимента последующих централизованных закупок, а также распределения медикаментов по районам.
Часть муниципальных образований не представила регистры граждан, имеющих право на льготы при лечении в амбулаторных условиях.
Не утверждены формуляры лечения больных, находящихся на лечении в специализированных лечебных учреждениях областного подчинения.
В ходе реализации постановления Правительства Московской области от 05.03.2001 № 50/7 "О совершенствовании организации лекарственного обеспечения учреждений здравоохранения в системе обязательного медицинского страхования населения Московской области" выявилось множество нерешенных организационных проблем. В частности, до сих пор не принято решение о программном обеспечении, способном обеспечить учет лекарственного обеспечения лечебного процесса в условиях ЛПУ стационарного типа.
В результате введения 10% НДС на лекарственные средства с 01.01.2002 резко снизилась рентабельность деятельности фармацевтических организаций (до 0,15% по сравнению с 2,3% в I квартале 2000 г.). Экономическое положение фармацевтических организаций усугубило нарастание дебиторской задолженности фармацевтическим организациям, обеспечивающим отпуск лекарственных препаратов льготным группам населения, с 8,8 млн. руб. до 32,6 млн. руб. Убыточные фармацевтические организации появились в 19 районах (2000 г. - 3 района). В результате "разбалансировки" фармацевтического рынка розничная торговая наценка возросла с 31,6% до 40,3%, а средняя стоимость лекарственных препаратов, отпускаемых по 1 рецептурному бланку, возросла в I квартале на 24,2% по сравнению с I кварталом 2001 г., в том числе на 19,9% по сравнению с IV кварталом 2001 г.
Резкое ухудшение экономического положения может привести к сокращению количества фармацевтических организаций муниципальной формы собственности с последующим прекращением гарантированного лекарственного обеспечения льготных групп населения в связи с тем, что данные фармацевтические организации сглаживают неравномерность бюджетного финансирования в ущерб своим экономическим интересам. Фармацевтические организации с частной формой собственности не будут по экономическим соображениям выполнять эту функцию, следовательно, больные будут получать лекарственные препараты не тогда, когда это необходимо, а тогда, когда поступят деньги.
На сегодня остро стоит проблема выбора организации, обеспечивающей техническое сопровождение программного продукта единой автоматизированной системы учета льготного лекарственного обеспечения, т.к. НТО "ЮНИКО" не справляется с поставленными задачами. А без решения этой проблемы не представляется возможным введение системы учета лекарственного обеспечения в ЛПУ стационарного типа.
Государственный надзор за осуществлением фармацевтической деятельности и выполнением лицензионных условий возможен только людьми, имеющими специальную подготовку, хорошо знающими фармацевтическое дело. Имеющийся в настоящее время штат сотрудников отдела надзора за фармацевтической деятельностью явно недостаточен для проведения комплексных проверок деятельности всех фармацевтических организаций, а привлечение на безвозмездной основе внештатных экспертов не способно реально решить проблему надзора.
Основой для принятия правильных решений являются наличие достоверной информации и корректность ее анализа. В современных условиях деятельность системы здравоохранения невозможна без учета рыночных отношений, основанных на действии экономических законов. В этой связи возникает проблема сбора достоверной информации, а также ее аналитической обработки. Проведение обработки огромного массива информации возможно только при разработке соответствующего программного обеспечения с использованием современных средств обработки информации, а также при развитии коммуникативных сетей передачи информации. Информация о медицинском обеспечении населения является специфичной, и для проведения анализа наряду с математическими, экономическими, статистическими знаниями требуются профессиональные медицинские знания. В связи с этим остро стоит проблема подготовки кадров, способных проводить анализ баз данных, а также создания областного информационно - аналитического центра и информационно - аналитических отделов муниципальных образований и медицинских округов.
Деятельность любой системы может быть эффективной только при условии, если каждый субъект этой системы знает и четко выполняет свою функцию. В связи с этим необходимо проведение постоянного обучения медицинских и фармацевтических работников наиболее современным технологиям организации лечебного процесса, дающим максимальный клинический, социальный и экономический эффект. В реально имеющихся условиях функционирования системы здравоохранения необходимо введение системы медицинского аудита, позволяющего повысить эффективность использования имеющихся кадровых, материально - технических и финансовых ресурсов без привлечения дополнительных средств.
Эффективность лечебных мероприятий во многом зависит от желания граждан заботиться о своем собственном здоровье. В связи с этим необходимо проведение просветительской работы среди населения, обучение наиболее доступным способам оказания само- и взаимопомощи.
Для решения проблем, возникающих в процессе реализации постановления Правительства Московской области от 04.11.2000 № 137/33 "О гарантированном лекарственном обеспечении жителей Московской области", а также постановления Правительства Московской области от 05.03.2001 № 50/7 "О совершенствовании организации лекарственного обеспечения учреждений здравоохранения в системе обязательного медицинского страхования населения Московской области", Коллегия решила:
1. Начальнику Управления организации лекарственной помощи Министерства здравоохранения Московской области Мачуле А.И.:
1.1. Внедрить автоматизированную систему учета и контроля лекарственного обеспечения больных, находящихся на стационарном лечении.
Срок исполнения - 30.06.2003.
1.2. Изучить и провести анализ обоснованности предоставления льгот по лекарственному обеспечению жителей Талдомского района.
Срок исполнения - октябрь 2002 г.
2. Руководителям муниципальных органов управления здравоохранением, главным врачам центральных районных (городских) больниц:
2.1. Ввести в действие формуляры лечения основных нозологий у больных, находящихся на лечении в ЛПУ стационарного типа муниципального подчинения.
Срок исполнения - 01.11.2002.
2.2. Установить в аптеках ЛПУ стационарного типа, работающих в системе ОМС, оргтехнику (компьютеры и периферическое оборудование) для установки программного продукта учета и контроля лекарственного обеспечения больных, находящихся на стационарном лечении.
Срок исполнения - 01.03.2003.
3. Контроль за исполнением решения Коллегии возложить на заместителя министра здравоохранения Правительства Московской области Смирнова Н.А.

Председатель Коллегии,
министр здравоохранения
Правительства Московской области
В.Ю. Семенов

Секретарь Коллегии
О.Ю. Ситникова


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru