Законодательство
Московской области

Балашихинский р-н
Бронницы
Волоколамский р-н
Воскресенский р-н
Дзержинский
Дмитровский р-н
Долгопрудный
Домодедовский р-н
Дубна
Егорьевский р-н
Жуковский
Зарайский р-н
Звенигород
Ивантеевка
Истринский р-н
Каширский р-н
Климовск
Клинский р-н
Коломенский р-н
Королев
Красноармейск
Красногорский р-н
Краснознаменск
Ленинский р-н
Лобня
Лотошинский р-н
Луховицкий р-н
Лыткарино
Люберецкий р-н
Можайский р-н
Московская область
Мытищинский р-н
Наро-Фоминский р-н
Ногинский р-н
Одинцовский р-н
Озерский р-н
Орехово-Зуевский р-н
Павлово-Посадский р-н
Подольский р-н
Протвино
Пушкинский р-н
Пущино
Раменский р-н
Реутов
Рошаль
Рузский р-н
Сергиево-Посадский р-н
Серебряно-Прудский р-н
Серпуховский р-н
Солнечногорский р-н
Ступинский р-н
Талдомский р-н
Троицк
Фрязино
Химкинский р-н
Чеховский р-н
Шатурский р-н
Шаховской р-н
Щелковский р-н
Щербинка
Электросталь

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








ЗАКОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ от 05.12.1997 № 69/97-ОЗ
(ред. от 23.10.2001, с изм. от 08.12.2004)
"О КУЛЬТУРЕ"
(принят решением Мособлдумы от 26.11.1997 № 7/154)

Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в изданиях:
"Подмосковные известия", № 6, 15.01.1998,
"Вестник Московской областной Думы", № 3, март 1998.



Утратил силу с 1 января 2005 года в связи с принятием Закона Московской области от 29.12.2004 № 208/2004-ОЗ.
   ------------------------------------------------------------------

Изменения, внесенные Законом МО от 23.10.2001 № 158/2001-ОЗ, вступают в силу со дня его официального опубликования.



5 декабря 1997 года № 69/97-ОЗ

   ------------------------------------------------------------------


Принят решением
Московской областной Думы
от 26 ноября 1997 года
№ 7/154

ЗАКОН
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

О КУЛЬТУРЕ

(в ред. Законов МО от 18.03.1999 № 10/99-ОЗ,
от 23.10.2001 № 158/2001-ОЗ,
с изм., внесенными Законами МО от 17.10.2003 № 128/2003-ОЗ,
от 08.12.2004 № 166/2004-ОЗ)

Руководствуясь Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормами международного права и одновременно:
- признавая фундаментальную роль культуры в развитии общества и личности, обеспечении исторической преемственности и сохранении традиций всех народов Российской Федерации, в том числе проживающих на территории Московской области;
- отмечая ключевую роль культуры как одной из основ демократического общества и важность межнационального и межрегионального культурного сотрудничества в укреплении российской государственности;
- учитывая необходимость государственной поддержки культурной деятельности на территории Московской области для обеспечения конституционного права каждого гражданина на свободу всех видов творчества, на участие в культурной жизни и пользование организациями культуры, на доступ к культурным ценностям, Московская областная Дума принимает Закон Московской области "О культуре" в качестве правовой базы сохранения и развития культуры в Московской области.

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением культурной деятельности на территории Московской области.

Статья 2. Правовые основы и задачи законодательства Московской области о культуре

1. Законодательство Московской области о культуре состоит из Устава Московской области, настоящего Закона и принятых в соответствии с ними других нормативных правовых актов Московской области.
2. Нормативные правовые акты Московской области, прямо или косвенно касающиеся вопросов культурной деятельности, не могут противоречить законодательству Российской Федерации, Уставу Московской области и настоящему Закону.
3. Задачей законодательства Московской области о культуре является создание правовых основ для:
- обеспечения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в сфере культуры на территории Московской области;
- реализации государственной федеральной культурной политики на территории Московской области;
- определения государственной областной культурной политики и основных принципов организации культурной деятельности в Московской области;
- разработки и осуществления государственных программ социально-экономического развития Московской области и программ социально-экономического развития муниципальных образований как средств укрепления единого культурного пространства Московской области;
- деятельности в сфере культуры по формированию нравственности и гражданской позиции;
- художественно-эстетического и музыкального образования населения, особенно детей и молодежи;
- регулирования отношений собственности, финансовой и хозяйственной деятельности областных организаций культуры;
- развития и поддержки негосударственных организаций культуры, общественных инициатив и предложений отдельных граждан в сфере культуры, искусства, художественно-эстетического и музыкального образования;
- сохранения и развития русского литературного языка как одного из важнейших элементов национальной культуры;
- обеспечения охраны памятников истории и культуры, историко-культурных территорий, иных материальных и духовных культурных ценностей.

Статья 3. Основные понятия

В настоящем Законе используются следующие основные понятия: культурная деятельность - деятельность по созданию, сохранению, распространению и освоению культурных ценностей в целях развития культуры и искусства, а также самореализации личности, художественно-эстетическое и музыкальное образование и воспитание;
- единое культурное пространство - географически ограниченная территория, характеризующаяся целостностью культурной жизни и своеобразием доминирующего типа культуры, сложившегося на единой исторической, экономической, политической или какой-либо иной основе;
- государственная областная культурная политика - совокупность принципов и норм, которыми руководствуются органы государственной власти Московской области при решении вопросов сохранения, развития и распространения культуры, а также их деятельность в сфере культуры в рамках укрепления и развития единого культурного пространства;
- памятники истории и культуры - движимые и недвижимые объекты, историко-художественные и естественно-научные коллекции, градостроительные, архитектурные формирования, историко-культурные ландшафты, произведения монументального искусства, памятные места, обладающие общественно значимой культурной ценностью и зарегистрированные в перечнях объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) и областного значения независимо от форм собственности, управления, использования и степени их сохранности, а также памятники, объявленные таковыми и поставленные на охрану нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;
- Единый фонд развития культуры в Московской области - целевой бюджетный фонд, создаваемый для дополнительного финансирования и развития культуры;
- государственная охрана памятников истории и культуры - система правовых, организационных, финансовых и иных мер, направленных на выявление и учет, изучение, сохранение, реставрацию, использование и содержание памятников истории и культуры;
- историко-культурные территории - территории, на которых в соответствии с действующим законодательством должна быть обеспечена сохранность историко-культурных и природных комплексов;
- организации культуры - организации, созданные для осуществления культурной деятельности;
- областной орган управления культуры - центральный орган исполнительной государственной власти Московской области - орган специальной компетенции, осуществляющий исполнительно - распорядительную деятельность в сфере государственного управления культурой на территории Московской области;
- местный орган управления культуры - орган местного самоуправления - орган специальной компетенции, осуществляющий исполнительно-распорядительную деятельность в сфере управления культурой на территории муниципального образования Московской области.

Статья 4. Виды культурной деятельности

Культурная деятельность может осуществляться в следующих видах:
- выявление, учет, изучение, охрана, реставрация, использование и содержание памятников истории и культуры;
- художественная, научная, документальная, учебная, популярная и другая литература; сценическое, пластическое, театральное, музыкальное, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, фотоискусство, другие виды и жанры искусства;
- народные художественные промыслы и ремесла в части создания и распространения культурных ценностей;
- музейное дело и коллекционирование;
- печать и книгоиздание, библиотечное и архивное дело, телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей;
- самодеятельное (любительское) художественное творчество;
- художественно-эстетическое и музыкальное воспитание и образование;
- научные исследования по проблемам культуры;
- международное и межрегиональное культурное сотрудничество;
- производство материалов, оборудования и других средств, необходимых для сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей;
- иная деятельность, в результате которой создаются, сохраняются, распространяются и осваиваются культурные ценности.

Статья 5. Обязательность культурных аспектов в государственных программах социально-экономического развития Московской области

Культурные аспекты в обязательном порядке учитываются в государственных программах социально-экономического развития Московской области. С этой целью указанные программы согласовываются с областным органом управления культуры.

Раздел II. КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

Статья 6. Совместная компетенция органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти Московской области в сфере культуры

К совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти Московской области в сфере культуры относятся:
- обеспечение реализации прав и свобод граждан Российской Федерации в сфере культуры на территории Московской области;
- обеспечение сохранности культурного достояния народов Российской Федерации, памятников истории и культуры, историко-культурных территорий, связанных с ними сооружений и других объектов, включенных в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия, на территории Московской области;
- осуществление государственной федеральной культурной политики, разработка и реализация федеральных целевых программ на территории Московской области, их финансового и материально-технического обеспечения;
- охрана авторского права и смежных прав, права интеллектуальной собственности, права наследования объектов собственности в сфере культуры;
- создание условий для культурного развития всех народов и этнических общностей, проживающих на территории Московской области;
- реализация государственной федеральной финансовой политики в сфере культуры, труда и занятости работников культуры.

Статья 7. Компетенция органов государственной власти Московской области в сфере культуры

1. К компетенции органов государственной власти Московской области относится определение государственной областной культурной политики, контроль за исполнением на территории Московской области законодательства Российской Федерации и Московской области в сфере культуры.
2. К компетенции органов исполнительной государственной власти Московской области относятся:
- осуществление государственной (федеральной и областной) культурной политики;
- разработка областных нормативов финансирования культурной деятельности;
- определение видов и норм материального обеспечения организаций и работников культуры;
- разработка государственных программ сохранения и развития культуры Московской области, их реализация;
- создание, реорганизация и ликвидация областного органа управления культуры, наделение его полномочиями;
- передача в соответствии с действующим законодательством отдельных государственных полномочий органов исполнительной власти Московской области в сфере культуры органам местного самоуправления и контроль за их осуществлением;
- создание, реорганизация и ликвидация организаций культуры, находящихся в государственной собственности Московской области;
- осуществление межрегиональных и международных культурных связей;
- информационное и научно-методическое обеспечение культурной деятельности, организация статистического учета в сфере культуры;
- установление национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов в сфере культуры;
- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников культуры и искусства.
3. В пределах своей компетенции Московская область самостоятельно вступает в отношения с другими государствами и международными организациями по вопросам культуры.

Статья 8. Компетенция органов местного самоуправления в сфере культуры

1. К ведению органов местного самоуправления в Московской области в сфере культуры относятся:
- создание условий для эффективной деятельности организаций культуры на территории муниципального образования;
- разработка и реализация программ сохранения и развития культуры муниципальных образований;
- формирование местных фондов развития культуры;
- установление льгот по налогам, подлежащим зачислению в местные бюджеты, стимулирующих развитие культуры;
- регулирование в пределах своей компетенции отношений собственности в сфере культуры;
- строительство зданий и сооружений муниципальных организаций культуры, обустройство прилегающих к них территорий;
- сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;
- создание условий для организации зрелищных мероприятий на территории муниципального образования;
- создание условий для деятельности средств массовой информации в части создания и распространения культурных ценностей;
- обеспечение социальной поддержки и содействие занятости работников муниципальных организаций культуры.
2. Органы местного самоуправления могут быть наделены в соответствии с законодательством Российской Федерации и Московской области следующими государственными полномочиями органов исполнительной государственной власти Московской области в сфере культуры:
- участие в реализации государственной (федеральной и областной) культурной политики на территории соответствующего муниципального образования как части единого культурного пространства Московской области;
- организация выполнения государственных программ сохранения и развития культуры Московской области;
- разработка и внесение предложений в сфере культуры в государственные программы социально-экономического развития Московской области в части, относящейся к территории соответствующего муниципального образования;
- создание, реорганизация и ликвидация местных органов управления культуры, определение их структуры и полномочий;
- назначение и освобождение от должности руководителей местных органов управления культуры по согласованию с областным органом управления культуры;
- создание, реорганизация и ликвидация муниципальных организаций культуры по согласованию с областным органом управления культуры;
- участие в мероприятиях по охране памятников истории и культуры, зарегистрированных в перечне объектов исторического и культурного наследия областного значения независимо от формы собственности.

Раздел III. ОБЯЗАННОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ И ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

Статья 9. Обязанности органов государственной власти Московской области и полномочия органов местного самоуправления по обеспечению прав и свобод в сфере культуры

1. Органы государственной власти Московской области и органы местного самоуправления защищают права и свободы всех субъектов в сфере культуры путем осуществления законодательной и иной деятельности, разработки и осуществления государственных программ социально-экономического развития Московской области и программ социально-экономического развития муниципальных образований Московской области.
2. Органы государственной власти Московской области и органы местного самоуправления не вмешиваются в творческую деятельность граждан, общественных объединений, организаций культуры независимо от форм собственности, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации случаев.
3. Запрет какой-либо культурной деятельности может быть осуществлен только в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. В соответствии с законодательством Российской Федерации не допускается отказ в создании новых субъектов культурной деятельности по мотивам нецелесообразности.
5. В целях обеспечения общедоступности культурной деятельности и культурных ценностей органы государственной власти Московской области в соответствии со своей компетенцией обязаны:
- поощрять, в том числе через налоговую и ценовую политику, приобщение граждан к творчеству и культурному развитию, занятию самообразованием, профессиональным и любительским искусством, ремеслами;
- создавать условия для всеобщего нравственного и художественно-эстетического воспитания и образования;
- стимулировать посредством налоговых льгот, кредитов и иными способами создание и деятельность организации культуры независимо от форм собственности, способствовать развитию их материально-технической базы;
- осуществлять финансирование государственных областных организаций культуры, обеспечивать соблюдение социальных гарантий их работникам;
- осуществлять протекционизм в сфере культуры в отношении малоимущих граждан и социально не защищенных слоев и групп населения;
- способствовать развитию благотворительности, меценатства и спонсорства в сфере культуры;
- ежегодно публиковать для сведения населения данные о социально-культурной ситуации в Московской области;
- прогнозировать изменение социально-культурной ситуации в Московской области в качестве основы для разработки государственных программ сохранения и развития культуры Московской области;
- обеспечивать реализацию программы повышения квалификации работников организаций культуры;
- гарантировать доступность консультаций и иных видов помощи, необходимых лицам и организациям в изучении культурного достояния Московской области.

Статья 10. Государственные программы сохранения и развития культуры Московской области и программы сохранения и развития культуры муниципальных образований, их финансирование

1. Органы исполнительной государственной власти Московской области и органы местного самоуправления разрабатывают и реализуют государственные программы сохранения и развития культуры Московской области и программы сохранения и развития культуры муниципальных образований как основной организационный инструмент культурной политики с учетом социально-экономических и иных особенностей Московской области, рассматривая ее как единое культурное пространство; совместно с федеральными органами исполнительной власти обеспечивают реализацию федеральных целевых и международных программ, связанных с сохранением и развитием культуры в Московской области.
2. Программы сохранения и развития культуры муниципальных образований, финансируемые из областного бюджета, входят составными частями в соответствующие разделы государственной программы сохранения и развития культуры Московской области.
   ------------------------------------------------------------------

Действие пункта 3 статьи 10 приостановлено с 1 января по 31 декабря (включительно) 2005 года Законом МО от 08.12.2004 № 166/2004-ОЗ.
   ------------------------------------------------------------------

3. Финансирование государственных программ сохранения и развития культуры Московской области и программ сохранения и развития культуры муниципальных образований осуществляется из Единого фонда развития культуры и искусства в Московской области.
4. Органы государственной власти Московской области и органы местного самоуправления, разрабатывающие и реализующие государственные программы социально-экономического развития Московской области и программы социально-экономического развития муниципальных образований по всем направлениям деятельности, в обязательном порядке предусматривают разделы, связанные с культурой.

Статья 11. Основы деятельности органов исполнительной государственной власти Московской области по сохранению памятников истории и культуры

Органы исполнительной государственной власти Московской области в лице областного органа управления культуры как государственного органа охраны и использования памятников истории и культуры, расположенных на территории Московской области, осуществляют:
- распоряжение памятниками истории и культуры, связанными с ними сооружениями и другими объектами, относящимися к государственной собственности Московской области, как особого рода имуществом вместе с территориями этих памятников и связанными с ними сооружениями и другими объектами как единым имущественным комплексом в соответствии с действующим законодательством;
- организацию использования недвижимых памятников истории и культуры и земельных участков (территорий памятников), исторически связанных с недвижимыми памятниками истории и культуры в целях их сохранения и развития как культурного достояния Московской области;
(в ред. Закона МО от 23.10.2001 № 158/2001-ОЗ)
- функции арендодателя недвижимых памятников истории и культуры и земельных участков (территорий памятников), исторически связанных с недвижимыми памятниками истории и культуры, находящихся в государственной собственности Московской области;
(дефис в ред. Закона МО от 23.10.2001 № 158/2001-ОЗ)
- организацию разработки и осуществления мероприятий по выявлению, учету, охране, реставрации недвижимых памятников, музейных комплексов, историко-художественных и естественно-научных коллекций и иных объектов культурного наследия;
- охрану и использование недвижимых памятников истории и культуры с их внутренним убранством, являющимся движимыми памятниками истории и культуры (в том числе переданных в пользование религиозным объединениям, их органам управления и структурным подразделениям), как единым целым с территорией памятников истории и культуры и связанными с ними сооружениями и другими объектами;
- организацию и ведение государственного учета, инвентаризацию и мониторинг состояния объектов культурного наследия;
- государственный контроль за соблюдением правил содержания, режима охраны и использования памятников истории и культуры и других охраняемых объектов культурного наследия;
- организацию и выполнение неотложных мер по пресечению нарушений и устранению угрозы, возникшей для памятников истории и культуры и объектов культурного наследия;
- регулирование видов и форм деятельности в сфере сохранения памятников истории и культуры федеральной и областной собственности на территории Московской области;
- контроль за проведением работ по реставрации, консервации и технической защите недвижимых памятников истории и культуры и связанных с ними движимых ценностей;
- организацию государственной приемки на объектах культурного наследия;
- организацию и координацию научно-исследовательских и проектно-изыскательских работ в сфере сохранения и развития памятников истории и культуры федеральной и областной собственности;
- подготовку научно-методической и нормативно-правовой базы для разработки и реализации мер по сохранению, восстановлению и возрождению объектов культурного наследия;
- функции единого государственного заказчика на проведение реставрационных, научно-исследовательских, проектных и ремонтно-строительных работ независимо от источников финансирования и лицензирование в сферах обследования состояния, консервации, реставрации и ремонта памятников истории и культуры в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- государственный технический надзор за проведением ремонтно-реставрационных работ на памятниках истории и культуры, расположенных на территории Московской области, в том числе находящихся в федеральной собственности (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в сфере культуры);
- подготовку предложений по организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры и других объектов культурного наследия;
- разработку предложений по отнесению территорий недвижимых памятников истории и культуры и других объектов культурного наследия к землям историко-культурного назначения;
- согласование в обязательном порядке всех перемещений, изменений памятников истории и культуры, а также хозяйственной деятельности на территориях недвижимых памятников истории и культуры и в зонах их охраны;
- разработку инструктивных материалов, обеспечивающих реализацию законодательства об охране памятников на территории Московской области;
- организацию подготовки и повышения квалификации специалистов.

Раздел IV. УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья 12. Органы управления культурной деятельностью в Московской области

1. Государственную культурную политику на территории Московской области в соответствии с законодательством Российской Федерации Московской области осуществляют федеральный орган исполнительной власти в сфере культуры и областной орган управления культуры во взаимодействии с местными органами управления культуры.
2. Порядок создания, реорганизации, ликвидации и деятельности, а также полномочия областного органа управления культуры устанавливаются Губернатором Московской области.
3. Порядок создания, реорганизации, ликвидации и деятельности, а также полномочия местных органов управления культуры устанавливаются законодательством Российской Федерации и Московской области и уставами муниципальных образований.

Статья 13. Условия и порядок создания, реорганизации и ликвидации организаций культуры

1. Организации культуры в Московской области могут создаваться и осуществлять свою деятельность в предусмотренных действующим законодательством организационно-правовых формах.
2. Организации культуры в Московской области могут быть созданы:
- органами исполнительной государственной власти Московской области;
- органами местного самоуправления в случае наделения их отдельными государственными полномочиями органов исполнительной государственной власти Московской области;
- общественными и религиозными объединениями, фондами и иными, в том числе иностранными, юридическими, а также физическими лицами.
3. Учредителями государственных областных и муниципальных организаций культуры в Московской области выступают соответственно областной и местные органы управления культуры.
4. Порядок и условия реорганизации и ликвидации организаций культуры, осуществляющих свою деятельность на территории Московской области, определяются их учредительными документами и действующим законодательством.

Статья 14. Деятельность организаций культуры на территории Московской области

1. Организации культуры самостоятельны в осуществлении своей творческой, производственной, экономической деятельности, социального развития коллектива в пределах имеющихся творческих, материальных и финансовых ресурсов и задач, предусмотренных их учредительными документами.
2. Деятельность организаций культуры на территории Московской области осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Московской области.
3. Государственные (федеральный и областной) органы управления культуры, а также другие органы государственной власти в пределах своей компетенции вправе осуществлять контроль за деятельностью организаций культуры на территории Московской области.
4. Органы местного самоуправления имеют право осуществлять контроль за деятельностью подведомственных организаций культуры в пределах своей компетенции.
5. Непосредственное управление организацией культуры (государственной или муниципальной) осуществляет прошедший соответствующую аттестацию руководитель, который принимается на работу на основе срочного трудового договора (контракта), заключаемого между работником и соответствующим органом управления культуры.
6. Управление организациями культуры, не являющимися областной или муниципальной собственностью, осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством.
7. Областной и местные органы управления культуры не вправе осуществлять вмешательство в деятельность подведомственных организаций культуры в части:
- формирования репертуарной и художественной политики;
- свободного выбора эстетических направлений, средств художественного выражения творческого замысла, места и времени осуществления творческого акта, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством;
- решения кадровых вопросов (за исключением назначения и освобождения от должности руководителя организации культуры).
8. Организация, осуществляющая на территории Московской области культурную деятельность, рассчитанную на потребителя (зрителя, слушателя, посетителя), обязана обеспечить безопасные условия для его жизни и здоровья.
9. Организация несет ответственность за достоверность распространяемой ею информации о проведении публичных мероприятий, о ценах и условиях приобретения билетов.

Раздел V. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
НА ТЕРРИТОРИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья 15. Собственность в сфере культуры

1. Культурные ценности, здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование и другое имущество (далее - имущество культурного назначения) на территории Московской области может находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной и частной собственности.
2. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество культурного назначения, владения, пользования и распоряжения им на территории Московской области устанавливаются в соответствии с федеральными законами.
3. Распоряжение и управление государственной собственностью Московской области в сфере культуры осуществляется органами исполнительной государственной власти Московской области в соответствии с действующим законодательством.
4. Имущество культурного назначения, находящееся в государственной собственности Московской области, может быть передано:
- государственному унитарному предприятию культуры Московской области на праве хозяйственного ведения;
- государственному учреждению культуры Московской области на праве оперативного управления;
- юридическим и физическим лицам на основе соответствующего договора;
(дефис в ред. Закона МО от 23.10.2001 № 158/2001-ОЗ)
- на баланс областного органа управления культуры;
- в ведение органов местного самоуправления при передаче органам местного самоуправления отдельных полномочий органов исполнительной государственной власти Московской области в сфере культуры в порядке, устанавливаемом законом Московской области.
5. При передаче имущества культурного назначения, находящегося в государственной собственности Московской области, перечень этого имущества является неотъемлемой частью учредительных документов организации культуры или соответствующего договора.
6. Объекты социально-культурного назначения, находящиеся в государственной собственности Московской области, могут передаваться творческим союзам, ассоциациям, а также их организациям в бессрочное и безвозмездное пользование на основании соответствующих договоров.
7. Контроль за сохранением и надлежащим использованием имущества культурного назначения, находящегося в государственной собственности Московской области, осуществляется в соответствии с действующим законодательством и соответствующим договором.
8. Требования к содержанию и порядку заключения договоров, предметом которых является имущество культурного назначения, находящееся в государственной собственности Московской области, устанавливаются Правительством Московской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Законом.
9. Договор, предметом которого является имущество культурного назначения, находящееся в государственной собственности Московской области, в обязательном порядке должен содержать следующие условия по отношению к имуществу культурного назначения:
- обеспечение доступа с целью ознакомления граждан;
- обеспечение сохранности;
- участие сторон в издержках по его содержанию и сохранению;
- расторжение договора;
- срок действия договора.

Статья 16. Приватизация в сфере культуры

1. Перечень объектов культурного назначения на территории Московской области, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности и не подлежат приватизации, определяется в соответствии с законами Российской Федерации, Московской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
2. Приватизация других объектов культурного назначения, находящихся в государственной собственности Московской области или муниципальной собственности, допускается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Московской области, Программой приватизации Московской области, местными программами приватизации и иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
3. Приватизация организаций культуры, находящихся в государственной собственности Московской области или муниципальной собственности, допускается при условии:
- сохранения организацией культурной деятельности в качестве основного вида деятельности;
- сохранения профильных услуг;
- выполнения требований по охране и содержанию объектов культурного назначения в соответствии с охранным договором, заключаемым с покупателем приватизируемого имущества;
- организации обслуживания льготных категорий населения при осуществлении культурной деятельности;
- обеспечения социальных гарантий работникам организации культуры (на срок до одного года).
4. С покупателем приватизируемого имущества культурного назначения в целях сохранения этого имущества и обеспечения его общественной доступности в обязательном порядке заключается охранный договор.
5. Право собственности у покупателя приватизируемого имущества культурного назначения может возникнуть не ранее момента заключения охранного договора.
6. Требования к содержанию и порядку заключения охранных договоров на имущество культурного назначения устанавливаются законодательством Российской Федерации и Московской области.

Статья 17. Финансирование организаций культуры, находящихся в государственной областной и муниципальной собственности

1. Основой гарантий сохранения и развития культуры в Московской области является бюджетное финансирование. Размеры ежегодных ассигнований на культуру в областном и местных бюджетах в Московской области определяются законодательством Российской Федерации и Московской области. Размеры указанных ассигнований могут быть установлены до шести процентов средств расходной части областного бюджета, при этом дефицит местного бюджета по данной отрасли не может быть больше среднеобластного. Общие объемы финансирования культуры из областного и местных бюджетов регулярно уточняются для возмещения дополнительных затрат, вызванных ростом цен, тарифов и размера оплаты труда. Ассигнования на финансирование культуры выделяются в областном бюджете отдельной строкой.
2. Бюджетные ассигнования в обязательном порядке выделяются на следующие цели:
- оплату труда работников (специалистов, творческого, управленческого, производственного и вспомогательного персонала), как состоящих в штате, так и привлекаемых по договорам, выплату гонораров авторам произведений, используемых организациями культуры;
- содержание зданий (включая расходы на коммунальные услуги, текущий ремонт и прочие аналогичные расходы), оборудования, транспорта или затраты на их аренду;
- содержание природных комплексов и объектов, относящихся к данной организации культуры;
- содержание животных в зоопарках и цирках;
- комплектование библиотечных фондов, формирование новых и пополнение существующих музейных коллекций, обеспечение особого режима их хранения, приобретение материалов для реставрации фондов, научно-методическую деятельность;
- материальное обеспечение художественного воплощения творческих замыслов (создание новых постановок, представлений, подготовку концертных программ и других видов массовых зрелищ, организацию фестивалей, выставок, проведение работ по созданию и обновлению экспозиций) и поддержание в рабочем состоянии материального оформления постановок (программ, номеров), художественных экспозиций;
- оснащение организаций культуры современными техническими средствами и оборудованием, в том числе обеспечивающими безопасность фондов хранения и зданий организаций культуры;
- проведение капитального ремонта зданий;
- реставрацию памятников истории, культуры и архитектуры, переданных в пользование организациям культуры;
- предоставление социальных льгот и гарантий работникам организаций культуры.
3. Запрещается нецелевое использование бюджетных ассигнований, выделяемых организациям культуры, в том числе размещение бюджетных ассигнований на депозитных счетах кредитных учреждений и приобретение ценных бумаг для получения организацией культуры дополнительных доходов.
4. С целью привлечения дополнительных средств на нужды культуры и их консолидации может создаваться Единый фонд развития культуры в Московской области.
Положение о Едином фонде развития культуры в Московской области утверждается Московской областной Думой.

Статья 18. Источники финансирования областных и муниципальных организаций культуры в Московской области

1. Финансирование организаций культуры осуществляется на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности (нормативов финансирования) культурной деятельности.
(п. 1 введен Законом МО от 23.10.2001 № 158/2001-ОЗ)
2. Нормативы финансирования культурной деятельности, применяемые при составлении прогноза консолидированного бюджета Московской области на очередной год, утверждаются Московской областной Думой.
(п. 2 введен Законом МО от 23.10.2001 № 158/2001-ОЗ)
3. В соответствии с законодательством Российской Федерации финансовые средства областных и муниципальных организаций культуры в Московской области образуются за счет:
- бюджетных ассигнований, рассчитанных на основе утвержденных нормативов финансирования, и других поступлений от учредителя (учредителей);
(в ред. Закона МО от 23.10.2001 № 158/2001-ОЗ)
- доходов от платных форм основной деятельности;
- предпринимательской деятельности;
- платежей за оказание услуг по договорам с юридическими и физическими лицами;
- добровольных пожертвований, субсидий, средств, полученных по завещаниям;
- кредитов банков и иных кредитных учреждений;
- других не противоречащих законодательству доходов и поступлений.
(нумерация пункта в ред. Закона МО от 23.10.2001 № 158/2001-ОЗ)
4. Поступления средств из внебюджетных источников не являются основанием для уменьшения размера бюджетных ассигнований организациям культуры.
(нумерация пункта в ред. Закона МО от 23.10.2001 № 158/2001-ОЗ)
5. Общественные объединения, организации и граждане имеют право самостоятельно, в том числе и на договорной основе, создавать фонды для финансирования культурной деятельности. Организация и деятельность указанных фондов осуществляются на основании действующего законодательства в соответствии с их уставами. В качестве соучредителей фондов могут выступать органы государственной власти Московской области и органы местного самоуправления.
(нумерация пункта в ред. Закона МО от 23.10.2001 № 158/2001-ОЗ)
6. Право организаций культуры на получение безвозмездных пожертвований (даров, субсидий) от российских и иностранных юридических и физических лиц, международных организаций не ограничивается.
(нумерация пункта в ред. Закона МО от 23.10.2001 № 158/2001-ОЗ)
7. Использование финансовых средств осуществляется в соответствии с учредительными документами организации культуры. Не использованные в отчетном периоде средства не могут быть изъяты у организации культуры или зачтены учредителем в объеме финансирования следующего года.
(нумерация пункта в ред. Закона МО от 23.10.2001 № 158/2001-ОЗ)
8. Доходы от сдачи в аренду недвижимого имущества, закрепленного за организациями культуры на праве оперативного управления, являются дополнительным источником бюджетного финансирования организаций культуры и используются целевым назначением на содержание и развитие их материально-технической базы.
Порядок направления в областной бюджет арендной платы за пользование недвижимым имуществом, находящимся в государственной собственности Московской области и закрепленным за областными организациями культуры на праве оперативного управления, ее использования и контроль за ее использованием устанавливается Правительством Московской области.
Порядок направления в бюджеты муниципальных образований арендной платы за пользование недвижимым имуществом, находящимся в муниципальной собственности и закрепленным за муниципальными организациями культуры на праве оперативного управления, ее использования и контроль за ее использованием устанавливается органами местного самоуправления.
(п. 8 введен Законом МО от 23.10.2001 № 158/2001-ОЗ)

Статья 19. Налоговые льготы

Московская областная Дума и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные льготы по налогам, зачисляемым в областной и соответствующие местные бюджеты, для организаций культуры в Московской области.

Статья 20. Инвестиционная политика Московской области в сфере культуры

1. В Московской области обеспечивается приоритетное выделение государственных областных капитальных вложений на укрепление и развитие материально-технической базы культуры в целях укрепления единого культурного пространства и в соответствии с государственными программами сохранения и развития культуры Московской области и программами сохранения и развития культуры муниципальных образований.
2. Распределение государственных областных капитальных вложений по объектам культурного назначения осуществляется органами исполнительной государственной власти Московской области по представлению областного и соответствующего местного органа управления культуры на основе открытого и гласного обсуждения альтернативных вариантов.
3. Не допускаются проектирование и строительство населенных пунктов и жилых массивов без обеспечения их объектами культуры с учетом градостроительных норм и потребностей местного населения.
4. Земельные участки для строительства объектов культуры выделяются на приоритетной основе.

Статья 21. Обеспечение развития культуры в сельской местности

1. В Московской области в целях укрепления единого культурного пространства обеспечивается приоритет развития культуры в сельской местности в поселках городского типа, выделяются средства из областного и местных бюджетов на проектирование и строительство организаций культуры.
   ------------------------------------------------------------------

Действие пункта 2 статьи 21 приостановлено с 1 января по 31 декабря (включительно) 2005 года Законом МО от 08.12.2004 № 166/2004-ОЗ.
   ------------------------------------------------------------------

Действие пункта 2 статьи 21 приостановлено с 1 января по 31 декабря 2004 года (включительно) Законом МО от 17.10.2003 № 128/2003-ОЗ.
   ------------------------------------------------------------------

2. Органы государственной власти Московской области и органы местного самоуправления при формировании соответствующих бюджетов предусматривают целевое финансирование развития культуры в сельской местности в качестве защищенных статей бюджета.

Статья 22. Материально-техническое обеспечение развития культуры

1. Органы государственной власти Московской области и органы местного самоуправления гарантируют обеспечение организаций культуры, находящихся соответственно в собственности Московской области и муниципальной собственности, продукцией, необходимой для реализации федеральных целевых программ, государственных программ сохранения и развития культуры Московской области, программ сохранения и развития культуры муниципальных образований, реконструкции объектов культурного наследия Московской области, на условиях поставок продукции и товаров для государственных нужд.
2. Материально-техническое обеспечение областных и муниципальных организаций культуры и их развитие осуществляются организациями культуры в пределах бюджетных и собственных средств в соответствии с государственными программами сохранения и развития культуры Московской области и программами сохранения и развития культуры муниципальных образований.

Статья 23. Внешнеэкономическая деятельность Московской области в сфере культуры

1. В соответствии с законодательством Российской Федерации и Московской области организации культуры:
- могут осуществлять внешнеэкономическую деятельность, специализированную торговлю, в том числе аукционную, произведениями искусства, изделиями народных художественных промыслов, изобразительной продукцией, предметами антиквариата;
- могут пользоваться кредитами российских и иностранных банков, продавать и приобретать валюту.
2. Выручка от продажи произведений современного изобразительного, декоративно-прикладного и иных видов искусства, от исполнительской деятельности в государствах с расчетом в свободно конвертируемой валюте распределяется между авторами, исполнителями и иными юридическими и физическими лицами по договору, заключенному между ними, и подлежит налогообложению в соответствии с законодательством Российской Федерации и Московской области и Московской области.

Статья 24. Взаимоотношения организаций культуры с организациями иных сфер деятельности

1. Организации культуры обладают исключительным правом использовать собственную символику (официальное наименование, товарный знак, эмблема) в рекламных и иных целях, а также разрешать такое использование другим юридическим и физическим лицам на договорной основе.
2. Туристская деятельность на объектах культуры в Московской области осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Московской области о туристской деятельности.
3. При передаче зданий, сооружений, имущественных комплексов, в которых размещены организации культуры, иным организациям (в том числе религиозным объединениям) органы, осуществляющие передачу, обязаны предварительно предоставить организациям культуры равноценные здания, помещения.
4. Организациям культуры, кинематографии, архивной службы; творческим ассоциациям и обществам, их предприятиям; деятелям культуры и искусства; народным мастерам, использующим специально оборудованные строения, сооружения, помещения (включая жилую площадь) исключительно в качестве творческих мастерских, рабочих кабинетов, ателье, студий, а также лицам, использующим жилищную площадь для создания открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и других организаций культуры, на период их использования в указанных целях могут устанавливаться льготы по оплате арендной платы и коммунальных услуг.

Статья 25. Трудовые отношения и принципы оплаты труда работников культуры

1. Трудовые отношения работников культуры регулируются законодательством о труде Российской Федерации.
2. Основной формой трудовых отношений с творческими работниками исполнительских искусств и с руководителями организаций культуры является контрактная форма трудового договора. Заработная плата работников государственных областных организаций культуры устанавливается на основе Единой тарифной сетки по результатам аттестации в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Московской области.
3. Организации культуры в пределах имеющихся у них средств самостоятельно определяют для своих работников размеры оплаты труда, дифференцированные надбавки к ставкам и должностным окладам, применяют различные поощрительные выплаты.
4. Размер авторского вознаграждения, порядок и сроки его оплаты устанавливаются в авторском договоре.
5. Лицам, имеющим почетные звания в сфере культуры и искусства Российской Федерации и республик, входящих в состав Российской Федерации, работающим в органах и организациях, финансируемых из областного бюджета, устанавливаются персональные надбавки, размеры которых определяются Губернатором Московской области.
6. Творческие союзы (ассоциации), профсоюзные и другие общественные организации в целях социальной защиты творческих работников могут создавать службы занятости, специальные фонды для увеличения размера пособия по безработице и продления сроков их выплаты. Средства в указанные фонды могут вносить также органы государственной власти Московской области и органы местного самоуправления.

Статья 26. Социальная защита работников культуры

1. Работникам областных организаций культуры, проживающим и работающим в сельской местности и поселках городского типа, органами государственной власти Московской области из средств областного бюджета предоставляются льготы по оплате жилья и коммунальных услуг. Размеры и порядок предоставления указанных льгот устанавливаются Администрацией Московской области.
   ------------------------------------------------------------------

Действие пункта 2 статьи 26 приостановлено с 1 января по 31 декабря (включительно) 2005 года Законом МО от 08.12.2004 № 166/2004-ОЗ.
   ------------------------------------------------------------------

2. Работникам организаций культуры, финансируемых за счет средств областного бюджета, компенсируются расходы за проезд на общественном транспорте (за исключением такси) от места проживания до работы и обратно в соответствии с нормативными правовыми актами Московской области.
3. Льготы, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, могут устанавливаться органами местного самоуправления для работников муниципальных организаций культуры.
4. В целях повышения уровня мастерства творческих работников, поощрения мастеров искусств, лауреатов областных фестивалей, смотров, конкурсов органами государственной власти Московской области могут устанавливаться государственные областные премии и стипендии по всем видам искусства и творческим жанрам.
5. Работникам областных и муниципальных организаций культуры органами государственной власти Московской области и органами местного самоуправления соответственно могут предоставляться дополнительные льготы или компенсации, включая оплату за содержание детей в детских дошкольных учреждениях и учреждениях дополнительного образования, медицинское обслуживание, оплату жилья и коммунальных услуг.
6. Организации, общественные организации и объединения могут за счет собственных ресурсов предоставлять работникам культуры дополнительные льготы, не установленные действующим законодательством.
7. Работникам организаций культуры, финансируемых за счет средств областного и местных бюджетов, устанавливается ежегодный дополнительный отпуск в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Московской области.
8. На выпускников образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования в сфере культуры и искусства, других специалистов, прибывших на работу в организации культуры, расположенные в сельской местности, распространяются порядок и условия выдачи единовременного пособия на хозяйственное обзаведение, устанавливаемые для специалистов, окончивших сельскохозяйственные вузы и образовательные учреждения среднего профессионального образования.

Статья 27. Деятельность Московской области в сфере международного и межрегионального культурного сотрудничества

1. Московская область содействует:
- расширению круга субъектов международных и межрегиональных связей, поощряет самостоятельное прямое участие в культурных обменах частных лиц, организаций культуры, предусматривая соответствующие мероприятия в государственных программах сохранения и развития культуры Московской области и программах сохранения и развития культуры муниципальных образований;
- развитию российской культуры за рубежом, поддерживая связи с соотечественниками за рубежом, сотрудничая с землячествами, проводя совместные культурные мероприятия.
2. На территории Московской области могут в соответствии с действующим законодательством беспрепятственно создаваться представительства и филиалы международных культурных фондов и иных организаций. Любое юридическое и физическое лицо имеет право вступления в международные организации культуры в соответствии с действующим законодательством. Организации культуры в Московской области имеют право на участие в них иностранных членов, а также самостоятельного распоряжения целевыми поступлениями от иностранных государств, международных и зарубежных организаций, частных лиц.

Раздел VI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КУЛЬТУРЕ

Статья 28. Ответственность за нарушение настоящего Закона

За нарушение настоящего Закона органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, юридические лица и граждане несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Московской области.

Статья 29. Порядок возмещения вреда, причиненного памятникам истории и культуры Московской области

(в ред. Закона МО от 18.03.1999 № 10/99-ОЗ)

1. Юридические и физические лица, причинившие вред памятникам истории и культуры Московской области, зонам их охраны, историко-культурным территориям и другим объектам, имеющим историко-культурную ценность, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Для определения ущерба, причиненного памятникам истории и культуры, находящимся в государственной собственности Московской области, и подготовки необходимых материалов в каждом отдельном случае создается комиссия, образуемая центральным органом исполнительной государственной власти Московской области в сфере культуры.
3. Ущерб определяется указанной комиссией в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке.

Губернатор Московской области
А.С. Тяжлов
5 декабря 1997 года
№ 69/97-ОЗ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru