Законодательство
Московской области

Балашихинский р-н
Бронницы
Волоколамский р-н
Воскресенский р-н
Дзержинский
Дмитровский р-н
Долгопрудный
Домодедовский р-н
Дубна
Егорьевский р-н
Жуковский
Зарайский р-н
Звенигород
Ивантеевка
Истринский р-н
Каширский р-н
Климовск
Клинский р-н
Коломенский р-н
Королев
Красноармейск
Красногорский р-н
Краснознаменск
Ленинский р-н
Лобня
Лотошинский р-н
Луховицкий р-н
Лыткарино
Люберецкий р-н
Можайский р-н
Московская область
Мытищинский р-н
Наро-Фоминский р-н
Ногинский р-н
Одинцовский р-н
Озерский р-н
Орехово-Зуевский р-н
Павлово-Посадский р-н
Подольский р-н
Протвино
Пушкинский р-н
Пущино
Раменский р-н
Реутов
Рошаль
Рузский р-н
Сергиево-Посадский р-н
Серебряно-Прудский р-н
Серпуховский р-н
Солнечногорский р-н
Ступинский р-н
Талдомский р-н
Троицк
Фрязино
Химкинский р-н
Чеховский р-н
Шатурский р-н
Шаховской р-н
Щелковский р-н
Щербинка
Электросталь

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








РЕШЕНИЕ Мособлсуда от 08.02.2006 № 3-21/06
<ОБ ОТКАЗЕ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЙ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ГУБЕРНАТОРА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 10.06.2003 № 128-ПГ, ОТ 27.08.2004 № 180-ПГ И ЗАКОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 29.12.2004 № 197/2004-ОЗ>
(извлечение)

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Определением Верховного Суда РФ от 24.05.2006 № 4-Г06-12 данное решение в части отказа в признании недействующим Закона Московской области от 29.12.2004 № 197/2004-ОЗ отменено.



МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 8 февраля 2006 года

Дело № 3-21/06

(Извлечение)

Московский областной суд рассмотрев гражданское дело № 3-21/06 по заявлениям Т., Б., Н., о признании недействующими постановлений Губернатора Московской области № 128-ПГ от 10.06.2003, № 180-ПГ от 27.08.2004, Закона Московской области "О наделении муниципального образования "Балашихинский район Московской области" статусом городского округа и утверждении границы городского округа Балашиха" № 197/2004-ОЗ от 29 декабря 2004 г.

установил:

постановлением Губернатора Московской области от 10 июня 2003 года № 128-ПГ "Об объединении некоторых поселений Балашихинского района с городом Балашихой Московской области" дачный поселок Николо-Архангельский, дачный поселок Салтыковка, село Никольское Архангельское Николо-Архангельского сельского округа, поселок Горбово Пехра-Покровского сельского округа, село Никольско-Трубецкое Пехра-Покровского сельского округа, село Пехра-Покровское Пехра-Покровского сельского округа, деревня Лукино Пехра-Покровского сельского округа, деревня Безменково Новского сельского округа, деревня Новая Новского сельского округа, т.е. девять населенных пунктов объединены с городом Балашихой. Вышеуказанные территориальные единицы исключены из учетных данных административно-территориальных единиц Московской области.
Постановлением Губернатора Московской области от 27 августа 2004 года № 180-ПГ "Об объединении некоторых населенных пунктов Балашихинского района Московской области и города Балашихи Московской области" поселок совхоза им. 1 Мая, село Шитниково, и деревня Абрамцево Пехра-Покровского сельского округа Балашихинского района Московской области объединены с городом Балашихой Московской области в единый населенный пункт - г. Балашиха Московской области.
В Законе Московской области № 197/2004-ОЗ от 29 декабря 2004 г. "О наделении муниципального образования "Балашихинский район Московской области" статусом городского округа и утверждении границы городского округа Балашиха" перечислены населенные пункты Балашихинского района Московской области, находящиеся в границе муниципального образования городской округ Балашиха. Это: город Балашиха, село Новый Милет Черновского сельского округа и 11 деревень Черновского сельского округа.
Т. просит суд признать незаконными постановления Губернатора Московской области № 128-ПГ от 10.06.2003, № 180-ПГ от 27.08.2004, Закон Московской области № 197/2004-ОЗ от 29 декабря 2004 г. В обоснование этих требований им указывается, что в соответствии с пп. 3, 5 ст. 11 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. (далее по тексту - Закон № 131-ФЗ) в состав городского поселения не может входить город Балашиха, так как этот город не имел администрации и мэра, кроме того, в состав городского поселения могут входить территории исторически сложившиеся в один город и территории, предназначенные для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры. На день принятия обжалуемого Закона Московской области № 197/2004-ОЗ генеральный план развития города Балашихи с развитием на всех включенных в городской округ территориях единой инфраструктуры, отсутствовал. Сельские населенные пункты, находившиеся ранее в составе Балашихинского района, на протяжении всей истории своего существования были во многом самостоятельными, имели местные органы самоуправления. А поэтому включение их в состав города Балашихи и затем этой городской территории вместе с другими населенными пунктами Черновского сельского округа в состав городского поселения не соответствует положениям Закона № 131-ФЗ. Сельские населенные пункты территориально расположены на значительном расстоянии от города Балашихи, имеются транспортные проблемы, кроме того, отсутствует единая инженерная инфраструктура.
Он считает, что при издании обжалуемого Закона Московской области № 197/2004-ОЗ нарушены положения ст. 13 Закона № 131-ФЗ: не был проведен референдум, что является обязательной процедурой при объединении населенных сельских пунктов с городом Балашихой.
По тем же основаниям Т. считает незаконными постановления Губернатора Московской области № 128-ПГ от 10 июня 2003 г. и 180-ПГ от 27 августа 2004 г. Все населенные пункты, указанные в этих постановлениях Губернатора Московской области имели местное самоуправление, которое фактически было упразднено. Никакой общей инфраструктуры, транспортной связи, инженерных сетей между указанными в постановлениях Губернатора Московской области населенными пунктами и г. Балашихой не существует. Постановления Губернатора Московской области изданы без учета мнения населения, без проведения референдума, что противоречит требованиям ст. 12, 13 Закона № 131-ФЗ. Результаты публичных слушаний по проекту генерального плана развития городского округа - Балашиха свидетельствуют, что большинство жителей населенных пунктов, объединенных в результате обжалуемых нормативных актов в город Балашиху и в городской округ - Балашиха, возражали против преобразований их территорий.
Доводы Т. в судебном заседании поддержали: Р., от себя лично и в интересах других 19 заявителей, (доверенность л.д. 66 - том 1), Б., П. от себя лично и в интересах других 9 заявителей (доверенность л.д. 38 том 2), С. от себя лично и в интересах В. (доверенность - л.д. 1 том 3) и Ф.
Остальные, обратившиеся в Московский областной суд: А. от себя лично и в интересах 9 заявителей (доверенность л.д. 83 том 1) Д., К. М., С., В., Н., П., Ф., просили рассмотреть заявление в их отсутствие, о чем известили суд телеграммой или заявлениями.
Представитель Московской областной Думы М. представила письменные возражения по делу (л.д. 152-156 том 2) и в судебном заседании поддерживая их, просила заявление Т. и других 52 заявителей оставить без удовлетворения, так как постановления Губернатора Московской области № 128-ПГ от 10.06.2003, № 180-ПГ от 27.08.2004, Закон Московской области № 197/2004-ОЗ от 29 декабря 2004 г. соответствуют действующему федеральному законодательству и нормативным актам Московской области.
Представитель Губернатора Московской области - Г. возражала против заявленных требований и пояснила, что оспариваемые постановления Губернатора Московской области № 128-ПГ от 10.06.2003, № 180-ПГ от 27.08.2004, приняты в полном соответствии с положениями ст. 1, 3, 4, пп. 2 ст. 6, 8, Закона Московской области № 12/2001-ОЗ "Об административно-территориальном устройстве Московской области" (далее по тексту - Закон МО № 12/2001-ОЗ), и установленного в приложении к этому Закону Порядка решения вопросов административно-территориального устройства Московской области (п. 1 раздела 1 Порядка). Обжалуемые нормативные акты приняты в пределах полномочий Губернатора Московской области. Все доводы, изложенные заявителями в обоснование своих требований, об отмене постановлений Губернатора Московской области и Закона Московской области № 197/2004-ОЗ являются неубедительными, доказательствами не подтверждаются, указанные акты не ущемляют никаких прав жителей городского округа - Балашиха. Представителем Губернатора Московской области представлены также письменные возражения на заявления Т. и других (л.д. 42-52 том 2).
Представителем администрации Балашихинского района Московской области К. поддержано мнение по делу, выраженное представителями Московской областной Думы и Губернатора Московской области. Она также просила отказать в удовлетворении заявления, поданного Т. и другими, представлены письменные объяснения по делу (л.д. 55). К. пояснила, что наделение Балашихинского района Московской области статусом городского округа - Балашиха осуществлено в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 85 Закона № 131-ФЗ, при этом в состав округа включены сельские населенные пункты, которые не являлись муниципальными образованиями, что не противоречит положениям ч. 1 ст. 11 этого же Закона. Довод заявителей о необходимости проведения референдума по поводу наделения территории Балашихинского района статусом городского округа и включения в этот округ сельских населенных пунктов не основан на законе.
Прокурор К. в своем заключении считал, что заявление в части признания недействующим Закона Московской области № 197/2004-ОЗ подлежит удовлетворению, так как не может муниципальное образование городской округ - Балашиха иметь в составе территории, на которые распространяется режим национального парка, имея в виду территорию парка - "Лосиный остров", остальные требования заявителей просил отклонить за необоснованностью.
Заслушав заявителей, участвовавших в судебном заседании, представителей заинтересованных лиц: Московской областной Думы, Губернатора Московской области, администрации Балашихинского района, изучив представленные участниками процесса материалы дела, принимая во внимание имеющееся заключение прокурора, суд считает, что для удовлетворения заявления Т. и других 52 заявителей о признании недействующими постановлений Губернатора Московской области № 128-ПГ от 10.06.2003, № 180-ПГ от 27.08.2004, Закона Московской области № 197/2004-ОЗ от 29 декабря 2004 г. нет оснований, и заявления об этом удовлетворению не подлежат.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны недействительными. Порядок признания недействующими нормативных правовых актов полностью или в части установлен главой 24 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Вопросы, решаемые в обжалуемых постановлениях Губернатора Московской области по определению территориальных границ города районного подчинения - Балашихи находятся в полном ведении субъекта Российской Федерации.
Постановления Губернатора Московской области вынесены в полном соответствии со ст. 71, 72 Конституции РФ и подпунктом "л" п. 2 ст. 5 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Законом Московской области № 12/2001-ОЗ от 17 января 2001 г. "Об административно-территориальном устройстве Московской области" определены порядок разрешения вопросов административно-территориального устройства и компетенция органов государственной власти Московской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области в их решении (ст. 1). Этим Законом определено, что административно-территориальное устройство Московской области устанавливается для осуществления функций государственного управления с учетом исторических и культурных традиций, хозяйственных связей, сложившейся инфраструктуры. Дано понятие об административно-территориальной единице - как части территории Московской области в фиксированных границах. Территориальная единица - населенный пункт - часть территории, имеющая сосредоточенную застройку в пределах фиксированной границы и служащая постоянным и преимущественным местом проживания и жизнедеятельности людей, либо группа населенных пунктов, не являющиеся в соответствии с настоящим Законом административной территориальной единицей (город районного подчинения, поселок городского типа (рабочий или дачный, сельский населенный пункт (ст. 3, 4). На день вступления в силу этого Закона в систему административно-территориальных единиц Московской области включен был и Балашихинский район с административным центром г. Балашиха (п. 4 ст. 4). К вопросам административно-территориального устройства относится объединение территориальных единиц. К полномочиям Губернатора Московской области относятся вопросы образования, объединения, преобразования, упразднения территориальных единиц - городов районного подчинения, дачных поселков, сельских населенных пунктов (подпункт а п. 2 ст. 6 Закона).
В соответствии с постановлением Губернатора Московской области от 10 июня 2003 года № 128-ПГ дачный поселок Николо-Архангельский, дачный поселок Салтыковка, село Никольское Архангельское Николо-Архангельского сельского округа, поселок Горбово Пехра-Покровского сельского округа, село Никольско-Трубецкое Пехра-Покровского сельского округа, село Пехра-Покровское Пехра-Покровского сельского округа, деревня Лукино Пехра-Покровского сельского округа, деревня Безменково Новского сельского округа, деревня Новая Новского сельского округа, т.е. девять населенных пунктов объединены с городом Балашихой. Вышеуказанные территориальные единицы исключены из учетных данных административно-территориальных единиц Московской области.
Постановлением Губернатора Московской области от 27 августа 2004 года № 180-ПГ совхоза поселок совхоза им. 1 Мая, село Шитниково, и деревня Абрамцево Пехра-Покровского сельского округа Балашихинского района Московской области объединены с городом Балашихой Московской области в единый населенный пункт - г. Балашиха Московской области.
В силу п. 4 Положения о порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 августа 1978 г. все поселки, за исключением рабочих, курортных и дачных являются сельскими населенными пунктами. Это положение также учитывалось при издании постановлений Губернатора Московской области об объединении перечисленных поселков с городом Балашихой.
Все документы, необходимые для издания двух указанных обжалуемых актов были представлены Губернатору Московской области главой Балашихинского района. В соответствии с п. 1 раздела 1 Порядка решения вопросов административно-территориального устройства, установленного Законом МО № 12/2001-ОЗ от 17 января 2001 г. были представлены: решения Совета депутатов Балашихинского района от 25 марта 2003 г. № 51/205 "Об объединении с городом Балашихой отдельных поселений Балашихинского района" (л.д. 117 том 2) и от 27 апреля 2004 г. № 71/301 "Об объединении поселений Пехра-Покровского сельского округа Балашихинского района с городом Балашихой Московской области" (л.д. 130 том 2); постановления главы Балашихинского района от 24 марта 2003 г. № 249 (л.д. 116 том 2) и от 9 апреля 2004 г. № 458 (л.д. 129 том 2) по вопросам объединения перечисленных населенных пунктов с городом Балашихой; пояснительные записки (л.д. 118-125, 131-132 том 2); и выкопировки с графическими материалами, отображающими местоположение присоединяемых территорий (л.д. 126-127, 133-134 том 2).
В соответствии с Уставом Балашихинского района Московской области (л.д. 170-180 том 2) принятым решением Совета депутатов этого района от 25 мая 1997 г. № 13/45, зарегистрированным Управлением юстиции Администрации Московской области 3 июня 1997 г. город Балашиха и присоединяемые к нему населенные пункты не являлись отдельными муниципальными образованиями. Органом местного самоуправления, избираемым населением всех перечисленных присоединяемых населенных пунктов и г. Балашихи являлся Совет депутатов Балашихинского района, т.е. заявители по настоящему делу осуществляли местное самоуправление в одном муниципальном образовании "Балашихинский район Московской области" (ст. 3, 6, 32, 33 Устава).
При издании указанных постановлений Губернатора согласия населения не требовалось. Закон Московской области № 12/2001-ОЗ от 17 января 2001 г. говорит лишь об учете мнения населения. Доводы заявителей о том, что при объединении территориальных единиц не учтено мнение населения, не могут служить основанием для отмены обжалуемых нормативно-правовых актов.
В силу п. 2 статьи 3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Таким образом, решение представительного органа власти является надлежащей формой учета мнения населения. Суд считает, что мнение населения по вопросу объединения территориальных единиц было дважды выражено депутатами Совета депутатов муниципального образования "Балашихинский район Московской области". Ни один из заявителей не приводил доводов и не оспаривал того, что при рассмотрении вопросов об объединении указанных в постановлениях Губернатора Московской области территорий на заседании Совета депутатов отсутствовали депутаты, представлявшие интересы жителей перечисленных сельских населенных пунктов.
При издании обжалуемых постановлений конституционные нормы (п. 2 ст. 131 Конституции РФ) нарушены не были, не произошло и нарушение прав заявителей на участие в местном самоуправлении непосредственно и через выборные органы муниципального образования. До объединения и после объединения территориальных единиц все заявители осуществляли местное самоуправление в рамках одного муниципального образования муниципальное образование "Балашихинский район Московской области".
Из пояснительных записок главы Балашихинского района и выкопировок графических материалов, усматривается, что населенные пункты или непосредственно примыкают к границе города Балашихи (д. Абрамцево, пос. совхоза им. 1 Мая, с. Шитниково), или образуют естественную агломерацию с этим городом (пос. Салтыковка, поселок и с. Никольско-Архангельское, д. Лукино, с. Никольско-Трубецкое, с. Пехра-Покровское, д. Новая, д. Безменково). Положения подп. 5 п. 1 ст. 11 Закона № 131-ФЗ о составе территории городского поселения распространяются на территории имеющие статус муниципальных образований и не применимы к правоотношениям, которые регулируются при преобразовании административно-территориальных единиц.
В соответствии с Законом Московской области № 57/2004-ОЗ "О порядке установления границ муниципальных образований Московской области и наделения их статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района" проект закона № 197/2004-ОЗ (письмо от 27.10.2004 № 33-2073 - л.д. 57 том 2) в Московскую областную Думу был внесен Губернатором Московской области, который составлен на основе предложений, поступивших от главы существующего муниципального образования "Балашихинский район Московской области".
В ст. 2 Закона Московской области № 197/2004-ОЗ от 29 декабря 2004 г. "О наделении муниципального образования "Балашихинский район Московской области" статусом городского округа и утверждении границы городского округа Балашиха" перечислены населенные пункты Балашихинского района Московской области, находящиеся в границе муниципального образования городской округ - Балашиха. Это: город Балашиха, село Новый Милет Черновского сельского округа и 11 деревень Черновского сельского округа. Закон принят Московской областной Думой 17 ноября 2004 г., подписан Губернатором Московской области 29 декабря 2004 г., и опубликован в газете "Ежедневные Новости. Подмосковье" в № 11 от 22 января 2005 г. В статье 1 этого Закона муниципальное образование "Балашихинский район Московской области" наделено статусом городского округа - Балашиха, а в статье 3 - утверждено картографическое описание границ городского округа.
Закон Московской области № 197/2004-ОЗ принят во исполнение требований федерального законодательства, с целью организации местного самоуправления на территории Московской области с учетом полномочий предоставленных законодательному, представительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации, на сновании п. "н" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, где установлено, что установление общих принципов организации местного самоуправления находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ и ч. 2 ст. 76 Конституции РФ, согласно которой по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы, и иные нормативные акты субъектов РФ.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 85 Федерального закона № 131-ФЗ до 1 января 2005 г. (в дальнейшем изм. - до 1 марта 2005 г.) органы государственной власти субъектов РФ обязаны были установить границы муниципальных образований и наделить соответствующие муниципальные образования статусом городского сельского поселения, городского округа, муниципального района. В переходный период установленный гл. 12 этого Закона порядок наделения статусом муниципальных образований регулируется статьями 84 и 85 Закона № 131-ФЗ.
В силу положений абз. 2 ч. 3 ст. 84 этого Закона наделение законом субъекта РФ городских сельских населенных пунктов, расположенных в границах района, являющегося муниципальным образованием на день вступления в законную силу настоящей главы, т.е. переходных положений закона статусом городских сельских поселений в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 85 Закона № 131-ФЗ не является изменением границ, преобразованием указанного района.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона № 131-ФЗ городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных данным Законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.
Таким образом, г. Балашиха, не являющийся муниципальным образованием и 12 сельских населенных пунктов, перечисленных в Законе Московской области № 197/2004-ОЗ, не являющихся муниципальными образованиями в установленный переходный период могли быть наделены статусом городского округа, без изменения границ муниципального образования "Балашихинский район Московской области", которое существовало на день вступления в силу главы 12 Закона № 131-ФЗ.
Включение помимо города Балашихи двенадцати сельских населенных пунктов в состав территории городского округа Балашиха не противоречило содержанию ч. 2 ст. 11 Закона № 131-ФЗ. А наделение района, являющегося муниципальным образованием, статусом городского округа без изменения границ района нельзя признать преобразованием и поэтому учета мнения населения или согласия населения не требуется. Проведение референдума для наделения района являющегося муниципальным образованием, статусом городского округа также не требовалось, положения ст. 13 Федерального закона № 131-ФЗ в данном случае не применимы.
Судом установлено, что со дня вступления в силу главы 12 Закона № 131-ФЗ и до момента принятия оспариваемого Закона Московской области № 197/2004-ОЗ жители ни одного из перечисленных населенных пунктов, включенных в состав городского округа не заявили в установленном порядке о преобразовании муниципального образования "Балашихинский район Московской области" путем выделения из его состава и создания обособленного муниципального образования - сельского поселения. В период с октября 2003 года до издания обжалуемого акта никаких процедур по организации новых муниципальных образований на территории Балашихинского района не проводилось, предусмотренное ч. 5 ст. 13 Федерального закона № 131-ФЗ право на создание отдельного муниципального образования могло быть реализовано при проведении референдума с соблюдением процедуры его организации среди населения всего муниципального образования, как это требует Закон Московской области № 93/2003-ОЗ от 22 июля 2003 г. "О референдуме Московской области". Представленная заявителями переписка о желании провести местный референдум свидетельствует, что в силу организационных причин намерения остались нереализованными (л.д. 207-208-209 том 2).
В соответствии со ст. 2 Закона Московской области № 197/2004-ОЗ, который обжаловали заявители, деревни, села в составе городского округа остаются сельскими населенными пунктами, поэтому необоснованными являются доводы заявителей о возложении на них оспариваемым актом дополнительных обязанностей по уплате земельного налога за приусадебные участки.
Закон учитывает доступность населения в течение рабочего дня до административного центра и обратно для непосредственного обращения граждан в органы местного самоуправления, при развитой транспортной инфраструктуре. Заявители пояснили, что для поездки в административный центр - г. Балашиху затрачивается ими от 40 минут до 3 часов.
В соответствии со ст. 11 Закона № 131-ФЗ территорию поселения, в том числе и городского поселения, каким является городской округ, составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения, рекреационные земли, земли развития поселения. В состав территории городского поселения могут входить один город или поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков, и сельских населенных пунктов не являющихся муниципальными образованиями). Кроме того, Закон № 131-ФЗ действовавший в редакции до 30 декабря 2004 года допускал возможность включения в состав территории городского округа любых сельских населенных пунктов не являющихся муниципальными образованиями и независимо от содержания генерального плана развития территорий.
В силу ч. 2 ст. 11 указанного Закона право наделять территорию, имеющую статус муниципального образования - статусом городского округа отнесено к компетенции субъекта, который учитывает при этом положения ст. 15 и ст. 16 Закона № 131-ФЗ с целью самостоятельного решения органами местного самоуправления городского округа вопросов местного значения и осуществления государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами, законами субъектов РФ.
Положения ст. 11 и ст. 85 Закона № 131-ФЗ в их взаимосвязи относят решение вопросов об определении границ муниципальных образований, а также отнесение населенного пункта к тем или иным муниципальным образованиям к компетенции органов власти субъектов РФ.
Действующая редакция п. 3 ст. 85 Закона № 131-ФЗ допускает утверждение границ городского поселения, а городской округ является таковым, как при отсутствии генерального плана, так и в случае, когда сложившаяся территория поселения выходит за пределы городской черты. Границы муниципального поселения утверждаются тогда на основании исторически сложившейся территории города, а также в соответствии с границами земельных участков, выделенных для городской застройки, и территорий предназначенных для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры города (поселка).
В силу п. 4 ч. 1 ст. 11 Закона № 131-ФЗ в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения. Часть территории парка "Лосиный остров" входила в территорию муниципального образования "Балашихинский район Московской области". И именно эта же часть вошла в состав территории, которую Законом № 197/2004-ОЗ наделили статусом муниципального образования городской округ - Балашиха. Поэтому довод прокурора о невозможности включения в состав городского округа территории национального парка "Лосиный остров", противоречит положениям ст. 11 Закона № 131-ФЗ и не может быть основанием к отмене обжалуемого заявителями закона. Кроме того, в соответствии с Перечнем субъектов РФ и отдельных районов субъектов РФ (в существующих границах) относящихся к территориям с высокой плотностью населения, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 25 мая 2004 г. № 707-р, Московская область относится к территории с высокой плотностью населения (ч. 4 ст. 11 указанного Закона), в связи с чем существование на ней межселенных территорий не допустимо. Органы власти Московской области исполнили требование Закона № 131-ФЗ и указанного распоряжения Правительства РФ. В силу п. 3 ч. 1 ст. 11 Закона № 131-ФЗ территорию поселения составляют, в том числе, и рекреационные земли.
Городской округ - Балашиха в настоящее время располагается на площади 20631 га, т.е. относительно незначительная территория по сравнению с другими районами Московской области, окруженная со всех сторон девятью другими обособленными территориями двух субъектов РФ. Этот округ граничит с г. Москвой на протяжении 30 км, с г. Реутовом, Мытищинским, Пушкинским районами, г. Королевом, с Щелковским и Ногинским, Раменским, Люберецким районами, имеет два анклава - пос. Восточный - территория г. Москвы и г. Железнодорожный. Основными транспортными путями городской округ - Балашиха связан с г. Москвой. Это автомобильные дороги А-103 Щелковское шоссе, М-7 "Волга", Носовихинское шоссе, пересекающее округ с запада на юг, Балашихинское шоссе - с запада на восток и железнодорожная линия Московско-Курского отделения Московской железной дороги. Населенные пункты в основном сосредоточены около этих магистралей. Вплотную к старой черте города примыкают лесопарки Горенский и Озерный. Городской округ, на день принятия обжалуемого закона, состоит из г. Балашихи с зарегистрированным населением - 178962 человека и 12 сельских населенных пунктов, зарегистрированное население которых составляет - 9338 человек.
Фактически на территории округа, начиная с 20-х годов, был создан комплекс тяжелой и легкой промышленности, который в большей степени сохранился в период экономических реформ 90-х годов двадцатого века и продолжает функционировать в настоящее время. Поэтому на территории округа, городское население которого составляет 94,8%, в районе квартала Новский г. Балашиха и Черновского сельского округа планируется формирование новых промышленных зон для обеспечения, не в последнюю очередь, рабочими местами жителей города, составляющих практически все население муниципального образования. Динамично развивающаяся территория городского округа позволила только в 2003 году на 34,4% больше по сравнению с предыдущим годом увеличить выпуск товаров и оказание услуг. Промышленность доминирует в городском округе, производя 54% валовой продукции и обеспечивая более 50% налоговых поступлений, 15% налогов собирается с предприятий торговли. Земельный фонд сельскохозяйственных предприятий составляет 2441 га, из которых пашни - 1667 га, то есть только 8% всей территории городского округа - Балашиха. Удельный вес сельскохозяйственной продукции в муниципальном образовании в общем объеме выпуска товаров и услуг составил в 2002 г. - 2%, в 2003 г. - только - 1,3%. В судебном заседании представителем Балашихинской районной администрации представлены документы о том, что земельные участки, остающиеся пока в пользовании ЗАСХО "Серп и Молот", и СПК "Агрофирма - колхоз им. Кирова" фактически находятся в собственности 33 юридических лиц, которые ставят вопрос о переводе земель в другую категорию, в связи с переменой ее назначения (л.д. 198-205 том 2).
Из представленного перечня предприятий машиностроения, металлообработки, легкой, текстильной, химической, пищевой промышленности, стройиндустрии, перечня научно-исследовательских институтов, образовательных учреждений, (л.д. 89, 119, 121, 131 - том 2), географического расположения городского округа (л.д. 92, 169 том 2), показателей интенсивного промышленного производства и крайне низкой доли сельскохозяйственных угодий и производимой на них продукции, суд приходит к выводу о том, что территория городского округа - Балашиха является фактически сложившейся урбанизированной плотно населенной территорией, естественной агломерацией, с преимущественно городским населением. Поэтому власти субъекта РФ наделили указанную территорию статусом городского округа, имея в виду, что в переходный период Закон № 131-ФЗ не препятствовал этому.
Закон № 197/2004-ОЗ принят уполномоченным органом - Московской областной Думой, в установленном порядке - (Закон Московской области № 57/2004-ОЗ) в пределах компетенции, не противоречит федеральному законодательству и не нарушает прав заявителей. Требования заявителей не подлежат удовлетворению, так как не основаны на положениях действующего законодательства при его правильном толковании.
Руководствуясь ст. т. 251-253, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд

решил:

Т., Б., Н., о признании недействующими:
- постановлений Губернатора Московской области № 128-ПГ от 10.06.2003 "Об объединении некоторых поселений Балашихинского района с городом Балашихой Московской области", № 180-ПГ от 27.08.2004 "Об объединении некоторых населенных пунктов Балашихинского района Московской области и города Балашихи Московской области";
- Закона Московской области "О наделении муниципального образования "Балашихинский район Московской области" статусом городского округа и утверждении границы городского округа Балашиха" № 197/2004-ОЗ от 29 декабря 2004 г. -
отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней или на него может быть принесено кассационное представление прокурором в тот же срок.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru