Законодательство
Московской области

Балашихинский р-н
Бронницы
Волоколамский р-н
Воскресенский р-н
Дзержинский
Дмитровский р-н
Долгопрудный
Домодедовский р-н
Дубна
Егорьевский р-н
Жуковский
Зарайский р-н
Звенигород
Ивантеевка
Истринский р-н
Каширский р-н
Климовск
Клинский р-н
Коломенский р-н
Королев
Красноармейск
Красногорский р-н
Краснознаменск
Ленинский р-н
Лобня
Лотошинский р-н
Луховицкий р-н
Лыткарино
Люберецкий р-н
Можайский р-н
Московская область
Мытищинский р-н
Наро-Фоминский р-н
Ногинский р-н
Одинцовский р-н
Озерский р-н
Орехово-Зуевский р-н
Павлово-Посадский р-н
Подольский р-н
Протвино
Пушкинский р-н
Пущино
Раменский р-н
Реутов
Рошаль
Рузский р-н
Сергиево-Посадский р-н
Серебряно-Прудский р-н
Серпуховский р-н
Солнечногорский р-н
Ступинский р-н
Талдомский р-н
Троицк
Фрязино
Химкинский р-н
Чеховский р-н
Шатурский р-н
Шаховской р-н
Щелковский р-н
Щербинка
Электросталь

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








РЕШЕНИЕ Мособлдумы от 22.03.2000 № 16/91
"О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ КОНТРОЛЬНО - СЧЕТНОЙ ПАЛАТОЙ ПОСТУПЛЕНИЯ В ОБЛАСТНОЙ БЮДЖЕТ СРЕДСТВ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА ЗА 1999 ГОД"
(вместе со "СПРАВКОЙ О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ КОНТРОЛЬНО - СЧЕТНОЙ ПАЛАТОЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ ПОСТУПЛЕНИЯ В ОБЛАСТНОЙ БЮДЖЕТ СРЕДСТВ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА ЗА 1999 ГОД")

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ
от 22 марта 2000 г. № 16/91

О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ КОНТРОЛЬНО - СЧЕТНОЙ ПАЛАТОЙ
ПОСТУПЛЕНИЯ В ОБЛАСТНОЙ БЮДЖЕТ СРЕДСТВ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА
ЗА 1999 ГОД

Московская областная Дума решила:
1. Принять к сведению информацию Контрольно - счетной палаты о результатах проверки поступления в областной бюджет средств земельного налога за 1999 год (приложение).
2. Предложить Губернатору Московской области Б.В. Громову:
2.1. Разработать государственную программу Московской области по реализации Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре".
2.2. Провести целевую инвентаризацию земельных участков, занятых под объектами недвижимого имущества, которые переданы во владение, управление и аренду без оформления земельных отношений, и принять действенные меры по их юридическому оформлению.
2.3. Подготовить предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации и Московской области с целью обеспечения взимания платы за землю с земельных участков, на которые не оформлены документы, предусмотренные Законом Российской Федерации № 1738-1 "О плате за землю".
2.4. Рекомендовать главам муниципальных образований Московской области:
- привести до 01.05.2000 договоры аренды земельных участков, для которых установлена ставка арендной платы за землю ниже базовой, в соответствие с законодательством Российской Федерации;
- обеспечить сбор средств земельного налога за три предшествующих года по плательщикам, своевременно не привлеченным к уплате земельного налога.
2.5. Проинформировать Московскую областную Думу до 1 августа 2000 года о мерах, принятых по реализации настоящего решения, а также об использовании бюджетных средств, выделенных ранее, на проведение работ по созданию земельного кадастра Московской области.
3. Обратить внимание Губернатора Московской области Громова Б.В. на недостаточно проводимую работу в Московской области по организации взимания платы за землю.
4. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на Председателя Московской областной Думы Жарова А.Е.

Председатель
Московской областной Думы
А.Е. Жаров





Приложение
к решению
Московской областной Думы
от 22 марта 2000 г. № 16/91

СПРАВКА
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ КОНТРОЛЬНО - СЧЕТНОЙ ПАЛАТОЙ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ ПОСТУПЛЕНИЯ В ОБЛАСТНОЙ БЮДЖЕТ
СРЕДСТВ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА ЗА 1999 ГОД

В соответствии с решением Московской областной Думы от 12.01.2000 № 9/81 консультантами Контрольно - счетной палаты Московской областной Думы Ананьевым В.Н. и Павлюковым В.П. в январе 2000 года проведена проверка поступления в областной бюджет средств земельного налога за 1999 год.
Проверка проводилась в Министерстве финансов Московской области, Управлении Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московской области, комитетах, инспекциях и управлениях Балашихинского и Ногинского районов и города Реутова.
Основополагающими документами, регламентирующими поступление средств от земельного налога и арендной платы за землю, являлись:
- Закон Российской Федерации № 1738-1 "О плате за землю" с изменениями и дополнениями;
- Федеральный закон № 162-ФЗ "О ставках земельного налога в 1998 году";
- Федеральный закон № 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год";
- Закон Московской области № 18/95-ОЗ "О плате за землю в Московской области" с изменениями и дополнениями;
- Закон Московской области № 26/99-ОЗ "Об областном бюджете на 1999 год".

Статья 1 Закона Российской Федерации "О плате за землю" устанавливает, что использование земли в Российской Федерации является платным, а формами платы Законом определены: земельный налог и арендная плата за землю. В связи с этим проверкой были охвачены вопросы связанные с поступлением в бюджет земельного налога и арендной платы.
В 1999 году в Московской области по учету Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (УМНС РФ) по Московской области количество плательщиков земельного налога и арендной платы за землю составило 46954 юридических лиц и 1538 тыс. граждан, имеющих в собственности, пользовании или владении земельные участки, в том числе 210 тыс. граждан, имеющих земельные участки в садоводческих товариществах, которым исчисление земельного налога производится индивидуально, и 48 тыс. физических лиц - арендаторов земли.
Планирование поступлений земельных платежей в областной бюджет 1999 года Минфином Московской области проводилось на основании сумм платежей, поступивших в 1998 году, с учетом изменений в действующем законодательстве в 1999 году.
Подробный расчет прогнозируемых поступлений средств земельного налога и арендной платы за землю в областной бюджет на 1999 год приведен в приложении.
Плановые показатели, предусмотренные Законом Московской области "Об областном бюджете на 1999 год" в доходной части бюджета, и фактическое исполнение показателей по земельному налогу и арендной плате за землю (по данным месячной бухгалтерской отчетности Министерства финансов Московской области) приведены в таблице:

(в тыс. руб.)
   -----------------------------T----------T---------T---------¬

¦Наименование ¦Плановые ¦Исполнено¦Исполнено¦
¦ ¦показатели¦ ¦в % ¦
+----------------------------+----------+---------+---------+
¦1. Земельный налог ¦ 201183,4 ¦ 144419,0¦ 71,8 ¦
¦ в т.ч. в неденежной форме¦ - ¦ 11767,0¦ - ¦
¦2. Арендная плата за землю ¦ 51951,7 ¦ 53862,0¦ 103,7 ¦
+----------------------------+----------+---------+---------+
¦ Всего: ¦ 253135,1 ¦ 198281,0¦ 79,0 ¦
L----------------------------+----------+---------+----------


Данные таблицы свидетельствуют о значительном недовыполнении плановых назначений бюджета по сбору платы за землю (21,0%).
Основными причинами невыполнения планового задания по земельным платежам являлись следующие:
1. Возврат средств излишне перечисленных налогоплательщиками в 1998 году, а также зачет этих переплат в счет уплаты налога за 1999 год. Данная ситуация возникла в связи с изданием двух Указов Президента РФ. Одним Указом Президента РФ от 18.07.98 № 854 для взимания земельного налога с 01.09.98 был установлен коэффициент 2 для земельных участков в границах городской (поселковой) черты, а другим Указом Президента РФ от 28.10.98 № 1310 был отменен Указ Президента РФ № 854.
В результате в период с 01.09.98 по 28.10.98 образовалась переплата по земельному налогу. В связи с чем одна часть налогоплательщиков потребовала в 1999 году возврата переплаченных сумм, а другая - зачесть эту переплату в счет оплаты земельного налога за 1999 год. Определить общую сумму возвращенных денежных средств, а также сумму зачтенных в счет уплаты земельного налога за 1999 год по Московской области не представляется возможным в связи с отсутствием такой формы отчетности.
Проверкой, проведенной специалистами УМНС РФ по Московской области, установлено, что только в г. Долгопрудный 33 организации в 1998 году по этой причине переплатили земельный налог в размере 606,6 тыс. рублей. Переплаченная сумма зачтена им в качестве налоговых платежей за 1999 год.
2. Задолженность налогоплательщиков по земельному налогу в бюджетную систему Российской Федерации по состоянию на 01.01.2000 (по данным формы № 4-НМ УМНС РФ по Московской области) составила 832886,0 тыс. рублей. Наибольшая задолженность в бюджеты всех уровней по этому налогу сложилась в городах Электросталь - 51547,0 тыс. рублей, Люберцы - 47716,0 тыс. рублей, Щелково - 47577,0 тыс. рублей, Ногинск - 44471,0 тыс. рублей, Одинцово - 34220,0 тыс. рублей.
Кроме того, земельный налог в сумме 47874,3 тыс. рублей, предназначенный для федерального бюджета, был зачислен в областной бюджет. В результате этого возникла задолженность областного бюджета по земельному налогу за 1998 год перед федеральным бюджетом на указанную выше сумму.
3. Имело место необоснованное предоставление льгот по земельному налогу местными органами государственной власти различным организациям. Так, решением Совета депутатов Домодедовского района от 03.07.98 № 35/5 земли, занятые объектами жилищно - коммунального хозяйства района, отнесены к "землям общего пользования" и освобождены от уплаты земельного налога, что противоречит ст. 76 Земельного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, в процессе проверки установлено, что запланированная сумма поступлений в областной бюджет по земельному налогу и арендной плате за землю занижена (на основании действующего законодательства по данному вопросу) и не в полной мере соответствует возможностям Московской области.
Так, согласно данным, представленным УМНС РФ по Московской области и согласованным с земельными комитетами городов и районов области, общая земельная площадь, возможная к обложению земельным налогом и арендной платой за землю составляла 2768,5 тыс. га, из них реально облагалось налогом 80%. Приведенные данные не являются точными показателями, поскольку в большинстве городов, поселков и районов области Комитетом по землеустройству и землепользованию Московской области инвентаризация земель не проводилась (города Железнодорожный, Серпухов, Химки, Кашира, Балашиха и другие).
В соответствии со ст. 13 Закона Российской Федерации "О плате за землю" в 1999 году законодательством Московской области установлены дополнительные льготы по земельному налогу (в пределах суммы земельного налога, находящейся в распоряжении Московской области). Сумма льгот составила 1956,0 тыс. рублей, а в соответствии со ст. 14 этого Закона органами местной государственной власти предоставлено льгот на сумму 35741,5 тыс. рублей.
Только на законном основании предоставлено льгот различным организациям на общую сумму 37697,5 тыс. рублей. При этом местными органами государственной власти предоставлено льгот на сумму в 18 раз большую, чем областными.
Кроме недополученных сумм в областной бюджет, связанных с применением указанных льгот, существуют и потери, которые обусловлены различными нарушениями земельного законодательства.
Согласно ст. 652 ГК РФ по договору аренды зданий и сооружений арендатору одновременно с передачей прав владения или пользования недвижимым имуществом передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования в соответствии с назначением. Арендная плата за землю может взиматься отдельно или в составе общей арендной платы, но с обязательным перечислением арендной платы за землю на бюджетные счета, открытые в территориальных органах федерального казначейства.
Например, в г. Озеры администрацией Озерского района муниципальному предприятию (МП) "ЖРЭУ" переданы на баланс производственные здания, жилищный фонд и нежилые помещения, при этом не было юридически оформлено право пользования земельным участком. Отсутствие таких документов позволило МП "ЖРЭУ" не платить платежи за пользование земельным участком площадью 385335,8 кв. м. В результате чего бюджеты разного уровня недополучили 40,2 тыс. рублей. Инспекцией МНС РФ по г. Озеры МП "ЖРЭУ" было привлечено к налоговой ответственности, однако городская прокуратура отклонила претензию налоговой инспекции (протест от 13.09.99 № 7/3-99) из-за отсутствия оформленных документов на землю. Такое же положение сложилось с ОАО "Глуховский текстиль" г. Ногинска. Здесь также налогооблагаемая база не была подтверждена документами, предусмотренными ст. 15 Закона РФ "О плате за землю". Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации от 11.10.99 № 6127/99 отклонена претензия налоговой инспекции по Ногинскому району к ОАО "Глуховский текстиль" на сумму 8051,1 тыс. рублей.
Только у шести проверенных организаций и предприятий г. Ногинска, в том числе: Автотранспортное хозяйство ОАО "Мосглавснаб", ЗАО "Ногинское лесоторговое предприятие", Ногинское лесоторговое предприятие, Ногинское предприятие комплектации и производственно - коммерческих услуг и другие отсутствовали правоустанавливающие документы на 11,6 г земли, которые использовались ими по своему усмотрению, в том числе и сдавались в аренду.
Не оформлены земельные отношения при сдаче в аренду помещений под магазин ООО "Залесье" площадью 94,0 кв. м и ООО "Интеграл" площадью 487,0 кв. м в г. Шатуре. Подобная практика не только санкционирует бесплатное пользование землей, но и приводит к тому, что организации прекращают оформлять земельные отношения, умышленно уходя от платы за землю, одновременно получая доходы от аренды помещений.
В некоторых городах и районах Московской области широкое распространение приобрело такое нарушение действующего земельного законодательства, как сдача в аренду земельных участков с арендной платой ниже базовой (установленной местной администрацией) или вообще с нулевой ставкой арендной платы. Всего в области по выборочным данным налоговых органов с нулевой ставкой арендной платы за землю в 1999 году заключено 113 договоров, арендуемая площадь по которым составила 4333726,0 кв. м, сумма недополученной арендной платы за землю в бюджеты всех уровней составила 102639,2 тыс. рублей, в том числе в областной бюджет (расчетно) 20527,8 тыс. рублей. Наиболее значительные суммы, выпадающие из бюджета в результате применения нулевых ставок арендной платы, отмечены в городах:

   ----T------------T-------------T----------T--------------¬

¦ № ¦Наименование¦Количество ¦Арендуемая¦Недополучен. ¦
¦п/п¦городов ¦договоров ¦площадь ¦суммы арендной¦
¦ ¦ ¦с "0" ставкой¦в кв. м ¦платы ¦
¦ ¦ ¦арендной, ¦ ¦(тыс. руб) ¦
¦ ¦ ¦платы ¦ ¦ ¦
+---+------------+-------------+----------+--------------+
¦1. ¦Королев ¦ 15 ¦ 159129 ¦ 1116,0 ¦
¦2. ¦Красногорск ¦ 3 ¦ 17376 ¦ 53,6 ¦
¦3. ¦Лыткарино ¦ 5 ¦ 207420 ¦ 1572,2 ¦
¦4. ¦Люберцы ¦ 2 ¦ 432700 ¦ 4614,4 ¦
¦5. ¦Ногинск ¦ 4 ¦ 313058 ¦ 1308,3 ¦
¦6. ¦Подольск ¦ 9 ¦ 314709 ¦ 1996,6 ¦
¦7. ¦Реутов ¦ 3 ¦ 659419 ¦ 5051,1 ¦
¦8. ¦Серпухов ¦ 8 ¦ 231142 ¦ 998,6 ¦
+---+------------+-------------+----------+--------------+
¦ ¦Всего: ¦ 49 ¦ 2334953 ¦ 16710,8 ¦
L---+------------+-------------+----------+---------------


Особенно в этом плане необходимо отметить факт сдачи в аренду земли с нулевой ставкой арендной платы в Луховицком районе организации МП "Рынок "Северный". В свою очередь эта организация заключила договоры с организациями и частными лицами на сдачу в субаренду земельных участков на территории рынка для размещения торговых предприятий с перечислением арендной платы, взимаемой с этих предприятий, на свой расчетный счет, а полученные таким образом суммы отражались в бухгалтерской отчетности МП "Рынок "Северный" в составе операционных доходов и расходовались на собственные цели.
Аналогичная обстановка сложилась со сдачей земли под свалку отходов в городе Подольске, где за прием каждой машины с мусором и отходами взималась плата. В обоих случаях отчислений в областной бюджет за пользование землей не производилось.
Другим распространенным нарушением земельного законодательства явилось несвоевременное заключение договоров на аренду земли или сознательная задержка с регистрацией этих договоров, причем плата за аренду земли по условиям договоров исчислялась с момента регистрации договора, что позволяло арендаторам длительное время бесплатно пользоваться землей. Такие факты были выявлены налоговыми инспекциями в городах Чехов, Истра, Троицк и Красногорск.
Кроме того, следует отметить, что поступившие в областной бюджет 1999 года средства от взимания платы за землю в сумме 198281,0 тыс. руб. были израсходованы на финансирование:
- Министерства сельского хозяйства и пищевой промышленности Московской области - 22537,0 тыс. рублей, в том числе не в денежной форме - 726,0 тыс. рублей;
- Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Московской области - 1694,0 тыс. рублей;
- расходов на общебюджетные цели - 174050,0 тыс. рублей.

Выводы

В областной бюджет 1999 года от взимания платы за землю поступило 198281,0 тыс. рублей, в том числе: по земельному налогу - 144419,0 тыс. руб., или 71,8% от плана; по арендной плате за землю - 53862,0 тыс. руб., или 103,7% от плана.
Из-за применения льгот, установленных действующим законодательством Московской области и местных органов государственной власти, областной бюджет недополучил 1956,1 тыс. рублей, а местные бюджеты недополучили 35741,5 тыс. рублей.
Недоимка земельных платежей и штрафных санкций Московской области в бюджеты всех уровней составила 832886,0 тыс. рублей.
Согласно данным УМНС РФ по Московской области, согласованным с земельными комитетами городов и районов области, платой за землю облагалось около 80% площадей, подлежащих налогообложению.
Имели место случаи передачи на баланс или в аренду недвижимого имущества без оформления необходимых документов по земельным отношениям, в результате пользователи и арендаторы этой недвижимости уклонялись от платы за землю.
В отдельных случаях органами местного самоуправления в нарушение действующего законодательства сдавалась в аренду земля по договорам с нулевыми ставками арендной платы за землю, что привело к недополучению денежных средств бюджетами разного уровня. По этой причине только в установленных случаях областной бюджет недополучил в 1999 году (расчетно) 20527,8 тыс. рублей.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru