Законодательство
Московской области

Балашихинский р-н
Бронницы
Волоколамский р-н
Воскресенский р-н
Дзержинский
Дмитровский р-н
Долгопрудный
Домодедовский р-н
Дубна
Егорьевский р-н
Жуковский
Зарайский р-н
Звенигород
Ивантеевка
Истринский р-н
Каширский р-н
Климовск
Клинский р-н
Коломенский р-н
Королев
Красноармейск
Красногорский р-н
Краснознаменск
Ленинский р-н
Лобня
Лотошинский р-н
Луховицкий р-н
Лыткарино
Люберецкий р-н
Можайский р-н
Московская область
Мытищинский р-н
Наро-Фоминский р-н
Ногинский р-н
Одинцовский р-н
Озерский р-н
Орехово-Зуевский р-н
Павлово-Посадский р-н
Подольский р-н
Протвино
Пушкинский р-н
Пущино
Раменский р-н
Реутов
Рошаль
Рузский р-н
Сергиево-Посадский р-н
Серебряно-Прудский р-н
Серпуховский р-н
Солнечногорский р-н
Ступинский р-н
Талдомский р-н
Троицк
Фрязино
Химкинский р-н
Чеховский р-н
Шатурский р-н
Шаховской р-н
Щелковский р-н
Щербинка
Электросталь

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








ПРИКАЗ Государственной инспекции труда в МО от 21.04.2006 № 111
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ТРУДА В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 21 апреля 2006 г. № 111

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

В целях обеспечения законности в вопросах привлечения к административной ответственности арбитражных управляющих за нарушение закона о выплате заработной платы приказываю:
1. Утвердить Краткие методические рекомендации по привлечению к административной ответственности арбитражных управляющих за нарушение закона о выплате заработной платы (прилагаются).
2. Руководителям структурных подразделений Инспекции обеспечить практическое применение Кратких методических рекомендаций при осуществлении надзорно-контрольной деятельности.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Инспекции Миронова В.П.
4. Отделу кадров, оргработы и хозяйственного обеспечения (Е.Н. Шароварова) ознакомить с настоящим приказом всех сотрудников Инспекции.

Руководитель Инспекции
В.В. Панкратов





Утверждены
приказом Государственной
инспекции труда
в Московской области
от 21 апреля 2006 г. № 111

КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНА О ВЫПЛАТЕ
ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

1. Общая часть

1.1. Несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и/или исполнять обязанности по уплате обязательных платежей.
1.1.1. Согласно ст. 11 ратифицированной Российской Федерацией Конвенции МОТ № 95 "Об охране заработной платы" (1949 г.) при банкротстве предприятия или его ликвидации в судебном порядке работники пользуются положением привилегированных кредиторов. Зарплата, составляющая привилегированный кредит, подлежит выплате полностью, до того как обычные кредиторы смогут потребовать свою долю. Очередность погашения задолженности по зарплате по отношению к другим видам привилегированного кредита определяется национальным законодательством.
1.2. Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) предусмотрены три последовательно удовлетворяемые очереди. Первая - расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также компенсация морального вреда. Вторая - расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам. Третья - расчеты с другими кредиторами.
1.3. Вознаграждение арбитражного управляющего утверждается арбитражным судом, оно является текущим обязательством и погашается вне очереди за счет конкурсной массы должника. Получение арбитражным управляющим вознаграждения при наличии текущей задолженности по заработной плате перед работниками является доказательством его умысла на совершение административного правонарушения.
1.3.1. Вне очереди погашается также задолженность по заработной плате, возникшая после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом.
1.4. Функции уполномоченного органа возложены на Федеральную налоговую службу Российской Федерации, которая вправе обращаться в арбитражные суды с заявлениями о банкротстве организаций, являющихся должниками перед государственным бюджетом. При задолженности от 100 млн. руб. - ФНС РФ, от 50 до 100 млн. руб. - территориальные органы ФНС РФ (например, Управление ФНС РФ по Московской области), до 50 млн. руб. - налоговые инспекции. УФНС МО расположено по адресу: 117638, Москва, улица Сивашская, дом 5, тел. 317-37-81. При запросах следует ссылаться на приказ ФНС РФ от 18.10.2004 № САЭ-3-19/2@.
1.5. Функции регулирующего органа по вопросам несостоятельности (банкротства) от имени государства осуществляет Федеральная регистрационная служба Российской Федерации (ФРС) и ее территориальные органы (например, Главное управление ФРС по Московской области), которые рассматривают жалобы и заявления на неправомерные действия арбитражного управляющего и принимают к нему меры воздействия. ГУ ФРС МО расположено по адресу: 121170, Москва, улица Поклонная, дом 13, тел. 148-82-37.
1.5.1. Органы ФРС рассматривают жалобы и заявления в соответствии с принципом территориальности, т.е. в том субъекте Российской Федерации, арбитражный суд которого принял заявление о признании должника банкротом. Как правило, это совпадает с местом регистрации организации-должника (юридическим адресом).
1.6. Контролирует действия своих членов - арбитражных управляющих так называемая саморегулируемая организация арбитражных управляющих (СРО) - некоммерческая организация, включенная в Единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. СРО обязана рассматривать жалобы на действия своего члена, реализующего функции арбитражного управляющего в деле о банкротстве, и принимать к нему меры воздействия.
1.6.1. На деятельность СРО принцип территориальности не распространяется. Арбитражный управляющий, участвующий в деле о банкротстве организации, расположенной в Московской области, может быть членом СРО, зарегистрированной и расположенной в любом другом субъекте Российской Федерации. На территории Московской области зарегистрирована одна такая организация - СРО "Дело" (г. Дубна).
1.7. На территории области координирует взаимодействие органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, муниципальных образований и СРО Межведомственная комиссия по обеспечению участия исполнительных органов государственной власти Московской области в делах о банкротстве и в процедурах банкротства (далее - Межведомственная комиссия), которая обладает необходимой полнотой информацией о банкротных предприятиях и арбитражных управляющих. Комиссия расположена по адресу: 115184, Москва, улица Большая Ордынка, дом 55, тел. 951-99-15.
1.8. Для защиты прав работников должника Закон о банкротстве предусматривает участие их представителя в собрании кредиторов. Такое участие дает возможность коллективу работников иметь представление о ходе и результатах банкротства. При возникновении разногласий с арбитражным управляющим представитель работников может обратиться в арбитражный суд. Арбитражный суд Московской области расположен по адресу: 107078, Москва, просп. Академика Сахарова, дом 18, тел. 975-31-57.

2. Особенная часть

2.1. Должностное лицо - под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации (статья 2.4 КоАП РФ от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ).
2.1.1. Субъектом ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ за нарушение норм административного законодательства, является должностное лицо. В силу статьи 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное. На основании статьи 129 Закона о банкротстве на конкурсного управляющего возложено осуществление полномочий руководителя должника (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 сентября 2005 г. № 7460/05).
2.1.2. В соответствии со статьей 2 Закона о банкротстве руководителем должника признается единоличный исполнительный орган юридического лица или руководитель коллегиального исполнительного органа, а также иное лицо, осуществляющее в соответствии с федеральным законом деятельность от имени юридического лица без доверенности.
Вывод: арбитражный управляющий как член СРО, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, не является должностным лицом, однако в административном праве на него в части ответственности распространен режим должностного лица, как, например, в праве социального обеспечения на некоторые категории воинов-афганцев в части получения льгот распространен режим инвалидов и участников ВОВ.
2.2. Арбитражные управляющие привлекаются к административной ответственности по месту нахождения юридического лица, банкротством которого они руководят, а не по месту своего жительства, месту регистрации в качестве ПБОЮЛ или месту расположения СРО.
2.3. В соответствии со ст. 27 Закона о банкротстве к должнику применяются следующие процедуры: наблюдение (временный управляющий), финансовое оздоровление (административный управляющий), внешнее управление (внешний управляющий), конкурсное производство (конкурсный управляющий) и мировое соглашение (возможно на любой стадии). При этом все управляющие носят название арбитражных.
2.3.1. На стадии наблюдения задолженность по заработной плате может быть погашена работодателем только с разрешения арбитражного управляющего.
2.3.2. На стадии внешнего управления на выплату задолженности по заработной плате (как и на другие обязательства) распространяется мораторий сроком на 2 года.
2.3.3. На стадии конкурсного производства задолженность по заработной плате гасится в порядке очереди.
2.3.4. Задолженность по заработной плате не может быть предметом мирового соглашения.
2.4. Согласно ст. 4 Закона о банкротстве размер денежных обязательств или обязательных платежей считается установленным, если он определен судом.
2.4.1. Задолженность по заработной плате, возникшая до введения процедуры банкротства, формализуется, в основном, двумя способами:
- в момент оформления исполнительного документа (в т.ч. исполнительного листа), если задолженность по заработной плате была предметом рассмотрения компетентного органа (в т.ч. суда общей юрисдикции) в порядке индивидуального трудового спора;
- в момент утверждения арбитражным судом представленного арбитражным управляющим отчета, составной частью которого является реестр кредиторов, где указаны работники, размер и период задолженности по заработной плате перед ними.
2.4.2. С момента формализации долги по заработной плате обретают статус кредита, а работники - кредиторов.
2.5. Арбитражный управляющий представляет суду отчет при введении первой и при переходе к каждой последующей процедуре банкротства. В каждом последующем отчете размер и период задолженности по заработной плате могут отличаться от предыдущих. Юридически значимым является последний утвержденный судом отчет арбитражного управляющего и зафиксированные в нем размеры и период задолженности по заработной плате.
2.5.1. Не зафиксированные в утвержденном судом отчете арбитражного управляющего суммы задолженности по заработной плате не являются кредитом и должны быть выплачены во внеочередном порядке.
Пример. В утвержденном судом отчете арбитражного управляющего сведения о задолженности по заработной плате за 2004 г. отсутствуют, однако при проверке установлено, что окончательный расчет с работником, уволенным в 2004 г., не произведен. Мораторий и очередность на выплату такой задолженности не распространяется. Препятствий для составления государственным инспектором труда административного протокола не имеется.

3. Разграничение полномочий ГИТ и ФРС

3.1. За нарушение требований действующего законодательства в части внеочередных выплат (задолженность по заработной плате, возникшая после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом или существовавшая до принятия судом такого заявления, но не включенная в утвержденный судом отчет арбитражного управляющего) государственный инспектор труда привлекает арбитражного управляющего к административной ответственности в соответствии с КоАП РФ.
3.1.1. В случае нарушения действующего законодательства арбитражным управляющим, ранее привлеченным к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения, государственный инспектор труда оформляет материалы на его дисквалификацию в соответствии с ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ (см. также приказ ГИТ МО от 14.03.2006 № 48).
3.1.2. При наличии признаков уголовно-наказуемого деяния государственный инспектор труда направляет собранные материалы в органы прокуратуры для решения вопроса о возбуждении в отношении арбитражного управляющего уголовного дела в соответствии с УПК РФ.
3.1.3. Привлечение арбитражного управляющего к административной ответственности (пункты 3.1 и 3.3.1) не освобождает согласно ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ от административной ответственности юридическое лицо, делами которого он руководит (см. также приказ ГИТ МО от 17.03.2006 № 56).
3.1.4. Для устранения указанных в пункте 3.1 нарушений государственный инспектор труда в установленном порядке вносит арбитражному управляющему предписание.
3.1.5. Для устранения причин и условий, способствовавших совершению арбитражным управляющим административного правонарушения (пункт 3.1), государственный инспектор труда в соответствии со ст. 29.13 КоАП РФ вносит представление в СРО (пункт 1.6).
3.1.6. При наличии доверенности установленного образца государственный инспектор труда вправе обратиться от имени представителя работников в арбитражный суд по поводу разногласий с арбитражным управляющим.
3.2. За нарушение требований действующего законодательства в части очередных выплат (заработка, ставшего кредитом) арбитражного управляющего к административной ответственности в соответствии с Законом о банкротстве привлекает арбитражный суд.
3.2.1. Протокол об административном правонарушении в отношении арбитражного управляющего за невыплату заработной платы, ставшей кредитом, либо за нарушение очередности ее выплаты составляют и направляют в арбитражный суд органы ФРС.
3.2.2. При наличии оснований государственный инспектор труда по результатам проверки направляет в органы ФРС заверенные копии акта и других материалов о выявленных нарушениях в действиях арбитражного управляющего для решения вопроса о составлении административного протокола. В сопроводительном письме должна содержаться просьба к органам ФРС сообщить о результатах рассмотрения такого обращения.
3.3. Случаи сочетанного нарушения арбитражным управляющим действующего законодательства о выплате заработной платы.
3.3.1. В случае сочетанного нарушения арбитражным управляющим действующего законодательства государственный инспектор труда в пределах своей компетенции в соответствии с КоАП РФ и другими законодательными актами самостоятельно принимает к нему меры реагирования в части внеочередных выплат (пункты 3.1-3.1.6). Принятие мер инспекторского реагирования не является препятствием для принятия к арбитражному управляющему мер со стороны ФРС.
3.3.2. Государственный инспектор труда после принятия к нарушителю мер инспекторского реагирования направляет в органы ФРС необходимые материалы для решения вопроса о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности в соответствии с Законом о банкротстве в части очередных выплат (пункт 3.2). При этом в сопроводительном письме помимо просьбы сообщить о результатах рассмотрения для сведения ФРС излагается полный перечень принятых к арбитражному управляющему мер инспекторского реагирования.
3.3.3. При поступлении из органов ФРС материалов в отношении арбитражных управляющих государственный инспектор труда рассматривает их в пределах своей компетенции в соответствии с КоАП РФ. Принятие мер со стороны органов ФРС не является препятствием для принятия к арбитражному управляющему мер инспекторского реагирования.

4. Заключительные положения

4.1. Учет административных дел, а также материалов в отношении арбитражных управляющих, направленных в суд, органы прокуратуры и ФРС, осуществляется в обычном порядке, который выделение указанных сведений отдельной строкой в статистическом отчете не предусматривает.
4.2. Отражение в пояснительной записке к статистическому отчету всех случаев привлечения к административной ответственности, а также иных мер инспекторского реагирования в отношении арбитражных управляющих является обязательным.
Приложение. Копия административного протокола органа ФРС в отношении арбитражного управляющего и копия заявления органа ФРС в арбитражный суд (для сведения) (не приводится).


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru