Законодательство
Московской области

Балашихинский р-н
Бронницы
Волоколамский р-н
Воскресенский р-н
Дзержинский
Дмитровский р-н
Долгопрудный
Домодедовский р-н
Дубна
Егорьевский р-н
Жуковский
Зарайский р-н
Звенигород
Ивантеевка
Истринский р-н
Каширский р-н
Климовск
Клинский р-н
Коломенский р-н
Королев
Красноармейск
Красногорский р-н
Краснознаменск
Ленинский р-н
Лобня
Лотошинский р-н
Луховицкий р-н
Лыткарино
Люберецкий р-н
Можайский р-н
Московская область
Мытищинский р-н
Наро-Фоминский р-н
Ногинский р-н
Одинцовский р-н
Озерский р-н
Орехово-Зуевский р-н
Павлово-Посадский р-н
Подольский р-н
Протвино
Пушкинский р-н
Пущино
Раменский р-н
Реутов
Рошаль
Рузский р-н
Сергиево-Посадский р-н
Серебряно-Прудский р-н
Серпуховский р-н
Солнечногорский р-н
Ступинский р-н
Талдомский р-н
Троицк
Фрязино
Химкинский р-н
Чеховский р-н
Шатурский р-н
Шаховской р-н
Щелковский р-н
Щербинка
Электросталь

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








ЗАКОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ от 23.11.2001 № 181/2001-ОЗ
"ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ИПОТЕЧНОГО ЖИЛИЩНОГО КРЕДИТОВАНИЯ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2002-2003 ГОДАХ"
(принят решением Мособлдумы от 14.11.2001 № 7/151)

Официальная публикация в СМИ:
"Ежедневные Новости. Подмосковье", № 177, 06.12.2001,
"Вестник Московской областной Думы", № 12, декабрь 2001,
"Сборник Минстройкомплекса МО", № 1, январь, 2002


Вступает в силу со дня официального опубликования (статья 2 данного документа).



23 ноября 2001 года № 181/2001-ОЗ

   ------------------------------------------------------------------


Принят
решением
Московской областной Думы
от 14 ноября 2001 года
№ 7/151

ЗАКОН
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ
ИПОТЕЧНОГО ЖИЛИЩНОГО КРЕДИТОВАНИЯ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
В 2002-2003 ГОДАХ"

Статья 1

Утвердить областную целевую программу "Создание системы ипотечного жилищного кредитования в Московской области в 2002-2003 годах" (приложение).

Статья 2

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор Московской области
Б.В. Громов
23 ноября 2001 года
№ 181/2001-ОЗ





Приложение
к Закону Московской области
от 23 ноября 2001 г. № 181/2001-ОЗ

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ИПОТЕЧНОГО ЖИЛИЩНОГО КРЕДИТОВАНИЯ
В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2002-2003 ГОДАХ"

Паспорт областной целевой программы
"Создание системы ипотечного жилищного кредитования
в Московской области в 2002-2003 годах"

   --------------------------T--------------------------------------¬

¦Наименование Программы ¦Областная целевая программа ¦
¦ ¦"Создание системы ипотечного жилищного¦
¦ ¦кредитования в Московской области ¦
¦ ¦в 2002-2003 годах" (далее - Программа)¦
+-------------------------+--------------------------------------+
¦Основание для разработки ¦Постановление Правительства Московской¦
¦Программы ¦области от 04.04.2001 № 102/12 ¦
¦ ¦"О проекте закона Московской области ¦
¦ ¦"Об организации ипотечного жилищного ¦
¦ ¦кредитования в Московской области" ¦
¦ ¦и разработке областной целевой ¦
¦ ¦программы "Создание системы ипотечного¦
¦ ¦жилищного кредитования в Московской ¦
¦ ¦области в 2002-2003 годах", Закон ¦
¦ ¦Московской области № 144/2001-ОЗ ¦
¦ ¦"Об организации системы ипотечного ¦
¦ ¦жилищного кредитования в Московской ¦
¦ ¦области", Закон Московской области ¦
¦ ¦№ 11/96-ОЗ "О Концепции, прогнозах ¦
¦ ¦и государственных программах ¦
¦ ¦социально - экономического развития ¦
¦ ¦Московской области" (в редакции Закона¦
¦ ¦Московской области № 47/99-ОЗ с ¦
¦ ¦учетом дополнения, внесенного Законом ¦
¦ ¦Московской области № 81/2001-ОЗ) ¦
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка:
"Решение Московской областной Думы от 20.06.2001 № 14/139", а не
"Постановление Правительства Московской области от 04.04.2001 N
102/12".
   ------------------------------------------------------------------

+-------------------------+--------------------------------------+
¦Государственный заказчик ¦Министерство строительного комплекса ¦
¦Программы ¦Московской области ¦
+-------------------------+--------------------------------------+
¦Разработчик Программы ¦Министерство строительного комплекса ¦
¦ ¦Московской области ¦
+-------------------------+--------------------------------------+
¦Цель и задачи Программы ¦Цель - создание системы ипотечного ¦
¦ ¦жилищного кредитования в Московской ¦
¦ ¦области (далее - ИЖК). ¦
¦ ¦Задачи: ¦
¦ ¦- создание на территории Московской ¦
¦ ¦области структуры, обеспечивающей ¦
¦ ¦эффективное функционирование ¦
¦ ¦и взаимодействие участников системы ¦
¦ ¦ИЖК; ¦
¦ ¦- привлечение внебюджетных финансовых ¦
¦ ¦ресурсов в систему ИЖК; ¦
¦ ¦- разработка проектов нормативных ¦
¦ ¦правовых актов, регламентирующих ¦
¦ ¦действия участников системы ИЖК; ¦
¦ ¦- подготовка квалифицированных ¦
¦ ¦работников организаций - участников ¦
¦ ¦системы ИЖК ¦
+-------------------------+--------------------------------------+
¦Сроки реализации ¦2002-2003 годы. Программа реализуется ¦
¦Программы ¦в 2 этапа: ¦
¦ ¦- первый этап - 2002 год; ¦
¦ ¦- второй этап - 2003 год ¦
+-------------------------+--------------------------------------+
¦Исполнители Программы ¦Министерство финансов Московской ¦
¦ ¦области; ¦
¦ ¦Министерство имущественных отношений ¦
¦ ¦Московской области; ¦
¦ ¦иные исполнительные органы ¦
¦ ¦государственной власти Московской ¦
¦ ¦области; ¦
¦ ¦Органы местного самоуправления ¦
¦ ¦муниципальных образований Московской ¦
¦ ¦области: Егорьевский район, город ¦
¦ ¦Жуковский, Зарайский район, Истринский¦
¦ ¦район, Лотошинский район, Луховицкий ¦
¦ ¦район, Можайский район, Мытищинский ¦
¦ ¦район, Одинцовский район, город ¦
¦ ¦Подольск, Сергиево - Посадский район, ¦
¦ ¦Ступинский район, Шаховской район, ¦
¦ ¦город Электросталь; ¦
¦ ¦ОАО "Ипотечная корпорация Московской ¦
¦ ¦области" ¦
+-------------------------+--------------------------------------+
¦Ресурсное обеспечение ¦Общий объем финансирования ¦
¦Программы с указанием ¦по Программе: 719,877 млн. руб., ¦
¦объемов и источников ¦в том числе: ¦
¦ее финансирования ¦- средства областного бюджета - ¦
¦ ¦235,5 млн. руб. (первый этап - ¦
¦ ¦122,446 млн. руб.; второй этап - ¦
¦ ¦113,054 млн. руб.); ¦
¦ ¦ - в том числе государственные ¦
¦ ¦ гарантии Московской области - ¦
¦ ¦ 200,0 млн. руб. (первый этап - ¦
¦ ¦ 100 млн. руб.; второй этап - ¦
¦ ¦ 100 млн. руб.); ¦
¦ ¦- средства местных бюджетов - ¦
¦ ¦67,017 млн. руб. (первый этап - ¦
¦ ¦38,737 млн. руб.; второй этап - ¦
¦ ¦28,28 млн. руб.); ¦
¦ ¦- внебюджетные источники ¦
¦ ¦финансирования - 417,36 млн. руб., ¦
¦ ¦ в том числе: ¦
¦ ¦ - средства ОАО "Ипотечная ¦
¦ ¦ корпорация Московской области" - ¦
¦ ¦ 2,26 млн. руб. (первый этап - 1,14 ¦
¦ ¦ млн. руб.; второй этап - 1,12 млн. ¦
¦ ¦ руб.); ¦
¦ ¦ - средства населения Московской ¦
¦ ¦ области - 415,1 млн. руб. (первый ¦
¦ ¦ этап - 207,55 млн. руб.; второй ¦
¦ ¦ этап - 207,55 млн. руб.); ¦
¦ ¦ - средства инвесторов, привлечение ¦
¦ ¦ которых обеспечено государственными¦
¦ ¦ гарантиями Московской области - ¦
¦ ¦ 200,0 млн. руб. <*> ¦
+-------------------------+--------------------------------------+
¦Ожидаемые результаты ¦Создание элементов системы ипотечного ¦
¦от реализации Программы ¦жилищного кредитования ¦
¦ ¦в 14 муниципальных образованиях ¦
¦ ¦Московской области. ¦
¦ ¦Строительство не менее 75,6 тыс. кв. ¦
¦ ¦метров общей площади (1400 квартир) ¦
¦ ¦для жителей Московской области ¦
¦ ¦с использованием механизмов системы ¦
¦ ¦ипотечного жилищного кредитования ¦
¦ ¦в Московской области ¦
+-------------------------+--------------------------------------+
¦Контроль за реализацией ¦Контроль за реализацией Программы ¦
¦Программы ¦осуществляется Московской областной ¦
¦ ¦Думой и Правительством Московской ¦
¦ ¦области в порядке, установленном ¦
¦ ¦законодательством Российской Федерации¦
¦ ¦и законодательством Московской области¦
L-------------------------+---------------------------------------


   --------------------------------

<*> Не учитывается при определении общего объема финансирования Программы.

Областная целевая программа
"Создание системы ипотечного жилищного кредитования
в Московской области в 2002-2003 годах"

1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами

Существующая в муниципальных образованиях Московской области очередь на улучшение жилищных условий составляет более 200 тысяч семей. Для обеспечения жильем этой категории граждан, проживающих в Московской области, необходимо построить не менее 12 млн. кв. метров жилой площади. В то же время для обеспечения жителей Московской области, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в муниципальных образованиях Московской области ежегодно выделяется не больше 15 процентов от вводимого в эксплуатацию жилья. Кроме того, существует значительное число семей, не состоящих на учете, но нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Источники финансирования строительства объектов жилищной сферы кардинально изменились. Основным источником являются внебюджетные средства. Доля жилья, вводимого в эксплуатацию за счет средств бюджетов различных уровней, в 2000 году составила лишь 10 процентов.
Соотношение среднедушевых доходов населения Московской области и средней стоимости жилья свидетельствует о невозможности единовременной оплаты стоимости приобретаемого жилья для подавляющей части населения. Следовательно, необходимо обеспечить долгосрочное кредитование населения для покупки жилья.
Кредитование населения в условиях неустойчивой экономики имеет высокую степень риска и требует или повышения процентной ставки за использование кредита, или введения дополнительных гарантий по возврату кредита. Финансовые ресурсы кредитных организаций не позволяют выдать долгосрочный кредит (сроком до 10 лет) с приемлемой для населения процентной ставкой (не выше 15 процентов годовых).
Формирование системы ипотечного жилищного кредитования является одним из приоритетных направлений государственной жилищной политики. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.01.2000 № 28 "О мерах по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации" одобрена Концепция развития системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации. В соответствии с данным постановлением исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации на основе данной Концепции разрабатывают региональные программы ипотечного жилищного кредитования.
Создание такой сложной системы, как ипотечное жилищное кредитование в субъекте Российской Федерации, требует консолидации действий и соответствующей координации деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований и других заинтересованных организаций, поэтому создание системы ИЖК целесообразно осуществить в рамках областной целевой программы.
Предварительные расчеты показывают, что в этой Программе смогут принять участие 15,6% граждан, проживающих в Московской области. При этом примерный размер ежемесячных платежей составит для семьи от 3000 руб. до 5000 руб. (в зависимости от площади приобретаемой квартиры), что составляет не более 35% от совокупного семейного месячного дохода. Эти данные основываются на статистических данных за 2000 год и прогнозе роста доходов населения на 2001 год.

2. Цель и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации

2.1. Цель Программы. Характеристика системы ИЖК

Цель Программы - создание системы ипотечного жилищного кредитования в Московской области для расширения возможностей населения Московской области в улучшении своих жилищных условий за счет объединения собственных средств граждан, проживающих в Московской области; субсидий, выдаваемых гражданам, проживающим в Московской области, за счет средств областного и местных бюджетов; ипотечных займов (кредитов).
Основные характеристики системы ИЖК:
- соответствие нормам и правилам ипотечного жилищного кредитования, установленным в Московской области;
- привлечение долгосрочных внебюджетных источников финансирования в ипотечное жилищное кредитование;
- использование эффективных форм государственной и муниципальной поддержки системы ИЖК;
- наличие структуры, обеспечивающей эффективное функционирование и взаимодействие участников системы ИЖК;
- проведение разъяснительной работы с населением Московской области о возможностях улучшения жилищных условий в системе ИЖК;
- создание условий для развития рынков жилья, повышение эффективности использования стройматериалов, земельных участков, предназначенных для жилищного строительства, жилищно - коммунальных услуг в целях обеспечения производства продукции и услуг в жилищной сфере в соответствии с платежеспособностью граждан, проживающих в Московской области.

2.2. Основные задачи Программы:

- создание на территории Московской области структуры, обеспечивающей эффективное функционирование и взаимодействие участников системы ИЖК;
- привлечение внебюджетных финансовых ресурсов в систему ИЖК; разработка нормативных правовых актов, регулирующих действия участников системы ИЖК;
- подготовка квалифицированного персонала участников системы ИЖК.

2.3. Сроки и этапы реализации Программы

Программа реализуется в течение 2 лет (2002-2003 гг.), в 2 этапа. На первом этапе (в 2002 году) должны быть решены следующие задачи:
1. Дальнейшее формирование нормативной правовой основы системы ИЖК.
2. Создание механизма управления системой ИЖК.
3. Организация и проведение информационной кампании по освещению механизмов улучшения жилищных условий через систему ИЖК среди населения Московской области.
4. Организация подготовки квалифицированного персонала организаций, участвующих в системе ИЖК.
5. Разработка пилотных проектов по обеспечению жильем граждан, проживающих в Московской области, в рамках разработанных на основе настоящей Программы муниципальных программ по организации ипотечного жилищного кредитования в 7 муниципальных образованиях Московской области.
6. Отработка механизма взаимодействия участников системы ИЖК при реализации пилотных проектов, в результате чего должно быть реализовано жилье с использованием механизмов ипотечного кредитования в количестве 37,8 тыс. кв. метров жилой площади (700 квартир).
7. Разработка и принятие ипотечных норм и правил системы ИЖК.
8. Определение форм государственной и муниципальной поддержки системы ИЖК в целях разработки проектов соответствующих нормативных правовых актов.
9. Создание в 7 муниципальных образованиях Московской области элементов системы ИЖК:
- ипотечных жилищно - строительных (жилищных) кооперативов;
- ипотечных кредитных потребительских кооперативов граждан.
10. Создание союза (ассоциации) с участием ипотечных кредитных потребительских кооперативов граждан в Московской области.
11. Реализация механизмов привлечения внебюджетных финансовых ресурсов в систему ИЖК.
На втором этапе (в 2003 году) должны быть решены следующие задачи:
1. Использование практического опыта реализации пилотных проектов в других муниципальных образованиях Московской области, участвующих в Программе.
2. Реализация механизмов привлечения внебюджетных финансовых ресурсов в систему ИЖК.
3. Создание в остальных 7 муниципальных образованиях Московской области элементов системы ИЖК:
- ипотечных жилищно - строительных (жилищных) кооперативов;
- ипотечных кредитных потребительских кооперативов граждан.
4. Реализация механизмов рефинансирования кредиторов в системе ИЖК.
5. Реализация жилья с использованием механизмов ипотечного кредитования в количестве 37,8 тыс. кв. метров жилой площади (700 квартир).

3. Система программных мероприятий
и управление Программой

3.1. Система программных мероприятий

Планируемые мероприятия в соответствии с задачами Программы сгруппированы в организационный, финансово - экономический, нормативно - правовой и строительный комплексы (приложение).

Организационный комплекс

Общей задачей этой группы мероприятий является создание на территории Московской области структуры, обеспечивающей эффективное функционирование и взаимодействие всех участников системы ИЖК. Основу этой структуры составляют: ОАО "Ипотечная корпорация Московской области", ипотечные жилищно - строительные (жилищные) кооперативы и ипотечные кредитные потребительские кооперативы граждан в муниципальных образованиях Московской области, а также союз (ассоциация) с участием ипотечных кредитных потребительских кооперативов граждан.
Ипотечные жилищно - строительные (жилищные) кооперативы в рамках выполнения Программы создаются в муниципальных образованиях Московской области и состоят из заинтересованных граждан и юридических лиц. Создаваемые в муниципальных образованиях ипотечные кредитные потребительские кооперативы граждан объединяют в своем составе исключительно физических лиц, желающих получить заем на покупку жилья. Созданные ипотечные кредитные потребительские кооперативы граждан для координации своей деятельности объединяются в союз (ассоциацию) с участием ипотечных кредитных потребительских кооперативов граждан, в создании которого принимает участие ОАО "Ипотечная корпорация Московской области".
Программа предусматривает создание элементов системы ИЖК в 14 муниципальных образованиях Московской области, являющихся учредителями ОАО "Ипотечная корпорация Московской области": Егорьевский район, город Жуковский, Зарайский район, Истринский район, Лотошинский район, Луховицкий район, Можайский район, Мытищинский район, Одинцовский район, город Подольск, Сергиево - Посадский район, Ступинский район, Шаховской район, город Электросталь. Органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области, присоединившиеся к системе ИЖК, на основе Программы разрабатывают совместно с ОАО "Ипотечная корпорация Московской области" муниципальные программы по организации ипотечного жилищного кредитования.

Финансово - экономический комплекс

Главной задачей этой группы мероприятий является привлечение внебюджетных финансовых ресурсов в систему ИЖК, т.е. создание условий для успешного выполнения всех финансовых этапов процесса ипотечного жилищного кредитования (накопление первоначального взноса, получение кредита, рефинансирование и погашение кредита).
Основой для привлечения внебюджетных средств в рамках Программы являются средства областного бюджета. Предоставляемые в установленном порядке государственные гарантии Московской области позволяют привлечь средства инвесторов в систему ИЖК в объеме указанных гарантий.
Из областного и местных бюджетов отдельным категориям граждан, определяемым нормативными правовыми актами Московской области и органов местного самоуправления в Московской области, в рамках системы ИЖК предоставляются субсидии на приобретение жилья.

Нормативно - правовой комплекс

Мероприятия этой группы предполагают разработку Порядка предоставления государственных гарантий Московской области в системе ИЖК, примерных форм документов ипотечного жилищно - строительного (жилищного) кооператива, а также рекомендаций по организации деятельности ипотечных кредитных потребительских кооперативов граждан.
Предусмотрена разработка ряда типовых документов, регулирующих деятельность участников системы ИЖК при заключении ипотечных сделок, а также разработка пакета примерных договоров между участниками системы ИЖК.

Строительный комплекс

Мероприятия этой группы направлены на организацию строительства жилья с использованием средств инвесторов, привлечение которых обеспечено предоставлением в установленном порядке государственных гарантий Московской области, субсидий из областного и местных бюджетов, предоставляемых отдельным категориям граждан, определяемым соответственно Правительством Московской области и органами местного самоуправления в Московской области, а также средств населения Московской области, объединяющихся в ипотечные жилищно - строительные (жилищные) кооперативы (далее - ИЖСК) и ипотечные кредитные потребительские кооперативы граждан (далее - ИКПК).
В таблице 1 приведен расчет количества квартир, которое планируется ввести в эксплуатацию в рамках Программы. Для расчета общего объема субсидий, предоставляемых гражданам за счет местных бюджетов, принято ежегодное предоставление субсидий каждым органом местного самоуправления, участвующим в Программе, в размере 2 млн. руб.

Таблица 1

Планируемый ввод квартир и источники финансирования
их строительства

   ------------------------------------------T------T-----T-----¬

¦Показатели ¦Всего ¦2002 ¦2003 ¦
+-----------------------------------------+------+-----+-----+
¦Количество квартир ¦1400 ¦700 ¦700 ¦
+-----------------------------------------+------+-----+-----+
¦Количество квадратных метров, тыс. ¦ 75,6¦ 37,8¦ 37,8¦
+-----------------------------------------+------+-----+-----+
¦Источники финансирования строительства ¦ 690,4¦350,2¦350,2¦
¦квартир, всего ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------+------+-----+-----+
¦В том числе: ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------+------+-----+-----+
¦средства инвесторов, привлеченные ¦ 200,0¦100,0¦100,0¦
¦с использованием государственных гарантий¦ ¦ ¦ ¦
¦Московской области ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------+------+-----+-----+
¦средства населения ¦ 414,4¦207,2¦207,2¦
+-----------------------------------------+------+-----+-----+
¦муниципальные субсидии ¦ 56,0¦ 28,0¦ 28,0¦
+-----------------------------------------+------+-----+-----+
¦областные субсидии ¦ 20,0¦ 10,0¦ 10,0¦
L-----------------------------------------+------+-----+------


3.2. Организация управления Программой и системой ИЖК

Обеспечение взаимодействия между исполнителями отдельных мероприятий Программы осуществляет Министерство строительного комплекса Московской области.
Организацию и координацию деятельности участников системы ИЖК осуществляет ОАО "Ипотечная корпорация Московской области", отношения которой строятся с другими субъектами системы ИЖК на основе договоров и соглашений.

4. Ресурсное обеспечение Программы

Основными источниками средств являются:
1. Средства областного и местных бюджетов, которые выделяются в виде субсидий отдельным категориям граждан, а также на реализацию отдельных мероприятий Программы.
2. Средства инвесторов на реализацию Программы, привлечение которых обеспечено предоставлением в установленном порядке государственных гарантий Московской области.
3. Средства ОАО "Ипотечная корпорация Московской области".
4. Средства населения Московской области, привлекаемые в систему ИЖК. Основные показатели финансирования Программы из всех источников приведены в таблице 2.

Таблица 2

Основные показатели финансирования Программы

   -------------------------------T---------------T--------T--------¬

¦Источники и направления ¦Общий объем ¦2002 год¦2003 год¦
¦финансирования ¦финансирования ¦ ¦ ¦
¦ ¦(млн. руб.) ¦ ¦ ¦
+------------------------------+---------------+--------+--------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
+------------------------------+---------------+--------+--------+
¦Всего ¦ 719,877 ¦ 369,873¦ 350,004¦
+------------------------------+---------------+--------+--------+
¦В том числе: ¦ ¦ ¦ ¦
¦- средства областного бюджета ¦ 235,5 ¦ 122,446¦ 113,054¦
+------------------------------+---------------+--------+--------+
¦ В т.ч.: ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------+---------------+--------+--------+
¦ - на формирование уставного ¦ 6,746 ¦ 6,746¦ ¦
¦капитала ОАО "Ипотечная ¦ ¦ ¦ ¦
¦корпорация Московской области"¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------+---------------+--------+--------+
¦ - на предоставление ¦ 200,0 ¦ 100,0 ¦ 100,0 ¦
¦государственных гарантий ¦ ¦ ¦ ¦
¦Московской области ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------+---------------+--------+--------+
¦ - на субсидии ¦ 20,0 ¦ 10,0 ¦ 10,0 ¦
+------------------------------+---------------+--------+--------+
¦ - на обучение работников ¦ 3,754 ¦ 2,2 ¦ 1,554¦
¦организаций, участвующих ¦ ¦ ¦ ¦
¦в Программе ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------+---------------+--------+--------+
¦ - на информационную кампанию¦ 5,0 ¦ 3,5 ¦ 1,5 ¦
¦по освещению мероприятий ¦ ¦ ¦ ¦
¦Программы ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------+---------------+--------+--------+
¦- средства местных бюджетов ¦ 67,017 ¦ 38,737¦ 28,28 ¦
+------------------------------+---------------+--------+--------+
¦ В т.ч.: ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------+---------------+--------+--------+
¦ - на формирование уставного ¦ 10,457 ¦ 10,457¦ ¦
¦капитала ОАО "Ипотечная ¦ ¦ ¦ ¦
¦корпорация Московской области"¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------+---------------+--------+--------+
¦ - на субсидии ¦ 56,0 ¦ 28,0 ¦ 28,0 ¦
+------------------------------+---------------+--------+--------+
¦ - на разработку Планов ¦ 0,56 ¦ 0,28 ¦ 0,28 ¦
¦мероприятий по реализации ¦ ¦ ¦ ¦
¦Программы в соответствующих ¦ ¦ ¦ ¦
¦муниципальных образований: ¦ ¦ ¦ ¦
¦Московской области ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------+---------------+--------+--------+
¦- внебюджетные средства ¦ 417,36 ¦ 208,69 ¦208,67 ¦
+------------------------------+---------------+--------+--------+
¦ В т.ч.: ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------+---------------+--------+--------+
¦ - средства ОАО "Ипотечная ¦ 2,26 ¦ 1,14 ¦ 1,12 ¦
¦корпорация Московской области"¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------+---------------+--------+--------+
¦ - средства инвесторов, ¦ 200,0 <*> ¦ 100,00 ¦ 100,00 ¦
¦привлечение которых обеспечено¦ ¦ ¦ ¦
¦предоставлением ¦ ¦ ¦ ¦
¦государственных гарантий ¦ ¦ ¦ ¦
¦Московской области ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------+---------------+--------+--------+
¦ - средства населения ¦ 415,1 ¦ 207,55 ¦ 207,55 ¦
¦Московской области ¦ ¦ ¦ ¦
L------------------------------+---------------+--------+---------


   --------------------------------

<*> Не учитывается при определении общего объема финансирования Программы.

Возможности строительного комплекса Московской области позволяют ежегодно вводить в эксплуатацию более 2,5 млн. кв. метров жилья. Строительной деятельностью на территории Московской области занимается более 7000 подрядных организаций, в том числе 270 предприятий с участием Московской области и 41 организация с участием муниципальных образований.
Выбор подрядных организаций для участия в реализации программных мероприятий осуществляется на конкурсной основе. Для снижения стоимости вводимого в эксплуатацию жилья при сохранении надлежащего качества должны отбираться наиболее эффективные новые строительные технологии и материалы.
Основными источниками земельных ресурсов, необходимых для функционирования системы ипотечного жилищного кредитования в Московской области, являются: земельные участки, находящиеся в государственной собственности; земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности; земельные участки, находящиеся в собственности предприятий и организаций.
Ипотечное жилищное кредитование является новой деятельностью для большинства участников системы ИЖК, таким образом, необходимо обучение работников организаций, участвующих в системе ИЖК. Персонал, подлежащий обучению:
- работники ОАО "Ипотечная корпорация Московской области";
- работники ИЖСК и ИКПК;
- работники органов государственной власти Московской области и органов местного самоуправления Московской области.
Информационные ресурсы системы ИЖК состоят из информации, распространяемой среди участников системы ИЖК, информации, получаемой от участников системы ИЖК, получаемой и обрабатываемой с помощью технических средств.
Распространение информации происходит по нескольким направлениям:
- кампания по освещению возможности улучшения жилищных условий через систему ИЖК;
- кампания по информированию жителей Московской области о жилье, строящемся в рамках Программы;
- распространение методических и информационных материалов ОАО "Ипотечная корпорация Московской области" среди участников системы ИЖК.
К информации, собираемой и обрабатываемой в системе ИЖК, относятся сведения о земельных участках под жилищное строительство, объектах недвижимости, заемщиках, организациях - участниках системы ИЖК. Указанная информация аккумулируется в ОАО "Ипотечная корпорация Московской области".

5. Ожидаемые социально - экономические результаты
от реализации Программы

Создание системы ИЖК позволит:
- повысить уровень платежеспособности населения Московской области и сделать приобретение жилья доступным для значительной части населения Московской области;
- улучшить состояние жилищного фонда и условий проживания населения Московской области;
- активизировать рынок жилья Московской области, вовлечь в реальный экономический оборот недвижимость в жилищной сфере с помощью механизма ипотеки;
- создать механизмы для привлечения в жилищную сферу средств населения Московской области и иных внебюджетных финансовых ресурсов;
- стимулировать развитие строительного сектора экономики Московской области;
- оказать влияние на темпы общего экономического роста Московской области;
- повысить доходы областного и местных бюджетов за счет расширения налогооблагаемой базы.
Контрольные показатели для оценки реализации Программы:
- создание элементов системы ИЖК - ипотечных жилищно - строительных (жилищных) кооперативов и ипотечных кредитных потребительских кооперативов граждан в 14 муниципальных образованиях Московской области, а также союза (ассоциации) с участием ипотечных кредитных потребительских кооперативов граждан в Московской области;
- реализация жителям Московской области в рамках системы ИЖК около 75,6 тыс. кв. метров жилья (1400 квартир) за период действия Программы.
Ожидаемый дополнительный доход консолидированного бюджета Московской области характеризуется следующими показателями.
Строительство 1400 новых квартир обеспечит строительную отрасль денежными средствами в размере 0,7 млрд. руб. <1>. Эти денежные средства пойдут на финансирование деятельности предприятий строительной отрасли, при этом около 15 процентов составит фонд заработной платы, с которой будет выплачен подоходный налог. Таким образом, сумма выплат в бюджет составит примерно 13,3 млн. руб. = = (сумма поступлений в строительную отрасль) x 0,15 (фонд заработной штаты) x 0,13 (ставка подоходного налога).
Предприятиями строительной отрасли так же будет выплачен налог на добавленную стоимость. Эта сумма составит примерно 113 млн. руб.
Предполагаемые поступления налога на прибыль данной отрасли оцениваются в размере около 6,5 млн. руб.
Таким образом, дополнительные налоговые поступления в период выполнения программы в 2002-2003 годах, составят примерно 133,2 млн. руб.

   --------------------------------

<1> Средняя рыночная стоимость 1 кв. метра общей площади жилья в расчете равна 9000 руб. Средняя площадь квартиры - 54 кв. метра.

6. Контроль за ходом реализации Программы
и представление отчетности о ее исполнении

Контроль за исполнением Программы осуществляют Московская областная Дума и Правительство Московской области в порядке, установленном законодательством.
Оперативный контроль в системе ИЖК осуществляют ОАО "Ипотечная корпорация Московской области" и Министерство строительного комплекса Московской области.
ОАО "Ипотечная корпорация Московской области" ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, направляет в адрес Государственного заказчика Программы (Министерство строительного комплекса Московской области) оперативный отчет.
Государственный заказчик Программы (Министерство строительного комплекса Московской области) ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, направляет в Московскую областную Думу, Министерство экономики Московской области, Министерство финансов Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Комитет по делам территориальных образований, общественных и территориальных связей Московской области и Главное контрольно - ревизионное управление Московской области оперативный отчет, включающий:
а) общий объем полученных средств и фактически произведенных расходов: всего и в том числе по источникам финансирования;
б) перечень выполненных мероприятий Программы;
в) анализ причин несвоевременного выполнения программных мероприятий;
г) предложения о привлечении дополнительных источников финансирования и иных способов достижения программных целей либо о прекращении дальнейшей реализации Программы (при необходимости).
Вопросы контроля и отчетности при реализации Программы, не урегулированные в ней, разрешаются в порядке, установленном законодательством.





Приложение
к областной целевой программе

СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

   ----T---------------------------T---------------T-------------------------------------¬

¦№ ¦Содержание мероприятий ¦Исполнитель ¦Объемы финансирования (млн. руб.) ¦
¦п/п¦ ¦ ¦и сроки исполнения ¦
¦ ¦ ¦ +---------------T---------------------+
¦ ¦ ¦ ¦Всего ¦В том числе ¦
¦ ¦ ¦ ¦ +----------T----------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦2002 год ¦2003 год ¦
+---+---------------------------+---------------+---------------+----------+----------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦
+---+---------------------------+---------------+---------------+----------+----------+
¦ 1. Организационный комплекс ¦
+---T---------------------------T---------------T---------------T----------T----------+
¦1.1¦Формирование уставного ¦Министерство ¦ 6,746 ¦ 6,746 ¦ ¦
¦ ¦капитала ОАО "Ипотечная ¦имущественных ¦средства ¦ ¦ ¦
¦ ¦корпорация Московской ¦отношений ¦областного ¦ ¦ ¦
¦ ¦области" (средства местных ¦Московской ¦бюджета ¦ ¦ ¦
¦ ¦бюджетов распределяются ¦области ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦между муниципальными +---------------+---------------+----------+----------+
¦ ¦образованиями Московской ¦Органы ¦ 10,457 ¦ 10,457 ¦ ¦
¦ ¦области, являющимися ¦местного ¦средства ¦ ¦ ¦
¦ ¦учредителями, ¦самоуправления ¦соответствующих¦ ¦ ¦
¦ ¦в соответствии ¦муниципальных ¦местных ¦ ¦ ¦
¦ ¦с учредительным договором) ¦образований ¦бюджетов ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦Московской ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦области ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------+---------------+---------------+----------+----------+
¦1.2¦Создание элементов системы ¦ОАО "Ипотечная ¦ 0,28 ¦ 0,14 ¦ 0,14 ¦
¦ ¦ИЖК в муниципальных ¦корпорация ¦средства ¦(создание ¦(создание ¦
¦ ¦образованиях, участвующих ¦Московской ¦ОАО "Ипотечная ¦7 ИЖСК) ¦7 ИЖСК) ¦
¦ ¦в Программе: ¦области" ¦корпорация ¦ ¦ ¦
¦ ¦- ипотечных жилищно - ¦ ¦Московской ¦ ¦ ¦
¦ ¦строительных (жилищных) ¦ ¦области" ¦ ¦ ¦
¦ ¦кооперативов (ИЖСК) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- ипотечных кредитных +---------------+---------------+----------+----------+
¦ ¦потребительских ¦ОАО "Ипотечная ¦ 0,7 ¦ 0,35 ¦ 0,35 ¦
¦ ¦кооперативов граждан (ИКПК)¦корпорация ¦средства ¦(создание ¦(создание ¦
¦ ¦ ¦Московской ¦населения ¦7 ИКПК) ¦7 ИКПК) ¦
¦ ¦ ¦области" ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------+---------------+---------------+----------+----------+
¦1.3¦Создание союза (ассоциации)¦ОАО "Ипотечная ¦ 0,02 ¦ 0,02 ¦ ¦
¦ ¦с участием ипотечных ¦корпорация ¦средства ¦ ¦ ¦
¦ ¦кредитных потребительских ¦Московской ¦ОАО "Ипотечная ¦ ¦ ¦
¦ ¦кооперативов граждан ¦области" ¦корпорация ¦ ¦ ¦
¦ ¦в Московской области ¦ ¦Московской ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦области" ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------+---------------+---------------+----------+----------+
¦1.4¦Совместная разработка ¦ОАО "Ипотечная ¦ 0,56 ¦ 0,28 ¦ 0,28 ¦
¦ ¦на основе настоящей ¦корпорация ¦средства ¦(7 Планов)¦(7 Планов)¦
¦ ¦Программы муниципальных ¦Московской ¦ОАО "Ипотечная ¦ ¦ ¦
¦ ¦программ по организации ¦области" ¦корпорация ¦ ¦ ¦
¦ ¦ипотечного жилищного ¦ ¦Московской ¦ ¦ ¦
¦ ¦кредитования ¦ ¦области" ¦ ¦ ¦
¦ ¦в соответствующих +---------------+---------------+----------+----------+
¦ ¦муниципальных образованиях ¦Органы ¦ 0,56 ¦ 0,28 ¦ 0,28 ¦
¦ ¦Московской области ¦местного ¦средства ¦ ¦ ¦
¦ ¦(средства местных бюджетов ¦самоуправления ¦соответствующих¦ ¦ ¦
¦ ¦распределяются между ¦муниципальных ¦местных ¦ ¦ ¦
¦ ¦муниципальными ¦образований ¦бюджетов ¦ ¦ ¦
¦ ¦образованиями, участвующими¦Московской ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в Программе, в равных ¦области ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦частях) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------+---------------+---------------+----------+----------+
¦1.5¦Информационная кампания ¦ОАО "Ипотечная ¦ 5,0 ¦ 3,5 ¦ 1,5 ¦
¦ ¦по освещению мероприятий ¦корпорация ¦средства ¦ ¦ ¦
¦ ¦областной целевой программы¦Московской ¦областного ¦ ¦ ¦
¦ ¦"Создание системы ¦области" ¦бюджета ¦ ¦ ¦
¦ ¦ипотечного жилищного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦кредитования в Московской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦области в 2002-2003 годах":¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- издание брошюры "Способы ¦ ¦ 0,4 ¦ 0,4 ¦ ¦
¦ ¦обеспечения жильем в рамках¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦системы ипотечного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦жилищного кредитования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в Московской области"; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- серия телепередач; ¦ ¦ 1,5 ¦ 1,3 ¦ 0,2 ¦
¦ ¦- цикл статей и рекламных ¦ ¦ 1,9 ¦ 1,3 ¦ 0,6 ¦
¦ ¦объявлений в средствах ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦массовой информации; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- Интернет - проект системы¦ ¦ 1,2 ¦ 0,5 ¦ 0,7 ¦
¦ ¦ИЖК ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------+---------------+---------------+----------+----------+
¦1.6¦Обучение персонала ¦ОАО "Ипотечная ¦ 3,754 ¦ 2,2 ¦ 1,554 ¦
¦ ¦организаций, участвующих ¦корпорация ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в системе ИЖК: ¦Московской ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- разработка учебных ¦области" ¦ 1,9 ¦ 1,4 ¦ 0,5 ¦
¦ ¦программ и методических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦материалов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- подготовка специалистов: ¦ ¦ 1,854 ¦ 0,8 ¦ 1,054 ¦
¦ ¦ - муниципальных и ¦ ¦средства ¦(обучение ¦(обучение ¦
¦ ¦ госслужащих ¦ ¦областного ¦88 ¦40 ¦
¦ ¦ - работников ИЖСК и ИКПК ¦ ¦бюджета ¦человек) ¦человек) ¦
+---+---------------------------+---------------+---------------+----------+----------+
¦ 2. Финансово - экономический комплекс ¦
+---T---------------------------T---------------T---------------T----------T----------+
¦2.1¦Предоставление ¦Правительство ¦ 200 ¦ 100 ¦ 100 ¦
¦ ¦государственных гарантий ¦Московской ¦средства ¦ ¦ ¦
¦ ¦Московской области ¦области ¦областного ¦ ¦ ¦
¦ ¦для привлечения инвесторов ¦ ¦бюджета ¦ ¦ ¦
¦ ¦в рамках Программы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------+---------------+---------------+----------+----------+
¦2.2¦Предоставление субсидий ¦Органы ¦ 56 ¦ 28 ¦ 28 ¦
¦ ¦гражданам соответствующих ¦местного ¦средства ¦ ¦ ¦
¦ ¦муниципальных образований ¦самоуправления ¦соответствующих¦ ¦ ¦
¦ ¦на приобретение ¦муниципальных ¦местных ¦ ¦ ¦
¦ ¦(строительство) жилья ¦образований ¦бюджетов ¦ ¦ ¦
¦ ¦в рамках Программы ¦Московской ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦области ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------+---------------+---------------+----------+----------+
¦2.3¦Предоставление субсидий ¦Центральный ¦ 20 ¦ 10 ¦ 10 ¦
¦ ¦отдельным категориям ¦исполнительный ¦средства ¦ ¦ ¦
¦ ¦граждан в порядке, ¦орган ¦областного ¦ ¦ ¦
¦ ¦установленном ¦государственной¦бюджета ¦ ¦ ¦
¦ ¦законодательством ¦власти ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Московской области ¦Московской ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦области, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦определяемый ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦Правительством ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦Московской ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦области ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------+---------------+---------------+----------+----------+
¦ 3. Нормативно - правовой комплекс ¦
+---T---------------------------T---------------T---------------T----------T----------+
¦3.1¦Разработка проекта Порядка ¦Министерство ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предоставления ¦финансов ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦государственных гарантий ¦Московской ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Московской области ¦области ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в системе ИЖК ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------+---------------+---------------+----------+----------+
¦3.2¦Разработка примерных форм ¦ОАО "Ипотечная ¦ 1,4 ¦ 0,7 ¦ 0,7 ¦
¦ ¦документов и программного ¦корпорация ¦средства ¦ ¦ ¦
¦ ¦обеспечения для ИЖСК и ИКПК¦Московской ¦ОАО "Ипотечная ¦ ¦ ¦
¦ ¦(уставов, правил ¦области" ¦корпорация ¦ ¦ ¦
¦ ¦вступления, правил оценки ¦ ¦Московской ¦ ¦ ¦
¦ ¦платежеспособности, ¦ ¦области" ¦ ¦ ¦
¦ ¦договоров и др.) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и рекомендаций ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦по организации деятельности¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ИКПК ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------+---------------+---------------+----------+----------+
¦ 4. Строительный комплекс ¦
+---T---------------------------T---------------T---------------T----------T----------+
¦4.1¦Организация строительства ¦ОАО "Ипотечная ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и реализация жилья ¦корпорация ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в системе ИЖК в Московской ¦Московской ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦области: ¦области" ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- муниципальные субсидии ¦ ¦ 56 ¦ 28 ¦ 28 ¦
¦ ¦(п. 2.2) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- областные субсидии ¦ ¦ 10 ¦ 5 ¦ 5 ¦
¦ ¦(п. 2.3) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- средства инвесторов ¦ ¦ 200 ¦ 100 ¦ 100 ¦
¦ ¦- средства населения ¦ ¦ 414,4 ¦ 207,2 ¦ 207,2 ¦
¦ ¦Московской области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------+---------------+---------------+----------+----------+
¦ ¦Всего вложений ¦ ¦ 680,4 ¦ 340,2 ¦ 340,2 ¦
¦ ¦в строительство ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---+---------------------------+---------------+---------------+----------+-----------


Примечания:
1. В расчет квартир не включена годовая инфляция (плановая на 2001 год - 14 %). При увеличении стоимости квартир будет соответствующим образом увеличиваться привлечение внебюджетных средств.
2. Стоимость квадратного метра определена в размере 9000 руб.
3. Площадь условной квартиры определена в 54 квадратных метра.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru