Законодательство
Московской области

Балашихинский р-н
Бронницы
Волоколамский р-н
Воскресенский р-н
Дзержинский
Дмитровский р-н
Долгопрудный
Домодедовский р-н
Дубна
Егорьевский р-н
Жуковский
Зарайский р-н
Звенигород
Ивантеевка
Истринский р-н
Каширский р-н
Климовск
Клинский р-н
Коломенский р-н
Королев
Красноармейск
Красногорский р-н
Краснознаменск
Ленинский р-н
Лобня
Лотошинский р-н
Луховицкий р-н
Лыткарино
Люберецкий р-н
Можайский р-н
Московская область
Мытищинский р-н
Наро-Фоминский р-н
Ногинский р-н
Одинцовский р-н
Озерский р-н
Орехово-Зуевский р-н
Павлово-Посадский р-н
Подольский р-н
Протвино
Пушкинский р-н
Пущино
Раменский р-н
Реутов
Рошаль
Рузский р-н
Сергиево-Посадский р-н
Серебряно-Прудский р-н
Серпуховский р-н
Солнечногорский р-н
Ступинский р-н
Талдомский р-н
Троицк
Фрязино
Химкинский р-н
Чеховский р-н
Шатурский р-н
Шаховской р-н
Щелковский р-н
Щербинка
Электросталь

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








РЕШЕНИЕ Мособлдумы от 19.07.2000 № 16/105
"О ПРОЕКТЕ ЗАКОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБ УПОЛНОМОЧЕННОМ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Снят с контроля в связи с выполнением (решение Мособлдумы от 24.05.2001 № 29/136).
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Московской областной Думой принят Закон Московской области от 12.01.2001 № 4/2001-ОЗ "Об уполномоченном по правам человека в Московской области".



МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ
от 19 июля 2000 г. № 16/105

О ПРОЕКТЕ ЗАКОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБ УПОЛНОМОЧЕННОМ
ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"

Московская областная Дума решила:
1. Одобрить проект закона Московской области "Об Уполномоченном по правам человека в Московской области" (приложение).
2. Предложить Губернатору Московской области Громову Б.В. направить своих представителей для участия в доработке проекта закона Московской области "Об Уполномоченном по правам человека в Московской области".
3. Направить проект закона Московской области "Об Уполномоченном по правам человека в Московской области" в комитеты, Контрольно - счетную палату, Государственно - правовой отдел Московской областной Думы, Губернатору Московской области Громову Б.В. для подготовки замечаний и предложений.
4. Поручить Комитету по труду и социальным вопросам обобщить поступившие замечания и предложения и доработать проект закона Московской области "Об Уполномоченном по правам человека в Московской области".
5. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на первого заместителя Председателя Московской областной Думы Аксакова В.Е.

Председатель
Московской областной Думы
А.Е. Жаров





Приложение
к решению
Московской областной Думы
от 19 июля 2000 г. № 16/105

Проект

ЗАКОН
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБ УПОЛНОМОЧЕННОМ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Настоящий Закон определяет порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в Московской области, его правовой статус, компетенцию, организационные формы и условия его деятельности в Московской области.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1

1. Должность Уполномоченного по правам человека в Московской области (далее - Уполномоченный) учреждается настоящим Законом в соответствии с Федеральным конституционным законом "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
2. Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Московской областной Думой.
3. Средствами, указанными в настоящем Законе, Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав человека и гражданина, совершенствованию законодательства Московской области о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Статья 2

1. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.
2. В своей деятельности Уполномоченный руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и Московской области, настоящим Законом, а также общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и международными соглашениями Московской области.

Статья 3

Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

Статья 4

Введение режима чрезвычайного или военного положения на территории Московской области либо на ее части не прекращает и не приостанавливает деятельности Уполномоченного и не влечет ограничения его компетенции.

Глава II. ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ НА ДОЛЖНОСТЬ И ОСВОБОЖДЕНИЯ
ОТ ДОЛЖНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО

Статья 5

На должность Уполномоченного назначается лицо не моложе 35 лет, являющееся гражданином Российской Федерации, проживающее на территории Московской области, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.

Статья 6

1. Правом внесения предложений по кандидатурам на должность Уполномоченного в Московскую областную Думу обладают:
- Губернатор Московской области;
- депутаты, комитеты и депутатские объединения Московской областной Думы.
2. Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного вносятся в Московскую областную Думу в течение месяца до окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного.

Статья 7

1. Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности постановлением Московской областной Думы большинством голосов от общего числа депутатов Московской областной Думы тайным голосованием.
2. Московская областная Дума принимает постановление о назначении на должность Уполномоченного не позднее 30 дней со дня истечения срока или утраты в соответствии с настоящим Законом полномочий предыдущего Уполномоченного.

Статья 8

1. При вступлении в должность Уполномоченный приносит присягу следующего содержания: "Клянусь защищать права и свободы человека и гражданина, добросовестно исполнять свои обязанности, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, Уставом Московской области, законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, справедливостью и голосом совести".
2. Присяга приносится на заседании Московской областной Думы непосредственно после принятия постановления Московской областной Думы о назначении Уполномоченного на должность.
3. Уполномоченный считается вступившим в должность с момента принесения присяги.

Статья 9

1. Уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет, считая с момента принесения присяги. Его полномочия прекращаются с момента принесения присяги вновь назначенным Уполномоченным.
2. Истечение срока полномочий Московской областной Думы, а также ее роспуск не влекут прекращения полномочий Уполномоченного.
3. Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более чем на два срока подряд.

Статья 10

1. Уполномоченный не может являться депутатом Московской областной Думы, депутатом представительного органа местного самоуправления Московской области, находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности.
2. Уполномоченный не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели.
3. Уполномоченный обязан прекратить деятельность, несовместимую с его статусом, не позднее 14 дней со дня вступления в должность. В случае, если в течение указанного срока Уполномоченный не выполнит установленные требования, его полномочия прекращаются и Московская областная Дума в соответствии с настоящим Законом назначает нового Уполномоченного.

Статья 11

1. Уполномоченный досрочно освобождается от должности в случаях:
1) нарушения требований статьи 10 настоящего Закона;
2) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении Уполномоченного;
3) ввиду его неспособности по состоянию здоровья или по иным причинам в течение длительного времени (не менее четырех месяцев подряд) исполнять свои обязанности;
4) признания его недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
5) прекращения гражданства Российской Федерации;
6) выезда за пределы Московской области на постоянное место жительства;
7) подачи им заявления о сложении полномочий.
2. Досрочное освобождение Уполномоченного от должности производится постановлением Московской областной Думы, принятым большинством голосов от общего числа депутатов Московской областной Думы тайным голосованием.
3. Постановление Московской областной Думы о досрочном освобождении Уполномоченного от должности в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи принимается на основании заключения специально созданной для этой цели Московской областной Думой комиссией.
4. Состав комиссии по подготовке постановления Московской областной Думы о досрочном освобождении Уполномоченного от должности утверждается решением Московской областной Думы.
5. Результаты работы комиссии подлежат рассмотрению на заседании Московской областной Думы не позднее двух недель после ее создания.

Статья 12

В случае досрочного освобождения Уполномоченного от должности новый Уполномоченный должен быть назначен Московской областной Думой в течение двух месяцев со дня досрочного освобождения предыдущего Уполномоченного от должности в порядке, установленном статьями 5-11 настоящего Закона.

Глава III. КОМПЕТЕНЦИЯ УПОЛНОМОЧЕННОГО

Статья 13

1. Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Московской области и находящихся на территории Московской области иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - заявители) на решения или действия (бездействие) действующих на территории Московской области государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.
2. Уполномоченный вправе оказывать содействие заявителям жалоб на решения или действия (бездействие) государственных органов, должностных лиц, государственных служащих, действующих не на территории Московской области, путем правового консультирования и помощи в оформлении жалоб в соответствующие инстанции.
3. Уполномоченный вправе принимать к рассмотрению жалобы, поданные третьими лицами или общественными организациями, уставной целью которых является защита прав человека и гражданина, в пользу лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства своей защиты.
4. Уполномоченный не рассматривает жалобы на решения (постановления) Московской областной Думы.
5. Подача заявителем жалобы Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии аналогичной жалобы к рассмотрению Уполномоченным, если вопрос относится к его компетенции.

Статья 14

1. Жалоба должна быть подана Уполномоченному не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя либо лица, которое он представляет, или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.
2. Жалоба, поданная в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 13 настоящего Закона, должна содержать фамилию, имя, отчество и адрес заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы, а также сопровождаться копиями решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке.
3. Жалоба, поданная в соответствии с пунктом 3 статьи 13 настоящего Закона, должна содержать помимо данных заявителя и материалов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, фамилию, имя, отчество и адрес лица, в чьих интересах выступает заявитель.
4. Жалоба, поданная в соответствии с настоящей статьей, должна содержать личную подпись заявителя и проставленную его рукой дату ее подачи.

Статья 15

Жалоба, направляемая Уполномоченному, не облагается государственной пошлиной.

Статья 16

Жалобы, адресованные Уполномоченному лицами, находящимися в местах принудительного содержания, просмотру администрацией мест принудительного содержания не подлежат и в течение 24 часов направляются Уполномоченному.

Статья 17

1. Получив жалобу, Уполномоченный имеет право:
1) принять жалобу к рассмотрению;
2) разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;
3) передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления, должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу;
4) отказать в принятии жалобы к рассмотрению.
2. О принятом решении Уполномоченный в десятидневный срок уведомляет заявителя. В случае начала рассмотрения жалобы Уполномоченный информирует также государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.
3. Отказ в принятии жалобы к рассмотрению должен быть мотивирован. Отказ в принятии жалобы к рассмотрению обжалованию не подлежит.
4. Жалобы, признанные в соответствии с Законом Московской области "Об обращении граждан" анонимными, Уполномоченным не рассматриваются.

Статья 18

При наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты, Уполномоченный вправе принять по собственной инициативе соответствующие меры в пределах своей компетенции.

Статья 19

1. Приступив к рассмотрению жалобы, Уполномоченный вправе обратиться к компетентным государственным органам или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению.
2. Проверка не может быть поручена государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.

Статья 20

1. При проведении проверки по жалобе Уполномоченный вправе самостоятельно или через уполномоченных им лиц:
1) беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от организационно - правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные объединения;
2) запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления и у должностных лиц и государственных служащих сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;
3) получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;
4) проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;
5) поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;
6) знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел.
2. По вопросам своей деятельности Уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами расположенных на территории Московской области органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от организационно - правовых форм и форм собственности, руководителями общественных объединений, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, администрацией мест принудительного содержания.

Статья 21

1. Предоставление Уполномоченному информации, составляющей государственную, коммерческую либо иную охраняемую законом тайну, осуществляется в соответствии с законодательством.
2. Уполномоченный вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с выполнением его обязанностей.

Статья 22

При рассмотрении жалобы Уполномоченный обязан предоставить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, чьи решения или действия (бездействие) обжалуются, возможность дать свои объяснения по любым вопросам, подлежащим выяснению в процессе проверки, а также мотивировать свою позицию в целом.

Статья 23

1. О результатах рассмотрения жалобы Уполномоченный обязан известить заявителя.
2. В случае установления факта нарушения прав заявителя Уполномоченный обязан принять меры в пределах его компетенции, определенной настоящим Законом.

Статья 24

Уполномоченный обязан направить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и свобод граждан, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер по восстановлению указанных прав и свобод.

Статья 25

1. До вынесения окончательного решения материалы, полученные при рассмотрении жалобы, разглашению не подлежат.
2. Уполномоченный не вправе разглашать ставшие ему известными в процессе рассмотрения жалобы сведения о частной жизни заявителя и других лиц без их письменного согласия.

Статья 26

1. По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:
1) обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;
2) обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;
3) обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;
4) изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;
5) обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.
2. Заявление или жалоба, направляемые Уполномоченным в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 настоящей статьи, государственной пошлиной не облагаются.

Статья 27

1. Уполномоченный вправе опубликовать принятое им заключение.
2. Периодическое печатное издание, одним из учредителей (соучредителей) которого являются государственные или муниципальные органы, органы местного самоуправления, государственные предприятия, учреждения и организации либо которое финансируется полностью или частично за счет средств бюджета Московской области, не вправе отказать в публикации заключений и иных документов Уполномоченного.

Статья 28

По результатам изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод граждан, обобщения итогов рассмотрения жалоб Уполномоченный вправе:
1) направлять государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам свои замечания и предложения общего характера, относящиеся к обеспечению прав и свобод граждан, совершенствованию административных процедур;
2) обращаться к субъектам права законодательной инициативы с предложениями об изменении и о дополнении федерального законодательства и законодательства Московской области либо о восполнении пробелов в федеральном законодательстве и законодательстве Московской области, если Уполномоченный полагает, что решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, нарушающие права и свободы граждан, совершаются на основании и во исполнение федерального законодательства и законодательства Московской области, либо в силу существующих пробелов в федеральном законодательстве и законодательстве Московской области, либо в случае, если законодательство противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации и международным соглашениям Московской области.

Статья 29

1. В случае грубого или массового нарушения прав и свобод граждан Уполномоченный вправе выступить с докладом на очередном заседании Московской областной Думы.
2. Уполномоченный вправе обратиться в Московскую областную Думу с предложением о создании думской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении думских слушаний, а также непосредственно либо через своего представителя участвовать в работе указанной комиссии и проводимых слушаниях.

Статья 30

1. По окончании календарного года Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности Губернатору Московской области, в Московскую областную Думу и прокурору Московской области.
2. По отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в Московской области Уполномоченный может направлять в Московскую областную Думу специальные доклады.
3. Ежегодные доклады Уполномоченного подлежат обязательному официальному опубликованию в "Народной газете", "Подмосковных известиях", специальные доклады по отдельным вопросам могут быть опубликованы по решению Уполномоченного в "Народной газете", "Подмосковных известиях" и в других изданиях.

Статья 31

1. Должностные лица бесплатно и беспрепятственно обязаны предоставлять Уполномоченному запрошенные материалы и документы, иную информацию, необходимую для осуществления его полномочий.
2. Запрошенные материалы и документы и иная информация должны быть направлены Уполномоченному не позднее 15 дней со дня получения запроса, если в самом запросе не установлен иной срок.

Статья 32

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, получившие заключение Уполномоченного, содержащее его рекомендации, обязаны в месячный срок рассмотреть их и сообщить о принятых мерах в письменной форме Уполномоченному.

Статья 33

Вмешательство в деятельность Уполномоченного с целью повлиять на его решение, неисполнение должностными лицами обязанностей, установленных настоящим Законом, а равно воспрепятствование деятельности Уполномоченного в иной форме влечет ответственность, установленную законодательством.

Глава IV. АППАРАТ УПОЛНОМОЧЕННОГО

Статья 34

1. Для обеспечения деятельности Уполномоченного создается постоянно действующий рабочий орган - аппарат Уполномоченного.
2. Аппарат Уполномоченного осуществляет юридическое, организационное, научно - аналитическое, информационно - справочное и иное обеспечение деятельности Уполномоченного.
3. Уполномоченный и его аппарат являются государственным органом с правом юридического лица, имеющим расчетный и иные счета, печать и бланки со своим наименованием и с изображением герба Московской области.
4. Для содействия своей деятельности Уполномоченный вправе назначать на общественных началах своих доверенных представителей в муниципальных образованиях Московской области.
5. Полномочия доверенных представителей и уполномоченных лиц устанавливаются Уполномоченным в пределах его компетенции в письменном виде.

Статья 35

1. Финансирование деятельности Уполномоченного и его аппарата осуществляется из средств областного бюджета.
2. В областном бюджете ежегодно предусматриваются отдельной строкой средства, необходимые для обеспечения деятельности Уполномоченного и его аппарата.
3. Уполномоченный самостоятельно разрабатывает и исполняет свою смету расходов.
4. Финансовая отчетность представляется Уполномоченным в порядке, установленном законодательством Московской области.
5. Имущество, необходимое Уполномоченному и его аппарату для осуществления их деятельности, находится в их оперативном управлении и является государственной собственностью. Уполномоченный обеспечивается документами, принятыми Московской областной Думой, документами, другими информационными и справочными материалами, официально распространяемыми Губернатором Московской области, Правительством Московской области, Московским областным судом, прокурором Московской области, иными государственными органами, общественными объединениями, а также другими информационными и справочными материалами.

Статья 36

1. Уполномоченный утверждает структуру своего аппарата, положение о нем и его структурных подразделениях и непосредственно руководит его работой.
2. В пределах сметы расходов Уполномоченный устанавливает численность и штатное расписание своего аппарата.
3. По вопросам, связанным с руководством аппаратом, Уполномоченный издает распоряжения.

Статья 37

1. Материальные гарантии независимости Уполномоченного, связанные с оплатой труда, медицинским, социальным и иным обеспечением и обслуживанием, устанавливаются применительно к соответствующим гарантиям, предусмотренным законами и иными нормативными правовыми актами Московской области для должностных лиц, занимающих государственные должности Московской области.
2. Права, обязанности и ответственность работников аппарата Уполномоченного, а также условия прохождения ими государственной службы определяются законами и иными нормативными правовыми актами Московской области о государственной службе Московской области, а также законодательством о труде.

Статья 38

При Уполномоченном в целях оказания консультативной помощи может создаваться экспертный совет из лиц, обладающих необходимыми познаниями в области прав и свобод человека и гражданина.

Глава V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 39

Местом постоянного нахождения Уполномоченного является город Москва.

Статья 40

В срок не позднее 30 дней со дня вступления в силу настоящего Закона Московская областная Дума принимает постановление о назначении на должность Уполномоченного в порядке, установленном главой II настоящего Закона.

Статья 41

Настоящий Закон вводится в действие Законом Московской области "О введении в действие Закона Московской области "Об Уполномоченном по правам человека в Московской области".


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru