Законодательство
Московской области

Балашихинский р-н
Бронницы
Волоколамский р-н
Воскресенский р-н
Дзержинский
Дмитровский р-н
Долгопрудный
Домодедовский р-н
Дубна
Егорьевский р-н
Жуковский
Зарайский р-н
Звенигород
Ивантеевка
Истринский р-н
Каширский р-н
Климовск
Клинский р-н
Коломенский р-н
Королев
Красноармейск
Красногорский р-н
Краснознаменск
Ленинский р-н
Лобня
Лотошинский р-н
Луховицкий р-н
Лыткарино
Люберецкий р-н
Можайский р-н
Московская область
Мытищинский р-н
Наро-Фоминский р-н
Ногинский р-н
Одинцовский р-н
Озерский р-н
Орехово-Зуевский р-н
Павлово-Посадский р-н
Подольский р-н
Протвино
Пушкинский р-н
Пущино
Раменский р-н
Реутов
Рошаль
Рузский р-н
Сергиево-Посадский р-н
Серебряно-Прудский р-н
Серпуховский р-н
Солнечногорский р-н
Ступинский р-н
Талдомский р-н
Троицк
Фрязино
Химкинский р-н
Чеховский р-н
Шатурский р-н
Шаховской р-н
Щелковский р-н
Щербинка
Электросталь

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








ПИСЬМО УФНС РФ по МО от 24.04.2006 № 22-19-И/0172
"О ПРИМЕНЕНИИ ПОЛОЖЕНИЙ ГЛАВЫ 25 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РФ"

Официальная публикация в СМИ:
"Учет, налоги, право" (в Москве), № 17 (2 - 15 мая), 2006






УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПИСЬМО
от 24 апреля 2006 г. № 22-19И/0172

О ПРИМЕНЕНИИ ПОЛОЖЕНИЙ ГЛАВЫ 25 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РФ

Управление Федеральной налоговой службы по Московской области сообщает следующее.
Согласно пункту 3 статьи 12 Закона РФ от 10.07.92 № 3266-1 "Об образовании" образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или в ведении субъекта РФ), муниципальными и негосударственными.
Статьей 33 Закона РФ от 10.07.92 № 3266-1 "Об образовании" установлено, что право на образовательную деятельность появляется у учреждения после получения лицензии, выданной в соответствии с Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 18.10.2000 № 796.
Таким образом, под государственными и муниципальными образовательными учреждениями понимаются организации, созданные органами государственной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления и имеющие лицензию на осуществление образовательной деятельности, финансируемые за счет бюджетных средств всех уровней, выделяемых по смете доходов и расходов бюджетного учреждения.
Согласно статье 248 НК РФ имущество (работы, услуги) или имущественные права для целей главы 25 НК РФ считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги).
Подпунктом 22 пункта 1 статьи 251 части II НК РФ установлено, что к доходам, не учитываемым при расчете налоговой базы по налогу на прибыль, относится имущество, безвозмездно полученное государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности, на ведение уставной деятельности.
В соответствии с подп. 7 пункта 2 статьи 256 части II НК РФ установлено, что не подлежит амортизации амортизируемое имущество, приобретенное (созданное) за счет средств, поступивших, в частности, в соответствии с подп. 22 пункта 1 статьи 251 НК РФ, то есть имущество, безвозмездно полученное государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, имеющими лицензию на право ведения образовательной деятельности, на ведение уставной деятельности.
Таким образом, денежные средства, имущество, безвозмездно полученные государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности, на ведение ими уставной деятельности, при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются. Но только при условии, что оно направлено на ведение уставной деятельности, то есть на образовательные цели. В тех случаях, когда имущество (денежные средства) использовано на иные цели, стоимость безвозмездно полученного имущества подлежит включению во внереализационный доход, учитываемый при определении налоговой базы.
Кроме того, пунктом 2 статьи 251 части II Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.
При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений. Если не выполняется хотя бы одно из данных условий, то целевые денежные поступления следует включать в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.
Согласно пункту 2 статьи 251 части II НК РФ к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся, в частности:
- осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации;
- средства и иное имущество, которые получены на осуществление благотворительной деятельности.
Пунктом 8 статьи 41 Закона "Об образовании" предусмотрено, что образовательные учреждения вправе привлекать в порядке, установленном законодательством РФ, дополнительные финансовые средства за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических или юридических лиц, в том числе иностранных.
Статьей 582 Гражданского кодекса РФ установлено, что пожертвованием является дарение вещи или право в общеполезных целях.
Образовательное учреждение вправе использовать полученные пожертвования на функционирование и развитие учреждения, осуществление образовательного процесса, в том числе на приобретение предметов хозяйственного пользования, обустройство интерьера, проведение ремонтных работ, организацию досуга и отдыха детей, различные виды доплат работникам учреждения и другие нужды.
Следовательно, благотворительными пожертвованиями признаются только средства, направленные на предусмотренные в этой статье цели. Принимая пожертвование, имеющее определенное назначение, образовательная организация должна вести обособленный учет операций, связанных с его использованием.
Федеральным законом от 11.08.95 № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
В пункте 1 статьи 2 Закона № 135-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень целей благотворительной деятельности. Одной из таких целей является содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, просвещения, духовному развитию личности.
Следовательно, существенным условием благотворительной помощи являются цели, на которые направляются пожертвования. От этого зависит налогообложение безвозмездной помощи, ведь Налоговый кодекс РФ четко оговаривает, какие из поступлений не облагаются налогом на прибыль.
Таким образом, учитывая, что в статье 582 ГК РФ поименованы конкретные формы некоммерческих организаций, которым могут делаться пожертвования, а также то, что в статье 2 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" указано, для каких целей осуществляется благотворительная деятельность, то при получении муниципальными образовательными учреждениями добровольных взносов и средств в виде пожертвований и благотворительности на ведение уставной деятельности не возникает налогооблагаемого дохода для исчисления налога на прибыль.
При этом пунктом 14 статьи 250 части II НК РФ установлено, что имущество, денежные средства, полученные в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), использованные не по целевому назначению, признаются внереализационным доходом и включаются в налоговую базу при исчислении налогооблагаемой прибыли.
Статьей 3 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" установлено, что для выполнения целевых программ некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету, рассчитанную на определенный период времени (месяц, квартал, год, несколько лет и т.п.).
Поскольку под сметой принято понимать индивидуальный документированный финансовый план поступления и расходования денежных средств на финансирование расходов организации, то некоммерческим организациям, которые формируют и представляют в налоговый орган бухгалтерскую отчетность, рекомендуется составлять смету доходов и расходов. По окончании отчетного периода либо при выполнении каждой целевой программы следует составлять отчет об исполнении сметы, который утверждается тем же органом, что и смета.
Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования в соответствии с пунктом 14 статьи 250 Налогового кодекса РФ составляется и представляется налогоплательщиками - бюджетными учреждениями и некоммерческими организациями по окончании налогового периода в налоговые органы по месту своего учета.
Вместе с тем в ситуации, когда целевые программы рассчитаны на несколько лет, расход целевых средств производится в течение всего срока реализации программ.
Таким образом, целевые средства, полученные безвозмездно на ведение уставной деятельности, должны быть полностью использованы по состоянию на конец налогового периода и смета составляется таким образом, чтобы на окончание периода, на который она рассчитана, не предполагалось бы неиспользованных остатков целевых средств, поскольку остатки целевых средств будут облагаться налогом на прибыль.

Заместитель
руководителя УФНС России
по Московской области
С.А. Смирнов


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru