Законодательство
Московской области

Балашихинский р-н
Бронницы
Волоколамский р-н
Воскресенский р-н
Дзержинский
Дмитровский р-н
Долгопрудный
Домодедовский р-н
Дубна
Егорьевский р-н
Жуковский
Зарайский р-н
Звенигород
Ивантеевка
Истринский р-н
Каширский р-н
Климовск
Клинский р-н
Коломенский р-н
Королев
Красноармейск
Красногорский р-н
Краснознаменск
Ленинский р-н
Лобня
Лотошинский р-н
Луховицкий р-н
Лыткарино
Люберецкий р-н
Можайский р-н
Московская область
Мытищинский р-н
Наро-Фоминский р-н
Ногинский р-н
Одинцовский р-н
Озерский р-н
Орехово-Зуевский р-н
Павлово-Посадский р-н
Подольский р-н
Протвино
Пушкинский р-н
Пущино
Раменский р-н
Реутов
Рошаль
Рузский р-н
Сергиево-Посадский р-н
Серебряно-Прудский р-н
Серпуховский р-н
Солнечногорский р-н
Ступинский р-н
Талдомский р-н
Троицк
Фрязино
Химкинский р-н
Чеховский р-н
Шатурский р-н
Шаховской р-н
Щелковский р-н
Щербинка
Электросталь

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








ПИСЬМО УМНС РФ по Московской области от 15.11.1999 № 18-27
<О ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПИСЬМО
от 15 ноября 1999 г. № 18-27

Управление Министерства РФ по налогам и сборам по Московской области в связи с многочисленными запросами по процедуре ликвидации разъясняет следующее.
Гражданским кодексом РФ предусмотрено, что "ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам".
В соответствии с ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано:
а) по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе по следующим основаниям:
- в связи с истечением срока, на который было создано юридическое лицо;
- в связи с достижением цели, ради которой оно было создано;
- в связи с признанием судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер;
б) по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
в) в соответствии со ст. 65 ГК РФ вследствие признания его несостоятельным (банкротом).
Наиболее распространенный случай ликвидации юридического лица - добровольная ликвидация организации. Кроме перечисленных выше оснований имеются и другие основания ликвидации юридического лица. В частности неудовлетворенность учредителей ходом работы предприятия, его низкая прибыльность, недостаточный уровень выплачиваемых дивидендов и другие.
Таким образом, началом ликвидации является либо решение суда, либо решение учредителей юридического лица.
После принятия решения о ликвидации учредители предприятия должны письменно известить об этом орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что предприятие находится в процессе ликвидации.
В соответствии со ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан в случае принятия решения о ликвидации письменно сообщить в налоговый орган в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения. Налоговые органы в соответствии со ст. 87 НК проводят налоговую проверку данного предприятия.
Согласно п. 2 ст. 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию и устанавливают порядок и сроки ликвидации. Специальными законами устанавливаются особые требования к формированию ликвидационных комиссий.
В состав ликвидационной комиссии могут входить руководящие лица организации, члены трудового коллектива, учредители или их представители. Состав и сроки работы ликвидационной комиссии фиксируются в протоколе общего собрания.
К ликвидационной комиссии переходят функции и права по управлению делами ликвидируемого юридического лица. Задачей ликвидационной комиссии является завершение деятельности юридического лица.
Ликвидационная комиссия устанавливает срок, в течение которого кредиторы (в том числе по платежам в бюджет) ликвидируемой организации могут предъявить к ней претензии о возврате задолженностей. Согласно ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия обязана опубликовать в официальной печати по месту нахождения своей организации объявление о ликвидации и о порядке и сроке предъявления требований ее кредиторами. Одновременно письменно уведомляются об этом все кредиторы. Срок предъявления требований должен быть не менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации организации.
Далее принимаются все меры по взысканию дебиторской задолженности, то есть предъявляются официальные требования о ее погашении юридическим и физическим лицам, имеющим перед ликвидируемой организацией дебиторскую задолженность. В случае необходимости направляются иски в суды. При этом у ликвидационной комиссии нет права требовать досрочного погашения дебиторской задолженности, срок платежа по которой еще не наступил.
После окончания срока предъявления требований кредиторами, то есть через два месяца после публикации объявления о ликвидации, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого предприятия, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Данный баланс утверждается общим собранием учредителей предприятия по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.
Со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса производится выплата денежных сумм кредиторам. При этом соблюдается очередность, предусмотренная ст. 64 ГК РФ.
Предусмотренная очередность удовлетворения требований кредиторов должна соблюдаться как в тех случаях, когда имущества ликвидируемого юридического лица достаточно для полного удовлетворения всех требований кредиторов, так и в тех, когда при утверждении промежуточного ликвидационного баланса выясняется его недостаточность. Если имеющихся у организации денежных средств на стадии ликвидации будет недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия согласно п. 3 ст. 63 ГК РФ осуществляет продажу имущества организации.
Требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано, считаются погашенными.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями предприятия по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.
Ликвидационный баланс со справками из внебюджетных фондов, подтверждающими внесение всех необходимых платежей, направляется на утверждение в налоговую инспекцию. Из налоговой инспекции, помимо отметки на ликвидационном балансе, необходимо получить справку для банка о том, что задолженности перед бюджетом нет.
В соответствии с п. 8 ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а предприятие - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Заместитель руководителя
Управления Министерства РФ
по налогам и сборам
по Московской области
государственный советник
налоговой службы III ранга
И.А. Очнева


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru