Законодательство
Московской области

Балашихинский р-н
Бронницы
Волоколамский р-н
Воскресенский р-н
Дзержинский
Дмитровский р-н
Долгопрудный
Домодедовский р-н
Дубна
Егорьевский р-н
Жуковский
Зарайский р-н
Звенигород
Ивантеевка
Истринский р-н
Каширский р-н
Климовск
Клинский р-н
Коломенский р-н
Королев
Красноармейск
Красногорский р-н
Краснознаменск
Ленинский р-н
Лобня
Лотошинский р-н
Луховицкий р-н
Лыткарино
Люберецкий р-н
Можайский р-н
Московская область
Мытищинский р-н
Наро-Фоминский р-н
Ногинский р-н
Одинцовский р-н
Озерский р-н
Орехово-Зуевский р-н
Павлово-Посадский р-н
Подольский р-н
Протвино
Пушкинский р-н
Пущино
Раменский р-н
Реутов
Рошаль
Рузский р-н
Сергиево-Посадский р-н
Серебряно-Прудский р-н
Серпуховский р-н
Солнечногорский р-н
Ступинский р-н
Талдомский р-н
Троицк
Фрязино
Химкинский р-н
Чеховский р-н
Шатурский р-н
Шаховской р-н
Щелковский р-н
Щербинка
Электросталь

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








РЕШЕНИЕ Малого Совета Мособлсовета от 14.04.1993 № 4/42
"О КОНЦЕПЦИИ ПОЛИТИКИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СВЯЗЕЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Снят с контроля в связи с выполнением (решение Московской областной Думы от 08.06.2005 № 13/142).



МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

МАЛЫЙ СОВЕТ

РЕШЕНИЕ
от 14 апреля 1993 г. № 4/42

О КОНЦЕПЦИИ ПОЛИТИКИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СВЯЗЕЙ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Заслушав информацию постоянной комиссии по вопросам межрегиональных связей и сотрудничеству о Концепции политики международных связей Московской области, Малый Совет Московского областного Совета народных депутатов решил:
1. Принять предложенную Концепцию политики международных связей к сведению (приложение).
2. Председателю Мособлсовета в срок до 01.06.93 создать из представителей постоянных комиссий и комитетов на основе их предложений Координационный Совет по международным и внешнеэкономическим связям Московской области для доработки Концепции.
3. Организационное обеспечение деятельности Координационного совета возложить на постоянную комиссию по вопросам межрегиональных связей и сотрудничеству.
4. Отметить, что Администрацией Московской области не выполнен в установленный срок п. 6 решения Малого Совета от 17.06.92 № 5/13 "О развитии внешних связей Московской области" по разработке и представлению в Мособлсовет проекта Положения о порядке направления работников Мособлсовета и Администрации Московской области в загранкомандировки, представления отчетов и приема иностранных делегаций.
5. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию по вопросам межрегиональных связей и сотрудничеству.

Председатель Московского
областного Совета
народных депутатов
А.А. Поляков





Приложение
к решению Малого Совета
Мособлсовета
от 14 апреля 1993 г. № 4/42

КОНЦЕПЦИЯ ПОЛИТИКИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СВЯЗЕЙ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Введение

1. Цель составления настоящего документа
и его содержание

Данный документ носит концептуальный характер и не является нормативным документом. Его цель - достичь понимания того, каково нынешнее состояние области как субъекта внешних связей, как изменилось ее положение в новых условиях, к чему следует стремиться, чего опасаться, на что можно рассчитывать сейчас и в будущем.
Суть политики представительного органа власти области состоит в создании нормативно - правовой основы, с одной стороны, обеспечивающей максимально возможную пользу для жителей, а с другой - максимально защищающей их права и интересы от возможных угроз.
Применению этого принципа к международным связям и посвящена остальная часть документа.

2. Основные понятия

Под международными связями Московской области понимаются главным образом связи, внешние по отношению к СНГ. Это связано с тем, что внутри СНГ имелись (хотя теперь юридически международные) развитые сложившиеся связи, а участие в связях за пределами бывшего СССР является для области делом новым и незнакомым.
В качестве субъектов внешних связей выступают Мособлсовет, Администрация области, подведомственные им органы и областные учреждения, органы местного самоуправления всех уровней, общественные организации, предприятия различных форм собственности, отдельные жители области и их группы и т.д.
По направлениям взаимодействия можно выделить связи внешнеэкономические, культурные, научные, туризм, экономическую, техническую и методическую помощь и т.д.
Свою специфику имеют муниципальные связи, т.е. связи между органами власти и управления Московской области, ее городов и районов с аналогичными органами административно - территориальных образований других государств.

1. Анализ ситуации

1.1. Сильные и слабые стороны Московской области как субъекта международных связей.
Московская область имеет весьма незначительные запасы природных ресурсов (на душу населения). Практически можно говорить об использовании для производства экспортной продукции из местного сырья лишь фосфатов, древесины и торфа.
Ресурсом особого рода является земля. Ценность земли в ближнем Подмосковье чрезвычайно высока. Это определяется:
- близостью Москвы, главного в России центра деловой активности и резиденции всех правительственных учреждений;
- относительной развитостью транспортной сети, включая аэропорты;
- наличием зеленых массивов, непосредственно прилегающих к Москве и пригодных для отдыха.
Ценность земли как ресурса снижается из-за:
- высокой загрязненности окружающей среды, зашумленности;
- низкого качества транспортных магистралей;
- необеспеченности современными средствами связи.
Факторы, повышающие ценность земли, как правило, быстро ослабевают по мере удаления от Москвы; одновременно обычно улучшается состояние окружающей среды.
Особую роль играет социально - психологический фактор. Большой опыт наблюдения за неправильным использованием земли в интересах расположенных в Москве ведомств, наносящим вред окружающей природе и местному населению, как правило, вызывает протест против выделения земли под размещение новых предприятий, расширение старых, под "валютные" объекты рекреации, особенно у людей, которые годами добивались участков в 6 соток, и если получали его, то, как правило, на периферии Московской области.
Возможности использования подмосковной земли как ресурса огромны, но лишь при условии выработки и соблюдения единой с районами и городами политики, исключающей разбазаривание земли и использование в противоречии с интересами жителей.
Другой серьезный ресурс Московской области - сравнительно дешевая квалифицированная рабочая сила, научные и инженерно - технические кадры, освобождающиеся в результате сокращения ассигнований на научные исследования и военные заказы.
Привлечение инвестиций для использования избыточной рабочей силы тем более желательно, что безработица может стать в ряде городов области социальной проблемой номер один.
Продукция предприятий Московской области во многих случаях неконкурентоспособна на мировом рынке. Это связано с устарелостью и изношенностью оборудования, несоответствием мировым стандартам качества. Исключение составляют лишь некоторые из предприятий.
Сравнительно редко можно просто перестроить производственные мощности для выпуска ранее не свойственной продукции. Требуются значительные, зачастую валютные инвестиции.

Туризм и культурные связи

На территории Московской области расположено большое количество памятников истории и культуры. Это создает прекрасные предпосылки для развития иностранного туризма, тем более что в Москве постоянно сконцентрировано большое количество иностранцев, которые могли бы выезжать в поездки по области на выходные дни.
Развитие туризма, однако, сильно затруднено двумя обстоятельствами. Во-первых, это плачевное состояние сферы обслуживания ( гостиницы, мотели, автосервис, торговля и т.д.). Во - вторых, столь же плачевное состояние большинства самих объектов туризма (храмы, музеи, усадьбы), ландшафтов.
Российским международным институтом туризма по заданию Мособлсовета разработана Концепция развития туристской индустрии в Московской области, содержащая правовые и экономические механизмы развития рекреационного хозяйства, отвечающие современным экономическим условиям.
Вопросы развития национальных культур на территории области и развития культурно - национальных связей с другими регионами находятся в начальной стадии.
1.2. Современное состояние международных связей области.
В связи с принятием Закона РФ "О краевом, областном Совете и о краевой, областной администрации" и подписанием Федеративного договора, многие важнейшие полномочия, находившиеся еще недавно у федеральных органов власти, передаются на областной уровень. В то же время у областных органов власти нет в достаточной мере опыта международной деятельности, не хватает необходимых организационных структур.
Существующие в настоящее время внешние связи фрагментарны и стихийны. Единой системы учета их нет. Как правило, должностные лица не составляют никаких отчетов об имевших место контактах. Ранее такие отчеты составлялись, но накопленные в них сведения не систематизировались и слабо использовались.
Нельзя считать удовлетворительным уровень гласности внешних и внешнеэкономических контактов. Отсутствует информационная поддержка внешних связей.
1.2.1. Организационные структуры.
В настоящее время Администрацией области создана в качестве своего подразделения администрация по внешнеэкономической деятельности (АВЭД) во главе с министром.
Имеется также отдел зарубежных связей, подчиненный Управлению делами и обслуживающий как Совет, так и Администрацию. Он занимается в основном организационными вопросами, связанными с зарубежными визитами.
1.2.2. Стратегия.
До последнего времени не было какой - либо целостной концепции внешней политики. Администрацией области был составлен документ под названием "Основные направления внешнеэкономической деятельности Московской области" с описанием приоритетных, с точки зрения Администрации, направлений внешнеэкономической деятельности (развитие АПК, конверсия, жилищная программа, дорожное строительство, лесное хозяйство и переработка древесины) и крупных проектов (соглашение со штатом Индиана, свободные экономические зоны "Шереметьево" и "Домодедово", Международный центр развития науки и технологий "Дубна"). В процессе работы над настоящей редакцией концепции АВЭД были разработаны Тезисы концепции развития международных отношений и внешнеэкономической деятельности Московской области в переходный период, дополняющие и расширяющие концепцию по ряду направлений.
В качестве основного нормативного документа, регулирующего внешнеэкономическую деятельность, должен быть Регламент внешнеэкономической деятельности Мособлсовета и Администрации Московской области (проект предложен АВЭД), принимаемый Советом (Малым Советом).
1.3. Анализ внешнего окружения.
1.3.1. Современное состояние.
В настоящее время международная обстановка для России складывается в основном благоприятно. Большинство стран мира стремятся развивать с ней дружественные отношения, заинтересованы в стабилизации внутренней обстановки в нашей стране, готовы оказывать методическую, экономическую и гуманитарную помощь.
Препятствием к выделению помощи часто оказывается наша неготовность ее принять (правовые сложности, неустойчивость ситуации, бюрократические проволочки, злоупотребления должностных лиц).
Значительно менее благоприятна для России международно - экономическая ситуация. Рынок промышленных товаров насыщен высококачественной продукцией США и стран Европы, дешевой продукцией азиатских стран. Уровень конкуренции весьма высок, и поставщики промышленной продукции совершенно не заинтересованы в поддержке выхода на этот рынок России. Продукция наших предприятий за редкими исключениями оказывается неконкурентоспособной. Единственную группу товаров, к которой это не относится, представляет разного рода сырье, а также некоторые виды вооружения.
Другое неблагоприятное обстоятельство заключается в подорванном в ряде случаев доверии к платежеспособности российских субъектов.
Связи в пределах стран бывшего "социалистического лагеря" имеют свою специфику. Эта зона выделяется также довольно большим количеством уже сложившихся связей, слабыми возможностями для экспорта за ее пределы и нехваткой на ее рынке твердой валюты. Здесь имеются значительные предпосылки для развития торговли на безвалютной основе, требующие активных поисков и утверждения таких механизмов взаиморасчетов.
1.3.2. Основные процессы и тенденции во внешнем окружении.
Следует обратить внимание на следующие тенденции:
- интеграцию высокоразвитых государств. Важнейшие примеры: быстро интегрирующаяся Европа, экономическая интеграция в восточной Азии, планы интеграции государств в Северной Америке и на Африканском континенте;
- развитие международных сетей коммуникации, обеспечивающих такие функции, как электронная почта, электронные конференции, поиск информации, заключение контрактов и т.д.;
- перенасыщение международного рынка вооружений в связи с прекращением "холодной войны";
- значительный рост национального самосознания и, в ряде случаев, суверенизация, приводящие к образованию новых государств;
- рост влияния религиозных конфессий.
1.3.3. Факторы успеха на международном рынке.
По данным западных экспертов, основным фактором, определяющим успех на современном международном рынке, становится высокая динамичность, способность быстро изменить ассортимент предлагаемых товаров и услуг, приспосабливаясь к постоянно изменяющейся в условиях жестокой конкуренции конъюнктуре.
Другой, не менее важный фактор - исследование и прогнозирование рынка, активная рыночная политика (маркетинг).
Сохраняют свое значение такие факторы, как высокое качество товаров и услуг, их соответствие стандартам рынка, оперативность и надежность поставки (обслуживания), для технических товаров - их надежность, гарантии, обеспеченность сервисом.

2. Цели Московской области как субъекта
международных связей

Какой же нам хотелось бы видеть свою область?
История показывает, что общество, отгороженное от окружения, обречено к застою и отставанию. Нам хотелось бы, чтобы область была открыта для окружающего мира и в окружающий мир, составляла бы его неотъемлемую часть.
Жители области должны иметь максимальную свободу установления и поддержания связей с зарубежными субъектами. Вмешательство органов власти и управления всех уровней, других бюрократических организаций не должно превышать минимально необходимого.
Должна быть обеспечена поддержка тех связей, которые приносят реальную пользу населению области.
В то же время должны быть надежно защищены права, экономические и другие законные интересы жителей.
Исходя из сказанного выше можно выделить три основных цели внешней политики:
1. Использование внешних связей для достижения целей внутриобластной политики.
2. Интеграция в мировое сообщество в интересах жителей области.
3. Защита интересов жителей области.

3. Стратегия развития международных связей

3.1. Успешная внешнеэкономическая деятельность.
Прямая внешнеэкономическая деятельность органов власти и управления вряд ли желательна. Они должны не покупать и не продавать, а оказывать поддержку внешнеэкономической деятельности жителей области и ее юридических лиц. Следует разработать конкретную программу такой поддержки, предусматривающую разработку необходимых нормативных актов, выход на уровень федерации с законодательными инициативами и, возможно, создание каких-то организационных структур, таких, как областная торгово - промышленная палата или ассоциация содействия развитию предпринимательства, а также налаживание более тесного активного взаимодействия с существующими структурами подобной направленности.
3.2. Решение внутренних социальных задач.
Социальные задачи, тесно увязанные с развитием международных связей, можно условно разбить на текущие и перспективные.
К текущим относятся такие задачи, как наполнение рынка потребительских товаров и стабилизация положения на рынке труда.
К перспективным задачам, которые можно решать с использованием внешних связей, можно отнести:
- структурную перестройку хозяйства области (конверсию, переориентацию на использующие современную технологию малоресурсоемкие, экологически чистые производства и т.д.);
- развитие инфраструктуры (транспорт, коммуникации, обслуживание);
- охрану и восстановление окружающей среды;
- создание предпосылок для развития туризма (индустрию обслуживания, восстановление памятников культуры, ландшафтов);
- создание системы поддержки национальных культур;
- сохранение и развитие научного потенциала;
- охрану и улучшение здоровья жителей области;
- создание системы поддержки предпринимательства, подготовки кадров.
3.3. Интеграция в мировое сообщество в интересах жителей области.
Для ее достижения нужно решить следующие задачи:
- приведение к международным стандартам правовой среды (путем принятия соответствующих актов Мособлсовета, поддержки принятия их райгорсоветами, законодательных инициатив в ВС РФ, а также обеспечения их выполнения). При этом имеются в виду как нормативные акты экономического характера, так и соблюдение конвенций МОТ, ЮНИДО и других;
- приведение стандартов качества продуктов и услуг к международным:
- создание среды информационного обмена, отвечающей мировым стандартам и совместимой с международными информационными сетями;
- исследование хода и перспектив объективно идущих интеграционных процессов с целью выявления желательных и нежелательных последствий, а также возможностей управления ими.
3.4. Защита интересов жителей области.
Третья из сформулированных целей (защита интересов) ставит следующие задачи:
- защита от злоупотреблений во внешних связях. В первую очередь - наведение порядка, организация учета, соблюдение гласности тех операций, в которых задействованы общественные средства и иное имущество;
- предохранение от вступления в связи с ненадежными или недобросовестными партнерами, в том числе создание соответствующей информационной службы, использующей связи с банками данных и фирмами за рубежом, аналогичными службами в Москве и других регионах;
- обеспечение соблюдения законности во внешних связях (через развитие систем аудиторского обслуживания, юридического консультирования и защиты, экономического арбитража);
- развитие системы страхования коммерческих рисков (в т.ч. валютных);
- изучение опыта адаптации к новым общественным отношениям и гарантирования соблюдения основных прав человека.
3.5. Роль структур управления областного уровня.
3.5.1. Компетенция областного уровня управления.
В соответствии с Федеративным договором к ведению органов власти края, области относятся установление международных связей, кроме международных отношений Российской Федерации, ее международных договоров, вопросов войны и мира, а также установление внешнеэкономических связей, кроме внешнеэкономических отношений Российской Федерации.
В Верховном Совете рассматривается в настоящее время проект Закона Российской Федерации "О разграничении полномочий между федеральными органами и субъектами федерации в области международных и внешнеэкономических отношений", который должен конкретизировать сферу ведения областных органов власти.
3.5.2. Компетенция областной Администрации:
- самостоятельно ведет внешние связи в рамках общей политики;
- координирует внешнеэкономическую деятельность на территории области.
3.5.3. Компетенция областного Совета:
- выработка общей политики внешних связей;
- утверждение международных договоров и соглашений, заключенных с участием Московской области;
- принятие решений о заключении договоров с использованием средств областного валютного фонда.
3.5.4. Компетенция комитетов и комиссий Мособлсовета.
В настоящее время вопросы межрегиональных связей и сотрудничества, общие вопросы международных муниципальных связей относятся к компетенции комиссии по взаимодействию с Моссоветом и Советами других регионов; вопросы внешнеэкономических связей - в компетенции Комитета по экономической реформе; а вопросы взаимодействия по конкретным направлениям - в компетенции профильных постоянных комиссий Мособлсовета.
3.6. Принципы организации международных связей области.
В качестве общих принципов политики внешних связей видятся следующие:
1. Органам власти областного уровня следует лишь в минимальной степени, определяемой законами РФ, вмешиваться в деятельность органов управления низших уровней и отдельных юридических лиц. Вместо этого необходимо обеспечивать им условия, облегчающие самостоятельное развитие внешних связей в своих интересах.
2. Внешнеэкономическая деятельность всех управляющих и хозяйственных структур областного уровня, а также предприятий, находящихся в областной собственности, должна быть полностью и на всех этапах "прозрачна" для Мособлсовета. Аналогичная "прозрачность" должна быть обеспечена и на уровне районов и городов. Следует обеспечить максимальный уровень гласности.
3. Иностранные предприниматели не должны пользоваться большими льготами, чем отечественные, приносящие такую же общественную пользу. Нельзя считать нормальной ситуацию, когда российскому предпринимателю оказывается выгоднее действовать на отечественном рынке через подставную иностранную фирму.
4. Органы власти и управления, их структуры не должны переключаться со своих основных задач на извлечение прибыли.
3.7. Зоны, льготные для предпринимательства.
Следует поддерживать местные инициативы по созданию свободных экономических зон и других подобных образований, оказывая им методическую, информационную и иную поддержку. Но нужно ясно представлять себе цель, которой служит каждый конкретный проект.
Представлять льготы следует в тех случаях, когда без них привлечение инвестиций затруднено, а потребность высока.
Особенно важно привлечение инвестиций в потенциально трудоизбыточные районы. Следует поддерживать проекты, позволяющие повысить уровень жизни населения, связать избыточную рабочую силу и сохранить ее квалификацию; ориентированные на восстановление памятников истории и культуры, ландшафтов; создание предприятий обслуживания и торговли, развитие коммуникаций.
Производство импортозамещающих товаров и услуг следует поддерживать в той же мере, что и ориентированных на экспорт. Такое производство развернуть зачастую легче, кроме того, достигается экономия за счет транспортных расходов, затрат на маркетинг на внешнем рынке и т.д.
3.8. Конверсия.
В некоторых случаях возможно получить необходимые средства путем продажи за рубеж нынешней продукции предприятий, в первую очередь - вооружений. Однако, даже если оставить в стороне моральные аспекты, к этому пути надо относиться с большой осторожностью.
На мировом рынке вооружений в настоящее время наблюдается значительное превышение предложения над спросом. Крупными потенциальными покупателями выступают чаще режимы, являющиеся объектами международных ограничений.
Следует отдавать отчет в том, что западные страны вряд ли будут заинтересованы во вложении средств и передаче технологических ноу - хау для осуществления тех схем конверсии, которые создают благоприятную возможность развития или сохранения нашей военной промышленности.
3.9. Предлагаемые меры.
3.9.1. Организационные:
- создать межкомиссионный координационный совет по координации внешних связей Московского областного Совета, выработки политики внешних связей по конкретным направлениям и разработки документов, обеспечивающих реализацию данной концепции;
- разработать совместно с АВЭД программу развития внешних связей Московской области и положение о внешнеэкономической деятельности в Московской области;
- разработать положение о зарубежных поездках и приеме делегаций, регламентирующее вопросы формирования программ контактов, комплектации делегаций, финансирования поездок и приемов и составления отчетов;
- обеспечить широкое информирование заинтересованных структур о предполагаемых контактах и результатах состоявшихся, обобщение предложений по направлениям международного сотрудничества;
- организовать проведение экспертизы проектов внешних соглашений, крупных внешнеэкономических проектов. Провести анализ программ внешнеэкономической деятельности ближайших партнеров и конкурентов (г. Москва, Воронежская обл. и др.).
В развитие настоящей концепции следует разработать с участием компетентных специалистов и научных учреждений отдельные программы развития внешнеэкономических связей (Комитету по экономической реформе совместно с Министерством внешнеэкономических связей), поддержки предпринимательства (Комиссии по промышленности, конверсии и предпринимательству совместно с Администрацией) и т.д. Разработать программу развития иностранного туризма в Московской области.
3.9.2. Меры по информационному обслуживанию.
Создать регистр внешних связей, соглашений и проектов (органов управления разного уровня, юридических лиц разных форм собственности и др.). Упорядочить имеющуюся информацию (отчеты о внешних связях, действующие соглашения, проекты) и внести ее в регистр. Разработать унифицированный бланк отчета о внешнеэкономическом контакте.
Создать банк данных по организациям и экспертам, которые могут быть привлечены для экспертизы внешнеэкономических соглашений и проектов, проведения юридических, маркетинговых и др. исследований по заказам органов управления области.
Создать общедоступный банк данных по потенциальным партнерам с обеих сторон и по конкретным предложениям.
Рекомендовать использовать при развитии систем электронного обмена документами единый международный стандарт, возможно, EDIFACT.
3.9.3. Меры по стабилизации рынка труда:
На основе прогноза избытка трудовых ресурсов разработать программу привлечения инвестиций в потенциально трудоизбыточные районы с использованием возможных налоговых или иных льгот.
При правильной постановке потери от введения льгот могут быть в основном скомпенсированы экономией на пособиях по безработице и увеличением поступлений подоходного налога.
Но главный выигрыш будет заключаться в том, что работники новых предприятий смогут приложить свою квалификацию, не покидая место жительства, и получат мощный стимул для ее повышения, особенно молодежь.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru