Законодательство
Московской области

Балашихинский р-н
Бронницы
Волоколамский р-н
Воскресенский р-н
Дзержинский
Дмитровский р-н
Долгопрудный
Домодедовский р-н
Дубна
Егорьевский р-н
Жуковский
Зарайский р-н
Звенигород
Ивантеевка
Истринский р-н
Каширский р-н
Климовск
Клинский р-н
Коломенский р-н
Королев
Красноармейск
Красногорский р-н
Краснознаменск
Ленинский р-н
Лобня
Лотошинский р-н
Луховицкий р-н
Лыткарино
Люберецкий р-н
Можайский р-н
Московская область
Мытищинский р-н
Наро-Фоминский р-н
Ногинский р-н
Одинцовский р-н
Озерский р-н
Орехово-Зуевский р-н
Павлово-Посадский р-н
Подольский р-н
Протвино
Пушкинский р-н
Пущино
Раменский р-н
Реутов
Рошаль
Рузский р-н
Сергиево-Посадский р-н
Серебряно-Прудский р-н
Серпуховский р-н
Солнечногорский р-н
Ступинский р-н
Талдомский р-н
Троицк
Фрязино
Химкинский р-н
Чеховский р-н
Шатурский р-н
Шаховской р-н
Щелковский р-н
Щербинка
Электросталь

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








РЕШЕНИЕ Мособлдумы от 07.02.2001 № 13/123
"О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ КОНТРОЛЬНО - СЧЕТНОЙ ПАЛАТОЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, ВЫДЕЛЕННЫХ ИЗ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА 1999 ГОДА МОСКОВСКОМУ УПРАВЛЕНИЮ ЛЕСАМИ"
(вместе со "СПРАВКОЙ О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, ВЫДЕЛЕННЫХ ИЗ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА 1999 ГОДА МОСКОВСКОМУ УПРАВЛЕНИЮ ЛЕСАМИ")

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ
от 7 февраля 2001 г. № 13/123

О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ КОНТРОЛЬНО - СЧЕТНОЙ ПАЛАТОЙ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, ВЫДЕЛЕННЫХ ИЗ ОБЛАСТНОГО
БЮДЖЕТА 1999 ГОДА МОСКОВСКОМУ УПРАВЛЕНИЮ ЛЕСАМИ

Московская областная Дума решила:
1. Принять к сведению информацию Контрольно - счетной палаты о результатах проверки использования денежных средств, выделенных из областного бюджета 1999 года Московскому управлению лесами, изложенную в справке (приложение).
2. Обратить внимание Губернатора Московской области Громова Б.В. на недостаточный контроль со стороны Правительства Московской области за освоением в полном объеме лесных ресурсов (расчетной лесосеки главного пользования) Московской области, в результате чего областной бюджет в 1999 году недополучил 8,6 млн. рублей.
3. Предложить Губернатору Московской области Громову Б.В.:
3.1. Разработать нормативные правовые акты, регламентирующие использование поступающих средств в возмещение потерь лесного хозяйства за перевод лесных земель в нелесные и (или) изъятие земель лесного фонда.
3.2. Поручить Московской областной регистрационной палате при оформлении документов по регистрации прав собственности на земельные участки требовать документы, подтверждающие оплату за перевод лесных земель в нелесные и (или) изъятие земель из лесного фонда.
3.3. Подготовить обращение к Председателю Правительства Российской Федерации об организации в Московской области территориального органа Министерства природных ресурсов Российской Федерации, как в других субъектах Российской Федерации, входящих в Центральный федеральный округ Российской Федерации.
3.4. Проинформировать до 1 апреля 2001 года Московскую областную Думу о принятых мерах по реализации настоящего решения.
4. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на Председателя Московской областной Думы Жарова А.Е.

Председатель
Московской областной Думы
А.Е. Жаров





Приложение
к решению
Московской областной Думы
от 7 февраля 2001 г. № 13/123

СПРАВКА
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ,
ВЫДЕЛЕННЫХ ИЗ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА 1999 ГОДА
МОСКОВСКОМУ УПРАВЛЕНИЮ ЛЕСАМИ

В соответствии с решением Московской областной Думы от 28.06.2000 № 13/103 консультантами Контрольно - счетной палаты Ананьевым В.Н. и Павлюковым В.П. в сентябре 2000 года проведена проверка использования денежных средств, выделенных из областного бюджета 1999 года Московскому управлению лесами.
Ответственными за финансово - хозяйственную деятельность в проверяемом периоде являлись:
- руководитель Управления лесами Лысенко Владимир Петрович, в должности с сентября 1998 года;
- главный бухгалтер Петрунин Николай Алексеевич, в должности с июля 1992 года.
Проверкой были охвачены:
Московское управление лесами и пять его структурных подразделений (Истринский, Ногинский, Орехово - Зуевский, Рузский лесхозы и Куровское опытно - лесное хозяйство).
В ходе проверки установлено:
Московское управление лесами (далее - Управление лесами, Управление) образовано в соответствии с приказом Комитета по лесу Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации (на время проверки - Федеральная служба лесного хозяйства России) от 31 июля 1992 года № 145 на базе Московского лесохозяйственного территориального производственного объединения. Управление лесами является органом исполнительной власти по управлению лесным хозяйством и входит в систему Федеральной службы лесного хозяйства России (Рослесхоза). В состав Управления на период проверки входило 25 лесхозов, одно районное управление лесами, лесхозтехникум, включающие 222 лесничества и, кроме того, Куровскую ЛМДС (Лесная мелиоративная дорожная станция).
Основополагающими документами в работе Управления лесами являлись:
- Лесной кодекс Российской Федерации от 29.01.97 № 22-ФЗ;
- Закон Российской Федерации от 11.10.91 № 1738-1 "О плате за землю";
- постановление Правительства Российской Федерации от 19.09.97 № 1200 "О порядке перевода лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и (или) изъятия земель лесного фонда";
- постановление Правительства Российской Федерации от 10.02.98 № 173 "Об утверждении Положения о Федеральной службе лесного хозяйства России";
- приказ Рослесхоза от 15.04.98 № 58 "Об утверждении Общего положения об органе управления лесным хозяйством в субъекте Российской Федерации";
- Закон Московской области № 51/99-ОЗ "О плате за перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) изъятие земель лесного фонда в Московской области";
- постановление Главы Администрации Московской области от 03.12.93 № 248 "Об упорядочении изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, выделения земельных долей (паев) в натуре";
- Государственная программа Московской области "Леса Подмосковья" на 1999-2000 годы, утвержденная решением Московской областной Думы от 17.03.99 № 11/48 (подписана Губернатором Московской области от 05.04.99 № 4/99-НА);
- постановление Губернатора Московской области от 31.08.99 № 307-ПГ "О порядке финансирования из областного бюджета расходов на воспроизводство лесов в Московской области, ведения учета и составления отчетности об использовании указанных средств".
Финансирование деятельности Управления лесами в 1999 году осуществлялось из трех источников, всего на сумму 300771,0 тыс. руб., в том числе:
- федеральный бюджет - 32810,0 тыс. руб. (10,9%);
- бюджет Московской области (областной, местные бюджеты) - 3836,0 тыс. руб. (1,3%), в том числе областной бюджет - 1765,0 тыс. руб. (0,6%);
- собственные источники финансирования - 264125,0 тыс. руб. (87,8%).
Кроме того, в Управлении имелся остаток собственных средств, который на начало года составлял 6740,0 тыс. руб.
Средства федерального бюджета израсходованы на следующие цели:
- ведение лесного хозяйства - 28370,0 тыс. руб.;
- тушение лесных пожаров - 4040,0 тыс. руб.;
- закупка оборудования и автотехники - 400,0 тыс. руб.

Поступление и расходование средств областного бюджета

В структуре расходов областного бюджета по разделу "Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов" в 1999 году (Закон Московской области № 26/99-ОЗ "Об областном бюджете на 1999 год") были предусмотрены ассигнования на воспроизводство лесов в рамках Государственной программы "Леса Подмосковья" (далее - Программа) в размере 4030,0 тыс. руб., или 14,9% от всех затрат, предусмотренных Программой на восстановление лесов на 1999 год.
Фактически из областного бюджета на эти цели было профинансировано 1765,0 тыс. руб., или 43,8% от плановых назначений, в том числе по лесхозам Управления - 1675,0 тыс. руб., по другим лесохозяйственным предприятиям, не входящим в состав Управления лесами, - 90,0 тыс. руб. От всех затрат, произведенных на эти цели в 1999 году лесхозами Управления, бюджетные средства составили всего 19,9%. Основная часть затрат на лесовосстановление произведена за счет собственных финансовых ресурсов.
Программой были предусмотрены работы по воспроизводству леса на площади 4,12 тыс. га, в том числе по лесхозам Управления - 3,5 тыс. га и по другим лесохозяйственным предприятиям - 0,62 тыс. га. Фактически выполнены работы по лесхозам Управления на 3,6 тыс. га и по другим лесохозяйственным предприятиям - 0,39 тыс. га, всего - на 3,99 тыс. га. Таким образом, объем работ по Программе выполнен на 97%.
Порядок финансирования из областного бюджета затрат на воспроизводство лесов в Московской области определен соответствующим Положением, утвержденным постановлением Губернатора Московской области от 31.08.99 № 307-ПГ. В соответствии с этим Положением финансирование осуществлялось за счет поступающих в областной бюджет части платежей лесных податей и арендной платы за пользование лесами.
Расчетная лесосека главного пользования (объем древесины, предназначенный для ежегодной вырубки) по Московскому управлению лесами утверждена Рослесхозом в объеме 1564,2 тыс. куб. м. При сложившейся средней ставке лесных податей в 1999 году за куб. м древесины 17 рублей сумма лесных податей должна составить 26591,4 тыс. руб., из них в областной бюджет - 15954,8 тыс. руб.
Фактическое освоение лесосеки главного пользования составило 531,4 тыс. куб. м, или 34% от расчетной. Неосвоение в полном объеме расчетной лесосеки привело к потерям областного бюджета. Так, в 1999 году в областной бюджет поступило в качестве платы за пользование лесным фондом всего 8173,0 тыс. руб. Тогда как от освоения лесосеки главного пользования должно было бы поступить 15954,8 тыс. руб.
Программой "Леса Подмосковья" (с учетом реальных возможностей лесопользователей) был предусмотрен на 1999 год отпуск древесины на корню в объеме 720,0 тыс. куб. м, от реализации которой в областной бюджет должно было поступить 4030,0 млн. руб. Эта сумма в полном объеме была запланирована на финансирование работ по лесовосстановлению. Фактически из полученных в областной бюджет платежей за пользование лесным фондом в сумме 8173,0 тыс. руб. (лесные подати - 7893,0 тыс. руб. и аренда - 280,0 тыс. руб.) Минфином Московской области направлено на проведение работ по восстановлению лесов 1765,0 тыс. руб., или 22,6% от полученной суммы за пользование лесным фондом.
Следует отметить, что в Программе "Леса Подмосковья" необеспеченность финансированием работ по лесовосстановлению составила сумму 12360,0 тыс. руб. Несмотря на привлечение собственных средств лесхозов на эти цели в сумме 6640,0 тыс. руб., что в 22,9 раза превышает сумму затрат, предусмотренных Программой (290,0 тыс. руб.), финансирование этих работ в полном объеме не было обеспечено в 1999 году.
Направление расходования бюджетных средств Московского управления лесами на восстановление лесов приведено в таблице.

(в тыс. руб.)
   ---------------------------T------T-------------------------------------------------¬

¦ ¦Всего ¦В том числе ¦
¦ ¦ +------T---------T-----T------T-------T-------T------+
¦ ¦ ¦зараб.¦начис. на¦ГСМ ¦Мате- ¦Трансп.¦Электр.¦Семена¦
¦ ¦ ¦плата ¦з/пл. ¦ ¦риалы ¦услуги ¦энерг. ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------------+------+------+---------+-----+------+-------+-------+------+
¦Управление лесами, всего ¦8541,4¦ 414,6¦ 157,1 ¦737,9¦1821,4¦ 243,8 ¦ 1,0 ¦ 20,0 ¦
¦В том числе за счет об- ¦1765,0¦1158,2¦ 390,1 ¦ 94,8¦ 98,0¦ 23,9 ¦ - ¦ ¦
¦ластного бюджета ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - ¦
¦По лесхозам: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Истринский ¦ 56,0¦ - ¦ - ¦ 10,0¦ 46,0¦ - ¦ - ¦ - ¦
¦Ногинский ¦ 28,0¦ 14,9¦ 5,7 ¦ 3,5¦ - ¦ 1,9 ¦ - ¦ - ¦
¦Куровской ¦ 94,0¦ 51,0¦ 20,0 ¦ - ¦ 8,0¦ 15,0 ¦ - ¦ - ¦
¦Рузский ¦ 108,0¦ 56,0¦ 21,0 ¦ 27,0¦ 24,0¦ - ¦ - ¦ - ¦
¦Орехово - Зуевский ¦ 20,0¦ 14,0¦ 6,0 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦
L--------------------------+------+------+---------+-----+------+-------+-------+-------


Поступление и использование средств, полученных
за счет собственных источников

Объем финансирования в 1999 году по Московскому управлению лесами характеризуется следующими данными: всего поступило 268510,0 тыс. руб., в том числе собственных средств и других платежей 232264,0 тыс. руб., или 86,5% от общей суммы финансирования. С учетом остатка собственных средств на начало 1999 года - 6740,0 тыс. руб. сумма финансовых ресурсов составила 275250,0 тыс. руб. Кроме того, на капитальные затраты из всех источников было направлено 32261,0 тыс. руб., из которых 31861,0 тыс. руб. - собственные средства.
Общие собственные доходы Управления лесами составили в 1999 году 264125,0 тыс. руб. Сведения по источникам поступления собственных средств приведены ниже.

(в тыс. руб.)
   ----------------------------------T----------T--------T---------¬

¦Источники поступления ¦Фактически¦По плану¦В т.ч. ¦
¦ ¦ ¦ ¦на капи- ¦
¦ ¦ ¦ ¦тальные ¦
¦ ¦ ¦ ¦вложения ¦
+---------------------------------+----------+--------+---------+
¦1. Собственные средства и платежи¦ 264125,0 ¦105700,0¦ 31861,0 ¦
¦за пользование лесным фондом, ¦ ¦ ¦ ¦
¦всего ¦ ¦ ¦ ¦
¦В том числе: ¦ ¦ ¦ ¦
¦за лесопродукцию ¦ 204430,0 ¦ 89074,0¦ 10193,0 ¦
¦за семена и посадочный материал ¦ 1064,0 ¦ 327,0¦ - ¦
¦за услуги транспорта и тракторов ¦ 15304,0 ¦ 8244,0¦ 5151,0 ¦
¦Прочие поступления ¦ 38622,0 ¦ 6878,0¦ 15310,0 ¦
¦В том числе: ¦ ¦ ¦ ¦
¦прибыль от переработки древесины,¦ 683,0 ¦ - ¦ - ¦
¦от рубок ухода за лесом ¦ ¦ ¦ ¦
¦лесные подати и арендная плата ¦ 4705,0 ¦ 1177,0¦ 1207,0 ¦
¦2. Лесные доходы (предъявлено ¦ 16015,0 ¦ - ¦ - ¦
¦к взысканию) ¦ ¦ ¦ ¦
¦из них за древесину, отпускаемую ¦ 14396,0 ¦ - ¦ - ¦
¦на корню ¦ ¦ ¦ ¦
¦3. Стоимость 1 куб. м древесины ¦ 17 ¦ - ¦ - ¦
¦на корню (в руб.) ¦ ¦ ¦ ¦
L---------------------------------+----------+--------+----------


В соответствии с федеральным законодательством и законодательством Московской области часть лесных податей и арендной платы поступала лесхозам, которая приравнивается к бюджетным средствам и подлежит использованию для нужд лесного хозяйства.
За счет этих средств была закуплена автотехника и проведены работы по восстановлению лесов. При выборочной проверке в пяти лесхозах расходования средств, полученных от уплаты лесных податей и арендной платы, нецелевых расходов не установлено.
Из общей суммы затрат на ведение лесного хозяйства в 1999 году (241288,0 тыс. руб.) 205042,0 тыс. руб., или 85%, профинансировано за счет собственных источников. Кроме того, на капитальные затраты израсходовано 32261,0 тыс. руб., при этом 98,8%, или 31861,0 тыс. руб., за счет собственных источников финансирования.
Расходование средств на ведение лесного хозяйства в целом по Управлению лесами и в том числе по проверенным лесхозам характеризуется следующими данными:

(тыс. руб.)
   -----------------------------T--------T------------------------------------------¬

¦Наименование статей расходов¦Всего ¦В том числе: расходы по проверенным ¦
¦ ¦по Уп- ¦лесхозам ¦
¦ ¦равл. ¦ ¦
¦ ¦лесами +--------T-------T-------T---------T-------+
¦ ¦ ¦Истрин- ¦Куров- ¦Ногин- ¦Орехово -¦Рузский¦
¦ ¦ ¦ский ¦ской ¦ский ¦Зуевский ¦ ¦
+----------------------------+--------+--------+-------+-------+---------+-------+
¦Всего расходов на ведение ¦241288,0¦11839,0 ¦8512,0 ¦6330,0 ¦ 6502,0 ¦ 7137,0¦
¦лесного хозяйства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦В том числе за счет ¦205042,0¦10779,0 ¦7165,0 ¦5206,0 ¦ 5512,0 ¦ 6287,0¦
¦собственных источников ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦финансирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦в процентах к сумме ¦ 85,0¦ 91,0 ¦ 84,2 ¦ 82,2 ¦ 84,8 ¦ 88,1¦
¦всех расходов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Из них: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦лесохозяйственные ¦119983,0¦ 6295,0 ¦3951,0 ¦2574,0 ¦ 2687,0 ¦ 3505,0¦
¦мероприятия, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦работы и услуги ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦лесовосстановительные работы¦ 6752,0¦ 555,0 ¦ 214,0 ¦ 2,0 ¦ 20,0 ¦ 91,0¦
¦лесозащитные мероприятия ¦ 476,0¦ - ¦ 300,0 ¦ 2,0 ¦ 2,0 ¦ 11,0¦
¦мероприятия по охране лесов ¦ 21128,0¦ 772,0 ¦1357,0 ¦ 732,0 ¦ 914,0 ¦ 507,0¦
¦от пожаров ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Кроме того, направлено ¦ 31861,0¦ 316,0 ¦2076,0 ¦ 806,0 ¦ 684,0 ¦ 641,0¦
¦на финансирование ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦капвложений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L----------------------------+--------+--------+-------+-------+---------+--------


В соответствии со ст. 63 Лесного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.97 № 1200 при переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, с граждан и юридических лиц, в интересах которых осуществляются указанные переводы и (или) изъятие, взимается плата, часть которой направляется лесхозу федерального органа управления лесным хозяйством на возмещение потерь.
Порядок возмещения убытков, связанных с изъятием земель из лесного фонда, на федеральном уровне в настоящее время не определен. Чтобы компенсировать этот законодательный пробел в Московской области был принят Закон № 51/99-ОЗ "О плате за перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) изъятие земель лесного фонда в Московской области". Согласно этому Закону (в целом по Управлению лесами) с ноября по декабрь 1999 года оформлено 17 договоров о возмещении убытков и потерь лесного хозяйства на общую сумму 56,0 млн. руб. За шесть месяцев 2000 года лесхозами уже получено на возмещение потерь лесного хозяйства 17,6 млн. руб.
По мнению Контрольно - счетной палаты, уклонение от платежей по возмещению потерь лесному хозяйству за перевод лесных земель в нелесные или изъятие земель из лесного фонда можно исключить полностью, если регистрировать права собственности на эти земельные участки в Московской областной регистрационной палате только при предъявлении документов, подтверждающих эти платежи.
До принятия этого Закона возмещение убытков и потерь лесного хозяйства на землях лесного фонда и взыскания платы ее лесхозами в большинстве случаев не производилось.
Сведения о платежах, поступивших за перевод лесных земель в нелесные земли за период с марта 1997 г. по декабрь 1999 г. в порядке возмещения потерь лесного хозяйства, в Московском управлении лесами представлены следующими данными:

   ------T-------T---------T-----------------------------------T---------¬

¦Год ¦Площадь¦Предъяв- ¦Получено средств от отвода земель ¦Стоим. ¦
¦ ¦отвода,¦лено +----------T-----------T------------+1 га, ¦
¦ ¦га ¦к оплате,¦всего ¦на счет ¦на счета ¦тыс. руб.¦
¦ ¦ ¦тыс. руб.¦ ¦Управления ¦лесхозов ¦ ¦
¦ ¦ ¦ +----T-----+-----T-----+-----T------+ ¦
¦ ¦ ¦ ¦га ¦тыс. ¦га ¦тыс. ¦га ¦тыс. ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦руб. ¦ ¦руб. ¦ ¦руб. ¦ ¦
+-----+-------+---------+----+-----+-----+-----+-----+------+---------+
¦1997 ¦ 513 ¦ 1085 ¦193 ¦ 1085¦ - ¦ - ¦ 193 ¦ 1085 ¦ 6 ¦
¦1998 ¦ 94 ¦ 2017 ¦ 32 ¦ 2017¦ 4 ¦ 205 ¦ 28 ¦ 1812 ¦ 63 ¦
¦1999 ¦ 95 ¦ 90 ¦ 4 ¦ 90¦ - ¦ - ¦ 4 ¦ 90 ¦ 23 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Всего¦ 702 ¦ 3192 ¦229 ¦ 3192¦ 4 ¦ 205 ¦ 195 ¦ 2987 ¦ 14 ¦
L-----+-------+---------+----+-----+-----+-----+-----+------+----------


Из данных таблицы следует, что при переводе лесных земель на общей площади 702 га в нелесные земли из лесного фонда Московского управления лесами за период с марта 1997 г. по декабрь 1999 г. по 94 землеустроительным делам возмещение потерь лесного хозяйства произведено лишь по 10 делам на сумму 3192,0 тыс. руб. (в т.ч. в 1999 г. из оформленного 21 дела предъявлено к возмещению потерь только по одному на сумму 90,0 тыс. руб., по остальным землеустроительным делам возмещение потерь лесного хозяйства не производилось). Согласно экспертной оценке упущенная выгода для лесхозов Управления (по фактически сложившейся за три года средней стоимости одного гектара) составила по Московскому управлению лесами 6622,0 тыс. руб., а в пересчете на площадь перевода лесных земель в нелесные за указанный период по Московской области в целом - около 16 млн. руб. С учетом возрастания фактически сложившейся средней стоимости за период 1998-1999 почти в 10 раз размер упущенной выгоды значительно увеличился.
Из полученных лесхозами денежных средств на возмещение ущерба в размере 3192,0 тыс. руб., 205,0 тыс. руб. перечислены на текущий счет Управления лесами.
С текущего счета Управления денежные средства израсходованы на оказание финансовой помощи лесхозам в размере 168,0 тыс. руб., оплату за изготовление афиш по охране лесов от пожаров - 7 тыс. руб., закупку чокеров (тросов) - 30 тыс. руб.
Одной из причин невыполнения требований Лесного кодекса Российской Федерации в части взимания платы на возмещение потерь лесного хозяйства является отсутствие установленного порядка взимания платы на федеральном уровне и кадастровой оценки переводимого и (или) изымаемого участка лесного фонда, а также недостаточная проработка этого вопроса Администрацией Московской области.
Так, Администрация Московской области письмами от 09.04.99 № 11-2734 и от 06.09.99 № 11-1675 поставила в известность Московское управление лесами о неправомерности взимания лесхозами платы за участки, переведенные из лесных земель в нелесные в 1996-1997 годах, мотивируя отсутствием нормативов, позволяющих определять размер этой платы. В то же время до принятия Закона Московской области № 51/99-ОЗ действовали другие руководящие документы, позволяющие определить и взыскивать эту плату:
- письмо Рослесхоза от 21.07.93 № 6-40/297 "О нормативах платы и возмещении потерь лесохозяйственного производства", в котором установлены примерные нормативы платы за изъятие земель, разработанные институтом "ВНИИЦ - лесресурс";
- постановление Главы Администрации Московской области от 03.12.93 № 248 "Об упорядочении изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд и выделении земельных долей (паев) в натуре";
- постановление Правительства Московской области от 07.07.97 № 51/17 "Об утверждении нормативной цены земли в Московской области", которыми в отдельных случаях и руководствовались Управление и лесхозы.
Приведенные ранее письма Администрации Московской области о неправомерности взыскания лесхозами платы подготовлены без достаточных оснований и могут служить основанием к возврату уплаченных ранее сумм (3192,0 тыс. руб.) пользователям земли.
В 1999 году на территории Московской области действовал централизованный областной целевой внебюджетный фонд охраны и воспроизводства лесов, в который поступило 3637,1 тыс. руб., в том числе в лесхозы - 1985,9 тыс. руб. и Управление лесами - 1651,2 тыс. руб., и израсходовано на нужды лесного хозяйства 3505,3 тыс. руб., в том числе в лесхозах - 1787,5 тыс. руб., т.е. столько же, сколько профинансировано из областного бюджета в 1999 году на воспроизводство лесов.
Сведения о поступлении и расходовании средств централизованного областного внебюджетного фонда охраны и воспроизводства лесов Московской области характеризуются следующими данными:

(в тыс. руб.)
   ------------------------------T----------T-------T--------¬

¦ ¦Управление¦Лесхозы¦Всего ¦
¦ ¦лесами ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+----------+-------+--------+
¦1. Остаток средств фонда ¦ 130,9 ¦ 146,5 ¦ 277,4 ¦
¦на начало года ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2. Поступило средств ¦ 1651,2 ¦1985,2 ¦3637,1 ¦
¦в 1999 году, всего ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦В том числе: ¦ ¦ ¦ ¦
¦средств, взысканных ¦ 238,3 ¦1481,1 ¦1719,4 ¦
¦в возмещение ущерба, ¦ ¦ ¦ ¦
¦причиненного лесному ¦ ¦ ¦ ¦
¦хозяйству предпр. и организ. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦неустоек, взысканных ¦ - ¦ 201,4 ¦ 201,4 ¦
¦за нарушения при отпуске ¦ ¦ ¦ ¦
¦древесины на корню ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦средств, полученных ¦ - ¦ 23,1 ¦ 23,1 ¦
¦от реализации ¦ ¦ ¦ ¦
¦секвестрованной древесины ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦административных штрафов ¦ - ¦ 204,5 ¦ 204,5 ¦
¦за нарушения правил ¦ ¦ ¦ ¦
¦пожарной безопасности ¦ ¦ ¦ ¦
¦и др. лесонарушения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Добровольные взносы ¦ - ¦ 75,8 ¦ 75,8 ¦
¦физических и юридических лиц ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦В порядке перераспределения ¦ 1412,9 ¦ - ¦1412,9 ¦
¦18% (Управлению) ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Перечислено и израсходовано: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Перечислено в областной ¦ 343,6 ¦ 536,2 ¦ 879,8 ¦
¦бюджет и бюджеты ¦ ¦ ¦ ¦
¦районов и городов ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Перечислено районным ¦ - ¦ 36,8 ¦ 36,8 ¦
¦комитетам по экологии ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Израсходовано: ¦ ¦ ¦ ¦
¦на возмещение ущерба лесному ¦ 497,6 ¦ 368,7 ¦ 866,3 ¦
¦хозяйству ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦на приобретение ¦ 360,6 ¦ 218,8 ¦ 579,4 ¦
¦противопожарной ¦ ¦ ¦ ¦
¦и лесопосадочной техники ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦на поощрение работников ¦ 516,0 ¦ 310,7 ¦ 826,7 ¦
¦гослесохраны ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦на приобретение форменного ¦ - ¦ 257,0 ¦ 257,0 ¦
¦обмундирования и содержание ¦ ¦ ¦ ¦
¦мототранспорта ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦на содержание инспекторов ¦ - ¦ 59,3 ¦ 59,3 ¦
¦милиции по охране леса ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Всего израсходовано ¦ 1717,8 ¦1787,5 ¦3505,3 ¦
¦за 1999 год ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Остаток фонда на конец ¦ 64,3 ¦ 344,9 ¦ 409,2 ¦
¦года ¦ ¦ ¦ ¦
L-----------------------------+----------+-------+---------


Из данных таблицы следует, что средства фонда в 1999 году были израсходованы на указанные цели в сумме 3505,3 тыс. руб., в том числе непосредственно лесхозами - 1787,5 тыс. руб., или 51% от общей суммы расходов, и Московским управлением лесами - 1717,8 тыс. руб., или 49%.
Наиболее крупные суммы фонда направлены в доход областного бюджета и бюджеты городов и районов области - 879,8 тыс. руб., или 25,1%, 866,3 тыс. руб., или 24,7%, израсходованы на возмещение ущерба лесному хозяйству и 826,7 тыс. руб., или 23,6%, на поощрение работников гослесохраны с учетом отчислений в Пенсионный и другие фонды.
В марте 2000 года в соответствии с постановлением Губернатора Московской области от 15.03.2000 № 87-ПГ "О признании утратившим силу постановления Главы Администрации Московской области от 23.12.96 № 611-ПГ в связи с введением Бюджетного кодекса Российской Федерации" и в целях упорядочения правового регулирования деятельности централизованного областного целевого внебюджетного фонда охраны и воспроизводства лесов Московской области внебюджетный фонд был упразднен. Других нормативных правовых актов, регламентирующих использование средств, поступивших в возмещение ущерба, причиненного лесному хозяйству, до настоящего времени нет. В связи с ликвидацией внебюджетного фонда возникает необходимость в разработке нормативных правовых документов, регламентирующих использование поступающих средств на возмещение ущерба лесам, по целевому предназначению.
Также отсутствуют нормативные документы, регламентирующие порядок расходования денежных средств, поступивших в лесхозы в возмещение потерь лесам в соответствии с Законом Московской области № 51/99-ОЗ "О плате за перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) изъятие земель лесного фонда в Московской области" и Законом Московской области № 50/2000-ОЗ "О порядке пользования участками лесного фонда для культурно - оздоровительных, туристических и спортивных целей в Московской области".

Состояние контрольно - ревизионной работы

Контрольно - ревизионная работа в Управлении лесами возложена на отдел государственного контроля состояния, использования, охраны и защиты леса и его воспроизводства. За 1999 год план ревизий выполнен полностью, проведено 15 комплексных ревизий, кроме того, во всех лесхозах проверено целевое использование средств федерального бюджета, выделенных на возмещение расходов по тушению лесных пожаров, проведена проверка итогов инвентаризаций товарно - материальных ценностей.
В августе 1999 года на коллегии Московского управления лесами рассмотрен вопрос состояния контрольно - ревизионной работы.
Основные недостатки, выявленные этими проверками:
- при проведении санитарных рубок допускались факты рубок сырорастущей и перестойной сосны, а также факты самовольных вырубок;
- лесосеки не очищались от порубочных остатков древесины;
- не все лесхозы проводили аукционы по продаже древесины на корню;
- имелись значительные остатки своевременно не реализованной древесины от рубок при очистке леса (лесхозы В. Рузский - 10686 куб. м, Дмитровский - 8639 куб. м, Кривандинский - 92171 куб. м.);
- допускались случаи отпуска продукции и оказания услуг без предварительной оплаты. Так, на 01.01.2000 отпущено, но не оплачено лесопродукции от рубок при очистке леса на сумму 10159,0 тыс. руб. (В. Рузский - 1153,0 тыс. руб., Дмитровский - 867,0 тыс. руб., Солнечногорский - 1276,0 тыс. руб.);
- допускались случаи занижения объема древесины на делянках, выделяемой лесопользователям;
- выявлены случаи приисковых рубок, когда выбирается спелая древесина, а сухостой не вырубается;
- средняя цена в некоторых лесхозах (Орехово - Зуевский, Наро - Фоминский, Бородинский) на 17-20% ниже, чем средняя цена, сложившаяся при реализации древесины в целом по Управлению;
- не проводилась работа по привлечению к ответственности членов садоводческих товариществ и других организаций за засорение лесов бытовыми отходами из-за отсутствия четкой законодательной базы в Московской области.
Следует отметить, что согласно постановлению Правительства РФ от 06.07.2000 № 495 "Вопросы Министерства природных ресурсов Российской Федерации" и приказу Министерства природных ресурсов РФ от 31.07.2000 № 200 "О системе территориальных органов МПР России по центральному региону" Московское управление лесами реорганизовано с 1 октября 2000 года путем присоединения к Департаменту природных ресурсов по центральному региону МПР России, который охватывает 16 регионов Российской Федерации.
Сложная экологическая обстановка и высокая плотность населения (свыше 300 человек на 1 кв. км) в Московской области приведет к значительным потерям лесного массива, в том числе вследствие лесных пожаров, что нанесет значительный экономический ущерб Московскому региону и требует особого внимания со стороны государственных органов власти.
В настоящее время в Московской области в отличие от всех субъектов РФ, входящих в Центральный федеральный округ РФ, отсутствует территориальный орган Министерства природных ресурсов РФ, который бы непосредственно занимался охраной и восстановлением природных ресурсов, в том числе лесного хозяйства Московского региона.

Выводы

В общей сумме финансирования Московского управления лесами в 1999 году средства областного бюджета составили 0,6%. Нецелевого использования денежных средств не установлено.
Согласно Закону Московской области № 26/99-ОЗ "Об областном бюджете на 1999 год" ассигнования на воспроизводство лесов (в рамках Государственной программы "Леса Подмосковья") были предусмотрены в размере 4030,0 тыс. руб., фактическое финансирование составило 1765,0 тыс. руб., или 43,8% от суммы предусмотренных ассигнований.
Расчетная лесосека главного пользования утверждена Управлению лесами на 1999 год в объеме 1564,2 тыс. куб. м. Фактическое ее освоение составило 531,4 тыс. куб. м, или 34% от расчетной, что привело к недополучению областным бюджетом доходов на сумму 8061,8 тыс. руб.
В связи с ликвидацией централизованного областного целевого внебюджетного фонда охраны и воспроизводства лесов Московской области возникает необходимость разработки нормативных правовых документов, регламентирующих использование поступивших средств на возмещение ущерба лесному хозяйству по целевому назначению.
Отсутствовали нормативные правовые документы, определяющие порядок направления и расходования средств, поступивших на текущие счета лесхозов и Управления (за возмещение потерь от изъятия земель лесного фонда, не связанных с ведением лесного хозяйства, и от аренды лесного фонда в культурно - оздоровительных целях), для ведения лесного хозяйства Московской области.
Не проводилась работа по привлечению к ответственности садоводческих товариществ и других организаций за засорение леса бытовыми отходами из-за отсутствия четкой законодательной базы в Московской области.
Недостаточный контроль за своевременным поступлением платежей в возмещение потерь лесному хозяйству Московской области физическими и юридическими лицами при переводе (изъятии) земель лесного фонда в нелесные. По мнению Контрольно - счетной палаты, можно исключить неплатежи полностью, если регистрировать право собственности на эти земли в Московской областной регистрационной палате только по предъявлении документов, подтверждающих эти платежи.
В Московской области в отличие от всех субъектов РФ, входящих в Центральный федеральный округ РФ, отсутствует территориальный орган Министерства природных ресурсов РФ, который бы непосредственно занимался охраной и восстановлением природных ресурсов, в том числе лесного хозяйства Московского региона.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru