Законодательство
Московской области

Балашихинский р-н
Бронницы
Волоколамский р-н
Воскресенский р-н
Дзержинский
Дмитровский р-н
Долгопрудный
Домодедовский р-н
Дубна
Егорьевский р-н
Жуковский
Зарайский р-н
Звенигород
Ивантеевка
Истринский р-н
Каширский р-н
Климовск
Клинский р-н
Коломенский р-н
Королев
Красноармейск
Красногорский р-н
Краснознаменск
Ленинский р-н
Лобня
Лотошинский р-н
Луховицкий р-н
Лыткарино
Люберецкий р-н
Можайский р-н
Московская область
Мытищинский р-н
Наро-Фоминский р-н
Ногинский р-н
Одинцовский р-н
Озерский р-н
Орехово-Зуевский р-н
Павлово-Посадский р-н
Подольский р-н
Протвино
Пушкинский р-н
Пущино
Раменский р-н
Реутов
Рошаль
Рузский р-н
Сергиево-Посадский р-н
Серебряно-Прудский р-н
Серпуховский р-н
Солнечногорский р-н
Ступинский р-н
Талдомский р-н
Троицк
Фрязино
Химкинский р-н
Чеховский р-н
Шатурский р-н
Шаховской р-н
Щелковский р-н
Щербинка
Электросталь

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








РЕШЕНИЕ Объединенной коллегии органов управления Москвы и Московской области от 26.09.1994 № 27-РОК
"О СОСТОЯНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ТРАНСПОРТИРОВКИ И ОБРАБОТКИ СПЕЦИАЛЬНЫХ, ОПАСНЫХ И ОСОБО ОПАСНЫХ ГРУЗОВ НА МОСКОВСКОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ УЗЛЕ И МЕРАХ ПО ЕЕ ПОВЫШЕНИЮ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ОБЪЕДИНЕННАЯ КОЛЛЕГИЯ
ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ МОСКВЫ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 26 сентября 1994 г. № 27-РОК

О СОСТОЯНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ТРАНСПОРТИРОВКИ
И ОБРАБОТКИ СПЕЦИАЛЬНЫХ, ОПАСНЫХ И
ОСОБО ОПАСНЫХ ГРУЗОВ НА МОСКОВСКОМ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ УЗЛЕ И МЕРАХ
ПО ЕЕ ПОВЫШЕНИЮ

Объединенная коллегия констатирует, что Московский железнодорожный узел (МЖУ) является крупнейшим в России. Он выполняет основной объем перевозок промышленности г. Москвы и Московской области, а также грузов Министерства обороны.
Существенный объем в общем грузопотоке составляют опасные (ОГ) и специальные (СГ) грузы. По оценкам специалистов, ежесуточно под грузовыми операциями и в грузопотоке находятся 2-2,5 тыс. вагонов с ОГ и СГ, такими как жидкий хлор, аммиак, серная кислота, компоненты ядерного оружия, сырье для атомной энергетики, взрывчатые вещества, оружие и т.д. Непосредственно на МЖУ грузовые операции с ними выполняются на 36 станциях, расположенных в густонаселенных районах г. Москвы и Московской области.
Меры, принимаемые Управлением Московской железной дороги по повышению безопасности, пока недостаточны. Обстановка с обеспечением безопасности перевозок ОГ и СГ, представляющих потенциальную угрозу Московскому региону, остается напряженной.

Основные причины создавшегося положения

1. Снижение уровня технологической дисциплины среди работников железнодорожного транспорта и промышленности, задействованных в процессе перевозки ОГ и СГ.
Только в 1993-1994 гг. из-за использования неисправного подвижного состава грузоотправителем, нарушений при обработке вагонов на сортировочных горках и неудовлетворительного содержания пути на 3 станциях произошли сходы цистерн с токсичными химическими жидкостями, что привело к их вытеканию и заражению значительных территорий, прилегающих к густонаселенным районам.
2. Недостаточный контроль за соблюдением Правил безопасных перевозок ОГ и СГ со стороны органов Российской транспортной инспекции.
Обязанности государственного контроля за соблюдением транспортного законодательства, правил безопасности движения и экологических требований при эксплуатации транспорта, в т.ч. железнодорожного, возложены на Ространсинспекцию и ее территориальные отделения - г. Москвы и Московской области Положением о Российской транспортной инспекции Министерства транспорта РСФСР, утверждены постановлением Правительства РСФСР от 26.11.91 № 20.
3. Сложное экономическое положение предприятий железнодорожного транспорта и предприятий - грузоотправителей и предприятий - грузополучателей, в первую очередь оборонного комплекса.
В настоящее время в связи с новыми экономическими отношениями осуществляется передача находившихся на балансе МПС подъездных путей, обслуживающих воинские части непосредственно грузополучателям. Не принятые на баланс пути закрываются. В результате прибывающие в адрес воинских частей ОГ и СГ продолжительное время простаивают на станциях.
Особое беспокойство вызывает состояние подъездных путей ряда промышленных предприятий, производящих и потребляющих ОГ и СГ.
В связи с резким повышением тарифов на перевозки и охрану грузов ряд предприятий, отправляющих ОГ и СГ, уменьшает число сопровождающих и снижает качество охраны. Например, вместо караулов МВД охрана поручается стрелкам ВОХР предприятий - отправителей. Из-за нехватки стрелков ВОХР МПС отмечаются случаи, когда ОГ и СГ в течение нескольких суток находятся на станциях отправления.
Подобные факты приводят к созданию благоприятных условий для доступа к перевозимым взрывчатым, радиоактивным веществам, оружию и боеприпасам лицам с преступными намерениями.
Кроме того, высокие тарифы на охрану и перевозку нередко превышают стоимость перевозимых ОГ и СГ. Потенциально это может подтолкнуть предприятия отправлять ОГ и СГ под ложными наименованиями, как обычные народнохозяйственные грузы.
4. Ряд предприятий и организаций, способных при необходимости принять участие в устранении аварийной ситуации, перепрофилируются, другие - акционируются, так что для возобновления сотрудничества с ними требуется новая основа.
5. Существующая система ликвидации последствий ЧС с ОГ и СГ в настоящее время функционирует не в полном объеме. Имеющиеся на железной дороге, в том числе и на МЖУ, подразделения по ликвидации аварийных ситуаций (восстановительные и пожарные поезда) не имеют необходимого оборудования, подготовленного персонала, средств защиты и диагностики.
6. Существующий на МЖУ порядок перевозки ОГ и СГ не обеспечивает в полной мере необходимый уровень экологической безопасности:
- потоки ОГ и СГ, проходящие через МЖУ, практически не регулируются, не контролируются и не отслеживаются;
- в сопроводительных документах к ОГ и СГ отсутствуют сведения об их опасности, о мерах предосторожности и средствах ликвидации.
Имеются данные о том, что железнодорожный транспорт используется для незаконного ввоза в Россию экологически вредных материалов и отходов. Однако системы их обнаружения в общем грузопотоке не имеется.
7. Нормативная база, регламентирующая работу с ОГ и СГ, создана в основном в 70-80-х годах и имеет ведомственный и часто противоречивый характер. В ней, разумеется, не отражены новые экономические отношения.
Для повышения уровня безопасности при транспортировке опасных и специальных грузов Объединенная коллегия решила:
1. Обратиться в Министерство путей сообщения РФ с предложениями:
1.1. Провести специальную коллегию министерства о ситуации с перевозками ОГ и СГ в столичном регионе.
1.2. Переработать Правила безопасности и порядка ликвидации аварийных ситуаций с ОГ и СГ, предусмотрев в них, в частности, обязательное оповещение обо всех случаях опасных ситуаций с ОГ и СГ, а не только о крушениях и авариях, территориальных органов прокуратуры, ФСК и внутренних дел.
1.3. Рассмотреть вопрос об организации полного информационного контроля на уровне МПС РФ:
- за тем, чтобы транзитные ОГ и СГ не появлялись в пределах МЖУ;
- за проследованием ОГ и СГ, предназначенных для использования в столичном регионе, в обход густонаселенных районов Москвы и Московской области;
- за появлением и проследованием ОГ и СГ в пределах МЖУ с максимально возможной скоростью, с неукоснительным соблюдением безопасных технологий и с обеспечением неотвратимости наказания (штрафов и т.д.) за нарушение правил (простои ОГ и СГ, халатное обращение с ними и т.д.).
1.4. Создать на базе ГВЦ МПС РФ Банк данных по проблемам перевозки ОГ и СГ.
Обеспечить доступ к Банку данных территориальным органам прокуратуры, ФСК и внутренних дел.
Исп. - МЖД МПС РФ (Паристый И.Л.)
МО ОкЖД МПС РФ (Паристый А.И.)
ГУВД г. Москвы (Панкратов В.И.)
ГУВД Московской обл. (Огородников В.В.)
МУВДТ (Леонов А.В.)
УФСК РФ по г. Москве и Московской обл.
(Савостьянов Е.В.)
Секретариат Объединенной коллегии (Норкин К.Б.)
Срок - октябрь 1994 г.
2. Организовать комплексную проверку предприятий - грузополучателей и грузоотправителей Московского региона:
2.1. Уточнить перечень ОГ и СГ, ввоз и транзит которых в г. Москву запрещен.
2.2. Оценить безопасность организации погрузочно - разгрузочных работ.
2.3. Составить и утвердить перечень предприятий Московского региона, обязанных иметь аварийные бригады для ликвидации аварийных ситуаций с ОГ.
Исп. - Штаб по делам ГО и ЧС г. Москвы (Кистанов Е.М.)
Штаб по делам ГО и ЧС Московской обл. (Ермаков В.В.)
Гостехнадзор РФ (Соколов Ю.А., Иванов В.П.)
Мэрия Москвы (Пантелеев Е.А., Пешков А.М.)
Администрация МО (Козырев В.И., Савинов А.С.)
Москомприрода (Ишков А.Г.)
Мособлприрода (Чиж Р.Ф.)
МЖД МПС РФ (Паристый И.Л.)
Срок - декабрь 1994 г.
3. Разработать Положение о лицензировании для предприятий и организаций Москвы и Московской области, разрешающее перевозку ОГ и СГ железнодорожным транспортом.
Исп. - Мэрия Москвы (Пантелеев Е.А., Пешков А.М.)
Администрация МО (Козырев В.И., Савинов А.С.)
Гостехнадзор РФ (Соколов Ю.А., Иванов В.П.)
МЖД МПС РФ (Паристый И.Л.)
Срок - декабрь 1994 г.
4. Предусмотреть при ввозе грузов в Московский регион обязательное наличие сертификатов грузов (в частности, для обычных грузов - наличие гигиенических сертификатов, подтверждающих их безопасность для здоровья человека в условиях производства, хранения, транспортировки).
Исп. - Ространсинспекция [Московское отделение] (Кужелев Н.С.)
Ространсинспекция [Московское областное отделение]
(Романюк С.И.)
Мособлкомприрода (Чиж Р.Ф.)
Москомприрода (Ишков А.Г.)
Мосгорсанэпиднадзор (Филатов Н.Н.)
Мособлсанэпиднадзор (Коваленко Э.Б.)
Мэрия Москвы (Пантелеев Е.А., Пешков А.М.)
Администрация МО (Козырев В.И., Савинов А.С.)
МЖД МПС РФ (Паристый И.Л.)
Срок - декабрь 1994 г.
5. Создать мобильные подразделения для ликвидации аварийных ситуаций, связанных с ОГ и СГ в Московском регионе, с круглосуточным режимом работы:
5.1. В качестве первого шага создать мобильное аварийно - спасательное формирование на базе МЖД. Рекомендовать:
- рассмотреть целесообразность объединения восстановительных и пожарных поездов в единые аварийные поезда;
- включить в штаты специалистов аварийных поездов химико - радиационной службы, участвующих в формировании грузовых поездов.
5.2. Финансирование технического оснащения формирования и профессиональную подготовку его персонала осуществлять за счет средств МЖД, МО ОкЖД и бюджетов г. Москвы и Московской области.
Исп. - МЖД МПС РФ (Паристый И.Л.)
МО ОкЖД МПС РФ (Паристый А.И.)
Мэрия Москвы (Никольский Б.В., Коростелев Ю.В.)
Администрация МО (Савинов А.С., Дьяконова Л.А.)
Срок - декабрь 1994 г.
6. Разработать Порядок утилизации отходов после ликвидации аварийных ситуаций с ОГ и СГ (в первую очередь среза верхнего слоя грунта, впитавшего ОГ) в Московской области:
Исп. - МЖД МПС РФ (Паристый И.Л.)
МО ОкЖД МПС РФ (Паристый А.И.)
Мособлкомприрода (Чиж Р.Ф.)
Москомприрода (Ишков А.Г.)
Администрация Московской обл. (Семаев В.В.)
Мэрия Москвы (Матросов А С., Пешков А.М.)
Гостехнадзор РФ (Соколов Ю.А., Иванов В.П.)
Срок - ноябрь 1994 г.
7. Выделить территории для захоронения отходов после ликвидации аварийных ситуаций с ОГ и СГ в Московском регионе (использование выделенных территорий допустимо только после выполнения п. 6 настоящего решения).
Исп. - Администрация Московской обл. (Семаев В.В.)
Мособлкомзем (Варенов Б.С.)
Главархитектура Московской обл. (Луньков Б.В.)
Мособлкомприрода (Чиж Р.Ф.)
Москомприрода (Ишков А.Г.)
8. Финансирование технического оснащения, охраны этих территорий и т.д. осуществлять за счет средств МЖД, МО ОкЖД и бюджетов г. Москвы и Московской области с последующей компенсацией в судебном порядке с виновных организаций.
Исп. - МЖД МПС РФ (Паристый И.Л.)
МО ОкЖД МПС РФ (Паристый А.И.)
Мэрия Москвы (Матросов А.С., Коростелев Ю.В.)
Администрация МО (Савинов А.С., Дьяконова Л.А.)
Срок - декабрь 1994 г.
9. Разработать с заинтересованными ведомствами Систему перевозок ОГ и СГ в условиях обострения социально - политической обстановки в стране и на объектах железнодорожного транспорта.
Исп. - Председатель комиссии по ЧС г. Москвы (Никольский Б.В.)
Председатель комиссии по ЧС Московской обл.
(Тяжлов А.С.)
МЖД МПС РФ (Паристый И.Л.)
МО ОкЖД МПС РФ (Паристый А.И.)
ГУВД г. Москвы (Панкратов В.И.)
ГУВД Московской обл. (Огородников В.В.)
МУВДТ (Леонов А.В.)
УФСК РФ по г. Москве и Московской обл.
(Савостьянов Е.В.)
Срок - ноябрь 1994 г.
10. Усовершенствовать систему физической охраны ОГ и СГ, причем в первую очередь тех, которые могут быть использованы для проведения терактов, диверсий и иных преступлений.
Исп. - МЖД МПС РФ (Паристый И.Л.)
МО ОкЖД МПС РФ (Паристый А.И.)
ГУВД г. Москвы (Панкратов В.И.)
ГУВД Московской обл. (Огородников В.В.)
МВО (Кузнецов Л.В.)
МО ПВО (Корнуков А.М.)
МУВДТ (Леонов А.В.) - только в случаях ЧС
УФСК РФ по г. Москве и Московской обл.
(Савостьянов. Е.В.)
Срок - октябрь 1994 г.
11. Обратиться в Правительство РФ с предложениями:
11.1. Разработать новый ГОСТ, определяющий единый для всех ведомств перечень опасных грузов и их классификацию, выделив группу особо опасных грузов (ООГ независимо от степени секретности, исходя из масштабов возможного ущерба.
11.2. Сформировать Всероссийский банк химических веществ и разработать малоформатные справочники для спасателей, пожарных, милиции.
11.3. Создать судебные технические бюро экспертиз на базе судебных экспертных бюро Министерства юстиции РФ для участия в расследованиях аварий при транспортировке ОГ и СГ.
11.4. Предусмотреть в соответствующих документах возмещение ущерба, нанесенного окружающей природной среде в результате аварий при транспортировке ОГ и СГ, в соответствии с Законом об охране окружающей среды (взыскивать на основании протоколов территориальных, природоохранных органов в безакцептном порядке).
Исп. - Председатель комиссии по ЧС г. Москвы
(Никольский Б.В.)
Председатель комиссии по ЧС Московской обл.
(Тяжлов А.С.)
Московская транспортная прокуратура (Скаредов Г.И.)
Ространсинспекция [Московское отделение] (Кужелев Н.С.)
Ространсинспекция [Московское областное отделение]
(Романюк С.И.)
МЧС РФ
Секретариат Объединенной коллегии (Норкин К.Б.)
Срок - ноябрь 1994 г.
12. Обратиться в Федеральное Собрание РФ с предложениями:
12.1. Разработать закон об обязательном страховании грузов, перевозимых по железной дороге, в том числе - ОГ и СГ (с учетом новых экономических реалий).
12.2. Разработать закон, регламентирующий порядок перевозок ОГ и СГ, а также ликвидации аварийных ситуаций с этими грузами (в частности, предусмотреть в сопроводительных документах к ОГ и СГ наличие сведений о их опасности, о мерах предосторожности при работе с ними и средствах ликвидации при возможных авариях).
12.3. Дополнить Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (КоАП РСФСР) статьей, предусматривающей административную ответственность граждан и должностных лиц за нарушение правил перевозок ОГ и СГ.
12.4. Внести изменения и дополнения в Уголовный кодекс РФ, предусматривающие ответственность не только работников железнодорожного транспорта, но и иных лиц (грузоотправителей, грузополучателей и др.) за преступное нарушение нормативных актов, регламентирующих работу с ОГ и СГ.
Исп. - Московская транспортная прокуратура (Скаредов Г.И.)
МУВДТ (Леонов А.В.)
МВД РФ
МЖД МПС РФ (Паристый И.Л.)
Гостехнадзор РФ (Соколов Ю.А., Иванов В.П.)
Ространсинспекция [Московское отделение] (Кужелев Н.С.)
Ространсинспекция [Московское областное отделение]
(Романюк С.И.)
УФСК РФ по г. Москве и Московской обл.
(Савостьянов Е.В.)
Секретариат Объединенной коллегии (Норкин К.Б.)
Срок - ноябрь 1994 г.

Председатель
Объединенной коллегии
Ю.М. Лужков


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru