Законодательство
Московской области

Балашихинский р-н
Бронницы
Волоколамский р-н
Воскресенский р-н
Дзержинский
Дмитровский р-н
Долгопрудный
Домодедовский р-н
Дубна
Егорьевский р-н
Жуковский
Зарайский р-н
Звенигород
Ивантеевка
Истринский р-н
Каширский р-н
Климовск
Клинский р-н
Коломенский р-н
Королев
Красноармейск
Красногорский р-н
Краснознаменск
Ленинский р-н
Лобня
Лотошинский р-н
Луховицкий р-н
Лыткарино
Люберецкий р-н
Можайский р-н
Московская область
Мытищинский р-н
Наро-Фоминский р-н
Ногинский р-н
Одинцовский р-н
Озерский р-н
Орехово-Зуевский р-н
Павлово-Посадский р-н
Подольский р-н
Протвино
Пушкинский р-н
Пущино
Раменский р-н
Реутов
Рошаль
Рузский р-н
Сергиево-Посадский р-н
Серебряно-Прудский р-н
Серпуховский р-н
Солнечногорский р-н
Ступинский р-н
Талдомский р-н
Троицк
Фрязино
Химкинский р-н
Чеховский р-н
Шатурский р-н
Шаховской р-н
Щелковский р-н
Щербинка
Электросталь

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








ПРИКАЗ Государственной инспекции труда в МО от 14.03.2006 № 48
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ТРУДА В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 14 марта 2006 г. № 48

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

В целях обеспечения законности в вопросах применения административного наказания в виде дисквалификации приказываю:
1. Утвердить Методические рекомендации по делам, по которым предусмотрено административное наказание в виде дисквалификации (прилагаются).
2. Руководителям структурных подразделений инспекции обеспечить практическое применение Методических рекомендаций при осуществлении надзорно-контрольной деятельности.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя инспекции Миронова В.П.
4. Отделу кадров, оргработы и хозяйственного обеспечения (Е.Н. Шароварова) ознакомить с настоящим приказом всех сотрудников инспекции.

Руководитель инспекции
В.В. Панкратов





Утверждены
приказом Государственной
инспекции труда
в Московской области
от 14 марта 2006 г. № 48

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ДЕЛАМ, ПО КОТОРЫМ ПРЕДУСМОТРЕНО АДМИНИСТРАТИВНОЕ
НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ДИСКВАЛИФИКАЦИИ

1. Общие положения

1.1. Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судом (мировым судьей).
1.1.1. Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим (ч. 1, 3 ст. 3.11 КоАП РФ), т.е. дисквалификация является одним из основных видов административного наказания, налагаемого за совершение физическим лицом административного правонарушения.
1.2. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое административным кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).
1.3. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ч. 1, 3, 4 ст. 1.5 КоАП РФ).
1.4. Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.27 КоАП РФ, являются трудовые права граждан, а также право на безопасные и здоровые условия труда.
1.5. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.27 КоАП РФ, состоит в том, что виновный нарушает нормы действующего на территории Российской Федерации законодательства:
1.5.1. О труде. При этом речь идет о:
а) праве граждан поступить на работу, праве на предоставление им гарантий и компенсаций, связанных с этим, на предоставление отпуска и других видов отдыха, предоставленных ТК;
б) задержках выплаты заработной платы, занижениях оплаты труда, неправомерных переводах на другую работу, необоснованном увольнении и т.п.;
в) специальных правах в области труда, предоставленных некоторым категориям работников (несовершеннолетним, инвалидам, беременным женщинам и т.д.);
г) любых других нарушениях норм трудового законодательства.
1.5.2. Об охране труда. При этом виновный посягает на действующую систему санитарно-гигиенических правил, правил техники безопасности, порядка проведения инструктажа, мер по индивидуальной и коллективной защите работников, снабжения их лечебным питанием, мылом, спецодеждой и т.п.
1.6. Административное правонарушение может быть совершено в форме как действия (например, незаконный перевод на другую работу), так и бездействия (например, невыплата заработной платы, невыдача средств индивидуальной защиты). Оконченным правонарушение считается с момента совершения любого из упомянутых действий или бездействия.
1.7. Субъектом данного правонарушения являются должностные лица и индивидуальные предприниматели, включая арбитражных управляющих.
1.8. Субъективная сторона правонарушения характеризуется и умышленной и неосторожной формой вины.
1.8.1. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
1.8.2. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможность наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (ст. 2.2 КоАП РФ).

2. Основания для возбуждения дела, по которому
предусмотрено административное наказание
в виде дисквалификации

2.1. Поводы для возбуждения дела об административном правонарушении, за совершение которого предусмотрено наказание в виде дисквалификации, перечислены в ст. 28.1 КоАП РФ. Особенностью дел данной категории являются следующие обстоятельства:
а) протокол об административном правонарушении составляет государственный инспектор труда, а рассматривает дело по существу и наказание назначает суд (мировой судья);
б) после составления государственным инспектором труда административного протокола, например, по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ, не только решение о применении дисквалификации, но и любое другое решение по существу административного производства (о прекращении, о переквалификации на ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ и т.д.) принимается только судом (мировым судьей), в чей адрес государственный инспектор труда в любом случае обязан в установленный законом срок направить составленный протокол;
в) наличие в действиях привлекаемого лица такого квалифицирующего признака, как повторность;
г) субъектом дисквалификации является только физическое лицо.
2.1.1. Правонарушение считается совершенным повторно:
- если не прошел один календарный год со дня совершения аналогичного правонарушения либо со дня его обнаружения, если административное правонарушение относится к категории длящихся;
- если оно аналогично ранее совершенному правонарушению.
2.1.2. Под аналогичным правонарушением, указанным в части 2 статьи 5.27 КоАП РФ, следует понимать совершение должностным лицом такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и охране труда (например, первый раз должностное лицо не произвело расчет при увольнении одного, а позднее - при увольнении другого работника). (Постановление ПВС РФ от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", п. 17.)
2.2. За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения (ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ).

3. Порядок формирования и оформления материалов проверки

3.1. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном нарушении, перечислены в ст. 24.5 КоАП РФ. Этот перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. При отсутствии обстоятельств, перечисленных в ст. 24.5 КоАП РФ, государственный инспектор труда обязан возбудить дело об административном правонарушении.
3.1.1. При доказанности события административного правонарушения, в том числе наличия квалифицирующего признака повторности, и отсутствии оснований, исключающих производство по делу, государственный инспектор труда обязан оформить протокол об административном правонарушении. Сведения, перечисленные в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, указываются им в протоколе об административном правонарушении в полном объеме. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения (ч. 1 ст. 28.5 КоАП РФ).
3.1.2. При отсутствии в действиях физического лица состава административного правонарушения по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ государственный инспектор труда составляет административный протокол по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.
3.1.3. При отсутствии в действиях физического лица состава административного правонарушения по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ или наличии других оснований, исключающих производство по делу, государственный инспектор труда в соответствии со ст. 28.9 КоАП РФ выносит постановление о прекращении производства в отношении физического лица с одновременным возбуждением дела об административном правонарушении (ст. 28.1 КоАП РФ) в отношении юридического лица по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, которое рассматривает в установленном законом порядке.
3.1.4. Обжалование, в том числе и судебное, составленных инспектором актов (протоколов) не является основанием для приостановления производства по делу об административном правонарушении.
3.2. Сбор доказательств представляет собой затребование объяснений и получение заверенных копий локальных нормативных актов и других документов, подтверждающих совершение должностным лицом административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
3.2.1. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ).
3.3. На основании протокола об административном правонарушении, которым зафиксирована вина физического лица в совершении административного правонарушения по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ, государственный инспектор труда рассматривает дело об административном правонарушении, в качестве наказания за которое предусмотрена дисквалификация, и по результатам рассмотрения выносит определение (форма № 6-ГИТ) о передаче дела в суд (мировому судье) по подведомственности (п. 1 ч. 2 ст. 29.9 КоАП РФ).
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
   ------------------------------------------------------------------

3.2.2. Протокол об административном правонарушении направляется в суд (мировому судье) судье в течение суток с момента составления протокола об административном правонарушении (ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ). Оформление материалов проверки по делам о дисквалификации завершается вынесением определения о направлении протокола с материалами дела в суд.
3.2.3. Протокол в отношении арбитражного управляющего подлежит направлению в арбитражный суд.

4. Передача дела в суд

4.1. Материалы дела об административном правонарушении следует прошить, пронумеровать и с сопроводительным письмом передать судье под расписку с штампом с указанием входящего номера и даты вручения.
4.2. Для обеспечения участия государственного инспектора труда в судебном разбирательстве с целью выяснения наиболее сложных вопросов, возникающих в ходе судебного процесса (п. 1 приказа ГИТ МО от 09.02.2006 № 17), в сопроводительном письме следует специально сформулировать ходатайство о вызове инспектора в суд со ссылкой на пункт 10 постановления ПВС РФ от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", который гласит:
"Поскольку органы и должностные лица, составившие протокол об административном правонарушении, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях, круг которых перечислен в главе 25 КоАП РФ, они не вправе заявлять ходатайства, отводы, а также обжаловать вынесенные по делу определения и постановления судей. Вместе с тем при рассмотрении дел о привлечении лиц к ответственности за административное правонарушение, а также по жалобам и протестам на постановления по делам об административных правонарушениях в случае необходимости не исключается возможность вызова в суд указанных лиц для выяснения возникших вопросов".
4.3. Об участии в судебном разбирательстве государственный инспектор труда составляет отчет по установленной форме (приказ ГИТ МО от 01.03.2006 № 38).

5. Порядок информирования вышестоящего органа

5.1. Не позднее следующего дня после передачи дела в суд соответствующая информация должна быть передана по факсимильной связи (т. 343-99-54), а копии материалов проверки в 10-дневный срок переданы в информационно-аналитический отдел ГИТ МО. Решение по делу досылается в кратчайшие сроки после рассмотрения дела судом.
5.2. Общий учет административных дел, направленных в суд для решения вопроса о дисквалификации, осуществляется по аналогии с учетом материалов, направленных в органы прокуратуры для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
5.3. Обобщенная информация по административным делам, направленным в суд для решения вопроса о дисквалификации, ежеквартально направляется главному федеральному инспектору по Московской области, в Правительство Московской области и Прокуратуру Московской области.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru