Законодательство
Московской области

Балашихинский р-н
Бронницы
Волоколамский р-н
Воскресенский р-н
Дзержинский
Дмитровский р-н
Долгопрудный
Домодедовский р-н
Дубна
Егорьевский р-н
Жуковский
Зарайский р-н
Звенигород
Ивантеевка
Истринский р-н
Каширский р-н
Климовск
Клинский р-н
Коломенский р-н
Королев
Красноармейск
Красногорский р-н
Краснознаменск
Ленинский р-н
Лобня
Лотошинский р-н
Луховицкий р-н
Лыткарино
Люберецкий р-н
Можайский р-н
Московская область
Мытищинский р-н
Наро-Фоминский р-н
Ногинский р-н
Одинцовский р-н
Озерский р-н
Орехово-Зуевский р-н
Павлово-Посадский р-н
Подольский р-н
Протвино
Пушкинский р-н
Пущино
Раменский р-н
Реутов
Рошаль
Рузский р-н
Сергиево-Посадский р-н
Серебряно-Прудский р-н
Серпуховский р-н
Солнечногорский р-н
Ступинский р-н
Талдомский р-н
Троицк
Фрязино
Химкинский р-н
Чеховский р-н
Шатурский р-н
Шаховской р-н
Щелковский р-н
Щербинка
Электросталь

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








ПИСЬМО УМНС РФ по Московской области от 06.09.1999 № 06-01/2442
"О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПИСЬМО
от 6 сентября 1999 г. № 06-01/2442

О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московской области доводит до сведения и руководства в работе разъяснения Департамента методологии косвенных налогов, налогов с оборота и налога с продаж МНС РФ по некоторым вопросам применения налога на добавленную стоимость.
При осуществлении операций страхования и перестрахования. Подпунктом "е" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации от 06.12.91 № 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" с последующими изменениями и дополнениями от налога на добавленную стоимость освобождены операции по страхованию и перестрахованию, а именно страховые платежи по договорам страхования и перестрахования, заключенным в установленном Законом Российской Федерации от 27.11.92 № 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" порядке между страховой организацией и физическим или юридическим лицом. Не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость и страховой взнос, полученный уполномоченной страховой организацией, заключившей в установленном порядке договор сострахования от имени и по поручению страховщиков.
Вместе с тем комиссионное вознаграждение, полученное уполномоченным страховщиком от участников соглашения по договору сострахования, должно облагаться налогом на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 3 статьи 4 вышеуказанного Закона "О налоге на добавленную стоимость".
В соответствии со ст. 8 вышеуказанного Закона "Об организации страхового дела в Российской Федерации" страховщики могут осуществлять страховую деятельность через страховых агентов и страховых брокеров. Страховые агенты - физические или юридические лица, действующие от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными страховому агенту полномочиями.
В связи с изложенным и учитывая, что в соответствии со статьей 971 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации права и обязанности по сделке, совершенной одной страховой организацией - страховым агентом по поручению другой страховой организации - доверителя возникают непосредственно у доверителя, услуги, оказанные страховым агентом страховщику - доверителю, не подпадают под вышеназванную льготу. Поэтому комиссионное вознаграждение, полученное страховым агентом, подлежит обложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
Доходы, получаемые страховыми брокерами, также подлежат обложению налогом на добавленную стоимость согласно пункту 3 статьи 4 Закона "О налоге на добавленную стоимость", поскольку в соответствии с вышеназванным Законом "Об организации страхового дела в Российской Федерации" страховые брокеры - юридические лица, осуществляющие посредническую деятельность по страхованию от своего имени на основании поручений страхователя либо страховщика.
Статьей 6 Закона "Об организации страхового дела в Российской Федерации" предусмотрено, что предметом непосредственной деятельности страховщиков не может быть производственная, торгово - посредническая и банковская деятельность. Вместе с тем страховщики вправе инвестировать или иным образом размещать страховые резервы и другие средства в государственные ценные бумаги, банковские вклады, недвижимое имущество и др. в порядке, предусмотренном Правилами размещения страховых резервов, утвержденными приказом Минфина России от 22.02.99 № 16н.
Доходы, полученные страховыми организациями от операций, связанных с инвестированием или размещением этих средств на выполнение работ (услуг), предусмотренных статьей 5 Закона "О налоге на добавленную стоимость", не облагаются налогом на добавленную стоимость. Любые другие доходы, полученные страховыми компаниями от размещения этих средств, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
По вопросу возмещения налога на добавленную стоимость при приобретении сырья в Таджикистане за доллары США сообщаем следующее.
Порядок, предусматривающий регулирование налоговых отношений с хозяйствующими субъектами государств - участников СНГ, изложен в письмах Минфина России и Госналогслужбы России от 14.04.93 № 47, № ВЗ-4-05/55н и от 22.09.93 № 109, № ВЗ-4-15/149н "О налоге на добавленную стоимость при расчетах с хозяйствующими субъектами государств - участников Содружества Независимых Государств", согласно которым впредь до принятия межгосударственных соглашений расчеты российских предприятий за реализуемые товары (работы, услуги) хозяйствующим субъектам государств - участников СНГ, должны осуществляться по ценам и тарифам, увеличенным на сумму налога на добавленную стоимость по ставке в размере 20% независимо от того, что в соответствии с российским законодательством по отдельным товарам (работам, услугам) предусмотрены пониженные ставки налога или полное освобождение от его уплаты. Данный порядок расчетов введен в действие с 15.02.93 и действует до настоящего времени независимо от формы оплаты товаров (работ, услуг) и валюты платежа.
При реализации в России товаров (работ, услуг), поступивших от хозяйствующих субъектов стран - участников СНГ, обороты по их реализации подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке. При этом суммы НДС, уплаченные хозяйствующими субъектами этих стран в бюджеты своих стран (кроме Украины), на издержки производства и обращения российского налогоплательщика, не относятся (за исключением товаров, ввозимых организациями розничной торговли, общественного питания и для аукционной продажи товаров) и учитываются в порядке, установленном для отечественных товаров (работ, услуг), то есть принимаются в обязательном порядке к зачету (возмещению) при условии выделения сумм налога отдельной строкой в первичных и расчетных документах.
В связи с этим зачет (возмещение из бюджета) сумм налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам за приобретенные (оприходованные) в Таджикистане материальные ресурсы (выполненные работы, оказанные услуги) в иностранной валюте, осуществляется в рублевом эквиваленте по курсу Банка России на день реальной оплаты поставщику товаров (работ, услуг), включая налог на добавленную стоимость.
Одновременно на запрос от 21.07.99 № 06-13/3942 "О порядке исчисления налога на добавленную стоимость при использовании в расчетах векселей" сообщаем следующее:
1. Вексель - это вид ценной бумаги, представляющий собой письменное безусловное долговое обязательство векселедателя либо иного, указанного в нем, плательщика выплатить векселедержателю по истечении оговоренного срока обозначенную в векселе сумму.
Указом Президента Российской Федерации от 23.05.94 № 1005 "О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины в народном хозяйстве" предусмотрено применение векселей при расчетах между предприятиями за поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг.
Порядок исчисления налога на добавленную стоимость и расчетов с бюджетом у предприятия, получившего вексель в качестве оплаты (или предоплаты), регулируется Законом Российской Федерации от 06.12.91 № 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с учетом последующих изменений и дополнений), в соответствии с которым, этим налогом облагается реализация товаров (работ, услуг) независимо от источника финансирования, в том числе при получении в виде платежного средства ценных бумаг (акций, облигаций, векселей и т.п.). При этом объектом обложения является вся сумма оборота по реализованным товарам, выполненным работам и оказанным услугам.
Согласно пункту 2 статьи 8 вышеназванного Закона для предприятий, которые определяют реализацию товаров (работ, услуг), для целей налогообложения по мере их оплаты датой совершения оборота считается день поступления средств за товары (работы, услуги) на счета в учреждения банков, а при расчетах наличными деньгами - день поступления выручки в кассу.
Поэтому предприятие - продавец, применяющее при исчислении налогооблагаемой базы метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) по оплате, расчеты с бюджетом по налогу на добавленную стоимость должно производить не на момент получения векселя в качестве оплаты за отгруженную продукцию или в виде авансового платежа под предстоящую поставку товара, а при наступлении одного из следующих моментов:
- поступление денег по векселю как при наступлении срока погашения векселя, так и при его досрочном погашении;
- передача векселя по индоссаменту в счет погашения своей кредиторской задолженности за ранее полученные и оприходованные товары (работы, услуги).
В связи с изложенным, если предприятием при расчетах с заказчиком был получен вексель третьего лица на сумму, превышающую задолженность заказчика за выполненные работы (услуги), то получившаяся разница между стоимостью выполненных работ и суммой, указанной на векселе, включается в оборот, облагаемый налогом на добавленную стоимость в том отчетном периоде, когда получены денежные средства, либо он передан по индоссаменту в порядке погашения кредиторской задолженности на сумму, указанную в этом векселе.
2. Согласно статье 7 Закона Российской Федерации от 06.12.91 № 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с учетом изменений и дополнений) суммы этого налога, фактически уплаченные поставщикам материальных ресурсов (работ, услуг), приобретаемых для производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), облагаемых налогом на добавленную стоимость, подлежат зачету (возмещению) из бюджета.
Исходя из изложенного, предприятие - покупатель, использующее в расчетах за приобретаемые товарно - материальные ценности собственный вексель, т.е. являясь векселедателем, имеет право на возмещение (зачет) сумм налога на добавленную стоимость только в момент погашения своего векселя денежными средствами.
Предприятие - индоссант, т.е. использующее для расчетов вексель третьего лица, имеет право на возмещение (зачет) сумм налога на добавленную стоимость в момент передачи векселя третьего лица по индоссаменту в оплату поступивших ему товаров (работ, услуг) от своих поставщиков, но при условии, что указанный вексель покупателем ранее был оплачен денежными средствами либо получен в качестве оплаты за отгруженные товары, выполненные работы и оказанные услуги. В этом случае сумма налога на добавленную стоимость на балансе индоссанта возмещается только в пределах стоимости приобретенных товаров (работ, услуг), не превышающей стоимости отгруженных товаров (работ, услуг) индоссантом своему покупателю, за которые ранее им был получен вексель от векселедателя - покупателя.
Использование в расчетах за приобретаемые товары векселя третьего лица, полученного покупателем по договору займа, т.е. без его оплаты денежными средствами либо товаром, не дает покупателю права на предъявление к возмещению (зачету) из бюджета сумм налога на добавленную стоимость, поскольку отсутствует фактическая их оплата. Кроме того, вызывает сомнение правомерность договора займа, предметом которого является вексель.
Статьей 807 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.
Таким образом, предметом договора займа могут быть как деньги, так и иные движимые вещи, которые определяются родовыми, а не индивидуальными признаками, например определенное договором количество зерна известного сорта или удобрений определенного вида и качества. Имущество, составляющее предмет займа, поступает в собственность заемщика и перестает быть объектом собственности заимодавца. Поэтому последний вправе претендовать на возврат ему лишь аналогичных по количеству вещей того же рода и качества, но не тех же самых вещей.
В связи с этим вексель как вещь, определенная индивидуальными признаками, а именно обязательствами по нему, не может быть передан по договору займа в собственность другой стороны.
Основание: письмо МНС РФ от 27.08.99 № 03-4-09/39.

Заместитель руководителя
ГНИ по Московской области -
государственный советник
налоговой службы II ранга
Т.Л. Подколзина


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru