Законодательство
Московской области

Балашихинский р-н
Бронницы
Волоколамский р-н
Воскресенский р-н
Дзержинский
Дмитровский р-н
Долгопрудный
Домодедовский р-н
Дубна
Егорьевский р-н
Жуковский
Зарайский р-н
Звенигород
Ивантеевка
Истринский р-н
Каширский р-н
Климовск
Клинский р-н
Коломенский р-н
Королев
Красноармейск
Красногорский р-н
Краснознаменск
Ленинский р-н
Лобня
Лотошинский р-н
Луховицкий р-н
Лыткарино
Люберецкий р-н
Можайский р-н
Московская область
Мытищинский р-н
Наро-Фоминский р-н
Ногинский р-н
Одинцовский р-н
Озерский р-н
Орехово-Зуевский р-н
Павлово-Посадский р-н
Подольский р-н
Протвино
Пушкинский р-н
Пущино
Раменский р-н
Реутов
Рошаль
Рузский р-н
Сергиево-Посадский р-н
Серебряно-Прудский р-н
Серпуховский р-н
Солнечногорский р-н
Ступинский р-н
Талдомский р-н
Троицк
Фрязино
Химкинский р-н
Чеховский р-н
Шатурский р-н
Шаховской р-н
Щелковский р-н
Щербинка
Электросталь

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








ПРИКАЗ Министерства экономики МО от 19.04.2001 № 17
"О ПОРЯДКЕ ПОДГОТОВКИ, СОГЛАСОВАНИЯ И ВИЗИРОВАНИЯ ВЕДОМСТВЕННЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ МИНЭКОНОМИКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
(вместе с "ПРАВИЛАМИ ПОДГОТОВКИ ВЕДОМСТВЕННЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ В МИНИСТЕРСТВЕ ЭКОНОМИКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ")

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Утратил силу в связи с изданием приказа Министерства экономики МО от 20.09.2002 № 59.



МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 19 апреля 2001 г. № 17

О ПОРЯДКЕ ПОДГОТОВКИ, СОГЛАСОВАНИЯ И ВИЗИРОВАНИЯ
ВЕДОМСТВЕННЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ МИНЭКОНОМИКИ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

В целях совершенствования на единой основе документационного обеспечения управления и повышения качества нормативного правового регулирования организации деятельности Министерства экономики Московской области приказываю:
1. Утвердить:
1.1. Правила подготовки ведомственных нормативных правовых актов (приказов, распоряжений) в Министерстве экономики Московской области (приложение 1).
1.2. Примерные образцы нормативных правовых актов Министерства экономики Московской области (приложение 2).
2. Установить, что:
2.1. Проекты принимаемых нормативных правовых актов (приказов, распоряжений) подлежат обязательной правовой экспертизе в отделе правового обеспечения Министерства экономики Московской области.
2.2. Копии приказов, распоряжений Министерства экономики Московской области, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, направлять в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области в 7-дневный срок после их принятия.
3. Заместителю министра экономики Правительства Московской области Трифонову Е.К. обеспечить непосредственное руководство процессом подготовки нормативных актов (нормотворческой деятельности) в Министерстве экономики Московской области.
4. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Министр экономики
Правительства Московской области
В.Б. Крымов





Приложение 1
к приказу Минэкономики
Московской области
от 19 апреля 2001 г. № 17

ПРАВИЛА
ПОДГОТОВКИ ВЕДОМСТВЕННЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ
В МИНИСТЕРСТВЕ ЭКОНОМИКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Общие положения

1.1. Настоящие Правила определяют единый порядок организации и ведения работы по подготовке проектов нормативных актов в Министерстве экономики Московской области.
1.2. Нормативный акт - это правовой документ, изданный правомочным на то должностным лицом Министерства, содержащий юридические нормы, рассчитанные на многократное применение и относительно неопределенный круг лиц.
1.3. В Минэкономики Московской области издаются нормативные акты в форме приказов, распоряжений, положений, инструкций и правил.
Приказ издается по наиболее важным проблемам функционирования системы Министерства, включая вопросы создания, реорганизации, ликвидации структурных подразделений, определения их задач и полномочий, правового регулирования направлений деятельности Министерства, вопросы прохождения государственной службы и т.д.
Распоряжение - распорядительный документ, издаваемый Министерством преимущественно по вопросам, связанным с организацией исполнения приказов, инструкций и правил Министерства и вышестоящих органов. Распоряжения могут издаваться также по вопросам информационно - методического характера.
Положение - регламентирует деятельность конкретных подсистем Министерства. В положении систематизированно определяются порядок образования, полномочия и организация работы структурных подразделений Министерства и иных органов.
Инструкции и правила - регулируют основные виды (формы) деятельности Министерства и работу конкретных категорий государственных служащих и работников. Инструкция содержит нормы, устанавливающие, кем, как, в каком порядке и какими способами и методами должен осуществляться тот или иной вид деятельности Министерства или его подразделения. Правила устанавливают порядок осуществления отдельного вида деятельности сотрудниками Министерства.
1.4. Должностные лица Министерства в пределах своих полномочий издают нормативные акты в форме приказа и распоряжения. Издаваемые нормативные акты иных наименований (положения, правила, инструкции) также утверждаются приказами.
Запрещается издавать нормативные акты или документы, содержащие правовые предписания в виде писем, указаний, телеграмм и т.д.
1.5. Правом издания нормативных актов в Министерстве обладает министр. Заместители министра - в порядке делегируемых министром полномочий, установленных отдельным приказом.
1.6. Министр вправе издавать нормативные акты по всем вопросам, входящим в компетенцию Минэкономики Московской области.
Только приказом министра могут быть урегулированы:
- отношения Министерства с гражданами, предприятиями, организациями, учреждениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями в пределах прав, предоставленных Министерству;
- вопросы, регламентирующие деятельность двух или более подразделений Министерства, закрепленных за разными заместителями министра.
1.7. Заместители министра в порядке делегируемых им полномочий издают нормативные акты по вопросам деятельности закрепленных за ними подразделений Министерства. Издаваемые ими нормативные акты не должны затрагивать интересы других подразделений и противоречить нормативным актам, издаваемым министром.
1.8. В случаях, когда в проекте ставится вопрос об отмене, признании утратившими силу, изменении или дополнении ранее издаваемых актов, подписанных министром, такой документ должен быть подписан только министром.
1.9. Министр вправе делегировать часть своих полномочий по изданию нормативных правовых актов своим заместителям. В случае когда министр делегирует свои полномочия, в соответствующем нормативном акте указывается, какое конкретное полномочие, какому заместителю делегируется и на какой срок. В нем указываются конкретные цели и рамки, в пределах которых заместитель министра вправе реализовать свои полномочия.
Заместитель министра, которому делегировано то или иное полномочие, не вправе делегировать его другому должностному лицу.
1.10. Основаниями для издания нормативных актов являются:
- акты и поручения высших органов государственной власти и управления;
- решения руководства Министерства;
- утвержденный в установленном порядке план работы министерства или его подразделения, план - график правоподготовительных работ;
- инициатива других министерств и организаций;
- инициатива подразделений Министерства;
1.11. Общее руководство процессом подготовки нормативных актов (нормотворческой деятельности) в Министерстве осуществляет министр, а непосредственное руководство - по распределению обязанностей - один из заместителей министра.
1.12. Организация, координация и контроль за обеспечением нормотворческого процесса возлагаются на юридическое подразделение.
1.13. Нормативные акты Министерства должны соответствовать Конституции Российской Федерации, законам и иным правовым актам Российской Федерации и Московской области, а также международным правовым нормам.

2. Подготовка нормативных актов

2.1. Подготовка проекта нормативного акта возлагается на структурное подразделение Министерства, к компетенции которого относится регулируемый вопрос.
Если проект поручается подготовить нескольким структурным подразделениям, работу по его подготовке организует и осуществляет подразделение, которое указано в поручении (плане) первым.
По поручению руководства Министерства могут разрабатываться альтернативные варианты проекта нормативного акта.
2.2. При подготовке многоплановых, сложных и больших по объему проектов нормативных актов решением руководства Министерства могут создаваться специальные рабочие группы (комиссии) из числа наиболее опытных сотрудников, которые при необходимости освобождаются для работы в них от выполнения своих функциональных обязанностей.
2.3. Перед подготовкой нормативных актов необходимо осуществить сбор и изучение информации, относящейся к регулируемому вопросу. Такая информация может содержаться в законодательных актах федерального и регионального уровня, ведомственных нормативных актах, научной литературе и материалах периодической печати, в обобщениях практики применения действующих нормативных актов, в данных социологических и экономических исследований, статистических и иных сведениях, материалах коллегий и совещаний при министре, докладах и выступлениях руководителей Министерства и его структурных подразделений, актах и справках проводимых проверок.
2.4. Подготовке сложного проекта нормативного акта должна предшествовать разработка его концепции, включающая определение предмета и цели акта, обоснование его основных положений и предполагаемых последствий применения, оценку возможных правовых альтернатив и методов регулирования в соответствующей сфере, недостатки действующего регулирования и пути их устранения с помощью нового акта. После этого разрабатываются план - проспект и календарный план - график подготовки нормативного документа.
В плане - проспекте определяется предполагаемая структура нормативного акта и раскрывается основное содержание соответствующих разделов и подразделов.
В календарном плане - графике обозначаются основные этапы работы по подготовке проекта, указываются сроки их завершения, определяются конкретные исполнители, ответственные за результаты работ.
2.5. При подготовке ведомственного нормативного акта следует убедиться, что решаемый в проекте вопрос относится к компетенции Министерства. При этом допускается решение вопроса строго в тех пределах, которые установлены законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации и Московской области.
2.6. В проект нормативного акта не подлежат включению различного рода рекомендации, советы, цитаты из книг или другие подобные тексты.
Не допускается издание нормативных актов для объявления законодательных или иных правовых актов Российской Федерации и Московской области. При необходимости подготавливается нормативный акт о мерах по выполнению содержащихся в них предписаний, касающихся деятельности Министерства.
2.7. Проект нормативного акта рассматривается руководителем головного подразделения, дорабатывается с учетом его замечаний и направляется на рецензирование в заинтересованные управления, отделы, а при необходимости в научно - исследовательские учреждения.
Возможно выяснение по проекту мнения других министерств, ведомств, а также общественного мнения (путем проведения соответствующих опросов).
К доработке проекта привлекаются созданные в Министерстве экспертные группы и комиссии.
В случаях, когда первоначальный вариант существенно изменен и дополнен, он направляется на повторное рецензирование.
2.8. Проекты нормативных актов по наиболее важным вопросам вносятся в установленном порядке на рассмотрение Коллегии (совещания) Министерства.

3. Оформление нормативных актов

3.1. Написание проекта нормативного акта осуществляется с таким расчетом, чтобы с наибольшей полнотой охватить все вопросы по тому или иному предмету регулирования, обеспечить согласованность с другими актами в данной области, облегчить правильное его понимание и дальнейшую реализацию.
Согласно Государственным стандартам организационно - распорядительной документации проект независимо от формы должен иметь предельно краткий заголовок, точно отражающий его содержание, а также дату, порядковой номер, пункты и другие реквизиты.
3.2. Текст нормативного акта должен, как правило, состоять из двух частей: вступительной (преамбулы) и распорядительной (приказной).
Во вступительной части излагаются цели и мотивы издания приказа, распоряжения. Если основанием к изданию приказа (распоряжения) являются акты и решения высших органов государственной власти, то в преамбуле указываются дата, заголовок и название конкретного нормативного акта, который послужил основанием для издания данного приказа (распоряжения). Вступительная часть может отсутствовать, если предписания не нуждаются в обосновании.
Распорядительная часть проекта приказа (распоряжения) должна излагаться в повелительной (императивной) форме и начинаться в приказе словом "Приказываю", напечатанным в средней части листа с двумя межстрочными интервалами. В ней указываются нормативные предписания в последовательности, обеспечивающей правильное понимание акта и эффективность его применения.
3.3. Текст проекта ведомственного нормативного акта может подразделяться на составные части:
- в приказе (распоряжении) - на пункты, подпункты и абзацы;
- в инструкции, положении, правилах - на разделы (главы), подразделы, пункты, подпункты, абзацы.
Каждая составная часть, исключая абзацы, должна иметь номер. Нумерация производится арабскими цифрами. Номер каждой составной части включает в себя все номера соответствующих составляющих частей более высоких степеней деления. Номер раздела (главы) должен состоять из одного числа: 1; 10 и т.д.; номер пункта - из номера соответствующего раздела (главы) и номеров последующих пунктов, разделенных точкой: 1.1; 2.17; 1.4.2; 2.4.10; 3.8; 10.4 и т.д.
При более мелком делении допускается буквенное обозначение абзацев "а)", "б)", "в)" и т.д.
Разделы и главы должны иметь соответствующие заголовки, отражающие в краткой форме их содержательную часть.
3.4. Пункт проекта, как правило, должен содержать одно нормативное предписание.
Несколько нормативных предписаний помещаются в один пункт в исключительных случаях, когда это необходимо для их правильного понимания и применения.
3.5. Каждое предписание проекта формулируется так, чтобы не возникало сомнений относительно его действия.
В пункт проекта, содержащего нормы, действие которых не ограничивается определенным сроком, не включаются предписания, имеющие временное значение.
Нормативное предписание, рассчитанное на определенный период времени, включается в отдельный пункт проекта.
3.6. Для объяснения тех или иных особенностей, которые не могут быть выделены непосредственно в норме к отдельным частям проекта (разделам, главам, пунктам, подпунктам, абзацам и словам), может быть сделана сноска, обозначаемая условным знаком: "*" или "1", "2" и т.д.
3.7. Для полноты изложения вопроса в проекте могут воспроизводиться отдельные положения действующего законодательства.
Такие положения обязательно сопровождаются ссылкой на соответствующий нормативный акт типа: "...в соответствии (согласно) с постановлением...", "...учесть, что постановлением ...", "...принять к сведению и руководству, что постановлением ..." и т.п.
Допускаются ссылки на другие пункты проекта, а также на ранее изданные нормативные акты, если требуется показать взаимную связь норм и избежать повторения.
При первом упоминании ранее изданного акта указываются орган, издавший акт, дата, номер и точное наименование акта. При повторной ссылке на этот акт его наименование не указывается.
При ссылке на нормативный акт обязательно приводится тот пункт (пункты) или другая его часть, которые имеются в виду.
3.8. В проекте нормативного акта допускается примечание, когда предписание не представляется возможным без ущерба для смысла изложить в соответствующем пункте.
Примечания, если их несколько, обозначаются порядковыми номерами арабских цифр.
3.9. К проекту приказа прилагаются утверждаемые им нормативные акты (инструкции, положения, правила), а также материалы в виде таблиц, образцов документов, графиков, схем, бланков и тому подобных документов.
В этих случаях в предписаниях указывается: "Утвердить и ввести в действие с 1 июня 2001 г. прилагаемую Инструкцию", "...внести изменения в... согласно Перечню (приложение 1)", "...считать утратившими силу... согласно прилагаемому Перечню" и т.п.
Соответствующие приложения могут иметь также инструкции, положения и правила. Каждое приложение должно иметь свой порядковый номер: "приложение 1", "приложение 2". В пункте проекта того или иного нормативного акта делается отсылка к соответствующему приложению, например: "согласно приложению 2", "по форме согласно приложению 3" и т.п.
3.10. Правовой акт в качестве приложения подготавливается и оформляется в соответствии с настоящими Правилами.
На прилагаемых документах указывается заголовок.
В верхнем правом углу на первой странице приложения указывается: "Приложение 2 к приказу Минэкономики Московской области от 17 января 2001 г. № 12", "Приложение 3 к Инструкции о порядке подготовки..." и т.п. Если приложение одно, то его номер не указывается.
3.11. Текст проекта нормативного акта излагается простым и ясным языком, по возможности короткими фразами и должен исключать различное понимание многозначных слов и выражений, образных сравнений, эпитетов, метафор.
3.12. Термины могут употребляться в проекте только в одном значении в соответствии с терминологией, принятой в действующем законодательстве, за исключением случаев, когда имеется в виду изменить принятую терминологию. В акте даются определения малоизвестных юридических, технических и других специальных терминов.
3.13. Написание названий государственных органов и их структурных подразделений, предприятий, учреждений и организаций, а также названий должностей производится в проекте в точном соответствии с их официальным наименованием (полным, сокращенным или условным), предусмотренным положением (уставом), типовыми штатами (штатным расписанием) или другими нормативными актами и источниками.
В нормативные акты, не имеющие грифа ограниченного пользования, запрещается включать сведения закрытого характера.
3.14. В проекте четко излагается содержание намеченных предписаний, определяется круг структурных подразделений, должностных лиц, на которых распространяются эти предписания. Предусматриваются в необходимых случаях и меры ответственности.
3.15. В предписаниях сроки устанавливаются с обязательным указанием на месяц, число месяца, год. Допускается при необходимости определить срок в связи с конкретными событиями, действиями либо ограничиваться периодом (отрезком) времени.
3.16. В проект не должны включаться общие, абстрактные формулировки типа: "повысить внимание", "усилить контроль", "решительно улучшить", а также выражения в конце фразы: "и т.д.", "и т.п.".
3.17. В последних пунктах проекта приказа (или в приложении к нему) перечисляются ранее изданные нормативные акты или их части (разделы, пункты, подпункты), которые признаются утратившими силу в связи с изданием подготавливаемого акта, а также нормативные акты, в которые вносятся изменения или дополнения.
3.18. Предписания формулируются с целью совершенствования всех актов по данному вопросу, взаимной увязки и устранения множественности ранее принятых актов.
Для этого нормы располагаются в систематическом порядке: унифицируются терминология и стиль изложения; заменяются все устаревшие и утратившие значение термины, названия и другие выражения; объединяются в один пункт все однородные повторяющиеся, конкретизирующие и дополняющие друг друга нормативные положения; дается новая редакция пунктов, если они фактически изменены, отменены по формуле "в части", исключаются нормы, противоречащие позднее изданным актам, практически утратившие значение, временные нормы, срок действия которых истек, индивидуальные предписания.
3.19. Если ранее изданный акт в основном сохраняет свое значение и требуется лишь изменить его отдельные нормы либо дополнить новыми, в проекте приводится новая редакция изменяемых пунктов или излагаются новые пункты, которыми он должен быть дополнен. Например: "Абзац второй пункта 3 приказа (инструкции, положения, правил...) изложить в следующей редакции..."; "пункт 2 Инструкции... дополнить абзацем следующего содержания..." и т.д.
Изменяемые пункты нет необходимости излагать в новой редакции, их текст достаточно дополнить или сократить, указав: " Исключить в пункте 1 приказа.... слова....", "Дополнить абзац второй пункта 1 приказа... словами...".
3.20. Недопустимо вместо внесения конкретного изменения в текст ранее изданного акта предусматривать в проекте новое предписание по формуле: "во изменение" или "в дополнение".
3.21. При необходимости изменить нормативный акт в целом подготавливается его новая редакция с изложением как предлагаемых, так и ранее внесенных изменений. Все изданные по данному вопросу акты, а также акты, которыми в них были внесены изменения и дополнения, подлежат признанию утратившими силу.
3.22. При значительном числе актов, подлежащих признанию утратившими силу, изменению и дополнению, их перечни даются в приложении к проекту приказа.
Если подготовка перечней требует дополнительного времени, а представление проекта не терпит отлагательства либо когда установлен срок, недостаточный для подготовки перечня, в проекте приказа предусматривается поручение о составлении такого перечня.
3.23. Работа над перечнем начинается с учета и изучения актов и их частей, затрагиваемых проектом, определяется круг вопросов, по которым надлежит отбор актов для включения их в перечень, устанавливается круг структурных подразделений Минэкономики (других министерств и ведомств), интересы которых затрагивает акт. При этом в качестве основного источника для выявления актов, подлежащих включению в перечень, обязательно используются учетные карточки, находящиеся в систематизированной картотеке. Наличие отметок в текстах отобранных актов проверяется по их контрольным экземплярам (об изменении, дополнении, распространении действия данного акта и т.п., а также изучаются акты, к которым имеются отсылки в тексте отобранного для включения в перечень акта).
3.24. В перечень актов, утративших силу, включаются как основной акт, так и акты, которыми в его текст были внесены изменения и дополнения.
В случае неоднократного изменения редакции акта (пункта, подпункта, абзаца), признанного полностью утратившим силу, в перечень включаются все акты, на основании которых такие изменения вносились.
3.25. Если признанию утратившими силу подлежат пункт, подпункт, абзац, которые были дополнительно внесены в акт его издания, то в перечень включаются названный пункт, подпункт и абзац акта с указанием, что они приводятся в редакции того акта, которым предусмотрены дополнения.
Таким же образом в перечень включаются и акты (пункты, подпункты, абзацы), в текст которых были внесены изменения или дополнения, если они подлежат признанию утратившими силу в связи с этой частью акта.
3.26. Нормативные акты, которые предусматривают предписания, изменяющие и дополняющие акт по существу, включаются в перечень только в тех случаях, когда они противоречат проекту или охватываются им.
Если решение о рассмотрении ранее изданного акта сохраняет свое значение, то базовый акт (в целом или в отдельных частях) может быть включен в перечень только с указанием, что он признается утратившим силу с сохранением его действия в отношении решения тех вопросов, на которые он был распространен.
Акты и части актов временного значения, срок действия которых истек, в перечень не включаются.
3.27. В тех случаях, когда действие акта (или его части) временного значения было продлено на неопределенный срок либо распространено в виде постоянно действующей нормы, в перечень включаются как базовый акт, так и акт о продлении или распространении его действия.
В перечень включаются также акты, которые фактически утратили свое значение ранее, до издания нового акта, но не были признаны утратившими силу.
3.28. Если пункт, признаваемый утратившим силу, содержит указание на приложение, то в перечень включается только этот пункт, а приложение отдельно не оговаривается. В иных случаях должно содержаться указание на отмену того или иного приложения в целом. Если прилагаемый документ не может быть признан утратившим силу полностью, то в перечень включаются только отдельные части документа в качестве приложения к акту.
3.29. В случае необходимости внести изменения в несколько актов, которые противоречат разрабатываемому проекту или другим документам, составляется соответствующий перечень изменений в качестве приложения к этому акту.
Если одни пункты, документы, абзацы того или иного акта должны быть признаны утратившими силу, а другие части этого же акта должны быть изложены в новой редакции, то такой акт включается в перечень изменений в следующей редакции: "В приказе Минэкономики Московской области от 14.01.2001 № 16 "О ______":
1. Пункт 2 изложить в следующей редакции...
2. В пункте 5 исключить слова...
3. Абзац первый пункта 2 считать утратившим силу...".
Если в перечень включаются отдельные пункты полностью, а другие частично, то сначала указываются пункты, подлежащие признанию утратившими силу полностью.
3.30. Все акты в перечнях располагаются в хронологическом порядке по дате их издания. В пределах одной и той же даты указываются в порядке возрастания их номеров. Перечни должны содержать порядковую нумерацию включенных в них актов.

4. Согласование нормативных актов

4.1. Проект нормативного акта должен быть согласован с заинтересованными структурными подразделениями Министерства.
При этом должно быть установлено: достаточно ли обоснованна практическая необходимость издания данного акта; соответствует ли он действующему законодательству; правильно ли сделаны в нем отсылки к другим нормативным актам; не имеется ли ранее принятого нормативного акта по этому вопросу; обоснованны ли меры, предусмотренные проектом; правильно ли избрана форма документа; предусмотрено ли в связи с изданием нового акта изменение или признание утратившими силу ранее принятых по этому вопросу нормативных актов.
4.2. После ознакомления с представленным на согласование нормативным актом он визируется руководителями.
Визирование осуществляется на обратной стороне последнего листа первого экземпляра проекта путем написания личной подписи (с ее расшифровкой) и даты. При необходимости получения более семи виз визирование производится на отдельном листе согласования. Первым в листе визирования указывается соответствующий заместитель министра, а затем руководитель головного подразделения, далее руководители подразделений соисполнителей.
В случае необходимости проект должен быть согласован и с другими министерствами, ведомствами, организациями, учреждениями.
4.3. Если у руководителя заинтересованного подразделения имеются принципиальные замечания по представленному на визирование проекту акта, он визирует его с пометкой о наличии замечаний и прилагает их к проекту акта.
Если автор проекта не согласен с поступившими замечаниями, то в справке к проекту им приводятся соответствующие мотивированные возражения.
4.4. Проект согласуется в обязательном порядке с другими министерствами и ведомствами в случаях:
- прямого поручения вышестоящего органа, указания на это в актах действующего законодательства;
- обязанности предписаний проекта для других министерств и ведомств, предприятий, учреждений и организаций либо граждан;
- затрагиваемых проектом вопросов, решение которых входит в компетенцию высших органов власти и управления, органов местного самоуправления.
4.5. Гриф "Согласовано" с другими министерствами и ведомствами ставится ниже подписи акта с указанием должности, инициалов и фамилии согласовавшего лица и даты.
Отметки о согласовании могут быть помещены также на отдельном листе, если документ согласовывается с несколькими министерствами и ведомствами, организациями, учреждениями. Если от заинтересованного министерства (ведомства) получено письменное уведомление о согласии с проектом, то об этом указывается в распорядительной части приказа, утверждающего нормативный акт.
4.6. Все проекты документов нормативного характера до доклада их министру или его заместителям, полномочным подписывать нормативный акт, в целях проверки их соответствия требованиям законодательства и ведомственных нормативных актов подлежат обязательному рассмотрению и визированию в юридической службе Министерства.
Такое визирование производится только после согласования проекта со всеми заинтересованными подразделениями Министерства и другими министерствами и ведомствами и с приложениями к проекту всех необходимых документов.
4.7. Если проект должным образом не оформлен, не согласован и необходимые визы на нем отсутствуют, а также к нему не приложены необходимые документы, юридическая служба Министерства возвращает проект должностному лицу, ответственному за подготовку проекта, на доработку (визирование).
4.8. В случае несоответствия проекта действующему законодательству или обнаружения в нем иных недостатков юридическая служба Министерства (юрисконсульт) вправе самостоятельно внести необходимые поправки в проект, согласовав их с руководителем, ответственным за разработку проекта, или же возвратить проект для доработки. При необходимости свои замечания и предложения юридическая служба Министерства (юрисконсульт) излагает в письменной справке и знакомит с ним руководителя, отвечающего за подготовку проекта.
4.9. После устранения всех замечаний юридическая служба (юрисконсульт) визирует проект нормативного акта.
4.10. Если при доработке проекта заинтересованное подразделение (разработчик) не согласилось с высказанными замечаниями, то юридическая служба (юрисконсульт), не визируя проект, готовит мотивированное заключение по существу рассматриваемого вопроса.
Данное заключение вместе с проектом нормативного акта должно быть представлено на доклад руководителю, к компетенции которого относится издание акта.

5. Представление проектов на подпись.
Вступление актов в силу. Контроль исполнения

5.1. Перед представлением проекта на подпись исполнитель обязан его считать, проверить правильность ссылок на нормативные акты и соответствие их наименований и заголовков, номеров и дат и заверить его своей подписью.
5.2. К проекту нормативного акта может прилагаться справка, в которой кратко обосновывается необходимость его издания, дается характеристика его содержания, сообщается об имеющихся разногласиях среди заинтересованных подразделений (должностных лиц) по существу предписаний. В случаях, когда осуществление предлагаемых мероприятий повлечет дополнительные расходы, к проекту прилагаются соответствующие финансово - экономические расчеты, статистические данные.
5.3. Контроль и ответственность за правильное оформление и печатание проекта и приложений к нему возлагается на руководителей структурных подразделений.
5.4. Представление проекта на подпись руководству Министерства осуществляет руководитель подразделения, являющегося головным исполнителем документа, или его заместитель.
5.5. На утвержденные нормативные акты подразделение, готовящее проект, составляет разверстку, согласно которой отдел делопроизводства в течение установленного времени обеспечивает размножение и рассылку документов.
5.6. Контроль за исполнением нормативных актов возлагается на указанных в них должностных лиц либо осуществляется в общем порядке.
5.7. Нормативные акты Минэкономики Московской области вступают в силу с момента их официальной регистрации в отделе делопроизводства, если в самом акте не указан иной срок.





Приложение 2
к приказу Минэкономики
Московской области
от 19 апреля 2001 г. № 17

ПРИМЕРНЫЕ ОБРАЗЦЫ
НОРМАТИВНЫХ АКТОВ МИНЭКОНОМИКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Предисловие

Унифицированные образцы основных нормативных правовых актов Министерства составлены с учетом требований юридической техники.
При пользовании образцами следует иметь в виду, что структура нормативного правового акта и содержание его предписаний, а также количество пунктов, подпунктов и их логическая последовательность зависят в каждом конкретном случае от целей, которые преследует тот или иной проект акта.
Записи, содержащиеся в образцах, носят отвлеченный характер.
Образцы должны помочь исполнителям в определении нужной формы подготавливаемых проектов актов, в правильном их построении, способствовать повышению качества нормативных актов.

Образец 1

Герб Москвы
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИКИ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

_____________ № _______

г. Москва

О мерах по реализации постановления (Рекомендуется при подготовке
Правительства Московской области проекта распоряжения,
от ____________ 200_ г. № _______ издаваемого на основании акта
органа власти Российской
Федерации Московской области,
когда имеется необходимость
кратко или полностью
изложить его содержание)

Постановлением Правительства Московской области от ___________
200_ г. № ________________________________________________________
(указывается точное наименование)
установлено, что _________________________________________________
Правительство поручило ___________________________________________
Правительство обязало ____________________________________________
и т.д. ___________________________________________________________
(излагается краткое или полное содержание текста
__________________________________________________________________
постановления, а также состояние работы в Минэкономики
__________________________________________________________________
по указанным вопросам, имеющиеся недостатки и т.п.)

1. Установить, что:
1.1. __________________________________________________________
(излагаются предписания, вытекающие из принятого
__________________________________________________________________
постановления)
1.2. __________________________________________________________
2. Заместителям министра экономики Правительства Московской
области:
2.1. __________________________________________________________
(излагаются предписания,
2.2. __________________________________________________________
подлежащие исполнению)

3. Начальникам управлений, заведующим самостоятельных отделов
Минэкономики Московской области:
3.1. Разработать и осуществить ________________________________
__________________________________________________________________
В этих целях:
3.1.1. ________________________________________________________
(указываются предписания
3.1.2. ________________________________________________________
по организации работы)
3.2. Обязать подчиненных сотрудников __________________________
__________________________________________________________________
(даются предписания по выполнению конкретных мероприятий)
4. Управлению формирования информационных ресурсов Московской
области (фамилия, инициалы имени и отчества):
4.1. Разработать и в установленном порядке направить на
согласование в ____________________________________ проект Правил
__________________________________________________________________
4.2. Завершить работу над проектом Инструкции _________________
4.3. Подготовить для внесения в план работы Коллегии
Минэкономики Московской области предложения ______________________
__________________________________________________________________
4.4. Совместно с __________________________________ разработать
программу обеспечения ____________________________________________
4.5. Организовать выезды сотрудников на места в целях _________
__________________________________________________________________
5. Отделу кадров (фамилия, инициалы имени и отчества)
5.1. Обеспечить контроль ______________________________________
5.2. Проанализировать и обобщить результаты ___________________
__________________________________________________________________
5.3. Совместно с Организационно - контрольным отделом
разработать и представить на утверждение проект __________________
__________________________________________________________________
6. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на
заместителя министра экономики Правительства Московской области
(инициалы имени и отчества, фамилия).

Министр экономики
Правительства Инициалы имени и отчества, фамилия
Московской области

Образец 2

Герб Москвы
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИКИ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

_____________ № _______

г. Москва

О мерах по реализации постановления (Рекомендуется при подготовке
Губернатора Московской области проекта распоряжения,
от ____________ 200_ г. № _______ издаваемого на основании акта
органа власти Российской
Федерации, Московской области,
когда нет необходимости
каким-либо образом
излагать его содержание)

В целях реализации постановления Губернатора Московской области
от ___________ 200_ г. № _________________________________________
(указывается точное наименование)
1. Начальникам управлений, заведующим самостоятельных отделов
Минэкономики Московской области:
1.1. Разработать и осуществить ________________________________
1.2. Принять меры _____________________________________________
2. Заместителю министра экономики Правительства Московской
области (фамилия, инициалы имени и отчества) выйти с предложениями
в ________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2.1. Проанализировать и обобщить ______________________________
3. Управлению комплексного анализа развития Московской области:
3.1. Совместно с заинтересованными подразделениями Министерства
решить вопрос ____________________________________________________
3.2. По согласованию с Министерством имущественных отношений
Московской области разработать ___________________________________
4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на
заместителя министра экономики Правительства Московской области
(инициалы имени и отчества, фамилия)

Министр экономики
Правительства Инициалы имени и отчества, фамилия
Московской области

Образец 3

Герб Москвы
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИКИ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

_____________ № _______

г. Москва

Об утверждении Положения (Рекомендуется при подготовке
об Управлении (отделе) __________ документов, устанавливающих
_________________________________ правовой статус подразделений
(указывается точное наименование) Министерства (положений)

1. Утвердить прилагаемое Положение об Управлении (отделе)______
__________________________________________________________________
(указывается точное наименование)

2. Считать утратившим силу приказ Минэкономики Московской
области от __________ 200_ г. № ____

Министр экономики
Правительства Инициалы имени и отчества, фамилия
Московской области

Образец 4

Утверждено
приказом Министерства экономики
Московской области
от "____" _________ 2001 г. № _

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УПРАВЛЕНИИ (ОТДЕЛЕ)
_________________________________________________________
(указывается полное наименование подразделения)

МИНИСТЕРСТВА ЭКОНОМИКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Общие положения

1.1. Управление (отдел) является структурным подразделением Министерства экономики Московской области и подчиняется непосредственно министру экономики Правительства Московской области и его заместителю, курирующему направление деятельности.
1.2. Управление (отдел) в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, Уставом Московской области, законодательством Московской области, Положением о Министерстве, приказами и распоряжениями Министерства и настоящим Положением.
1.3. Деятельность Управления (отдела) осуществляется на основе планирования, сочетания единоначалия в решении вопросов служебной деятельности и коллегиальности при их обсуждении, персональной ответственности руководителя и сотрудника за состояние дел на порученном участке и выполнение отдельных поручений.
1.4. Структура и штатная численность управления (отдела) утверждается в установленном порядке.

2. Основные задачи

2.1. Организация ______________________________________________
2.2. Осуществление контроля ___________________________________
2.3. Координация ______________________________________________
2.4. Исполнение _______________________________________________

3. Полномочия

3.1. В области организации
3.1.1. Осуществляет ___________________________________________
3.1.2. Обеспечивает ___________________________________________

3.2. В области контроля
3.2.1. Организует _____________________________________________
3.2.2. Анализирует ____________________________________________

3.3. В области координации
3.3.1. Обеспечивает ___________________________________________
3.3.2. Организует _____________________________________________

3.4. В области исполнения
3.4.1. Представляет ___________________________________________
3.4.2. Осуществляет ___________________________________________

4. Организация деятельности управления (отдела)

4.1. Управление (отдел) возглавляет начальник управления (заведующий отделом), назначаемый на должность и освобождаемый от должности:
- Губернатором Московской области по представлению министра экономики Правительства Московской области (начальники управлений);
- министром экономики Правительства Московской области (заведующие отделами).
4.2. Остальные работники управления (отдела) назначаются на должность и освобождаются от должности министром экономики Правительства Московской области.
4.3. Начальник управления (заведующий отделом) осуществляет общее руководство деятельностью управления (отдела) на основе единоначалия.
4.4. Служебные обязанности работников управления (отдела) определяются должностными инструкциями, утвержденными в установленном порядке.
4.5. Руководитель управления (отдела):
4.5.1. Руководит всей деятельностью управления (отдела), организует работу и несет персональную ответственность за надлежащее выполнение возложенных на управление (отдел) задач и функций, распределяет обязанности между работниками управления (отдела).
4.5.2. Организует качественное выполнение в установленные сроки поручений министра и заместителя министра, курирующего направление деятельности.
4.5.3. Совместно с отделом кадров подготавливает и представляет в установленном порядке министру предложения по вопросам подбора и расстановки кадров в управлении (отделе), о назначении на должность и об освобождении от должности работников управления (отдела), о поощрении работников управления (отдела), отличившихся при исполнении служебных обязанностей, а также о применении дисциплинарных взысканий к работникам управления (отдела), допустившим нарушение трудовой дисциплины.
4.5.4. Разрабатывает и осуществляет мероприятия по улучшению организации, стиля и методов работы управления (отдела), укреплению исполнительской дисциплины, повышению деловой квалификации его работников и внедрению научной организации труда в практику работы управления (отдела).
4.5.5. Вносит в установленном порядке на рассмотрение министру проекты законов и иных нормативных правовых актов Московской области по вопросам, входящим в компетенцию управления (отдела).
4.5.6. Обеспечивает рассмотрение в установленном порядке в управлении (отделе) писем, заявлений и жалоб граждан по вопросам, входящим в компетенцию управления (отдела), принимает меры к своевременному и правильному их разрешению.
4.5.7. Участвует в установленном порядке в заседаниях коллегии Министерства, а также совещаниях, проводимых министром по вопросам, входящим в компетенцию управления (отдела).
4.5.8. Обеспечивает взаимодействие управления (отдела) с другими структурными подразделениями Министерства.
4.5.9. Дает обязательные для исполнения распоряжения (указания) подчиненным работникам по вопросам, входящим в компетенцию управления (отдела).
4.5.10. Обеспечивает оперативное и правильное ведение делопроизводства в управлении (отделе).

5. Служебное взаимодействие управления (отдела)

Раздел отражает взаимодействие управления (отдела) с другими подразделениями Министерства, органами государственной власти, муниципального управления и организациями по вопросам, входящим в компетенцию управления (отдела) в пределах предоставленных полномочий.

Образец 5

Герб Москвы
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИКИ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

__________ № ________

г. Москва

Об объявлении решения Коллегии (Рекомендуется при подготовке
Минэкономики Московской области проекта приказа, объявляющего
от _____________ 200_ г. № ____ решение Коллегии Министерства)


1. Объявляется для руководства и исполнения решение Коллегии
Минэкономики от ________ 200_ г. № __ "О составе нормативов
минимальной бюджетной обеспеченности применяемых при составлении
проекта консолидированного бюджета Московской области на 2002 год"
(прилагается).
2. Начальникам управлений, заведующим самостоятельных отделов
Минэкономики Московской области:
2.1. Обратить особое внимание на ______________________________
2.2. Начальнику управления ______________________ (фамилия,
инициалы имени и отчества) взять под личный контроль осуществление
__________________________________________________________________
3. Учесть, что порядок организации ____________________________
урегулирован инструкцией ___________________________, утвержденной
приказом Минэкономики Московской области от ________ 200_ г. № __.

Министр экономики
Правительства Инициалы имени и отчества, фамилия
Московской области

Образец 6

Герб Москвы
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИКИ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

__________ № _____

г. Москва

Об утверждении Инструкции (Рекомендуется для утверждения
_________________________________ нормативного акта с изложением
(указывается точное наименование) необходимых предписаний для
_________________________________ подразделений Министерства)


1. Утвердить прилагаемую Инструкцию ___________________________
__________________________________________________________________
(указывается точное наименование)

2. Начальникам управлений, заведующим самостоятельных отделов
Минэкономики Московской области:
2.1. __________________________________________________________
2.2. __________________________________________________________
3. Заместителям министра экономики Правительства Московской
области:
3.1. __________________________________________________________
3.2. __________________________________________________________
4. Учесть, что порядок ________________________________________
регулируется положением ____________________________, утвержденным
постановлением Правительства Московской области от _______________
200_ г. № _____.

Министр экономики
Правительства Инициалы имени и отчества, фамилия
Московской области

Образец 7

Герб Москвы
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИКИ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

__________ № _____

г. Москва

Об утверждении Положения (Рекомендуется для утверждения
________________________ нормативного акта, когда нет
(указывается точное необходимости давать предписания
________________________ для подразделений Министерства)
наименование акта)


1. Утвердить прилагаемое Положение ____________________________
__________________________________________________________________
(указывается точное наименование)
2. Считать утратившим силу приказ Минэкономики Московской
области от ____________ 200_ г. № ____.

Министр экономики
Правительства Инициалы имени и отчества, фамилия
Московской области

Образец 8

Утверждено
приказом Минэкономики Московской
области от ________200_ г. № ___

ПОЛОЖЕНИЕ

О порядке разработки и внедрения ______________________________
(указывается точное
__________________________________________________________________
наименование)

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение регулирует ___________________________
(указывается предмет
__________________________________________________________________
регулирования данного нормативного акта)
1.2. __________________________________________________________
__________________________________________________________________
1.3. __________________________________________________________
__________________________________________________________________

2. Порядок разработки

2.1. __________________________________________________________
__________________________________________________________________
2.2. __________________________________________________________
__________________________________________________________________

3. Порядок внедрения

3.1. __________________________________________________________
__________________________________________________________________
3.2. __________________________________________________________
__________________________________________________________________

4. Анализ и обобщение результатов

4.1. __________________________________________________________
__________________________________________________________________
4.2. __________________________________________________________
__________________________________________________________________
и т.д.

Образец 9

Герб Москвы
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИКИ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

__________ № _____

г. Москва

О внесении изменений и дополнений (Рекомендуется при подготовке
в инструкцию, утвержденную приказом проекта приказа, которым
Минэкономики Московской области вносятся изменения и дополнения
от ____________ 200_ г. № ____ в акт в прилагаемом Перечне)


Внести изменения и дополнения в Инструкцию ____________________
______________________________, утвержденную приказом Минэкономики
Московской области от ____________ 200_ г. № _____, согласно
прилагаемому Перечню <*>.

Министр экономики
Правительства Инициалы имени и отчества, фамилия
Московской области

   --------------------------------

<*> См. образец 10.

Образец 10

Приложение
к приказу Минэкономики Московской
области от ________ 200_ г. № ___

ПЕРЕЧЕНЬ
ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНОСИМЫХ
В ИНСТРУКЦИЮ __________________

1. Пункт 1.4 изложить в следующей редакции:
"1.4. ___________________________________________________________"
2. В наименовании раздела 2, а также пунктах 2.2 и 2.4 слова
"____________________" "заменить словами "______________________".
3. В пунктах 3.5 и 3.7 исключить слова " ____________________".
4. Абзац восьмой пункта 3.10 изложить в следующей редакции:
"_______________________________________________________________".
5. В абзаце девятом пункта 3.12 вместо слов "_________________"
записать "______________________________________________________".
6. Строку четвертую раздела 2 приложения 1 к инструкции в
следующей редакции: "___________________________________________".
7. В графе 5 строки восьмой раздела 4 приложения 2 к инструкции
вместо цифр "______" записать цифры "_______".
8. Дополнить инструкцию разделом 4 следующего содержания:
4. Порядок использования ________________.
4.1. _________________________________________________________.
4.2. _________________________________________________________.
и т.д.
9. Дополнить инструкцию приложением 3 следующего содержания:
"Сведения о результатах использования ____________________________

   ----T----------------------T-------------T------T---------------¬

¦№ ¦Наименование ¦На какие цели¦Кол-во¦Сверхлимитные ¦
¦п/п¦материальных ценностей¦направлено ¦(шт.) ¦ ¦
+---+----------------------+-------------+------+---------------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---+----------------------+-------------+------+----------------


Образец 11

Герб Москвы
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИКИ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

__________ № _____

г. Москва

О внесении изменений и дополнений (Рекомендуется при подготовке
в нормативные акты Минэкономики проекта приказа, которым
Московской области вносятся изменения и дополнения
от ___________ 200_ г. № ___ в нормативные акты)


1. Внести изменения и дополнения в нормативные акты
Министерства экономики Московской области согласно
приложению 1. <*>
2. Считать утратившими силу приказы Минэкономики Московской
области от _________ 200_ г. № __, от _________ 200_ г. № ___.

Министр экономики
Правительства Инициалы имени и отчества, фамилия
Московской области

   --------------------------------

<*> См. образец 12.

Образец 12

Приложение 1
к приказу Минэкономики Московской
области от _________ 200_ г. № __

ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ,
КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ
МИНЭКОНОМИКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

1. В пункте 1 Положения _______________________________________
(указывается наименование Положения)
_______, утвержденного приказом Минэкономики Московской области от
_____ 200_ г. № __, слова "______________________________________"
(дается существующий текст предписания)
заменить словами "______________________________________________".
(приводится новый текст предписания)
2. В Инструкции _____________________________________________",
(указывается наименование Инструкции)
утвержденной приказом Минэкономики Московской области от
_______ 200_ г. № ___:
2.1. Подпункт 1.3.1 изложить в следующей редакции:
"1.3.1. _____________________________________________________".
2.2. Подпункт 1.3.5 дополнить абзацем следующего содержания:
"____________________________________________________________".
2.3. Дополнить пункт 1.7 абзацем следующего содержания:
"____________________________________________________________".
2.4. Пункт 1.9 дополнить подпунктом 1.9.3 следующего
содержания:
"1.9.3. _____________________________________________________".
2.5. Подпункты 1.9.3 и 1.9.4 считать соответственно пунктами
1.9.4 и 1.9.5.
2.6. Пункт 1 после третьего абзаца дополнить новым абзацем
следующего содержания: "________________________________________".
3. Правила __________________________________________________,
(указывается наименование акта)
утвержденные приказом Минэкономики Московской области от
_________ 200_ г. № ___:
3.1. Дополнить пунктом 27 следующего содержания:
"27. _________________________________________________________"
3.2. Дополнить главой 5 следующего содержания:
"5. __________________________________________________________"
(указываются порядковой номер и название главы)
20. ___________________________________________________________
(указываются
21. ___________________________________________________________
предписания
22. ___________________________________________________________
пунктов
23. __________________________________________________________.
новой главы)
4. В пункте 6 приказа Минэкономики Московской области от
_________ 200_ г. № ___ исключить слова "_______________________".
5. Пункты 5, 6, 13, 19, 21 приложения 1 к приказу Минэкономики
Московской области от ___________ 200_ г. № ___ соответственно
изложить в следующей редакции:
"5. _________________________________________________________".
(здесь и ниже пункты даются в новой редакции)
"6. _________________________________________________________".
"13. ________________________________________________________".
"19. ________________________________________________________".
"21. ________________________________________________________".


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru