Законодательство
Московской области

Балашихинский р-н
Бронницы
Волоколамский р-н
Воскресенский р-н
Дзержинский
Дмитровский р-н
Долгопрудный
Домодедовский р-н
Дубна
Егорьевский р-н
Жуковский
Зарайский р-н
Звенигород
Ивантеевка
Истринский р-н
Каширский р-н
Климовск
Клинский р-н
Коломенский р-н
Королев
Красноармейск
Красногорский р-н
Краснознаменск
Ленинский р-н
Лобня
Лотошинский р-н
Луховицкий р-н
Лыткарино
Люберецкий р-н
Можайский р-н
Московская область
Мытищинский р-н
Наро-Фоминский р-н
Ногинский р-н
Одинцовский р-н
Озерский р-н
Орехово-Зуевский р-н
Павлово-Посадский р-н
Подольский р-н
Протвино
Пушкинский р-н
Пущино
Раменский р-н
Реутов
Рошаль
Рузский р-н
Сергиево-Посадский р-н
Серебряно-Прудский р-н
Серпуховский р-н
Солнечногорский р-н
Ступинский р-н
Талдомский р-н
Троицк
Фрязино
Химкинский р-н
Чеховский р-н
Шатурский р-н
Шаховской р-н
Щелковский р-н
Щербинка
Электросталь

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








ПИСЬМО Прокуратуры МО от 13.09.1999 № 20-7-41-99
"ИНФОРМАЦИЯ О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ПРОКУРАТУРА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПИСЬМО
от 13 сентября 1999 г. № 20-7-41-99

ИНФОРМАЦИЯ О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ ИСПОЛНЕНИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Прокуратурой Московской области проведена проверка исполнения Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в Комитете социальной защиты населения Московской области, управлениях и отделах на местах.
Установлено, что в 1998-1999 гг. в Московской области в соответствии с федеральными целевыми программами разработано 5 государственных программ, направленных на социальную защиту инвалидов и детей - инвалидов:
Программа Московской области по социальной защите населения на 1998 год; "Старшее поколение Подмосковья" на период 1998-1999 годы; "Дети Подмосковья" на 1998-2000 годы; Программа социальной поддержки инвалидов на 1998-2002 годы; "О социальной помощи гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы и других радиационных аварий, проживающим в Московской области".
Однако Комитету социальной защиты населения Московской области в 1998 году на выполнение вышеуказанных программ и содержание подведомственных учреждений из предусмотренных бюджетных средств - 302749,8 тыс. руб. фактически выделено - 170544,0 тыс. руб., или 56,3%.
В первом полугодии 1999 г. финансирование осуществлено на 46% (или 75077,0 тыс. руб.) от запланированного объема - 163552,1 тыс. руб.
Недостаточное финансирование привело к тому, что ряд запланированных мероприятий остался невыполненным. В частности, в
1998 г. только 1424 инвалида (при плане 3101) были обеспечены транспортными средствами. В первом полугодии 1999 г. фактически выделено 97,0 тыс. руб. (4% от планируемой суммы - 65050,0 тыс. руб.) и только 2 инвалидам предоставлен спецавтотранспорт (состоят на учете 4717 инвалидов).
Недополучение бюджетных средств привело к тому, что Комитетом социальной защиты населения Московской области не обеспечена оплата выполненных работ по заключенным договорам с 13 предприятиями по изготовлению протезно - ортопедических изделий и приспособлений, облегчающих жизнь инвалидов. Задолженность за изготовленную и выданную инвалидам продукцию составляет на 01.07.99 28,1 тыс. руб.
Не в полном объеме профинансированы мероприятия программ по укреплению и дальнейшему развитию материально - технической базы учреждений социальной защиты, проведению их капитального ремонта и других работ. Из предусмотренных на эти цели в областном бюджете 19634,0 тыс. руб. фактическое финансирование составило 10158,0 тыс. руб., из которых 5197,7 тыс. руб. проведено Комитетом в виде взаимозачетов между предприятиями и бюджетом Московской области.
Из областного бюджета не выделялись денежные средства на разработку и внедрение единого программного обеспечения государственной медико - социальной экспертизы и государственной службы реабилитации инвалидов, тогда как на ее реализацию предусматривалось выделить 2000,0 тыс. руб.
В нарушение распоряжения Главы Администрации Московской области от 18.10.96 № 451-Р "О медико - социальном обследовании семей с детьми - инвалидами для создания банка данных детей - инвалидов в Московской области" не во всех регионах Московской области сформированы банки данных на инвалидов (Волоколамский, Егорьевский, Зарайский, Клинский, Можайский, Истринский, Орехово - Зуевский, Мытищинский, Раменский, Ступинский, Наро - Фоминский, Серпуховский районы).
Администрацией Московской области своевременно не были созданы в 1996 г. учреждения государственной службы медико - социальной экспертизы (МСЭК). Указанная служба была организована только в 1998 г. на базе 36 упраздненных врачебно - трудовых экспертных комиссий (ВТЭК) в соответствии с постановлением Губернатора Московской области "О создании государственных учреждений Московской области государственной службы медико - социальной экспертизы" от 19.01.98 № 13-ПГ. Одной из острых проблем бюро медико - социальных экспертиз является неукомплектованность специалистами и отсутствие необходимой аппаратуры для проведения экспертиз (Подольский, Егорьевский, Ленинский, Раменский районы и г. Долгопрудный).
Как показал анализ, число впервые признанных инвалидами возросло с 44896 в 1997 г. до 46078 человек в 1998 г. В ряде районов (Зарайском, Лотошинском, Коломенском, Орехово - Зуевском, Люберецком, Луховицком, Красногорском) показатель первичной инвалидности значительно превысил среднеобластной - 70,8 и продолжает оставаться высоким.
Одними из причин инвалидности являются отсутствие диспансерного наблюдения и некачественные медицинские осмотры - 7,8% (в 1997 г. - 7,1%).
В ряде случаев главами районов и городов области принимались решения, в соответствии с которыми ущемлялись права инвалидов на льготное обеспечение лекарственными препаратами.
Например, постановлением главы г. Звенигорода Одинцовского района Московской области "Об упорядочении обеспечения лекарствами льготной категории больных" от 24.05.99 № 233 утвержден перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врачей инвалидам со скидкой 50%, тогда как в соответствии с действующим законодательством указанной категории граждан должна предоставляться льгота по бесплатному обеспечению лекарственными средствами.
Главами Серпуховского, Солнечногорского, Люберецкого, Зарайского, Одинцовского, Красногорского районов и г. Пущино приняты решения, временно запрещающие отпуск лекарственных средств по льготным рецептам или ограничивающие их отпуск.
Все незаконные решения глав муниципальных образований, ограничивающие права инвалидов, гор(рай)прокурорами опротестованы.
В соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в Московской области созданы специальные учреждения социального обслуживания инвалидов. На 01.07.99 в области находится 22 стационарных социальных учреждения, в которых проживает 8230 человек, из них в 4 домах - интернатах для престарелых и инвалидов - 1961 человек, в 11 психоневрологических интернатах - 4996 человек, в 6 детских интернатах для умственно - отсталых детей - 1151 ребенок, в 1 детском интернате для детей с физическими недостатками - 122 ребенка.
Дома - интернаты являются медико - социальными учреждениями с контингентом, нуждающимся в постоянном постороннем уходе и медицинском обслуживании. Однако по состоянию на 01.07.99 укомплектованность домов - интернатов медицинским персоналом составила 85%. При этом Комитетом социальной защиты населения Администрации Московской области не всегда осуществлялся должный контроль за организацией работы по укомплектованию штатов медицинскими сотрудниками, а также по проверке деятельности указанных учреждений на местах.
Так, с 1998 г. по первое полугодие 1999 г. проверками было охвачено только 16 домов - интернатов, или 80% от общего их количества.
На фоне названных упущений в организации работы домов - интернатов установлены факты несоблюдения Инструкции об организации медицинского обслуживания противоэпидемических и санитарно - гигиенических мероприятий в домах - интернатах для престарелых и инвалидов, утвержденной Министерством социальной защиты населения РФ от 28.07.95 № 170.
Указанные нарушения выявлены в Сергиево - Посадском детском доме - интернате, где отсутствовали необходимые средства для оказания медицинской помощи и медикаменты повседневного назначения, тогда как воспитанники страдают хроническими психическими заболеваниями и нуждаются в постоянной медицинской помощи.
Аналогичные нарушения имеют место в Красно - Дубравском детском доме - интернате и Запрудненской школе - интернате.
Такое положение в детских домах - интернатах явилось следствием не только недостаточного финансирования, а также отсутствия контроля со стороны их руководителей за организацией работы.
По данным фактам горпрокурорами внесены представления главам районов.
Имели место случаи, когда руководителями приютов для престарелых и инвалидов, а также домов - интернатов допускались существенные нарушения финансово - хозяйственной деятельности.
Так, в приюте для престарелых и инвалидов при Туровской больнице установлено, что целевое финансирование со стороны Комитета социальной защиты населения Администрации Московской области не осуществлялось. Производилась лишь доплата к заработной плате работникам в размере 15% за напряженность и сложность в работе. В связи с чем главврач больницы Егошина М.К. начиная с 01.05.96 стала незаконно истребовать от проживающих пенсионеров денежные средства на нужды больницы. Всего было получено 815000 руб., которые надлежащим образом не оприходованы. Пенсии получались непосредственно по доверенностям старшей медсестрой Ребровой Л.Ю., а затем выдавались под расписки, на многих из которых отсутствовали подписи.
По изложенному факту Серпуховским горпрокурором было возбуждено уголовное дело в отношении главврача Туровской больницы Егошиной М.К. по ст. 286 ч. 1 УК РФ (превышение должностных полномочий), а в отношении старшей медсестры Ребровой Л.Ю. по ст. 160 ч. 1 УК РФ (хищение чужого имущества, вверенного виновному). 01.07.99 уголовное дело в отношении Егошиной М.К. и Ребровой Л.Ю. прекращено по п. 7 постановления Государственной Думы "Об объявлении амнистии" от 18.06.99.
Установлены и другие факты необоснованного использования денежных средств не по целевому назначению в Куровском, Егорьевском, Черкизовском, Антроповском, Островском, Денежниковском, Филимонковском домах - интернатах и Шереметьевской курсовой базе - автошколе для инвалидов. Всего в указанных домах - интернатах выявлено 86 случаев незаконных выплат бюджетных средств на заработную плату, командировочные расходы, необоснованно или излишне списанного имущества, продуктов питания, горюче - смазочных материалов, а также нецелевого использования бюджетных ассигнований в виде штрафов, пеней и отвлечения на другие непредусмотренные цели на общую сумму 120142 руб.
В Дмитровском доме - интернате из-за неправильного применения повышающихся надбавок к нормам в зимнее время излишне списано бензина в количестве 2226 литров на сумму 6,7 тыс. руб. Использование автотранспортных средств руководством Шереметьевской курсовой базы - автошколы в личных целях привело к незаконному списанию бензина в количестве 1129,9 литров на сумму 2,4 тыс. руб. Кроме того, Дмитровским домом - интернатом допускалось возмещение за счет бюджетных средств всех эксплуатационных расходов подсобного хозяйства по перевозке, которые осуществлялись для нужд дома - интерната. В Звенигородском доме - интернате для престарелых и инвалидов установлены факты оплаты работ по ремонту сооружений подсобного хозяйства за счет бюджетных средств на сумму 1,6 тыс. руб. и преждевременное списание мягкого инвентаря на сумму 1,2 тыс. руб.
При проверке Клинского дома - интерната для престарелых выявлен факт нецелевого использования денежных средств.
Так, денежные средства в сумме 116100 руб., предназначенные для приобретения медикаментов, были использованы на другие хозяйственные нужды интерната, не предусмотренные текущим финансированием.
В Дмитровском и Люберецком домах - интернатах установлены факты завышения стоимости и оплаты работ на сумму 1,2 тыс. руб. и 38,8 тыс. руб. соответственно, что явилось следствием нарушения порядка составления смет, слабого контроля за правильным использованием средств и приемкой выполненных работ.
Принятые меры со стороны Комитета социальной защиты населения Московской области явились недостаточными, о чем свидетельствует тот факт, что по результатам проверок возвращено в бюджет из 120142 руб. необоснованно израсходованных только 33304 руб. В отношении должностных лиц домов - интернатов не принимались меры по привлечению их к материальной ответственности.
Неединичны случаи нарушения ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и постановления Губернатора Московской области "О мерах по реализации Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" от 28.04.98 № 110-ПГ в части предоставления инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, 50% скидки в оплате занимаемой жилой площади и коммунальных услуг (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда).
Например, необоснованно было отказано в предоставлении 50% скидки в оплате жилья и коммунальных услуг отдельным членам семей инвалидов в г. Железнодорожный и Сергиево - Посадском районе.
По указанным нарушениям гор(рай)прокурорами внесены представления руководителям МП ПТП городского хозяйства.
В нарушение Указа Президента РФ "О реформе жилищно - коммунального хозяйства в Российской Федерации" от 28.04.97 № 425 в Щелковском и Орехово - Зуевском районах не соблюдались социальные нормы жилой площади для инвалидов, в пределах которых предоставляются субсидии и льготы по оплате жилищно - коммунальных услуг.
Нарушаются права инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
По состоянию на 01.07.99 всего состоят на учете инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, - 2226 человек. Однако только 182 из них в 1998 г. улучшили свои жилищные условия.
В Орехово - Зуевском районе состоящие на учете с 1983 г. 107 семей инвалидов первой - второй группы, 15 семей, имеющих детей - инвалидов, и 25 семей инвалидов Великой Отечественной войны до настоящего времени не реализовали свое право на улучшение жилищных условий.
Аналогичные нарушения имеют место в г. Электросталь. Так, в течение длительного времени (с 1994 г.) администрация района не обеспечивает жильем инвалидов Великой Отечественной войны, состоящих на учете для улучшения жилищных условий.
Постановлениями глав Мытищинского и Пушкинского районов необоснованно были включены в списки первоочередников инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды 1 группы, тогда как они имели право на внеочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фондов (ст. 14 Федерального закона "О ветеранах").
По данным фактам горпрокурорами внесены представления главам районов об устранении нарушений жилищных прав инвалидов.
Имеют место случаи нарушения ч. 6 ст. 28 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", согласно которой инвалидам должны предоставляться льготы по оплате услуг за пользование телефоном (г. Лобня и Железнодорожный).
Практически во всех регионах Московской области массовый характер приобрели задержки в выплате ежемесячных пособий гражданам, признанным в установленном порядке безработными и являющимся инвалидами.
Например, в Серпуховском районе управлением занятости населения не выплачиваются пособия инвалидам с октября 1998 г. Аналогичные нарушения установлены в Талдомском районе. Горпрокурорами вышеназванных районов в городской суд направлены исковые заявления в порядке ст. 41 ГПК РСФСР в интересах 24 инвалидов на сумму 30 тыс. руб.
В нарушение ст. 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предприятиями и организациями независимо от форм собственности не соблюдаются требования об обеспечении занятости инвалидов и установлении 3% квоты для приема их на работу. В связи с этим предприятиями не вносилась обязательная плата за каждого нетрудоустроенного инвалида при невыполнении квоты или невозможности ее выполнения. Основной причиной неисполнения вышеназванного требования явилось отсутствие необходимой законодательной базы. Вместе с тем главами таких городов и районов, как Домодедовский, Коломенский, Дмитровский, Талдомский, Жуковский, Шатурский, Солнечногорский, Ступинский, Мытищинский, Клинский, в 1998 г. в нарушение ст. 2 Федерального закона "О занятости населения в Российской Федерации" приняты постановления о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов и лиц, особо нуждающихся в социальной защите.
По данным фактам гор(рай)прокурорами внесены представления главам городов и районов об устранении нарушений законодательства о квотировании рабочих мест для граждан, нуждающихся в социальной защите.
Со стороны глав муниципальных образований имеют место случаи принятия положений о порядке и условиях оплаты за социальные услуги, в которых устанавливается размер оплаты предоставляемых услуг гражданам пожилого возраста службой социальной помощи на дому. Указанные положения являются незаконными, так как согласно п. 6 ст. 24 Федерального закона "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" от 02.08.95 № 122-ФЗ порядок и условия оплаты социальных услуг определяются Правительством Российской Федерации, которые до настоящего времени не разработаны.
Так, прокурором г. Ивантеевки принесен протест на постановление главы города, утверждающее вышеназванный порядок. Протест в настоящее время удовлетворен.
Всего по результатам проверок прокурорами внесено 25 представлений об устранении нарушений Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" главам местного самоуправления, 2 представления начальникам отделов социальной защиты населения и 3 начальникам центров занятости, 2 директорам МП ПТП ГХ, 11 руководителям предприятий и организаций, 8 протестов на незаконные акты глав местного самоуправления, 2 предостережения директорам узла связи, 15 исков в интересах 24 инвалидов на сумму 30 тыс. руб.
Прокуратурой Московской области председателю Комитета социальной защиты населения Московской области 24.08.99 внесено представление.
Об изложенном сообщается в порядке информации.

Прокурор Московской области
государственный советник
юстиции 2 класса
М.А. Авдюков


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru