Законодательство
Московской области

Балашихинский р-н
Бронницы
Волоколамский р-н
Воскресенский р-н
Дзержинский
Дмитровский р-н
Долгопрудный
Домодедовский р-н
Дубна
Егорьевский р-н
Жуковский
Зарайский р-н
Звенигород
Ивантеевка
Истринский р-н
Каширский р-н
Климовск
Клинский р-н
Коломенский р-н
Королев
Красноармейск
Красногорский р-н
Краснознаменск
Ленинский р-н
Лобня
Лотошинский р-н
Луховицкий р-н
Лыткарино
Люберецкий р-н
Можайский р-н
Московская область
Мытищинский р-н
Наро-Фоминский р-н
Ногинский р-н
Одинцовский р-н
Озерский р-н
Орехово-Зуевский р-н
Павлово-Посадский р-н
Подольский р-н
Протвино
Пушкинский р-н
Пущино
Раменский р-н
Реутов
Рошаль
Рузский р-н
Сергиево-Посадский р-н
Серебряно-Прудский р-н
Серпуховский р-н
Солнечногорский р-н
Ступинский р-н
Талдомский р-н
Троицк
Фрязино
Химкинский р-н
Чеховский р-н
Шатурский р-н
Шаховской р-н
Щелковский р-н
Щербинка
Электросталь

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








ПИСЬМО Управления Роснедвижимости по МО от 24.01.2006 № 482-13
"О ПРАВОВОМ РЕЖИМЕ ЗЕМЕЛЬ, ЗАНЯТЫХ ЛЕСАМИ, РАНЕЕ НАХОДИВШИМИСЯ ВО ВЛАДЕНИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Утратил силу в связи с изданием письма Управления Роснедвижимости по МО от 08.10.2008 № 20711-1/18227.



УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА КАДАСТРА
ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПИСЬМО
от 24 января 2006 г. № 482-13

О ПРАВОВОМ РЕЖИМЕ ЗЕМЕЛЬ, ЗАНЯТЫХ ЛЕСАМИ, РАНЕЕ
НАХОДИВШИМИСЯ ВО ВЛАДЕНИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В Управление Роснедвижимости по Московской области поступают обращения об основаниях перевода земель, на которых располагаются леса, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций (далее также - сельские леса), в земли, занятые древесно-кустарниковой растительностью. Указанное обусловлено, в частности, тем, что информация о лесопокрытых землях отражается в отчетах о наличии земель и распределении их по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям, составляемых органами Роснедвижимости.
В ряде случаев в качестве документов-оснований заявители предлагают использовать заключения ФГУП "Московское государственное лесоустроительное предприятие "Мослеспроект", а также иные материалы обследования сельских лесов, выполненные проектно-изыскательскими организациями, по которым устанавливается возможность перевода лесопокрытых земель в земли, занятые древесно-кустарниковой растительностью.
Однако указанные документы ни при каких обстоятельствах не должны рассматриваться основанием перевода земель, занятых сельскими лесами, в земли, на которых располагается древесно-кустарниковая растительность. С учетом изложенного предлагаем руководствоваться следующим.
Правовой режим сельских лесов и соответствующих земель, а также вопросы их использования определяются положениями лесного, земельного и природоохранного законодательства Российской Федерации, в частности:
Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г. № 22-ФЗ (ст. 7, 8, 12, 47, 130);
Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (ст. 3, 7, 42, 101);
постановления Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. № 224 "Об утверждении Положения о предоставлении участков лесного фонда в безвозмездное пользование"; от 19 декабря 1997 г. № 1601 "Об утверждении Положения об использовании, охране, защите лесного фонда и воспроизводстве лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций";
постановление Совета Министров СССР от 4 марта 1968 г. № 144 "Об утверждении Положения о колхозных лесах";
Инструктивные указания Рослесхоза и Минсельхозпрода РФ от 22 января 1998 г. № ВШ-З-15/42, 2-34/85 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1997 г. № 1601". Из указанных актов следует.
1. В соответствии со статей 7 Лесного кодекса РФ леса, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, относятся в установленном порядке к лесному фонду (в том числе леса, находящиеся на землях, предоставлявшихся колхозам и их правопреемникам в бессрочное пользование).
Аналогичные положения содержались в ранее действовавшем законодательстве. Так, согласно Основам лесного законодательства Российской Федерации от 6 марта 1993 г. № 4613-1 во владении колхозов, совхозов находится лесной фонд, ранее переданный колхозам в бессрочное пользование, также закрепленный за совхозами. При реорганизации колхоза или совхоза в другое сельскохозяйственное формирование ему передается во владение лесной фонд этого колхоза или совхоза (ст. 10). В соответствии с Лесным кодексом РСФСР (1978 года) в единый государственный лесной фонд входят колхозные леса, т.е. леса, находящиеся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование, и зарегистрированные в установленном порядке в земельно-учетной документации (ст. 25).
2. Документальным подтверждением закрепления за сельскохозяйственными организациями сельских лесов и соответствующих земель могут выступать:
акты полномочных органов государственной власти о предоставлении участков лесного фонда в безвозмездное пользование сельскохозяйственным организациям, принятые в соответствии с пунктом 2 Положения о предоставлении участков лесного фонда в безвозмездное пользование, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. № 224;
оформленные в установленном порядке правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на землю, в том числе государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
В качестве учетной документации, содержащей сведения о землях, на которых располагаются сельские леса, могут рассматриваться:
материалы лесоустройства, составленные в соответствии с приказом Рослесхоза от 15 декабря 1994 г. № 265 "Об утверждении Инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России" (зарегистрирован в Минюсте РФ 28 июня 1995 г., регистрационный № 887), а также планово-картографические материалы (лесные карты), содержащие сведения о границах участков лесного фонда, предоставленных сельскохозяйственным организациям;
ежегодные отчеты о наличии и использовании земель, составлявшиеся районными (городскими) комитетами по земельной реформе и земельным ресурсам (исходя из пункта 16 ранее действовавшего Положения о порядке ведения государственного земельного кадастра, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25 августа 1992 г. № 622), в настоящее время - отчеты о наличии земель и распределении их по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям, составляющиеся органами Роснедвижимости (согласно постановлению Росстата от 28 июня 2005 г. № 37 "Об утверждении статистического инструментария для организации Роснедвижимостью статистического наблюдения за земельными ресурсами").
3. Осуществление прав владения, пользования и распоряжения лесами, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций, их охрана, защита и воспроизводство относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В эти полномочия, в частности, входит: принятие решений о предоставлении участков лесного фонда; обеспечение проведения лесоустройства; обеспечение воспроизводства лесов (ст. 47 Лесного кодекса РФ).
Сельскохозяйственные организации, являющиеся пользователями сельских лесов, обязаны в соответствии с лесным и земельным законодательством соблюдать природоохранные правила при обеспечении потребностей в древесине и других лесных ресурсах, а также соблюдать правовой режим земель (использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту) - ст. 83 Лесного кодекса РФ, ст. 42 Земельного кодекса РФ.
4. В соответствии с земельным и лесным законодательством перевод земель лесного фонда (находящихся в федеральной собственности) в земли иных категорий осуществляется Правительством Российской Федерации (ст. 8 Земельного кодекса РФ, ст. 63 Лесного кодекса РФ).
В ряде случаев в документах государственного земельного кадастра земли, занятые сельскими лесами, отнесены к землям сельскохозяйственного назначения исходя из их использования сельскохозяйственными организациями. Однако согласно Земельному кодексу РФ и Лесному кодексу РФ в состав земель сельскохозяйственного назначения не входят лесные земли.
Учитывая данное обстоятельство, Методическими указаниями по порядку составления отчета о наличии земель и распределении их по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям (по состоянию на 1 января 2006 года), утвержденными приказом Роснедвижимости от 20 сентября 2005 г. № П/0180, предусматривается для приведения учета земель в соответствие с действующим законодательством земельные участки, занятые лесами, закрепленные за сельскохозяйственными предприятиями, нужно обследовать для вынесения решения о переводе в категорию земель лесного фонда в соответствии с проектами лесоустройства. Перевод земель из категории в категорию предусмотрен Земельным кодексом РФ и Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Таким образом, земли, занятые лесами, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций, должны относиться к землям лесного фонда, а их перевод в земли, занятые древесно-кустарниковой растительностью, осуществляется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса РФ.
Обращаем внимание на недопустимость изменения сведений ежегодных отчетов о наличии и распределении земель в части перевода лесопокрытых земель в иные земли до принятия соответствующих решений полномочными органами государственной власти.

И.о. руководителя
Управления Роснедвижимости
по Московской области
В.Д. Гужев


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru