Законодательство
Московской области

Балашихинский р-н
Бронницы
Волоколамский р-н
Воскресенский р-н
Дзержинский
Дмитровский р-н
Долгопрудный
Домодедовский р-н
Дубна
Егорьевский р-н
Жуковский
Зарайский р-н
Звенигород
Ивантеевка
Истринский р-н
Каширский р-н
Климовск
Клинский р-н
Коломенский р-н
Королев
Красноармейск
Красногорский р-н
Краснознаменск
Ленинский р-н
Лобня
Лотошинский р-н
Луховицкий р-н
Лыткарино
Люберецкий р-н
Можайский р-н
Московская область
Мытищинский р-н
Наро-Фоминский р-н
Ногинский р-н
Одинцовский р-н
Озерский р-н
Орехово-Зуевский р-н
Павлово-Посадский р-н
Подольский р-н
Протвино
Пушкинский р-н
Пущино
Раменский р-н
Реутов
Рошаль
Рузский р-н
Сергиево-Посадский р-н
Серебряно-Прудский р-н
Серпуховский р-н
Солнечногорский р-н
Ступинский р-н
Талдомский р-н
Троицк
Фрязино
Химкинский р-н
Чеховский р-н
Шатурский р-н
Шаховской р-н
Щелковский р-н
Щербинка
Электросталь

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








ПИСЬМО УМНС РФ по Московской области от 05.06.2002 № 21-08/4084
"О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПОСТАНОВКИ НА УЧЕТ В НАЛОГОВОМ ОРГАНЕ"

Официальная публикация в СМИ:
"Комментарии к новым документам", № 8, август, 2002






УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПИСЬМО
от 5 июня 2002 г. № 21-08/4084

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПОСТАНОВКИ НА УЧЕТ
В НАЛОГОВОМ ОРГАНЕ

В связи с поступающими от инспекций МНС России вопросами о порядке постановки на учет в налоговом органе организаций по месту нахождения их обособленных подразделений Управление МНС России по Московской области разъясняет, что при определении оснований для постановки на учет в налоговом органе юридического лица в этих случаях необходимо учитывать следующее.
В соответствии со ст. 83 Налогового кодекса РФ налогоплательщики - организации подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащего юридическому лицу недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.
Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, а также в собственности которой находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения и по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств.
К обособленному подразделению организации относится любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно - распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.
Если создание обособленного подразделения не отражено в организационно - распорядительных документах, то днем его образования можно считать день, в течение которого имел место какой-либо факт осуществления этим подразделением производственной или иной хозяйственной деятельности (производство партии товара, оказание услуги, первый выбитый чек ККМ, первый рабочий день сотрудников организации, работающих в этом подразделении, и т.п.).
Если же образование нового обособленного подразделения отражено в соответствующем организационно - распорядительном документе (приказе), то дата издания такого документа и будет датой образования обособленного подразделения. Однако при этом организация не должна вести деятельность через обособленное подразделение до даты, указанной в данном документе. В противном случае дата начала ведения деятельности будет признана датой создания обособленного подразделения.
При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца и не зависит от того, в каком помещении (территории) оно находится - в арендуемом или в собственном. Понятие рабочее место применяется в значении, используемом в статье 209 Трудового кодекса Российской Федерации: "рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя".
При наличии вышеуказанных условий организация обязана в соответствии с п. 4 ст. 83 подать заявление о постановке на учет в течение одного месяца после создания обособленного подразделения. Постановка на учет осуществляется в налоговой инспекции, которая контролирует соответствующую местонахождению обособленного подразделения территорию. К заявлению прилагаются заверенные в установленном порядке копии свидетельства о постановке на учет, учредительных документов, а также копии документов, подтверждающих создание обособленного подразделения, и доверенность, выданная организацией руководителю обособленного подразделения.
Для принятия решения о постановке на учет в налоговом органе по соответствующему основанию, в том числе и при вынесении решения о наложении штрафных санкций, необходимо всесторонне проанализировать документы, подтверждающие ведение деятельности организации на территории, контролируемой соответствующим налоговым органом (договор аренды, договор об оказании услуг, договор подряда и иные договоры гражданско - правового характера).
При осуществлении организацией деятельности через обособленное подразделение, размещенное в арендуемом помещении, следует проанализировать договор аренды недвижимого имущества. Если согласно договору арендатор принимает в пользование и владение конкретное помещение, то в договоре аренды, как правило, указывается, каким образом данное помещение будет использоваться арендатором.
Например, арендуемое помещение будет использоваться как складское для хранения и оптовой реализации товаров народного потребления. Из этого следует, что арендатор в процессе ведения хозяйственной деятельности в арендуемом помещении осуществляет правомочия по пользованию и владению данным помещением с целью организации технологической цепочки по получению, складированию, хранению, реализации товаров народного потребления, т.е. с целью извлечения тех или иных полезных свойств, качеств арендованного имущества, что является характерной основной чертой договоров данного вида - договора аренды. Осуществление этих правомочий, в частности, означает, что арендатор обеспечивает сохранность размещенных в этом помещении товаров, а следовательно, осуществляет прямо или косвенно контроль за арендуемым помещением (его состояние, состояние находящихся в нем товаров и т.п.). Для этого с той или иной периодичностью работник арендатора (кладовщик, экспедитор или иное ответственное лицо) обязан прибыть на рабочее место в арендуемом помещении для осуществления своих функций по разгрузке, размещению, складированию, проверке качества, отгрузке или иной деятельности. Зачастую согласно договору аренды арендодатель обязуется предоставить помещение для кладовщика арендатора, оборудованное всем необходимым для отпуска, учета и документального оформления товаров, отвечающее санитарным требованиям и обеспечивающее необходимые условия для пребывания и трудовой деятельности работника в течение времени выполнения им своих профессиональных обязанностей.
Ранее в письме Управления МНС РФ по Московской области № 18-23/1105,1171 от 11.04.2001 были даны разъяснения, что в целях налогообложения признание подразделения организации обособленным зависит от срока, в течение которого рабочее место по месту нахождения подразделения организации служит таковым и не зависит от периодичности посещения работником указанного рабочего места и от продолжительности пребывания на нем работника.
Таким образом, на основании анализа договора аренды можно конкретизировать характер деятельности арендатора и наличие оснований для постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения.
Возможны также иные варианты ведения деятельности организацией вне места своего нахождения без заключения договора аренды недвижимого имущества. Факт ведения деятельности в этом случае и обязанность организации в постановке на учет в налоговом органе устанавливаются на основании иных гражданско - правовых договоров.
Так, в Щелковском районе на территории аэропорта "Чкаловский" ЗАО "Сфинкс - Ойл", место нахождения которого относится к территории г. Москвы, заправляет воздушные суда и реализует нефтепродукты. При этом ЗАО "Сфинкс - Ойл" в местах ведения деятельности помещения или иные объекты недвижимости не арендует. Вместе с тем рабочие места по заправке воздушных судов и реализации нефтепродуктов находятся под контролем ЗАО "Сфинкс - Ойл" и соответствуют определению обособленного подразделения.
При ведении организацией ремонтных или строительных работ на территории, контролируемой налоговой инспекцией, надо принимать во внимание, что такие работы ведутся в основном на основании договора подряда, в силу которого подрядчик выполняет работу по заданию заказчика. Результатом этой работы является создание новой вещи либо восстановление, улучшение, изменение уже существующего сооружения (ремонт, реконструкция и т.п.). Вещь, созданная по договору подряда, принадлежит на праве собственности подрядчику до момента принятия выполненной работы заказчиком. Этот факт по действующему в настоящее время законодательству хотя и не приводит к обязанности по уплате налогов на имущество (незавершенное строительство), однако косвенно свидетельствует о том, что на соответствующей территории есть место, находящееся временно под контролем подрядчика, что важно при констатации факта наличия рабочих мест.
На практике наиболее часто встречается договор строительного подряда, когда организацией - подрядчиком ведутся работы по возведению или ремонту зданий или сооружений на определенной территории. В этом случае возводимая вещь (недвижимое имущество) находится под контролем подрядчика, как и рабочие места его работников, которые осуществляют здесь свою деятельность. В силу того, что для договора подряда существенным условием являются сроки (в договоре в обязательном порядке присутствуют начальные и конечные сроки), то вопрос определения продолжительности ведения деятельности не вызывает затруднений, так как сроки ее ведения прямо указаны в договоре подряда. Исходя из этих сроков у организации - подрядчика определяется обязанность постановки на учет по месту нахождения обособленного подразделения или ее отсутствие. Такая обязанность, например, имеется в том случае, если сроки работ по договору подряда установлены более чем 1 месяц.
Аналогичный подход надлежит применять также в случаях, когда ведется деятельность на основании иных гражданско - правовых договоров, в том числе на основании договора о возмездном оказании услуг.
Например, частное охранное предприятие заключает договор на оказание охранных услуг на объектах, принадлежащих другому предприятию. При этом аренду помещений, в которых размещаются рабочие места охранников, охранное предприятие не оформляет. Однако эти рабочие места, на которых оказываются охранные услуги, косвенно находятся под контролем частного охранного предприятия. Следовательно, при ведении охранной деятельности более месяца (срок ведения деятельности устанавливается из договора) ее следует рассматривать как деятельность частного охранного предприятия через свое обособленное подразделение.
В отношении постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения организаций, выполняющих работы вахтовым методом, разъясняем следующее.
Согласно пункту 1.1 Основных положений о вахтовом методе организации работ, утвержденных постановлением Госкомтруда СССР, секретариата ВЦСПС и Минздрава СССР от 31.12.87 № 794/33-82 (в редакции от 17.01.90) (далее - Основные положения), вахтовым методом признается особая форма организации работ, основанная на использовании трудовых ресурсов вне места их постоянного жительства при условии, когда не может быть обеспечено ежедневное возвращение работников к месту постоянного проживания. Работа организуется по специальному режиму труда, как правило, при суммированном учете рабочего времени, а межвахтовый отдых предоставляется в местах постоянного жительства.
Местом работы при вахтовом методе считаются объекты (участки), на которых осуществляется непосредственная трудовая деятельность.
Продолжительность вахты не должна превышать одного месяца (в исключительных случаях продолжительность вахты может быть увеличена до двух месяцев).
Установленные Основными положениями ограничения продолжительности вахты распространяются на работников организации, а не на место работы, на котором осуществляется трудовая деятельность.
Таким образом, при вахтовом методе работы признание подразделения обособленным подразделением организации по признаку "Оборудование по месту нахождения подразделения стационарных рабочих мест" должно производиться с учетом продолжительности срока, в течение которого конкретный объект (участок) служит (служил) местом работы, независимо от показателей суммированного учета рабочего времени, проведенного на таком объекте (участке) работником (работниками).
Следует учитывать, что у организаций могут возникать обязанности по уплате отдельных видов налогов и сборов, но при этом могут отсутствовать основания для постановки на учет в налоговом органе (например, срок ведения деятельности организации меньше месяца). В этом случае налоговые органы по месту уплаты отдельных видов налогов и сборов осуществляют учет организации, который ведется на основании документов, представленных организацией при исполнении обязанности по уплате налогов и сборов, или платежных документов, поступающих в налоговый орган. При этом налоговый орган вправе запросить у организации копию свидетельства о постановке на учет налогоплательщика - организации по месту ее нахождения и иные документы, подтверждающие ее обязанность уплаты отдельных налогов.
При учете в налоговом органе организации по месту уплаты отдельных видов налогов и сборов используется идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации в налоговом органе по месту ее нахождения, но при этом присваивается соответствующий данному случаю код причины постановки на учет. Согласно Ведомственному справочнику причины постановки на учет налогоплательщиков - организаций в налоговых органах (с изменениями и дополнениями / SPPUNO.TXT по состоянию на 12.04.2000/) таким кодом является код 41 - учет в налоговом органе организации, уплачивающей отдельные виды налогов, в случае отсутствия у нее на территории этого налогового органа оснований для постановки на учет, предусмотренных п. 1 ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговый орган по месту уплаты организацией отдельных видов налогов и сборов обязан направить в налоговый орган по месту нахождения организации письмо о факте ее учета с указанием присвоенного кода причины постановки на учет. Выдача организации уведомления в этом случае не предусмотрена. Сведения об указанных выше организациях в отчете 1-УЧ не отражаются.
При утрате организацией обязанностей по уплате отдельных видов налогов и сборов налоговый орган вправе самостоятельно принять решение о прекращении учета этой организации. В этом случае применяется код причины снятия с учета 31 "Прекращение учета в налоговом органе организации при утрате обязанностей по уплате отдельных видов налогов в случае, когда у организации на территории данного налогового органа отсутствовали основания постановки на учет" (Ведомственный справочник причин постановки на учет налогоплательщиков - организаций в налоговых органах).
При этом уведомление о снятии с учета в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, организации не выдается.
Налоговый орган по месту уплаты организацией отдельных видов налогов и сборов обязан проинформировать налоговый орган по месту нахождения организации о факте прекращения ее учета в связи с утратой организацией обязанностей по уплате отдельных видов налогов и сборов.
Применяемый в таких случаях порядок учета организаций установлен Методическими указаниями для налоговых органов по процедуре постановки на учет организаций, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения их обособленных подразделений (приложение к письму МНС РФ от 20.08.99 № ДЧ-6-12/666, направлено в инспекции МНС России по городам и районам Московской области письмом Управления МНС РФ по Московской области от 30.08.99 № 21-06/2424), а также письмом МНС России от 22.05.2001 № ММ-6-12/410@ (направлено в инспекции МНС России по городам и районам Московской области письмом Управления МНС РФ по Московской области от 30.08.99 № 21-06/2424).
Учитывая многообразие форм организации ведения деятельности вне места нахождения предприятия, решение о наличии оснований для постановки на учет по месту обособленного подразделения инспекциям МНС России по городам и районам Московской области следует принимать исходя из конкретной ситуации. При несогласии налогоплательщика с решением налоговой инспекции окончательное решение принимается судом.

Заместитель руководителя
советник налоговой службы
Российской Федерации II ранга
Н.Е. Мельников


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru