Законодательство
Московской области

Балашихинский р-н
Бронницы
Волоколамский р-н
Воскресенский р-н
Дзержинский
Дмитровский р-н
Долгопрудный
Домодедовский р-н
Дубна
Егорьевский р-н
Жуковский
Зарайский р-н
Звенигород
Ивантеевка
Истринский р-н
Каширский р-н
Климовск
Клинский р-н
Коломенский р-н
Королев
Красноармейск
Красногорский р-н
Краснознаменск
Ленинский р-н
Лобня
Лотошинский р-н
Луховицкий р-н
Лыткарино
Люберецкий р-н
Можайский р-н
Московская область
Мытищинский р-н
Наро-Фоминский р-н
Ногинский р-н
Одинцовский р-н
Озерский р-н
Орехово-Зуевский р-н
Павлово-Посадский р-н
Подольский р-н
Протвино
Пушкинский р-н
Пущино
Раменский р-н
Реутов
Рошаль
Рузский р-н
Сергиево-Посадский р-н
Серебряно-Прудский р-н
Серпуховский р-н
Солнечногорский р-н
Ступинский р-н
Талдомский р-н
Троицк
Фрязино
Химкинский р-н
Чеховский р-н
Шатурский р-н
Шаховской р-н
Щелковский р-н
Щербинка
Электросталь

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








ПИСЬМО УМНС РФ по Московской области от 05.06.2002 № 08-03-2
<ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ПРОБЛЕМАМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ>

Официальная публикация в СМИ:
"Учет, налоги, право" (в Москве), № 25, 16 июля 2002,
"Учет, налоги, право" (в Москве), № 26, 23 июля 2002,
"Комментарии к новым документам", № 8, август 2002






УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПИСЬМО
от 5 июня 2002 г. № 08-03-2

Отдел налогообложения физических лиц Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московской области направляет для использования в практической работе ответы на вопросы, поступившие на областном семинаре 22-23 апреля 2002 г.

Заместитель руководителя -
советник налоговой службы
Российской Федерации I ранга
Н.Н. Шелемех



ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

Вопрос: Обязан ли предприниматель восстановить НДС после получения освобождения по статье 145 Налогового кодекса Российской Федерации, если эта сумма НДС была принята к зачету при закупке основного средства до получения освобождения по статье 145 Налогового кодекса Российской Федерации?

Ответ: Согласно ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), приобретаемых для производственной деятельности и иных операций, признаваемых объектами налогообложения, или для перепродажи.
В соответствии с п. 6 ст. 170 Кодекса суммы налога, предъявленные налогоплательщикам, освобожденным от обязанностей налогоплательщика в соответствии со ст. 145 Кодекса, при приобретении товаров (работ, услуг) учитываются в стоимости соответствующих товаров (работ, услуг).
Таким образом, у налогоплательщика, получившего освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, нет оснований для предъявления к вычету НДС по приобретенным товарам (работам, услугам).
Учитывая изложенные положения Кодекса, суммы налога, принятые к вычету по товарам (работам, услугам), приобретенным до получения налогоплательщиком освобождения, но используемым им для производства (реализации) товаров (работ, услуг) после получения права на освобождение, подлежат восстановлению и уплате в бюджет в общеустановленном порядке с отражением этих сумм в налоговой декларации.
Суммы налога по амортизируемому имуществу, принятые налогоплательщиком к вычету в соответствии со ст. 171, 172 Кодекса до получения им права на освобождение, после получения налогоплательщиком освобождения от обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, подлежат восстановлению и уплате в бюджет в доле недоамортизированной стоимости указанного имущества.

Вопрос: Возможно ли предоставление освобождения от исполнения обязанностей плательщика НДС в порядке ст. 145 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальному предпринимателю с момента постановки на налоговый учет в налоговом органе?

Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж не превысила в совокупности один миллион рублей.
Согласно пункту 3 названной статьи Кодекса лица, претендующие на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица претендуют на освобождение, должны представить соответствующее письменное заявление и документы, подтверждающие право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета.
Право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, возникает у налогоплательщика, выполнившего ограничение на размер выручки от реализации товаров (работ, услуг).
Таким образом, право налогоплательщика на освобождение в течение 12 месяцев от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, корреспондирует с обязанностью в течение 3 месяцев соблюдать условие по размеру выручки от реализации товаров (работ, услуг). Указанное право возникает только по истечении 3 месяцев выполнения налогоплательщиком обязанностей плательщика НДС.
Учитывая изложенное, освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по уплате налога на добавленную стоимость в соответствии со ст. 145 Кодекса может быть предоставлено указанному индивидуальному предпринимателю по истечении трех последовательных календарных месяцев с момента возникновения у данного налогоплательщика обязанности по исчислению и уплате НДС.

Вопрос: Индивидуальный предприниматель осуществляет несколько видов деятельности. Причем по одному виду данный предприниматель переведен на уплату единого налога на вмененный доход. Учитывается ли выручка, полученная от деятельности, подлежащей обложению единым налогом на вмененный доход, в составе общей выручки для целей получения освобождения от исполнения обязанностей плательщика НДС в порядке статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации?

Ответ: Согласно п. 1 ст. 145 Налогового кодекса Российской Федерации организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (НДС), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога и налога с продаж не превысила в совокупности один миллион рублей.
Налогоплательщики, реализовавшие в каком-либо из трех предшествующих последовательных календарных месяцев подакцизные товары или подакцизное минеральное сырье, не имеют права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика.
При этом не являются плательщиками НДС согласно статье 1 Федерального закона от 31.07.98 № 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (за исключением случаев, предусмотренных статьей 161, когда организации и индивидуальные предприниматели исполняют обязанность по удержанию налога у источника выплат и уплаты его в бюджет, то есть выполняют обязанности налогового агента).
Кроме того, п. 4 ст. 4 вышеназванного Закона предусмотрено, что налогоплательщики, осуществляющие наряду с деятельностью на основе свидетельства иную предпринимательскую деятельность, ведут раздельный бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, проводимых ими в процессе деятельности на основе свидетельства и в процессе иной деятельности.
В целях применения ст. 145 НК РФ следует учитывать, что показатель выручки от товаров (работ, услуг) определяется исходя из выручки от реализации как облагаемых, в том числе по налоговой ставке 0%, так и необлагаемых товаров (работ, услуг) (в порядке ст. 149 Налогового кодекса), фактически полученной в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами, в том числе от реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория РФ, за исключением выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг) в части осуществления деятельности, подлежащей обложению единым налогом на вмененный доход (пункт 48 Изменений и дополнений в Методические рекомендации по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 22.05.2001 № БГ-3-03/156).
Таким образом, выручка индивидуального предпринимателя, полученная им от деятельности, подпадающей под действие регионального законодательства о едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности, не должна учитываться при освобождении плательщика от исполнения обязанностей по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость в порядке ст. 145 НК РФ в общем размере выручки наряду с выручкой по деятельности, не подпадающей под действие регионального законодательства о едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности, осуществление которой влечет за собой обязанность по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость.
Из вышеизложенного следует, что предприниматель, претендующий получить право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС в порядке ст. 145 НК РФ и осуществляющий предпринимательскую деятельность одновременно по торговым объектам, переведенным на уплату единого налога на вмененный доход, и по торговым объектам, реализация товаров через которые не подпадает под обложение единым налогом на вмененный доход в соответствии с Законом Московской области от 26.12.2000 № 104/2000-ОЗ (в редакции от 24.11.2001), имеет право воспользоваться освобождением, если выручка от реализации товаров по деятельности по торговым объектам, не переведенным на уплату единого налога на вмененный доход, не превысит ограничение, предусмотренное пунктом 4 ст. 145 НК РФ.
Одновременно при определении размера выручки следует учитывать, какой способ определения даты реализации товаров (работ, услуг) используется предпринимателем для целей исчисления и уплаты НДС, а также тот факт, что если отгрузка товаров (работ, услуг) была произведена в период до перехода предпринимателя на уплату единого налога на вмененный доход, а выручка за эти товары получена в период, когда индивидуальный предприниматель перешел на уплату единого налога на вмененный доход, то данная выручка должна учитываться при определении размера ограничения, предусмотренного п. 4 ст. 145 НК РФ.

Вопрос: Что является объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость у индивидуального предпринимателя, исполняющего обязанности страхового агента?

Ответ: В соответствии с введением с 1 января 2001 года гл. 21 ч. 2 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденной Федеральным законом № 118-ФЗ от 05.08.2000 (в редакции Федерального закона от 29.12.2000 № 166-ФЗ), плательщиками НДС признаются индивидуальные предприниматели (ст. 143 гл. 21 НК РФ).
Согласно подп. 7 п. 3 ст. 149 гл. 21 НК РФ не подлежит налогообложению оказание услуг по страхованию, сострахованию и перестрахованию страховыми организациями, а также услуг по негосударственному пенсионному обеспечению негосударственными пенсионными фондами.
Пунктом 1 статьи 156 НК РФ определено, что налогоплательщики при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров определяют налоговую базу как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждения (любых других договоров) при исполнении любого из указанных договоров.
Статьей 8 Закона Российской Федерации от 27.11.92 № 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (в ред. от 20.11.99) установлено, что страховщики могут осуществлять страховую деятельность через страховых агентов и страховых брокеров.
Страховые агенты - физические или юридические лица, действующие от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными страховому агенту полномочиями.
Согласно статье 971 Гражданского кодекса Российской Федерации права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя.
Поскольку на основании заключаемых страховым агентом договоров оказывается страховая услуга страховщиком и посредническая услуга агентом, то из перечисленных клиентами денежных средств часть формирует выручку от оказания услуг страховщика и другая часть - выручку от оказания агентом посреднических услуг. Следовательно, вознаграждение в процентном отношении от сделки за посреднические услуги, оказанные страховым агентом страховщику - доверителю, подлежат налогообложению НДС на основании ст. 156 Налогового кодекса Российской Федерации.

Вопрос: Индивидуальный предприниматель через торговую точку в магазине осуществляет реализацию своего собственного товара, закупленного для целей осуществления предпринимательской деятельности, а также товара, принятого на комиссию по договору. Каким образом будет определяться выручка для целей получения освобождения от исполнения обязанностей плательщика НДС в порядке ст. 145 НК РФ? Каков порядок отражения сумм выручки в документах индивидуального предпринимателя с учетом общей реализации?

Ответ: Согласно ст. 990 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.
Поэтому при выполнении договора комиссии у комиссионера в целях налогообложения выручкой может являться только комиссионное вознаграждение.
В соответствии со ст. 996 Гражданского кодекса Российской Федерации вещи, поступившие к комиссионеру от комитента, являются собственностью последнего.
На основании этого поступление денежных средств на расчетный счет или в кассу комиссионера от покупателей в оплату проданного товара, не являющегося его собственностью, не может учитываться комиссионером в составе выручки для целей налогообложения.
Руководствуясь названными статьями Гражданского кодекса Российской Федерации, у индивидуальных предпринимателей - комиссионеров сумма комиссионного вознаграждения, полученного ими от комитентов, учитывается как выручка от реализации услуг по исполнению договоров комиссии.
Порядок определения налоговой базы налогоплательщиками, получающими доход на основе договоров комиссии, поручения или агентских договоров, определен статьей 156 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 1 Закона Российской Федерации "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" № 5215-1 от 18.06.93 (в редакции от 30.12.2001) предусмотрено, что денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации производятся всеми предприятиями (в том числе физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организациями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями (далее - предприятия) с обязательным применением контрольно - кассовых машин.
При этом при реализации индивидуальным предпринимателем, осуществляющим розничную торговлю, товаров населению по договорам комиссии действующим порядком исключений не предусмотрено.
При совершении операций, признаваемых объектами обложения НДС, налогоплательщики обязаны составлять счета - фактуры, вести журналы учета полученных и выставленных счетов - фактур, книги покупок и книги продаж в порядке, определенном постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914 "Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов - фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость" (ред. от 15.03.2001) (ст.169 НК РФ).
При исполнении договоров поручения, комиссии или агентского договора при выставлении счетов - фактур необходимо учитывать, что посредник (комиссионер, поверенный, агент) действует во взаимоотношениях с третьим лицом от своего имени или от имени доверителя, принципала.
При реализации посредником, выступающим от своего имени, товаров (работ, услуг) комитента, принципала счет - фактура выставляется посредником в 2 экземплярах от своего имени. Номер указанному счету - фактуре присваивается посредником в соответствии с хронологией выставляемых им счетов - фактур. Один экземпляр передается покупателю, второй подшивается в журнал учета выставленных счетов - фактур без регистрации его в книге продаж. Комитент (принципал) выставляет счет - фактуру на имя посредника с нумерацией в соответствии с хронологией выставляемых комитентом (принципалом) счетов - фактур. В книге покупок посредника этот счет - фактура не регистрируется.
Показатели счета - фактуры, выставленного посредником покупателю, отражаются в счете - фактуре, выставляемом комитентом (принципалом) посреднику и регистрируемом в книге продаж у комитента (принципала).
Посредник выставляет доверителю, комитенту, принципалу отдельный счет - фактуру на сумму своего вознаграждения по договору поручения, комиссии, агентскому договору. Этот счет - фактура регистрируется в установленном порядке у поверенного, комиссионера, агента в книге продаж, а у доверителя, комитента, принципала - в книге покупок.
Также следует учитывать п. 7 ст. 168 НК РФ, согласно которому требования, установленные пунктами 3 и 4 настоящей статьи, по оформлению расчетных документов и выставлению счетов - фактур при реализации товаров за наличный расчет организациями розничной торговли считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек.
В связи с изложенным индивидуальный предприниматель, осуществляющий свою деятельность на основе договора комиссии и реализующий с применением ККМ населению товар, принадлежащий комитенту (доверителю), для целей начисления и уплаты НДС в своих учетных документах произведет следующие действия:
- выдаст кассовый чек покупателю без регистрации данной реализации в книге продаж и книге учета доходов и расходов индивидуального предпринимателя;
- счет - фактура, выданный комитентом на имя комиссионера (поверенного) на сумму переданного на комиссию товара, в книге покупок комиссионера регистрации не подлежит;
- выставит доверителю отдельный счет - фактуру на сумму своего вознаграждения по договору комиссии с обязательным отражением суммы вознаграждения в книге продаж и книге учета доходов и расходов индивидуального предпринимателя.
Основными документами, устанавливающими право индивидуального предпринимателя, осуществляющего комиссионную торговлю от своего имени в качестве комиссионера, определять свою выручку в виде комиссионного вознаграждения, является договор комиссии, заключенный с комитентом, а также документы, предусмотренные постановлением Правительства № 914 от 02.12.2000.
Право на освобождение от уплаты НДС в порядке ст. 145 Налогового кодекса РФ подтверждается у индивидуального предпринимателя представленными в налоговый орган документами, определенными приказом МНС России № БГ-3-03/23 от 29.01.2001.
Таким образом, если индивидуальный предприниматель помимо осуществления деятельности на основании договора комиссии реализует населению также свой собственный товар, закупленный им для последующей продажи, то выручка, полученная от такой реализации, подлежит регистрации на основании контрольных лент ККМ в книге продаж и книге учета доходов и расходов субъектов малого предпринимательства наряду с комиссионным вознаграждением, полученным от комитента.

Вопрос: Предприниматель получил освобождение от уплаты НДС в порядке ст. 145 НК РФ с 01.04.2001 по 31.03.2002. Заявление, сведения и документы на продление освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС представлены данным предпринимателем в налоговый орган по месту учета 6 мая 2002 года. Имеет ли право данный налогоплательщик на продление освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС с 01.04.2002?

Ответ: В соответствии с пунктом 4 ст. 145 НК РФ по истечении срока, равного двенадцати последовательным календарным месяцам, предприниматели, которые были освобождены от исполнения обязанностей налогоплательщика по уплате НДС, представляют в налоговые органы заявление и соответствующие документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала одного миллиона рублей.
Пунктом 3 ст. 145 НК РФ установлен срок подачи заявления и документов - не позднее 20 числа месяца, начиная с которого налогоплательщик претендует на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС.
Если индивидуальный предприниматель не обратился с заявлением о продлении освобождения от исполнения обязанностей или не представил сведения и документы в соответствии со ст. 145 НК РФ не позднее 20 числа календарного месяца, начиная с которого он претендует на продление освобождения по окончании действия ранее вынесенного в отношении него решения об освобождении, то данный налогоплательщик исчисляет и уплачивает НДС в общеустановленном порядке.
Таким образом, в приведенном примере индивидуальный предприниматель нарушил установленный для него Налоговым кодексом срок - не позднее 20 апреля 2002 года для продления освобождения, поэтому по реализации товаров (работ, услуг) с апреля 2002 года индивидуальный предприниматель обязан исчислять и уплачивать НДС в общеустановленном порядке, а налоговый орган в соответствии с пунктом 5 ст. 145 НК РФ по данному основанию в течение 10 дней должен вынести решение об отказе в продлении срока освобождения с 01.04.2002 от исполнения обязанностей налогоплательщика.
Повторная подача предпринимателем заявления, сведений и документов производится в следующем налоговом периоде не позднее 20 числа календарного месяца, начиная с которого налогоплательщик претендует на продление освобождения.

ПО НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ НАЛОГОМ С ПРОДАЖ

Вопрос: Является ли плательщиком налога с продаж предприниматель, основной деятельностью которого является сдача производственной площади магазина, принадлежащего ему на праве собственности, в аренду?

Ответ: В соответствии с Законом Российской Федерации от 27.12.91 № 2118-1 "Об основах налоговой системы Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) объектом налогообложения по налогу с продаж признается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет.
Вышеназванным Законом определено, что объектом обложения по налогу с продаж не является стоимость зданий, сооружений, земельных участков и иных объектов, относящихся к недвижимому имуществу.
Данная льгота по освобождению от обложения налогом с продаж вышеуказанных объектов была предусмотрена на 2001 год п. 18 статьи 4 Закона Московской области от 31.12.98 № 67/98-ОЗ "О налоге с продаж" (с последующими изменениями и дополнениями) и начиная с 01.01.2002 п. 1 ст. 350 Федерального закона от 27.11.2001 № 148-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 20 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, сооружения.
Учитывая изложенное, стоимость недвижимого имущества (в частности, зданий, сооружений) не облагается налогом с продаж вне зависимости от того, реализуется ли оно или сдается в аренду.
(Основание: письмо МНС России от 25.12.2001 № 03-2-06/6/3703/23-АК071).

Вопрос: Индивидуальный предприниматель заключает договор - поручение с клиентами - физическими лицами на оказание услуг по заказу товаров народного потребления по каталогам посылочной торговли иностранной фирмы, находящейся за пределами РФ. На основании договора предприниматель взимает с клиента сумму стоимости товара для зачисления на пластиковую карту клиента, а также вознаграждение в размере 20% от стоимости заказанного товара по каталогу. Общую сумму предприниматель проводит по кассе для подтверждения клиенту осуществления предоплаты. В дальнейшем по поручению клиента предприниматель вносит сумму стоимости товара на картсчет клиента в банке, с которого осуществляется расчет с фирмой за товар. С какой суммы следует исчислять налог с продаж: с общей суммы, полученной от клиента, или только с суммы вознаграждения?

Ответ: Согласно статье 971 Гражданского кодекса РФ по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя.
В соответствии со ст. 349 главы 27 НК РФ ("Налог с продаж") объектом налогообложения признаются операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) на территории субъекта Российской Федерации. Операции по реализации товаров (работ, услуг) признаются объектом налогообложения в том случае, если такая реализация осуществляется за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт.
Определение порядка исчисления налога с продаж при осуществлении деятельности на основе договоров комиссии, поручения, агентского договора предусмотрено ст. 354 НК РФ. В пункте 3 данной статьи сказано, что в случае если в соответствии с условиями договора комиссии (договора поручения, агентского договора) фактическая реализация товаров (работ, услуг) покупателям производится комиссионером (поверенным, агентом) и денежные средства за реализованный товар (работы, услуги) поступают в кассу (на расчетный счет) комиссионера (поверенного, агента), обязанность по уплате налога и перечислению его в бюджет возлагается на комиссионера (поверенного, агента), который признается в этом случае налоговым агентом. При этом сумма налога исчисляется исходя из полной цены товара (работ, услуг), включающей вознаграждение комиссионера (поверенного, агента). Комитент (доверитель, принципал) при получении выручки от комиссионера (поверенного, агента) налог не уплачивает, если этот налог уплачен комиссионером (поверенным, агентом).
В случае если в соответствии с условиями договора комиссии (договора поручения, агентского договора) фактическая реализация товаров (работ, услуг) покупателям производится комиссионером (поверенным, агентом), а денежные средства за реализованный товар (работы, услуги) поступают в кассу (на расчетный счет) комитента (доверителя, принципала), налог уплачивается в бюджет комитентом (доверителем, принципалом). При этом сумма налога исчисляется комитентом (доверителем, принципалом) исходя из полной цены товара.
Однако следует учитывать, что в случае заключения договора поручения на приобретение товаров (работ, услуг) суммы наличных денежных средств у поверенного, участвующего в расчетах, полученные у доверителя, не должны облагаться налогом с продаж, так как их перечисление необходимо рассматривать в режиме средств сумм по поручениям, а не в режиме средств, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), поскольку указанные средства выданы для целей закупки товаров (работ, услуг) и не связаны с расчетами между доверителем и поверенным за оказанную услугу по реализации товаров (работ, услуг).
Таким образом, в данном случае, когда по договору поручения поверенному поручается произвести закупку товаров (работ, услуг) за счет доверителей, налогом с продаж у поверенного с участием в расчетах облагается только сумма комиссионного вознаграждения.
Из договора поручения следует, что индивидуальный предприниматель осуществляет деятельность по закупке товаров у иностранной фирмы, находящейся за пределами Российской Федерации, по поручению и за счет денежных средств клиента - физического лица, резидента Российской Федерации, в данном случае являющегося доверителем. Расчет между индивидуальным предпринимателем - поверенным (комиссионером) и клиентом (доверителем) осуществляется путем внесения в кассу поверенного наличных денежных средств от клиента (доверителя) с учетом 20-процентного вознаграждения согласно договору поручения. Поверенный (исполнитель по договору) по поручению клиента (доверителя) открывает карточный счет в банке на имя клиента и также по его поручению переводит деньги на этот счет.
Клиент (доверитель) оплачивает заказчику (иностранной фирме) со своего карточного счета в банке стоимость товара.
То есть в описываемом случае исполнитель (поверенный) на основании договора поручения оказывает услугу клиенту (доверителю), физическому лицу от его имени и за его счет по закупке товаров у иностранной фирмы за пределами Российской Федерации при условии внесения наличных денежных средств клиентом (комитентом) в кассу исполнителя (поверенного).
Таким образом, в сложившейся ситуации объектом налогообложения налогом с продаж будет являться только стоимость оказанной услуги, а именно вознаграждение, полученное индивидуальным предпринимателем (поверенным) за наличный расчет за совершенные действия, связанные с закупкой по поручению доверителя необходимых товаров.

Вопрос: Индивидуальный предприниматель в 2002 году оказывает услугу юридическому лицу, которое оплачивает данную услугу путем перечисления денежных средств со своего расчетного счета на расчетный счет предпринимателя. Возникает ли в данной ситуации объект обложения налогом с продаж?

Ответ: В соответствии со ст. 349 главы 27 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 27.11.2001 № 148-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации") с 01.01.2002 объектом налогообложения признаются операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) на территории субъекта Российской Федерации. Операции по реализации товаров (работ, услуг) признаются объектом налогообложения в том случае, если такая реализация осуществляется за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт.
В связи с тем, что индивидуальный предприниматель в 2002 году оказывает услуги юридическому лицу (организации), то объекта налогообложения налогом с продаж не возникает, т.к. объектом налогообложения с 2002 года признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) физическим лицам.

ПО НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ ЕДИНЫМ СОЦИАЛЬНЫМ НАЛОГОМ

Вопрос: Индивидуальный предприниматель занимается на основании свидетельства о государственной регистрации в целях предпринимательской деятельности производством и реализацией сельскохозяйственной продукции, выращенной на личном приусадебном участке. Распространяется ли на полученные доходы в целях уплаты единого социального налога льгота, предусмотренная пунктом 13 ст. 217 НК РФ по налогу на доходы физических лиц?

Ответ: В соответствии с пунктом 13 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению налогом на доходы доходы налогоплательщиков (в том числе индивидуальных предпринимателей), получаемые от продажи выращенных в личных подсобных хозяйствах, находящихся на территории РФ, скота, кроликов, нутрий, птицы, диких животных и др., продукции животноводства, растениеводства, цветоводства и пчеловодства как в натуральном, так и в переработанном виде.
Указанные доходы освобождаются от налогообложения при условии представления налогоплательщиком документа, выданного соответствующим органом местного самоуправления, правления садового, садово - огородного товариществ, подтверждающего, что продаваемая продукция произведена налогоплательщиком на принадлежащем ему или членам его семьи земельном участке, используемом для ведения личного подсобного хозяйства, дачного строительства, садоводства и огородничества.
Таким образом, если индивидуальный предприниматель в целях предпринимательской деятельности будет осуществлять реализацию и получать доход от продажи выращенной в личном подсобном хозяйстве вышеуказанной продукции, то данный доход независимо от его размера не подлежит обложению налогом на доходы.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 239 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налогоплательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса (индивидуальные предприниматели и адвокаты), являющиеся инвалидами I, II или III группы, освобождаются от уплаты единого социального налога в части доходов от их предпринимательской деятельности и иной профессиональной деятельности в размере, не превышающем 100000 рублей в течение налогового периода.
Однако указанная выше льгота по налогу на доходы не распространяется на доходы индивидуальных предпринимателей, занимающихся на основании свидетельства о государственной регистрации производством и реализацией сельскохозяйственной продукции, выращенной на личном приусадебном участке.
Таким образом, при отсутствии условий, предусмотренных подп. 3 п. 1 ст. 239 НК РФ, означенных выше, индивидуальный предприниматель, занимающийся реализацией продукции сельского хозяйства, произведенной в целях предпринимательской деятельности на личном земельном участке, должен уплачивать единый социальный налог на общих основаниях.

Вопрос: Являются ли плательщиками единого социального налога физические лица, сдающие внаем жилые помещения, торговые помещения, принадлежащие им на праве собственности, не зарегистрированные по данному виду деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей?

Ответ: В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 ст. 235 части второй Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками единого социального налога признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты.
В соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск, деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. В случаях когда сдается в аренду имущество (жилые помещения, торговые помещения), принадлежащее физическому лицу на праве личной собственности, отношения арендодателя регламентируются договором аренды, т.е. договором гражданско - правового характера, заключаемым в соответствии с положением главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации. По существу у арендодателя в данном случае отсутствует предпринимательская деятельность как таковая, поскольку в данном случае физическое лицо сдает в аренду личное имущество и получает обусловленную договором аренды арендную плату, которая подлежит обложению налогом на доходы в соответствии со ст. 228 Налогового кодекса Российской Федерации (в данной статье Налогового кодекса Российской Федерации сдача в аренду физическими лицами любого имущества отнесена к отдельным видам доходов физических лиц).
Сдача в аренду физическими лицами имущества не предусматривает в обязательном порядке получения свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, в то же время физическое лицо вправе по своему желанию заниматься сдачей в аренду личного имущества в качестве индивидуального предпринимателя на основе свидетельства о государственной регистрации по виду деятельности "сдача в аренду движимого и недвижимого имущества".
Поскольку подпункт 2 пункта 1 ст. 235 относит к плательщикам ЕСН по полученным доходам от предпринимательской деятельности только индивидуальных предпринимателей, физические лица, получающие доходы от сдачи в аренду личного имущества на основании заключенных договоров аренды, где арендодателем значится физическое лицо, не зарегистрированное в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя по виду деятельности "сдача имущества в аренду", не будут являться плательщиками ЕСН по данному основанию, а будут являться только плательщиками налога на доходы.
Объект налогообложения единым социальным налогом возникнет в случае получения дохода от сдачи в аренду имущества арендодателем - индивидуальным предпринимателем вне зависимости от того, имеет ли данный предприниматель государственную регистрацию по виду деятельности "сдача имущества в аренду".
Если индивидуальный предприниматель осуществляет деятельность иную, чем сдача в аренду имущества, но по договору аренды этот арендодатель - индивидуальный предприниматель сдает в аренду, например, торговые помещения, принадлежащие ему на праве собственности, данные доходы от аренды следует в соответствии со ст. 250 главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации отнести к внереализационным доходам данного предпринимателя, которые будут являться объектом обложения единым социальным налогом.
Одновременно сообщается, что действующим гражданским и налоговым законодательством не предусмотрена регистрация договоров гражданско - правового характера, в т.ч. договоров аренды, в налоговых органах.

Вопрос: Индивидуальный предприниматель - инвалид III группы с 1 августа 2001 года после прохождения переосвидетельствования потерял право на инвалидность. Имеет ли он право на льготу в размере 100000 рублей в порядке подп. 3 п. 1 ст. 239 НК РФ по доходу за 2001 год?

Ответ: В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 239 НК РФ от уплаты единого социального налога освобождаются индивидуальные предприниматели, являющиеся инвалидами I , II или III группы, в части доходов от их предпринимательской деятельности и иной профессиональной деятельности в размере, не превышающем 100000 руб. в течение налогового периода.
Необходимо отметить, что в случае если в результате переосвидетельствования индивидуальный предприниматель - инвалид III группы теряет право на получение инвалидности, данный плательщик в общеустановленном порядке производит расчет налога по итогам налогового периода 2001 года.
При этом в расчете должна учитываться налоговая льгота пропорционально времени, в течение которого он находился на инвалидности. Индивидуальный предприниматель будет иметь право на вышеуказанную льготу, однако размер этой льготы будет меньше, так как период, в течение которого он имеет право на льготу, меньше установленного налогового периода (один календарный год); ее размер составит 58333 руб. (100000 руб. : 12 мес. x 7 мес.).

ПО НАЛОГУ НА ДОХОДЫ; УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ,
УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ; ЕДИНОМ НАЛОГЕ НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД
ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Вопрос: Частный нотариус начал в 2001 году строительство офиса под нотариальную контору и оплатил в ноябре 2001 года денежные средства за составление документов по проектированию и согласованию своего офиса. Возможно ли данные расходы включить в состав затрат при определении налогооблагаемого дохода частного нотариуса за 2001 год?

Ответ: В соответствии с п. 21 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей (далее - Порядок), утвержденного приказом Минфина РФ и МНС РФ от 21.03.2001 № 24Н/БГ-3-08/419, к основным средствам как совокупности материально - вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг в течение периода, превышающего 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев, в частности, относятся: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника и оргтехника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, прочие основные средства.
Пунктом 23 Порядка установлено, что основные средства принимаются к учету по первоначальной стоимости. Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат на их приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов.
Фактические затраты на приобретение, сооружение и изготовление основных средств слагаются из:
1) сумм, уплачиваемых в соответствии с договором поставки поставщику, договором купли - продажи продавцу;
2) сумм, уплачиваемых за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;
3) сумм, уплачиваемых за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;
4) регистрационных сборов, государственных пошлин и других аналогичных платежей, произведенных в связи с приобретением (получением) прав на объекты основных средств;
5) таможенных пошлин и иных платежей;
6) сумм невозмещаемых налогов, уплачиваемых в связи с приобретением объекта основных средств;
7) иных затрат, непосредственно связанных с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств, и затрат по доведению их до состояния, в котором они пригодны к использованию.
Стоимость основных средств, приобретенных и используемых для осуществления предпринимательской деятельности, погашается путем начисления амортизации (п. 26 Порядка). Соответственно расходы индивидуальных предпринимателей, в том числе нотариусов, по проектированию и согласованию с организациями строительства объектов основных средств могут учитываться в составе затрат, включаемых в первоначальную стоимость объекта, для целей начисления амортизации.
Одновременно сообщается, что в соответствии с Федеральным законом от 21.07.97 № 122-ФЗ (в ред. от 21.04.2001) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлено, что права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав (ЕГРП), разделы которого содержат записи о правах на объект недвижимого имущества, возникновении, переходе и прекращении таких прав (ст. 12).
Таким образом, вопрос отнесения затрат частного нотариуса по проектированию и согласованию строительства объекта основных средств может быть рассмотрен только после регистрации собственности нотариальной конторы в ЕГРП с учетом действующего налогового законодательства в период введения основного средства в эксплуатацию.

Вопрос: Индивидуальный предприниматель подал 27 ноября 2001 года заявление о переводе на упрощенную систему налогообложения по торговой деятельности с I квартала 2002 года, согласно которому ему был выдан патент с I квартала и до конца 2002 года.
25 декабря 2001 года в налоговый орган от данного предпринимателя поступает заявление о том, что численность работающих по трудовым договорам у него с 25.12.2001 составляет 16 человек. Согласно пункту 3 ст. 9 Закона Московской области от 13.02.98 № 6/98-ОЗ "Об упрощенной системе налогообложения субъектов малого предпринимательства в Московской области" (с изменениями и дополнениями) субъекты упрощенной системы налогообложения переходят на принятую ранее систему налогообложения с квартала, следующего за отчетным кварталом, в случае превышения предельной численности работающих, установленной в соответствии с пунктом 1 статьи 2 настоящего Закона. Согласно пункту 2 статьи 1 Закона Московской области под субъектами малого предпринимательства, применяющими упрощенную систему налогообложения, в целях настоящего Закона понимаются организации и индивидуальные предприниматели. С учетом изложенного по какой системе налогообложения (традиционной или упрощенной) данный предприниматель имеет право осуществлять деятельность в 2002 году?

Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" № 222-ФЗ от 29.12.95 (в ред. от 31.12.2001) (далее - Закон) патент на право применения упрощенной системы налогообложения выдается индивидуальному предпринимателю налоговым органом по месту постановки на налоговый учет сроком на один календарный год. В пункте 4 данной статьи сказано, что патент выдается на основании письменного заявления, подаваемого не позднее чем за один месяц до начала очередного квартала, при соблюдении установленных п. 1 ст. 2 данного Закона ограничений по предельной численности работников до 15 человек. Условием для перехода на упрощенную систему налогообложения, помимо численности работающих, является также размер валовой выручки в течение года, предшествующего кварталу, в котором произошла подача заявления на право применения упрощенной системы.
В п. 3 ст. 9 Закона Московской области "Об упрощенной системе налогообложения субъектов малого предпринимательства в Московской области" № 6/98-ОЗ от 13.02.98 (в ред. от 24.11.2001) указано, что субъекты упрощенной системы налогообложения переходят на принятую ранее систему налогообложения с квартала, следующего за отчетным кварталом, в случае превышения предельной численности работающих. Под субъектами малого предпринимательства, применяющими упрощенную систему налогообложения, согласно п. 2 ст. 1 вышеуказанного Закона понимаются организации и индивидуальные предприниматели.
Однако в соответствии с п. 2 статьи 4 Федерального закона органы государственной власти субъекта Российской Федерации своим решением могут устанавливать конкретные ставки единого налога в зависимости от вида осуществляемой субъектами малого предпринимательства деятельности, а также пропорции распределения зачисляемых налоговых платежей между соответствующими бюджетами. Порядок же применения упрощенной системы производится только в соответствии с федеральным законодательством.
Пунктом 7 ст. 5 Закона установлен порядок перехода налогоплательщиков на принятую ранее систему налогообложения, учета и отчетности начиная с квартала, следующего за кварталом, в котором должен быть представлен отчет согласно пункту 7 настоящей статьи. Данные отчеты представляются только организациями для расчета, подлежащего уплате единого налога. Обязанность в представлении индивидуальными предпринимателями отчетов согласно п. 7 отсутствует.
Таким образом, у налогового органа нет оснований лишения индивидуального предпринимателя права применения упрощенной системы в течение года, на который выдан патент, за превышение предельной численности работников по итогам прошедшего квартала.
Отказ в выдаче патента может быть только в том случае, если у предпринимателя, перешедшего на упрощенную систему налогообложения с 2002 года, среднесписочная численность работников по результатам этой деятельности в течение года, предшествующего кварталу, в котором произошла подача заявления на выдачу патента на 2003 год, будет превышать 15 человек.
В этом случае предприниматель теряет право на применение упрощенной системы налогообложения в следующем 2003 году.
Из вопроса следует, что индивидуальный предприниматель 27.11.2001 подал заявление о переводе на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности с I квартала 2002 года. Так как на момент подачи заявления на выдачу патента по форме № 8, утвержденной приказом ГНС РФ от 24.01.96 № ВГ-3-02/5, численность работников не превышала 15 человек, данному предпринимателю правомерно выдан патент на торговую деятельность на 2002 год.
Превышение численности работников в декабре 2001 года не лишает права предпринимателя занятия деятельностью по патенту в 2002 году на основе ранее поданного заявления при соблюдении на момент его подачи условий перехода на патент (численность работников и размер валовой выручки).
Отказ в применении упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности в 2003 году предпринимателю может быть только в том случае, если у данного предпринимателя, перешедшего с 2002 года на патент, среднесписочная численность работников по результатам торговой деятельности в течение года, предшествующего кварталу, в котором произойдет подача заявления на выдачу патента на 2003 год, будет превышать 15 человек (например, заявление на патент на 2003 год будет подано в IV квартале 2002 года, численность работников необходимо определять за период IV квартала 2001 года и I, II, III кварталы 2002 года).
Определение среднесписочной численности работников в соответствии с Методическими рекомендациями по применению Закона Московской области "Об упрощенной системе налогообложения субъектов малого предпринимательства в Московской области" от 16.06.97 № 04-20 производится в соответствии с Инструкцией по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения, утвержденной постановлением Госкомстата Российской Федерации от 07.12.98 № 121.

Вопрос: Какая ответственность применяется к индивидуальным предпринимателям, стоящим на учете в налоговых органах Московской области, осуществляющим торговлю на рынках, подпадающую под действие законодательства о едином налоге на вмененный доход в Московской области, без свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход по месту торговли?

Ответ: Федеральным законом от 31.07.98 № 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (с последующими изменениями и дополнениями) и Законом Московской области № 104/2000-ОЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности в Московской области" (с последующими изменениями и дополнениями) не установлена обязанность для плательщиков единого налога на вмененный доход в хранении свидетельства об уплате данного налога непосредственно на месте осуществления деятельности.
В связи с чем у налоговых органов нет законных оснований к привлечению индивидуальных предпринимателей к административной и налоговой ответственности за отсутствие на месте торговли свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход.
В отношении данных предпринимателей составляются справки с отражением всех факторов, участвующих при расчете единого налога на вмененный доход.
В дальнейшем в случае установления неуплаты данными предпринимателями единого налога на вмененный доход в отношении них выносится решение о проведении выездной налоговой проверки, по результатам которой доначисляются единый налог на вмененный доход, пени и штраф.
За непредставление или несвоевременное представление расчетов по единому налогу на вмененный доход, которые согласно ст. 80 НК РФ являются налоговой декларацией, так как содержат данные, связанные с исчислением и уплатой налога, предусмотрена ответственность ст. 119 НК РФ.

Отдел налогообложения физических лиц
Управления Министерства
Российской Федерации
по налогам и сборам
по Московской области


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru