Законодательство
Московской области

Балашихинский р-н
Бронницы
Волоколамский р-н
Воскресенский р-н
Дзержинский
Дмитровский р-н
Долгопрудный
Домодедовский р-н
Дубна
Егорьевский р-н
Жуковский
Зарайский р-н
Звенигород
Ивантеевка
Истринский р-н
Каширский р-н
Климовск
Клинский р-н
Коломенский р-н
Королев
Красноармейск
Красногорский р-н
Краснознаменск
Ленинский р-н
Лобня
Лотошинский р-н
Луховицкий р-н
Лыткарино
Люберецкий р-н
Можайский р-н
Московская область
Мытищинский р-н
Наро-Фоминский р-н
Ногинский р-н
Одинцовский р-н
Озерский р-н
Орехово-Зуевский р-н
Павлово-Посадский р-н
Подольский р-н
Протвино
Пушкинский р-н
Пущино
Раменский р-н
Реутов
Рошаль
Рузский р-н
Сергиево-Посадский р-н
Серебряно-Прудский р-н
Серпуховский р-н
Солнечногорский р-н
Ступинский р-н
Талдомский р-н
Троицк
Фрязино
Химкинский р-н
Чеховский р-н
Шатурский р-н
Шаховской р-н
Щелковский р-н
Щербинка
Электросталь

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








ЗАКОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ от 09.01.1997 № 4/97-ОЗ
(ред. от 14.12.2001)
"ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНАЛЬНОМ ЗОНИРОВАНИИ ТЕРРИТОРИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
(принят решением Мособлдумы от 19.12.1996 № 7/114)

Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в изданиях:
"Народная газета Московского региона", № 24, 07.02.1997
"Подмосковные известия", № 23.02.1997
"Вестник Московской областной Думы", № 3, март 1997



Утратил силу в связи с принятием Закона Московской области от 07.03.2007 № 36/2007-ОЗ, вступившего в силу со дня его официального опубликования.



9 января 1997 года № 4/97-ОЗ

   ------------------------------------------------------------------


Принят
решением
Московской областной Думы
от 19 декабря 1996 года
№ 7/114

ЗАКОН
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНАЛЬНОМ ЗОНИРОВАНИИ
ТЕРРИТОРИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(в ред. Закона МО от 14.12.2001 № 227/2001-ОЗ)

Настоящий Закон устанавливает правовые основы организации и функционального использования территории Московской области.
Рациональная организация территории Московской области обеспечивает комплексное и эффективное развитие городских и сельских поселений, промышленно - коммунальных объектов (зон), объектов других отраслей хозяйственной деятельности, объектов (зон) отдыха, социальной и инженерно - транспортной инфраструктуры, природной среды, исторического и культурного наследия Московской области.
Рациональная комплексная организация и функциональное зонирование территории Московской области направлены на создание здоровой и безопасной среды обитания населения.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Назначение Закона. Основные понятия

1. Назначение настоящего Закона состоит в законодательном закреплении на территории Московской области:
- основных принципов и средств комплексной рациональной организации и функционального использования территории Московской области;
- прав, обязанностей и ответственности субъектов (участников) организации и функционального зонирования территории Московской области.
2. Основные понятия, применяемые в целях настоящего Закона:
(в ред. Закона МО от 14.12.2001 № 227/2001-ОЗ)
Организация территории - комплексная конструктивная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, Московской области и органов местного самоуправления Московской области по использованию и формированию функциональной структуры территории, согласованного и сбалансированного выполнения ее элементами соответствующих функций.
Функциональное использование территории - процесс долговременного осуществления на определенной территории одной или нескольких хозяйственных функций: жилищного строительства, промышленного и сельскохозяйственного производства, лесного хозяйства, охраны природы, инженерно - технической инфраструктуры и других функций в соответствии с целевым назначением, устанавливаемым функциональным зонированием.
Режим использования территории - система приоритетов и ограничений хозяйственной, в том числе градостроительной, деятельности в развитии различных функций, которые устанавливаются на определенной территории в целях ее рациональной организации и использования.
Функциональное зонирование территории - разграничение территории Московской области и территорий муниципальных образований Московской области по ее назначению с определением для каждой из них целевого функционального использования и режимов использования с учетом зон особого градостроительного и специального регулирования.
Зоны особого градостроительного регулирования включают земли, на которых устанавливается особый правовой режим использования на основании градостроительной, историко - культурной, природной ценности территории.
Зоны специального регулирования устанавливаются на основании санитарно - экологических и технических требований, ограничивающих использование территорий в хозяйственной деятельности.
Городская агломерация - развитая территориальная система городских поселений, объединенных в одно целое устойчивыми производственными, трудовыми, культурно - бытовыми, рекреационными и другими связями, характеризующаяся высокой плотностью населения, концентрацией производств и обладающая определенной территориальной целостностью.
Градостроительная деятельность - деятельность юридических и физических лиц по осуществляемому и планируемому изменению среды обитания населения в городах, других поселениях и на межселенных территориях исходя из интересов граждан, общественных и государственных интересов с учетом национальных, историко - культурных, экологических, природных особенностей поселений и территорий.
Пригородная зона - территория, которая примыкает к внешней границе города и имеет с ним устойчивые социальные, трудовые, производственные, экономические и инфраструктурные связи, является резервом территориального развития города, местом размещения объектов, необходимых для его нормального функционирования, обеспечения жителей города и прилегающих территорий земельными участками для индивидуального и коллективного жилищного строительства, ведения подсобного сельского хозяйства, садоводства и огородничества, организации мест отдыха с использованием местных рекреационных возможностей, и выполняет защитные и санитарно - гигиенические функции. Сельскохозяйственные угодья в пределах пригородных зон используются в первую очередь для производства сельскохозяйственной продукции.
Зеленая зона - территория, входящая в состав пригородной зоны, предназначенная для организации отдыха населения, улучшения микроклимата, состояния атмосферного воздуха и санитарно - гигиенических условий.
Зоны общего назначения - территории вне границ поселений, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъекта федерации, органов местного самоуправления, используемые для размещения военных объектов, спецтерриторий, космического обеспечения, информатики и связи, внешнего транспорта, трасс и объектов инженерной инфраструктуры, объектов по переработке, хранению и утилизации твердых бытовых отходов, отходов промпредприятий, месторождений полезных ископаемых и карьеров, кладбищ и крематориев.
Генеральное территориальное планирование - сфера деятельности по разработке, согласованию и утверждению аналитической, плановой и проектной территориально - градостроительной документации: генеральных планов, территориальных программ, проектов и кадастров, имеющих своей целью эффективную организацию и рациональное использование территории.
Генеральный план Московской области, муниципального образования, отдельных функциональных зон - вид градостроительной документации, разрабатываемой на объект градостроительной деятельности, - основной юридический документ, определяющий в интересах населения условия проживания, направления и границы территориального развития, функциональное зонирование, застройку и благоустройство территории, сохранение историко - культурного и природного наследия, рациональное использование природных и иных ресурсов.
Резервные территории градостроительного назначения - территории, резервируемые в соответствии с утвержденными генеральными планами муниципальных образований для территориального развития городов и других поселений в целях размещения в перспективе объектов городского строительства - жилой и общественной застройки, промышленных или коммунальных объектов, инженерно - транспортной инфраструктуры, рекреации.
До передачи резервируемых территорий для намеченных целей городского развития изменение их назначения не допускается.
Экологический каркас Московской области - наиболее ценные составные элементы природной системы на территории Московской области: реки и их долины, особо охраняемые природные территории, заказники, заповедники, водоохранные леса, леса I группы, комплексы исторического и природного наследия, памятников и их охранные зоны, зеленые зоны городов, лесопарки и другие охраняемые природные территории, сельскохозяйственные территории, являющиеся необходимой предпосылкой для сохранения экологического равновесия на территории Московской области.
Территориальный градостроительный кадастр - информационно - правовая система регистрации использования территории объектов градостроительной деятельности и территорий отдельных функциональных зон, включающая информацию отраслевых кадастров и входящая в единую систему ведения государственного градостроительного кадастра Российской Федерации.
Мониторинг градостроительный - система отслеживания и контроля за изменениями в сфере организации территории Московской области, территории муниципальных образований, осуществляемая посредством ведения территориальных градостроительных кадастров, дежурных планов, компьютеризированной обработки и хранения информации.
Территориальные строительные нормы - нормативные документы в строительстве, устанавливающие обязательные для применения в пределах Московской области и рекомендуемые положения, учитывающие природно - климатические и социальные особенности, традиции и экономические возможности Московской области.
Сервитут - ограничения, налагаемые органами государственной власти Российской Федерации и Московской области, органами местного самоуправления на функциональное использование территории, а также отдельных земельных участков и связанной с ней недвижимостью.
Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
Дисперсная система расселения - система отдельных поселений, разъединенных между собой межселенными территориями и не имеющих между собой устойчивых трудовых, культурно - бытовых связей.
Сезонное расселение - временное пребывание на территории Московской области населения из г. Москвы и городов и поселков Московской области в садоводческих домах и дачах, в жилых домах сельских поселений, используемых в качестве второго сезонного жилья в теплое время года: в летний период и в меньшей степени в весенние и осенние месяцы.
Межселенные территории - территории, занятые сельхозугодьями, лесами, другими незастроенными ландшафтами и расположенные за пределами границ поселений.
Межмагистральные территории ("зеленые клинья") - территории, расположенные между основными радиальными транспортными направлениями, подходящими к Москве, вдоль которых сформировались основные системы городских поселений, используемые в основном для сельского расселения, сельского и лесного хозяйства, имеющие рекреационное, историко - культурное, водоохранное, природоохранное значение. Межмагистральные территории в Московской области имеют форму клиньев, сужающихся при приближении к Москве и расширяющихся к периферии области.


Глава 2. Принципы организации и функционального зонирования территории Московской области. Руководство процессом организации и функционального зонирования территории Московской области

Статья 2. Объекты и субъекты (участники) организации и функционального зонирования территории Московской области

1. Объектами организации и функционального зонирования территории Московской области являются территория Московской области, части территории Московской области, территории поселений, части территорий поселений, территории других муниципальных образований, части территорий других муниципальных образований; объекты недвижимости и их комплексы в границах поселений и на межселенных территориях.
(п. 1 в ред. Закона МО от 14.12.2001 № 227/2001-ОЗ)
2. Территория Московской области подразделяется на:
- городские (урбанизированные) территории с высоким уровнем социально - экономического развития. В состав городских территорий входят городские и тяготеющие к ним сельские поселения, промышленные зоны, инженерно - транспортная инфраструктура.
На урбанизированных территориях при определенных градостроительных условиях могут формироваться городские агломерации;
- природные территории, преимущественно занятые землями сельскохозяйственного назначения с дисперсной системой сельского и сезонного расселения, лесными угодьями, землями природоохранного, природозаповедного, рекреационного и историко - культурного назначения. Сельская система расселения включает сельские населенные пункты, прилегающие к ним сельскохозяйственные угодья, леса и другие территории, обеспечивающие формирование благоприятных условий жизнедеятельности сельского населения.
3. В составе объектов организации территории Московской области выделяются территориальные объекты особого градостроительного и специального регулирования: особо охраняемые природные территории, территории историко - культурного и природного наследия, системы расселения, включая агломерации, пригородные зоны, водоохранные зоны, другие территории специального назначения.
4. Субъектами (участниками) организации и функционального зонирования территории Московской области являются:
- граждане, их объединения, общественные и другие организации, независимо от организационно - правовых форм, обладающие правами на земельные участки, участвующие в разработке и реализации проектной, градостроительной документации, других видов работ по территориальному планированию, осуществляющие строительные работы и контроль за правильным использованием территории Московской области;
- органы государственной власти Московской области и органы местного самоуправления.

Статья 3. Принципы организации и функционального зонирования территории Московской области

1. Решения по организации и функциональному зонированию территории Московской области принимаются исходя из следующих основных принципов комплексной рациональной ее организации: <*>
- ориентация на интенсивное использование и рациональную организацию территории на областном и местном уровнях с установлением необходимого контроля и регулирования процессом развития с учетом стоимости земли, недвижимости, услуг и жилья, характерной для Московской области;
- совершенствование системы расселения на территории Московской области на основе научно обоснованного баланса земель различного назначения, сохранения особо охраняемых природных территорий, сельскохозяйственных угодий и местностей с ценным историко - культурным наследием, с организацией зон особого градостроительного и специального регулирования и создания необходимых инженерно - транспортных обустройств;
- четкое разграничение урбанизированных территорий (преимущественно городского развития) и открытых природных пространств (земель сельскохозяйственного, лесохозяйственного и природоохранного назначения) с закреплением в законодательном порядке соответствующих режимов их функционального использования. Обеспечение городских систем расселения территориальными резервами для их развития;
- выделение пригородных зеленых зон городов и агломераций с переносом на них части городских функций с целью улучшения среды обитания в городах и более эффективного использования пригородных территорий;
- упорядочение застройки городских, сельских, рекреационных поселений при максимальном сохранении межселенных территорий;
- охрана окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности;
- сохранение, восстановление и реставрация памятников истории и культуры, зон ценного ландшафта, а также системы исторически сложившихся поселений, представляющих собой историко - культурное наследие;
- рациональное использование природных ресурсов;
- сохранение и усиление экологических и рекреационных функций межмагистральных территорий ("зеленых клиньев");
- развитие опорных центров городской и сельской систем расселения при рациональном использовании их территориальных ресурсов;
- сохранение и реконструкция сельской системы расселения, обустройство садоводческих товариществ;
- обеспечение наиболее благоприятных организационно - территориальных условий для ведения сельского хозяйства;
- резервирование и обустройство рекреационных территорий с учетом потребностей населения Москвы и Московской области в отдыхе, лечении и туризме.

   -------------------------------

<*> Принципы определены с учетом анализа сложившегося функционального использования территории Московской области на базе основных положений территориальной и градостроительной политики.


Глава 3. Средства организации и функционального зонирования территории Московской области

Статья 4. Генеральное территориальное планирование

1. Организация и функциональное зонирование территории Московской области осуществляются на основе генерального территориального планирования, включающего в себя разработку плановой и проектной, градостроительной документации и ее реализацию с целью создания благоприятных условий развития хозяйственной, природоохранной и других видов деятельности в интересах населения Московской области.
2. Разрабатываемый в обязательном порядке генеральный план Московской области, муниципального образования и отдельной функциональной зоны является юридическим документом комплексного развития и организации территории Московской области, на основании которого осуществляется непрерывное ведение плана использования территории в соответствии с установленным градостроительным режимом.
3. Генеральный план Московской области, муниципального образования и отдельной функциональной зоны определяет функциональное зонирование и организацию территории, совершенствование расселения, формирование социальной и инженерно - транспортной инфраструктуры, мероприятия по охране окружающей среды и рациональному использованию земельных и иных ресурсов, земель сельскохозяйственного назначения, сохранению историко - культурного и природного наследия.
4. Генеральное территориальное планирование, включающее разработку территориальных комплексных схем охраны природы, проектов землеустройства, лесоустройства, проектов детальной планировки жилых районов, планировки и застройки кварталов и участков городов и других поселений, других видов градостроительной документации, а также разработку мероприятий, реализация которых связана с функциональным использованием территории, осуществляется в соответствии с утвержденными генеральными планами Московской области, муниципальных образований и отдельных функциональных зон.
5. На основе генеральных планов Московской области, муниципальных образований и отдельных функциональных зон разрабатываются прогнозы и программы социально - экономического развития Московской области и соответствующих территорий, экологические программы.

Статья 5. Функциональное зонирование территории

1. Функциональное зонирование осуществляется на областном и местном уровнях.
Функциональное зонирование, режим и порядок использования территории объектов градостроительной деятельности устанавливаются в соответствии с генеральными планами территорий соответствующих уровней, а также нормативными правовыми актами Московской области и органов местного самоуправления.
На основе функционального зонирования устанавливаются территории определенного назначения с закреплением за каждой из них в законодательном порядке приоритетных функций и соответствующих режимов ее использования.
2. Функциональное зонирование территории Московской области устанавливается в схеме масштаба 1:100000 и используется при принятии решений по вопросам организации территории Московской области и при разработке функционального зонирования районов Московской области.
Функциональное зонирование территорий районов устанавливается в схемах масштаба 1:25000-1:10000 на основе функционального зонирования территории Московской области, детализирует и обеспечивает преемственность в организации и использовании территории.
Функциональное зонирование территорий районов используется при решении вопросов организации территории районов и при разработке функционального зонирования территории других муниципальных образований, находящихся в границах района.
Функциональное зонирование территорий муниципальных образований (кроме районов) устанавливается в схемах масштаба 1:10000-1:1000 с соблюдением положений функционального зонирования территории Московской области и территории района, в границах которого находится муниципальное образование.
3. Функциональное зонирование территорий Московской области и территорий муниципальных образований Московской области утверждается в составе градостроительной документации, и информация о территориях регистрируется в территориальном градостроительном кадастре Московской области и муниципального образования Московской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и Московской области.

Статья 6. Основные функциональные зоны

1. Зоны градостроительного назначения включают земли городских поселений, а также прилегающие территории, необходимые для жизнедеятельности населенных пунктов и предлагаемых генеральными планами городских поселений и функциональным зонированием к включению в состав городских земель.
Освоение зон градостроительного назначения под конкретные виды строительства или иные цели производится в соответствии с утвержденными генеральными планами городов, агломераций с учетом схем землеустройства районов.
Изменение функционального использования резервных территорий градостроительного назначения до их освоения не допускается.
2. Зоны сельскохозяйственного назначения включают в себя земли сельскохозяйственного использования - пашни, сенокосы, пастбища, сады, леса и водоемы сельскохозяйственных товаропроизводителей, личных подсобных хозяйств, сельских населенных пунктов, участки малоэтажного строительства и садоводства.
Размещение всех видов строительства в зонах сельскохозяйственного назначения производится в соответствии с утвержденными генеральными планами сельских округов и поселений, схемами землеустройства Московской области и районов, проектами внутрихозяйственного землеустройства сельскохозяйственных организаций при условии соблюдения режимов особого градостроительного регулирования использования территории, устанавливаемых на областном и местном уровнях.
3. Зоны лесохозяйственного назначения. К зонам лесохозяйственного назначения относятся территории, предназначенные для ведения лесного хозяйства, резервные территории лесохозяйственного освоения и находящиеся на них сельские поселения. Территории зон лесохозяйственного назначения вместе с зонами природоохранного и историко - культурного назначения выполняют функции природного и экологического каркаса Московской области.
Использование территории в зонах лесохозяйственного назначения должно быть направлено на сохранение лесов и выполняемых ими средозащитных, хозяйственных и рекреационных функций. Размещение объектов в пределах зон лесохозяйственного назначения, предусмотренных генеральным планом Московской области, муниципального образования, производится с учетом проектов лесоустройства лесохозяйственных организаций.
4. Зоны рекреационного назначения. К зонам рекреационного назначения относятся зоны массового отдыха, земельные участки с природными лечебными факторами.
Режим использования территорий в зоне рекреационного назначения предусматривает максимальное сохранение природных, лечебных и климатических ресурсов.
Размещение объектов строительства в зоне рекреационного назначения производится в соответствии с генеральными планами территорий.
5. Зоны природоохранного и историко - культурного назначения. К зонам природоохранного и историко - культурного назначения относятся особо охраняемые природные территории (национальные, природные и исторические парки, заповедники, заказники и другие зоны), территории объектов историко - культурного наследия.
В пределах зон природоохранного и историко - культурного назначения устанавливается режим использования территории в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Московской области и с учетом особенностей правового положения каждого объекта природоохранного и историко - культурного назначения, соблюдением условий особой охраны территории конкретных объектов.
Размещение объектов жилищно - гражданского строительства, в том числе рекреационного, в зонах природоохранного и историко - культурного назначения производится в соответствии с утвержденными генеральными планами Московской области и муниципальных образований, экологическими программами и соответствующими проектами рекреационных и природоохранных объектов и объектов историко - культурного наследия.
6. Зоны общего назначения. К зонам общего назначения относятся территории внешнего транспорта, инженерно - технической инфраструктуры, зоны месторождений и добычи полезных ископаемых, территории космического обеспечения, обороны и иного назначения.
Размещение объектов строительства в зонах общего назначения следует производить согласно утвержденному генеральному плану Московской области и муниципального образования, экологическим программам и согласованной с ними специальной проектной документации. Подготовка предложений по размещению объектов Минобороны, органов гражданской обороны, МВД и ФСБ входит в компетенцию указанных организаций, принятие решений по этим предложениям - в компетенцию органов государственной власти Московской области.

Статья 7. Зоны с особым правовым режимом использования земель

1. Зонами особого градостроительного регулирования использования территории Московской области являются:
- зона Московской агломерации;
- зоны других городских агломераций Московской области;
- пригородные зеленые зоны городов и агломераций;
- зоны охраны историко - культурного наследия;
- земли областного фонда;
- особо ценные и ценные земли сельскохозяйственного назначения.
2. Зонами специального регулирования использования территории Московской области являются:
- санитарно - защитные;
- шумовые и другие зоны дискомфорта;
- природоохранные;
- охранные зоны горных отводов;
- охранные зоны водозаборов;
- зоны возможных чрезвычайных ситуаций.
3. Выделение зон особого градостроительного регулирования и определение их категории и границ производится в генеральном плане Московской области, муниципального образования и отдельной функциональной зоны.
4. Зоны специального регулирования использования территории Московской области устанавливаются в генеральных планах Московской области, муниципальных образований и отдельных функциональных зон в соответствии с законодательством Российской Федерации и Московской области.
5. Границы пригородных зеленых зон городов, территорий агломераций определяется в генеральных планах городов, районов и агломераций.
6. Градостроительное регулирование в пределах зон охраны исторического и культурного наследия осуществляется на основе соответствующих научно - проектных разработок и определяет возможность ведения хозяйственной деятельности при условии соблюдения установленных в этих зонах охранных режимов.
Организация и использование территории в зонах охраны исторического и культурного наследия производится согласно функциональному зонированию территории Московской области и муниципальных образований. Размещение объектов строительства в таких зонах регламентируется генеральными планами Московской области и муниципальных образований, территориальными программами и специальными проектами организации зон охраны исторического и культурного наследия.
7. В целях выполнения хозяйственных, градостроительных, природоохранных и иных функций в интересах городского и сельского населения столичного региона, обеспечения реализации целевых комплексных программ федерального и областного значения формируется фонд земель областного значения.
Порядок формирования земель областного значения и управления землями областного значения устанавливается законодательством Московской области.
В пределах земель областного фонда устанавливаются режимы использования территории в соответствии с их функциональным назначением. На землях областного фонда, расположенных в пределах городов и агломераций, устанавливаются дополнительные градостроительные сервитуты.

Статья 8. Правовые средства организации и функционального зонирования территории Московской области

1. Порядок установления границ объектов организации территории Московской области и использования земельных участков устанавливается законодательством Российской Федерации, Московской области.
2. Размещение объектов промышленного, сельскохозяйственного, жилищно - гражданского и рекреационного строительства, объектов инженерно - транспортной инфраструктуры, режимы использования территорий Московской области, реализация генерального территориального планирования субъектами (участниками) организации территории Московской области осуществляются в соответствии с функциональными зонами, установленными на основании законодательства Российской Федерации и Московской области.
3. Органы государственной власти Российской Федерации и Московской области и органы местного самоуправления Московской области устанавливают сервитуты на использование территории и преобразовательные мероприятия (строительные, инженерно - технические, горные, изыскательские и другие работы), которые ведут к изменению установленного функционального зонирования территории Московской области и нарушению режима ее использования в пределах всех функциональных зон независимо от форм собственности на землю и целевого назначения земель.
4. Сервитуты на использование территории Московской области закрепляются в свидетельствах на право собственности на землю и государственных актах на право пользования землей.
5. Изменение форм собственности на землю, купля, продажа и аренда земельных участков, ведение работ по установлению платы за землю производятся с соблюдением требований функционального зонирования и режима использования территории в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Законом.
6. Установленные в генеральном плане Московской области, муниципального образования и отдельной функциональной зоны функциональное зонирование территории и режимы ее использования учитываются при установлении предусмотренной законодательством Российской Федерации территориальной дифференциации платежей за земельные ресурсы путем корректировки установленных для Московской области средних ставок земельного налога в пределах той или иной функциональной зоны.


Глава 4. Осуществление деятельности по организации и функциональному зонированию территории Московской области

Статья 9. Компетенция органов государственной власти и органов местного самоуправления Московской области

1. Участие органов государственной власти и органов местного самоуправления Московской области в осуществлении и регулировании деятельности по организации территории Московской области осуществляется в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации и Московской области.
2. Органы государственной власти Московской области обеспечивают:
- своевременную разработку и утверждение генеральных планов области, муниципальных образований (районов) и отдельных функциональных зон, других территориальных проектов, прогнозов и программ;
- установление и изменение границ муниципальных образований;
- установление границ территорий с особым правовым режимом использования;
- разработку и организацию непрерывного ведения (мониторинг) территориального градостроительного кадастра как комплексного банка данных по видам и режимам использования земель и отраслевых кадастров;
- установление и контроль за соблюдением единого порядка выделения земельных участков под областные объекты для ведения хозяйственной деятельности;
- осуществление правомочий собственника за земельные участки, природные объекты, находящиеся в собственности Московской области;
- формирование фонда земель областного значения;
- распоряжение землями областного значения в пределах своих полномочий;
- контроль за соблюдением режимов использования и охраной земель;
- разработку и утверждение на основе генеральных планов, социально - экономических, экологических программ развития территории области, муниципальных образований (районов), отдельных функциональных зон программ по рациональному использованию земель, повышению плодородия почв, охране земельных ресурсов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями, разработку специализированных землеустроительных, лесоустроительных и других проектов;
- разработку нормативно - правовых документов по регулированию градостроительной деятельности на территории Московской области, планировке и застройке территорий;
- разработку и утверждение территориальных строительных норм;
- контроль за соблюдением областных градостроительных нормативов и стандартов, территориальных строительных норм;
- разработку льгот, стимулирующих эффективное использование земель, и санкций за нарушение в организации территории и требований настоящего Закона;
- объявление находящихся на территории Московской области объектов, имеющих историческую, экологическую, культурную ценность, охраняемыми памятниками истории, природы и культуры, установление порядка их охраны и использования.
3. Органы местного самоуправления Московской области обеспечивают:
- своевременную разработку и утверждение генерального плана муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законодательством Московской области, и на основе утвержденных генеральных планов Московской области и тех муниципальных образований, на территории которых они находятся, обеспечение его реализации;
- соблюдение установленного в генеральных планах области, муниципального образования и отдельных функциональных зон функционального зонирования и режима использования территорий;
- разработку и организацию непрерывного ведения территориального градостроительного кадастра в пределах границ муниципального образования;
- регулирование планировки и застройки территории муниципального образования;
- осуществление правомочий собственника на земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности;
- установление порядка предоставления земельных участков для ведения всех видов хозяйственной деятельности на территории муниципального образования;
- разработку и утверждение на основе генерального плана муниципального образования прогнозов и программ по социально - экономическому развитию муниципального образования, организации территории, охране окружающей среды;
- планирование и контроль за использованием и охраной земель на территории муниципального образования;
- подготовку предложений по отнесению находящихся на территории муниципального образования объектов, имеющих историческую, экологическую и культурную ценность, к охраняемым памятникам истории, природы и культуры;
- учет функционального зонирования и режимов особого градостроительного и специального регулирования территорий при установлении ставок земельного налога;
- соблюдение федеральных и областных градостроительных нормативов и стандартов, территориальных строительных норм;
- выделение в установленном порядке земельных участков в состав фонда земель областного значения.

Статья 10. Права, обязанности и ответственность субъектов (участников) организации и функционального зонирования территории Московской области

1. Права, обязанности и ответственность субъектов (участников) организации и функционального зонирования территории Московской области устанавливаются законодательством Российской Федерации и Московской области.
2. Субъекты (участники) организации и функционального зонирования территории Московской области обязаны соблюдать условия режима пользования территорий, определенные функциональным зонированием и требованиями генерального плана Московской области, муниципального образования и отдельных функциональных зон.

Статья 11. Источники финансирования деятельности по организации и функциональному зонированию территории Московской области

Деятельность по организации и функциональному зонированию территории осуществляется за счет собственных средств застройщика, централизованных средств организаций, ассигнований из федерального и областного бюджетов, соответствующих внебюджетных фондов, а также инвестиций в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и Московской области.

Статья 12. Контроль за осуществлением деятельности по организации и функциональному зонированию территории Московской области

1. Контроль деятельности по организации и функциональному зонированию территории Московской области осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и Московской области.
2. Оперативное руководство, текущую координацию и мониторинг организации и функционального зонирования территории Московской области проводят соответствующие центральные исполнительные органы государственной власти Московской области, уполномоченные Правительством Московской области и действующие в соответствии с положениями о них.
(в ред. Закона МО от 14.12.2001 № 227/2001-ОЗ)
3. Контролирующие органы по осуществлению деятельности по организации территории Московской области: Главное управление архитектуры и градостроительства, Комитет по земельным ресурсам и землеустройству, Комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов, Центр санэпиднадзора, входящие в структуру органов государственной власти, и соответствующие структуры органов местного самоуправления действуют в соответствии с утвержденными положениями.

Статья 13. Разрешение споров, возникающих при ведении деятельности по организации и функциональному зонированию территории Московской области

Споры между субъектами (участниками) организации и функционального зонирования территории Московской области разрешаются центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, осуществляющим управление в сфере архитектуры и градостроительства, органами местного самоуправления или судом в пределах их компетенции.
(в ред. Закона МО от 14.12.2001 № 227/2001-ОЗ)

Статья 14. Информирование населения по вопросам организации и функционального зонирования территории Московской области

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления Московской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и Московской области обязаны через средства массовой информации оповещать население об основных положениях генеральных планов территорий (области, района, города, другого муниципального поселения, образования) и о планируемых мероприятиях по организации территории.

Статья 15. Принципы международного сотрудничества в области организации и функционального зонирования территории Московской области

1. Деятельность по организации и функциональному зонированию территории Московской области с участием иностранных инвесторов регулируется законодательством Российской Федерации и Московской области.

Губернатор Московской области
А.С. Тяжлов
9 января 1997 года
№ 4/97-ОЗ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru