Законодательство
Московской области

Балашихинский р-н
Бронницы
Волоколамский р-н
Воскресенский р-н
Дзержинский
Дмитровский р-н
Долгопрудный
Домодедовский р-н
Дубна
Егорьевский р-н
Жуковский
Зарайский р-н
Звенигород
Ивантеевка
Истринский р-н
Каширский р-н
Климовск
Клинский р-н
Коломенский р-н
Королев
Красноармейск
Красногорский р-н
Краснознаменск
Ленинский р-н
Лобня
Лотошинский р-н
Луховицкий р-н
Лыткарино
Люберецкий р-н
Можайский р-н
Московская область
Мытищинский р-н
Наро-Фоминский р-н
Ногинский р-н
Одинцовский р-н
Озерский р-н
Орехово-Зуевский р-н
Павлово-Посадский р-н
Подольский р-н
Протвино
Пушкинский р-н
Пущино
Раменский р-н
Реутов
Рошаль
Рузский р-н
Сергиево-Посадский р-н
Серебряно-Прудский р-н
Серпуховский р-н
Солнечногорский р-н
Ступинский р-н
Талдомский р-н
Троицк
Фрязино
Химкинский р-н
Чеховский р-н
Шатурский р-н
Шаховской р-н
Щелковский р-н
Щербинка
Электросталь

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








ПИСЬМО ГУ по труду и социальным вопросам МО от 29.05.1998 № 01-42/610
<О РЕКОМЕНДАЦИЯХ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ ТРУДА И ТРУДОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ НА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ">
(приняты 27 марта 1998 года)

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АДМИНИСТРАЦИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО ТРУДУ И СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ

ПИСЬМО
от 29 мая 1998 г. № 01-42/610

Направляем Рекомендации Международной конференции "Проблемы охраны труда и трудовых правоотношений на малых предприятиях и пути их решения" (приняты 27 марта 1998 года в г. Москве).
Просим довести через средства массовой информации указанные Рекомендации до сведения предприятий и организаций, расположенных на территории города (района).
Одновременно предлагаем разработать городскую (районную) программу по данной проблеме, включив в нее, в частности, мероприятия по созданию широкой сети централизованных служб охраны труда на паевых началах (по отраслям) для решения организационных и технических вопросов непосредственно на малых предприятиях, разработке нормативно - методической литературы по охране труда с учетом специфики малых предприятий, программ обучения руководителей и работников и др. (приложение)

Начальник Главного управления
по труду и социальным вопросам
Московской области
В.А. Рушев





Приложение
к письму Главного управления
по труду и социальным вопросам
Московской области
от 29 мая 1998 г. № 01-42/610
РЕКОМЕНДАЦИИ
МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ ТРУДА
И ТРУДОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ НА МАЛЫХ
ПРЕДПРИЯТИЯХ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ"

Приняты 27 марта 1998 года в г. Москве

Международная конференция "Проблемы охраны труда и трудовых правоотношений на малых предприятиях и пути их решения" в лице более 600 представителей малых предприятий, федеральных органов и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, объединений работодателей и профсоюзов, ряда зарубежных стран, Международной организации труда (МОТ) отмечает, что проводимая в Российской Федерации политика экономических преобразований направлена на формирование рыночных отношений, создание условий для развития малого предпринимательства практически во всех сферах хозяйственной деятельности
К настоящему времени количество малых предприятий превысило 840 тыс. В них занято более 12 млн. человек, что составляет около 18% от общей численности работающих в Российской Федерации. Данный сектор экономики обеспечивает около 15% поступлений в федеральный бюджет и способствует снижению напряженности на рынке труда за счет создания новых рабочих мест и трудоустройства работоспособного населения.
Участники Конференции отмечают, что развитию малого предпринимательства в значительной степени препятствуют несовершенная законодательная база деятельности малых предприятий, значительное налоговое бремя, трудности в получении кредитов, высокая арендная плата.
В то же время участники Конференции выражают озабоченность тем, что при осуществлении предпринимательской деятельности работодатели и работники малых предприятий не уделяют должного внимания обеспечению нормальных условий труда. Предприятия зачастую функционируют в не приспособленных для производства помещениях, с использованием морально и физически изношенного оборудования, работы проводятся с нарушением требований безопасности производства, санитарно - гигиенических нормативов и трудовых прав работающих.
В частности, на многих предприятиях в нарушение КЗоТ Российской Федерации с работниками не заключаются трудовые договоры, прием на работу и увольнение не оформляются приказами, трудовые книжки не заполняются, грубо нарушается режим труда и отдыха, к сверхурочным и ночным работам нередко привлекаются беременные женщины и подростки, доплата за внеурочную работу не производится и т.п.
Допускаются многочисленные грубые нарушения норм по охране труда, не обеспечиваются права работников на защиту от воздействия вредных и опасных производственных факторов, на отказ работника без каких-либо последствий для него от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья, на обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты, на обучение безопасным методам и приемам труда и др.
Проверки, проводимые органами исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации, органами системы Рострудинспекции, Госгортехнадзора и Госсанэпиднадзора, показывают, что как учредители, так и руководители и другие ответственные работники малых предприятий зачастую не обладают необходимыми знаниями законодательства о труде и охране труда. На этих предприятиях, как правило, отсутствуют необходимые нормативные материалы по охране труда, их руководители сами не проходят обучения и проверки знаний по охране труда и, соответственно, не обеспечивают обучение безопасным методам труда работников. Только на отдельных предприятиях выполняются требования о создании комитетов (комиссий) по охране труда, еще более редко заключаются коллективные договоры или соглашения. О результате на многих малых предприятиях уровень производственного травматизма (в том числе со смертельным исходом) значительно выше, чем на предприятиях других форм собственности.
Учитывая сложившееся неблагоприятное положение в области охраны труда в сфере малого предпринимательства и принимая во внимание исключительную важность этой сферы экономики для страны, Конференция считает необходимым обратиться к Правительству Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации с просьбой обеспечить разработку и принятие норм, предусматривающих обязательность закрепления в учредительных и других правоустанавливающих документах предприятий и других организаций требований по безусловному соблюдению работодателями законодательства о труде и охране труда, недопущению нарушений трудовых прав наемных работников, обязательному социальному страхованию работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, об установлении для субъектов малого предпринимательства льготных условий кредитования и налогообложения, затрат на проведение мероприятий по обеспечению безопасных условий труда, а также о введении государственной статистической отчетности малых предприятий о затратах на охрану труда и показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Конференция рекомендует:
1. Минтруду России и Государственному комитету Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти:
- при разработке законодательных и иных нормативных, правовых актов о труде и охране труда учитывать специфику малых предприятий;
- разработать рекомендации (положение) об организации работы по охране труда на малых предприятиях;
- подготовить предложения об обязательности получения положительного заключения органов государственной экспертизы условий труда и санэпиднадзора при лицензировании видов деятельности, связанной с рисками травмирования или профессиональной заболеваемости работников;
- при разработке механизма обеспечения экономической заинтересованности работодателей в создании безопасных и здоровых условий труда предусмотреть соответствующие льготы для малых предприятий;
- подготовить, издать массовым тиражом и направить на места справочное пособие для руководителей и работников малых предприятий по наиболее актуальным вопросам трудовых отношений и охраны труда;
- рассмотреть возможность финансирования разработки типовых инструкций по охране труда для основных профессий и видов деятельности в сфере малого предпринимательства;
- организовать разработку типовых программ для обучения руководителей и работников малых предприятий с учетом специфики их деятельности;
- совместно с Госкомстатом России рассмотреть вопрос об установлении статистической отчетности по условиям труда, производственному травматизму и профзаболеваемости, имея в виду представление и обработку таких сведений не реже одного раза в год;
- совместно с Многодисциплинарной группой МОТ разработать и обеспечить выполнение плана практических мероприятий по дальнейшему сотрудничеству с МОТ в сфере развития малых и средних предприятий с учетом положений, изложенных в Программе сотрудничества между Российской Федерацией и Международной организацией труда на 1998-1999 гг;
- продолжить работу по дальнейшему развитию сотрудничества в области охраны труда со странами - участниками Содружества Независимых Государств;
- обобщить поступившие от участников Конференции предложения и принять необходимые меры по их реализации.
2. Органам исполнительной власти по труду, поддержке и развитию малого предпринимательства субъектов Российской Федерации, соответствующим органам местного самоуправления возглавить работу по координации усилий всех заинтересованных государственных органов и общественных организаций по оказанию реальной помощи малым предприятиям в организации работы по охране труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и нарушений трудовых прав работников. В этих целях:
- способствовать формированию общественного мнения об экономической целесообразности соблюдения требований законодательства о труде и охране труда и необходимости повышения уровня знаний в этой сфере у руководителей и работников малых предприятий;
- использовать имеющиеся возможности для создания на некоммерческой основе широкой сети учебных, консультативных и сервисных центров для удовлетворения потребностей малых предприятий в обеспечении нормативной документацией, средствами индивидуальной и коллективной защиты, решении организационных и технических проблем охраны труда непосредственно на малых предприятиях;
- проводить обучение руководителей и работников малых предприятий по вопросам охраны труда, как правило, на льготных условиях, а в исключительных случаях - и на бесплатной основе;
- оказывать помощь малым предприятиям, осуществляющим производственную деятельность, связанную с повышенными рисками повреждения здоровья работников, в проведении аттестации рабочих мест по условиям труда и разработке на этой основе мер по приведению их в соответствие с действующими нормами;
- практиковать по опыту Московской, Ярославской областей и некоторых других субъектов Российской Федерации проведение смотров - конкурсов, распространение опыта по организации работы в области охраны труда, проведение регулярных семинаров - совещаний с руководителями малых предприятий с рассмотрением на них результатов проверок и путей устранения выявленных недостатков;
- при регистрации уставов малых предприятий обеспечивать включение в них обязательств, связанных с охраной труда работников, в том числе по возмещению вреда в случае их травмирования или получения профессионального заболевания.
3. Объединениям работодателей, региональным союзам, ассоциациям и другим общественным объединениям малого предпринимательства:
- использовать разнообразные способы воздействия на формирование у руководителей малых предприятий сознания высокой ответственности за сохранение жизни и здоровья работников, неукоснительное соблюдение их трудовых прав, включая конституционное право на работу в условиях, отвечающих требованиям безопасности и санитарии;
- рассмотреть возможность создания малыми предприятиями солидарных фондов для финансирования мероприятий по охране труда, а также привлечения на договорной основе специалистов по охране труда в целях оказания практической помощи руководителям малых предприятий по этим вопросам.
4. Органам государственного надзора и контроля:
- активизировать свою деятельность по предупреждению нарушений законодательства о труде и охране труда на малых предприятиях, деятельность которых связана с повышенными рисками для здоровья работников:
- при проведении инспекционных мероприятий особое внимание обращать на соблюдение трудовых прав работников, санитарно - гигиенических нормативов, состояние оборудования, нарушения норм труда в отношении женщин и подростков, организацию обучения работников безопасным приемам и методам труда;
- усилить профилактическую направленность своей деятельности в отношении малых предприятий, одновременно привлекая к строгой ответственности злостных нарушителей законодательства о труде и охране труда.
5. Профсоюзам и их объединениям:
- полнее использовать права, предусмотренные законом о профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности при осуществлении общественного контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда на малых предприятиях;
- повысить требовательность к работодателям и их объединениям за создание безопасных условий труда;
- добиваться, чтобы на малых предприятиях заключались и выполнялись коллективные договоры и соглашения по охране труда;
- принять активное участие в работе по формированию на малых предприятиях института профсоюзных уполномоченных по охране труда и представителей профкомов в совместных комитетах (комиссиях) по охране труда;
- организовать систематическое обучение профсоюзных работников и активистов по вопросам трудового законодательства и охраны труда.
6. Руководителям малых предприятий считать соблюдение трудовых прав, сохранение жизни и здоровья работников, предупреждение травматизма и профессиональных заболеваний важнейшим направлением своей деятельности и в этих целях:
- не допускать в работе предприятий применения неисправного оборудования и технических средств, а также несертифицированных средств индивидуальной и коллективной защиты;
- принимать необходимые меры по устранению имеющихся недостатков и нарушений в сфере охраны труда и трудовых правоотношений с работниками;
- возлагать ответственность за организацию работы по охране труда (в случае отсутствия специальной службы) на одного из ответственных работников, прошедшего специальное обучение в организации, имеющей соответствующее разрешение;
- при необходимости шире использовать привлечение для консультаций специалистов соответствующих органов и специализированных организаций;
- организовать разработку и обеспечение работников необходимым минимумом инструкций по охране труда по профессиям или видам деятельности;
- организовать изучение работниками требований законодательных и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда, непосредственно относящихся к их деятельности;
- совместно с профсоюзами принять меры по созданию на предприятиях совместных комитетов (комиссий) по охране труда.
Международная конференция выражает уверенность, что руководители малых предприятий, государственные органы, объединения работодателей и профсоюзов примут активное участие в реализации настоящих Рекомендаций и совместными действиями обеспечат решение имеющихся проблем в области охраны труда и трудовых правоотношений на малых предприятиях и тем самым будут способствовать развитию малого предпринимательства и усилению его роли в развитии экономики России.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru