Законодательство
Московской области

Балашихинский р-н
Бронницы
Волоколамский р-н
Воскресенский р-н
Дзержинский
Дмитровский р-н
Долгопрудный
Домодедовский р-н
Дубна
Егорьевский р-н
Жуковский
Зарайский р-н
Звенигород
Ивантеевка
Истринский р-н
Каширский р-н
Климовск
Клинский р-н
Коломенский р-н
Королев
Красноармейск
Красногорский р-н
Краснознаменск
Ленинский р-н
Лобня
Лотошинский р-н
Луховицкий р-н
Лыткарино
Люберецкий р-н
Можайский р-н
Московская область
Мытищинский р-н
Наро-Фоминский р-н
Ногинский р-н
Одинцовский р-н
Озерский р-н
Орехово-Зуевский р-н
Павлово-Посадский р-н
Подольский р-н
Протвино
Пушкинский р-н
Пущино
Раменский р-н
Реутов
Рошаль
Рузский р-н
Сергиево-Посадский р-н
Серебряно-Прудский р-н
Серпуховский р-н
Солнечногорский р-н
Ступинский р-н
Талдомский р-н
Троицк
Фрязино
Химкинский р-н
Чеховский р-н
Шатурский р-н
Шаховской р-н
Щелковский р-н
Щербинка
Электросталь

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








ПИСЬМО УМНС РФ по Московской области от 20.06.2000 № 18-23/58
"ВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ ФИЛИАЛОВ И ДРУГИХ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНИЗАЦИЙ"

Официальная публикация в СМИ:
"Налоговые известия Московского региона", № 12, 2000






УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПИСЬМО
от 20 июня 2000 г. № 18-23/58

ВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ ФИЛИАЛОВ И ДРУГИХ СТРУКТУРНЫХ
ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНИЗАЦИЙ

I. Общие положения

В соответствии с законодательством Российской Федерации различают два вида обособленных структурных подразделений организации:
- филиалы и представительства;
- другие обособленные подразделения.
В соответствии со ст. 55 Гражданского кодекса РФ филиалами и представительствами являются обособленные подразделения юридического лица, расположенные вне его места нахождения.
Филиалы и представительства не являются юридическими лицами, действуют на основании положения от имени юридического лица, наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом, руководитель филиала (представительства) действует на основании доверенности. Филиалы и представительства должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.
В соответствии со ст. 11 Налогового кодекса РФ в целях Кодекса под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно - распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.
В соответствии со статьей 83 НК РФ налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.
Согласно п. 10 ст. 84 НК РФ организации - налоговые агенты, не учтенные в качестве налогоплательщиков, встают на учет в налоговых органах по месту своего нахождения в порядке, предусмотренном для организаций - налогоплательщиков.
При постановке на учет в налоговом органе организации по месту нахождения обособленных подразделений, в отношении которых проведена процедура оформления в соответствии с п. 3 ст. 55 Гражданского кодекса РФ, т.е. по месту нахождения филиала или представительства, необходимо руководствоваться пунктом 2.2 Методических указаний для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры постановки на учет налогоплательщиков - организаций, созданных в соответствии с законодательством РФ (приложение к письму Госналогслужбы РФ от 30.12.98 № ВП-6-12/925@).
При постановке на учет в налоговом органе организации по месту нахождения обособленных подразделений, в отношении которых не проведена процедура оформления в соответствии с п. 3 ст. 55 ГК РФ, необходимо руководствоваться Методическими указаниями для налоговых органов по процедуре постановки на учет организаций, созданных в соответствии с законодательством РФ, по месту нахождения их обособленных подразделений (приложение к письму МНС РФ от 20.08.99 № ДЧ-6-12/666).
В зависимости от обязанностей по уплате налогов, которыми наделено обособленное подразделение, при постановке налогоплательщика - организации на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения присваивается соответствующий код причины постановки на учет (КПП):
- 02, 04 и 31 - соответственно филиал, представительство и обособленное подразделение, в отношении которого не проведена процедура оформления по п. 3 ст. 55 ГК РФ, исполняющие обязанности по уплате налогов и сборов;
- 03, 05 и 32 - соответственно филиал, представительство и обособленное подразделение, в отношении которого не проведена процедура оформления по п. 3 ст. 55 ГК РФ, не исполняющие обязанности по уплате налогов и сборов.

II. Бухгалтерский учет в структурных подразделениях
организации

Согласно ст. 55 ГК РФ функции филиала (представительства) организации, а также связанные с их выполнением полномочия руководителя филиала (представительства) определяются положением о филиале (представительстве). Особенности учета и отчетности этих структурных подразделений также должны быть отражены в положениях о них, в приказах об учетной политике головного предприятия и его структурных подразделений.
Согласно п. 3.4 ПБУ 4/96 "Бухгалтерская отчетность организации", утвержденного приказом Минфина РФ от 08.02.96 № 10, и п. 8 ПБУ 4/99 от 06.07.99 № 43н бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности филиалов, представительств и иных подразделений, в том числе выделенных на отдельные балансы.
В соответствии с п. 10 ПБУ 1/98 "Учетная политика организации", утвержденного приказом Минфина РФ от 09.12.98 № 60н, способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от их места нахождения.
Организация обязана представлять бухгалтерскую отчетность в налоговые органы в сроки, установленные законодательством.
Сроков представления бухгалтерской отчетности филиалами (представительствами), выделенными на отдельный баланс, законодательством не установлено.
При этом в соответствии со ст. 88 Налогового кодекса РФ налоговым органам предоставлено право при проведении камеральной проверки истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Таким образом, налоговые органы по месту нахождения филиалов (представительств) в ходе проведения камеральной проверки вправе истребовать у налогоплательщика бухгалтерскую отчетность данных филиалов (представительств).

III. Налогообложение структурных подразделений

До введения в действие части первой Налогового кодекса РФ в соответствии с налоговым законодательством филиалы и другие аналогичные подразделения при соблюдении определенных условий являлись плательщиками отдельных налогов (налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на имущество, налог на пользователей автодорог и др.).
Частью первой ст. 19 НК РФ предусмотрено, что филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций не являются самостоятельными налогоплательщиками, а лишь исполняют обязанности головных организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.
Федеральным законом от 09.07.99 № 155-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ" определено, что до введения в действие части второй Кодекса признававшиеся до 1 января 1999 г. самостоятельными налогоплательщиками по отдельным налогам филиалы и представительства организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов в порядке, предусмотренном действующими федеральными законами, регулирующими порядок взимания и уплаты налогов филиалами и представительствами, не имеющими отдельного баланса и (или) расчетного (текущего) счета.
Следовательно, вышеназванный Закон распространил порядок взимания и уплаты конкретных налогов для структурных подразделений, не имеющих отдельного баланса и расчетного счета, на филиалы, являвшиеся самостоятельными налогоплательщиками до 1 января 1999 г., кроме налога на добавленную стоимость.

1. Порядок исчисления и уплаты налога
на добавленную стоимость

Филиалы, отделения и другие обособленные подразделения организаций, самостоятельно реализующие товары (работы, услуги), до введения в действие части второй Налогового кодекса РФ, исполняя обязанность головной организации по уплате налога на добавленную стоимость, исчисляют и уплачивают налог в порядке, предусмотренном Законом РФ от 06.12.91 № 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость".

2. Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль

2.1. Порядок исчисления и уплаты налога обособленными подразделениями.
Предприятия и организации, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета, расчеты по налогу на прибыль проводят в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 01.07.95 № 660 и письмом Госналогслужбы РФ от 04.08.95 № НП-4-01/46н.
При этом, если головное предприятие и его структурное подразделение находятся на территории одного субъекта РФ, налог на прибыль в полном размере уплачивает головное предприятие по месту своей регистрации.
2.2. Порядок исчисления и уплаты налога филиалами.
В соответствии с письмом МНС РФ от 29.02.99 № ВГ-6-02/158@ с 1 января 2000 г. организации, в состав которых входят филиалы и представительства, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет, расчеты по налогу на прибыль производят применительно в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 01.07.95 № 660 "О порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета" и Методическими указаниями Госналогслужбы РФ по применению постановления Правительства РФ от 01.07.95 № 660, направленными письмом Госналогслужбы РФ от 04.08.95 № НП-4-01/46н, зарегистрированным в Минюсте России 14.08.95 № 932 (с учетом изменений и дополнений).

   ----------------------------------T-------T--------T------T------¬

¦ Показатели ¦Органи-¦Головная¦Филиал¦Филиал¦
¦ ¦зация ¦органи- ¦№ 1 ¦№ 2 ¦
¦ ¦в целом¦зация ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+-------+--------+------+------+
¦Налогооблагаемая прибыль ¦ 1000 ¦ - ¦ - ¦ - ¦
¦(стр. 6 Расчета налога от фак- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦тической прибыли) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+-------+--------+------+------+
¦Средняя величина удельного веса ¦ 100 ¦ 50 ¦ 20 ¦ 30 ¦
¦по установленным критериям, % ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+-------+--------+------+------+
¦Налогооблагаемая прибыль исходя ¦ 1000 ¦ 500 ¦ 200 ¦ 300 ¦
¦из средней величины удельного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦веса ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+-------+--------+------+------+
¦Ставка налога на прибыль всего, ¦ 11 ¦ 19 ¦ 19 ¦ 19 ¦
¦% (30%) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦В том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+-------+--------+------+------+
¦ - в федеральный бюджет ¦ 11 ¦ - ¦ - ¦ - ¦
+---------------------------------+-------+--------+------+------+
¦ - в бюджет субъекта РФ ¦ - ¦ 6 ¦ 18 ¦ - ¦
+---------------------------------+-------+--------+------+------+
¦ - в местный бюджет ¦ - ¦ 13 ¦ 1 ¦ 19 ¦
+---------------------------------+-------+--------+------+------+
¦Сумма налога на прибыль всего ¦ 110 ¦ 95 ¦ 38 ¦ 57 ¦
¦(300) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ В том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+-------+--------+------+------+
¦- в федеральный бюджет ¦ 110 ¦ - ¦ - ¦ - ¦
+---------------------------------+-------+--------+------+------+
¦- в бюджет субъекта РФ ¦ - ¦ 30 ¦ 36 ¦ - ¦
+---------------------------------+-------+--------+------+------+
¦- в местный бюджет ¦ - ¦ 65 ¦ 2 ¦ 57 ¦
L---------------------------------+-------+--------+------+-------


При этом организации, имеющие в своем составе филиалы и представительства, применяют вышеназванный порядок с учетом следующих особенностей:
2.2.1. Сведения о суммах авансовых взносов налога на прибыль, а также суммах налога, определенных исходя из фактически полученной прибыли, организация сообщает филиалам, представительствам, а также налоговым органам по месту нахождения этих подразделений соответственно до начала квартала и в десятидневный срок со дня, установленного для представления квартальных и годовых бухгалтерских отчетов применительно к п. 2 вышеупомянутых Методических указаний.
2.2.2. Одновременно со сведениями о суммах налога, определенных исходя из фактически полученной прибыли, сообщаются сведения о суммах дополнительных платежей в бюджеты субъектов РФ (возврата из бюджетов), исчисленных исходя из сумм доплат (уменьшения) налога на прибыль и авансовых взносов налога, скорректированных на учетную ставку ЦБ РФ за пользование банковским кредитом.
2.2.3. Филиалы и представительства исполняют обязанности организации по уплате налога на прибыль путем перечисления авансовых взносов, налога от фактически полученной прибыли за отчетный квартал нарастающим итогом с начала года и дополнительных платежей в бюджет в размерах, сообщенных организацией, по месту своего нахождения в бюджеты субъектов РФ в общеустановленные сроки.
Перечисление авансовых взносов производится филиалами и представительствами не позднее 15-го числа каждого месяца равными долями в размере одной трети квартальной суммы налога.
2.2.4. Перечисление налога от фактически полученной прибыли за отчетный квартал нарастающим итогом с начала года и дополнительных платежей в бюджет производится филиалами и представительствами в десятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета.
2.2.5. Исчисление и уплата в федеральный бюджет налога на прибыль и дополнительных платежей, рассчитанных исходя из процента за пользование банковским кредитом, установленного в истекшем квартале ЦБ РФ, производятся организациями по месту своего нахождения без распределения сумм налогов и дополнительных платежей по обособленным подразделениям.
2.2.6. В аналогичном порядке производятся расчеты по налогу на прибыль организациями, перешедшими на ежемесячную уплату в бюджет налога на прибыль, исходя из фактически полученной прибыли. О суммах налога, определенных исходя из фактически полученной прибыли, организация сообщает филиалам и представительствам, а также налоговым органам по месту нахождения этих подразделений организации не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным.
Перечисление сумм налога в размерах, сообщенных организацией, производится филиалами и представительствами не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным.
2.2.7. В указанном выше порядке производятся расчеты по организациям, в состав которых входят филиалы и представительства, расположенные на территории того же субъекта РФ, что и организация.
Сумма налога на прибыль определяется в соответствии со ставками налога, действующими на территориях, где расположены организации и их филиалы (представительства) и другие обособленные подразделения.
В случае наличия у филиала обособленных структурных подразделений головная организация уплачивает налог на прибыль только за филиал с учетом его обособленных структурных подразделений по месту нахождения филиала.
2.2.8. Финансовые органы субъекта Российской Федерации, где находится филиал (представительство) и другие обособленные подразделения организации, не позднее чем через 5 дней после установления законодательными (представительными) органами субъекта РФ ставки налога на прибыль, зачисляемого в бюджет этого субъекта, сообщают о ее размере организациям, составляющим расчеты по налогу на прибыль, и налоговому органу по месту нахождения указанной организации с разбивкой для зачисления налога в бюджеты субъекта РФ разных уровней.

3. Порядок исчисления и уплаты налога
на имущество предприятий

В соответствии с п. 4 ст. 1 Федерального закона от 09.07.99 № 155-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ" филиалы и другие аналогичные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет, исполняют обязанность головной организации по уплате налога на имущество в порядке, предусмотренном ст. 7 Закона РФ от 13.12.91 № 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" для территориально обособленных подразделений организации, не имеющих отдельного баланса и расчетного (текущего) счета.
Согласно ст. 7 Закона РФ "О налоге на имущество предприятий" (с учетом изменений и дополнений) предприятия, в состав которых входят территориально обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего) счета, зачисляют налог на имущество предприятий в порядке, установленном настоящим Законом, в доходы бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов по месту нахождения указанных подразделений в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории субъекта РФ, на которой расположены эти подразделения, на стоимость основных средств, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и товаров этих подразделений. При этом уплате в бюджет по месту нахождения головного предприятия подлежит разница между суммой налога на имущество, исчисленной головным предприятием в целом по предприятию, и суммами налога, уплаченными головным предприятием в бюджеты по месту нахождения территориально обособленных подразделений, не имеющих отдельного баланса и расчетного (текущего) счета.
Порядок расчета налога на имущество головной организацией, имеющей обособленные подразделения, направлен письмом ГНИ по Московской области от 07.09.98 № 18-27. В связи с вступлением в силу части первой Налогового кодекса РФ абзац третий данного письма, касающийся определения территориально обособленных подразделений согласно ст. 55 ГК РФ, считать утратившим силу.

Ситуация первая. Филиал, обособленное подразделение и головная организация находятся на территории одного субъекта, но на разных территориях муниципальных образований.

   -----------------------------T-------T--------T------T-----------¬

¦ Показатели ¦Органи-¦Головная¦Филиал¦Обособлен- ¦
¦ ¦зация ¦органи- ¦ ¦ное подраз-¦
¦ ¦в целом¦зация ¦ ¦деление ¦
+----------------------------+-------+--------+------+-----------+
¦Среднегодовая стоимость ¦ 500 ¦ 300 ¦ 100 ¦ 100 ¦
¦имущества ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------+-------+--------+------+-----------+
¦Ставка налога, % ¦ 2 ¦ ¦ ¦ ¦
¦ В том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------+-------+--------+------+-----------+
¦ - в бюджет субъекта РФ ¦ 1 ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------+-------+--------+------+-----------+
¦ - в местный бюджет ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦
+----------------------------+-------+--------+------+-----------+
¦Сумма налога ¦ 10 ¦ ¦ ¦ ¦
¦ В том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------+-------+--------+------+-----------+
¦ - в бюджет субъекта РФ ¦ 5 ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------+-------+--------+------+-----------+
¦ - в местный бюджет ¦ 5 ¦ 3 ¦ 1 ¦ 1 ¦
L----------------------------+-------+--------+------+------------


При этом сумму налога в бюджет субъекта РФ уплачивает головная организация по месту своего нахождения.

Ситуация вторая. Филиал, обособленное подразделение и головная организация расположены на территориях разных субъектов РФ.

   --------------------------T-------T-----------T------T-----------¬

¦ Показатели ¦Органи-¦Организация¦Филиал¦Обособлен- ¦
¦ ¦зация ¦без обособ-¦ ¦ное подраз-¦
¦ ¦в целом¦ленных под-¦ ¦деление ¦
¦ ¦ ¦разделений ¦ ¦ ¦
+-------------------------+-------+-----------+------+-----------+
¦Среднегодовая стоимость ¦ 500 ¦ 300 ¦ 100 ¦ 100 ¦
¦имущества ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------+-------+-----------+------+-----------+
¦Ставка налога, % ¦ 2 ¦ ¦ ¦ ¦
¦ В том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------+-------+-----------+------+-----------+
¦ - в бюджет субъекта РФ ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦
+-------------------------+-------+-----------+------+-----------+
¦ - в местный бюджет ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦
+-------------------------+-------+-----------+------+-----------+
¦Сумма налога ¦ 10 ¦ 6 ¦ 2 ¦ 2 ¦
¦ В том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------+-------+-----------+------+-----------+
¦ - в бюджет субъекта РФ ¦ 5 ¦ 3 ¦ 1 ¦ 1 ¦
+-------------------------+-------+-----------+------+-----------+
¦ - в местный бюджет ¦ 5 ¦ 3 ¦ 1 ¦ 1 ¦
L-------------------------+-------+-----------+------+------------


4. Порядок исчисления и уплаты подоходного налога
с физических лиц

В соответствии со ст. 9 Закона РФ от 07.12.91 № 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" перечисление подоходного налога с физических лиц за филиалы и другие обособленные подразделения предприятий, учреждений, организаций, не имеющие счетов в банках, осуществляют их головные организации в бюджет по месту нахождения указанных филиалов и других обособленных подразделений одновременно с перечислением средств на оплату труда, а при выплате средств на оплату из выручки - не позднее дня, следующего за днем выплаты средств на оплату труда.
При этом за структурные подразделения, не имеющие счетов в банках и отдельного баланса, подоходный налог, удержанный из доходов работников таких подразделений, перечисляется головной организацией одним платежным поручением на отдельный лицевой счет отделения федерального казначейства по месту нахождения этих подразделений.
Филиалы и другие обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет в банке, обязаны самостоятельно перечислять суммы подоходного налога, удержанного из доходов своих работников, также одним платежным поручением на отдельный лицевой счет отделения федерального казначейства непосредственно по месту своего нахождения.

5. Порядок исчисления и уплаты налога
на пользователей автодорог

Порядок уплаты налога на пользователей автодорог для обособленных подразделений организаций, не имеющих отдельного баланса и расчетного (текущего) счета, Законом РФ от 18.10.91 № 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" не установлен.
Следовательно, головная организация, имеющая филиалы и другие аналогичные подразделения с отдельным балансом и расчетным счетом, исчисляет и уплачивает налог на пользователей автодорог за данные подразделения в бюджеты по месту их нахождения в порядке, установленном Законом РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации".

6. Порядок исчисления и уплаты местных налогов

Порядок исчисления и уплаты местных налогов и сборов определяется нормативными актами органов местного самоуправления.
Головная организация (юридическое лицо) будет являться плательщиком местных налогов и сборов за филиал (структурное подразделение), находящийся на территории соответствующего территориального образования, лишь в том случае, если данный порядок определен в решении органа местного самоуправления по введению местного налога (сбора).

IV. Выездные налоговые проверки филиалов
(представительств)

Согласно ст. 87 Налогового кодекса РФ налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.
Порядок проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика установлен ст. 89 НК РФ. При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства. При этом в соответствии с вышеназванной статьей Кодекса налоговые органы вправе проводить налоговые проверки филиалов и представительств налогоплательщика независимо от проведения проверок самого налогоплательщика.
С 01.01.2000 решение о проведении проверки в части налогов, уплачиваемых в бюджет по месту нахождения филиала (представительства), а также решение по результатам проверки выписывается на налогоплательщика - головную организацию, а за периоды до 01.01.2000 - на филиал (представительство).
При оформлении результатов выездной налоговой проверки филиала (представительства) организации - налогоплательщика необходимо руководствоваться ст. 100 НК РФ.
При проведении выездной проверки филиала (представительства) в части налогов, исчисляемых от результатов деятельности организации в целом (например, налог на прибыль), необходимо руководствоваться нижеприведенным порядком проведения проверок обособленных подразделений.

V. Выездные налоговые проверки других обособленных
подразделений

Проведение выездной налоговой проверки обособленного подразделения (не являющегося филиалом или представительством) налоговым органом по месту его нахождения Налоговым кодексом РФ не предусмотрено.
Налоговый орган, на территории которого находятся обособленные подразделения, должен поставить об этом в известность налоговую инспекцию, где стоит на учете головная организация, согласовать с ним сроки проведения совместной проверки. Решение о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщика принимается руководителем налогового органа по месту нахождения головной организации с указанием фамилий специалистов, привлекаемых из налогового органа по месту нахождения обособленного подразделения.
По итогам проверки обособленного подразделения инспекция, где оно находится, должна представить налоговому органу по месту учета головной организации акт о результатах проверки обособленного подразделения, подписанный специалистами, проводившими проверку.
Акт по результатам проверки налогоплательщика составляется с учетом фактов, установленных в ходе проверок его обособленных подразделений, и подписывается специалистами налогового органа по месту нахождения головной организации, а также руководителем проверяемой организации либо его представителем.
Порядок осуществления производства по делу о налоговом правонарушении, совершенном налогоплательщиком, плательщиком сбора или налоговым агентом, установлен ст. 101 Налогового кодекса РФ. Решение по результатам проверки налогоплательщика выносится налоговым органом, принявшим решение о проведении выездной налоговой проверки, затем вручается налогоплательщику и на следующий рабочий день после вынесения решения направляется в налоговый орган по месту нахождения каждого обособленного подразделения организации.
В соответствии со ст. 70 НК РФ на основании вынесенного решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения налогоплательщику в десятидневный срок с даты вынесения решения направляется требование об уплате недоимки по налогу и пеней.
Требования об уплате налогов в части, приходящейся на обособленные подразделения, выписываются на налогоплательщика - головную организацию налоговым органом по месту нахождения обособленного подразделения.

Заместитель руководителя
Управления МНС России
по Московской области
И.А. Сорокина


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru