Законодательство
Московской области

Балашихинский р-н
Бронницы
Волоколамский р-н
Воскресенский р-н
Дзержинский
Дмитровский р-н
Долгопрудный
Домодедовский р-н
Дубна
Егорьевский р-н
Жуковский
Зарайский р-н
Звенигород
Ивантеевка
Истринский р-н
Каширский р-н
Климовск
Клинский р-н
Коломенский р-н
Королев
Красноармейск
Красногорский р-н
Краснознаменск
Ленинский р-н
Лобня
Лотошинский р-н
Луховицкий р-н
Лыткарино
Люберецкий р-н
Можайский р-н
Московская область
Мытищинский р-н
Наро-Фоминский р-н
Ногинский р-н
Одинцовский р-н
Озерский р-н
Орехово-Зуевский р-н
Павлово-Посадский р-н
Подольский р-н
Протвино
Пушкинский р-н
Пущино
Раменский р-н
Реутов
Рошаль
Рузский р-н
Сергиево-Посадский р-н
Серебряно-Прудский р-н
Серпуховский р-н
Солнечногорский р-н
Ступинский р-н
Талдомский р-н
Троицк
Фрязино
Химкинский р-н
Чеховский р-н
Шатурский р-н
Шаховской р-н
Щелковский р-н
Щербинка
Электросталь

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








ОПРЕДЕЛЕНИЕ Верховного Суда РФ от 15.03.2006 № 4-Г06-4
<О ЗАКОННОСТИ И ОБОСНОВАННОСТИ РЕШЕНИЯ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 16.12.2005>
(извлечение)

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 марта 2006 г. № 4-Г06-4

(Извлечение)

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению муниципального образования "Поселок Томилино Люберецкого района Московской области" о признании недействующими частично части 1 статьи 3 и части 1 статьи 6, абзацев 4 и 5 части 2 статьи 6 Закона Московской области от 28 февраля 2005 года № 81/2005-ОЗ "О статусе и границах Люберецкого муниципального района, вновь образованного в его составе городского поселения и существующих на территории Люберецкого района Московской области муниципальных образований" по кассационной жалобе муниципального образования "Поселок Томилино Люберецкого района Московской области" на решение Московского областного суда от 16 декабря 2005 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Е., объяснения представителей муниципального образования "Поселок Томилино Люберецкого района Московской области" С., Л., П., Н., Д., поддержавших доводы кассационной жалобы, представителей Московской областной Думы М., Губернатора Московской области Р., администрации муниципального образования "Люберецкий район Московской области" Т., Министерства по делам территориальных образований Московской области О., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Г., полагавшей оставить решение суда без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

16 февраля 2005 г. Московской областной Думой был принят Закон Московской области "О статусе и границах Люберецкого муниципального района, вновь образованного в его составе городского поселения и существующих на территории Люберецкого района Московской области муниципальных образований" № 81/2005-ОЗ, который подписан Губернатором Московской области 28 февраля 2005 года и опубликован 12 марта 2005 г.
Статьей 1 данного Закона муниципальное образование "Люберецкий район Московской области" наделено статусом муниципального района и утверждены границы этого района. В составе Люберецкого муниципального района образовано новое муниципальное образование - городское поселение Люберцы.
Кроме того, существующие на территории Люберецкого района на день вступления в силу оспариваемого Закона муниципальные образования, в том числе муниципальное образование "Поселок Томилино", наделены статусом городских поселений.
Статьей 3 данного Закона утверждены границы данных городских поселений в виде картографического описания, являющегося неотъемлемой частью Закона.
Муниципальное образование "Поселок Томилино Люберецкого района Московской области" (далее - "поселок Томилино") обратилось в суд с заявлением о признании недействующими часть 1 статьи 3 и часть 1 статьи 6 указанного Закона в части утверждения городскому поселению Люберцы и городскому поселению Томилино границ в виде картографического описания, часть 2 статьи 6 в части присвоения деревням Жилино и 2-е Жилино наименования "поселок".
В процессе судебного разбирательства заявитель уточнил свои требования и просил суд признать недействующими с момента принятия часть 1 ст. 3 оспариваемого Закона в части границы городского поселения "Люберцы", указанной в абзацах 54, 55, 56 приложения к данному Закону "Картографические описания границ Люберецкого района, городского поселения Люберцы, городского поселения Красково, городского поселения Малаховка, городского поселения Октябрьский, городского поселения Томилино"; часть 1 статьи 6 того же Закона в части границы городского поселения Томилино, указанной в абзаце 78 названного приложения к Закону; абзацы 4 и 5 части 2 статьи 6 оспариваемого Закона о присвоении деревням Жилино, 2-е Жилино наименования "поселок".
В обоснование своих требований заявитель указал, что в нарушение федерального закона часть исторически сложившейся территории муниципального образования "Поселок Томилино", общей площадью 351 га, а также лесная сторожка - часть населенного пункта деревни Токарево, где проживают два человека, закрепленная в Уставе муниципального образования, оспариваемым Законом включена в границы вновь образованного муниципального образования - "Городское поселение "Люберцы" без согласия населения деревни Токарево на отнесение части ее территории к другому муниципальному образованию.
Кроме того, в части 2 ст. 6 оспариваемого Закона населенные пункты "Жилино-1" и "Жилино-2", находящиеся в границах городского поселения, названы поселками, в то время как в Уставе муниципального образования указанные населенные пункты по типу сельского поселения являются деревнями и имеют наименование "Жилино" и "2-е Жилино". Таким образом, по мнению заявителя, оспариваемым Законом органы государственной власти Московской области преобразовали и переименовали территориальные единицы, нарушив порядок решения вопросов административно-территориального устройства, установленный законом Московской области.
Заявитель утверждал, что оспариваемым Законом нарушены права муниципального образования "Поселок Томилино" на осуществление местного самоуправления.
Решением Московского областного суда от 16 декабря 2005 г. в удовлетворении заявления отказано.
Муниципальное образование "Поселок Томилино Люберецкого района Московской области" в кассационной жалобе просит решение отменить и принять новое, которым заявление удовлетворить. Полагает, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и применил материальный закон, дал ошибочную оценку доводам заявления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.
Отказывая в удовлетворении требований, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые положения Закона не противоречат федеральному закону и не нарушают прав заявителя.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 85 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) (далее - Закон № 131-ФЗ) в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с требованиями данного Закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 1 марта 2005 года обязаны установить границы муниципальных образований и наделить соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района.
Оспариваемый Закон принят во исполнение указанных требований Федерального закона.
Судом установлено, что муниципальное образование "Поселок Томилино Люберецкого района Московской области" существует с 1998 года. Решением Совета депутатов поселка Томилино № 8/4 от 16 февраля 1998 года был принят Устав муниципального образования и зарегистрирован Управлением юстиции Администрации Московской области 11 марта 1998 года. Муниципальное образование "Поселок Томилино" не имело границ, установленных в порядке, предусмотренном Законом Московской области № 139/2002-ОЗ от 30 ноября 2002 г. "О порядке установления и изменения границ муниципальных образований Московской области".
Между тем границы муниципального образования "Поселок Томилино" были установлены решением Малого Совета Люберецкого городского Совета народных депутатов Московской области от 19 ноября 1992 года № 257/17 "Об утверждении временных внешних границ населенных пунктов Люберецкого района" и решением комиссии по утверждению границ населенных пунктов Люберецкого района, а также описаны в Уставе данного муниципального образования.
На основании имеющихся в деле документов суд установил, что границы муниципального образования "Городское поселение Томилино", установленные оспариваемым Законом, не совпадают с границами муниципального образования "Поселок Томилино Люберецкого района Московской области", описанными в его Уставе. При установлении границ муниципального образования "Городское поселение Томилино" территория муниципального образования "Поселок Томилино" общей площадью 351 га, в состав которой входит государственный лесной фонд - 250 га, садоводческое товарищество "Ручеек" - 52 га, садоводческое товарищество - "Родник" - 2 га, кладбище - 37 га, незастроенная территория вдоль Новорязанского шоссе - 10 га, лесная сторожка, отнесена к территории вновь образованного муниципального образования "Городское поселение Люберцы".
Исходя из этого, суд пришел к выводу о том, что оспариваемым Законом изменены границы муниципального образования "Поселок Томилино".
В соответствии с ч. 2 ст. 131 Конституции Российской Федерации изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.
Изменение границ поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений, согласно ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ осуществляется с согласия населения данных населенных пунктов, выраженного путем голосования, предусмотренного ч. 3 ст. 24 данного Закона.
Однако судом установлено, что в результате принятия оспариваемого Закона какие-либо отдельные населенные пункты, входящие в территорию муниципального образования "Поселок Томилино", не были отнесены к территориям других муниципальных образований.
Доводы заявителя о том, что на отнесение лесной сторожки, где проживают 2 человека, к территории городского поселения Люберцы необходимо было согласие жителей деревни Токарево Люберецкого района, судом признаны несостоятельными, поскольку дома лесников в соответствии с п. 35 раздела VI Положения о порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР, утвержденного Указом Президиума ВС РСФСР от 17 августа 1982 года (действующего в настоящее время), не составляют самостоятельные населенные пункты и числятся за теми населенными пунктами, с которыми они связаны в административном или территориальном отношении. Лесная сторожка является в административном отношении частью деревни Токарево, входящей в состав муниципального образования "Поселок Томилино". Данных о том, что лесная сторожка передана другому населенному пункту, и соответственно, изменилась численность населения деревни Токарево, суду не представлено.
С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу о том, что в данном случае имеет место изменение границ муниципального образования "Поселок Томилино", не влекущее отнесение территорий отдельных входящих в его состав населенных пунктов к территории другого муниципального образования, что согласно п. 4 ст. 12 того же Федерального закона осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных образований.
Судом установлено, что в соответствии со ст. 4 Закона Московской области от 23 апреля 2004 г. № 57/2004-ОЗ "О порядке установления границ муниципальных образований Московской области и наделения статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района" мнение населения муниципального образования "Поселок Томилино" было выражено в решении Совета депутатов данного муниципального образования от 12 августа 2004 года № 10/3, т.е. представительным органом муниципального образования.
Совет депутатов муниципального образования "Поселок Томилино Люберецкого района Московской области" 12 августа 2004 г. принял решение ходатайствовать перед Губернатором Московской области и Московской областной Думой о наделении данного муниципального образования статусом городского округа и установлении границ в соответствии с картографическим описанием границ и Уставом муниципального образования "Поселок Томилино". Указанное решение 16 августа 2004 года было направлено Губернатору Московской области, о принятом решении доведено до сведения Московской областной Думы.
Кроме того, 24 декабря 2004 г. Советом депутатов муниципального образования "Люберецкий район Московской области" было принято решение № 222/32 "О согласовании предложений об установлении границ и наделении статусом муниципальных образований на территории Люберецкого района Московской области".
Данное решение представительного органа, выражающее мнение всего населения Люберецкого района, и было принято за основу при принятии оспариваемого Закона в части описания границ муниципального образования "Городское поселение Томилино".
Совет депутатов муниципального образования "Поселок Томилино" решением от 28 декабря 2004 года № 20/11 выразил свое несогласие с указанным решением Совета депутатов Люберецкого района в части границ городского поселения Томилино, о чем было доведено до сведения Губернатора Московской области, Председателя Московской областной Думы и депутатов Московской областной Думы.
Указанное решение Совета депутатов Люберецкого района было обжаловано администрацией "поселка Томилино" в Люберецком городском суде Московской области. Решением данного суда от 4 июля 2005 года, вступившим в законную силу, в удовлетворении заявленных требований отказано.
С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу о том, что требования ст. 12 Федерального закона № 131-ФЗ при принятии оспариваемого Закона в части установления границ "городского поселения Томилино" были соблюдены, было учтено мнение как Люберецкого района в целом, так и составляющей его части - муниципального образования "Поселок Томилино".
Судом также принято во внимание то обстоятельство, что исключение из состава территорий муниципального образования "Поселок Томилино" территории в размере 351 га было вызвано необходимостью устранения межселенных территорий, создания зеленой зоны отдыха для жителей города Люберцы, поскольку в случае сохранения существующих границ муниципального образования "Поселок Томилино" значительная часть Томилинского лесопарка будет отнесена к межселенной территории, что закон не допускает.
Судом проверены доводы заявителя о том, что у муниципального образования изъята часть исторически сложившейся территории.
Суд, установив, что изъятые территории как территории, входящие в состав поселка Томилино, были впервые описаны в решении комиссии по уточнению границ населенных пунктов Люберецкого района на основании решения Малого Совета Люберецкого городского Совета народных депутатов Московской области от 19.11.1992 № 257/17 "Об утверждении временных внешних границ населенных пунктов Люберецкого района", воспроизведены в Уставе муниципального образования "Поселок Томилино" в 1998 г., не признал указанные территории исторически сложившимися для муниципального образования "Поселок Томилино".
Доводы, приведенные заявителем в кассационной жалобе, выводов суда не опровергают.
Также несостоятельным суд признал утверждение заявителя о том, что оспариваемым Законом (ч. 2 ст. 6) в нарушение областного законодательства об административно-территориальном устройстве преобразованы и переименованы населенные пункты Жилино и 2-е Жилино.
В статье 6 оспариваемого Закона данные территориальные единицы именуются поселок Жилино-1 и поселок Жилино-2, административно подчиненные поселку Томилино.
Согласно ст. 10 Закона Московской области от 17 января 2001 года № 12/2001-ОЗ "Об административно-территориальном устройстве Московской области" все административно-территориальные и территориальные единицы Московской области подлежат регистрации, учету и систематизации с последующей публикацией в Справочнике по административно-территориальному устройству Московской области.
Согласно Справочнику по административно-территориальному устройству Московской области 1999 г. и 2005 г. Жилино-1 и Жилино-2 являются поселками - сельскими населенными пунктами, административно подчиненными рабочему поселку Томилино. То обстоятельство, что в иных документах эти населенные пункты указаны то селом, то деревней, как правильно указал суд, не свидетельствует об официальном присвоении им подобного статуса.
Таким образом, вывод суда о том, что оспариваемым Законом указанные населенные пункты не преобразовывались и им не присваивались новые наименования, является обоснованным.
Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к переоценке выводов суда об отказе в удовлетворении заявления и не свидетельствуют о неправильности постановленного судом решения.
Руководствуясь ст. 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Московского областного суда от 16 декабря 2005 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального образования "Поселок Томилино Люберецкого района Московской области" - без удовлетворения.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru