Законодательство
Московской области

Балашихинский р-н
Бронницы
Волоколамский р-н
Воскресенский р-н
Дзержинский
Дмитровский р-н
Долгопрудный
Домодедовский р-н
Дубна
Егорьевский р-н
Жуковский
Зарайский р-н
Звенигород
Ивантеевка
Истринский р-н
Каширский р-н
Климовск
Клинский р-н
Коломенский р-н
Королев
Красноармейск
Красногорский р-н
Краснознаменск
Ленинский р-н
Лобня
Лотошинский р-н
Луховицкий р-н
Лыткарино
Люберецкий р-н
Можайский р-н
Московская область
Мытищинский р-н
Наро-Фоминский р-н
Ногинский р-н
Одинцовский р-н
Озерский р-н
Орехово-Зуевский р-н
Павлово-Посадский р-н
Подольский р-н
Протвино
Пушкинский р-н
Пущино
Раменский р-н
Реутов
Рошаль
Рузский р-н
Сергиево-Посадский р-н
Серебряно-Прудский р-н
Серпуховский р-н
Солнечногорский р-н
Ступинский р-н
Талдомский р-н
Троицк
Фрязино
Химкинский р-н
Чеховский р-н
Шатурский р-н
Шаховской р-н
Щелковский р-н
Щербинка
Электросталь

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








ПИСЬМО ГНИ по Московской области от 20.03.1995 № 01-07
<ОБ ОСОБЕННОСТЯХ СОСТАВЛЕНИЯ РАСЧЕТОВ ПО НАЛОГАМ ПО ПРЕДСТАВЛЕННЫМ ГОДОВЫМ ОТЧЕТАМ ЗА 1994 ГОД>
(по результатам семинара ГНИ по МО от 9-10 февраля 1995 г.)

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ
ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПИСЬМО
от 20 марта 1995 г. № 01-07

Государственная налоговая инспекция по Московской области направляет ответы на вопросы, поставленные на семинаре со специалистами ГНИ по Московской области 9-10 февраля 1995 года на тему "Годовые отчеты за 1994 год, особенности составления расчетов по налогам в соответствии с изменениями и уточнениями налогового законодательства в 1994 году" (приложение).

Заместитель начальника
ГНИ по Московской области
государственный советник
налоговой службы II ранга
Т.Л. Подколзина





Приложение
к письму
ГНИ по Московской области
от 20 марта 1995 г. № 01-07

I. Особенности составления и представления
налогоплательщиками годовых отчетов и балансов за 1994 год

1. Вопрос.
Юридическое лицо заявляет, что никакой деятельности в 1994 году не производило, финансовых результатов не имеет. Каков порядок представления годового отчета за 1994 год в данной ситуации?

Ответ.
Согласно внесенным изменениям в п. 1.1 инструкции о порядке заполнения форм годового бухгалтерского отчета предприятия от 24 июня 1992 года № 48, исключившим слова "осуществляющие предпринимательскую деятельность", годовые отчеты за 1994 год обязаны представить все предприятия и организации - юридические лица - независимо от форм собственности и наличия предпринимательской деятельности, а также финансовых результатов.

2. Вопрос.
В каком нормативном документе определено представление в ГНИ баланса по совместной деятельности, кроме основного баланса?

Ответ.
В п. 1.4 инструкции от 24 июля 1992 года № 48 и п. 16 инструкции № 4 от 6 марта 1992 года "О порядке начисления и уплаты в бюджет налога на прибыль".

3. Вопрос.
Какой порядок представления аудиторского заключения по годовым отчетам на 1994 год; действия ГНИ в случае непредставления такого заключения?

Ответ.
По этому вопросу Правительством РФ принято постановление от 7 декабря 1994 г. № 1355 (опубликовано в газете "Экономика и жизнь" № 51, 1994 год), согласно которому начиная с отчета за 1994 год подлежит обязательной проверке бухгалтерская отчетность значительной группы экономических субъектов, а именно: акционерные общества открытого типа с численностью свыше 100 участников по состоянию на конец года, банки и другие кредитные учреждения, страховые организации, товарные и фондовые биржи, инвестиционные институты, внебюджетные фонды (источниками образования средств у которых являются обязательные отчисления, такие как Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, межотраслевые внебюджетные фонды и т.п.), благотворительные фонды, совместные предприятия с участием иностранного капитала, при этом доля иностранного инвестора не ограничена (от 1% и т.д., включая страны СНГ). Для решения практических вопросов необходимо обратиться непосредственно к вышеуказанному постановлению Правительства. При этом срок представления аудиторского заключения, как правило, не будет совпадать со сроком сдачи баланса в зависимости от срока проверки, указанного в договоре с аудиторской организацией, но не позднее 10 дней со дня окончания проверки. Об этом налогоплательщик письменно сообщает ГНИ в момент представления баланса.
Впредь до официальных разъяснений ГНС РФ о действиях налоговых органов по фактам непредставления аудиторских заключений налогоплательщиками в установленный срок считаем целесообразным рассматривать эти ситуации как нарушение установленного порядка представления бухгалтерской отчетности и учитывать при решении вопросов по отсрочкам и другим вопросам налогообложения.

4. Вопрос.
Изменился ли порядок представления годовой отчетности бюджетными организациями по сравнению с 1993 годом?

Ответ.
Нет, не изменился. Бюджетные организации, имеющие хозрасчетную деятельность, кроме своего бюджетного баланса, составляют и представляют налоговому органу форму № 2 "Отчет о финансовых результатах и их использовании", а также все расчеты по налогам. Срок представления формы № 2 - 1 марта, квартальных - 20 числа месяца, следующего за отчетным. (Основание: письмо ГНС РФ от 12.01.94 № 01-1-01/90). Такой порядок распространен также на отделы вневедомственной охраны при органах внутренних дел.
Основание: письмо ГНС РФ и Минфина РФ от 25.05.92 № ИЛ-6-01/163 и 04-02-01.

5. Вопрос.
Какой день считать последним днем сдачи годового баланса за 1994 год и за I квартал 1995 года?

Ответ.
В соответствии с пп. 3 и 4 письма Минфина РФ от 11 июля 1994 года № 91 "Об объеме и формах годового бухгалтерского отчета предприятия за 1994 год и порядке его заполнения" срок представления годового отчета за 1994 год установлен не позднее 1 апреля, а для предприятий с иностранными инвестициями - к 15 марта.
При этом необходимо учитывать п. 78 Положения о бухгалтерском учете и отчетности от 20 марта 1992 года № 10, которым предусмотрено, что в случаях, когда дата представления отчетности совпадает с выходным (нерабочим) днем, срок представления отчетности переносится на следующий за ним первый рабочий день.
Следовательно, срок представления годового отчета за 1994 год - не позднее 3 апреля 1995 года, а за I квартал 1995 года - 3 мая 1995 года.

6. Вопрос.
Где в балансе показывать несписанную торговую наценку?

Ответ.
В форме № 5 по отдельно вписываемой строке 550 (см. п. 2.15 инструкции № 48 от 24 июня 1992 год).

II. Вопросы, связанные с переоценкой основных
фондов и незавершенного капитального строительства
по состоянию на 01.01.95

7. Вопрос.
Следует ли производить переоценку основных фондов гаражных кооперативов и садоводческих товариществ? Подлежат ли переоценке основные фонды приватизированных предприятий, внесенные в уставный фонд?

Ответ.
Согласно постановлению Правительства РФ от 19 августа 1994 года № 967 "Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценке основных фондов" переоценке подлежат все виды основных фондов и незавершенного капитального строительства, числящиеся на балансе предприятий, организаций юридических лиц по состоянию на 01.01.95, на балансовых счетах 01, 03, 07, 08 независимо от форм собственности, в том числе приватизированных. Переоценивается также стоимость всех жилых помещений, состоящих на балансе предприятий, а также дачи, принадлежащие предприятиям, организациям (в т.ч. дачным кооперативам), и гаражи, принадлежащие предприятиям, организациям (в т.ч. гаражным кооперативам).
Арендованные основные фонды должны переоцениваться арендодателем, в случае долгосрочной аренды - арендатором. Арендные предприятия (арендующие основные фонды у государства) должны переоценивать их сами.
Собственность зарегистрированных на территории России предприятий, принадлежащих иностранным гражданам, организациям и государствам, а также совместным предприятиям, переоценивается в общеустановленном порядке. При этом возникающие в связи с переоценкой проблемы, касающиеся соотношения долей участников в уставном фонде предприятий, решаются отдельно самими участниками.
Крестьянские (фермерские) хозяйства переоценивают только основные производственные фонды.
Не переоцениваются основные фонды, находящиеся в собственности граждан, которые используются ими для предпринимательской деятельности или личного потребления без образования официально зарегистрированного предприятия.
Разъяснения по отдельным вопросам переоценки основных фондов изложены в рекомендациях по заполнению форм № 11 и 11 краткая, утвержденных Госкомстатом РФ от 23.05.94 № 53, а также в комментариях специалистов федеральных органов по этому вопросу, опубликованных в газете "Экономика и жизнь" № 42, 43, 46, 49 за 1994 год. Конкретные ситуации и разногласия, возникающие у налогоплательщиков по вопросам переоценки основных фондов, следует разрешать совместно с местными органами статистики.

8. Вопрос.
Предприятие в текущем году производило выплаты за счет несуществующих фондов, т.к. работает с убытком. Как правильно отразить в балансе данные суммы расходов; в бухгалтерском учете в течение года отражались "красным" по кредиту счета 88?

Ответ.
Расходы, связанные с производственной (организационной) деятельностью предприятия, в случаях отсутствия реализации отражаются на счете 31 "Расходы будущих периодов" с последующим отнесением на издержки производства (обращения) или другие источники.
В случае, если текущие расходы предприятия отражены за счет фондов предприятия, при их отсутствии, то такие затраты следует отразить бухгалтерской записью по дебету счета 88 "Фонды специального назначения" с отражением в балансе по строке 320 "Прочие оборотные активы".

9. Группа вопросов.
Какая стоимость незавершенного производства подлежит переоценке: с НДС или без? Подлежат ли переоценке основные фонды, приобретенные по лизингу? Подлежит ли переоценке приобретенный для продажи ангар? и т.п.

Ответ.
При решении таких и подобных вопросов необходимо ориентироваться данными бухгалтерского баланса. Переоценке подлежат балансовые счета 01, 03, 07, 08 по соответствующей оценке в балансе на 01.01.95.
Виды имущества, учтенные на других балансовых счетах, переоценке не подлежат.

10. Вопрос.
Обязаны ли предприятия применять поправочные коэффициенты при применении механизма ускоренной амортизации активной части производственных основных фондов 2 и более? Отменяется ли введенный в 1994 году повышающий коэффициент амортизационных отчислений 1,25, установленный в 1994 году после переоценки основных средств на 01.01.95?

Ответ.
Это право, которое предприятия получили согласно постановлению Правительства РФ от 19 августа 1994 года № 967. Это необходимо зафиксировать в учетной политике предприятия.
Предприятия и организации, входящие в систему министерств и ведомств, могут воспользоваться этим правом только в пределах установленного этими федеральными органами власти Перечня высокотехнологических отраслей и эффективных видов машин и оборудования; предприятия и организации, не входящие в систему министерств и ведомств, - соответственно на основании решений местных органов исполнительной власти.
О применении метода ускоренной амортизации должно быть сообщено налоговому органу.
При необходимости применения повышающего коэффициента свыше 2 такое право должно быть согласовано с местными финансовыми органами.
Этим же постановлением Правительства предусмотрено право предприятия применять с 1 июля 1994 года понижающие коэффициенты к амортизационным отчислениям в размере до 0,5 в случаях ухудшения финансово - экономических показателей после переоценки основных фондов.
Предприятия, применяющие повышающий коэффициент 1,25, в 1994 году в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25 ноября 1993 года № 1233 получили право увеличить его до размера 2 и более, как было отмечено выше в соответствии с постановлением Правительства РФ от 19 августа 1994 года № 967.

11. Вопрос.
Группа вопросов по переоценке основных фондов при ситуациях применения метода прямого пересчета их балансовой стоимости применительно к ценам, складывающимся на 1 января 1995 года, с учетом рекомендаций по определению рыночной цены, изложенных в п. 3 письма МФ РФ от 19 сентября 1994 года № 126.

Ответ.
Если предприятие воспользуется предоставленной возможностью установления реальной рыночной стоимости конкретных объектов основных фондов, могут возникнуть ситуации, когда в отдельных частных случаях фактический коэффициент переоценки будет меньше единицы, а восстановительная стоимость - ниже балансовой. Например, стоимость компьютера, по данным баланса на 01.01.95, составила 6 млн. руб., а при переоценке на 01.01.95 рыночная стоимость его составила 4 млн. руб. По результатам переоценки на 01.01.95 восстановительная стоимость компьютера будет равна 4 млн. руб., балансовая - 6 млн. руб., разница (дооценка) - (-2 млн.руб.).
В бухгалтерском учете на отражении общих по предприятию результатов переоценки (дооценки) такой частный случай не будет иметь столь значительного влияния.

12. Вопрос.
Предприятие сделало переоценку основных фондов на 01.01.94 с отражением разницы (дооценки) на счете 85 "Капитал" субсчет "Добавочный капитал". В 1994 году все основные средства были проданы. Затрагивает ли продажа этих средств счет 85 и его субсчет "Добавочный капитал"?

Ответ.
Нет. Изменений по счету 85 и его субсчету в этой ситуации быть не должно. Все операции по реализации основных средств отражаются на счете 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств". В активе баланса стоимость выбывшего имущества возмещается суммой денежных средств, поступивших на расчетный счет или в кассу предприятия.

13. Вопрос.
Ускоренная амортизация основных фондов по малым предприятиям начисляется в первый год работы предприятия или первый год функционирования оборудования?

Ответ.
Постановлением Правительства РФ от 19.08.94 № 967 пп. 7 и 8, а также ранее издаваемыми по этому вопросу правительственными нормативными документами малым предприятиям разрешается дополнительное списание стоимости основных средств в первый год их функционирования: здесь имеется в виду момент регистрации предприятия, а не ввод оборудования в эксплуатацию.

III. Налог на прибыль

1. Вопрос.
Бюджетное учреждение не имеет предпринимательской деятельности. В каком порядке следует представлять отчет в налоговый орган, возможно ли представление справки об отсутствии предпринимательской деятельности?

Ответ.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с учетом последующих изменений и дополнений) плательщиками налога на прибыль являются также бюджетные учреждения.
Согласно п. 9 ст. 9 указанного Закона плательщики налога представляют в налоговый орган в установленные сроки по установленным формам расчеты налога на прибыль и бухгалтерские отчеты и балансы.

2. Вопрос.
На балансе органов государственной власти и управления (сельские советы, отделы культуры, отделы народного образования и т.д.) находятся учреждения, не имеющие своего расчетного счета и самостоятельного баланса (дома культуры, школы и т.д.). Имеет ли право орган государственной власти и управления заявить льготу с суммы прибыли, полученной этими учреждениями?

Ответ.
Статьей 7 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" предусмотрено освобождение от налога на прибыль ряда учреждений культуры и образования.
Органы исполнительной власти и управления, являющиеся по законодательству плательщиками налога на прибыль, имеют право заявить льготу в сумме прибыли (дохода), полученной образовательными учреждениями, в случае ее направления на нужды образовательного процесса, а также полученной домами культуры, театрами, музеями, библиотеками и другими учреждениями культуры, имеющими право на предоставление льготы согласно действующему налоговому законодательству.

3. Вопрос.
Бюджетное учреждение получило от хозрасчетной деятельности убыток, который перекрывается вышестоящей организацией. В каком порядке следует учитывать при налогообложении средства, полученные на покрытие убытка?

Ответ.
В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" плательщиками налога на прибыль являются предприятия, учреждения и организации, считающиеся по законодательству Российской Федерации юридическими лицами, а также их филиалы и иные обособленные подразделения, имеющие самостоятельный баланс и расчетный счет.
В случае, если учреждение находится на балансе предприятия, оно не является плательщиком налога на прибыль.
В случае, если учреждение является самостоятельным плательщиком, следует учесть, что согласно п. 15 инструкции Госналогслужбы РФ "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" бюджетные и другие некоммерческие организации уплачивают налог с суммы превышения доходов над расходами только по предпринимательской деятельности.
Средства, поступившие от других предприятий в виде целевых отчислений, не учитываются при налогообложении.

4. Вопрос.
Учреждение здравоохранения (ЦРБ) открыло платный кабинет по медицинскому обслуживанию. Являются ли полученные доходы доходами от осуществления предпринимательской деятельности?

Ответ.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" бюджетные учреждения являются плательщиками налога с суммы превышения доходов по предпринимательской деятельности над расходами.
Согласно разъяснениям Госналогслужбы Российской Федерации по отдельным вопросам, связанным с применением налогового законодательства о налогообложении прибыли (дохода) юридических лиц, от 14.09.93 № ВГ-4-01/145Н в бюджетных учреждениях к предпринимательской относятся все виды деятельности (кроме основной), по которым они получают прибыль (доход).
Поскольку дополнительные платные услуги не являются основной (т.е. финансируемой) деятельностью и учреждение получает по этой деятельности доход, оно обязано исчислить налог на прибыль с суммы превышения доходов над расходами в общеустановленном порядке.

5. Вопрос.
В каком порядке следует производить расчет налога с суммы превышения фактических расходов на оплату труда над их нормируемой величиной по бюджетным учреждениям, в т.ч. и по отделам вневедомственной охраны?

Ответ.
Согласно Закону Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" бюджетные учреждения являются плательщиками налога с доходов от предпринимательской деятельности. Исходя из этого нормирование расходов на оплату труда и исчисление сумм превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной учитывается только по предпринимательской деятельности.
В связи с тем, что в 1994 году основная деятельность отделов вневедомственной охраны отнесена к непредпринимательской, расчет налога с суммы превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной по основной деятельности за 1994 год не производится.

6. Вопрос.
В каком размере следует предоставлять льготу по налогу на прибыль, полученную от реализации военного имущества: а) использованную на социальные нужды непосредственно на предприятии; б) перечисленную в фонд вышестоящей организации; в) отчисленную в централизованный фонд Министерства обороны?

Ответ.
В соответствии с Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и Указом Президента РФ "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" освобождается от налога прибыль, полученная от реализации военного имущества и оказания услуг, при условии, что эти средства направлены на улучшение социально - экономических и жилищных условий военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Исходя из вышеизложенного при предоставлении указанной льготы следует учитывать фактически использованные средства на улучшение социально - экономических и жилищных условий военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, подтвержденные первичными документами.

7. Вопрос.
В каком порядке следует применять п. 8 инструкции Госналогслужбы России "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" при реализации продукции внутри производства по ценам ниже фактической себестоимости?

Ответ.
Согласно Закону Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" объектом налогообложения является прибыль от реализации продукции, работ, услуг, которая определяется как разница между выручкой от реализации продукции, работ, услуг без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг).
В соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 552 от 05.08.92, и Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации выручка от реализации продукции определяется либо по мере ее оплаты, либо по мере отгрузки.
В связи с этим при реализации продукции внутри предприятия между цехами для дальнейшей переработки в рамках основной деятельности пункт 8 инструкции Госналогслужбы РФ "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" не применяется.

8. Вопрос.
Предприятие принимало долевое участие в строительстве жилого дома. После ввода в эксплуатацию дома предприятие получило квартиру для своего работника. Имеет ли право предприятие на льготу на финансирование капитальных вложений в порядке долевого участия?

Ответ.
Имеет: - по затратам долевого участия в капитальном строительстве с 01.01.94 по 05.12.94 в случае полного использования начисленного износа (амортизации). Однако если эта квартира в течение 2 лет с момента получения льготы по налогу на прибыль будет реализована или иным образом отчуждена предприятием (например, в случае приватизации квартиры физическими лицами), налогооблагаемая прибыль подлежит увеличению на сумму произведенных затрат.

9. Вопрос.
Учитывается ли при предоставлении льготы на суммы, направленные на финансирование капвложений, неиспользованный износ предыдущего года?

Ответ.
Нет, не учитывается.

10. Вопрос.
Какой срок уплаты платежей в бюджет, если срок сдачи отчета установлен годовой - 20 марта, квартальный - 25 числа следующего за отчетным периодом месяца?

Ответ.
Согласно пункту 75 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ (приложение к приказу № 10 МФ РФ от 20.03.92) с учетом дополнений и изменений (письмо МФ РФ № 68 от 04.06.93) конкретную дату представления бухгалтерской отчетности устанавливают участники (учредители) предприятия в пределах указанных сроков (годовой отчет не позднее 1 апреля, квартальные отчеты не позднее 30 дней по окончании отчетного периода).
Платежи в бюджет вносятся плательщиками в доход бюджета по квартальным расчетам в пятидневный срок со дня, установленного для представления квартальных бухгалтерских отчетов, а по годовым расчетам - в десятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета и баланса за год.

11. Вопрос.
Предприятие выпустило облигации на сумму 4 млн. руб. и реализовало их среди своих работников по номинальной стоимости. Считать ли полученную сумму 4 млн. руб. от продажи облигаций внереализационным доходом и подлежит ли эта сумма налогообложению по ставке 15%?

Ответ.
Предприятие путем выпуска облигаций привлекает заемные средства.
Облигации являются задолженностью (обязательством) выпустившего их предприятия. Поступившие средства от реализации облигаций, выпущенных предприятием, учитываются на счетах 94 и 95. "Краткосрочные и долгосрочные займы" внереализационным доходом не являются.
По облигациям предприятие вправе выплатить проценты за счет чистой прибыли предприятия, а в случае ее недостаточности - за счет резервного фонда (счет 86), которые облагаются налогом у источника по ставке 15% для предприятий, 18% для банков и по установленным ставкам налога - для физических лиц.

12. Вопрос.
Какие льготы имеет предприятие при уплате налога в федеральный бюджет, если оно приобрело неименные казначейские обязательства?

Ответ.
В соответствии с пунктом 1 подп. "а" статьи 10 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" доходы, полученные по государственным облигациям и другим государственным ценным бумагам, не облагаются налогом по ставкам 15% или 18% у источника выплаты.
Согласно п. 12 инструкции Госналогслужбы РФ "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" на доходы в виде дивидендов, процентов, полученных по ценным бумагам, принадлежащим предприятию, уменьшается валовая прибыль предприятия, подлежащая налогообложению.
Что касается доходов в виде дисконта (разницы между ценой реализации и ценой приобретения) казначейских обязательств, то они подлежат налогообложению в составе валовой прибыли предприятия.

IV. Налог с суммы превышения фактических расходов
на оплату труда над их нормируемой величиной

1. Вопрос.
Должны ли представлять в ГНИ расчет по превышению заработной платы против нормируемой величины профсоюзные организации, не имеющие предпринимательской деятельности?

Ответ.
Согласно статье 11 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налогоплательщики обязаны представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов сведения.
Подтверждением отсутствия предпринимательской деятельности у налогоплательщика (в т.ч. профкома) служит прочеркивание налогооблагаемой базы в бланке расчета.
В то же время следует иметь в виду, что профсоюзные организации, не осуществляющие предпринимательскую деятельность или имеющие лишь доходы от внереализационных операций, оплату труда производят за счет целевых средств, у них отсутствует объект обложения данным налогом, так как превышение определяется по оплате труда, включаемой в себестоимость продукции (работ, услуг), т.е. в состав расходов от предпринимательской деятельности (основание: разъяснение Госналогслужбы Российской Федерации от 13.07.94 № 01-3-10).

V. Налог на имущество

1. Вопрос.
На основании какого документа предприятие может заявить льготу согласно п. "з" ст. 4 Закона РФ "О налоге на имущество предприятий" в размере стоимости имущества мобилизационного назначения?

Ответ.
В соответствии с п. "з" ст. 4 Закона РФ "О налоге на имущество предприятий" не подлежат налогообложению запасы, созданные в соответствии с решениями органов государственной власти и управления.
Перечень имущества, относящегося к имуществу мобилизационного назначения, изложен в письме ГНС РФ от 20.07.94 № НИ-6-04/262.

2. Вопрос.
Какой размер ставки налога на имущество установлен на 1995 год?

Ответ.
Согласно постановлению Главы Администрации Московской области от 15.12.94 № 288 "Об областном бюджете на 1995 год" ставка налога на имущество с 01.01.95 установлена в размере 2%.

VI. Дополнительные платежи в бюджет (возврат из бюджета),
исчисленные исходя из сумм доплат (уменьшения) налога
на прибыль и авансовых взносов налога, скорректированных
на учетную ставку Центрального Банка РФ за пользование
банковским кредитом

1. Вопрос.
В каком размере следует производить возврат из бюджета, скорректированного на учетную ставку ЦБ РФ за пользование банковским кредитом?

Ответ.
В соответствии с п. 31 инструкции Госналогслужбы РФ "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" общий возврат из бюджета не должен превышать сумму фактически внесенных авансовых платежей.
Пример: I вариант II вариант
1. Фактический налог
на прибыль за
отчетный квартал 100 50 -
2. Фактически внесенные
авансовые платежи
(принимаемые в
расчете по форме) 200 200 200
3. Налог к уменьшению 100 150 200
4. Учетная ставка ЦБ РФ
за пользование
банковским кредитом
(в % на квартал) 50 50 50
5. Сумма средств,
подлежащая
дополнительному
уменьшению (стр. 3 х
стр. 4 : 100) 50 50 -

Во втором варианте сумма средств, подлежащая дополнительному уменьшению, исчислена исходя из следующего расчета:
150 х 50 : 100 = 75 тыс. руб.
150 + 75 = 225 тыс. руб., что превышает фактически внесенные авансовые платежи на 25 тыс. руб., таким образом, в расчете должна быть указана сумма 75 - 25 = 50 тыс. руб.

VII. Налогообложение банков

1. Вопрос.
Включаются ли в доходы банков, учитываемые при расчете налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль, доходы, полученные по операциям с иностранной валютой?

Ответ.
В соответствии с Законом РСФСР "О налогообложении доходов банков" ст. 2 пункт 2 и Положением об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками № 490 от 16.05.94 доходы, полученные банком в иностранной валюте, подлежат налогообложению вместе с доходами, полученными в рублях. При этом доходы, полученные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу ЦБ РФ, действовавшему на день получения доходов.

2. Вопрос.
Каким образом производится переоценка основных средств банка?

Ответ.
Банки проводят переоценку основных средств в общеустановленном порядке.

3. Вопрос.
Является ли вексель ценной бумагой?

Ответ.
Вексель считается ценной бумагой. Доходы, получаемые векселедержателем по векселям, включаются им в состав внереализационных доходов и облагаются налогом на прибыль по ставке 15% - для предприятий и 18% - для банков, если они были получены в виде процентов, сумма которых указана в самих векселях, и по общей ставке, если они получены в виде разницы между ценой приобретения и ценой продажи (погашения) векселя (статьи 2, 10 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций", разъяснение ГНС РФ и МФ от 08.12.93 № НП-4-01/196Н, 142).
Вексельное обращение регулируют следующие инструктивные материалы: Основы гражданского законодательства Союза ССР, Положение о простом и переводном векселе, утвержденное постановлением ЦИК и СНК СССР от 07.08.37, Закон РФ "О денежной системе РФ", Указы Президента РФ от 19.10.93 № 1662 "Об улучшении расчетов в хозяйстве и повышении ответственности за их своевременное проведение" и от 23.05.94 № 1005 "О дополнительных мерах по нормализации расчетов в народном хозяйстве", постановление Президиума ВС РСФСР от 24.06.91 "О применении векселя в хозяйственном обороте РСФСР", письмо Центробанка РФ "О банковских операциях с векселями" от 09.09.91 № 14-3/30, нормы международного права - Женевские конвенции о векселях 1930 года, ратифицированные СССР в 1936 году: "О единообразном Законе о переводном и простом векселе", "О разрешении некоторых коллизий законов о переводных и простых векселях".

4. Вопрос.
Обоснованно ли филиалы Уникомбанка заявляют льготу на суммы, перечисленные Благотворительному фонду промышленников и коммерсантов?

Ответ.
Банки вправе заявлять льготы на суммы, отчисленные в пределах установленных норм на благотворительные цели, в частности, Благотворительному фонду промышленников и коммерсантов, зарегистрированному в Минюсте 21.09.92 № 2012, текущий счет № 1700851.

5. Вопрос.
Как рассчитать налог на прибыль банков по отчету за 1994 год при условии, что за январь - апрель действовала ставка 35 процентов, за май - декабрь - 43 процента?

Ответ.
Согласно инструкции ГНС России № 4 от 06.03.92 расчет по платежам в бюджет производится нарастающим итогом по ставке 43 процента. Общую сумму причитающихся в областной бюджет платежей по расчету за год следует уменьшить на сумму платежей, равную 8 процентам (43% - 35%), умноженную на налогооблагаемую прибыль за 4 месяца 1994 года.

6. Вопрос.
Представляются ли в налоговые инспекции аудиторские заключения о достоверности отчета филиалов банка?

Ответ.
Аудиторское заключение по подтверждению годового отчета филиалами банков в налоговые инспекции не представляется.

7. Вопрос.
По какой ставке производится за IV квартал 1994 года расчет дополнительных платежей (возврата из бюджета), исчисленных исходя из сумм доплат (уменьшения) налога на прибыль и авансовых взносов налога, скорректированных на учетную ставку ЦБ РФ за пользование банковским кредитом?

Ответ.
Учетная ставка, установленная Центральным банком РФ за пользование банковским кредитом, на 15 ноября 1994 года составляла 170 процентов.

8. Вопрос.
Можно ли принимать льготу по капитальным вложениям у банков в случае:
- приобретения компьютеров,
- приобретения офисной мебели (дорогостоящей),
- приобретения автотранспорта?

Ответ.
Льгота предоставляется на общих основаниях.

9. Вопрос.
За счет какого счета создается резерв под обесценение ценных бумаг?

Ответ.
Порядок создания резервов под обесценение ценных бумаг изложен в письме ЦБ РФ от 08.12.94 № 127 (доведено до банков).

VIII. Налогообложение внешнеэкономической деятельности

1. Вопрос.
Каким образом должны быть учтены курсовые разницы по операциям в иностранной валюте при налогообложении и сдаче бухгалтерского отчета за 1994 год в связи с изменениями, внесенными Законом от 03.12.94 № 54-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций"?

Ответ.
На основании пп. 1.3 и 1.6 изменений и дополнений № 12 к инструкции ГНС РФ от 06.09.92 № 4 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" в целях налогообложения валовая прибыль, рассчитанная в соответствии с положениями указанной инструкции:
1. Уменьшается на суммы положительных курсовых разниц (увеличивается на суммы отрицательных курсовых разниц), образовавшихся в отчетном периоде по операциям с иностранной валютой.
2. Уменьшение (увеличение) валовой прибыли производится на суммы курсовых разниц, отнесенных на счет "Прибыли и убытки" по всем счетам бухгалтерского учета (а не только по счету 52 "Валютный счет"), по которым отражаются операции в иностранной валюте.
3. При расчете налога от фактической прибыли за 1994 год указанный порядок применяется к курсовым разницам, образовавшимся за период с 5 по 31 декабря 1994 года.
4. Пункт 2 приложения № 4 к инструкции ("Расчет налога от фактической прибыли") дополняется пунктом "з" следующего содержания:
- положительные курсовые разницы, образовавшиеся в результате изменения курса рубля по отношению к котируемым ЦБ РФ иностранным валютам, отнесенные на счет "Прибыли и убытки". При отрицательных курсовых разницах валовая прибыль увеличивается на суммы этих разниц.

2. Вопрос.
Сумма на командировочные расходы выдана в иностранной валюте. По какому курсу следует принимать к зачету израсходованную сумму?

Ответ.
Согласно п. 13 Положения о бухгалтерском учете и отчетности записи в бухгалтерском учете по операциям в иностранной валюте производятся в валюте, действующей на территории РФ, в суммах, определяемых путем пересчета инвалюты по курсу ЦБ РФ, действовавшему на дату совершения операций, т.е. на день представления авансового отчета, сданного в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в РФ, утвержденным решением ЦБ РФ 22.09.93 № 40 и доведенным письмом ЦБ РФ от 04.10.93 № 18 (основание: письмо ГНС РФ № ВГ-6-01/213 от 17.06.94).

3. Вопрос.
При документальной проверке установлена кассовая наличность в валюте. Имеет ли место в данном случае нарушение валютного законодательства?

Ответ.
Согласно ст. 5 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" иностранная валюта, получаемая предприятиями (организациями) - резидентами, подлежит обязательному зачислению на их счета в уполномоченных банках, если иное не установлено ЦБ РФ. Таким образом, расчеты наличной иностранной валютой запрещены, кроме случаев, предусмотренных в инструкции ЦБ РФ от 20.01.93 № 11 "О порядке реализации гражданам на территории РФ товаров (работ, услуг) за инвалюту", измененной в соответствии с положениями писем ЦБ РФ от 01.10.93 № 56 и от 02.09.94 № 107.
В данном случае имеет место нарушение валютного законодательства, о котором следует сообщить агенту валютного контроля.
В том случае, если указанная кассовая наличность является выручкой предприятия за реализованную продукцию (работы, услуги), в соответствии с письмом ГНС РФ № ЮУ-4-06/132Н от 27.08.93 на предприятие следует наложить штраф в размере всей сокрытой выручки, т.е. выручки, не зачисленной на счет в уполномоченном банке.
При этом следует иметь в виду, что согласно п. 15 письма № 107 от 02.09.94 "Об уточнении порядка обращения наличной иностранной валюты на территории РФ" предприятия, учреждения, организации не могут снимать наличную иностранную валюту со своих текущих валютных счетов в уполномоченных банках, а уполномоченные банки не могут выдавать наличную иностранную валюту с текущих валютных счетов указанных лиц, за исключением случаев снятия наличной инвалюты на командировки работников, дипломатическими представительствами иностранных государств, а также по специальному разрешению Банка России.
Т.е. в случае установления наличной инвалюты в кассе предприятия, снятой с текущего валютного счета в уполномоченном банке на командировочные расходы и другие цели согласно положениям названного письма № 107, вышеуказанные штрафные санкции применять не следует.

4. Вопрос.
Предприятие берет кредит в иностранной валюте. По какой ставке Центробанка производится списание затрат по выплате процентов по указанному кредиту на себестоимость?

Ответ.
Согласно письму ГНС РФ № 06-2-13 от 30.06.94 в вопросах отражения в учете платежей по процентам за кредиты в иностранной валюте и валюте Российской Федерации действует единый порядок.

5. Вопрос.
Предприятие покупает основные средства за иностранную валюту. На предприятие основные средства поступают после оплаты. Какой курс иностранной валюты следует применять при оприходовании основных средств и как учитывать возникшую курсовую разницу?

Ответ.
Пример. Согласно договору одно предприятие - резидент покупает, а другое предприятие - резидент продает товар за 100 долларов. То предприятие, которое покупает товар, делает следующие проводки:
1. Перечислена предоплата за покупаемый товар. Курс на дату перечисления 1:1000. Д60 - К52 - 1000 долл. - 1000000 р.
2. Поступил товар на склад предприятия - покупателя. Курс на дату поступления 1 : 1500.
Товар оприходован
Д10 (12, 41) - К60 - 1000 долл. США - 1500000 р.
3. Списывается возникшая курсовая разница
Д60 К83 (80) - 500000 руб.
Таким образом, возникшая разница в курсе валюты на дату перечисления средств за товар и их оприходовании регулируется суммой дооценки возникшей дебиторской задолженности согласно п. 64 Положения № 10 "О бухгалтерском учете и отчетности в РФ".
В случае перечисления иностранной валюты предприятиями - резидентами иностранным фирмам в качестве предоплаты в связи с выполнением последними договоров о поставке оборудования (других объектов основных средств), товаров следует руководствоваться п. 3.12 инструкции № 48 (с изменениями и дополнениями, внесенными письмами МФ РФ от 13.10.93 № 114 и от 11.07.94 № 91) и относить возникшие положительные курсовые разницы в К85, отрицательные курсовые разницы - в ДО7, 08 (других счетов учета материальных ценностей).

6. Вопрос.
Должны ли представлять расчет дополнительных платежей в бюджет (возврата из бюджета) с учетом ставки ЦБ РФ за пользование банковским кредитом предприятия с иностранными инвестициями?

Ответ.
Нет, не должны за 1993-1994 гг.

7. Вопрос.
Каковы сроки представления бухгалтерской отчетности и уплаты авансовых платежей для предприятий с иностранными инвестициями?

Ответ.
Согласно п. 76 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ № 10 от 20.03.92 с изменениями и дополнениями от 04.06.93 № 68 предприятия с иностранными инвестициями представляют годовую бухгалтерскую отчетность 15 марта следующего за отчетным года.
До 01.01.94 предприятия с иностранными инвестициями уплачивают в течение года авансовые платежи в размере 1/4 годовой суммы налога не позднее 15 числа последнего месяца каждого квартала (п. 37 инструкции № 4).
С 01.01.94 предприятия с иностранными инвестициями осуществляют уплату авансовых взносов налога на прибыль не позднее 15 числа каждого месяца равными долями в размере одной трети квартальной суммы налога (п. 12 Указа Президента РФ № 2270 от 22.12.93).

IX. Налогообложение предприятий АПК

1. Вопрос.
Бывшее АО, производящее сельскохозяйственную продукцию, поменяло форму, а именно: стало филиалом государственного или другого промышленного АО. Сохраняются ли в данном случае льготы для филиала:
а) при налогообложении в дорожные фонды (при наличии у него более 70% сельхозпродукции);
б) при уплате налога с суммы превышения расходов на оплату труда (при выручке от сельхозпродукции более 70%);
в) при уплате налога на имущество?

Ответ.
Согласно действующему законодательству плательщиками налогов на прибыль, на пользователей автомобильных дорог, на имущество являются филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный счет.
Следовательно, они имеют право на все льготы, если удовлетворяют условиям их предоставления.

2. Вопрос.
При расчете удельного веса выручки от реализации сельхозпродукции в общей сумме выручки учитывать НДС или нет?

Ответ.
Доля выручки от реализации сельхозпродукции определяется по данным ф. 7 АПК.

3. Вопрос.
Как учитывать в сельхозпредприятии забой и реализацию скота - как сельхозпродукцию или промпереработку по ф. 7 АПК?

Ответ.
Как продукцию промпереработки.

4. Вопрос.
Нужна ли перерегистрация крестьянских (фермерских) хозяйств в связи с принятием Гражданского кодекса?

Ответ.
Да, нужна для приведения в соответствие с нормами ГК РФ (ст. 23, 257).

5. Вопрос.
Какие вытекают из этого последствия в плане их учета и отчетности?

Ответ.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства признается частным лицом, занимающимся предпринимательской деятельностью.

6. Вопрос.
Увеличивается ли налогооблагаемая прибыль по предприятиям с/х производства на убыток, полученный от реализации сельхозпродукции?

Ответ.
Убытки, полученные от производства и реализации с/х продукции предприятия, при исчислении налогооблагаемой прибыли не учитываются.

7. Вопрос.
Облагается ли налогом на прибыль ассоциация фермерских хозяйств?

Ответ.
Облагается, при наличии предпринимательской деятельности.

8. Вопрос.
Каким будет порядок уплаты земельного налога садоводческими товариществами в 1995 году?
В связи с тем, что члены садоводческого товарищества являются собственниками своих участков, председатели и казначеи садоводческих товариществ отказываются собирать с них налог на участки.
На каком основании требовать представления расчетов по земельному налогу и уплаты его за всю землю садоводческих товариществ, а не только за земли общего пользования?

Ответ.
Согласно письму Государственной налоговой службы Российской Федерации от 23.01.95 № 02-1-04/19 в случае, когда все члены дачно - строительных и гаражно - строительных кооперативов, садоводческих, огороднических и животноводческих товариществ имеют свидетельства на право собственности на земли в этих кооперативах и товариществах, а правлениям этих организаций выданы отдельные свидетельства, удостоверяющие их право на земли общего пользования, исчисление земельного налога может производиться налоговыми органами каждому члену названных кооперативов и товариществ.

9. Вопрос.
Являются ли плательщиками земельного налога автобаза, гостиница, имеющие расчетные счета, самостоятельный баланс, находящиеся в ведении Российской академии наук?

Ответ.
На основании Закона РФ "О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России" от 16 июля 1992 г. № 3317-1 от уплаты земельного налога полностью освобождаются высшие учебные заведения, научно - исследовательские учреждения, предприятия и организации Российской академии наук.

X. Налогообложение прибыли предприятий
негосударственных форм собственности

1. Вопрос.
Каков порядок определения понятия малого предприятия?

Ответ.
К малым предприятиям относятся предприятия со среднесписочной численностью работающих, не превышающей 200 человек, в том числе в промышленности и строительстве - до 200 человек; в науке и научном обслуживании - до 100 человек; в других отраслях производственной сферы - до 50 человек; в отраслях непроизводственной сферы и розничной торговле - до 15 человек.
Льготы, предусмотренные пунктом 9 Указа Президента № 2270 от 22.12.93 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней", предоставляются малым предприятиям при соблюдении дополнительного условия, а именно: доля государственной, муниципальной собственности и собственности общественных объединений в уставном капитале предприятия должна составлять не более 25 процентов.
Для предоставления льгот многопрофильным малым предприятиям отнесение их к соответствующей отрасли производится по наибольшему удельному весу выручки каждого вида деятельности в общей сумме выручки.
Согласно п/п "б" п. 22 инструкции ГНС РФ от 06.03.92 № 4 при прекращении МП деятельности, в связи с которой ему были предоставлены налоговые льготы, до истечения 5-летнего срока сумма налога на прибыль подлежит внесению в республиканский бюджет в полном размере за весь период его деятельности.

2. Вопрос.
Товарищество с ограниченной ответственностью (основной вид деятельности - строительство) проходит перерегистрацию в общество с ограниченной ответственностью с одновременной сменой учредителей в соответствии с гражданским законодательством.
Утрачивает ли это малое предприятие льготу по налогу на прибыль (полное освобождение от уплаты налога) как реорганизованное?

Ответ.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" учредительные документы товариществ с ограниченной ответственностью, акционерных обществ и производственных кооперативов, созданных до официального опубликования части первой кодекса, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 Кодекса об обществах с ограниченной ответственностью, акционерных обществах и производственных кооперативах в порядке и сроки, которые будут определены соответственно при принятии законов об обществах с ограниченной ответственностью, об акционерных обществах и производственных кооперативах.
Часть первая ГК РФ введена в действие с 1 января 1995 года.
Впредь до приведения законов и иных правовых актов, действующих на территории РФ, в соответствие с ч. 1 ГК законы и иные правовые акты РФ применяются постольку, поскольку они не противоречат ч. 1 ГК РФ.
Прекращение деятельности юридического лица обусловлено статьей 61 ГК РФ.

3. Вопрос.
Работник выполняет основную работу на предприятии и работает по совместительству на этом же предприятии. В среднесписочной численности он будет учитываться как 1 или 1,5?

Ответ.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" установлено, что нормируемая величина расходов на оплату труда определяется исходя из среднемесячной оплаты труда работников предприятия, занятых в основной деятельности, в части, относимой на себестоимость продукции (но не выше шестикратного размера минимальной месячной оплаты труда в Российской Федерации, установленного законом) и фактической среднесписочной численности этой категории работников, в том числе работающих по совместительству, а также лиц, не состоящих в штате предприятия (выполняющих работы по договору подряда и другим договорам гражданско - правового характера). При этом к работникам, работающим по совместительству, относятся как работники данного предприятия, работающие по совместительству в свободное от основной работы время, так и работники других предприятий, работающие по совместительству на данном предприятии.
Исчисление среднесписочной численности работников, принятых на работу по совместительству, производится исходя из фактически отработанного ими времени с учетом продолжительности рабочего времени, установленного для совместителей законодательством.

4. Вопрос.
В ИЧП введено в эксплуатацию оборудование (станок по изготовлению целлофановых пакетов). Акт ввода подписан лишь руководителем предприятия и главным бухгалтером.
На сегодня реализации пакетов нет, выпускается только брак; от других видов деятельности имеется прибыль. Вправе ли у предприятия принять льготу по капитальным вложениям по данному оборудованию?

Ответ.
В соответствии с п. 19, 25 инструкции ГНС РФ № 4 от 06.03.92 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (с учетом изменений и дополнений) льгота по налогу на прибыль предоставляется предприятию при фактически произведенных затратах на финансирование капитальных вложений за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. При этом учитывается сумма износа, начисленного по основным средствам, принадлежащим предприятию, с начала года на отчетную дату. Произведенные расходы по основным средствам, не требующим монтажа, учитываются при определении льготы, если они отражены на сч. 08 "Капитальные вложения".

5. Вопрос.
Правомерно ли будет отнести к пункту 15 инструкции ГНС РФ № 4 целевое финансирование садовых товариществ, направленное на строительство дорог, электрификацию товарищества?

Ответ.
Согласно п. 15 инструкции ГНС РФ № 4 в составе доходов и расходов некоммерческих организаций, в т.ч. и садоводческих товариществ, не имеющих доходов от предпринимательской деятельности, не учитываются доходы, образующиеся в результате паевых, целевых вкладов участников этих организаций, и расходы, производимые за счет этих средств.

6. Вопрос.
Предприятие зарегистрировано 17.12.92, к финансово - хозяйственной деятельности приступило с 01.08.93.
При расчете определения нормируемой величины расходов на оплату труда за 1993 год считать нормируемую величину и среднесписочную численность с 01.01.93 или с 01.08.93 (до 01.08.93 директор занимался организационными мероприятиями)?

Ответ.
В соответствии с п. 11 р. II инструкции ГНС РФ № 4 в 1993 году нормируемая величина расходов на оплату труда определяется исходя из фактической среднемесячной оплаты труда работников, включаемой в себестоимость продукции, работ, услуг, и фактической среднесписочной численности работников за соответствующий отчетный период.

7. Вопрос.
Малое предприятие в третий год работы уплачивает налог в размере 25% от основной ставки, при проведении документальной проверки выявлено занижение прибыли.
В каком размере применяются штрафные санкции?

Ответ.
Льготы по малым предприятиям в части снижения налоговых ставок применяются предприятиями по результатам начиная с 1 января 1994 года.
Поскольку такие предприятия полностью не освобождены в 3-й год работы от уплаты налога на прибыль, а только уменьшена ставка налога, то при установлении факта занижения (сокрытия) прибыли применяются предусмотренные законом санкции в общеустановленном порядке.
Согласно п. 17 разъяснений по отдельным вопросам, связанным с применением мер ответственности за нарушения налогового законодательства (приложение к письму ГНС России от 05.03.94 № ВГ-6-14/72), в связи с установлением факта занижения балансовой прибыли с налогоплательщика взыскивается сумма заниженной прибыли и штрафы, взыскание же налога с заниженной прибыли не производится.
В связи с тем, что в соответствии с п. 71 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина от 20.03.92 № 10, прибыль или убыток, выявленные в отчетном году, но относящиеся к операциям прошлых лет, включаются в результаты хозяйственной деятельности отчетного года, соответственно и исчисляется налог с суммы прибыли, выявленной документальной проверкой по пониженной ставке, как имеющему льготу в части снижения налоговых ставок.

XI. Внебюджетные фонды

1. Вопрос.
Обязано ли предприятие уплачивать налог на пользователей автодорог, если оно получает проценты за хранение средств на депозитном счете или получает проценты за пользование остатком денежных средств (в т.ч. и бюджетные организации)?

Ответ.
В соответствии с п. 34 инструкции Минфина России № 36 и Госналогслужбы России № 19 от 30.03.93 для расчета сумм налога используется показатель выручки (валового дохода) от реализации продукции (работ, услуг), приведенный по строке 010 формы 2 "Отчет о финансовых результатах и их использовании" приложения к бухгалтерскому балансу. Проценты за хранение средств на депозитном счете или за пользование остатком денежных средств на счете по строке 010 формы № 2 не отражаются и налогом на пользователей автодорог не облагаются.
Однако в соответствии с п. 37.3 вышеназванной инструкции бюджетные и другие некоммерческие организации уплачивают налог на пользователей автомобильных дорог в том случае, если они имеют доходы от предпринимательской деятельности. Проценты за хранение средств на депозитном счете или за пользование остатком денежных средств относятся к доходам от предпринимательской деятельности. Подробные разъяснения по данному вопросу изложены в письме Госналогслужбы России № 15-2-06/781 от 30.12.94 (доведено письмом ГНИ по Московской области № 05-16/1 от 12.01.95) и в письме ГНИ по Московской области № 05-14/1 от 03.02.95.
При отнесении организаций к бюджетным следует руководствоваться письмом Госналогслужбы России № ВЗ-4-15/39Н и Минфина России № 28 от 17.03.94. При отнесении организаций к некоммерческим следует руководствоваться статьей 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, принятого Государственной Думой 21.10.94.

2. Вопрос.
Какой показатель является объектом налогообложения при исчислении налога на пользователей автодорог, если предприятие выполняет научно - исследовательские работы, привлекая сторонние организации - субподрядчиков: объем реализации собственными силами или весь объем выполненных работ?
Кроме того, часть научно - исследовательских работ финансируется из бюджета и освобождена от уплаты НДС. Следует ли применять льготу по налогу на пользователей автомобильных дорог на объемы, заказчики которых финансируются из бюджета?

Ответ.
На основании письма Госналогслужбы России № 15-2-06/64 от 07.02.95 научно - исследовательские и проектно - конструкторские организации исчисляют суммы налога на пользователей автодорог по форме отчетности 1 - наука "Отчет о научно - технической деятельности", где под выручкой от реализации продукции (работ, услуг) понимается объем работ, выполненный собственными силами.
Научно - исследовательские и опытно - конструкторские организации, получающие финансирование непосредственно из бюджета, бюджетные средства учитывают на счете 96 "Целевые финансирование и поступления". На счет 46 данные суммы не поступают и по строке 010 приложения к балансу по форме № 2 не показываются, и следовательно, в налогооблагаемую базу для исчисления налога на пользователей автомобильных дорог не включаются.
Научно - исследовательские и опытно - конструкторские организации, выполняющие работы на договорной основе, заказчики которых финансируются из бюджета, выручку от выполнения данных договоров должны показывать по строке 010 приложения к балансу по форме № 2 и включать в налогооблагаемую базу для расчета налога на пользователей автомобильных дорог.

3. Вопрос.
Имеется ли освобождение от платежей налога на приобретение автотранспортных средств и с владельцев транспортных средств по бюджетным организациям и предприятиям, получающим дотации из бюджета на приобретение автотранспортных средств?

Ответ.
В соответствии с решением Малого Совета Мособлсовета № 12/15 от 15.07.92 бюджетные организации, финансируемые из областного и местного бюджетов, освобождены от уплаты налога с владельцев транспортных средств. В соответствии с п. 3 решения Малого Совета № 13/44 от 05.05.93 бюджетные организации, не занимающиеся коммерческой деятельностью, освобождены от уплаты налога на приобретение автотранспортных средств.
В соответствии с п. 1.1 решения Малого Совета Мособлсовета № 36/54 от 11.08.93 предприятия и организации при приобретении ими специализированных автотранспортных средств и техники для ремонта, содержания городских дорог по решению областного, городского, районного Советов или постановлению (распоряжению) областной, городской, районной администрации за счет целевых бюджетных средств или внебюджетных фондов освобождаются от уплаты налога на приобретение автотранспортных средств.

4. Вопрос.
Исключаются ли из налогооблагаемой базы в расчетах банков по налогу на пользователей автомобильных дорог все доходы по централизованным кредитам или только доходы в размере до 3% по этим кредитам?
Ответ.
В соответствии с п. 37.7 в редакции изменений и дополнений № 2 к инструкции Минфина России и Госналогслужбы России от 30.03.93 № 36/19 из налогооблагаемой базы банков и других кредитных учреждений исключаются доходы, полученные по целевым централизованным ресурсам в пределах учетной ставки Центрального банка Российской Федерации, под которые получен этот кредит. Таким образом, доходы коммерческих банков по централизованным ресурсам сверх учетной ставки Центрального банка, т.е. доходы в размере до 3%, получаемые непосредственно самим коммерческим банком, подлежат включению в налогооблагаемую базу для расчета налога на пользователей автомобильных дорог.

5. Вопрос.
Какие штрафные санкции применить к предприятию, которое производило начисления в фонд НИОКР, но перечислений в фонд не производило?

Ответ.
В случае установления при проведении документальных проверок предприятий и организаций фактов, когда предприятия производят начисления средств, подлежащих перечислению во внебюджетные фонды НИОКР, относят эти расходы на себестоимость продукции (работ, услуг), но если средства не были перечислены предприятием в период до 01.06.94 согласно письму Госналогслужбы России № ИЛ-6-15/54 и Минфина России № 04-02-01 от 29.01.93 следует увеличивать облагаемую налогом прибыль за отчетный период на сумму неперечисленных средств и доначислять налог по установленной ставке без применения финансовых санкций.
Если начисление этих средств произведено предприятием в период после 01.06.94 согласно п. 17 Порядка образования и использования отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов НИОКР, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.94 № 315, предприятию или организации за этот период на сумму неперечисленных средств увеличивается размер облагаемой налогом прибыли и начисляется дополнительно налог на прибыль по установленной ставке с применением штрафных санкций в соответствии с действующим законодательством.

6. Вопрос.
Если предприятие не зарегистрировано в Фонде социального страхования и не начисляло страховые взносы 5,4%, каковы действия налоговой инспекции (какие штрафные санкции применяются к этому предприятию)?

Ответ.
Разъяснения по данному вопросу изложены в методическом пособии по вопросам практики применения законодательства, регулирующего порядок отчислений страховых взносов и средств в государственные внебюджетные социальные фонды (приложение к письму Госналогслужбы России № ВЗ-6-15/46 от 16.02.94 (доведено письмом ГНИ по Московской области № 05-19/287 от 15.03.94).

7. Вопрос.
Если предприятие не зарегистрировано в Фонде социального страхования, а начисляло страховые взносы 5,4%, но не перечисляло их. Кредитовое сальдо нарастает с января 1993 года. Правомерны ли будут действия ГНИ по взысканию пени за невнесение взносов в фонд? Если правомерны, то в доходы какого фонда их зачислять?

Ответ.
Согласно вышеназванным методическим рекомендациям данному предприятию следует предложить перечислить в Фонд социального страхования Российской Федерации 26% от суммы неперечисленных взносов и пени в размере 0,1% за каждый день просрочки до 01.07.93 и в размере 1% за каждый день просрочки после 01.07.93, т.к. Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд России за несвоевременное внесение взносов предусмотрено начисление пени в размере 1% за каждый день просрочки. При этом предприятию следует предложить 30% начисленных санкций перечислить в Фонд социального развития налоговой инспекции. О фактах уклонения от регистрации следует сообщать в региональные отделения фонда или в Московский областной фонд социального страхования по адресу: г. Москва, 121205, Новый Арбат, дом 36, ком. 730.

8. Вопрос.
Предприятие зарегистрировано в Фонде социального страхования, 26% взносов в обязательном порядке перечисляет в фонд, а 74% оставляет на сч. 69. До конца года свои средства предприятие не использовало. Какие действия должно предпринять предприятие:
- доперечислить остаток неизрасходованных средств в Фонд;
- отнести на счет 80;
- имеет право накапливать на сч. 69 неопределенное количество лет?

Ответ.
74% от начисленных взносов в Фонд социального страхования остается в распоряжении предприятия с последующим расходованием этих средств на социальное страхование работников. Проверка использования этих средств предприятием в функции налоговой инспекции не входит.

9. Вопрос.
Осуществляется ли начисление в Пенсионный фонд, фонд занятости и другие социальные внебюджетные фонды с платежей за разъездной характер работ в строительстве?

Ответ.
В вышеназванном методическом пособии разъяснено, что взносы в Пенсионный фонд, фонд занятости, Фонд социального страхования, фонды обязательного медицинского страхования не начисляются на выплаты, носящие единовременный либо компенсационный характер, в том числе и на надбавки за разъездной характер работы.

XII. Транспортный налог

1. Вопрос.
Являются ли плательщиками транспортного налога общественные организации, ведь у них отсутствует себестоимость продукции (работ, услуг), т.е. одно из двух необходимых для уплаты налога условий?

Ответ.
Транспортный налог исчисляется по ставке 1% от фонда оплаты труда. Отсутствие у организации себестоимости продукции (работ, услуг) не является препятствием налога. Общественные организации, в том числе и не ведущие предпринимательскую деятельность, являются плательщиками транспортного налога. Аналогичное разъяснение было дано в письме ГНИ по Московской области от 23.05.94 № 02-16/05-19 (пункт 6).

2. Вопрос.
Как поступить в случае, если руководство общественной организации отказывается платить транспортный налог, мотивируя свое решение разъяснением арбитражного суда, в котором сказано, что действие Указа № 2270 от 22.12.93 (в отношении транспортного налога) вообще должно быть приостановлено в связи с тем, что Закон о транспортном налоге не был принят в течение 3 месяцев со дня опубликования Указа и действия со стороны налоговой инспекции (если они будут предприняты) к взысканию этого налога являются неправомерными и могут быть оспорены в судебном порядке?

Ответ.
Предприятия и организации, не уплачивающие транспортный налог, несут ответственность в соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы". При этом предприятия и организации имеют право обжаловать наложенные на них санкции, в том числе и в арбитражном порядке.

3. Вопрос.
Следует ли начислять транспортный налог (1% от зарплаты) муниципальным предприятиям жилищно - коммунального хозяйства, получающим дотацию из бюджета, в том числе на зарплату?

Ответ.
Для цели исчисления транспортного налога к бюджетным организациям согласно письму Госналогслужбы России № ВЗ-4-15/39Н и Минфина России № 28 от 17.03.94 относятся учреждения и организации, основная деятельность которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджета на основе сметы доходов и расходов (бюджетной сметы). Обязательным условием является открытие финансирования по смете и ведение бухгалтерского учета и отчетности в порядке, предусмотренном для бюджетных организаций. Предприятия и организации, не удовлетворяющие данным условиям, в том числе и муниципальные предприятия, получающие дотации из бюджета, обязаны уплачивать транспортный налог.

4. Вопрос.
При расчете транспортного налога какие суммы по оплате труда, кроме входящих в себестоимость продукции, включаются в налогооблагаемую базу?

Ответ.
В соответствии с письмом Госналогслужбы России № 15-2-06/556 от 10.10.94 (доведено письмом ГНИ по Московской области № 05-21 от 26.10.94) впредь до выхода закона о транспортном налоге и соответствующей инструкции при исчислении транспортного налога следует руководствоваться разделом II инструкции о составе средств, направляемых на потребление, утвержденной постановлением Госкомстата России от 13.10.92 № 6-3/124 по согласованию с Минэкономики России, Минфином России, Минтруда России и Центральным банком России.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru