Законодательство
Московской области

Балашихинский р-н
Бронницы
Волоколамский р-н
Воскресенский р-н
Дзержинский
Дмитровский р-н
Долгопрудный
Домодедовский р-н
Дубна
Егорьевский р-н
Жуковский
Зарайский р-н
Звенигород
Ивантеевка
Истринский р-н
Каширский р-н
Климовск
Клинский р-н
Коломенский р-н
Королев
Красноармейск
Красногорский р-н
Краснознаменск
Ленинский р-н
Лобня
Лотошинский р-н
Луховицкий р-н
Лыткарино
Люберецкий р-н
Можайский р-н
Московская область
Мытищинский р-н
Наро-Фоминский р-н
Ногинский р-н
Одинцовский р-н
Озерский р-н
Орехово-Зуевский р-н
Павлово-Посадский р-н
Подольский р-н
Протвино
Пушкинский р-н
Пущино
Раменский р-н
Реутов
Рошаль
Рузский р-н
Сергиево-Посадский р-н
Серебряно-Прудский р-н
Серпуховский р-н
Солнечногорский р-н
Ступинский р-н
Талдомский р-н
Троицк
Фрязино
Химкинский р-н
Чеховский р-н
Шатурский р-н
Шаховской р-н
Щелковский р-н
Щербинка
Электросталь

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО ГУ Росрегистрации по МО от 10.07.2006 № РС-исх1610
"О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА ОБЪЕКТЫ ГАЗОВОГО ХОЗЯЙСТВА, ПРИОБРЕТАЕМЫЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТЬЮ НА ОСНОВАНИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ДОГОВОРОВ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


--> примечание.
При применении данного документа следует учитывать, что с 1 октября 2006 года Главное управление Федеральной регистрационной службы по Московской области переименовано в Управление Федеральной регистрационной службы по Московской области (Приказ Министерства юстиции РФ от 29.08.2006 № 269).



ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ РЕГИСТРАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ
ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 10 июля 2006 г. № РС-исх1610

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА ОБЪЕКТЫ ГАЗОВОГО
ХОЗЯЙСТВА, ПРИОБРЕТАЕМЫЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТЬЮ НА ОСНОВАНИИ
ИНВЕСТИЦИОННЫХ ДОГОВОРОВ

Учитывая поступающие вопросы, касающиеся проведения государственной регистрации прав на объекты газового хозяйства, приобретаемые Московской областью на основании инвестиционных договоров, с последующим их закреплением Министерством имущественных отношений Московской области на праве хозяйственного ведения за государственным унитарным предприятием газового хозяйства Московской области "Мособлгаз" (далее - ГУП МО "Мособлгаз"), а также в целях установления единообразной регистрационной практики при проведении правовой экспертизы в Главном управлении Федеральной регистрационной службы по Московской области (далее - Главное управление) предлагаем руководствоваться следующим.
I. В действующем законодательстве Российской Федерации отсутствует определение понятия "газопровод", имеет место лишь указание на существование определенных видов газопровода. В постановлении Федерального горного и промышленного надзора России от 18.03.2003 № 9 "Об утверждении Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления" (далее - Правила), строительных нормах и правилах 42-01-2002 "Газораспределительные системы" (далее - СНиП 42-01-2002) имеются определения некоторых видов газопроводов, например:
- газораспределительная система - технологический комплекс газораспределительной системы, состоящий из наружных газопроводов поселений (городских, сельских и других поселений), включая межпоселковые, от выходного отключающего устройства газораспределительной станции (ГРС), или иного источника газа, до вводного газопровода к объекту газопотребления. В газораспределительную сеть входят сооружения на газопроводах, средства электрохимической защиты, газорегуляторные пункты (ГРП, ГРПБ), шкафные регуляторные пункты (ШРП), система автоматизированного управления технологическим процессом распределения газа (АСУ ТП РГ);
- наружный газопровод - подземный, наземный и надземный газопровод, проложенный вне здания до отключающего устройства перед вводным газопроводом или до футляра при вводе в здание в подземном исполнении;
- внутренний газопровод - газопровод, проложенный от наружной конструкции здания до места подключения расположенного внутри здания газоиспользующего оборудования;
- распределительный газопровод - газопровод газораспределительной сети, обеспечивающий подачу газа от источника газоснабжения до газопроводов - вводов к потребителям газа;
- газопровод-ввод - газопровод от места присоединения к распределительному газопроводу до отключающего устройства перед вводным газопроводом или футляром при вводе в здание в подземном исполнении;
- газорегуляторный пункт (ГРП), установка (ГРУ) - технологическое устройство, предназначенное для снижения давления газа и поддержания его на заданных уровнях в газораспределительных сетях;
- шкафной газорегуляторный пункт (ШРП) - технологическое устройство в шкафном исполнении, предназначенное для снижения давления газа и поддержания его на заданных уровнях в газораспределительных сетях;
- газорегуляторный пункт блочный - технологическое устройство полной заводской готовности в транспортабельном блочном исполнении, предназначенное для снижения давления газа и поддержания его на заданных уровнях в газораспределительных сетях.
II. Статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определены критерии отнесения объектов гражданских прав к недвижимому имуществу. В соответствии с нормами гражданского законодательства сооружения относятся к объектам, являющимся недвижимостью по своим физическим свойствам, то есть имеющим прочную связь объекта с землей и перемещение которых невозможно без несоразмерного ущерба их назначению. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон) недвижимое имущество (недвижимость) - земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, леса и многолетние насаждения, кондоминиумы, предприятия как имущественные комплексы.
Действующее законодательство Российской Федерации не дает определения понятия "сооружение". Однако поскольку законодатель отнес сооружение к объектам недвижимого имущества, сооружение - это любой искусственно возведенный на земельном участке или под ним (под землей) самостоятельный объект, который фундаментально связан с земельным участком, используется (или может быть использован) по целевому назначению и перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно.
Общероссийским классификатором основных фондов, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 359 "О принятии Общероссийского классификатора основных фондов", газопроводы отнесены к сооружениям. В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании" общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации - нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией. Из содержания данной нормы Закона усматривается, что классификатор имеет свою область регулирования, но, несмотря на это, содержащиеся в нем положения могут быть использованы при разрешении вопроса о признании газопровода сооружением. Данное обстоятельство подтверждается также и судебной практикой (постановления ФАС Уральского округа от 17.03.2004 по делу № Ф09-610/04-ГК; от 01.10.2003 по делу № Ф09-2767/03-ГК).
III. Государственная регистрация права собственности Московской области на объекты газового хозяйства, приобретаемые Московской областью на основании инвестиционных договоров, осуществляется в порядке, установленном статьями 13, 16-18 Федерального закона.
Правоустанавливающие и иные необходимые для государственной регистрации документы представляются на государственную регистрацию с учетом требований пункта 5 статьи 18 Федерального закона.
Для государственной регистрации прав на объекты газового хозяйства, приобретаемые Московской областью на основании инвестиционных договоров, в отделы в муниципальных образованиях Главного управления представляются следующие документы:
1. Заявление правообладателя или уполномоченного им на то лица.
2. Документ об уплате государственной пошлины.
В соответствии с подп. 4 пункта 3 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и с учетом имеющихся рекомендаций за государственную регистрацию права собственности Московской области на вновь возведенные объекты газового хозяйства, не закрепленные за государственными предприятиями и учреждениями и составляющие казну (поступающие в казну) субъекта Российской Федерации, государственная пошлина не уплачивается.
На государственную регистрацию права хозяйственного ведения на недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности и закрепленное за ГУП МО "Мособлгаз" на праве хозяйственного ведения, представляются подлинник и копия платежного документа об уплате государственной пошлины в размере 7500 рублей (подп. 20 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ).
3. Учредительные документы юридического лица со всеми действующими изменениями и дополнениями, документ, подтверждающий факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц (если в деле правоустанавливающих документов уже имеются копии названных документов, то возможно представление выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, свидетельствующей об отсутствии изменений и дополнений учредительных документов юридического лица), документ о постановке на учет юридического лица как налогоплательщика с указанием его ИНН - подлинники и копии.
4. Документы, подтверждающие полномочия руководителя (исполнительного органа) юридического лица (протокол об избрании, приказ о назначении), - подлинники и копии.
5. Документ, подтверждающий полномочия представителя юридического лица действовать от имени юридического лица при проведении государственной регистрации, - подлинник и копия.
6. Правоустанавливающие документы: акт приемки объекта в эксплуатацию, инвестиционный контракт, акт реализации контракта, акт приема-передачи законченного строительством объекта газового хозяйства, решение Министерства имущественных отношений Московской области о включении объекта газового хозяйства в имущественный комплекс Московской области.
6.1. Пункт 1 статьи 25 Федерального закона устанавливает, что основанием для государственной регистрации прав на созданный объект недвижимого имущества является документ, подтверждающий факт его создания. Следовательно, на государственную регистрацию должен быть представлен акт приемки объекта в эксплуатацию, подписанный всеми членами приемочной комиссии, по объектам газового хозяйства, законченным строительством до введения в действие 30.12.2004 нового Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс), а для объектов, завершенных строительством после 30.12.2004, в соответствии со статьей 55 Градостроительного кодекса - разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, выданное соответствующим исполнительным государственным органом власти или органом местного самоуправления.
Обращаем внимание, что постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2005 № 698 утверждены формы разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, оформляемые в соответствии со статьями 51 и 55 Градостроительного кодекса. Пунктом 2 указанного постановления установлен срок для утверждения соответствующим органом инструкций о порядке заполнения данных форм. Принимая во внимание, что до настоящего времени данные инструкции не утверждены, допускается использование утвержденной формы разрешения на ввод в эксплуатацию наряду с ранее действующими документами приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов газового хозяйства.
В соответствии с письмом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 05.11.2001 № ЛБ-6062/9 объекты специального назначения со специфическими условиями функционирования (объекты газоснабжения) до введения в действие Градостроительного кодекса принимались в эксплуатацию в соответствии с ведомственными (отраслевыми) документами.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 23.12.2002 № 163 с 01.07.2003 приняты и введены в действие СНиП 42-01-2002. В соответствии с пунктом 10.6.1 СНиП 42-01-2002 для приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы заказчик (физическое или юридическое лицо) создает приемочную комиссию. В состав приемочной комиссии включаются представители заказчика, представители проектной и эксплуатирующей организации. Представители органов Госгортехнадзора России включаются в состав приемочной комиссии при приемке объектов, подконтрольных этим органам.
При проведении правовой экспертизы в соответствии со статьей 13 Федерального закона представленных на государственную регистрацию документов необходимо обращать внимание на тот факт, что в акте приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы председателем комиссии должен указываться заказчик (физическое или юридическое лицо).
Приемка заказчиком законченного строительством объекта газораспределительной системы оформляется актом, подтверждающим факт создания объекта и его соответствие проекту и обязательным требованиям нормативных документов. В соответствии с требованиями пункта 5 статьи 18 Федерального закона акт приемки объекта в эксплуатацию представляется на государственную регистрацию в двух экземплярах (подлинник и копия).
6.2. В соответствии с постановлением Правительства Московской области от 10.06.2003 № 348/20 "О капитальных вложениях физических и юридических лиц - потребителей природного газа в реконструкцию и развитие газораспределительной системы Московской области" объекты газового хозяйства, созданные в порядке реализации инвестиционных контрактов, являются неотъемлемой частью газораспределительной системы Московской области и в установленном действующим законодательством порядке по окончании их строительства подлежат передаче в государственную собственность Московской области.
В качестве правоустанавливающего документа на государственную регистрацию представляется инвестиционный контракт (далее - Контракт), заключенный между Министерством имущественных отношений Московской области (далее - Министерство), Государственным унитарным предприятием газового хозяйства Московской области "Мособлгаз" и инвестором (физическое или юридическое лицо).
Предметом Контракта является создание (реконструкция) объекта газового хозяйства, в рамках реализации которого инвестор за счет собственных средств либо привлеченных инвестиций обязуется создать (реконструировать) объект газового хозяйства. По итогам реализации Контракта Министерство обязано принять введенный в эксплуатацию объект газового хозяйства в собственность Московской области и передать его в установленном порядке в хозяйственное ведение ГУП МО "Мособлгаз".
6.3. Итогом реализации Контракта является подписание сторонами акта реализации Контракта. Следовательно, на государственную регистрацию необходимо представить акт реализации Контракта, подписанный всеми участниками инвестиционного контракта, а также акт приема-передачи законченного строительством (реконструкцией) объекта газового хозяйства.
6.4. ГУП МО "Мособлгаз" является унитарным предприятием, владеющим имуществом, находящимся в собственности Московской области, на праве хозяйственного ведения. Включение объектов газового хозяйства в имущественный комплекс Московской области осуществляется на основании решения Министерства, которое должно быть представлено на государственную регистрацию и должно соответствовать требованиям абзаца 5 пункта 5 статьи 18 Федерального закона.
7. Иные документы, необходимые для государственной регистрации прав.
7.1. Учитывая требования пункта 1 статьи 222 ГК РФ, на государственную регистрацию необходимо представить документы, подтверждающие право пользования земельным участком, на котором расположен объект газового хозяйства (решение соответствующего органа об отведении земельного участка под строительство объекта, договор аренды либо иной правоустанавливающий документ, свидетельство о праве собственности, государственный акт), и разрешение на его создание (реконструкцию).
7.2. Поскольку газопроводы являются объектами повышенной производственной опасности, в качестве разрешения на строительство допускается представление технических условий. Технические условия на присоединение к газораспределительной сети выдаются, как правило, газораспределительными организациями (например, ГУП МО "Мособлгаз").
7.3. В целях подтверждения соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, а при отсутствии градостроительного плана - разрешенному использованию земельного участка, а также права застройщика осуществлять строительство (реконструкцию) объектов газового хозяйства представление на государственную регистрацию разрешения на строительство обязательно по объектам, строительство которых начато после 30.12.2004 (после введения в действие Градостроительного кодекса). В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса разрешение на строительство выдается соответствующим органом государственной власти или органом местного самоуправления.
Форма разрешения на строительство утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2005 № 698. Принимая во внимание, что до настоящего времени не утверждены соответствующим органом инструкции о порядке заполнения формы разрешения на строительство допускается использование утвержденной формы разрешения на строительство, наряду с ранее действующим порядком осуществления строительства объектов газового хозяйства.
7.4. В соответствии с пунктом 4.15 раздела 4 СНиП 42-01-2002 строительство (реконструкцию) газораспределительных систем следует осуществлять в соответствии с проектом, утвержденным в установленном порядке, а также с учетом СНиП 3.01.01. Проектная документация, необходимая для представления в отделы в муниципальных образованиях Главного управления, должна быть разработана с учетом требований Правил, строительных норм и правил и других нормативных документов, согласована в установленном законом порядке. В целях проверки соответствия проектной документации выданным техническим условиям на присоединение к газораспределительной сети проектная документация должна быть также согласована заказчиком с газораспределительной организацией.
7.5. Документы технического учета, удостоверенные соответствующей организацией по учету объектов недвижимости, в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 17 Федерального закона являются обязательным приложением к документам, необходимым для государственной регистрации. Документы технического учета, представляемые на государственную регистрацию права созданного (реконструированного) объекта газового хозяйства в отдел в муниципальном образовании Главного управления, должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать заявленный на государственную регистрацию объект (описание и конструктивные элементы объекта газового хозяйства), а также данные, позволяющие сделать вывод, что объект газового хозяйства является самостоятельным объектом (имеет точки начала и окончания, позволяющие индивидуализировать объект). Точками, позволяющими отделить часть газопровода, права на который подлежат государственной регистрации, от других частей трубопровода (магистральный газопровод) и тем самым самостоятельно использовать его, будут являться конкретный запорный элемент, вентиль, заглушка, редуктор и др.
8. В процессе проведения правовой экспертизы документов по указанной категории дел возможно истребование дополнительных документов. В частности, когда объект газового хозяйства построен за счет денежных средств нескольких физических лиц, необходимо представить документ (договор, соглашение и т.п.), на основании которого у сторон, участвующих в строительстве объекта, возникают взаимные права и обязанности, решение уполномоченного органа юридического лица о строительстве объекта газового хозяйства и его передаче в собственность Московской области, согласие собственников земельных участков в случае, если возводимый (реконструированный) объект газового хозяйства проходит по территории земельного участка, находящегося в собственности иного лица.
Учитывая изложенное, правовая экспертиза при государственной регистрации прав собственности на созданные объекты газового хозяйства, подлежащие передаче в собственность Московской области, не может ограничиваться только лишь формальной проверкой наличия документов, свидетельствующих о создании объектов согласно статье 25 Федерального закона. Правовая экспертиза при государственной регистрации права собственности Московской области должна проводиться в полном объеме с соблюдением порядка осуществления правовой экспертизы, установленного Методическими рекомендациями по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 01.07.2002 № 184.
Представленные на государственную регистрацию документы должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 18 Федерального закона содержать информацию, необходимую для внесения сведений об объекте недвижимого имущества в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Руководитель
Главного управления
П.И. Селезнев


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru