Законодательство
Московской области

Балашихинский р-н
Бронницы
Волоколамский р-н
Воскресенский р-н
Дзержинский
Дмитровский р-н
Долгопрудный
Домодедовский р-н
Дубна
Егорьевский р-н
Жуковский
Зарайский р-н
Звенигород
Ивантеевка
Истринский р-н
Каширский р-н
Климовск
Клинский р-н
Коломенский р-н
Королев
Красноармейск
Красногорский р-н
Краснознаменск
Ленинский р-н
Лобня
Лотошинский р-н
Луховицкий р-н
Лыткарино
Люберецкий р-н
Можайский р-н
Московская область
Мытищинский р-н
Наро-Фоминский р-н
Ногинский р-н
Одинцовский р-н
Озерский р-н
Орехово-Зуевский р-н
Павлово-Посадский р-н
Подольский р-н
Протвино
Пушкинский р-н
Пущино
Раменский р-н
Реутов
Рошаль
Рузский р-н
Сергиево-Посадский р-н
Серебряно-Прудский р-н
Серпуховский р-н
Солнечногорский р-н
Ступинский р-н
Талдомский р-н
Троицк
Фрязино
Химкинский р-н
Чеховский р-н
Шатурский р-н
Шаховской р-н
Щелковский р-н
Щербинка
Электросталь

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








ПОСТАНОВЛЕНИЕ Губернатора МО от 05.10.1998 № 295-ПГ
"О МЕРАХ ПО ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИЯТИЙ ТЕКСТИЛЬНОЙ И ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 1998-2000 ГОДАХ"
(вместе с "КОНЦЕПЦИЕЙ РАЗВИТИЯ ТЕКСТИЛЬНОЙ И ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ И ЕЕ СТРУКТУРНОЙ ПЕРЕСТРОЙКИ ДО 2000 ГОДА")

Официальная публикация в СМИ:
"Информационный вестник Администрации МО", № 12, 23.11.1998






ГУБЕРНАТОР МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
5 октября 1998 г. № 295-ПГ

О МЕРАХ ПО ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИЯТИЙ
ТЕКСТИЛЬНОЙ И ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 1998-2000 ГОДАХ

В целях обеспечения развития предприятий текстильной и легкой промышленности и финансового оздоровления их, а также сохранения рабочих мест и защиты внутреннего рынка постановляю:
1. Одобрить Концепцию развития текстильной и легкой промышленности Московской области и ее структурной перестройки до 2000 года (приложение).
Предложить руководителям предприятий отрасли в рамках Концепции представить на рассмотрение Министерства поддержки производителей Московской области (Б.И. Балашов) бизнес - планы и инвестиционные проекты развития производства.
Департаменту Федеральной государственной службы занятости населения по Московской области (Н.П. Пашин) предусмотреть ежегодные выделения средств предприятиям текстильной и легкой промышленности на конкурсной основе в целях сохранения и создания новых рабочих мест и компенсационных выплат в связи с вынужденным отпуском без сохранения заработной платы.
2. Министерству поддержки производителей Московской области (Б.И. Балашов) в срок до 1 ноября 1998 года провести конкурс товаров легкой промышленности, закупаемых бюджетными организациями Московской области.
Главному управлению здравоохранения (В.В. Лябин), Департаменту социальной защиты населения (В.И. Лагункина), Главному управлению внутренних дел Московской области (А.Н. Куликов), Департаменту Московской области по образованию (Н.Г. Бурдина), Московскому областному фармацевтическому управлению (Т.И. Шелаева) в срок до 1 декабря 1998 года заключить договоры с предприятиями текстильной и легкой промышленности Московской области на изготовление и поставку в 1999-2000 годах товарно - материальных ценностей, необходимых для указанных учреждений и организаций, в пределах имеющихся ассигнований. Комитету по финансам и налоговой политике (Л.А. Дьяконова) осуществлять финансирование названных бюджетных организаций и учреждений Московской области при наличии соответствующих договоров на поставку продукции и оказание услуг по фактическому выполнению указанных объемов.
Министерству поддержки производителей Московской области (Б.И. Балашов) осуществлять постоянный контроль за ходом выполнения данных договоров. Распространить вышеуказанный порядок обеспечения поставок продукции бюджетным организациям производителями всех отраслей промышленности Московской области.
3. Министерству поддержки производителей Московской области и Московскому областному профсоюзу работников текстильной и легкой промышленности подготовить проект совместного обращения Администрации Московской области и Московского областного профсоюза работников текстильной и легкой промышленности к Президенту Российской Федерации с просьбой предоставить предприятиям текстильной и легкой промышленности, имеющим задолженность по платежам в бюджеты всех уровней и социальные государственные внебюджетные фонды, право направлять до 50 процентов поступающих на расчетный (текущий) счет средств на выплату заработной платы в соответствии с временным порядком, определяющим очередность списания денежных средств, поступающих на расчетные (текущие) счета предприятий, предложенным постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 20.05.98 № 203-СФ.
4. Внести предложения в Московскую областную Думу:
- сохранить предприятиям отрасли действие статьи 33 Закона Московской области "О льготном налогообложении в Московской области" в части налога на имущество;
- уменьшить сумму налога на пользователей автомобильных дорог в части средств, зачисляемых в областной дорожный фонд, на 50 процентов.
5. Главам городов и районов Московской области завершить в 1999 году прием объектов социальной сферы (жилье, общежития, детские сады, котельные, очистные сооружения, сети коммуникаций) предприятий отрасли в ведение органов местного самоуправления.
До передачи этих объектов в муниципальную собственность осуществлять совместное финансирование затрат на содержание указанных объектов.
6. Рекомендовать главам городов и районов Московской области устанавливать для предприятий текстильной и легкой промышленности тарифы на коммунальные и другие услуги, не превышающие 50 процентов от установленных для бюджетных организаций.
7. Поручить Московской областной энергетической комиссии (В.И. Балашов) оказать помощь в заключении договоров между АО "Мосэнерго" и организациями текстильной и легкой промышленности по установлению тарифов за пользование электрической энергией при условии выполнения текущих платежей и роста объемов производства.
8. Администрации по торговле и услугам населению (А.Л. Абрамян) совместно с органами местного самоуправления оказать содействие предприятиям текстильной и легкой промышленности, выпускающим товары народного потребления, в реализации их продукции путем организации ярмарочной и других форм торговли в городах и районах Московской области и рассмотреть вопрос о выдаче бесплатных разрешений на право торговли и предоставления торговых площадей.
Администрации по торговле и услугам населению (А.Л. Абрамян), Министерству поддержки производителей Московской области (Б.И. Балашов), Комитету по финансам и налоговой политике (Л.А. Дьяконова) при подготовке проекта областного закона по введению налога с продаж рассмотреть вопрос о возможности предоставления налоговых льгот для предприятий текстильной и легкой промышленности Московской области.
9. Просить Правительство Российской Федерации о поддержке предприятий текстильной и легкой промышленности по выделению из федерального бюджета средств на условиях возвратности и платности с целью финансирования расходов на сезонную закупку сырья и материалов для производства товаров народного потребления и товаров производственно - технического назначения организаций текстильной и легкой промышленности Московской области до 300 млн. рублей под поручительство Администрации Московской области.
10. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого Вице - главу Администрации Московской области В.О. Власова и министра поддержки производителей Московской области - первого заместителя Главы Администрации Б.И. Балашова.

Губернатор Московской области
А.С. Тяжлов





Приложение
к постановлению Губернатора
Московской области
от 5 октября 1998 г. № 295-ПГ

КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ ТЕКСТИЛЬНОЙ И ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ И ЕЕ СТРУКТУРНОЙ ПЕРЕСТРОЙКИ
ДО 2000 ГОДА

Введение

Концепция развития и структурной перестройки текстильной и легкой промышленности Московской области на 1998-2000 годы разработана Московским областным профсоюзом работников текстильной и легкой промышленности совместно со специалистами ведущих предприятий и организаций отрасли, Министерством по промышленности и науке, Комитетом по экономике Администрации Московской области в целях определения общих положений государственной политики развития отрасли в Московской области на этапе формирования рыночной системы хозяйствования в регионе с учетом состояния и тенденций развития текстильной и легкой промышленности в России и ее интеграции в мировую экономику.
Исходными предпосылками формирования основных положений Концепции стали:
- исторически сложившиеся структура производственных мощностей и организационные формы проведения научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ в регионе;
- фактическое распределение собственности в сфере текстильной и легкой промышленности и реальные возможности государства в управлении развитием;
- состояние товарных рынков в стране и перспективы развития их инфраструктуры в регионе - системы учреждений и организаций, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг и оборот капиталов;
- потенциальные возможности смежных отраслей Московской области и близлежащих регионов по обеспечению текстильной и легкой промышленности сырьем, материалами, оборудованием;
- опыт индустриально развитых стран по развитию текстильной и легкой промышленности.
Одним из приоритетных направлений отечественной промышленности должна стать текстильная и легкая промышленность, обеспечивающая быструю оборачиваемость и высокую эффективность вложенных ресурсов, широкую межрегиональную и межотраслевую кооперацию, весомый вклад в экономическую безопасность государства, устойчивый рынок сбыта.

1. Состояние текстильной и легкой
промышленности Московской области

Текстильная и легкая промышленность Московской области объединяет 17 подотраслей, более 200 предприятий с числом работающих 131,6 тысячи человек. Промышленность области в значительной степени определяла жизнеспособность экономики региона: давала 26 процентов денежных средств в доходной части областного бюджета, доля в общем объеме валового внутреннего продукта достигла 8,2 процента (1990 год), объем розничного товарооборота продукции отрасли составлял 30 процентов общего розничного товарооборота непродовольственных товаров области. Текстильная и легкая промышленность является важным производителем и поставщиком своей продукции для силовых структур и ведущих отраслей промышленного комплекса России. В связи со снижением платежеспособности потребителей внутренний рынок товаров текстильной и легкой промышленности России в период с 1990 по 1997 год сократился в 3-4 раза по всем изделиям отрасли. При этом до 70-80 процентов увеличился импорт, ранее составлявший 20-25 процентов.
В среднем уровень использования производственных мощностей в 1997 году составил 10 процентов по сравнению с 1990 годом, численность работающих в отрасли снизилась на 50 процентов, в том числе в 1997 году на 15 процентов. Техническая оснащенность предприятий не позволяет им стать полноценными субъектами рынка. Менее одного процента предприятий полностью укомплектованы современным импортным оборудованием, позволяющим выпускать конкурентоспособную продукцию и быстро реагировать на изменения конъюнктуры рынка. Высококачественное оборудование имеют примерно 30 процентов предприятий. Возраст других основных средств и используемых технологий составляет 10-20 и более лет. Из-за отсутствия требуемых инвестиций происходят технологический распад отрасли, резкое снижение выпуска качественной продукции. В условиях разрыва прежних хозяйственных связей и отсутствия товарных рынков с развитой инфраструктурой для каждого предприятия стала актуальной проблема материально - технического снабжения и сбыта продукции, включая поиск продавца и покупателя, транспортирование и хранение товара, оформление операций.
Средний доход работающих в отрасли за I квартал 1998 года составил 690 рублей в месяц, что почти в 2 раза ниже среднего дохода в промышленности области, темп роста безработицы самый высокий в народном хозяйстве. Непрекращающийся спад производства, низкий уровень зарплаты и рост безработицы создают предпосылки для социальных потрясений. Большинство предприятий 1997 год закончило без прибыли. Кредиторская задолженность предприятий превысила дебиторскую более чем в 3 раза. Отечественные товаропроизводители находятся в неравных условиях с зарубежными и не могут составить им конкуренцию даже на внутреннем рынке. Цены на импортные товары аналогичного качества ниже, чем российские. В результате постоянно растущих тарифов на тепло и электроэнергию доля расходов на единицу продукции в 3-5 раз больше, чем в странах дальнего зарубежья. Доля затрат на сырье в себестоимости продукции снизилась с 85,9 процента в 1990 году до 42,5 процента в 1997 году. Доля затрат на энергоресурсы в себестоимости выросла с 1,4 процента до 13,5 процента.
Положение многих предприятий осложняет сохранение на их балансе объектов социально - культурного и коммунального назначения. На это уходит от 20 до 50 процентов прибыли.

2. Цель и основные задачи развития и структурной
перестройки текстильной и легкой промышленности области

Главная цель развития и структурной перестройки текстильной и легкой промышленности до 2000 года состоит в сохранении и расширении внутреннего и внешнего рынка товаров отечественного производства на базе повышения конкурентоспособности продукции и производств при максимально возможном сочетании государственных интересов России, обеспечении занятости населения.
Основными задачами развития текстильной и легкой промышленности являются:
1. Обеспечение экономической безопасности государства в части государственного заказа, спецпродукции и удовлетворения потребностей в тканях, одежде и обуви. По расчетам для полного удовлетворения требований экономической безопасности необходимо увеличить объемы производства по сравнению с уровнем 1997 года: тканей всех видов - в 3-4 раза, трикотажных изделий - в 5 раз, чулочно - носочных изделий - в 2,5 раза, обуви - в 3-4 раза.
2. Обеспечение эффективного использования и развития имеющейся в России сырьевой базы, научно - технического и производственного потенциала текстильной и легкой промышленности, а также смежных отраслей (машиностроения, агропромышленного комплекса, химической промышленности).
Потенциальные возможности страны по производству шерсти натуральной, льноволокна, химических волокон и нитей позволят увеличить выпуск шерстяных тканей на предприятиях Московской области по сравнению с уровнем 1997 года в 4 раза, льняных тканей - в 5 раз, шелковых тканей - в 6 раз, обуви - в 5 раз.
3. Комплексное развитие инфраструктуры товарного рынка.
Важное значение для стабилизации и развития отрасли имеет создание рыночной инфраструктуры текстильной и легкой промышленности, включающей в себя системы оптовой и розничной торговли (в том числе фирменные магазины) потребительских товаров с комплексом выставочных и торговых залов, оборудованных складских помещений, информационных и деловых центров, современной системой телекоммуникаций.
4. Создание благоприятных условий для отечественных товаропроизводителей текстильной и легкой промышленности на внутреннем и внешнем рынках в открытой экономике и с учетом международного разделения труда.
Необходимо добиться такого положения, при котором удовлетворение потребностей в изделиях текстильной и легкой промышленности в основном обеспечивалось бы за счет отечественного производства. Доля импорта при этом не должна превышать 30-40 процентов от общего потребления. Также следует более полно использовать имеющиеся возможности для продвижения отечественных товаров на внешний рынок.
5. Стабилизация и улучшение социально - экономического положения в регионах, максимально возможное сохранение рабочих мест и создание новых на базе реструктуризации предприятий.
Необходимо разработать и реализовать эффективные меры по использованию имеющихся трудовых ресурсов, не допускать увеличения безработицы и за счет создания новых рабочих мест снизить социальную напряженность на рынке труда.

3. Направления и основные приоритеты развития
и структурной перестройки текстильной
и легкой промышленности

3.1. Осуществление структурных изменений в отрасли

В структуре товарной продукции, сложившейся в рамках единого экономического пространства бывшего СССР, доминирующее положение принадлежало продукции подотраслей текстильной промышленности: хлопчатобумажной, шерстяной, льняной, шелковой и других. На их долю приходилось до 70 процентов общей стоимости товарной продукции, в то время как доля подотраслей легкой промышленности - швейной, кожевенной, меховой и обувной составляла 30 процентов. Производство хлопчатобумажных, шерстяных, льняных тканей и нетканых материалов значительно превышало внутриреспубликанскую потребность. Эти изделия в больших объемах вывозились в другие республики. В то же время собственное производство шелковых тканей, трикотажных, чулочно - носочных изделий и обуви не обеспечивало потребности России.
Необходимо добиться такого положения, при котором выпуск готовых изделий (швейных, в том числе и из натуральной кожи, трикотажных, чулочно - носочных, меховых и обуви) доминировал бы в общем объеме товарной продукции текстильной и легкой промышленности. При этом уменьшится удельный вес хлопчатобумажных тканей, производимых полностью из импортного сырья, получат развитие льняная и шерстяная отрасли в основном в части расширения ассортимента и улучшения качества. Кардинальным образом должно измениться положение в производстве трикотажных изделий в связи с большой емкостью внутреннего рынка, возможностью использования собственной сырьевой базы, низкими удельными капитальными затратами и быстрой окупаемостью.

3.2. Эффективное использование отечественной сырьевой базы

Основные ориентиры здесь следующие:
- в хлопчатобумажной подотрасли необходим переход к преимущественному производству смешанных тканей из хлопка и синтетических волокон. При этом приоритетность в закупках хлопка относительно страны - поставщика должна определяться только стоимостью сырья соответствующего качества. При бартерных сделках расчеты должны вестись в мировых рыночных ценах;
- льняная подотрасль может быть обеспечена отечественным сырьем полностью уже к 2000 году. Это предусмотрено Федеральной целевой программой "Развитие льняного комплекса России на 1996-2000 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации № 1498 от 19 декабря 1996 г. Одновременно важным направлением здесь должно стать расширение производства смешанных тканей, внедрение котонизации;
- в шерстяной подотрасли проблемными вопросами производства тканей являются снижение их линейной плотности на 25-30 процентов и увеличение производства смешанных тканей из шерсти и химических волокон, в основном синтетических. В производстве самой шерсти необходимо увеличить долю высококачественного продукта до уровня 30 процентов;
- в кожевенно - обувном производстве более эффективное использование кожевенного сырья может быть достигнуто за счет улучшения технологии снятия шкур, их первичной обработки и консервирования, углубления переработки отечественного кожевенного сырья с увеличением выпуска конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках кожтоваров и изделий из них, внедрения новых технологий на базе ферментных препаратов, биоразлагаемых ПАВ и жирующих композиций, комплексных хромовых дубителей, беспикельного и бесхромового дубления, металлокомплексных красителей, кремнийорганических и акриловых композиций;
- меховая подотрасль может быть обеспечена отечественным сырьем при условии создания необходимых экономических стимулов для агропромышленного комплекса по сохранению, улучшению и росту поголовья овец и более интенсивному развитию клеточного звероводства, при этом усилия в подотрасли должны быть направлены на создание нового ассортимента мехового и шубного полуфабриката из традиционных видов сырья и внедрение новых передовых технологий выделки и крашения пушно - мехового сырья, способствующих снижению веса полуфабриката, повышению пластичности кожевенной ткани и увеличению выхода площади обработанных шкурок;
- сырьевая проблема фарфоро - фаянсовой подотрасли в настоящее время решается освоением глин Ульяновского месторождения Калужской области, на очереди освоение еще более перспективного месторождения "Журавлиный лог" Челябинской области. Разведанные там запасы каолина могут обеспечить потребности фарфоро - фаянсовой подотрасли, а также производства бумаги и резинотехнических изделий в объеме 200 тыс. тонн в течение более 50 лет (сегодня в России добывается 60 тыс. тонн).
Таким образом, потенциальные возможности России позволяют во многом обеспечить текстильную и легкую промышленность отечественным сырьем.

3.3. Повышение конкурентоспособности производства
на основе его реструктуризации, реконструкции,
технического перевооружения, совершенствования
имеющихся и создания новых технологий

В рыночной экономике большое значение для производителей продукции имеет мобильность при смене и расширении ассортимента. В условиях недостатка у предприятий средств и отсутствия долгосрочных инвестиций развитие техники и технологии в ближайшее время должно проводиться по пути совершенствования имеющегося технологического оборудования и внедрения технологий, позволяющих полнее использовать отечественное химическое и натуральное сырье. В прядении с учетом мирового опыта доминирующим способом производства должен стать кольцевой способ, позволяющий получить пряжу более высокого качества и низкой линейной плотности. Вывод мощностей целесообразно производить за счет пневмомеханических прядильных машин. Следует обратить внимание на технологии, позволяющие более широко использовать отечественное льняное волокно и отходы производства:
- технологию производства хлопкольняной пряжи с использованием до 25 процентов низкосортного короткого льноволокна за счет его котонизации;
- технологию производства пряжи из смеси льна и низкосортного хлопка с применением льняных прядильных машин мокрого прядения;
- технологию производства смесовых льнохлопковискозных пряж для трикотажа с использованием короткого льняного волокна.
В ткачестве основное внимание должно быть уделено увеличению ширины вырабатываемых тканей за счет полной замены узких ткацких станков на широкие и производству тканей более сложных структур, что возможно путем оснащения ткацких станков ремизоподъемными каретками и жаккардовыми машинами.
В отделочном производстве большая часть оборудования не приспособлена для отделки тканей большой ширины, что требует проведения технического переоснащения.
В производстве нетканых материалов особое внимание следует уделить разрабатываемой технологии получения и отделки нетканых материалов обувного, мебельного и одежного назначения из льняных отходов.
В трикотажном производстве расширению ассортимента и повышению качества продукции будет способствовать внедрение ресурсосберегающей технологии производства бельевых изделий, основанной на применении новых видов пряж хлопкового типа малой линейной плотности.
В швейном производстве повышению эффективности должно способствовать внедрение новых отечественных технологий, находящихся в стадии разработки, или создания опытных производств, а также передовых зарубежных технологий:
- системы автоматизированного проектирования швейных изделий и технологических процессов, позволяющих ускорить запуск в производство новых моделей в 3-4 раза;
- гибкого автоматизированного подготовительно - раскройного производства, дающего возможность повысить производительность труда и точность кроя в 2-3 раза;
- ресурсосберегающей технологии переработки межлекальных и краевых отходов от раскроя текстильных материалов, позволяющей дополнительно вовлечь в производство 3-4 процента материалов;
- углубленной переработки кожевенного сырья (с использованием имеющихся и внедрением новых отечественных химических материалов), обеспечивающей выпуск конкурентоспособных кож широкого ассортимента (в том числе анолиновых, нубук, велюр и др.) для пошива и изготовления одежды, обуви, галантереи, мебели.
В обувном производстве целесообразно расширить производство модной обуви клеевого метода крепления с применением новых отечественных комплектующих материалов, внедрение автоматизированной системы конструкторско - технологической подготовки производства обуви.
Реструктуризация предприятий отрасли, направленная на создание конкурентной производственной среды, предусматривает:
- реорганизацию предприятий с образованием нескольких самостоятельных производств конечной продукции или объединенных в ассоциацию;
- выделение из предприятия одного или нескольких участков производства конечной продукции;
- модернизацию некоторых звеньев технологической линии предприятия при условии, что все остальные звенья обеспечивают необходимые производительность и качество операций;
- внедрение ускоренной амортизации на основе совершенствования амортизационной политики в отрасли в период 1998-2000 гг. и создания рынка самортизированных (частично или полностью) видов высвобождаемого оборудования;
- создание на производственных предприятиях научно - исследовательских, маркетинговых и рекламных подразделений;
- объединение в ассоциацию научно - исследовательской организации и производственного предприятия;
- создание финансово - промышленных групп, в том числе и международных;
- создание крупных ассоциаций предприятий разного профиля с целью аккумулирования средств для последовательного их реформирования.
Техническое перевооружение отрасли должно обеспечить мобильность предприятий путем оснащения их универсальным оборудованием. Опыт индустриально развитых стран свидетельствует о том, что наибольшей устойчивостью на рынке обладают текстильные предприятия, оснащенные оборудованием, обеспечивающим возможность диверсификации производства относительно видов волокна. Это необходимо для придания гибкости производству и возможности применения в России всего ассортимента химических волокон, льна, шерсти, различных видов смешанных тканей, в том числе с хлопком. Важное значение для повышения качества продукции и ее конкурентоспособности имеет сертификация и внедрение международных стандартов, в том числе ЭКО-ТЕКС 100, регламентирующего все стадии производства текстиля и изделий из него от выращивания и производства волокон до химических технологий отделки текстильных материалов.

3.4. Переподготовка кадров

Основные направления технического переоснащения и внедрения новых технологий, финансового оздоровления предприятий и завоевания рынков сбыта для отечественных товаров требуют иного подхода к формированию и подготовке кадров. Прежде всего необходима программа адаптации к новым условиям системы подготовки кадров - научных, инженерно - технических работников и рабочих. Особое внимание следует уделить руководящему составу предприятий и отраслевых институтов. Целесообразно расширять подготовку специалистов в высшей школе по заказу предприятий. Это будет способствовать постепенному преобразованию производственных структур в производственно - научные, способные решать не только задачи по освоению новых технологий и оборудования, но и по разработке перспективных решений. Отраслевые институты должны разрабатывать и внедрять новые технологии, оказывать помощь в подготовке бизнес - планов и проектов технического перевооружения.

3.5. Совершенствование и реорганизация структуры отрасли

Учитывая мировой опыт структурных изменений в развитии текстильной и легкой промышленности за последние 15-20 лет, ее финансовой стабилизации, необходимо поэтапно осуществить структурную перестройку отрасли с тем, чтобы создать наиболее оптимальную экономическую среду функционирования предприятий отрасли, включающую в себя:
- систему управляющих холдингов и ведущих структурообразующих акционерных обществ, основными функциями которой является координация производственно - коммерческой деятельности предприятий отрасли;
- банковский союз - объединение банков и кредитных учреждений, обслуживающих предприятия текстильной и легкой промышленности;
- несколько крупных внешнеторговых организаций;
- ряд специализированных торговых фирм, имеющих торговый дом, постоянно действующую систему выставок, ярмарок, электронную систему оптовой и розничной торговли и др.;
- исследовательские консорциумы, формирующие средства на НИОКР по продуктовому принципу;
- международные объединения, включающие в себя предприятия стран СНГ и дальнего зарубежья, созданные с целью взаимодействия по совместному использованию сырьевой базы, оборудования, трудовых и финансовых ресурсов;
- группы компаний, включая производственные, вертикально интегрированные группы, финансовые группы, финансово - промышленные группы с торговыми и сырьевыми сегментами, сформированные по продуктовому и региональному принципам;
- инкубаторы новых технологий и высокоэффективных фирм;
- венчурные компании;
- инвестиционные финансовые институты - фонды, фонды развития, лизинговые компании, инвестиционные банки и другие финансово - кредитные учреждения.

4. Государственное регулирование в отрасли

На данном этапе рыночных преобразований в России важная роль принадлежит государственному регулированию в экономике страны. Одной из вынужденных мер, направленных на уменьшение спада производства и повышение занятости, а также на удержание отрасли от самоликвидации, должно остаться субсидирование сезонных закупок предприятиями сырья и материалов под жестким контролем государственных структур для недопущения неоправданного роста цен на них.
В 1998 году необходимо завершить передачу в ведение местных органов власти объектов социально - культурного и коммунального назначения. До передачи этих объектов следует применить совместное их финансирование предприятиями и администрациями на местах или финансирование данных объектов местной администрацией в счет налогов предприятий в местные бюджеты. Для создания условий по стабилизации и развитию текстильной и легкой промышленности необходимо участие государства в погашении задолженности в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды, а также за оплату энергоносителей, транспортных перевозок путем реструктуризации долгов за счет проведения взаимозачетов, амнистирования задолженности по пеням и штрафам, предоставления долгосрочных кредитов на погашение задолженности, погашение задолженности за счет реализации товарной продукции по размещаемому на предприятии социальному заказу и других мер.
В плане защиты отечественных товаропроизводителей необходимо срочное принятие следующих мер: введение квот на импорт готовой продукции текстильной и легкой промышленности; разумное повышение таможенных пошлин на ввозимые в Россию изделия отрасли при одновременной обязательной сертификации их; разработка и реализация жестких мер по отношению к организациям, участвующим в незаконном и полузаконном импорте текстильной продукции, совершенствование законодательно - нормативной базы и правовой практики и другие меры.
Необходимо радикальное изменение системы кредитования в плане обеспечения доступности кредитных ресурсов для производственных предприятий (снижение кредитных ставок, упрощение процедуры оформления кредитов, выдачи долгосрочных кредитов, реальное обеспечение государственных гарантий под эффективные быстроокупаемые (2-3 года) инвестиционные проекты). Наряду с этим требуется разработать и приступить к реализации комплексных мероприятий по созданию благоприятного инвестиционного климата на федеральном и региональном уровнях.
Деятельность государства по перечисленным основным направлениям развития отрасли должна осуществляться экономическими методами, реализуемыми проведением бюджетной, налоговой, финансово - кредитной, инвестиционной, внешнеэкономической политики.

5. Объемы финансирования и основные
этапы реализации

Реализация основных направлений развития и структурной перестройки текстильной и легкой промышленности Московской области на 1998-2000 годы должна осуществляться в соответствии со следующими основными этапами.
Этап 1. Реструктуризация и стабилизация финансово - хозяйственной деятельности ведущих предприятий отрасли, формирование и отработка замкнутых технологических цепочек в подотраслях текстильной и легкой промышленности, наращивание потенциала развития (1998 год). Этап предусматривает комплексную реструктуризацию ведущих предприятий в наиболее значимых подотраслях текстильной и легкой промышленности области, налаживание и отработку экономически эффективных замкнутых технологических цепочек в отрасли, нацеленных на конечный результат, наращивание технико - технологического потенциала, кредитование устойчивых предприятий на пополнение оборотных средств, привлечение и освоение финансовых ресурсов под быстроокупаемые инвестиционные проекты и программы, направленные на повышение конкурентоспособности отрасли, в т.ч.: "Глуховский текстиль", "Серпуховской кожевенный завод "Труд", "Дмитровский искусственный мех", "Лен Подмосковья", "Трикотажная промышленность" и другие замкнутые технологические цепочки.
Этап 2. Расширение и укрепление кооперационных связей предприятий отрасли, реструктуризация и стабилизация финансово - хозяйственной деятельности предприятий - участников реализации основных направлений развития и структурной перестройки, выход на устойчивое развитие ведущих предприятий отрасли (1999 год).
Этап 3. Стабилизация и устойчивое развитие текстильной и легкой промышленности Московской области, рефинансирование ведущими предприятиями финансовых ресурсов в отрасль (2000 год).

6. Ожидаемая эффективность от реализации

В результате реализации предлагаемых в Концепции комплексных мероприятий прогнозируются положительные структурные сдвиги в производственной, внешнеэкономической, технико - технологической, финансовой, экологической и социальной сферах в отрасли. Доля потребления на внутреннем рынке к уровню 1995 года возрастет: тканей всех видов с 10 до 25 процентов; трикотажных изделий с 15 до 37 процентов , чулочно - носочных изделий с 18 до 42 процентов; обуви с 7 до 24 процентов; по другим видам изделий отрасли до 25-34 процентов. Повысится доля применяемых в промышленности технологий мирового уровня к 2000 году до 18-20 процентов, доля товарной продукции, произведенной с применением ресурсосберегающих базовых технологий, составит 48-52 процента.
Будут сертифицированы к 2000 году весь объем выпускаемой и большая часть ввозимой продукции по номенклатуре товаров текстильной и легкой промышленности.
Улучшится социальная обстановка в области, при этом более чем в 2 раза возрастет число рабочих мест.

Заключительные положения

Настоящая Концепция должна лечь в основу региональной целевой программы "Развитие и структурная перестройка текстильной и легкой промышленности Московской области на 1998-2000 годы", которая может рассматриваться как составная часть разрабатываемой федеральной целевой программы "Развитие и структурная перестройка текстильной и легкой промышленности России на 1997-2005 годы".
Управление региональной целевой Программой и контроль за ходом ее реализации должен осуществляться на основе применения экономических методов и механизмов стимулирования предприятий, реализующих мероприятия данной Программы, в том числе путем предоставления им различных форм государственной поддержки.
Для ведения Программы, координации деятельности на всех уровнях и оперативной корректировки ее мероприятий следует создать дирекцию Программы со штатом постоянно действующих работников.
Придание Программе статуса региональной целевой обусловлено комплексностью научно - технических и экономико - правовых мер, которые будут использованы районами области, с учетом особенностей их развития, экономического потенциала и расположения.
Реализация Концепции должна производиться на основе развития отношений партнерства и взаимодействия всех заинтересованных участников: предприятий (акционерных обществ), государственных органов управления на федеральном, региональном и местном уровнях, отраслевого профсоюза, заинтересованных банков, частных инвесторов и других хозяйствующих субъектов.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru