Законодательство
Московской области

Балашихинский р-н
Бронницы
Волоколамский р-н
Воскресенский р-н
Дзержинский
Дмитровский р-н
Долгопрудный
Домодедовский р-н
Дубна
Егорьевский р-н
Жуковский
Зарайский р-н
Звенигород
Ивантеевка
Истринский р-н
Каширский р-н
Климовск
Клинский р-н
Коломенский р-н
Королев
Красноармейск
Красногорский р-н
Краснознаменск
Ленинский р-н
Лобня
Лотошинский р-н
Луховицкий р-н
Лыткарино
Люберецкий р-н
Можайский р-н
Московская область
Мытищинский р-н
Наро-Фоминский р-н
Ногинский р-н
Одинцовский р-н
Озерский р-н
Орехово-Зуевский р-н
Павлово-Посадский р-н
Подольский р-н
Протвино
Пушкинский р-н
Пущино
Раменский р-н
Реутов
Рошаль
Рузский р-н
Сергиево-Посадский р-н
Серебряно-Прудский р-н
Серпуховский р-н
Солнечногорский р-н
Ступинский р-н
Талдомский р-н
Троицк
Фрязино
Химкинский р-н
Чеховский р-н
Шатурский р-н
Шаховской р-н
Щелковский р-н
Щербинка
Электросталь

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








РЕШЕНИЕ Мособлдумы от 03.11.1999 № 5/73
"О ПРОЕКТЕ ЗАКОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБ ОТХОДАХ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


--> примечание.
Московской областной Думой принят Закон Московской области от 08.11.2001 № 171/2001-ОЗ "Об отходах производства и потребления в Московской области".



МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ
от 3 ноября 1999 г. № 5/73

О ПРОЕКТЕ ЗАКОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБ ОТХОДАХ
ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"

Рассмотрев проект закона Московской области "Об отходах производства и потребления в Московской области", одобренный решением Московской областной Думы от 26.11.97 № 15/154, Московская областная Дума решила:
1. Принять за основу проект закона Московской области "Об отходах производства и потребления в Московской области" (приложение).
2. Направить проект закона Московской области "Об отходах производства и потребления в Московской области" в комитеты, государственно - правовой отдел Московской областной Думы, Губернатору Московской области для подготовки предложений и замечаний.
3. Поручить рабочей группе, созданной решением Московской областной Думы от 18.02.98 № 11/7, доработать проект закона Московской области "Об отходах производства и потребления в Московской области" и внести его на рассмотрение Московской областной Думы.
4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на заместителя Председателя Московской областной Думы Сокола С.С.

Председатель Московской
областной Думы
А.Е. Жаров





Приложение
к решению
Московской областной Думы
от 3 ноября 1999 г. № 5/73

Проект

ЗАКОН
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБ ОТХОДАХ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ
В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Настоящий Закон определяет правовую основу регулирования отношений в области (сфере) обращения с отходами производства и потребления в целях минимизации образования отходов, ресурсосбережения и использования отходов в хозяйственной деятельности, предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
Отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с выбросами веществ в атмосферу и со сбросами веществ в водные объекты, с отходами добычи и обогащения полезных ископаемых регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и Московской области.

Глава I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Отходы производства - остатки сырья, материалов, веществ, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, образовавшиеся при производстве продукции, выполнении работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства; вновь образующиеся попутные вещества, не являющиеся целью производства и не находящие применения на данном предприятии (организации), в том числе сельскохозяйственные и биологические отходы.
Отходы потребления - изделия, материалы, продукты, утратившие потребительские свойства в результате физического или морального износа, в том числе бытовые и медицинские отходы, другие отходы, образующиеся в результате потребления, использования или эксплуатации продукции.
Отходы опасные - отходы, которые содержат вещества или компоненты, обладающие одним или несколькими опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью или другими опасными свойствами, установленными документально) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для здоровья человека и/или окружающей среды самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.
Отходы бытовые - различные виды отходов потребления, образующиеся у населения в быту.
Отходы пищевые - отходы производства и потребления - продукты питания, утратившие полностью или частично свои первоначальные потребительские свойства при переработке, хранении, транспортировке, употреблении.
Отходы биологические - отходы, образующиеся в результате медицинской и/или ветеринарной практики, научной деятельности и экспериментов с живыми организмами, биологическими тканями, гибели животных.
Отходы медицинские - материалы, вещества, изделия, утратившие частично или полностью свои первоначальные потребительские свойства в ходе осуществления медицинских манипуляций, проводимых над людьми или животными в медицинских или ветеринарных учреждениях.
Отходы сельскохозяйственные - отходы, образующиеся при производстве и первичной переработке сельскохозяйственной продукции, а также попутная продукция, не находящие применения на данном производстве.
Жизненный цикл отходов - период времени от образования до ликвидации или использования отходов, в течение которого происходят определенные операции по обращению с этими отходами.
Вид отходов - совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов.
Норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.
Вторичное сырье - отходы, которые могут повторно использоваться в хозяйственной деятельности в настоящее время или ближайшую перспективу с учетом технических возможностей и экономической целесообразности.
Ресурсы вторичного сырья - количественное выражение объемов конкретных видов вторичного сырья.
Сортировка отходов (вторичного сырья) - разделение отходов (вторичного сырья) по определенным принципам в соответствии с системой классификации отходов (вторичного сырья).
Обращение с отходами - все виды деятельности по образованию, сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов.
Сбор отходов - удаление отходов из мест образования и накопление их с целью последующего использования или захоронения.
Обезвреживание отходов - обработка отходов различными технологическими методами на специализированных установках с целью предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
Размещение отходов - операции по хранению и захоронению отходов.
Хранение отходов - содержание в течение определенного времени отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего обезвреживания, использования или захоронения.
Захоронение отходов - изоляция отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение для размещения отходов.
Транспортирование отходов - перемещение отходов между местами или объектами их образования, размещения, обезвреживания, использования.
Лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которое разрешается разместить определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.
Паспорт отходов - документ, содержащий единый набор реквизитов, представляющий комплексные сведения о конкретном отходе, удостоверяющий принадлежность отхода к отходам соответствующего вида и класса опасности.
Государственный кадастр отходов - систематизированный свод данных по учету отходов.
Лицензии - специальное разрешение на осуществление деятельности определенного вида в области обращения с отходами в течение установленного срока на определенных условиях.
Сертификация отходов - процедура установления соответствия состава и свойств отходов требованиям или сведениям, которые содержатся в паспортах отходов или иных нормативно - методических документах по отходам.
Идентификация отходов - процедура определения принадлежности конкретного отхода к определенному виду отходов на основе документов и/или контрольных испытаний, замеров и т.д.
Классификатор отходов - информационно - справочный документ целевого прикладного характера, в котором отходы распределяются в соответствии с установленными признаками по виду и классу опасности.
Производитель отходов - юридическое или физическое лицо, чья производственная или иная хозяйственная деятельность связана с образованием, изменением состава, свойств и состояния отходов.
Перевозчик отходов - юридическое или физическое лицо, осуществляющее транспортирование отходов в соответствии с лицензией.
Бесхозяйные отходы - отходы производства и потребления, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен, либо брошенные собственником, или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности.
Экологический паспорт предприятия - нормативно - технический документ, включающий данные по использованию предприятием ресурсов (природных, вторичных, других) и определение влияния его производства на окружающую среду.

Статья 2. Объекты правовых отношений

1. Настоящий Закон основывается на Законах Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды", "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения", "Об отходах производства и потребления", других законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации и Московской области.
2. Настоящий Закон регулирует отношения во всех видах деятельности при обращении с отходами производства и потребления (далее - отходами), устанавливает, регламентирует полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления, права и обязанности юридических лиц независимо от их форм собственности и подчиненности, индивидуальных предпринимателей, граждан и их объединений. Определяет основные принципы, условия и требования по экологически безопасному ресурсосберегающему, экономически выгодному обращению с отходами на территории Московской области.
Положения, нормы и требования настоящего Закона не распространяются на остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, которые используются на самом предприятии, где они образуются.

Статья 3. Отходы как объект права собственности

1. Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, продуктов, товаров, иных изделий, в результате использования которых эти отходы образовались.
2. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли - продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.
3. Собственник вправе передать другому лицу, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения отходами.
4. Право собственности, владения, пользования или распоряжения опасными отходами может быть передано другому лицу, если у этого лица имеется лицензия на деятельность в области обращения с опасными отходами.
5. Лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где имеются бесхозные отходы производства и потребления, имеет право обратить эти отходы в свою собственность, приступить к их использованию, совершать иные действия, свидетельствующие об обращении отходов в собственность.

Глава II
ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ

Статья 4. Нормирование в области обращения с отходами

1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов в производственных процессах и (или) при оказании услуг.
Порядок разработки, утверждения нормативов образования отходов на единицу продукции (энергии), выполнения работ, услуг, регламентирующих количественные и качественные показатели отходов, определяет Правительство Российской Федерации.
В ранее установленные нормативы могут вноситься изменения в сторону их уменьшения с последующим утверждением в установленном порядке.
2. При нарушении нормативов образования отходов деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Статья 5. Использование отходов в качестве вторичного сырья

Отходы производства и потребления подлежат использованию в качестве вторичного сырья или по иному назначению с учетом технической (технологической) возможности, экономической целесообразности, интересов территории в сырье и/или получаемой из отходов продукции, экологических условий территории.
Основой для создания системы взаимосвязанных организационных научно - технических, социальных и экономических мероприятий для обеспечения уменьшения образования отходов, использования их в качестве вторичного сырья, ограничения или предотвращения влияния отходов на окружающую среду являются федеральные, межрегиональные, региональные (областные) и местные программы по обращению с отходами.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели разрабатывают и утверждают в установленном порядке объектовые (локальные) обязательные для исполнения программы и планы обращения с отходами в составе проектов обоснования лимитов на размещение отходов.
Перевод отходов в категорию вторичного сырья собственником (распорядителем) отходов подтверждается документально по согласованию с территориальным органом специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти или его структурными подразделениями на местах.

Статья 6. Требования к размещению отходов

1. Выбор мест под строительство объектов по размещению отходов на территории Московской области планируется и осуществляется при наличии:
а) специальных (инженерно - геологических, экологических, социальных и других) исследований;
б) согласования с территориальными органами специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды и природопользования, санэпиднадзора;
в) положительных заключений государственной экологической экспертизы;
г) решения Администрации Московской области по согласованию с органами местного самоуправления.
Разрешение на захоронение отходов выдается только при обосновании невозможности или нецелесообразности их использования.
2. Выделенные места для размещения отходов используются только для размещения заявленных при оформлении разрешения отходов.
3. Отдельному учету, раздельному (селективному) складированию и хранению подлежат отходы, которые: по своим компонентам (вещественному составу) и перспективности использования в качестве вторичного сырья могут быть переработаны по определенной технологии, подлежащей внедрению; по своим характеристикам соответствуют нормативным требованиям к техногенным (вторичным) месторождениям; по своим физико - химическим свойствам не могут храниться совместно или в непосредственной близости друг от друга.
4. Размещение отходов должно производиться способами, исключающими угрозу здоровью и жизни людей, ухудшение состояния окружающей среды, причинение другого ущерба, а также с соблюдением условий, обеспечивающих возможность использования отходов на месте или после передачи их другим потребителям.
5. Каждый объект размещения отходов должен иметь экологический паспорт предприятия, в котором определены вид отходов, их происхождение, класс опасности, количественные и качественные показатели, рекомендации по безопасному обращению.
6. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
7. Запрещается развитие эксплуатируемых объектов по размещению отходов производства и потребления в местах с неблагоприятными инженерно - геологическими и гидрологическими условиями без разработки и реализации соответствующих технических мероприятий, обеспечивающих соблюдение установленных правил, требований, нормативов по размещению отходов.
8. Запрещается размещение отходов в лесопарковых, курортных, лечебно - оздоровительных, рекреационных зонах, в зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, в водоохранных зонах, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения, в районах развития геотектонических структур, на территориях залегания полезных ископаемых и производства горных работ, в других местах, не соответствующих правилам, требованиям и нормативам по обеспечению безопасности размещения отходов и где технически затруднено и экономически неэффективно выполнение соответствующих мероприятий, при отсутствии которых может возникнуть опасность для здоровья людей и состояния окружающей среды.
9. Объекты для размещения отходов должны быть обустроены и эксплуатироваться в соответствии с проектами, прошедшими государственную экологическую экспертизу, согласованными и утвержденными в установленном порядке. Прием объектов в эксплуатацию осуществляется комиссией в установленном порядке.
10. Обработка отходов при их размещении должна выполняться в соответствии с требованиями санитарных и экологических нормативов, обеспечивая возможность безопасного использования или ликвидации отходов.
11. Собственник объекта размещения отходов или лицо, во владении или в пользовании которого находится объект размещения отходов, обязаны осуществлять экологический мониторинг мест размещения отходов в установленном порядке по проектам, согласованным территориальным органом специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти или его структурными подразделениями.

Статья 7. Требования к очистке городов и других населенных пунктов от отходов

1. Территории населенных пунктов, места временного проживания и отдыха граждан (садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан, дома отдыха, детские лагеря, кемпинги и др.) должны периодически и регулярно очищаться от отходов.
2. Для обеспечения ресурсосбережения и экологической безопасности Администрацией Московской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области создается система сортировки, сбора и ликвидации отходов, предусматривающая:
а) возможность раздельного сбора организациями или индивидуальными предпринимателями с участием населения представляющих хозяйственный интерес компонентов (металл, стекло, текстиль, макулатура, пластмасса, резина, пищевые отходы и т.д.) отходов;
б) организованное накопление, временное хранение и обезвреживание пригодных для использования отходов в установленных (санкционированных) местах;
в) регулярную очистку и вывоз с территорий населенных пунктов отходов, сваленных в неустановленных (несанкционированных) местах;
г) соблюдение установленных санитарных и экологических, ресурсосберегающих правил, требований и нормативов обращения с отходами.
3. Организация работ по очистке от отходов территорий городов и других населенных пунктов, мест временного проживания и отдыха граждан возлагается на органы местного самоуправления.
4. Контроль за соблюдением установленных правил и норм содержания территорий населенных пунктов осуществляют органы местного самоуправления и территориальные органы специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или их структурные подразделения в соответствии со своей компетенцией.
5. Образование и развитие городов, поселков и других населенных пунктов, в том числе мест временного проживания граждан, без предварительного обеспечения необходимых условий для использования или удаления отходов производства и потребления запрещается.

Статья 8. Требования при обращении с опасными отходами

1. Опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду производителем отходов подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями, установленными специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
2. Запрещается осуществление какой-либо производственной деятельности, сопровождающейся образованием опасных отходов, а также деятельности, связанной с последующим обращением с опасными отходами без согласования с территориальными специально уполномоченными государственными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии с их компетенцией.
3. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по обращению с опасными отходами, обязаны обеспечивать безопасность своих работников, населения и надежную защиту окружающей среды от опасного воздействия отходов.
4. Любые опасные отходы подлежат удалению (захоронению и/или уничтожению) или обезвреживанию с соблюдением необходимых мер предосторожности.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие удаление или обезвреживание опасных отходов, обязаны вести их учет в порядке, установленном специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии с их компетенцией; порядок статистического учета и отчетности устанавливает специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
Допускается временное хранение опасных отходов на территории организаций, где эти отходы производятся, при оформлении соответствующего разрешения, в котором устанавливаются сроки, условия и порядок хранения опасных отходов.
5. Деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в процессе которой образуются опасные отходы, может быть ограничена, приостановлена или запрещена в порядке, определяемом действующим законодательством, по предписанию территориальных органов специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль в области обращения с отходами, в случае выявленных нарушений установленных требований, норм и правил по обращению с опасными отходами или при отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасное для здоровья человека и окружающей среды обращение с опасными отходами.
6. Запрещается ввод в эксплуатацию предприятий, а также зданий, строений, сооружений, установок и иных объектов, если в процессе их эксплуатации образуются опасные отходы, которые не могут быть использованы, обезврежены или размещены экологически безопасными способами.
7. Запрещается использовать продукцию, если в процессе ее использования образуются опасные отходы, которые не могут быть использованы, обезврежены или размещены экологически безопасными способами.
8. Вывоз опасных отходов с территории Московской области с целью их использования, обезвреживания, размещения или ликвидации осуществляется при совокупном наличии следующих документов:
а) подтверждения отсутствия в Московской области технической возможности использования, обезвреживания, размещения или ликвидации этих отходов экологически безопасными и эффективными способами;
б) официального подтверждения организации, расположенной на территории другого субъекта Российской Федерации, о согласии принять опасные отходы и о возможности осуществить использование или захоронение отходов экологически безопасным способом;
в) разрешения на транспортировку опасных отходов, в котором указываются условия и требования по их безопасному перемещению;
г) лицензии Министерства торговли Российской Федерации на экспорт отходов, разрешения Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды на трансграничную (транзитную) перевозку опасных отходов и иных документов в соответствии с порядком контроля и надзора за трансграничными перевозками опасных отходов, установленным Правительством Российской Федерации.
9. Ввоз опасных отходов на территорию Московской области с целью их использования, обезвреживания, размещения или ликвидации запрещается без специального разрешения представительного и исполнительного органов государственной власти Московской области и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль в области обращения с отходами.
При этом ввоз опасных отходов допускается при совокупном соблюдении следующих условий:
а) имеется официальное подтверждение организаций, расположенных на территории Московской области, о согласии принять данные опасные отходы, возможности их использования, обезвреживания, размещения или ликвидации экологическими безопасными способами и о принятии на себя ответственности за неблагоприятные последствия обращения с данными отходами;
б) имеется разрешение на транспортировку опасных отходов, в котором указываются маршрут, условия и требования по их безопасному перемещению.
Транзитные перемещения отходов по территории Московской области осуществляются в соответствии с требованиями к транспортированию отходов.

Статья 9. Требования к транспортированию отходов

1. Транспортирование отходов производится только специально оборудованными транспортными средствами, обеспечивающими предотвращение потерь (россыпи, пролива и др.), при наличии паспорта отходов и документации для транспортирования отходов с указанием количества отходов, цели и места транспортирования.
2. Порядок транспортирования опасных отходов на конкретных видах транспорта (автомобильном, железнодорожном, водном), требования по обеспечению безопасности работников и предотвращению воздействия на окружающую среду при транспортировании и выполнении погрузочно - разгрузочных работ и другие требования определяются государственными стандартами, нормами и правилами, утвержденными специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контроль в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
3. Ответственность за ненадлежащее обращение с отходами с момента погрузки на транспортное средство и до выгрузки в установленном месте несет перевозчик, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которому принадлежит данное транспортное средство.
4. Порядок перемещения отходов по территории Московской области устанавливает Администрация Московской области.

Статья 10. Учет и отчетность в сфере обращения с отходами

1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели ведут в установленном порядке первичный учет образования, движения и размещения отходов.
Учету подлежат также отходы, заготовленные специализированными организациями, хранящиеся и захороненные на территории Московской области.
Учет и контроль за движением и размещением отходов, поступающих из других субъектов Российской Федерации, производится отдельно.
Учет и контроль при размещении отходов производится инструментальными методами в соответствии с отраслевыми инструкциями, утвержденными в установленном порядке.
2. Порядок учета в области обращения с отходами определяют специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Порядок статистического учета в области обращения с отходами - специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
3. Юридические лица и индивидуальные предприниматели обеспечивают хранение учетных и отчетных форм в области обращения с отходами в течение сроков, определяемых специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Статья 11. Паспортизация и сертификация при обращении с отходами

1. Основным документом, сопровождающим отход на стадиях его жизненного цикла, является паспорт отхода, в котором прописана характеристика отхода с указанием класса опасности, условий безопасного обращения с ним и возможных направлений использования.
Паспортизацию осуществляют юридические лица и индивидуальные предприниматели - производители отходов.
Порядок паспортизации опасных отходов определяет Правительство Российской Федерации.
Порядок оформления паспорта других отходов определяют территориальные специально уполномоченные государственные органы, осуществляющие контроль в области обращения с отходами.
2. Опасные отходы подлежат обязательной сертификации. Сертификация других отходов производится добровольно или по требованию потребителей отходов, а также по требованию государственных органов или органов местного самоуправления на любой из стадий жизненного цикла отходов.
3. Сертификация состоит в установлении соответствия конкретной партии отхода характеристикам, представленным в паспорте отхода.
Сертификация отходов производится юридическими лицами независимо от их организационно - правовых форм, а также индивидуальными предпринимателями, обладающими соответствующими лицензиями, на основании заключенных договоров с владельцами (распорядителями) или потребителями отходов.
4. Отходы, являющиеся объектом экспорта, импорта, трансграничных перевозок по территории Московской области, подлежат обязательной сертификации в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, и в соответствии с требованиями международной системы сертификации, признаваемыми Российской Федерацией.

Статья 12. Лицензирование деятельности в области обращения с отходами

1. Деятельность в области обращения с отходами, проектирования и строительства объектов размещения отходов, разработки норм и нормативных документов по образованию отходов и лимитов на размещение отходов подлежит лицензированию.
Обязательным условием лицензирования деятельности в области обращения с отходами является соблюдение санитарных и природоохранных требований, норм и правил.
Лицензия выдается на один или несколько видов деятельности в сфере обращения с отходами.
2. Деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в области обращения с отходами без соответствующей лицензии запрещается.
3. Порядок лицензирования в области обращения с отходами определяется законодательством Российской Федерации.
4. Органом, осуществляющим лицензирование деятельности по обращению с отходами на территории Московской области, является территориальный орган специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды.
Лицензионный орган ведет реестр зарегистрированных выданных, приостановленных и аннулированных лицензий.
5. Лицензии, выданные федеральным специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям на все виды деятельности по обращению с отходами, действительны на территории Московской области.
Такой лицензиат, намеренный осуществить деятельность по обращению с отходами на территории Московской области, обязан зарегистрироваться в лицензионном органе Московской области.

Статья 13. Лимитирование деятельности в области обращении с отходами

1. Деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по размещению отходов определяется лимитами на размещение отходов, устанавливаемыми в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду.
2. Лимит размещения отходов устанавливает место их размещения, предельные размеры выделяемой площади, объем складируемых или захораниваемых отходов, способы и условия размещения отходов, их наименование и другие показатели, связанные с предотвращением или ограничением отрицательного влияния отходов на состояние окружающей среды и условия жизни населения.
Разработка и утверждение лимитов на размещение отходов производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
3. Лимит на размещение отходов в Московской области устанавливает территориальный орган специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
4. Документом, устанавливающим лимит размещения отходов, является разрешение на размещение отходов.
Разрешение на размещение отходов, образованных в Московской области, выдается юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям территориальным органом специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере обращения с отходами по согласованию с территориальным специально уполномоченным органом в области санитарно - эпидемиологического надзора на основании проекта обоснования лимитов размещения отходов.
Разрешение на размещение отходов иных субъектов Российской Федерации выдается территориальным органом специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти на основании разрешения на размещение отходов, выданного территориальным органом специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по охране окружающей среды иного субъекта Российской Федерации.
5. Деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по переработке или использованию отходов осуществляется на основании разрешения на переработку отходов.
Разрешение определяет объемы и способы переработки отходов, перечень перерабатываемых отходов в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду.
Разрешение на переработку отходов выдается территориальным органом специально уполномоченного федерального органа в области обращения с отходами по согласованию с территориальным органом специально уполномоченным органом в области санитарно - эпидемиологического надзора.
6. Порядок выдачи разрешений на размещение и переработку отходов определяет территориальный орган специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области обращения с отходами по согласованию с Администрацией Московской области.
7. При нарушении лимитов на размещение отходов деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Статья 14. Информатизация при обращении с отходами

1. Информатизация при обращении с отходами предусматривает все виды деятельности по информационному обеспечению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, заинтересованных государственных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций и населения объективными и достоверными сведениями в установленном законодательством порядке.
2. Информатизация производится с использованием современных машинно - ориентированных программ и технических средств на основе обработки, учетных форм, утвержденных Администрацией Московской области.
3. В базу данных об отходах включаются сведения:
а) об объемах образования отходов производства и потребления различного рода, их свойствах, степени опасности для окружающей среды и здоровья населения, возможном направлении использования ресурсов вторичного сырья;
б) о местах и условиях размещения отходов различного рода, их объемах, свойствах, влиянии на состояние окружающей среды, лимитах хранения и захоронения;
в) о местах подготовки, переработки, обезвреживания, использования отходов, объемах переработки, других направлениях и объемах использования;
г) о потребностях производства в Московской области и других регионах в различных ресурсах продукции, получаемой при использовании отходов;
д) о применяемых и перспективных технологиях, средствах и методах переработки, обезвреживания, использования, ликвидации отходов, разработчиках технологий и оборудования, об организациях - изготовителях оборудования;
е) о правовых актах, нормативных, инструктивных, методических документах, требованиях, правилах, положениях, нормах и нормативах, стандартах, относящихся к сфере обращения с отходами.
4. Организация и финансирование информационного обеспечения по всем вопросам обращения с отходами производства и потребления возлагаются на Администрацию Московской области.
5. Информация по техническим и экономическим вопросам обращения с отходами должна быть доступна без ограничений и предоставляется на договорных условиях юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, общественным организациям и объединениям граждан, заинтересованным в экологически безопасном обращении с отходами в Московской области.

Глава III
ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ,
ГРАЖДАН И ИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

Статья 15. Права юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан и их объединений в сфере обращения с отходами в Московской области

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, граждане и их объединения имеют право:
а) на получение в установленном законодательством порядке полной, объективной и достоверной информации, касающейся обращения с отходами, в том числе опасности, возникающей при функционировании объектов обращения с отходами;
б) на участие в установленном порядке в разработке мероприятий, связанных с обеспечением безопасности, ресурсосбережения при проектировании, сооружении и эксплуатации объектов по обращению с отходами;
в) на компенсацию в установленном законодательством порядке материального ущерба, а также прямого или непосредственного ущерба здоровью граждан, нанесенных вследствие функционирования объектов по обращению с отходами;
г) осуществлять общественный контроль за обращением с отходами производства и потребления через трудовые коллективы или объединения граждан в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Статья 16. Обязанности юридических и физических лиц по ресурсосберегающему безопасному обращению с отходами

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, чья деятельность приводит к образованию отходов или связана с обращением с ними, обязаны:
а) осуществлять деятельность по обращению с отходами только при наличии соответствующей лицензии и разрешительной документации;
б) принимать необходимые организационно - технические и технологические меры по уменьшению образования отходов посредством более рационального использования первичного сырья и использования (применения) малоотходных технологических процессов и производств;
в) обеспечивать эффективное повторное использование отходов, а также соблюдать установленный порядок сбора, размещения и транспортирования отходов;
г) определять и документировать свойства и состав отходов, класс их опасности в соответствии с действующими санитарными и другими правилами, стандартами и методиками;
д) обеспечивать полный сбор, соответствующее хранение и предотвращение уничтожения, порчи отходов, имеющих ресурсную ценность, выполнять мероприятия по специальному складированию, консервации и безопасному хранению указанных отходов, которые временно не используются;
е) разрабатывать за счет собственных средств технологии и рекомендации по сбору и использованию образующихся отходов производства и потребления, в том числе собственной продукции, утерявшей потребительские свойства при эксплуатации;
ж) восполнять в полном объеме потери и ущерб, нанесенные окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, юридическим лицам вследствие небрежного или бесхозяйственного обращения с отходами;
з) обеспечивать профессиональную подготовку и постоянное повышение квалификации работников, занятых в сфере обращения с отходами; лица, допущенные к обращению с опасными отходами, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами.

Статья 17. Полномочия органов государственной власти Московской области в сфере обращения с отходами

1. К полномочиям Московской областной Думы в сфере обращения с отходами относятся:
а) принятие нормативных правовых актов для регулирования отношений в сфере обращения с отходами производства и потребления;
б) определение системы и полномочий органов исполнительной государственной власти и органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами;
в) определение основополагающих направлений социально - экономической и ресурсно - технической политики в сфере обращения с отходами;
г) утверждение государственных программ Московской области и контроль их исполнения.
2. К полномочиям Администрации Московской области в сфере обращения с отходами относятся:
а) реализация государственной политики в сфере обращения с отходами;
б) обеспечение разработки, утверждения и реализации государственных программ Московской области и осуществление контроля за их исполнением, участие в разработке и реализации федеральных и межрегиональных целевых программ;
в) организация и координация деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Московской области в сфере обращения с отходами;
г) организация разработки и реализации мероприятий по правовому, организационному, экономическому, научно - техническому, социальному обеспечению стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к внедрению малоотходных технологий, рациональному использованию природных ресурсов и вторичного сырья;
д) руководство межрегиональными и межгосударственными связями Московской области в сфере обращения с отходами;
е) организация обучения на всех уровнях образования правилам обращения с отходами производства и потребления, способствующим ресурсосбережению, обеспечению безопасности населения и охраны окружающей среды;
ж) принятие решений о расположении, проектировании и строительстве объектов по размещению и переработке отходов;
з) организация и осуществление государственного контроля за деятельностью в сфере обращения с отходами;
и) проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с обращением с отходами;
к) информационное обеспечение в сфере обращения с отходами;
л) обеспечение ведения государственного кадастра отходов.

Статья 18. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований в Московской области в сфере обращения с отходами

1. Органы местного самоуправления муниципальных образований в Московской области осуществляют свою деятельность в части обращения с отходами в пределах полномочий и прав, предоставленных им настоящим Законом, законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области. К их компетенции в том числе относятся:
а) планирование, утверждение, обеспечение реализации местных целевых программ по обращению с отходами, контроль за их исполнением;
б) согласование вопросов размещения на территории соответствующего муниципального образования объектов по обращению с отходами, относящихся к реализации территориальных (межрайонных) и местных целевых программ;
в) согласование решений по отводу земельных участков для строительства объектов размещения и переработки отходов;
г) организация работы по систематической и своевременной ликвидации отходов производства и потребления, образующихся на территориях;
д) обеспечение реализации на территории соответствующих муниципальных образований федеральных, государственных программ Московской области, территориальных и других целевых программ, а также осуществление контроля за надлежащим обращением с отходами.

Статья 19. Воспитательная и просветительская деятельность по проблемам обращения с отходами

1. Органы государственной власти Московской области и органы местного самоуправления муниципальных образований в Московской области организуют и обеспечивают всеобщность, комплексность и непрерывность целенаправленной просветительской и воспитательной деятельности среди населения Московской области по проблемам безопасного и ресурсосберегающего обращения с отходами.
2. Распространение популярных знаний но безопасному, ресурсосберегающему обращению с отходами осуществляется через средства массовой информации посредством выпуска популярной литературы, наглядной агитации, листовок и другими доступными средствами.
3. Профессиональная подготовка специалистов в области обращения с отходами осуществляется при поддержке Администрации Московской области, Московской областной Думы, экологических и иных фондов, ориентированных на улучшение среды обитания.

Глава IV
ОРГАНИЗАЦИОННО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

Статья 20. Основные направления экономического регулирования в области обращения с отходами

Экономическое регулирование в области обращения с отходами на территории Московской области направлено на:
- уменьшение количества образуемых отходов;
- увеличение объемов отходов, вовлеченных в хозяйственную деятельность;
- уменьшение объемов захоронения отходов;
- применение для переработки и размещения отходов экологически приемлемых технологий;
- обеспечение равных возможностей для юридических лиц независимо от их форм собственности и подчиненности и индивидуальных предпринимателей в деятельности, связанной с обращением с отходами;
- повышение ответственности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан за загрязнение отходами окружающей среды.
Механизм организационно - экономического регулирования в области обращения с отходами должен предусматривать:
а) дифференцирование платежей за размещение отходов в зависимости от класса опасности и сырьевой ценности отходов, их пригодности и подготовленности для последующего использования, от экологической обстановки на соответствующей территории, от потребностей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на соответствующей территории во вторичном сырье, за превышения установленных лимитов на размещение отходов;
б) предоставление юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим уменьшение образования отходов, сортировку, сбор, обезвреживание, переработку и использование отходов с применением экологически приемлемых технологий, налоговых, кредитных и других льгот;
в) дифференцирование платы за услуги по сбору, переработке, размещению отходов с учетом их объема, класса опасности, экологической надежности их размещения, месторасположения объекта размещения;
г) целевое финансирование научно - исследовательских, опытно - конструкторских работ, пилотных проектов по переработке и обезвреживанию отходов;
д) применение ускоренной амортизации основных производственных фондов, связанных с осуществлением деятельности по обращению с отходами;
е) уменьшение платежей за загрязнение окружающей среды, или освобождение от них за выполнение природоохранных мероприятий, или зачисление средств, затраченных на выполнение этих мероприятий, в счет указанных платежей.
Меры экономического и другого стимулирования деятельности в сфере обращения с отходами определяет Администрация Московской области с участием территориального органа специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере охраны окружающей природной среды.
Налоговые льготы устанавливаются законом Московской области в соответствии с действующим законодательством.
Органы местного самоуправления вправе устанавливать налоговые и другие льготы субъектам деятельности в области обращения с отходами правовыми актами в соответствии с законодательством.

Статья 21. Плата за размещение отходов

1. Плата за размещение отходов взимается с юридических лиц независимо от их форм собственности и подчиненности, индивидуальных предпринимателей, в результате деятельности которых образуются отходы.
2. Базовые нормативы платы за размещение отходов, порядок установления и взимания платы определяет Правительство Российской Федерации.
3. Дифференцированные ставки платы за размещение отходов устанавливает Администрация Московской области по согласованию с территориальным органом специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере охраны окружающей природной среды на основании базовых нормативов платы за размещение отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом экологической обстановки на соответствующих территориях, лимитов на размещение отходов, количества и классов опасности отходов.
4. Плата за размещение отходов перечисляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации в установленных долях в бесспорном порядке на специальные счета государственных экологических фондов по месту расположения объектов хозяйственной деятельности и используется строго по целевому назначению.

Статья 22. Плата за услуги по сбору, переработке и размещению отходов

1. Плата за услуги по сбору, переработке, обезвреживанию отходов должна стимулировать производителей, а также владельцев (распорядителей) отходов на деятельность по использованию отходов как самостоятельно, так и по передаче отходов другим субъектам для их использования.
2. Плата (тарифы) за услуги по сбору, переработке, обезвреживанию и размещению отходов определяется в зависимости от видов отходов, технической возможности и экономической целесообразности соответствующих мероприятий, экологической обстановки и хозяйственных интересов территории.
3. В состав тарифа на захоронение отходов в обязательном порядке включаются доли затрат на возмещение потери и ущерба, связанных с изменением целевого использования земель, рекультивацию обработанных земель, проведение мониторинга окружающей среды как в период эксплуатации объекта по захоронению отходов, так и в период обустройства территории после завершения ее рекультивации.
Период обустройства территории оговаривается в технических условиях рекультивации, утверждаемых в установленном порядке, но не должен превышать 5 лет.
Средства для возмещения указанных затрат накапливаются при эксплуатации объекта по захоронению отходов и используются строго по целевому назначению.
4. В случае принятия решения Администрацией Московской области или органами местного самоуправления муниципальных образований в Московской области о целесообразности переработки того или иного вида отходов плата за услуги по захоронению этих отходов должна быть выше, чем за услуги по их переработке.
5. Инструкцию по расчетам и взиманию платы (тарифов) за услуги по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов разрабатывает Администрация Московской области.
Конкретный размер тарифа за оказываемые услуги определяется договором между заинтересованными сторонами (поставщиком и приемщиком отходов).

Глава V
КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

Статья 23. Государственный контроль в сфере обращения с отходами в Московской области

1. Государственный контроль в области обращения с отходами осуществляют территориальные органы специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в пределах своей компетенции и органы государственной власти Московской области.
Территориальными органами специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти являются в области охраны окружающей природной среды - Государственный комитет по охране окружающей среды Московской области (Мособлкомприрода), в области санитарно - эпидемиологического контроля - Московский областной центр Государственного санитарно - эпидемиологического надзора, в области геологического контроля - Центральный региональный геологический центр (ЦРГЦ), а также другие специально уполномоченные органы в соответствии с их компетенцией.
2. Государственный контроль в области обращения с отходами осуществляется по следующим направлениям:
- выполнение и соблюдение юридическими лицами независимо от их форм собственности и подчиненности и физическими лицами экологических, санитарных и иных правил, требований, норм и нормативов в области обращения с отходами, в том числе предусмотренных ратифицированными международными договорами;
- соблюдение требований к трансграничному перемещению отходов;
- соблюдение требований предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе требований пожарной, радиационной и химической безопасности при обращении с отходами;
- влияние объектов размещения отходов на состояние окружающей среды;
- соблюдение условий осуществления деятельности в области обращения с отходами, установленных соответствующей лицензией и разрешением;
- выполнение мероприятий по минимизации образования отходов и вовлечению их в хозяйственный оборот в качестве вторичного сырья;
- полнота и достоверность предоставляемой информации в области обращения с отходами;
- принятие мер по устранению выявленных нарушений законодательства в области обращения с отходами;
- соблюдение правил и требований транспортирования опасных отходов.
Органы, осуществляющие государственный контроль в области обращения с отходами, вправе:
- ставить вопрос о привлечении в установленном порядке лиц, виновных в нарушениях законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами и настоящего Закона, к уголовной или административной ответственности;
- предъявлять в суд или арбитражный суд иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, здоровью человека, имуществу юридических и физических лиц;
- ограничивать, приостанавливать или прекращать в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области обращения с отходами, представляющую реальную или потенциальную опасность для окружающей среды.
3. Решения органов, осуществляющих государственный контроль в области обращения с отходами, подлежат обязательному выполнению.
4. Решения органов, осуществляющих государственный контроль в области обращения с отходами, могут быть обжалованы в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

Статья 24. Контроль органов местного самоуправления в области обращения с отходами

Органы местного самоуправления муниципальных образований в Московской области осуществляют контроль в сфере обращения с отходами на территории соответствующего муниципального образования в пределах полномочий, предоставленных им законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.

Статья 25. Производственный контроль в области обращения с отходами

1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами и настоящего Закона.
2. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, по согласованию с Мособлкомприродой.

Статья 26. Общественный контроль в области обращения с отходами

Общественный контроль в области обращения с отходами осуществляют граждане, общественные объединения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, и ставит своей задачей контроль выполнения требований настоящего Закона органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами.

Глава VI
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

Статья 27. Виды ответственности за нарушение законодательства в области обращения с отходами

1. К нарушениям законодательства в области обращения с отходами относятся:
- неисполнение или ненадлежащее исполнение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, должностными лицами и гражданами требований законодательства об отходах;
- принятие нормативных правовых актов и других документов, противоречащих законодательству в области обращения с отходами;
- отсутствие лицензии на деятельность в области обращения с отходами;
- отсутствие разрешения на транспортировку, размещение и переработку отходов;
- несоблюдение установленного порядка, норм, нормативов и правил при обращении с отходами;
- неисполнение предписаний органов, осуществляющих государственный контроль в области обращения с отходами;
- несвоевременное представление или представление необъективной информации по обращению с отходами;
- превышение установленных лимитов размещения отходов на объектах хранения и захоронения отходов;
- уничтожение или снижение ресурсной ценности вторичных ресурсов в результате несоблюдения правил их складирования и хранения;
- несоблюдение установленных правил и режимов (норм) эксплуатации предприятий или установок по переработке, складированию, захоронению и обезвреживанию отходов;
- отсутствие сертификатов в случаях, предусмотренных настоящим Законом;
- передача опасных отходов в обращение юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, не обладающим лицензией и разрешением на соответствующий вид деятельности;
- ведение работ по обращению с отходами без проектной или другой технической документации, согласованной и утвержденной в установленном порядке;
- самовольное размещение отходов в неустановленных (несанкционированных) местах;
- невыполнение требований по ведению мониторинга мест размещения отходов;
- нарушение установленного порядка уборки населенных пунктов и мест временного проживания граждан;
- нарушение иных норм, предусмотренных настоящим Законом, соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
2. Неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства в области обращения с отходами юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско - правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 28. Возмещение вреда, причиненного вследствие нарушения законодательства об отходах

1. Юридические лица, индивидуальные предприниматели возмещают вред, причиненный вследствие нарушения законодательства об отходах, в порядке и размерах, установленных законодательством Российской Федерации.
2. Штрафы за нарушение законодательства об отходах перечисляются на специальные счета государственного экологического фонда в установленном законодательством порядке и используются на мероприятия в области обращения с отходами и природоохранные мероприятия.
3. Уплата штрафа не освобождает лиц, допустивших правонарушения при обращении с отходами, от обязанностей по устранению нарушений, ликвидации их последствий и возмещения вреда, причиненного здоровью человека, окружающей среде, имуществу юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан.
4. Споры по вопросам обращения с отходами решаются в судебном порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Глава VII
МЕЖДУНАРОДНОЕ И МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

Статья 29. Формы сотрудничества

1. Московская область принимает участие в международном и межрегиональном научно - техническом, экономическом и организационно - правовом сотрудничестве в сфере обращения с отходами путем обмена научно - техническими достижениями, прогрессивными технологиями, опытом материально - технического, организационного и правового обеспечения решения проблем отходов, проведения и финансирования совместных мероприятий по ресурсосбережению и более эффективному обращению с отходами.
2. Международное и межрегиональное сотрудничество основывается на добровольности и равноправии отношений сторон и оформляется соответствующим договором.
3. Если международным договором (соглашением) по вопросам обращения с отходами и их трансграничных перевозок предусматриваются иные правила, нежели те, что предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора (соглашения).
4. Поступление и размещение отходов производства и потребления с территории другого субъекта Российской Федерации с целью их переработки и/или захоронения на территории Московской области производится в порядке, установленном договором между органами государственной власти Московской области и соответствующего субъекта Российской Федерации. В договоре предусматриваются в том числе:
- лимиты на размещение и переработку отходов в целом для данного субъекта Российской Федерации на конкретный долгосрочный период, режим поступления, схема размещения отходов;
- механизм совместного контроля объема и качества отходов, их размещения на установленных объектах, режима поступления;
- механизм оплаты в полном объеме услуг по приему отходов на размещение и переработку в пределах установленного лимита и сверх лимита, а также возмещения социально - экологического ущерба;
- условия выделения земельных участков для размещения объектов по переработке и захоронению отходов, поступающих с территории данного субъекта Российской Федерации;
- ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора.

Глава VIII
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 30. Порядок и источники финансирования расходов, связанных с реализацией настоящего Закона

Финансирование расходов, связанных с введением в действие настоящего Закона, осуществляется в рамках реализации государственных программ Московской области, территориальных и местных целевых программ за счет средств областного бюджета, бюджетов муниципальных образований, средств экологических фондов и других источников, ориентированных на обеспечение безопасности и ресурсосбережения в части обращения с отходами.



   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru