Законодательство
Московской области

Балашихинский р-н
Бронницы
Волоколамский р-н
Воскресенский р-н
Дзержинский
Дмитровский р-н
Долгопрудный
Домодедовский р-н
Дубна
Егорьевский р-н
Жуковский
Зарайский р-н
Звенигород
Ивантеевка
Истринский р-н
Каширский р-н
Климовск
Клинский р-н
Коломенский р-н
Королев
Красноармейск
Красногорский р-н
Краснознаменск
Ленинский р-н
Лобня
Лотошинский р-н
Луховицкий р-н
Лыткарино
Люберецкий р-н
Можайский р-н
Московская область
Мытищинский р-н
Наро-Фоминский р-н
Ногинский р-н
Одинцовский р-н
Озерский р-н
Орехово-Зуевский р-н
Павлово-Посадский р-н
Подольский р-н
Протвино
Пушкинский р-н
Пущино
Раменский р-н
Реутов
Рошаль
Рузский р-н
Сергиево-Посадский р-н
Серебряно-Прудский р-н
Серпуховский р-н
Солнечногорский р-н
Ступинский р-н
Талдомский р-н
Троицк
Фрязино
Химкинский р-н
Чеховский р-н
Шатурский р-н
Шаховской р-н
Щелковский р-н
Щербинка
Электросталь

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








ПИСЬМО УМНС РФ по Московской области от 20.12.2001 № 04-20
"О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ГЛАВЫ 25 "НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ" ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РФ"

Официальная публикация в СМИ:
"Учет, налоги, право" (в Москве), № 4, (5 - 11 февраля), 2002






УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПИСЬМО
от 20 декабря 2001 г. № 04-20

О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ГЛАВЫ 25 "НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ
ОРГАНИЗАЦИЙ" ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РФ

Управление Министерства РФ по налогам и сборам по Московской области сообщает, что с 1 января 2002 года вступает в силу глава 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса РФ, введенная в действие Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства РФ о налогах и сборах" от 06.08.2001 № 110-ФЗ.
При применении положений главы 25 необходимо учитывать следующее.
Статьей 247 Налогового кодекса РФ объект налогообложения определен как прибыль, полученная налогоплательщиком, равная полученному доходу, уменьшенному на величину произведенных расходов.
К доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.
Доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущества (включая ценные бумаги) и имущественных прав.
Расширен состав внереализационных доходов.
Так, например, к внереализационным доходам относятся доходы от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (в частности, от предоставления в пользование прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности); в виде дохода прошлых лет, выявленного в отчетном (налоговом) периоде, в виде стоимости полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств (за исключением стоимости полученных материалов и иного имущества при демонтаже, разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации объектов, уничтожаемых в соответствии со ст. 5 Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении и частью 5 приложения по проверке к Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении); в виде стоимости излишков товарно - материальных ценностей, выявленных в результате инвентаризации; доходы от операций купли - продажи иностранной валюты и др.
В статьях 252-254 Налогового кодекса РФ поименован перечень производственных расходов организаций, на которые уменьшаются полученные доходы при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. В основном он соответствует тому перечню расходов, который указан в Положении о составе затрат, но имеются и отличия.
Так, с 1 января 2002 года организации имеют право списывать расходы по сырью и материалам исходя из методов, определенных системой бухгалтерского учета: по себестоимости единицы запасов, по средней себестоимости, по себестоимости первых по времени приобретения (ФИФО), по себестоимости последних по времени приобретения (ЛИФО) запасов.
Организациям предоставлено право в расходы на оплату труда включать суммы платежей (взносов) работодателей по договорам обязательного страхования, а также суммы платежей (взносов) работодателя по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу работников со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами), имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством РФ на ведение соответствующих видов деятельности в РФ.
Совершенно по-новому устанавливает глава 25 Налогового кодекса РФ порядок амортизации имущества.
Исходя из пункта 3 статьи 258 Налогового кодекса РФ амортизируемое имущество объединено в 10 амортизационных групп в зависимости от срока полезного использования с последующей классификацией основных средств по определению Правительства РФ.
Пункт 1 статьи 259 Налогового кодекса РФ предоставляет налогоплательщику право начислять амортизацию линейным или нелинейным методом. Налогоплательщик применяет линейный метод начисления амортизации к зданиям, сооружениям, передаточным устройствам, входящим в восьмую - десятую амортизационные группы, независимо от сроков ввода в эксплуатацию этих объектов, а по остальным основным средствам по выбору - линейным или нелинейным. При этом выбранный метод начисления амортизации применяется в отношении объекта амортизируемого имущества в течение всего периода начисления амортизации по этому объекту.
Статьей 260 Налогового кодекса РФ внесены изменения в порядок списания расходов организациями на ремонт основных средств. Если организациям промышленности, агропромышленного комплекса, лесного хозяйства, транспорта, связи, строительства, геологии и разведки недр, геодезической и гидрометеорологической служб, жилищно - коммунального хозяйства оставлен существующий порядок списания расходов на ремонт основных средств по статье "Прочие расходы" в размере фактических затрат, то прочие организации имеют право списать на затраты производства расходы на ремонт основных средств в размере, не превышающем 10% первоначальной (восстановительной) стоимости амортизируемых основных средств, определенной в соответствии с пунктом 1 статьи 257 и пунктом 10 статьи 258 Налогового кодекса РФ.
Внесены изменения и в части обязательного и добровольного страхования:
- расходы по обязательным видам страхования (определенным соответствующими законами) включаются в соответствии со статьей 263 Налогового кодекса РФ в пределах утвержденных страховых тарифов и требований международных конвенций или исходя из фактических затрат при отсутствии утвержденных тарифов;
- расходы по добровольному страхованию имущества, поименованного в пункте 1 статьи 263 Налогового кодекса РФ, включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат.
Существенно дополнен по сравнению с Положением о составе затрат перечень прочих расходов, связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг), включенных в статью 264 Налогового кодекса РФ.
Согласно статье 284 Налогового кодекса РФ налоговая ставка по налогу на прибыль устанавливается (если иное не предусмотрено пунктами 2-5 настоящей статьи) в размере 24 процентов. При этом:
- сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 7,5 процента, зачисляется в федеральный бюджет;
- сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 14,5 процента, зачисляется в бюджеты субъектов РФ;
- сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 процентов, зачисляется в местные бюджеты.
Законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе снижать для отдельных категорий налогоплательщиков налоговую ставку в части сумм налога, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ. При этом указанная ставка не может быть ниже 10,5 процента.
Налоговый период определен как календарный год. Отчетными периодами признаются: I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (ст. 285 НК РФ).
Порядок исчисления налога на прибыль и авансовых платежей установлен статьей 286 НК РФ.
Согласно статье 286 НК РФ налог на прибыль определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, определяемой в соответствии с положениями настоящей главы НК РФ.
Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.
По итогам каждого отчетного (налогового) периода налогоплательщики исчисляют сумму квартального авансового платежа исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания первого квартала, полугодия, девяти месяцев и одного года. Сумма квартальных авансовых платежей определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей. В течение отчетного периода (квартала) налогоплательщики уплачивают ежемесячные авансовые платежи. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится равными долями в размере одной трети фактически уплаченного квартального авансового платежа за квартал, предшествующий кварталу, в котором производится уплата ежемесячных авансовых платежей.
При этом статьей 286 не предусмотрено представление налогоплательщиками в налоговые органы каких-либо документов (справок) о суммах ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате в бюджет.
Из статьи 2 Федерального закона от 06.08.2001 № 110-ФЗ, устанавливающей переходный период вступления в силу главы 25 НК РФ, не ясен порядок расчета суммы ежемесячных авансовых платежей, уплачиваемых в I квартале 2002 года, поскольку фактическая уплата налога на прибыль по декларациям за 2001 год будет производиться в 10-дневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за истекший год, то есть в апреле 2002 года.
При этом никаких официальных разъяснений Министерства РФ по налогам и сборам по данному вопросу нет. До получения официальных разъяснений МНС РФ по данному вопросу сумму ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате в бюджет в I квартале 2002 года, возможно исчислять в размере одной трети фактически уплаченных в IV кв. 2001 г. авансовых платежей.
Налогоплательщики также имеют право перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей исчислению. В этом случае исчисление сумм авансовых платежей производится налогоплательщиками исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца. Налогоплательщик вправе перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли, уведомив об этом налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход на эту систему уплаты авансовых платежей. При этом система уплаты авансовых платежей не может изменяться налогоплательщиком в течение налогового периода.
Согласно статьям 287 и 289 НК РФ налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий период, т.е. не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Квартальные авансовые платежи уплачиваются не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный период, т.е. не позднее 30 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.
Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваются в срок не позднее 15 числа каждого месяца этого отчетного периода.
Налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, уплачивают авансовые платежи не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Учитывая наличие расхождений в бухгалтерском учете по сравнению с тем, что принимается для целей налогообложения, в Налоговом кодексе РФ вводится порядок ведения самостоятельного налогового учета, являющегося основой по исчислению налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль.
Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, изложенных в статьях 313-333 Налогового кодекса РФ.
При этом порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.
В связи с вступлением в силу с 1 января 2002 года главы 25 части второй Налогового кодекса РФ руководителям инспекций МНС РФ по городам и районам области необходимо провести комплекс работ, вытекающих из этой главы:
- по мере поступления оперативно довести до работников инспекции и налогоплательщиков документы по обеспечению применения с 1 января 2002 года положений главы 25 Налогового кодекса РФ;
- провести активную разъяснительную работу среди работников инспекции и налогоплательщиков о порядке ведения налогового учета, исчисления и уплаты налога на прибыль в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса РФ;
- обеспечить своевременное и полное поступление ежемесячных авансовых платежей, особенно в I квартале 2002 года, а также ежемесячных и квартальных авансовых платежей по декларациям.

Заместитель руководителя Управления
МНС РФ по Московской области -
государственный советник
налоговой службы III ранга
Н.Н. Шелемех


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru